Ответы на вопросы. Решение в своем произведении Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии
Скачать 433.85 Kb.
|
Ответы: ● Никколо Макиавелли ○ Эразм Роттердамский ○ Томас Мор ○ Мишель Монтень Решение: Никколо Макиавелли (1469-1527) в работе «Государь» исходит из того, что самый мощный стимул человеческих действий – интерес, более всего он виден в желании людей сохранить свою собственность. Сохранение лучше всего обеспечивается приобретением новой собственности. Но тогда происходит столкновение интересов различных людей и возникает государство для самозащиты людей друг от друга, а не как результат божественной воли, как это утверждалось в теократической концепции государства. Вопрос № 169 Вопрос: Д. Юм считал недоказуемым существование … Ответы: ● причинно-следственных связей ○ данных опыта ○ психических ассоциаций ○ веры Решение: Д. Юм, английский философ, считал недоказуемым существование причинно-следственных связей в природе. Теория познания Д. Юма сложилась в результате переработки им субъективного идеализма Дж. Беркли в духе агностицизма и феноменализма. Поскольку Д. Юм считал проблему отношения бытия и духа теоретически неразрешимой, он заменил ее проблемой зависимости простых идей (чувственных образов памяти) от внешних впечатлений. По Д. Юму, то, что обычно считают следствием, не содержится в том, что считается причиной, логически из нее невыводимо. Психологический механизм, вызывающий убеждение людей в объективном существовании причинности, основан на восприятии регулярного появления и следования во времени события Б после пространственно смежного с ним явления А и составляет, таким образом, предмет «естественной веры». Вопрос № 170 Вопрос: Основателем критического, или «трансцендентального», идеализма в немецкой классической философии является … Ответы: ○ Ф. Шеллинг ○ Л. Фейербах ● И. Кант ○ Г. Гегель Решение: Основателем критического, или «трансцендентального», идеализма в немецкой классической философии является И. Кант. Вопрос № 171 Вопрос: Основу человеческой психики, по З. Фрейду, составляет… Ответы: ○ «Я» ○ «Сверх-Я» ● «Оно» ○ «Другой» Решение: Основу человеческой психики, по З. Фрейду (основателю психоаналитической философии), составляет «Оно» – уровень бессознательного, сфера биологических инстинктов и вытесненных психических импульсов, среди которых главное место занимает либидо – сексуальное влечение. Вопрос № 172 Вопрос: Представителем западничества в русской философии является… Ответы: ○ Г.В. Плеханов ○ К.Э. Циолковский ● А.И. Герцен ○ А.С. Хомяков Решение: Представителем западничества в русской философии является А.И. Герцен. Западники делали акцент на творческом усвоении опыта Западной Европы, особенно в общественно-политической области. А.И. Герцен считал, что социальное развитие – это неподвластный никакому предопределению процесс, направляемый стремлением людей к самопознанию и сознательной деятельности во имя свободы (Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. М, 2001. С. 145). Вопрос № 173 Вопрос: Философское учение, исходящее из признания равноправности и несводимости друг к другу двух основных начал универсума – материального и духовного, называется… Ответы: ○ материализм ○ пантеизм ○ идеализм ● дуализм Решение: Философское учение, исходящее из признания равноправности и несводимости друг к другу двух основных начал универсума – материального и духовного, называется «дуализм» (от лат. dualis – двойственный). Термин был введен в XVIII веке немецким физиологом Х. Вольфом и обозначал признание двух субстанций: материальной и духовной. Вопрос № 174 Вопрос: Философская позиция, рассматривающая пространство и время как выражение отношений между материальными объектами, называется… Ответы: ○ материалистической ● реляционной ○ идеалистической ○ субстанциональной Решение: Философская позиция, которая рассматривает пространство и время как выражение отношений между материальными объектами, называется реляционной (relatio – отношение; Г. Лейбниц, А. Эйнштейн). С точки зрения этой теории, пространство и время существуют не самостоятельно, а в качестве особых отношений между явлениями и процессами. Теория относительности А. Эйнштейна доказывает, что в реальном физическом мире пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к другой. Вопрос № 175 Вопрос: Содержанием психофизиологической проблемы являются отношения, возникающие между… Ответы: ○ бытием и небытием ○ материей и сознанием ○ правым и левым полушарием головного мозга