Уроки изобразительного искусства 8 класс-1. Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки
Скачать 478.1 Kb.
|
Предметные результаты: осознавать общность творческого процесса при создании любой телевизионной передачи и кинодокументалистики; приобретать и использовать опыт документальной съёмки и тележурналистики (интервью, репортаж, очерк) для формирования школьного телевидения; понимать, в чём состоит специфика «прямой» документалистики на телевидении; понимать, почему теледокументалистика и Интернет так важны для современного человека. Личностные результаты: испытывать чувства любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, одновременно осознавать свою принадлежность к определённому этносу; получать навыки коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; воспитывать эстетические чувства, получать впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира. Метапредметные результаты: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя; понимать содержание видеосюжетов, текстов, интерпретировать их смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебно-исследовательского или практического творческого характера; приобретать и развивать ИКТ-компетенции; уметь анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя их отличительные признаки; включаться в диалог с учителем и сверстниками; интегрироваться в группу сверстников, уметь ладить с участниками действия, понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы. На уроке раскрывается специфика телевидения, состоящая в сиюминутности происходящего на экране, транслируемой в реальном времени, — прямой эфир. Опыт документального репортажа — основа телеинформации. В связи с этим рассматривается принципиальная общность творческого процесса в любительском и телевизионном видеосюжете или репортаже. Практическая часть урока может выполняться не только в соответствии с предложенными в учебнике темами. Учащиеся могут исследовать основы школьной тележурналистики в конкретной школе. Это может помочь ребятам даже при выборе будущей профессии. Учебно-исследовательское задание При выполнении этой работы очень важно нацелить учащихся на анализ конкретных примеров тележурналистики, которые они могут увидеть на экране. Ребята выполняют индивидуальную или коллективную аналитическую работу на тему «Кино- документальные основы телерепортажа, телеинтервью и телепередач». Раскрывается общность экранно-образного языка документального фильма и многих жанров телепередач, единство монтажно-композиционного выражения авторской мысли. Работа выполняется на конкретных видеопримерах. Творческое задание. Проектно-творческий практикум «Экран — искусство — зритель» Съёмочно-творческая работа, чтобы быть успешной, требует грамотного построения. Следует понимать, что переход от видеофразы к видеоэтюду чисто номинален. Вся методика и логика работы остаётся той же. Вместе с группами учащихся педагог выбирает тему документального видеоэтюда и проводит подготовительную сценарно-операторскую подготовку к его съёмке: делает его кадроплан (или раскадровку). То же самое касается съёмочного проекта в жанре интервью. Проводится предварительная сценарная и режиссёрско- организационная подготовка к съёмке интервью. Интервью можно проводить как реальный съёмочный проект, а можно как упражнение. Например: проектирование темы и места внестудийного интервью (где и как его снимать, также три вопроса к людям в кадре); выполнение проектного упражнения (по выбору); создание телесюжета о Москве для какой-либо конкретной передачи, выбор для съёмки не более трёх объектов; создание телерепортажа о лете (предварительно нужно определить, где он будет сниматься и кто будет читать текст за кадром). Из рекомендаций и опыта учителей Голицына В. Б. (Москва). Документальное кино практически неизвестно или мало известно современным школьникам. Поэтому я специально подбирала документальную видеотеку, а потом на примере лент от Д. Вертова до П. Костомарова показывала истинность и художественность реального человека на экране, когда никакой актёр не сможет передать неповторимость и эффект живой неотрепетированной жизни. Прививая у ребят любовь и вкус к документальному кино, я учила их самому главному: передаче правды даже в маленьком любительском этюде, который на экране приобретает непередаваемый художественный эффект большой силы, проистекающий от реальности происходящего. Паршикова Е. К. (Москва). Часто ребята торопятся снимать, и все остальные этапы работы над фильмом им кажутся незначительными. А ведь только будучи подготовленным к съёмке, чётко нацеленным на выражение своего замысла, можно идти на экспромт и непланировавшуюся импровизацию, потому что реальная жизнь нережиссируема, события, возникающие перед нами, в большинстве своём неожиданны. Мастерство документалиста состоит в том, чтобы не инсценировать жизнь, а суметь запечатлеть её врасплох, такой, какая она есть. Во время съёмки этюда или документального сюжета всегда надо быть мобильным, готовым быстро реагировать на непредвиденности в кадре. Алёшина Т. В. (Москва). В учебнике на с. 151 приведены примеры изобразительной работы, выполненной ребятами вместе со мной, в которых моделируется выбор места внестудийного интервью «В гостях у Деда Мороза», выбирается возможное решение, где и как снимать это интервью (на ёлке, за кулисами, вместе с детьми и т. д.). Подобная работа воспитывает творческую грамоту и культуру. Следует