Ответы на вопросы. Решение в своем произведении Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии
Скачать 433.85 Kb.
|
Вопрос № 1 Вопрос: Вопрос об отношении мышления к бытию как основной вопрос философии был сформулирован … Ответы: ○ И. Кантом ● Ф. Энгельсом ○ К. Ясперсом ○ А. Швейцером Решение: В своем произведении «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» Ф. Энгельс сформулировал так называемый основной вопрос философии. В наиболее общем виде это вопрос об отношении мышления к бытию, сознания – к материи, духа – к природе. Вопрос № 2 Вопрос: Назовите раздел философского знания, возникший позже всех остальных. Ответы: ○ гносеология ○ этика ● философия техники ○ логика Решение: Структура философского знания включает в себя в качестве важнейших разделов, которые начали формироваться уже в античности, онтологию (учение о бытии), гносеологию (учение о познании) и социальную философию (учение о наиболее общих законах и ценностях общественного бытия). В дальнейшем возникают и другие философские науки, что связано с увеличением корпуса знаний, усложнением картин мира и социальной жизни, потребностью развития науки и производства. Так, в конце XIX века зарождается философия техники в качестве относительно самостоятельной области исследования (Э. Капп, Ф. Дессауэр, К. Тухель). В круг проблем, поднимаемых философией техники, попадают следующие вопросы: что такое техника, каковы ее истоки и природа, как взаимосвязаны наука и техника, какое влияние оказывает техника на социальные процессы, повседневную жизнь людей и др. Вопрос № 3 Вопрос: Общей для науки и философии чертой, является … Ответы: ● рациональный характер ○ человеческое понимание мира ○ вера в сверхъестественное ○ личностный характер Решение: Философия возникла в единстве с наукой и на протяжении всей своей истории сохраняет черты сходства с ней. Философия, как и наука, является теоретическим типом знания. В построении такого знания важнейшую роль играют размышления, рассуждения. Оно опирается на логические выводы и доказательства и выражается в абстрактных понятиях. Теоретическое знание всегда рационально, так как связано с осознанием и пониманием цели и средств ее достижения. Вопрос № 4 Вопрос: Философом, рассматривающим в качестве сверхчеловеческого духовного начала мировую волю, является … Ответы: ○ Платон ○ Дж. Беркли ● А. Шопенгауэр ○ Демокрит Решение: По мнению А. Шопенгауэра окружающий мир не имеет целостности, он неподконтролен разуму, а подчиняется только мировой воле. Воля – это идеальная сила и высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Только воля способна определять всё сущее и влиять на него. Вопрос № 5 Вопрос: Основоположником учения об атомном строении материи является… Ответы: ● Демокрит ○ Эпикур ○ Аристотель ○ Протагор Решение: Основоположник учения об атомном строении материи – Демокрит из Абдер, ученик Левкиппа. Размышляя о первооснове сущего, он пришел к выводу о невозможности бесконечной делимости вещей и назвал мельчайшую неделимую частицу «атомом». Атомы, по Демокриту, чувственно не воспринимаемы, вечны и неизменны, отличаются друг от друга по величине и форме, а их движение по закономерным траекториям, столкновение и отталкивание приводит к возникновению и исчезновению вещей. Вопрос № 6 Вопрос: Создателем учения о гармонии веры и разума был … Ответы: ● Фома Аквинский ○ Уильям Оккам ○ Ибн Рушд ○ Августин Блаженный Решение: Создателем учения о гармонии веры и разума был Фома Аквинский, систематизатор ортодоксальной схоластики XIII века, монах-доминиканец. В сочинениях «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» он подвел итоги теологическо-рационалистических поисков зрелой схоластики, направленных на отработку вероучения в формах здравого смысла. В ответ на концепцию «двух истин», возникшую под влиянием средневекового свободомыслия, Фома сформулировал учение, согласно которому вера и разум не противоречат друг другу в поиске истины, а идут к одной и той же цели двумя путями: вера – сверхъестественным, разум – естественным. Вопрос № 7 Вопрос: Автором философского произведения «Левиафан» является… Ответы: ○ Жан-Жак Руссо ● Томас Гоббс ○ Клод Адриан Гельвеций ○ Дени Дидро Решение: Автором философского произведения «Левиафан» является Томас Гоббс. В своем трактате он разработал теорию общественного договора. Он считал, что естественное состояние человечества базируется на чувственности, что может привести к самоистреблению людей. Именно