Уроки изобразительного искусства 8 класс-1. Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки
Скачать 478.1 Kb.
|
Заключение Как показывают все проведённые мониторинги, тестово-диагностические замеры и опыт многих учителей, точно выстроенная работа по программе «Изобразительное искусство.» и учебнику раскрывает творческий потенциал учащихся, расширяет их зрительскую культуру и является серьёзным фундаментом для их художественного саморазвития и будущей творческой профессионализации. Надеемся, что эта книга для учителя и рекомендации, содержащиеся в ней, будут способствовать выработке вашей личной стратегии проведения уроков по курсу «Изобразительное искусство», повысят вашу педагогическую компетентность и помогут при реализации требований ФГОС, в том числе в создании средствами образования условий для формирования личной успешности обучающихся и воспитанников в обществе. Работа по учебно-методическому комплекту (рабочая программа, учебник, поурочные разработки) поможет московскому образованию в решении таких приоритетных задач, как: формирование «Московского стандарта качества» — системы дополнительных требований к содержанию, условиям и результатам образовательного процесса; создание механизмов использования интеллектуальных и социокультурных ресурсов столицы в образовании; достижение эффективности и опережающего развития инфраструктуры, обеспечивающей художественно-творческое воспитание ребёнка через использование культурной среды и визуально-информационных образовательных технологий. Решение этих задач должно быть обеспечено конкретной работой конкретных учителей, для которых и разработан учебно-методический комплект, обеспечивающий проведение уроков изобразительного искусства в 8 (9) классе. Поурочные разработки, входящие в комплект, раскрывают способы организации познавательной и творческой работы учащихся. Все части комплекта составляют единое целое, но у каждой из них своя функция и каждая помогает учителю на разных этапах его работы. Программа выстраивает системность художественного образования, формулирует содержательнодидактические основы педагогической деятельности. Учебник, реализуя эти принципы, даёт текстовой и иллюстративный материал для учащихся и раскрывает содержание их творческой деятельности. Поурочные разработки освещают работу учителя в пространстве урочной (и внеурочной) деятельности, предлагают различные формы индивидуальной и коллективной проектной деятельности учащихся. Предполагается, что учебник - основная составляющая комплекта есть у каждого ученика. Однако методические параметры работы с учебником задаются педагогом, который выделяет главные содержательные моменты в тексте и зрительном ряде. Учебник формирует познавательно-творческие способности ученика, оставляя при этом пространство для его художественного и духовного саморазвития. Авторы стремились заинтересовать учащихся, дать им толчок для дальнейшего самостоятельного изучения изобразительных искусств. Очень хотелось бы, чтобы этот посыл был поддержан и развит учителем, ведь учебник только отправная точка на пути познания синтетических искусств. Ученику ещё предстоит многое узнать, познакомиться со знаменитыми произведениями театра и кино. Чтобы почувствовать характер и нерв этих бурно развивающихся сегодня искусств, ребята под руководством учителя должны изучать их в контексте развития современного искусства, посещая выставки, спектакли, просматривая новые фильмы, телевизионные передачи (каналы «Культура», «Наша планета»), имеющие просветительский характер, а также читая тематические журналы. Изучение синтетических искусств требует изрядной материально-технической подготовки. Даже талантливому и опытному учителю не удастся провести занятие, как говорится, на пальцах. Если мы говорим ученикам об искусствах, основанных на визуально-экранных технологиях, то и занятие для этого должно быть обеспечено хоты бы минимумом этих технологий. Специфика преподавания синтетических искусств, как уже говорилось, требует от педагога владения фотоаппаратом и видеокамерой, основами режиссуры и драматургии, операторского и актёрского мастерства. Необходимо создание личной видеотеки, в которую должен входить иллюстративный ряд к уроку, а также записи спектаклей, фильмов, телепередач, которые и станут наглядным раскрытием искусства театра и кино. В эту же видеометодичку следует включить коллекцию лучших детских работ по всем темам года. Каждый учитель сможет убедиться, какое это будет важное подспорье при выполнении учащимися исследовательских и творческих проектов. Нужно фиксировать разные этапы работы по выполнению проектов, таким образом будет наглядно раскрыта этапность и методика работы по заданиям каждого урока. В своей деятельности учитель не может ограничиваться разработкой методических подходов исключительно к ведению конкретного урока, иначе он превратится в «урокодате- ля». В широком смысле спектр работы современного учителя изобразительного искусства вбирает в себя аспекты духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, развития творческих, эстетических и интеллектуальных возможностей учащихся, применения в процессе образования здоровьесберегающих технологий. Методика в широком смысле включает в себя выработку форм контактов и стиля общения с учениками на уроке и вне урока, выстраивание отношений с родителями, коллегами и конечно же дирекцией. Возможности преподавания по той или иной программе определяются личностью педагога, его характером, волей. Во всех случаях педагог берёт на себя ответственность за детей, значимость и роль своего предмета, своей профессии. Успех обучения напрямую связан с общим статусом профессии, авторитетом и компетентностью учителя в конкретном педагогическом коллективе и его умением доказать важность и необходимость изучения искусства в школе. Программа и учебник дают большое пространство для творчества ученика и учителя. Как свидетельствует опыт многих учителей и школ, они являются базисом для создания инновационных площадок и индивидуальных учительских инноваций. Содержание и образовательные задачи программы «Изобразительное искусство.» смогут найти своё наиболее полное и эффективное воплощение в индивидуально-личностной методике работы с учеником. В процесс творчества по возможности надо включать и