человека ● телом и душой Решение: Содержанием психофизиологической проблемы являются отношения, возникающие между телом и душой. Психофизиологическая проблема впервые была поставлена Р. Декартом в XVII веке в форме концепции психофизического взаимодействия. Р. Декарт полагал, что психические явления и явления телесные принадлежат к принципиально различным сферам бытия: психические – к духовной субстанции, а телесные – к материальной. Указанные сферы не могут воздействовать друг на друга, поскольку обладают разными характеристиками: материальная – пространственной протяженностью, а духовная – внепространственна. Взаимодействуют они только в шишковидной железе головного мозга человека. Существуют и иные варианты решения психофизиологической проблемы. Вопрос № 176 Вопрос: Согласно диалектическому материализму ощущения человека по отношению к познаваемым предметам и явлениям объективной реальности выступают как… Ответы: ● субъективный образ объективного мира ○ иллюзия ○ копия, «слепок» вещей ○ иероглиф Решение: Согласно диалектическому материализму ощущения человека по отношению к познаваемым предметам и явлениям объективной реальности выступают как субъективный образ объективного мира. Ощущения не тождественны объектам, поскольку они, возникая в коре головного мозга человека, производны от соответствующих физиологических, биохимических процессов. Однако ощущения, как результат вполне объективных взаимодействий, согласуются с вещью, соответствуют ей. Вопрос № 177 Вопрос: В гносеологии понятие «истина» применимо к… Ответы: ○ любому суждению, высказанному субъектом ● знанию, обусловленному свойствами объекта ○ любому виду знания ○ представлениям о ценностях и идеалах Решение: В гносеологии понятие «истина» применимо к знанию, обусловленному свойствами объекта. Понятие «истина» относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Все проблемы философской теории познания так или иначе касаются либо средств достижения истины, либо форм существования истины, либо форм ее практической реализации. Проблема истины стоит в одном ряду с такими понятиями, как «добро», «смысл жизни», «любовь». Данная категория не была бы так теоретически, ценностно нагружена, если бы не имела отношения к объективным сторонам действительности и жизни человека. Вопрос № 178 Вопрос: Процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей называется … Ответы: ● социализация ○ социальная стратификация ○ маргинализация ○ социальная мобильность Решение: Процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей называется социализацией. Вопрос № 179 Вопрос: Особенностью совершенного человека, с точки зрения древневосточной культуры, является… Ответы: ○ социально-практическая самореализация ○ гармоничное, всестороннее развитие личности ● самоуглубленность, отрешенность духа ○ эрудированность и экологическое сознание Решение: Особенностью совершенного человека, с точки зрения древневосточной культуры, является самоуглубленность, отрешенность духа. Целью человеческого самосовершенствования в культуре Востока является достижение нирваны – состояния абсолютного покоя, обретаемого путем отрешения, «ухода» сознания от мира объектов в глубь себя. Вопрос № 180 Вопрос: Полилинейность общественного прогресса отстаивал … Ответы: ○ Дж. Вико ○ Гесиод ● Н.Я. Данилевский ○ А. Тюрго Решение: В концепции локальных цивилизаций прогресс общества оказывается полилинейным, идущим в разных цивилизациях разными путями. Н.Я. Данилевский полагал, что в мире существуют автономные, независимые друг от друга локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою собственную историю. Вопрос № 181 Вопрос: Предметом философии является(-ются)… Ответы: ○ положения Священного писания ○ физическая реальность ● всеобщее в системе «мир – человек» ○ доводы разума, исходящие из интуиции Решение: Предметом философии является всеобщее в системе «мир – человек». Эта система при первичном подразделении распадается на две относительно противоположные взаимосвязанные подсистемы – «мир» и «человек». Каждая из них распадается на уровни и взаимоотношения между ними (П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия: учебник. М., 2001. С. 50). Вопрос № 182 Вопрос: Центральной проблемой немецкой классической философии является… Ответы: ● проблема тождества субъекта и объекта ○ проблема первоначала ○ структура человеческой психики ○ вопрос об отношении человека и Бога Решение: Центральной проблемой немецкой классической философии является проблема тождества субъекта и объекта, сознания и бытия. Унаследовав проблематику философии Нового времени, разделившей все сущее на субъект и объект, немецкая философия 2-й пол. XVIII – XIX вв. поставила перед собой задачу преодолеть границу между сознающим «Я» и «миром». Так, Кант утверждает существование до-опытных достоверных принципов мышления; И.