Главная страница
Навигация по странице:

  • Личностные результаты

  • Метапредметные результаты

  • «Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению»

  • Предметные результаты

  • Уроки изобразительного искусства 8 класс-1. Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки


    Скачать 478.1 Kb.
    НазваниеУроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки
    Дата09.04.2023
    Размер478.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУроки изобразительного искусства 8 класс-1.docx
    ТипУрок
    #1047717
    страница6 из 22
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
    «Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре

    Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:

    понимать ведущую роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссёра и актёра в создании образа персонажа;

    представлять разнообразие кукол (тростевых, перчаточ­ных, марионеток, ростовых) и уметь пользоваться этим при создании кукол для любительского спектакля, уча­ствуя в нём в качестве художника, режиссёра или актёра;

    знать об общем и различном между драматическим и кукольным спектаклями.

    Личностные результаты:

    формировать целостное представление о кукольном теа­тре как о социальном, культурном явлении современного мира наряду с первичными представлениями о различ­ных видах театральных зрелищ;

    формировать понятие о коллективном творчестве.

    Метапредметные результаты:

    понимать и принимать учебную задачу, сформулирован­ную учителем;

    самостоятельно определять цели своего обучения, ста­вить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности;

    самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наибо­лее эффективные пути и способы решения учебных и по­знавательных задач;

    осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учите­ля, используя вопросы для самопроверки в учебнике;

    понимать и принимать совместно со сверстниками за­дачу групповой работы, распределять функции в группе при выполнении заданий.

    Театр кукол предоставляет учителю возможность раскрыть ведущую роль художника в кукольном спектакле как соавтора актёра в создании образа персонажа. Здесь художник в опре­делённой степени сам становится актёром, поскольку создаёт его «тело», которое и одушевляет играющий им кукловод. В ходе урока демонстрируются различные виды театра кукол и способы работы с марионетками, перчаточными куклами и т. д. Очень хорошо, если всё это продемонстрируют не на экране, а вживую сами ученики. Они же могут, если потребуется, рас­сказать о технологии создания простейших кукол.

    Важную часть урока может составить просмотр и анализ практической работы на тему сценического костюма — ка­стинг, в котором пробуют игру от образа, делая попытку пере­воплощения в образ персонажа. Упражнения «Диалог и игра с куклой», которые являются важной формой раскрепощения учеников, достижения естественности в диалоге и развития их фантазии, могут быть осуществлены как на этом уроке, так и на следующем, когда учащиеся подготовятся к теме более обсто­ятельно.

    Учебно-исследовательское задание

    В своём исследовании, темой которого может быть «Те­атр кукол — не только для маленьких» (или аналогичная тема), учащиеся должны проявить понимание особого места этого жанра в жизни людей всех возрастов. Также важно отметить значимость художника в этом жанре. Надо нацелить учащихся на раскрытие особой роли куклы и маски в создании домашне­го или школьного представления, предложив тему «Кукольный спектакль, который я хотел бы поставить». В этом исследовании можно акцентировать внимание преимущественно на самодея­тельных спектаклях и подобрать соответствующий видеоряд из практики школьного театра. Эта аналитическая работа (инди­видуальная или коллективная), как и все предыдущие работы, выполняется в форме реферата или устного сообщения.

    К счастью, театр кукол — вид театрального искусства, о ко­тором каждый ученик имеет представление. Личный зрительский и творческий опыт ребёнка учитель может эффективно исполь­зовать в исследовательской и творческой работе.

    Творческое задание. Проектно-сценический практикум «Театр — спектакль — художник»

    Акцент и направленность творческой работы по этой те­ме могут оставаться в рамках создания эскизов кукол для проекта спектакля (для художников) или этюда для диалога с фантазийным кукольным партнёром (для актёров). А можно в едином кукольном мини-спектакле (в рамках самостоятельной проектной деятельности) объединить работу всех профессий. В нём художники, режиссёры и актёры вместе освоят особен­ности театра кукол. При этом следует выбирать самый короткий сюжет и самую простую технологию изготовления кукол, чтобы эта работа не заняла много времени. Главной задачей проекта является не создание полнометражного спектакля, а возмож­ность создания некоей его модели, позволяющей соединить все аспекты кукольного творчества.

    Из рекомендаций и опыта учителей

    Попова Е. В. (Москва). Исследовательские работы по этой теме из года в год у нас бывают самые разнообразные: «Театр Образцова», «Русский балаган», «Современные кукольные шоу» и т. д. Они составили целую коллекцию. Лучшее из неё мы пока­зываем на различных конкурсах и мастер-классах. А ещё, когда у нас была сильная съёмочно-компьютерная группа, вместе с ней я снимала все актёрские и сценографические работы практику­ма. В итоге получилось интереснейшее методическое пособие, которое стало для меня важным подспорьем в дальнейшей пе­дагогической работе. Вообще рекомендую всем педагогам из года в год составлять свои архивы, в которых запечатлены ра­боты ребят. Мои коллеги на основе этого дают мастер-классы, а двое защитили кандидатские диссертации. Так что снимайте, фиксируйте всё сделанное вашими учениками, и от этого видео­ряд каждого урока станет интереснее и богаче.

