Ответы на вопросы. Решение в своем произведении Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии
Скачать 433.85 Kb.
|
Вопрос № 113 Вопрос: Онтологическая позиция, утверждающая что вещи – это часть самого сознания, на которую направлены акты самого сознания, называется … Ответы: ○ идеализмом ● феноменологией ○ материализмом ○ реализмом Решение: Феноменология – одно из основных направлений в философии ХХ века, ее предметом являются фундаментальные феномены человеческого бытия. Задача феноменологии состоит в том, чтобы описать вещи такими (в самом широком смысле), какими они проявляют себя, не отсылая к чему-то другому, т.е. описать их как феномены. Вопрос № 114 Вопрос: Философское течение, определяющее движение как изменение вообще, называется … Ответы: ● диалектическом материализмом ○ экзистенциализмом ○ механицизм ○ релятивизмом Решение: В диалектическом материализме движение рассматривается как неотъемлемый атрибут материи. Движение всеобще, охватывает собой все происходящие с предметами и явлениями изменения. Вопрос № 115 Вопрос: Философом, внесшим огромный вклад в превращение диалектики в науку, является … Ответы: ● Г. Гегель ○ Гераклит ○ Сократ ○ Плотин Решение: Большинство последующих теоретических концепций, базирующихся на диалектике, в той или иной мере опирается на выдвинутые Гегелем идеи и принципы, дополняя и развивая выработанный им понятийный аппарат, но никогда не отвергая его. Гегелевская диалектика оказала огромное влияние на все последующее развитие философии, привела к становлению особой диалектической культуры мышления, давшей блестящие результаты. Философский анализ проблем с позиции диалектики является одной из наиболее эффективных форм философского понимания бытия, так как позволяет рассматривать мир как особую целостную систему, развивающуюся по специфическим универсальным законам. Вопрос № 116 Вопрос: Создателем классического психоанализа является … Ответы: ● З. Фрейд ○ К. Юнг ○ А. Адлер ○ Э. Фромм Решение: Создателем классического психоанализа является З. Фрейд. Сердцевину его теории образуют концепции, объясняющие устройство психического аппарата, природу психоневрозов, движущих мотивов деятельности людей. В их основе лежит идея бессознательного. Бессознательное («Оно») представляет собой часть психики, где сосредоточены инстинктивные импульсы (желания) и вытесненные из сознания идеи. Вопрос № 117 Вопрос: _________ всегда существует в знаковой форме. Ответы: ● Знание ○ Незнание ○ Объект ○ Материальный предмет Решение: В знаковой форме существует знание – усвоенная и зафиксированная субъектом часть информации, имеющая смысл и значение. В качестве знания выступает информация, преобразованная сознанием и переработанная особым образом, представленная через символы, образы, идеи, понятия, суждения, теории, которые существуют в форме знаков (материальных предметов или явлений, выступающих в качестве представителей других предметов или свойств, используемых для приобретения, переработки и передачи знаний). Вопрос № 118 Вопрос: Возникновение в сознании принципиально новых образов и идей связано с такой познавательной способностью человека, как … Ответы: ○ ассоциация ○ память ○ логическое мышление ● интуиция Решение: Возникновение в сознании принципиально новых образов и идей связано с такой познавательной способностью человека как интуиция – непосредственное и неосознаваемое человеком постижение действительности. Интуиция характеризуется непосредственной очевидностью результата, необусловленного логическими выводами и связью с первоначальными данными. При этом интуиция связана с чувственным познанием (т.н. эйдетическая интуиция, результатом которой являются образы) и рациональным (т.н. концептуальная интуиция, результатом которой являются идеи, понятия). Однако эти опосредования тонки, трудно уловимы, происходят в сфере подсознания, вследствие чего и складывается представление о непреднамеренности, спонтанности нового знания. Интуиция тесно связана с творческой фантазией и воображением. Вопрос № 119 Вопрос: Основоположником феноменологии является … Ответы: ○ З. Фрейд ○ Г. Гегель ○ К. Маркс ● Э. Гуссерль Решение: Основоположником феноменологии является Э. Гуссерль, провозгласивший лозунг «К самим вещам!», то есть к изучению смыслов предметов и событий. Понятие «феномен» – это не предмет как таковой в единстве его сущности и явления и тем более не явление как обнаружение сущности, а смысл и значение предмета. Вопрос № 120 Вопрос: Согласно теории П. Фейерабенда, рост научного знания происходит в процессе… Ответы: ○ секуляризации ○ мутации ○ кумулятивного накопления ● пролиферации идей Решение: Согласно теории П. Фейерабенда, рост научного знания происходит в процессе пролиферации идей. Пауль Фейерабенд (1924–1994) - американский историк и философ науки. «Концепция анархистской эпистемологии», выдвинутая им, основана на идее необходимости опровержения научной теории (при столкновении ее с каким-либо притиворечащим ей фактом) с помощью какой-то новой теории (в которую этот новый факт вписывается). Наиболее важной для развития научного знания П. Фейерабенд считает процедуру пролиферации, под которой подразумевается фактически бесконтрольное выдвижение множества различных идей и теорий. Эти конкурирующие друг с другом идеи и теории невозможно сравнить друг с другом, так как каждая из них имеет собственные основания. Весь процесс научного познания представляет собой некое «броуновское движение», это иррациональный процесс, в котором всякие критерии научности, обоснованности, истинности отбрасываются. Победу одерживает та теория, сторонники которой смогли убедить общественность в том, что именно она является наилучшей среди всех остальных (Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986). Вопрос № 121 Вопрос: Высказывание «Она (техника) подвергает человека процессу расчленения, разделения, в силу которого человек как бы перестает быть природным существом, каким он был ранее» принадлежит … Ответы: ○ Г. Гадамеру ○ В.С. Соловьеву ● Н.А. Бердяеву ○ И. Канту Решение: Высказывание «Она (техника) подвергает человека процессу расчленения, разделения, в силу которого человек как бы перестает быть природным существом, каким он был ранее» принадлежит Н.А. Бердяеву (работа «Человек и машина»). Вопрос № 122 Вопрос: Наиболее остро «двойственность» человеческой сущности проявляется в … Ответы: ● антиномии духа и тела ○ противопоставлении личности обществу ○ противоречии разума и нравственности ○ необходимости приспособления к природной среде Решение: Наиболее остро «двойственность» человеческой сущности проявляется в антиномии (противоречии) духа и тела. Человек занимает срединное место во Вселенной, соединяя в себе разнообразные силы сущего – природное и божественное, низменное и высокое, «земное» и «небесное», что делает сущность человека антиномичной, заключающей в себе противоположно направленные свойства и возможности: одни – обусловленные его телесной организацией, другие – сознанием, духом. Вопрос № 123 Вопрос: Трагизм человеческой свободы, с точки зрения экзистенциализма, обусловлен необходимостью… Ответы: ○ самоотречения ○ практической деятельности ● выбора ○ правового равенства Решение: Трагизм человеческой свободы, с точки зрения экзистенциализма, обусловлен необходимостью выбора. Свобода, являясь сущностью личности, есть возможность выбирать, при этом тяжесть выбора связана с одиночеством и ответственностью. Вопрос № 124 Вопрос: Для современной культуры характерна тенденция… Ответы: ○ только прогресса ○ локализации ○ только регресса ● интернационализации Решение: Для современной культуры характерна тенденция интернационализации. Интернационализация – обмен культурными ценностями между нациями – является частью процесса глобализации – возрастания интеграционных связей между странами и народами в современном мире на основе экономической, политической и культурной взаимозависимости. Вопрос № 125 Вопрос: Идея подавления чувственной природы, отказа от удовольствий с целью высвобождения внутренней энергии характерна для… Ответы: ● аскетизма ○ гедонизма ○ эвдемонизма ○ гуманизма Решение: Идея подавления чувственной природы, отказа от удовольствий с целью высвобождения внутренней энергии характерна для аскетизма. Аскетизм, характерный для философии стоицизма и христианства, представляет собой стремление к самосовершенствованию, борьбу с пороками и страстями с целью перевода энергии из чувственной сферы в духовную. Вопрос № 126 Вопрос: К общим признакам гражданского общества относится… Ответы: ● универсальное правовое государство ○ имперское государство ○ диктаторское государство ○ наличие кровнородственных отношений Решение: К общим признакам гражданского общества относится универсальное правовое государство. Под универсальным характером права подразумевается такое состояние общества, когда все граждане, независимо от социального статуса, подчиняются юридическим нормам и законам и несут равную ответственность за несоблюдение этих норм (Гобозов И.