Уроки изобразительного искусства 8 класс-1. Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки
Скачать 478.1 Kb.
|
Личностные результаты: воспитывать эстетические чувства, получать впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира, в том числе представления об исторической эволюции театрально-декорационного искусства и типах сценического оформления; уметь дискутировать, вести диалоги по проблеме; получать навыки коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Метапредметные результаты: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути и способы решения учебных и познавательных задач; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно, с помощью учителя, используя вопросы для самопроверки в учебнике; анализировать объекты и явления окружающего мира с выделением отличительных признаков; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий, оформлении реферативных работ и презентаций; располагать рассматриваемые объекты согласно временной шкале (раньше-позже); включаться в диалог с учителем и сверстниками. Тема этого урока является одной из центральных при изучении существа и форм художественного творчества художника в театре. В программе, как и в учебнике, она рассматривается с двух сторон: сценография как особый вид художественного творчества, сценография как технология и производство. В учебнике этому посвящены две подглавки. Учитель сам решает, на одном или двух уроках исследовать эту тему, здесь же в соответствии с учебником рассматриваются методические подходы к раскрытию этих аспектов по отдельности. Вначале учитель раскрывает отличия работы театрального художника от работы живописца или графика. Объясняется, почему сценография — особый вид изобразительного искусства и что основная задача сценографа состоит в создании образа реального мира театральными средствами. Также рассматриваются способы изображения места действия на сцене: типы декорационного оформления, менявшиеся вместе с изменениями театральных идей, сценической техники и пониманием условности. Анализируются живописные, натуралистические, конструктивистские, метафорические и другие типы сценографии, а также их роль в современном театре. Рассматриваются принципы организации сценического пространства, создания игровой среды при помощи мягких и жёстких декораций, способы их изменений. Как и на предыдущих уроках, на этом уроке просматриваются видеофрагменты спектаклей (в том числе поставленных в школьном любительском театре), которые помогают наглядно проанализировать изучаемую тему. Учащимся предлагается сделать анализ различных сторон спектакля и выделить в нём способ художественного решения места действия, охарактеризовать тип сценографического оформления. Благодаря обращению к зрительскому опыту учащихся и точности поставленных учителем вопросов моделируется ход предстоящей индивидуальной или коллективной работы над учебно-исследовательским видеорефератом. Если в классе много рисующих и желающих рисовать, то учителем выбираются форматы с преобладанием изобразительного творчества на уроке. Если таких ребят немного, что часто случается в старших классах, учитель решает эту тему в иных формах (при помощи изучения эскизов художников-сце- нографов, просмотра фрагментов спектаклей, фильмов, актёрских этюдов и упражнений). Следует учитывать, что приводимые в учебнике задания дают перспективы индивидуального развития для каждого учащегося с учётом его самостоятельной работы вне школы. При изучении тем в классе учитель должен выбирать объём, степень и глубину их изучения. Перед ним стоит задача выбора тематики и количества выполняемых заданий на уроке. Учебно-исследовательское задание Вначале учителю следует выбрать тему учебно-исследовательского задания. Она может быть обзорной, посвящённой характеристике различных типов оформления спектакля, а может включать анализ всего спектра работы художника в театре на примере одного спектакля. Темой исследования «Искусство театрального художника» становится не только специфика сценографического творчества, но и различные типы оформления спектаклей, а также отличие бытовой среды от её сценического воплощения. Задание выполняется в виде индивидуальной или коллективной работы, сопровождающейся специально подобранным видеорядом. Творческое задание. Проектно-сценический практикум «Театр — спектакль — художник» В учебнике приводится широкий спектр различных заданий, но это не значит, что все они должны быть обязательно выполнены. Их количество и время работы учащихся над ними должны определяться и регулироваться учителем. Определяя круг общих для всего класса практико-творческих заданий, обратим внимание на упражнение «3 вещи, создающие образ места действия». Ученики лишь называют предметы и объекты, рождающие у нас полное и достаточное впечатление о сценическом образе места действия (например, изба: печь, лавка, самовар). Эти упражнения построены по принципу деталь вместо целого и обращены к нашему воображению, домысливанию. В следующих заданиях также используется этот принцип. Любое упражнение для какой-либо творческой группы нужно стараться сделать объектом общего внимания и творческой работы всего класса. Так, задание для художников, представляющее собой создание сценографической версии бытового интерьера (изба, вокзал, дворец и т. д. в виде эскизного наброска или компьютерного коллажа), может стать работой и для всего класса. В этом упражнении, называющемся минимизация (по выбранной или предложенной учителем картинке), бытовой интерьер не может быть заполнен массой ненужных в спектакле вещей, потому что сценический мир условен и образен. В учебнике на с. 36 приводятся примеры, как бытовой интерьер, в котором вещи предназначены для определённых целей (печка, чтобы топиться и греть; бочка, чтобы хранить воду; кровать, чтобы спать), на сцене существует не для этих целей, а для создания образа реального мира театральными средствами. В этом упражнении при создании сценического «двойника» бытового интерьера важно точно выбрать главные элементы, наиболее полно ассоциирующиеся с ним. Например, мы понимаем, что сцена изображает корабль, только по якорю и трубе, а образ избушки на сцене рождается только благодаря очагу. Таких изобразительно-ассоциативных элементов может быть немного (3, 5 или 7). Важно научиться свободно варьировать их, чтобы на сцене рождались среда и