разум играет важную роль в учреждении государства путем общественного договора, в обсуждении и принятии которого должны участвовать все индивиды общества. Государство и гражданское общество способны вывести человечество из варварского состояния «войны всех против всех» (Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. М, 2001. С. 145). Вопрос № 8 Вопрос: Сферой тождества субъекта и объекта, по Ф. Шеллингу, является … Ответы: ○ наука ○ классическая философия ○ мораль ● искусство Решение: С точки зрения Фридриха Шеллинга, сферой тождества субъекта и объекта является искусство. Ф. Шеллинг переосмыслил учение И. Фихте о духе и природе: природа у него перестает быть только средством реализации нравственной цели и становится самостоятельной реальностью – «интеллигенцией» в процессе становления. Ф. Шеллинг рассматривает природу как целесообразное целое, как форму бессознательной жизни разума, назначение которой – порождение сознания. В центре внимания немецкого философа-идеалиста – проблема соотношения сознательного и бессознательного. Деятельность «Я» распадается на познавательно-теоретическую (разум) и нравственно-практическую (воля) сферы. В искусстве же эта противоположность преодолевается: эстетическое начало уравновешивает сознательное и бессознательное. В произведении искусства достигается «бесконечность», так как художник есть сама «интеллигенция», действующая в природе (соч. «Философия искусства»). Вопрос № 9 Вопрос: Философское направление, считающее, что сущность человека в своей действительности есть совокупность общественных отношений, называется … Ответы: ○ неотомизм ● марксизм ○ неопозитивизм ○ неокантианство Решение: Философское направление, считающее, что сущность человека в своей действительности есть совокупность общественных отношений, называется марксизмом. Для К. Маркса основной движущей силой является отношение человека к материи, наиболее важная часть которого – способ производства. Уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу человека и общества. Вопрос № 10 Вопрос: Русским философом XIX века, объявленным сумасшедшим за его взгляды был … Ответы: ○ Н.Бердяев ● П. Чаадаев ○ А.Герцен ○ М.Бакунин Решение: За свое первое философическое письмо, в котором содержалась критика общественного строя и порядков в России, П. Чаадаев был обвинен сумасшедшим. Вопрос № 11 Вопрос: И объективный идеализм, и материализм исходят из того, что… Ответы: ● мир существует вне и независимо от человеческого сознания ○ материальное бытие является первичным, порождающим сознание, дух ○ вещи есть комбинация человеческих ощущений ○ внешний мир есть проявление духовного бытия, универсального сознания, абсолюта Решение: И объективный идеализм, и материализм исходят из существования мира вне и независимо от человеческого сознания как чего-то само собой разумеющегося. Материализм объясняет этот мир из самого себя, а объективный идеализм считает мир проявлением духовного бытия, универсального сознания, абсолюта. Вопрос № 12 Вопрос: Картина мира, возникшая на основе абсолютизации законов механики, называется … Ответы: ● механистической ○ социальной ○ религиозной ○ биологической Решение: Картина мира, возникшая на основе абсолютизации законов механики, называется механистической. Согласно механистической картине мира, вся вселенная – это замкнутая механическая система, состоящая из неизменных элементов, которые движутся по законам классической механики. Вопрос № 13 Вопрос: Характерным свойством времени является … Ответы: ○ трехмерность ○ субъективность ● необратимость ○ конечность Решение: Характерным специфическим свойством времени является необратимость, которая проявляется в невозможности возврата в прошлое. Время течет от прошлого через настоящее к будущему, и обратное течение его невозможно. Необратимость времени связана с необратимостью протекания фундаментальных материальных процессов. Вопрос № 14 Вопрос: Согласно диалектико-материалистической концепции развития, случайность есть… Ответы: ○ ничем не детерминированное событие, явление, процесс ○ продукт нашего незнания причин того или иного явления ○ иллюзия, так как все в мире закономерно ● реализация одной из многих возможностей Решение: Согласно диалектико-материалистической концепции, случайность есть реализация одной из многих возможностей, в то время как реализация единственной имеющейся возможности есть необходимость. Случайность есть то, что имеет основание не в себе самом, а в