Ответы на вопросы. Решение в своем произведении Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии
Скачать 433.85 Kb.
|
Вопрос № 384 Вопрос: Установите соответствие между понятиями социальной философии К. Маркса и их значениями. 1. Классы 2. Базис 3. Надстройка Ответы: Задание на соответствие, палим "решение" Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Правильно выбрав значения, Вы неверно установили соответствие между ними и понятиями социальной философии К. Маркса. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Объективная тенденция общественного развития – это исторический закон, в соответствии с которым происходит развитие общества и смена формаций. Закрыть данную подсказку. объективная тенденция общественного развития формы общественного сознания производственные отношения группы людей в системе общественного производства // Решение: В центре социальной философии К. Маркса (соч. «Капитал») находится учение об общественно-экономических формациях (социальных системах) и классовой борьбе как движущей силе прогресса. Классы – большие группы людей, занимающие определенное место в исторически сложившейся системе общественного производства в зависимости от ее отношения к средствам производства, роли в общественной организации труда, способов получения и размеров доли общественного богатства (Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. М., 1958–1965. Т. 39. С. 15). В соответствии с этим местом одни группы людей могут присваивать труд других групп, которые, в свою очередь, пытаются этому сопротивляться, становясь участниками классовой борьбы. Базис – конкретно-историческая совокупность производственных отношений (отношений между людьми в процессе производства, включающих формы собственности), соответствующая уровню развития производительных сил (средствам производства – орудиям и предметам труда). Надстройка – политическая, правовая, идеологическая сферы общества, включающие в себя разнообразные формы общественного сознания, соответствующие формам общественного бытия (то есть уровню развития производительных сил и производственных отношений). Базис и надстройка образуют органическую целостность – общественно-экономическую формацию как историческую ступень развития общества. Вопрос № 385 Вопрос: Смысл и содержание «русской идеи» раскрывается в творчестве… Ответы: ☑ Филофея ☐ В. Вернадский ☑ Ф. Достоевского ☐ М. Ломоносова ☑ В. Соловьева ☑ славянофилов Решение: «Русская идея» – это термин, обозначающий систему представлений о месте России в мировом сообществе, особенностях ее истории, культуры, национальной ментальности. Один из первых вариантов русской идеи представил монах Филофей в утверждении «Москва – Третий Рим», тем самым определив мессианскую роль России как сохранение и распространение христианской веры. Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, К.С. Аксаков) включили в осмысление русской идеи проблему отношения России с Европой. Будущее России славянофилы видели в сохранении национальной самобытности. В.С. Соловьев подверг критике славянофильскую русскую идею за националистичность: для него миссия нации есть достижение культурно-религиозного всеединства в составе мирового целого. Ф.М. Достоевский писал о «всечеловечности» русского характера, способного вобрать в себя все культурно-исторические и этническое многообразие человечества и реализовать этот синтез в будущем. Всех этих мыслителей объединяет патриотизм, глубокая убежденность в особом предназначении и достоинстве русского народа, а также объединение в понятии «русская идея» религиозного, нравственного и политического смысла национального бытия. Вопрос № 386 Вопрос: Дуалистическая позиция Р. Декарта характеризуется разделением бытия на две субстанции … Ответы: ● Ответ неверный! ● В отличие от Р. Декарта позицию И. Канта характеризует гносеологический дуализм. И. Кант рассматривал сознание как деятельность, упорядочивающую данные опыта по своим собственным законам – в соответствии с априорными формами чувственного созерцания и рассудка. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● мыслящая субстанция ● протяженная субстанция ● рассудочная субстанция ● разумная субстанция Решение: Дуалистическая позиция Р. Декарта характеризуется разделением бытия на мыслящую субстанцию (дух) и протяженную (материю). Вопрос № 387 Вопрос: Согласно концепции Ф. Энгельса, основными формами движения материи, являются … Ответы: ● Ответ неверный! ● Энгельсовская классификация форм движения материи отражает классификацию наук, сформировавшуюся к середине XIX века. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● механическая, социальная ● физическая, химическая, биологическая ● историческая, географическая, геологическая ● математическая, физическая Решение: В диалектической концепции Ф. Энгельса указаны 5 основных форм движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Вопрос № 388 Вопрос: Установите соответствие между типами причинности и типами закономерности. 1. Линейная причинность 2. Вероятностная причинность Ответы: Задание на соответствие, палим "решение" Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Правильно выбрав типы закономерностей, Вы неверно установили соответствие между ними и типами причинности. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Общественная закономерность – это объективно существующая, повторяющаяся связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса. Действие законов в общественной жизни проявляется в виде тенденций – основных линий развития, не охватывая и не предопределяя множества случайностей и отклонений. Именно через совокупность случайностей необходимость появляется как закон. Поэтому в истории имеет место как линейная, так и вероятностная причинность. Закрыть данную подсказку. статистическая закономерность общественная закономерность динамическая закономерность // Решение: Закон – это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Сущность закона заключается в выделении причинно-следственных связей. По характеру таких связей и вытекающих из них предсказаний различаются две группы законов. Динамическая закономерность отражает точно определенный, однозначный, линейный характер причинно-следственных связей: предыдущее состояние объекта однозначно определяет последующее. Так, в механике, если известен закон движения тела и заданы его координаты и скорость, то по ним можно точно определить положение и скорость движения тела в любой момент времени. Динамические законы характеризуют поведение относительно изолированных простых систем, состоящих из небольшого числа элементов. Статистическая закономерность отражает неопределенный, вероятностный характер причинно-следственных связей, когда одна причина может породить множество следствий. Подобный характер причинности обусловлен действием множества случайных факторов, которые имеют место в сложных системах или группах объектов (например, большого числа молекул в газе, особей в биологических популяциях, людей в коллективах). Диалектика рассматривает эти законы в единстве: за совокупным действием различных факторов случайного характера статистические законы вскрывают нечто устойчивое, определенное; динамические законы оказываются случаем статистических, когда вероятность становится практической достоверностью. Вопрос № 389 Вопрос: Философский подход к изучению сознания в отличие от психологического является… Ответы: ☐ не имеющим практического применения ☑ способным решать проблему происхождения сознания ☐ более узким ☑ мировоззренческим Решение: Главное отличие философского подхода к сознанию заключается в том, что это подход мировоззренческий. Задачей психологии является изучение всей совокупности душевных явлений – мышления, памяти, воображения, восприятия и т.