помнить, что видеоряд и характер съёмки интервью (на крупных или общих планах) впрямую зависят от содержания диалога и от того, как мы хотим, чтобы это выглядело на экране. Урок: «Жи^нь врасплох, или Киноглаз. Кинонаблюдение - основа документального Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты: понимать, что кинонаблюдение — это основа документального видеотворчества как на телевидении, так и в любительском видео; иметь представление о различных формах операторского кинонаблюдения в стремлении зафиксировать жизнь как можно более правдиво, без нарочитой подготовленности человека к съёмке. Личностные результаты: формировать положительное отношение к результатам выполняемых своих исследовательских и практических работ; воспитывать эстетические чувства, получая впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира; применять полученные знания и умения на практике. Метапредметные результаты: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; выделять из темы урока известные знания и умения; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути и способы решения учебных и познавательных задач; понимать содержание видеосюжетов, текстов, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебно-исследовательского или практического творческого характера; формировать и развивать ИКТ-компетенции; участвовать в дискуссиях по проблемам, поставленным перед учениками. Основная идея урока — рассмотрение и исследование метода кинонаблюдения как основного средства изображения события и человека в документальном фильме и телерепортаже. Говоря о том, что событие и человек в реалиях нашей действительности — главное содержание телеинформации, следует вывод, что это же является главным содержанием школьного любительского видео. Передача правды жизни и естественности поведения человека в кадре — основная задача авторов-доку- менталистов на телевидении и авторов любительских сюжетов. При помощи видеоряда анализируются средства достижения правды на телеэкране, а также в школьных видео, главное из которых — точная и объективная фиксация события, пусть долгая и кропотливая, но не его инсценировка. К практической части занятия можно отнести разбор режиссёрско-операторской грамоты на примере создания видеоэтюда и видеосюжета. Поскольку тема решается на примере видеоэтюда и видеосюжета (в форме интервью, репортажа и очерка), учителю предстоит определить время и формат их изучения (в течение одного урока, двух и т. д.). Этот выбор зависит от конкретных условий ведения занятий, и прежде всего от того, проводится ли съёмочный практикум или изучение материала осуществляется лишь в рамках учебно-реферативного исследования. «Видеоэтюд в пейзаже и портрете» Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты: понимать эмоционально-образную специфику жанра видеоэтюда и особенности изображения в нём человека и природы; уметь реализовывать сценарно-режиссёрскую и операторскую грамоту творчества в практике создания видеоэтюда; представлять художественные различия живописного пейзажа и портрета и их киноаналогов, чтобы при создании видеоэтюдов с наибольшей полнотой выразить специфику киноизображения. Личностные результаты: формировать положительное отношение к результатам выполняемых исследовательских и практических работ; воспитывать эстетические чувства, получая впечатления от восприятия различных предметов и явлений окружающего мира. Метапредметные результаты: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; понимать содержание видеосюжетов, текстов, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении различных заданий; формировать и развивать ИКТ-компетенции; анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя в них отличительные особенности; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических творческих заданий, оформлении реферативных работ и презентаций. На этом уроке рассматривается дальнейший этап освоения кинограмоты: от видеофразы к видеоэтюду. На примере фрагментов документальных телефильмов анализируется драматургическое построение экранного действия, состоящее из трёхпяти видеофраз. Рассматриваются видеоэтюды на передачу настроения, а также пейзажные, архитектурные или портретные зарисовки, в которых воплощается образно-поэтическое видение мира и человека. При рассмотрении композиции видеоэтюда внимание обращается на драматургическое взаимодействие изображения и звука. Учитель сам определяет, на каком из уроков, посвящённых видеоэтюду или видеорепортажу, наиболее целесообразно дать анализ соединения звука и изображения на экране. Здесь акцентируется внимание на художественно-образном значении звука в фильме, в отличие от его механического соединения с картинкой при съёмке видеокамерой. Рассматривается, как сюжетное и изобразительное развитие темы в этюде может быть поддержано музыкой и шумами (и лишь в крайнем случае словом, например стихами). Звук активно влияет на восприятие происходящего на экране. Разное музыкально-звуковое решение эпизода даёт и разное его эмоционально-смысловое прочтение. Например, мы видим на экране дождь, он пузырится на лужах, капли дождя стекают по стеклу, и его восприятие может меняться даже от того, в фортепианном исполнении или на скрипке звучит сопровождающая его мелодия. Звуковое решение даже небольшого этюда не должно быть случайным выбором первой попавшейся мелодии или песенки, которая у всех на слуху. Музыка в фильме чаще всего развивает