пространство, имеющие игровой и образный смысл. Важно объяснить учащимся, что, выбрав элементы декорационного оформления и размещая их на сцене, они тем самым организуют пространство для игры и движения актёров. От того, как стоят стол и стул в этюде, во многом зависит выразительность актёрской игры. Если предметы и актёры на сцене располагаются симметрично и фронтально, лицом к зрителю, то это выглядит скучно и менее выразительно, чем когда они располагаются под углом к краю сцены. Разные места действия могут быть созданы из одних и тех же элементов, которые в игре актёров приобретают разный смысл. Ученики должны проявить понимание того, что из одних и тех же элементов (табуреток, подушек, палок, колец и др.) могут быть созданы различные места действия (лес, пещера, офис и т. д.). Помимо этого, в этюдных упражнениях образ сценического места действия (лес, море и т. п.) создаётся не при помощи вещей, как в предыдущем этюде, а в актёрски-игровой форме, т. е. когда и лес, и море играются актёрами аллегорически- метафорическими действиями и движениями или при помощи различных предметов — веток, тканей и т. п. Если учащиеся работают в формате деловой игры «Ставим спектакль», художники вместе с режиссёром начинают создавать эскиз или макет проектируемого спектакля, а актёры вместе с режиссёром определяют линию действия и задачи своего персонажа. Из рекомендаций и опыта учителей Кобозев А. А. (Москва). На этом уроке (впрочем, как и на всех уроках I четверти), учитель должен помнить, что в исследовании театрального искусства доминантой всегда является рассмотрение визуально-образного облика спектакля, а рассказ о режиссёрской и актёрской составляющей лишь элемент, необходимый для понимания творчества художника-сценографа, без которого оно попросту невозможно. Никогда не увлекайтесь и не забывайте, что это урок изобразительного искусства. Сазонова Е. Н. (Санкт-Петербург). Любые дидактические установки учебника я стремлюсь раскрывать не на словах, а в форме игровых упражнений. Так, говоря о самой главной задаче театрального художника — создании на сцене образа места действия спектакля, я предлагаю ученикам сделать это при помощи самых простых вещей, расставив их или играя с ними. Выбор вещей и их расположение на сцене не должны быть случайными, потому что вещи и декорации создают пространство и среду, в которых живут герои пьесы. Образ места действия может рождаться благодаря живописным росписям, реальным вещам или условным конструкциям, вертикалям, кубам. Причём они будут не менее убедительны для зрителя, чем любая реальность, благодаря нашему воображению. Я учу ребят уходить от столь распространённой в школе архаичной формы живописнорасписных декораций (задников), лишь иллюстрирующих место действия, но не являющихся игровым партнёром актёра. При работе над спектаклями-проектами я добиваюсь от ребят, чтобы и в макетных набросках, и в этюдах они находили вещь, которая была бы многозначной и изображала бы в каждой сцене разное. При этом они применяют на практике принцип деталь вместо целого. Также важно учиться находить способы изменения декорационного оформления, не прерывая при этом действие. В школьных спектаклях для этого очень подходит игровой способ трансформации декораций, когда актёры сами их переставляют. Важно только, чтобы этот приём вписывался в стилистику спектакля и актёрской игры. Не менее важно расположение предметов и декораций на сцене, их композиция. В школьных постановках их композиционное расположение, а соответственно и расположение актёров чаще всего фронтально и симметрично, вследствие чего невыразительно и скучно. Интересной композиции и лаконизму сценических решений полезно учиться на работах современных сценографов — Д. Боровского, М. Китаева, О. Шейнциса, Э. Кочергина. Алёшина Т. В. (Москва). Раскрывая природу визуальной условности спектакля, я всегда делаю с ребятами специальные упражнения. Например, очень интересными у нас были коллективные упражнения по цвету. Выставлялись небольшие композиции из 4—5 вещей и менялось их освещение с помощью разных цветовых светофильтров (голубых, зелёных и т. д.). В результате ребята поняли условность цвета на сцене и роль света в создании атмосферы и настроения в спектакле. Если в реальности дерево имеет природный цвет, то на сцене оно может быть золотым (если мы хотим создать образ богатства) или белым (передаётся ощущение зимы). Таким образом, цветовую гамму спектакля мы можем создавать не краской, а световой аппаратурой, меняющей цвет в той или иной сцене. Играя небольшие этюды, ребята стремились выразить настроение в эпизоде не только словами (2—3 реплики, не больше), но и цветом. Например, делали светоцветовые этюды по «Шерлоку Холмсу» с длинными тенями и таинственным синим светом, этюды на тему «Русский карнавал» (по картинам Малявина), когда девочки с цветастыми платками во вспышках и мельканиях красно-жёлтого света с песнями кружили в хороводе. Создавая подобные этюды, мы освещали белую стену в классе голубым светом, добавляли звук набегающих волн и создавали ощущение моря (не надо было городить для этого особых декораций!). А тема «Осень в городе» решалась при помощи освещения той же стены желтоватым светом (использовался набор цветофильтров), звуков фонограммы с городскими шумами; с зонтиком в руках выходила девочка, а ребята осыпали её жёлтыми осенними листьями... «Сценография - искусство и производство» Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты: понимать, что сценографическое решение спектакля (декорации, костюмы, свет) требует своего технологического воплощения в материале и конкретных вещах, т. е. мебели, станках, костюмах и т. д., составляет основную творческую задачу театрального художника; понимать важность и содержание технологической стороны творческой работы художника как составной части сценографии; осознавать значение и специфику работы художников- технологов; знать о профессиях художников по свету, гриму, бутафории и т. д., что сможет помочь при выборе будущей профессии; знать о технико-производственной стороне создания спектакля и иных современных зрелищ. Личностные результаты: формировать представления о возможностях применения своих художественных способностей и устремлений в художественно-технологической сфере; учиться творчески использовать полученные знания в своей школьной сценической практике. |