д. Философия же отвлекается от конкретных характеристик психических процессов, пытаясь найти ответы на вопросы «Что есть сознание?», «Какова сущность сознания?». Философия, обозначая все духовное, идеальное категорией «сознание», выясняет отношения его к телесным, материальным, будь то материя, природа или человеческий мозг. Другая проблема, которая не может быть решена в рамках психологии, антропологии или других специальных наук, – это происхождение сознания. Психология описывает этапы развития сознания у ребенка; подсказывает, как наилучшим образом сформировать те или иные психологические навыки, умственные действия, но она не отвечает на вопрос, откуда берется у ребенка сознание. Вопрос № 390 Вопрос: Укажите формы культуры, для которой познание является главной задачей. Ответы: ☑ наука ☑ философия ☐ религия ☐ искусство Решение: Познание является главной задачей философии и науки. С момента своего появления философия понималась как стремление к истине, которое, по словам Платона, не нужно ни всезнайкам, ни невеждам. Философия есть искусство проникать мыслью в подлинную сущность вещей и человеческих отношений, рассматривать исходные, наиболее общие принципы понимания действительности. При этом философия никогда не останавливается на достигнутом, и, дойдя, казалось бы, до самых «последних», «предельных» оснований , она подвергает их дальнейшему критическому обсуждению и стремится добраться до еще более глубоких основ. Наука – это специализированная целенаправленная деятельность по выработке объективированного знания, которое, в отличие от обыденного, личностного знания, отделено от индивида. Если философия дает нам знание о том, как понимать мир, то наука – о том, какие процессы, явления мы понимаем. Вопрос № 391 Вопрос: Общими условиями логического мышления, ведущими к истине, являются … Ответы: ☑ определенность ☑ обоснованность ☐ непосредственность ☐ наглядность ☑ последовательность Решение: Общими условиями логического мышления, ведущими к истине, являются: 1) определенность – условие, достигаемое при соблюдении закона тождества: этот закон требует, чтобы каждая мысль, которая повторяется в некотором рассуждении или дискуссии, имела в ходе этого рассуждения один и тот же смысл (в частности, понятия должны сохранять одно и то же содержание и объем); поэтому в дискуссии или теории всегда следует устанавливать исходный смысл понятий; 2) последовательность – условие, обеспечиваемое двумя основными правилами: законом непротиворечия, утверждающим, что не могут быть одновременно истинными два противоположных суждения об одном и том же объекте, взятом в одно и то же время в одном и том же отношении; и законом исключенного третьего, утверждающим, что два противоречащих суждения об одном и том же не могут быть одновременно истинными или ложными: одно из них истинно, другое – ложно, третьего быть не может; 3) обоснованность – условие, обусловленное требованием закона достаточного основания: каждое используемое в рассуждениях положение должно быть обоснованным, доказанным, кроме принимаемых как аксиомы и определения. Вопрос № 392 Вопрос: Особенностями социально-гуманитарного познания являются… Ответы: ☑ ценностно-смысловое освоение человеческого бытия ☐ познание вещей, их свойств и отношений ☑ текстовая природа ☐ использование научного оборудования Решение: Долгое время анализ науки и научного познания проводился по модели естественно-математического знания. В настоящее время активно развиваются социальные и гуманитарные науки, которые требуют специфической методологии в познании своего объекта. Предмет гуманитарного знания – мир человека, а не просто предмет или природный процесс. Поэтому данный вид познания всегда представляет собой ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия. Социально-гуманитарное знание имеет текстовую природу. Понятие текста универсально: оно охватывает как общественные результаты духовной деятельности человека, так и переработку, распредмечивание исторической действительности человеческого бытия в виде социальной информации. Важная методологическая проблема социально-гуманитарного познания состоит в том, чтобы, исходя из понимания текста как «материализованного выражения духовной культуры», распредметить субъективные смыслы, услышать через них человеческие голоса, голоса минувших эпох, чужих культур. Кроме того, понимание также играет очень важную роль, т.к. рассматриваемый вид научного познания является диалогическим по своей природе (в естествознании формой постижения объекта является монолог – «природа молчит»). Вопрос № 393 Вопрос: Для современной научной картины мира характерны принципы… Ответы: ☑ глобального эволюционизма ☐ жесткого детерминизма ☐ финитизма ☑ антропный принцип Решение: Для современной научной картины мира характерен принцип глобального (универсального) эволюционизма. В качестве оформившейся концепции и значимого элемента современной картины мира данный принцип сложился в последней трети XX века. Согласно данному принципу весь мир является огромной эволюционирующей системой: космическая, химическая, биологическая, социальная эволюция объединены в данном принципе генетической и структурной преемственностью. Антропный принцип фиксирует связь между свойствами расширяющейся Вселенной и возможностью возникновения в ней жизни. В содержании данного принципа важно совпадение численной взаимосвязи параметров микромира (заряда электрона, размера нуклона, постоянной Планка) и глобальных характеристик Мегагалактики. Свойства нашей Вселенной обусловлены наличием фундаментальных физических констант, при небольшом изменении которых структура нашей Вселенной была иной, отличной от существующей. Вопрос № 394 Вопрос: Особенностью современного технического развития является… Ответы: ☑ создание новых технологий на базе научной теории ☐ применение произведенных наукой знаний ☐ нерегулярное применение научных знаний ☑ возрастающая ценностная ориентация ☐ автономное от науки функционирование Решение: Особенностью современного технического развития является создание новых технологий на базе научной теории. В XIX веке появляются технические науки, с этого времени развитие техники невозможно без науки. Теперь к сфере техники относится не только использование, но и производство научно-технических знаний, которые воплощаются как в разного рода технических устройствах, так и в статьях, книгах, учебниках и т.