    Гаврилова Н. Е. (Москва). Приёмы и технологии театра ку­кол мы использовали при создании «Рождественского вертепа». Действо, сочинённое двумя-тремя ребятами с использованием музыкально-песенных хоралов Барятинского, оказалось, как го­ворится, очень востребованным и исполнялось с успехом и в школе, и на разных фестивалях и конкурсах. Небольшие куколь­но-игровые сценки в вертепе легко показывать любой аудито­рии и в разных местах. Важно, чтобы всё сочинённое ребятами как можно больше показывалось, а не существовало только для одного выступления.

    Хотелось бы также сказать об упражнениях, в которых мы развивали идеи учебника. Например, «Два стула и один че­модан» (создание разных мест действия только из этих пред­метов), «Образное оправдание случайной вещи», «Создание костюма и грима для роли» (упражнения на образ и единство стиля: эскиз, коллаж, видеоподбор, макет для одного персо­нажа и всех действующих лиц), «Игра с куклой» (мини-этюды в разных жанрах — от сказки до пародии или эстрадной миниатю­ры), «Оправдание позы» (логическое объяснение того, почему я нахожусь в той или иной случайное позе), «Музыка и пантоми­ма. Смысловая выразительность пластики и жеста» (обезьяна, падающий лист, вскрик, туман, весна и т. д.).

    Литкенс Э. Б. (Москва). Жанр кукольного театра вбирал у нас практически все темы четверти, кроме первой. И макеты, и игровые этюды с самого начала делались применительно к кукольному спектаклю, который и был итогом проектно-сцени­ческого практикума «Театр — спектакль — художник». Мы каж­дый год экспериментируем и по-разному строим работу по этой теме: делали театр марионеток, делали бродячий русский бала­ган и ходили по коридорам с Петрушкой и зазывалами, играли миниатюры с перчаточными и ростовыми куклами, но особый восторг у ребят вызвала проектно-творческая работа в жанре «чёрного театра». Летающие вещи и куклы в руках одетых в чёр­ное актёров настолько увлекли ребят, что они создали школь­ный театр «Иллюзион».

    Проектная работа по теме «Театр кукол» у нас выходит за рамки одного урока. Ей посвящается это, предыдущее и после­дующее (итоговое) занятия, проводящиеся в жанре карнавала или шоу театра масок. За время, отводимое на эти три задания, учащиеся из группы режиссёров-сценаристов готовят сценарий шоу-карнавала, художники вместе с актёрами делают костюмы и маски, готовят оформление класса или школьного зала. В работу включаются студии танца, вокала, хор. Отдельно подго­тавливаются один-два номера с марионетками или ростовыми куклами. И эти занятия превращаются в общий праздник, пред­варяющий каникулы.

    Винокурова Е. Н. (Новосибирск). Естественно, что разговари­вать с партнёрами на сцене, произнося чужой текст, как свой, — сложная часть актёрской игры. Органично вести диалог несколь­ко легче, когда текст импровизированный, т. е. сочиняется тобой самим в ходе общения с партнёром. Им может быть как реальный партнёр, так и воображаемый — кукла. Опыт импровизационного диалога у нас ученики приобретают в ходе общения с куклой, когда ученик «един в двух лицах». Достижение органики общения в импровизационной (или текстовой) игре с куклой (от своего лица или в образе персонажа) становится в этом упражнении реализацией всего наработанного актёрского багажа (умение слушать, оценивать событие и т. д.), обретения актёрами сво­боды игры. У куклы есть одно замечательное свойство, которое мы используем в этом упражнении. Она, подобно маске, может волшебным образом раскрепощать актёра, как бы помогая ему скрываться за ней (мол это не я, а она — кукла).

    Произнося импровизационный текст по мотивам какого-ли­бо рассказа, сказки или на собственный сюжет, мы предлагаем юным актёрам правдиво проживать состояние своего персона­жа, а не «пробалтывать» текст.

    Театр кукол хорош своей простотой во всём, но прежде все­го в характере актёрской игры и общения с куклой. Наденешь на палец маленький белый шарик или моток ниток — вот тебе и кукольный партнёр, который может быть любым персонажем в зависимости от отношения к нему. На него можно, соединяя правду чувств и фантазию, сердиться, его можно бранить или жалеть. В зависимости от этого зрители увидят в простейшей кукле малышку, или злого разбойника, или шекспировскую Джу­льетту. Всё дело в вере актёра в магическое если бы.