другом; то, что может быть, а может и не быть. Вопрос № 15 Вопрос: Философская позиция, отождествляющая духовные явления с физическими состояниями головного мозга, называется… Ответы: ○ пантеизм ● вульгарный материализм ○ диалектический материализм ○ дуализм Решение: Философская позиция, отождествляющая духовные явления с физическими состояниями головного мозга, называется вульгарным материализмом. Наиболее известные представители этого течения – немецкие философы Бюхнер, Фохт, Молешотт и др. Они популяризировали достижения естествознания – закон сохранения энергии, дарвинизм, достижения физиологии, сводя при этом психические и сознательные процессы к материальным.Так, Л. Бюхнер считал, что сознание можно обнаружить благодаря нейрофизиологическим процессам, происходящим в головном мозге человека, а содержание сознания можно понять, проанализировав структуру питания человека. Современный вульгарный материализм опирается на достижения в области генетики и физиологии высшей нервоной деятельности, успехи в области исследований «искусственного интеллекта». При этом теория сознания превращается в разновидность физики или физиологии, где духовные феномены рассматриваются как телесные, а психические состояния – как физиологические явления. Вопрос № 16 Вопрос: Теория ________ отрицает возможность познания сущности предметов и процессов объективной реальности. Ответы: ○ скептицизма ○ сенсуализма ○ гносеологического оптимизма ● агностицизма Решение: Отрицание возможности достоверного познания сущности материальных систем – отличительная черта агностицизма. Современная философская теория познания не расходится с агностицизмом в отрицании познаваемости явлений как феноменов, объектов чувственного познания, а также возможности познания мира во всех его связях и опосредованиях. Расхождение – в трактовке природы явления, то есть в том, имеют ли явления непосредственное отношение к сущности и возможно ли, изучая явления, познать сущность материальных систем. Агностицизм отрицает такую возможность. Вопрос № 17 Вопрос: _________ могут быть индуктивными и дедуктивными. Ответы: ● Умозаключения ○ Понятия ○ Высказывания ○ Суждения Решение: Индуктивными и дедуктивными могут быть умозаключения – логически связанные между собой суждения, ряд посылок и следствий. Умозаключение представляет собой высшую форму рационального познания, сущностью которой является логическое выведение нового знания на основе имеющегося. Индукция – это движение мышления от частных суждений к общим; дедукция – движение мышления от общего к частному. Вопрос № 18 Вопрос: Представители … считали, что истиной является знание, способствующее творческой самореализации личности и ее духовному росту. Ответы: ● экзистенциализма ○ диалектического материализма ○ теории когерентности ○ прагматизма Решение: Представители экзистенциализма считали, что истиной является знание, способствующее творческой самореализации личности и ее духовному росту. В роли такого знания может выступать и объективно ложное знание, лишь бы оно глубоко переживалось и отстаивалось человеком. Соответственно, знание объективно истинное, но навязанное человеку принудительно, должно быть квалифицировано как ложное, ибо подавляет его творческий дух. В целом подобная постановка проблемы истинности знания направлена против догматизма и тоталитаризма как в области познания, так и во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Вопрос № 19 Вопрос: Согласно принципу верифицируемости признаком научного знания является… Ответы: ○ его приспособленность к принятым в научном сообществе стандартам рациональности ○ его практическое подтверждение ● возможность его сведения к протокольным предложениям Решение: Согласно принципу верифицируемости признаком научного знания является возможность его сведения к протокольным предложениям. Неопозитивизм впервые поставил вопрос о том, чем отличается научное знание от других видов знания. Представители неопозитивизма исходили из того, что все знание строится на основе простых ощущений. Эти ощущения можно описать с помощью простых предложений, в достоверности которых невозможно сомневаться, так как они представляют собой констатацию элементарного факта, например, «я сейчас набираю текст на компьютере». Такого рода предложения и называются «протокольными». Для того чтобы определить, является ли утверждение научным, необходимо установить, какие протокольные предложения лежат в его основе. Вопрос № 20 Вопрос: Метод моделирования предполагает наличие _______ свойств между изучаемым объектом и его моделью. Ответы: ○ случайных ○ полного совпадения ○ общих поверхностных ● общих существенных Решение: Моделирование есть изучение некоторого объекта посредством наблюдений или экспериментов, проводимых с его моделью. Термин «модель» имеет широкий спектр значений. Это может быть простой механический макет изучаемого объекта любой природы, который и подвергается испытаниям, либо детальное описание наиболее важных структурных или функциональных отношений объекта с помощью математического аппарата. В настоящее время огромное распространение получил метод компьютерного моделирования. Учитывая тот факт, что в модели всегда представлены определенные характеристики прототипа, которые наиболее важны, значимы или ценны, следует признать, что метод моделирования предполагает наличие общих существенных свойств между изучаемым объектом и его моделью. Вопрос № 21 Вопрос: К.Поппер является автором концепции… Ответы: ○ эволюционной эпистемологии ● роста знания ○ научно-исследовательских программ ○ научных революций Решение: К. Поппер является автором концепции роста знания. Ее суть: в том, что рост знания является неповторяющимся или кумулятивным процессом, а процессом устранения ошибок, выдвижением смелых гипотез и теорий, а также осуществлением их опровержений, в результате чего и решаются научные проблемы. К. Поппер считал, что «… на науку следует смотреть не как на ''корпус знания'', а как на систему гипотез, то есть систему догадок или предвосхищений, которые не могут быть оправданы и которыми мы пользуемся до тех пор, пока они выдерживают проверку» (К.Поппер. Логика научного исследования. М.,2004.С.289). Вопрос № 22 Вопрос: В современной научной литературе под техникой в широком смысле слова понимаются… Ответы: ● любые средства и способы деятельности, созданные человеком для достижения каких-либо целей ○ искусственные предметы, обеспечивающие производство материальных благ ○ только материальные искусственные предметы ○ природные средства, используемые человеком в готовом виде Решение: В современной научно литературе под техникой в широком смысле слова понимаются любые средства и способы деятельности, созданные человеком для достижения каких-либо целей. Техника – это всегда артефакт, т.е. нечто искусственно созданное, выдуманное, изготовленное человеком. К миру техники относятся артефакты двоякого рода: во-первых, это материальная, предметная техника, которая является дополнением к человеческому телу и многократно увеличивает силы и возможности человека; во-вторых, это исполнительская техника, т.е. совокупность способов, приемов деятельности, мастерство выполнения действий. Она есть техника знаний и умений, закрепленная в психике человека, «внутри» его тела. Вопрос № 23 Вопрос: Духовная сущность человека выражается … Ответы: ○ исключительно в религиозной вере ○ в подавлении биологических инстинктов ○ в витальных влечениях ● в действиях, основанных на идеалах Решение: Духовная сущность человека выражается в действиях, основанных на идеалах. Человек способен создавать и воспроизводить безусловные (не обусловленные биологическими потребностями) ценности, на основе которых формируются идеалы – образцы поведения. Дух возвышает человека над природой и биологическими инстинктами, позволяя соотносить личные действия с высшими принципами бытия. Вопрос № 24 Вопрос: Личность формируется в процессе… Ответы: ○ антропосоциогенеза ● социализации ○ индивидуального развития ○ самосознания Решение: Личность формируется в процессе социализации. Становление личности как субъекта общественных отношений происходит в процессе социализации – усвоения индивидом социального опыта и преобразования его в собственные ценности. Вопрос № 25 Вопрос: Культура определенной социальной группы, отличающаяся системой ценностей, традиций, обычаев, правил поведения, особенностями речи, называется … Ответы: ○ контркультурой ● субкультурой ○ доминирующей культурой ○ национальной культурой Решение: Культура определенной социальной группы, отличающаяся системой ценностей, традиций, обычаев, правил поведения, особенностями речи, называется субкультурой. Субкультура – это часть общей культуры, не противостоящая ей, но отличающаяся от нее в силу принадлежности определенной демографической (например, молодежная), профессиональной (например, педагогическая), классовой (например, аристократическая) и другой общности. |