родителей. В этом случае выполнение учащимися самостоятельных творческих проектов вне школы может быть введено в реальную среду дома, а важность и значимость творчества подростка будет осознана и поддержана родителями. Тогда фотопортреты родителей или видеоэтюд о путешествии семьи приобретут большую осмысленность. Это поможет ребёнку ощутить свою роль как просветителя. Правильно дидактически и методически построенная работа — шаг к формированию личности будущего гражданина, выработке его сознательного, критического отношения к низким образцам массовой культуры. Ещё раз хочется сказать, что любая программа и методика - ничто без учителя, их воплощающего. Они лишь предлагают систему деятельности педагога, но ни в коем случае не могут заменить самого главного в воспитании детей — личности учителя. Только творчество и мастерство учителя могут сделать реальностью надежды на рождение Школы Будущего. Сил вам и веры в собственные силы! Словарь терминов Театр Авансцена, или просцениум - часть сцены перед порталом, несколько выходящая в зрительный зал. Грим - активное средство внешней выразительности актёра. Различают обычный, корректировочный и характерный грим. Назначение обычного грима - ничего не меняя в облике актёра, так распределить светотень на лице, чтобы добиться в изображении нужного баланса тонов (убрать блеск лба, синеву свежевыбритого подбородка, тени вокруг глубоко посаженных глаз). Корректировочный грим помогает скрыть недостатки лица, выгодно подчеркнуть его привлекательные стороны. Характерный грим используется для того, чтобы выявить специфические черты образа, создать типаж. Меняя контуры лица, его овал, причёску, можно преобразить актёра до неузнаваемости. Декорации (жёсткие, мягкие, подвесные и др.) - создание на сцене живописными, архитектурными и другими средствами зрительного образа действия. В наивном понимании декорация - это полотно заднего плана, чаще всего представляющее иллюзионную перспективу и помещающее сценическое место действия в заданную среду. В живописной или графической декорации основным элементом является рисованное изображение. Чаще всего оно располагается позади играющих актёров и называется задником. Кроме того, плоскостным и рисованным может быть и всё остальное оформление (кулисы, предметы). Натуралистиче- ски-бытовые декорации появились в конце XIX - начале XX в. На подмостках можно было увидеть самые натуральные вещи - стулья, комоды, швейные машинки, взятые прямо из жизни. Они своей безусловностью подчёркивали правду происходящего на сцене. Противоположностью натуралистической сценографии стало создание зрительного образа спектакля благодаря игровой условности существования предмета на сцене. Такие декорации можно назвать игровыми или условными (метафорическими). В 20-е гг. XX в. появились архитектурно-конструктивные декорации, в которых зрительный образ рождался благодаря созданию и расположению на сцене различных конструкций: от простейших кубов, станков и лестниц до сложных архитектурных построений. В проекционных декорациях основным элементом являются оптические или электронно-цифровые проекции на экран или другие плоскости сценического оформления. Драма (от греч. Drama - действие) в широком смысле слова - это текст, написанный для различных ролей и на основании конфликтного действия. Часто выражения «драма», «драматическое искусство» употребляются в самом широком смысле слова для обозначения театра как артистической практики и текстов, драматической литературы, являющейся письменной основой для представления или постановки. Таким образом, драматическое искусство - это литературный жанр и практика, связанная с игрой актёра, воплощающего или представляющего персонаж перед публикой. Занавес впервые применили в древнеримском театре, затем на время он вышел из повсеместного использования и обязательным стал в эпохи Возрождения и классицизма. Занавес служит для того, чтобы скрыть от зрителя декорации и сцену хотя бы на время. Занавес является материальным знаком разделения сцены и зрительного зала. Зеркало сцены и портал. Зрительный зал отделяется от сцены стеной, называемой порталом, в которой «вырезано» прямоугольное отверстие - зеркало сцены, через которое мы и видим спектакль. Импровизация (от лат. improvisus - неожиданный, внезапный) - встречающийся в ряде искусств (поэзия, драма, музыка, хореография) особый вид художественного творчества, при котором произведение создаётся непосредственно в процессе его исполнения. Инсталляция (термин произошёл от английского слова to install - устанавливать) - искусство создавать из обычных и неприметных материалов и предметов необычные конструкции. Отличительной чертой инсталляции является взаимосвязь нескольких объектов в произведении по заранее спланированному замыслу художника. Мизансцена (от франц. mise en s^ne - размещение на сцене) - расположение актёров на сцене в тот или иной момент спектакля. Одно из важнейших средств образного выявления внутреннего содержания пьесы - мизансцена - представляет собой существенный компонент режиссёрского замысла спектакля. В характере построения мизансцены находят выражение стиль и жанр представления. Через систему мизансцен режиссёр придаёт спектаклю определённую пластическую форму. Перформанс - в переводе с французского языка - «театр визуальных искусств». Перформанс появился в конце 60-х гг. XX в. и достиг своей зрелости в 1980-х гг. Перформанс объединяет как равноправные разные визуальные искусства: театр, поэзию, танец, музыку, видео и кино. Действие происходит не в театре, а в музеях и художественных галереях. Планшет сцены (площадка игровая) - часть сценической площадки, где действуют актёры. Каждый театр имеет свой игровой периметр, образующий символическое пространство, неприкосновенное и непроходимое для публики, даже если она призвана занять сценографическое пространство. Пластические построения актёров структурируют это «пустое пространство», символически обогащаемое и наполняемое жестом, взглядом, игрой. Режиссура - 1) деятельность, профессия режиссёра, режиссёрство; 2) режиссёрское оформление спектакля; процесс постановки спектакля, фильма. Сценический этюд - небольшая сценка, упражнение на определённую тему, являющееся чаще всего этапом создания роли, ступенькой в подготовке спектакля. |