    Урок: «Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению»

    Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:

    понимать единство творческой природы театрального и школьного спектаклей;

    осознавать специфику спектакля как неповторимого дей­ства, происходящего здесь и сейчас, т. е. на глазах зри­теля, который является равноправным участником сцени­ческого зрелища;

    развивать свою зрительскую культуру, от которой зависит степень понимания спектакля и получения эмоциональ­но-художественного впечатления от него (катарсиса);

    знать основные этапы работы над спектаклем;

    иметь представления о рекламно-дизайнерской сфере работы театрального художника, о том, что такое афиша, программка, реклама в СМИ;

    уметь представлять собственные результаты деловой игры.

    Личностные результаты:

    понимать эстетическое воздействие театрального дей­ства на зрителя;

    уметь дискутировать, аргументированно высказывать своё мнение, вести диалоги по проблеме;

    приобретать навыки коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе учебно-исследовательской, творческой деятельности;

    формировать положительное отношение к результатам своих исследовательских и практических работ.

    Метапредметные результаты:

    понимать и принимать учебную задачу, сформулирован­ную учителем;

    самостоятельно определять цели своего обучения, ста­вить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

    самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути и спо­собы решения учебных и познавательных задач;

    осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учите­ля, используя вопросы для самопроверки в учебнике;

    понимать и принимать совместно со сверстниками задачу работы в группе, распределять функции при выполнении коллективных заданий.

    Это итоговый урок по теме четверти, что и определяет ди­дактические и организационные особенности его проведения. Поскольку в ходе знакомства с разными аспектами театрального искусства и творчества художника-сценографа ученики приоб­рели об этом определённые представления, становится возмож­ным провести анализ этапов создания театральной постановки: от читки пьесы и макета до генеральной репетиции и премьеры.

    Центральный аспект содержания заключительного уро­ка — рассмотрение важнейшей роли зрителя как участника спектакля. Также учитель вместе с учащимися может проана­лизировать многообразие современных сценических зрелищ или единство творческой природы театрального и школьного спектаклей. Последнее можно сделать на примере творческих упражнений и актёрских этюдов, созданных учащимися в про­цессе изучения проблематики четверти.

    Итак, практической частью занятия может стать презента­ция в театрализованно-выставочной форме результатов работы режиссёров, актёров и художников, которая была проделана в рамках проекта «Театр — спектакль — художник». Она может выйти за рамки урока и быть представлена во внеурочное время для учащихся других классов и родителей.

    Также возможно проведение занятия в форме открытой дискуссионной трибуны, на которой будет проведено обсуж­дение исследовательских проектов и презентаций, созданных исследовательскими группами по темам, предложенным в те­чение четверти. Или же формой итогового занятия может стать обсуждение увиденного спектакля. Здесь ребята должны ис­пользовать приобретённый опыт и знания.

    Учебно-исследовательское задание

    Собственно специального учебно-исследовательского за­дания для этого занятия нет, поскольку и учебник, и программа предлагают учителю провести итоговый просмотр сделанных за всю четверть наиболее интересных исследовательских работ с их коллективным обсуждением в той или иной форме (открытая три­буна, деловая дискуссия или защита авторского проекта). Однако это не исключает возможности проведения учителем контрольной работы по тематике четверти. Темой такой контрольной, выпол­няемой в классе в виде сочинения, реферата или компьютерной презентации, может быть «Театр — вечно живое искусство». В ней учащиеся должны показать понимание природы театра как непо­средственного и живого контакта и общения актёра и зрителя, не­заменимого никакой технологией, будь то кино или даже Интернет.

    Именно эта неразрывная связь спектакля со зрителями составляет особенность его существования. Спектакль живёт только один раз: здесь и сейчас, т. е. в тот момент, когда мы его видим. Его исчезновение после закрытия занавеса неумо­лимо и неизбежно. Каждый последующий спектакль с этими же актёрами и в этих же декорациях не будет неизменной копией того, что был сегодня. Иными будут интонация, пластика, ритм, иными, в конце концов, будут зрители, и пусть чуть-чуть, но по- иному будут играть актёры на сцене.

    Уникальность сценического действа — в его неповторимо­сти и единственности общения именно этого актёра именно с этим зрителем. Поэтому спектакль, в отличие от скульптуры или картины, не остаётся жить для потомков. Он сохраняется лишь в памяти зрителей, в опыте и легендах художественной культуры.

    Творческое задание. Проектно-сценический практикум «Театр — спектакль — художник»

    Содержанием конкретной творческой работы в рамках данной темы может быть создание дизайн-проекта театраль­ного плаката или афиши к выбранному спектаклю. Возможно их решение в технике коллажного макета или компьютерной графики. (Более подробно о процессе их создания можно уз­нать в учебнике А. С. Питерских, Г. Е. Гурова «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс», с. 33—39.) В этой проектной работе учащиеся-художники долж­ны создать образное решение спектакля на плакате. Учащимся объясняется, что графически-образное изображение спектакля на плакате, его яркая выразительность привлекают зрителя не меньше, чем имена участвующих звёзд.