д. Если современная техника производит прежде всего не артефакты, а технологии изготовления артефактов, то современная наука в значительной степени приобретает технический и технологический характер. Другой особенностью современного технического развития является переход от «жестких» к «гибким» технологиям и естествознанию. На этом этапе происходит переход к исследованию «человекосоразмерных» систем; при этом поиск истины связан с определением стратегии и возможных направлений такой системы, с которой нельзя свободно экспериментировать, что задается гуманистическими ценностями. В современных условиях все большее место на стадии разработки занимают вопросы, касающиеся эстетики, экологии, экономики, морали, психологии, политики и т.д. Определяющую роль в данном случае играет знание запретов на некоторые стратегии, могущие привести к катастрофическим последствиям (например, в области биотехнологии, генной инженерии, экологии человека в широком смысле слова). Вопрос № 395 Вопрос: Способность к языковому общению в качестве основополагающего условия человеческого бытия рассматривается в философии … Ответы: ● Ответ неверный! ● Вспомните современные философские учения о языковой природе человека. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● агностицизм ● герменевтика ● механицизм ● постмодернизм Решение: Способность к языковому общению в качестве основополагающего условия человеческого бытия рассматривается в философии герменевтики и постмодернизма. Термин «герменевтика» происходит от греческого hermeneuo – разъясняю, толкую. В настоящее время герменевтика – это философская теория понимания. Представителями данной школы являются: Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, М. Хайдеггер, Э. Бетти, Х.Г. Гадамер, П. Рикер, Ю. Хабермас и др. Несмотря на существование различных трактовок понимания, все они, так или иначе, рассматривают понимание как выявление смысла текста. Постмодерн исторически обозначил переход от Нового (modern) времени к современности (modernity) и выступил оппонентом философских и культурных ценностей, сложившихся в рамках рационального менталитета XVIII века. Многие теоретики постмодерна являются филологами по образованию и литераторы, что в немалой степени определило их внимание к тексту. Кроме того, информационная культура явилась важнейшим фактором становления постмодерна, обусловившим переход от производства вещей к производству знаков, символов, информации. Представители постмодерна: Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко, Ж. Деррида, Р. Барт, Ф. Гваттари, Ж. Делез, Ж. Бодрийяр, Р. Рорти и др. Вопрос № 396 Вопрос: Личность характеризуется как … Ответы: ☐ своеобразие, отличие одного индивида от другого ☑ духовно-телесная целостность ☐ независимость от социальных предписаний ☑ субъект жизнедеятельности ☑ устойчивая система социально значимых черт Решение: Личность характеризуется как единство следующих характеристик: 1) Личность есть духовно-телесная целостность. Личностью является конкретный человек в единстве всех его проявлений – психофизиологических, социальных, духовных. 2) Личность – это субъект отношений и сознательной деятельности. Личность является самостоятельным «автором» своей жизни, определяющим ее цели и направляющим свою активную деятельность на их достижение. 3) Личность есть устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества, общности. Вопрос № 397 Вопрос: Человека как машину рассматривали … Ответы: ● Ответ неверный! ● Характерной чертой философии XVII века был механицизм, рассматривающий человека как машину. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● К. Юнг ● П. Гольбах ● Ж.П. Ламетри ● Э. Фромм Решение: Философы, склонные рассматривать человека как машину, – Ж.П. Ламетри («Человек-машина»), П. Гольбах («Система природы»). Вопрос № 398 Вопрос: Аскетизм рассматривает смысл жизни в качестве цели жизни, которая сводится к … Ответы: ☑ добровольному перенесению физической боли ☐ удовольствию и поиску наслаждений ☐ отсутствию страдания ☑ ограничению или подавлению чувственных желаний Решение: Аскетизм рассматривает смысл жизни в качестве цели жизни, которая сводится к ограничению или подавлению чувственных желаний, добровольному перенесению физической боли и т.п. Вопрос № 399 Вопрос: К материальным потребностям человека относятся потребности в … Ответы: ☑ дыхании ☑ отдыхе ☐ знаниях ☑ еде ☐ карьерном росте Решение: Одной из наиболее распространенных классификаций в социальной философии является бинарная классификация потребности, выделяющая материальные и духовные потребности. Материальные потребности – объективные, т.е. не зависящие от воли и сознания людей. Вопрос № 400 Вопрос: К общими чертам индустриального и постиндустриального общества относятся… Ответы: ☑ преобладание демократических форм правления ☑ высокая социальная мобильность ☑ широкое применение достижений науки и техники ☐ ведущая роль натурального хозяйства ☐ основой экономики становится сфера услуг Решение: Для индустриального общества характерны промышленное производство и интенсивные технологии, расширение прав и свобод человека, корпорация и фирмы как основные социальные институты, классовая дифференциация, урбанизация, демократические формы правления, развитие науки. В постиндустриальном обществе сфера производства уступает место сфере услуг, на смену классовой дифференциации приходит профессиональная, формируется развитое правовое государство и гражданское общество, возрастает роль информации и знания, основными социальными институтами становятся наука и образование. Указанные характерные черты предполагают, что в том и другом случае необходима демократия, а также высокая социальная мобильность. Вопрос № 401 Вопрос: Представители формационного подхода считают, что исходными критериями общественного прогресса являются … Ответы: ☐ наличие правового государства ☑ характер производственных отношений ☑ уровень развития производительных сил общества ☐ духовное развитие Решение: Формация – это исторически конкретный тип общества и этап всемирной истории, представляющий собой социальную систему. Структура общественно-экономической формации понимается как совокупность сущностных сторон общественной жизни, где главную роль играют производственные отношения, соответствующие наличному уровню производительных сил (Философия: учеб. пособие для вузов / отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов н/Д, 2007. С. 320). Вопрос № 402 Вопрос: Сторонниками теории модернизации являются … Ответы: ☐ С. Хантингтон ☑ У. Ростоу ☐ Х. Ортега-и-Гассет ☐ А. Дж. Тойнби ☑ Ш. Эйзенштадт Решение: Под термином «модернизация» понимаются процессы, ведущие к внедрению в жизнь достижений западной цивилизации. Согласно У. Ростоу, Ш. Эйзенштадту, такие процессы происходят с большей или меньшей скоростью во всех государствах мира. Повсюду идет рост индустрии, ведущий к обществу с развитой экономикой и высоким уровнем потребления, что неизбежно должно повлечь за собою