А. Социальная философия: учеб. для вузов. М., 2007. С. 273). Вопрос № 127 Вопрос: Философом, утверждавшим мысль о том, что история человечества завершится Страшным судом, является … Ответы: ○ П. Тейяр де Шарден ● Августин Аврелий ○ И. Гердер ○ Г. Гегель Решение: В труде «О граде Божием» Августин разработал концепцию всемирно-исторического процесса. Он понимал развитие цивилизации как процесс, имеющий свое начало (сотворение Богом человека), смысл (победа христианства во всемирном масштабе) и завершение (Страшный суд и отделение грешников от праведников). Вопрос № 128 Вопрос: Сущностью преобразовательной функции культуры является… Ответы: ○ создание новых духовных ценностей ● изменение природы, общества и человека ○ удовлетворение материальных потребностей ○ социализация личности Решение: Культура играет определенную роль в жизни человека и выполняет соответствующие функции. Преобразовательная функция культуры состоит в том, чтобы с ее помощью изменять окружающий человека мир. Вопрос № 129 Вопрос: К философским идеям и принципам можно отнести… Ответы: ○ идею мирового господства ○ продолжение рода ● идеалы гуманизма, свободы и справедливости ○ идеал материального благосостояния Решение: Философия есть область познания, в которой рассматриваются исходные, наиболее общие принципы понимания действительности. Уже в древности философы говорили, что в философском знании, как в курином яйце, можно выделить три основных слоя. Первый связан с вопросом: как следует жить? Но для того чтобы найти ответ на этот вопрос, надо сначала ответить на другой: как устроен мир, в котором люди живут? А для получения знаний о мире необходимо решить третий вопрос: как познавать мир? Главная цель философии – научить людей правильно жить в соответствии с принципами свободы, справедливости и человеколюбия (гуманизма). Вопрос № 130 Вопрос: Сущностью критической функции философии является… Ответы: ○ выработка знаний о мире как единой целостности ● осмысление достижений культуры, анализ ошибок, иллюзий ○ разработка принципов и методов познания ○ ориентация человека на определенные ценности Решение: Критический подход играет антидогматическую роль в развитии философии, положительное значение имеет только конструктивная критика. Критическая функция философии выражается в стремлении «все подвергать сомнению». Вопрос № 131 Вопрос: Философ, впервые сформулировавший проблему бытия и небытия в философии, – … Ответы: ○ Сократ ● Парменид ○ Фалес ○ Гераклит Решение: Философ, впервые сформулировавший проблему бытия и небытия в философии, – Парменид, представитель элейской школы. Он первым из древнегреческих философов стал оперировать понятиями максимальной общности, говоря не о веществе или стихиях, а о бытии (сущем) и небытии (не-сущем), пытаясь доказать, что бытие существует, а небытия нет, а следовательно, нет и пустоты (соч. «О природе»). Именно бытие, то есть сам принцип существования, есть то, что объединяет вещи; все качественное многообразие вещей вторично по отношению к сущему. Вопрос № 132 Вопрос: «Ангельским доктором» называют средневекового мыслителя… Ответы: ○ Августина Блаженного ○ Аристотеля ● Фому Аквинского ○ Боэция Решение: «Ангельским доктором» называют средневекового мыслителя Фому Аквинского. Фома Аквинский (Томас Аквинат) систематизировал теологическое учение, создав философскую концепцию, ставшую основой официальной католической идеологии, за что и был удостоен титула «ангельского доктора». Фома Аквинский выводит пять положений космологического доказательства бытия Бога исходя из того, что каждое явление имеет свою причину. Бог воспринимается им как верховная причина всех реальных явлений и процессов. Вопрос № 133 Вопрос: Категорический императив, по Канту – это … Ответы: ○ государственная власть ● внутренний нравственный закон ○ чувственная склонность ○ общее благо Решение: Категорический императив, по Канту, – это внутренний нравственный закон, формальное повеление, управляющее поведением людей в сфере морали. И. Кант стремится строго отделить сознание морального долга от чувственной, эмпирической склонности к выполнению нравственного закона: поступок будет моральным только в том случае, если он совершается единственно из уважения к нравственному закону, то есть в соответствии с собственной волей, а не по принуждению. Тем самым различаются легальность и моральность: поступок может быть легальным, то есть соответствовать принятым в обществе законам, но не быть моральным, если совершается не по доброй воле. Критерием нравственности, по И. Канту, является отношение к другой личности как самоцели, а не как средству для осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы это были задачи общего блага. Вопрос № 134 Вопрос: Материализм XVII века носил ________ характер. Ответы: ● механистический ○ наивный ○ стихийный ○ созерцательный Решение: Наиболее развитой наукой в XVII веке являлась механика. Были определены ее предметные границы, сформулированы основные законы. Классическая механика выработала специфические представления о материи, движении, пространстве и времени, причинности. Вопрос № 135 Вопрос: Диалектикой называется… Ответы: ○ искусство ведения диалога ● методология познания, требующая изучать явления в их противоречивости, изменчивости и взаимосвязи ○ логическая ошибка ○ техника использования понятий, исключающая эмоциональную беспорядочность обыденного спора Решение: Диалектикой называется методология познания, требующая изучать явления в их противоречивости, изменчивости и взаимосвязи. Вопрос № 136 Вопрос: С точки зрения диалектического материализма, сознание есть продукт … Ответы: ● общественный ○ божественный ○ физиологический ○ имманентно-духовный Решение: С точки зрения диалектического материализма, сознание есть продукт общественный, то есть невозможно рассматривать сознание изолированно от других явлений социальной жизни; сознание человека заключает в себе выработанные историей человечества потенции, которые реализуются в процессе социализации – обучения, воспитания и всей совокупности социальных воздействий. Вопрос № 137 Вопрос: Непосредственное постижение целостности объекта выступает как … Ответы: ○ предсказание ○ описание ● понимание ○ объяснение Решение: Непосредственное постижение целостности объекта выступает как понимание – способность постичь смысл чего-либо, фиксируемая субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений. Понимание – это личностный процесс, связанный с особенностями психики, нервной системы, духовного развития субъекта, а также с его включенностью в различные коммуникативные системы. Объектом понимания могут выступать: язык, человек, социальные нормы, знание и опыт, историческая эпоха, культура, текст и т.д. Понимание как недискурсивное (не представленное в форме логических суждений и умозаключений) знание предшествует объяснению. Вопрос № 138 Вопрос: Принятие какого-либо положения без эмпирического или рационального обоснования называется… Ответы: ○ установкой ○ убеждением ○ знанием ● верой Решение: Принятие какого-либо положения без эмпирического или рационального обоснования называется верой. Вера сопутствует человеку на всем его жизненном пути. В целенаправленной деятельности человека по созданию орудий труда, овладению ими вырабатывается вера в результативность, практическую ценность тех или иных действий. Вера в существование «вещного мира», в то, что он многообразен и многокачественен, способствует его познанию и преобразованию человеком в соответствии с его потребностями и интересами. Вопрос № 139 Вопрос: Догматизм объявляет некоторые положения или целые учения… истиной. Ответы: ○ относительной ○ конкретной ● абсолютной ○ объективной Решение: Догматизм есть философская позиция, возводящая относительные истины в абсолют, превращая их в незыблемые, не подлежащие никаким изменениям догмы. Догматическая позиция не замечать относительность знаний опасна тем, что ведет к застою познания, фанатическому фундаментализму и неспособности понять иные взгляды, в которых тоже может содержаться истина. Догматизм может быть связан не только со стереотипностью мышления, но и с личной или коллективной заинтересованностью сохранить неизменными те или иные взгляды, нормы, теоретические положения. Так, религиозные догмы долгое время принимались как незыблемые истины. Или - в Советском Союзе считалось недопустимым какое бы то ни было сомнение в абсолютной правильности марксизма-ленинизма. Догматизм объявляет некоторые положения или целые учения абсолютной истиной, которая никогда не может быть уточнена и тем более изменена. Вопрос № 140 Вопрос: В высказывании Сократа «Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению только одного вопроса – почему люди, зная, как поступать хорошо, во благо, поступают все же плохо, себе во вред» сформулирована проблема… |