происходящее на экране, как бы углубляет его. Но звук может быть противоположен «картинке», так называемый контрапункт: «вижу одно — слышу другое». Благодаря этому видимое на экране может иметь разные смыслы. Учебно-исследовательское задание Наиболее целесообразно учебно-исследовательскую работу дать как единую, посвятив её анализу видеоэтюда или видеорепортажа. Творческое задание. Проектно-творческий практикум «Экран — искусство — зритель» Учитель помогает в съёмке и монтаже видеоэтюда (пейзажного или портретного) на передачу состояния и настроения. Создание образа в этюде, поддержанного звукорядом, выражается прежде всего в устранении многословия и необязательных планов. В этюде должно остаться пять-шесть планов, чётко работающих на развитие визуальной темы и настроения этюда. Не каждая съёмка натуры становится этюдом. Экранное изображение не должно быть лишь иллюстрацией или поводом для сообщения, в котором текст важнее изображения, а информация важнее чувства. Видеоэтюд предполагает особый взгляд на мир, в основе которого лежит эмоционально-поэтическое восприятие отношения к снимаемому. Видеоэтюд можно сравнить с лирическим стихотворением, а не с газетной публикацией, с радостной или задумчивой задушевной мелодией, а не с грандиозной оперой, с размышлением, а не с докладом. Из рекомендаций и опыта учителей Кобозев А. А. (Москва). Работая с учителями и руководителями студий на курсах повышения квалификации в течение многих лет по программе, я обратил внимание, насколько легко им даётся фотография и настолько трудно — видео. Это было видно ещё на этапе создания кинофразы, но особенно явно проявилось в работе над видеоэтюдом. Назову простейшие огрехи: короткие по хронометражу и потому трудно воспринимаемые на экране планы; дрожащая камера при отсутствии штатива и съёмке с рук; короткие и немонтажно снятые планы; неосмысленный монтаж одинаковых по крупности планов; неосмысленное и зрительно раздражающее использование трансфокатора (неоправданные отъезды, наезды, панорамы) и т. д. и т. п. Список этот длинный, а ещё не включил сюда плохой свет и абсолютно не аргументированное музыкальное оформление этих упражнений. Но это неудивительно: кинодело трудное, но осваиваемое. Вы не представляете, какая радость охватывала меня, когда после долгой череды неудач и огрех я видел скромный, но искренний и грамотный этюд! Чувство времени и умение снимать, опыт режиссёрского и операторского мастерства приходят с работой. Как говаривал известный художник-педагог П. П. Чистяков, «сделай раз со сто — будет просто»! Гликин Л. Д. (Москва). Видеоэтюд в моей школе — основа всего дальнейшего телевизионного образования и творчества. Требуя от ребят безусловного владения операторской грамотой и монтажными компьютерными технологиями, я внушаю им мысль, что это лишь обязательное условие передачи авторского замысла. Главное же — научиться видеть за привычным и обыденным интересное. Увидеть эту скрытую от безразличного взгляда поэзию окружающего мира и передать её в зримых образах и есть суть видеоэтюда. Я заставляю ребят снимать без звука, потому что в этюде изображение важнее всего — шумов, каких-то слов, звуков, идущих фоном. Изображение является главным действующим лицом, средством выражения замысла и создания кинообраза, полного неуловимой, непередаваемой в словах мелодии или, если хотите, поэзии. Опыт, приобретённый в работе над этюдом, становится основой грамотной работы над репортажем и очерком Санина Н. Б. (Москва). Этюд на передачу настроения — практически первая художественно-творческая работа после освоения элементарной съёмочно-монтажной грамоты в видеослове. Темы видеоэтюда мы коллективно обсуждаем ещё до начала съёмки, чтобы уже в самом начале отбросить неудачные замыслы. Темами для видеоэтюдов лучше всего выбирать природу (лес зимой, утренний туман, отблески заката и т. д.) или городские мотивы (дождь на улице и отблески огней, листопад и подметающие дворники и т. д.). Видеоэтюд может быть посвящён состоянию не только природы, но и человека (печаль, за книгой, я думаю о нём, за завтраком и т. д.). В таких этюдах можно передать то, что видишь, и то, что скрывается за этим. Работа над видеоэтюдом для моих ребят стала органичным продолжением пейзажных и портретных фотосерий. Серьёзная работа над фотографией во многом обеспечивает успех в работе и над видеоэтюдом. Попова Е. В. (Москва). Видеотехника подарила нам не только преимущества в съёмке, но и новые задачи. Если раньше у снимавших на любительскую кинокамеру была задача озвучить немое изображение, то теперь стоит обратная задача, поскольку видеокамера одновременно с картинкой записывает звук. В какой-то ситуации (например, при интервью) это может быть полезно. Но обычно это технический звук, прикреплённый к изображению, помимо воли автора. Чтобы звук стал выразительным средством и служил для решения художественно-образных задач, надо его оторвать от изображения и смонтировать нужную картинку с нужным звуком. Тогда родится нужный смысл! Изучению роли звука и его влияния на восприятие картинки я посвящаю упражнение, когда одна и та же монтажная фраза (например, «букет осенних цветов у окна — звёздное небо — пламя свечи») в зависимости от музыкально-песенного или шумового сопровождения (плач младенца, завывание ветра, стук дождя по стеклу, романс под гитару) воспринимается и читается по-разному, например как колыбельная, воспоминание или любовное признание. |