принятие социально-политических и культурных установок Запада. Вопрос № 403 Вопрос: Сходными чертами, присущими и философии и искусству, являются… Ответы: ☐ опытное научное знание ☑ личностный характер ☐ теоретические формы освоения мира человеком ☑ целостное восприятие мира ☑ художественное, образное выражение взглядов Решение: Философские произведения, осмысливая бытие человека и окружающую его действительность, выражают переживания философа, поэтому носят личностный характер. Искусство, как и философия, отражает общее, но это общее представляется в конкретных образах. Нередко философские труды приобретали форму художественных произведений (Платон, Ницше, Камю). Вопрос № 404 Вопрос: Для мировоззренческой функции философии главными чертами являются… Ответы: ☑ формирование у человека качеств культурной личности ☑ разработка целостного представления об окружающем мире ☐ Координирование методов научного исследования ☑ разработка представлений о ценностях ☐ прирост научных знаний Решение: Мировоззренческая функция выражается в том, что философия создает целостную систему взглядов о мире и о месте человека в этом мире. Философия, являясь самосознаним общества, "душой" культуры, формулирует систему ценностей и ориентиров, в результате приобщения к которым, индивид не просто включается в процесс социализации, но становится "человеком культурным", у него формируется определенное отношение к жизни, своему народу, миру. Вопрос № 405 Вопрос: Основными проблемами в средневековой философии являются… Ответы: ☑ доказательства бытия Бога ☑ веры и разума ☐ научного метода ☐ материальной субстанции ☑ универсалий Решение: Наиболее спорными проблемами в средневековой философии являются вопросы, связанные с отношениями Бога и человека, божественной истины и человеческого знания: доказательства бытия Бога; веры и разума; универсалий. Особенно напряженно эти проблемы обсуждались в период схоластики, так как затрагивали фундаментальные мировоззренческие вопросы о соотношении божественной сущности и существования сотворенных вещей. Доказательствами бытия Бога называются рациональные доводы, которые приводились в поддержку веры в существование Бога. Проблема соотношения веры и разума, истин божественного откровения и знаний человеческого ума представляет собой разрешение противоречия между мистическим опытом молитвенного общения с Богом и рационально осмысленными формами культуры. Проблема универсалий состоит в определении онтологического статуса общих понятий (идей, божественных сущностей), их отношения к единичным, чувственно воспринимаемым вещам. Вопрос № 406 Вопрос: В творчестве И. Канта выделяются два периода … Ответы: ● Ответ неверный! ● Биография И. Канта отражает основные этапы его творчества. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● естественнонаучный ● докритический ● критический ● диалектический Решение: В творчестве Канта выделяются два периода: докритический и критический, т.е. творчество до написания «Критики чистого разума» и после. Вопрос № 407 Вопрос: Установите соответствие между представлениями о сущности гуманитарного познания и направлениями современной философии. 1. Соотнесение фактов с ценностями 2. Созерцание явлений 3. Переживание собственного бытия 4. Понимание и интерпретация текста Ответы: Задание на соответствие, палим "решение" Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Правильно выбрав направления, Вы неверно установили соответствие между ними и представлениями о сущности гуманитарного познания. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Структурализм (К. Леви-Строс, Ж. Лакан, М. Фуко), который пытается свести гуманитарное знание к строго научной методологии, а культуру – к ограниченному набору связей и отношений элементов, в качестве основного метода познания утверждает поиск структуры – информационно-культурного кода. Структура является частью символического бытия, которым и ограничивается сфера познаваемого; она безлична, не наблюдаема, инвариантна, то есть остается неизменной при всех культурных проявлениях. Такой «теоретический антигуманизм» выделяет структурализм среди других направлений. Закрыть данную подсказку. неокантианство герменевтика феноменология структурализм экзистенциализм // Решение: В современной философии предлагается разнообразие методов гуманитарного познания. Неокантианство (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), разграничивающее два типа научного метода – генерализирующий (обобщающий, естественнонаучный) и идеографический (индивидуализирующий, гуманитарный), утверждает ценностное познание действительности как специфическую особенность гуманитарных наук. Этот метод улавливает индивидуальную значимость события, факта, личности и т.п., а значит, соотносит данный объект с ценностями – культурными императивами, определяющими отношение исследователя к фактам. Феноменология (Э. Гуссерль) считает сущностью познания непосредственное созерцание явлений, данных нам через сознание. Метод феноменологической редукции ставит под сомнение реальность внешнего мира, с одной стороны, и эмпирического самосознания (Я) – с другой, сводя мир к чистому феномену или эйдосу (явлению, фиксированному в словесной форме). Экзистенциализм (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, А. Камю) рассматривает познание как переживание субъектом собственного бытия, через которое раскрывается тождество его с объектом. Познание, с этой точки зрения, не может быть абстрактно-отвлеченным, оно всегда затрагивает эмоциональную сферу личности, осуществляющей трансценденцию – выход за границы наличного бытия в поисках абсолютного бытия и собственной сущности. Герменевтика (Г. Гадамер) считает познание прежде всего пониманием и интерпретацией. Понимание – это выявление смысла текста (в широком смысле), то есть письменных источников, произведений искусства, действий человека, исторических событий, которые могут рассматриваться в знаково-символической форме. Текст при этом выступает как часть контекста – исторической эпохи, культуры, мировоззрения автора, что определяет «герменевтический круг» – движение познания от целого к части и затем к целому. Понимание предполагает интуитивное вчувствование с целью преодоления исторической дистанции между автором и интерпретатором. Вопрос № 408 Вопрос: Установите соответствие между философскими школами и их представителями. 1. Марксизм 2. Космизм 3. Западничество 4. Славянофильство Ответы: Задание на соответствие, палим "решение" Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Вы не смогли правильно установить соотношение между философами и направлениями, которые они представляют. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Для П.А. Флоренского характерны софиологические воззрения. Подробное изложение концепции Софии, Премудрости Божией, представлено в его труде «Столп и утверждение Истины». София для него – содержание Бога-Разума, вечно творимое Отцом через Сына и завершаемое в Духе Святом. Благодаря своей непосредственной связи с Богом в качестве его мысли, София уже есть то, чем должны стать все тварные существа, во что они должны преобразиться. Закрыть данную подсказку. А.