    Но главная задача учителя — вместе с учениками выстро­ить программу показа результатов работы режиссёров, актё­ров и художников, которая была проделана в рамках проекта «Театр — спектакль — художник». Учитель должен найти наи­более соответствующую конкретным условиям форму театра­лизованно-выставочной презентации творческих работ, сделать её сценарий, определить место и время её показа. Важно отре­петировать этот показ и постараться осуществить его с привле­чением наибольшей зрительской аудитории (учащихся других классов, родителей).

    Правила поведения в обществе, помимо этикета и тради­ций, включают в себя элемент игрового творчества. Поэтому можно сказать, что азы актёрской культуры важны не только на сцене, но и в жизни. Выработать умение преодолевать скован­ность и излишнюю застенчивость, владеть собой, концентри­ровать внимание, быть интересным для других и, что ещё важ­нее, быть самим собой помогает практика игровой культуры. Мы коснулись этой темы: подробно её невозможно раскрыть на уроках изобразительного искусства.

    Актёрское творчество заложено в человеческой природе, и очень важно дать ему выход не только в жизненных обстоятель­ствах, но прежде всего на театральных подмостках, прилюдно

    или перед объективом камеры. Опыт школьной сцены помога­ет избавиться от необоснованных иллюзий о своём актёрском даре. К тому же, поиграв на сцене, поймёшь, что в жизни не надо играть!

    В юности всегда хочется кому-то подражать, в особенно­сти звёздам эстрады или экрана. Однако никакая телефабрика звёзд не поможет человеку стать интересным в глазах других. Потому что главное, как всегда, найти свой голос, свою само­бытность и единственность, быть самим собой. Быть, а не ка­заться!

    Театр не имеет границ. Он везде: на сцене домашнего или школьного театра, на карнавале, ёлке, Масленице! Надо уметь веселиться самим, а не ждать, чтобы тебя развлекали. Никто и ничто не поможет человеку, которому скучно и неинтересно самому с собой! И это очень важно помнить.

    Из рекомендаций и опыта учителей

    Паршикова Е. К. (Москва). Класс на класс не приходится. Один учебный год не похож на другой. В прошлом году образо­валась большая и желающая рисовать группа художников-сце- нографов. И в итоге всех занятий мы сделали выставку-показ для всей школы, где были представлены эскизы и варианты ма­кетов к спектаклю «Питер Пэн». Ребята художнической группы в течение всей четверти работали над этим спектаклем. Они сочиняли и шили костюмы, при моём участии и при помощи родителей одного из учеников сделали единую конструктивную установку (по эскизу, который был признан лучшим). Они же де­лали чертежи этой декорационной установки, монтировали её. Кто-то был осветителем, кто-то делал звуковое оформление. Конечно, были и лидеры (они-то практически и являлись режис­сёрами). Художники и сценографию делали, и играли вместе с актёрами. Работа настолько захватила ребят, что она продолжи­лась и за рамками уроков, и за рамками четверти.

    А перед этим был год, когда акцент делался на компью­терно-сценографическом раскрытии темы театра. Костюмы и оформление спектакля, программки и плакаты ученикам было интереснее делать при помощи компьютера и воплощать их в экранной форме.

    Попова Е. В. (Москва). У нас преобладала исследователь­ско-проектная работа. Ребятам нравилось делать иллюстратив­ные подборки по всем темам занятий, посвящённым разным театрам. И программу итогового показа мы выстраивали как просмотр исследовательских рефератов об искусстве театра и театрального художника на английском языке (поскольку это была часть экзамена по международному бакалавриату). Про­смотр перемежался показами практических проектов, выпол­ненных учащимися самостоятельно тоже на английском языке, поскольку наша гимназия лингвистическая.

    Тихонова Е. В. (Москва). Опыт моей работы показывает, что, помимо актёрско-творческих задач, очень важно реше­ние декорационно-постановочных и организационных задач. Я стремлюсь, чтобы одни и те же дети и играли, и выполняли техническо-вспомогательные работы: расставляли мебель и де­корации, работали со светом и подметали пол. Важно в самом начале строить работу в этом ключе.

    Другой важнейшей задачей является показ школьного спек­такля зрителям не один раз, а как можно больше раз. Этот во­прос мы решаем в рамках проекта «Школьная афиша», когда театральные кружки и студии нескольких школ, входящих в ин­новационную сеть, обмениваются своими работами.

    В итоге у каждой школы складывается репертуарная афиша из нескольких спектаклей, а работу ребят могут видеть зрители в пяти-шести школах.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


    написать администратору сайта