Л. Чижевский А.С. Хомяков Г.В. Плеханов П.А. Флоренский П.Я. Чаадаев // Решение: Г.В. Плеханов признается первым марксистом в России. Исходный пункт философии Плеханова – тезис К. Маркса о том, что «не сознание определяет бытие, но бытие определяет сознание». Он признавал реальность свободы человека, хотя и видел зависимость ее проявления от социально-исторических условий. А.Л. Чижевский считал, что выбросы солнечной энергии и вызванные ими изменения электромагнитного поля Земли влияют на биологическую жизнь на нашей планете, усиливают психоэмоциональную возбудимость людей и тем самым способствуют росту динамики социальных перемен в соответствующей фазе солнечного цикла. Для космизма характерно рассмотрение человека и космоса как единого целого. П.Я. Чаадаев высоко оценивал западное христианство, католицизм, сыгравший значительную роль в «воспитании» народов Европы. Мир, мнению П. Чаадаева, испокон веков делится на две части: Восток и Запад. Человеческий ум созидается на Востоке, развивается на Западе. Но Россия не Запад и не Восток. У нее нет традиций ни того, ни другого. У нее нет внутреннего единства, естественного развития. На Западе есть единство, есть развитие. Но что обеспечивает единство Запада? По П. Чаадаеву, католицизм, папа. Над историческим развитием России господствует не время, а факт географический – огромные пространства, неподвижность. Россияне стоят как бы вне времени, они отлучены от истории. Отсюда его упреки русским людям: Россия ничем не содействовала прогрессу исторического разума, она лишь заимствует и подражает. А.С. Хомяков является представителем славянофилов. В своей статье «О старом и новом» (1839) он выступает против взглядов П.Я. Чаадаева сравнивающего Россию с чистым листом бумаги, доказывая необходимость следования ее западному историческому пути развития. А.С. Хомяков утверждает, что Россия принадлежит не католической и протестантской Западной Европе, а византийско-православному восточному миру, и в этом – не беда и слабость России, а, напротив, ее провиденциальное значение и духовная сила. Вопрос № 409 Вопрос: Установите правильную последовательность возникновения свойств материальных систем по мере их усложнения. Ответы: ● Укажите порядковый номер для всех вариантов ответов ● Ответ неверный! ● Вы неверно установили последовательность свойств материальных систем. Чем выше уровень самоорганизации системы, тем более открытой и неравновесной она является, что проявляется в ее способности к самостоятельному, независимому от внешних факторов, существованию и развитию. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как сконструирован неполный ответ из предложенной неупорядоченной последовательности элементов. ● Закрыть данную подсказку. ● психическая активность ● самодвижение ● творческая активность ● саморазвитие ● самоорганизация ● // Решение: Разнообразие материальных систем определяет различие их свойств. Есть свойства, характерные для любого уровня организации; есть такие, которые присущи только высшим уровням. Самодвижение – изменение объекта под влиянием внутренне присущих ему противоречий – является фундаментальным свойством материи, присущим всем уровням ее строения – от механических, квантово-физических до социальных процессов. Самоорганизация – процесс создания, воспроизведения и совершенствования, характерный для сложных динамических систем. Такими системами являются живая клетка, организм, биологическая популяция, биогеоценоз, человеческий коллектив и т.д. Процессы самоорганизации происходят за счет перестройки существующих и образования новых связей между элементами системы. Условие самоорганизации – большое количество элементов внутри системы, связи между которыми имеют не жесткий, а вероятностный характер. Типы самоорганизации: а) самозарождение (генезис) – возникновение из некоторой совокупности целостных объектов новой системы со своими специфическими закономерностями (например, генезис многоклеточных организмов из одноклеточных); б) самосохранение – поддержание определенного уровня организации при изменении внешних и внутренних условий; в) саморазвитие. Саморазвитие (самосовершенствование) – переход системы на более высокую ступень организации, усложнение внутрисистемных связей – характерно для открытых и неравновесных систем, способных накапливать и использовать прошлый опыт. Психическая активность – высший вид отражения, свойственный наиболее сложным системам живой природы. Чувствительность, то есть способность иметь ощущения, является начальной формой психики у организмов. Взаимная координация органов чувств у животных формирует восприятие – отражение вещей в совокупности их свойств, а также существенных в биологическом отношении пространственно-временных и элементарных причинных связей в окружающем мире. Человеку свойственно сознание – высшая форма психической активности, для которой характерно целенаправленное отражение действительности в абстрактно-понятийных формах. Творческая активность – способность системы не только отражать, но и преобразовывать окружающий мир – свойственна наиболее сложным, социальным системам. Для творческой активности характерно продуктивное воображение и фантазия, способность к созданию новых идей, целей, средств, результатов деятельности. Совокупность результатов преобразовательной деятельности образует культуру – искусственный мир «очеловеченной природы». Вопрос № 410 Вопрос: Установите соответствие между критериями прогресса их содержанием. 1. Системные 2. Энергетические 3. Информационные Ответы: Задание на соответствие, палим "решение" Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Правильно выбрав содержание критериев прогресса, Вы неверно установили соответствие. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Целостность – это неотъемлемый признак системности, характеризующий материальный объект как совокупность элементов, взаимодействующих между собой и образующих единство. Целостность свойственна любой системе, как прогрессирующей, так и регрессирующей, поэтому не может являться критерием прогресса. Закрыть данную подсказку. эффективность функционирования сложность организации целостность образования число каналов связи // Решение: Прогресс – это направление движения, связанное с переходом системы от менее совершенного к более совершенному состоянию. Различаются три группы критериев (признаков) прогресса. Системные критерии характеризуют уровень организации объекта с точки зрения сложности. Усложнение системы связано с увеличением количества и разнообразия элементов и структурных связей, степени упорядоченности и устойчивости к воздействиям внешней среды. Энергетические – показывают степень эффективности функционирования системы. Чем меньше система затрачивает вещества и энергии для достижения определенной цели, тем более она развита. Информационные – характеризуют систему по числу каналов связи и объемам получаемой информации от окружающей среды, состояния систем управления. В целом в материальных системах существуют две тенденции: стремление к неупорядоченному состоянию (понижение уровня организации) в замкнутых системах и стремление к упорядоченности (повышение уровня организации) в открытых системах. Вопрос № 411 Вопрос: Установите соответствие между именами философов и формами диалектики, характерными для их мировоззрения. 1. Сократ 2. Спиноза 3. Гегель 4. Маркс Ответы: Задание на соответствие, палим "решение" Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Правильно выбрав концепции диалектики, Вы неверно установили соответствие между ними и именами философов. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! У Канта диалектика выступает как средство разоблачения иллюзий человеческого разума, неминуемо впадающего в антиномии – неразрешимые противоречия, когда он стремится достигнуть цельного и абсолютного знания. И. Кант осуществил критику диалектики, показав противоречивость мышления. Закрыть данную подсказку. антиномии теоретического разума саморазвитие Абсолютного духа искусство научного спора способ существования субстанции развитие природного и социального бытия // Решение: В Античности под диалектикой понималось искусство научного спора, который, в отличие от обыденного спора, строился по законам логики; эти законы, в свою очередь отождествлялись с всеобщими космическими законами. Диалектика понималась в основном как учебный предмет, цель которого – выявлять логические ошибки в высказываниях спорящих. Сократ, впервые применивший само слово «диалектика», видел ее сущность в умении познающего мышления совмещать противоположные мнения с целью достижения истины. Ученик Сократа Платон развил понимание диалектики как диалогической операции расчленения и связывания понятий посредством вопросов и ответов. В Новое время сформировалось диалектическое понимание субстанции. Спиноза описывает субстанцию как «источник самой себя», как творящую (Бог) и сотворенную (природа); выявляет диалектику свободы и необходимости («Свобода есть осознанная необходимость»). Возникает новое понимание сущности диалектических противоречий: если в Античности господствовало убеждение в том, что в самой природе нет противоречий, то теперь связь идей в мышлении трактуется как отражение связи вещей. Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики. Гегель создал учение о всеобщем развитии: он вновь рассматривает бытие, но уже противопоставленным самому себе, как рефлектирующее. Диалектика Г. Гегеля охватывает всю область действительности, начиная от логических категорий, переходя далее к природе и духу и заканчивая историческим процессом. Развитие трактуется им как саморазвитие Абсолютного духа, проходящего этапы бытия, сущности и понятия. Маркс сместил понятие диалектики с мышления на бытие, показав, что цели истории заключены не в абстрактном духе, а в человеческой деятельности. Бытие в целом, как природное, так и социальное, развивается в соответствии с объективными диалектическими законами. Вопрос № 412 Вопрос: К бессознательным явлениям относятся… Ответы: ☐ умозаключение ☑ интуиция ☑ автоматизированные навыки и способы действия ☐ суждение Решение: На существование в человеческой психике не только сознательного формулируемого, но и бессознательного (неосознаваемого, «темного», «неявного») знания указывали Платон, Г. Лейбниц, И. Кант, А. Бергсон и другие философы. Впервые предметом специального систематического исследования бессознательное стало в учении З. Фрейда (1856–1939). Он различал собственно бессознательное – то, что вообще никогда не осознается (сексуальные, агрессивные влечения, вытесненные из сознания мысли, впечатления, импульсы); а также предсознательное – то, что может осознаваться при определенных условиях. К области бессознательного З. Фрейд относил также так называемое «архаическое наследство» человечества – коллективную «копилку» представлений, типических реакций и механизмов психики. К бессознательным психическим явлениям относится интуиция. Интуитивными часто называют неведомые мыслительные процессы, протекающие на уровне подсознания, и любые идеи, пути возникновения которых нам непонятны. Автоматизированные навыки и способы действий, которые человек первоначально выработал под контролем сознания, а затем в результате тренировки научился применять «без участия сознания», также относятся к видам бессознательного. Вопрос № 413 Вопрос: Понятие «опыт» включает в себя … Ответы: ☑ ощущения ☐ экспликацию ☐ трансценденцию ☑ наблюдение ☑ внутренние переживания ☑ эксперимент ☑ прагматические действия Решение: Понятие «опыт», то есть основанное на практической деятельности чувственно-эмпирическое познание действительности, включает в себя: 1) ощущения – отражение свойств предметов и явлений; 2) внутренние переживания – состояния сознания, связанные с процессом присвоения явлений внешнего мира психикой, личный опыт субъекта; 3) прагматические действия – элементы жизнедеятельности субъекта, направленные на достижение значимых для него целей; 4) наблюдение – преднамеренное восприятие фактов объективной реальности с целью изучения и отыскания смысла в явлениях; эмпирический метод научного исследования; 5) эксперимент – планомерно проведенное наблюдение с активным вмешательством исследователя в объект (изоляция, комбинация, создание искусственных условий, использование технических средств); важнейший метод эмпирической проверки научной гипотезы. Вопрос № 414 Вопрос: Формами практики как критерия истины являются … Ответы: ☑ исторический опыт человечества ☑ общественное производство ☑ социально-политическая деятельность ☑ научно-экспериментаторская деятельность ☐ духовное производство ☐ прогностическая деятельность Решение: Формами практики (материально-предметного освоения человеком действительности) как критерия истины являются: 1) общественное производство, создание материальных благ, которые являются результатом опредмечивания знания и, следовательно, подтверждением его истинности; 2) социально-политическая деятельность как одна из форм социальной практики, направленной на преобразование общественных отношений: в процессе этой деятельности подтверждается или опровергается истинность социальных знаний; 3) научно-экспериментаторская деятельность, связанная с наблюдением объекта в искусственно созданных условиях, в процессе которой подтверждается истинность научных теорий; 4) исторический опыт человечества, так называемый «суд истории», выступающий наиболее всеобъемлющей формой практики, подтверждающей или опровергающей знание человека о мире и самом себе в самых разнообразных формах деятельности – бытовой, социокультурной, государственно-политической и др. Вопрос № 415 Вопрос: Двумя логически возможными альтернативными трактовками научного познания являются … Ответы: ● Ответ неверный! ● Два основных общезначимых подхода возникли в ходе развития философии науки в середине XIX века. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● неклассическая философия науки ● классическая философия науки ● модернизм ● постмодернизм Решение: Двумя логически возможными альтернативными трактовками научного познания являются – классическая и неклассическая философия науки. Вопрос № 416 Вопрос: К эмпирическим методам научного познания относятся… Ответы: ☑ измерение ☐ аксиоматический метод ☐ формализация ☑ эксперимент Решение: На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственный опыт), рациональный момент и его формы присутствуют, но имеют подчиненное значение. Исследуемый объект отражается преимущественно со стороны внешних связей и проявлений, в которых выражаются внутренние отношения (в противном случае мы никогда не смогли бы выявить существенных, закономерных связей и отношений объекта). Эмпирическое, опытное исследование направлено непосредственно (без промежуточных звеньев) на сам объект и осваивает его с помощью таких приемов и средств, как наблюдение и эксперимент. Научное наблюдение – это целенаправленное и специально организованное восприятие явлений. Главное требование в данном случае – объективность, точность даваемых наблюдением сведений. Наблюдение должно проводиться таким образом, чтобы вмешательство наблюдателя не исказило картину изучаемых явлений. Однако такое вмешательство может стать эффективным средством познания, если строго фиксировать, с одной стороны, воздействие исследователя на изучаемый объект, а с другой – изменения, которые оно вызывает в объекте. Наблюдение, проводимое в этой ситуации, превращается в элемент другого, более сложного метода эмпирического познания – эксперимента. Эксперимент есть управляемое и контролируемое воздействие на изучаемый объект с целью получения информации о нем. В эксперименте используется ряд материальных средств, приборы, аппаратура и т.п. Итогом наблюдений и экспериментов, а также ряда других эмпирических методов должно стать установление научных фактов. Вопрос № 417 Вопрос: Основными положениями кумулятивистской концепции развития науки являются следующие: Ответы: ☑ научное знание со временем отражает действительность точнее, глубже и полнее ☑ научное знание развивается поступательно, прогрессивно, постепенно ☐ с развитием науки мы не больше знаем о мире, а иначе его познаем ☐ развитие науки связано с отбрасыванием старого знания и заменой его новым Решение: Кумулятивистский подход (от лат cumulatio – увеличение, скопление) в развитии знания абсолютизирует преемственность. Согласно кумулятивистской концепции роста научного знания последнее развивается поступательно, прогрессивно, постепенно. На каждом этапе развития науки в составе научного знания остается то, что было правильно установлено на предыдущих этапах, а ошибки и заблуждения, имевшиеся в науке прошлого, отбрасываются. Таким образом, новые знания в науке строятся на основе предшествующих знаний, при этом научное знание совершенствуется и отражает действительность со временем надежнее, точнее, глубже, полнее. Вопрос № 418 Вопрос: Главная опасность технического прогресса состоит в том, что развитие техники… Ответы: ☐ приводит к дегуманизации общества ☑ грозит стать самоцелью ☑ способствует быстрому загрязнению окружающей среды ☐ прерывает накопление культурных ценностей Решение: Главная опасность технического прогресса состоит в том, что развитие техники грозит стать самоцелью. Оно также способствует быстрому загрязнению окружающей среды. Освобождая человека от тяжелой, однообразной работы, техника вместе с тем требует от него труда по ее созданию, обслуживанию, уходу за ней. Чтобы избавиться от этого труда, человек вынужден создавать новую технику для его выполнения. Это ведет к тому, что в настоящее время 80–90% новой техники создается не для обслуживания человека, а для обслуживания техники. Таким образом, технический прогресс не только сберегает человеческий труд, но и изменяет его направленность. Темпы такого процесса все нарастают по мере технического прогресса, и человек все больше становится зависим от творения своих рук и интеллекта. Несомненно, техническая мощь человека настолько возросла, что вносимые им в природу изменения достигли критического значения: природная среда стала необратимо разрушаться и делаться непригодной для существования человечества. Однако остановить пагубное воздействие на природу человек сможет, изменив внутренние мотивации, ценности, в том числе отношение к техническим достижениям. Вопрос № 419 Вопрос: Главными представителями школы философской антропологии, основанной в 20-х гг. XX века, являются М. Шелер (1874–1922), … Ответы: ● Ответ неверный! ● Это немецкие философы, оперирующие традиционными представлениями о человеке. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● К. Поппер (1902–1994) ● З. Фрейд (1856–1939) ● А. Гелен (1904–1976) ● Г. Плеснер (1892–1985) Решение: Главными представителями школы «философской антропологии», основанной в 20-х гг. XX века являются: М. Шелер (1874–1922), Г. Плеснер (1892–1985) и А. Гелен (1904–1976). Вопрос № 420 Вопрос: Социокультурным контекстом понимания человека в эпоху Возрождения были … Ответы: ● Ответ неверный! ● В эпоху Возрождения формируется новое понимание человека. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● теоцентризм ● гуманизм ● антропоцентризм ● материализм Решение: Социокультурным контекстом понимания человека в эпоху Возрождения были антропоцентризм и гуманизм. Вопрос № 421 Вопрос: Способами подлинного существования человека в культуре, по Н.А. Бердяеву, являются … Ответы: ● Ответ неверный! ● Н.А. Бердяев изложил эти идеи в работе «Философия свободного духа». ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● труд ● власть ● творчество ● свобода Решение: Способами подлинного существования человека в культуре, по Н.А. Бердяеву, являются свобода и творчество. Свобода, по Н.А. Бердяеву, первична по отношению ко всему бытию, свобода берется из ничто в Ungrund, она извечна. Главным признаком личности Н.А. Бердяев считал способность человека к творчеству. Вопрос № 422 Вопрос: Гедонизм видит смысл жизни в … Ответы: ☐ отказе от удовольствия ☐ отказе от наслаждения ☑ удовольствии ☑ наслаждении Решение: Гедонизм видит смысл жизни в удовольствии и наслаждении. Вопрос № 423 Вопрос: К социальным стратам относятся … Ответы: ☐ народности ☐ нации ☐ семьи ☑ классы ☑ сословия ☑ касты Решение: Под стратой понимается слой людей, имеющих сходные показатели по какому-либо критерию социального неравенства. Касты, сословия и классы различны по своему социально-экономическому статусу. Понятие социальной стратификации, то есть разделение людей на страты, характеризует неоднородность общества. Страты в обществе представляют собой иерархически расположенные социальные. Вопрос № 424 Вопрос: К характерным признакам цивилизационного похода относятся следующие представления… Ответы: ☐ история общества – смена общественно-экономических формаций ☑ отрицание общего пути развития отдельных народов ☑ отдельные цивилизации никак не связаны друг с другом ☐ уровень развития общества исходит из природно-климатических условий жизни ☑ цивилизации отличаются друг от друга духовными представлениями Решение: Цивилизация рассматривается сторонниками данного подхода как локальная (ограниченная в пространстве и времени) социокультурная система, качественная специфика той или иной группы стран на определенном этапе развития. Цивилизации самобытны и коренным образом отличаются друг от друга, так как основаны на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Для каждой цивилизации характерен, прежде всего, духовно-религиозный код деятельности (Философия: учеб. пособие для вузов / отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов н/Д, 2007. С. 324). Вопрос № 425 Вопрос: Глобализация в экономической сфере предполагает… Ответы: ☐ создание международных политических организаций ☑ выход бизнеса за национальные рамки ☐ обмен духовными связями ☑ формирование мировых производительных сил Решение: Современная экономика представляет собой своего рода единый хозяйственный механизм, все элементы которого разбросаны по всем странам и континентам (Гобозов И.А. Социальная философия: учеб. для вузов. М., 2007. С. 281). Выход бизнеса за национальные рамки проявляется в формировании транснациональных корпораций, координирующую основную часть мировой экономики. Вопрос № 426 Вопрос: К области философского знания относятся вопросы: Ответы: ☑ Как отличить истину от заблуждения? ☑ В чем смысл человеческого существования? ☐ Какие из болезней являются наследственными? ☑ Что возникло в начале – материя или сознание? ☐ Является ли Плутон планетой? Решение: Основная проблема философии – отношение человека к миру в целом. Философия представляет собой осознание мира в его целостности и единстве. Содержание данных вопросов относится к проблемам философии. Вопрос № 427 Вопрос: Проблема ценностей раскрывается в следующих разделах современного философского знания: Ответы: ☑ аксиология ☐ онтология ☑ эстетика ☑ этика ☐ логика Решение: Существует немало философских проблем, которые так или иначе затрагиваются сразу в нескольких дисциплинах. К таким проблемам относится проблема ценностей. В самом широком смысле ценность – это положительная значимость чего-либо для человека. Традиционно в европейской культуре к высшим ценностям относят ценности добра, истины, красоты, божественности, любви, свободы и т.д. В современной философии существует раздел, посвященный исследованию ценностей, – аксиология. Однако ценностная проблематика является фундаментальной для философии, поэтому она освещается и в философии культуры, и в этике, и в эстетике. Вопрос № 428 Вопрос: Характерными особенностями методологической функции философии в области познания являются… Ответы: ☐ способствовать изменению социального бытия ☐ ориентирует человека на определенные ценности ☑ выработка основополагающих принципов познания ☑ исследование наиболее общих способов познания ☑ разработка всеобщих методов познания Решение: Методология - это знание о том, как действовать для достижения поставленной цели и чем руководствоваться в своих действиях. Методологическая функция философии, в частности, заключается в том, что философия разрабатывает всеобщие методы познания, вырабатывает основополагающие принципы познания, исследует наиболее общие пути и способы познания мира. Вопрос № 429 Вопрос: Предпосылками возникновения философии являются… Ответы: ☐ появление человека разумного ☑ отделение рационального знания от мифологического ☑ попытка объяснить явления природы ☑ развитие демократии в древнегреческих полисах ☐ появление мифов Решение: Зарождение философии как специфической формы духовной деятельности связано с великим культурным переворотом в Древней Греции и зарождением научного знания в недрах магии, стремившего к объяснению природных явлений. В результате этого происходит отделение рационального знания от мифологического (Философия: учеб. / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. М., 2004. С. 13). Вопрос № 430 Вопрос: В эпоху Возрождения складывается новая натурфилософия, для которой характерны следующие черты: пантеизм; идея тождества микро- и макромира, а также … Ответы: ● Ответ неверный! ● Новая натурфилософия преодолела религиозное миропонимание. На смену теоцентризму пришел антропоцентризм. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● гилозоизм, убеждение в оживленности и даже одушевленности всего бытия ● провиденциализм ● креационизм ● идея самодеятельности материи Решение: В эпоху Возрождения складывается новая натурфилософия, для нее в целом характерны следующие черты: пантеизм, идея взаимопроникновения природы и Бога; идея тождества микро- и макромира и вследствие этого своеобразное органистическое мировоззрение, трактующее природу по аналогии с человеком; гилозоизм, убеждение в оживленности и даже одушевленности своего бытия; идея самодеятельности материи. Вопрос № 431 Вопрос: Установите соответствие между онтологическими направлениями и представителями философии Нового времени. 1. Монизм 2. Дуализм 3. Плюрализм Ответы: Задание на соответствие, палим "решение" Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Правильно выбрав представителей философии Нового времени, Вы неверно установили соответствие между ними и онтологическими направлениями. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Николай Кузанский (богослов, пантеист) является философом Возрождения, а не Нового времени. Закрыть данную подсказку. Лейбниц Кузанский Декарт Спиноза // Решение: Монизм – направление, утверждающее существование одной субстанции в качестве первоосновы. Бенедикт Спиноза, продолжая традиции пантеизма, утверждал тождество Бога и природы, понимаемой им как единая, вечная и бесконечная субстанция, атрибутами которой являются мышление и протяженность. Дуализм – направление, признающее существование двух самостоятельных и несводимых друг к другу субстанций. Декарт утверждал независимость духовной (мыслящей) и материальной (протяженной) субстанций, проявлением которых в человеке являются душа и тело. Плюрализм – направление, согласно которому существует множество независимых и несводимых друг к другу начал бытия. Лейбниц в «Монадологии» описал действительность как сосуществование «простых субстанций», или монад – неделимых первоэлементов, психических «центров сил», находящихся между собой в отношениях предустановленной гармонии. Вопрос № 432 Вопрос: Установите соответствие между видами знания и основными вопросами философии, выделяемыми И. Кантом. 1. Гносеология 2. Этика 3. Религия Ответы: Задание на соответствие, палим "решение" Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Правильно выбрав вопросы философии по И. Канту, Вы неверно установили соответствие между ними и видами знания. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! «Что является основой всего существующего? – это вопрос, выходящий за рамки философии», полагает И. Кант. И. Кант считает, что объективное существование умозрительных идей Бога, бессмертия души, свободы теоретически недоказуемо, так как они относятся не к области сущего, но должного, определяя границы человеческого поведения. Закрыть данную подсказку. |