Г. Фихте рассматривает волевой акт как преодоление отчуждения «Я» от «мира»; по Ф. Шеллингу, тождество субъекта и объекта достигается в творчестве, по Г. Гегелю – в самосознании и культуре. Вопрос № 183 Вопрос: Принцип ________ утверждает всеобщую обусловленность и причинность явлений. Ответы: ○ фатализма ○ индетерминизма ● детерминизма ○ телеологизма Решение: Всеобщую обусловленность явлений утверждает принцип детерминизма (лат. determinatio – определять). Детерминизм – это учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира, в центре которого находится идея причинности, то есть такой связи явлений, в которой одно явление (причина) с необходимостью производит другое (следствие). Вопрос № 184 Вопрос: Диалектика в своем развитии опирается в первую очередь на … Ответы: ● естествознание ○ историю ○ философию ○ психологию Решение: Диалектика в своем развитии опирается в первую очередь на достижения естествознания, потому что все процессы эволюции неживой и живой природы совершаются по законам диалектики, устанавливающим всеобщий характер связи явлений, направленность и источник их развития. Вопрос № 185 Вопрос: Субъектом познания Л. Фейербах считал … Ответы: ○ человека как родовое существо, все человечество ○ активно осуществляющего познавательную деятельность индивида ○ познающего человека ● человека, пассивно воспринимающего мир Решение: Субъектом познания Л. Фейербах считал человека, пассивно воспринимающего мир. Вопрос № 186 Вопрос: Проблема критериев научности знания наиболее четко сформулирована в ХХ веке в философии … Ответы: ● неопозитивизма ○ неотомизма ○ экзистенциализма ○ постмодернизма Решение: Проблема критериев научности знания сформулирована в ХХ веке в философии неопозитивизма. Неопозитивизм или логический позитивизм, является школой философии, которая включает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающийся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в эпистемологии (гносеологии). Вопрос № 187 Вопрос: Древнейшей формой постижения реальности человеком является… Ответы: ○ философия ○ наука ○ искусство ● миф Решение: Древнейшей формой постижения реальности человеком является миф. Миф представляет собой тот способ понимания и объяснения явлений природы и человека, который обусловлен особенностями мышления первобытного человека. Его специфика – в неразличении вещи и образа, тела и свойства. Сходство или последовательность событий миф интерпретирует как причинно-следственную связь. По форме миф представляет собой предание, символически выражающее некоторое событие как якобы имеющее место в природе или истории. И все-таки миф обладает познавательной силой, поскольку он представляет собой собрание готовых знаний, представлений, верований, и способов постижения мира. В мифах содержатся и практические рекомендации, являющиеся результатом обобщения опыта многих поколений. Миф многозначен, содержит бесконечную смысловую перспективу, создавая возможность использовать его в целях ориентации в меняющемся мире. Вопрос № 188 Вопрос: Характерным отличием философского подхода к изучению человека от естественнонаучного является… Ответы: ○ рассмотрение человека исключительно как духовного существа ○ рассмотрение человека как самостоятельной, независимой от общества сущности ○ осмысление человека как социального существа ● осмысление сущности человека в единстве его биологических, социальных и духовных проявлений Решение: Характерным отличием философского подхода к изучению человека от естественнонаучного является осмысление сущности человека в единстве его биологических, социальных и духовных проявлений. Человек предстает в философии как сложное образование, детерминированное природными и социальными факторами, и как существо, относительно независимое от внешних условий, обладающее внутренним миром, духовностью. Вопрос № 189 Вопрос: Детерминантами образа жизни человека являются … Ответы: ● природная и социальная среда ○ индивидуальные особенности человека и его профессиональная деятельность ○ социальная среда и его профессиональная деятельность ○ природная среда и индивидуальные особенности человека Решение: Детерминантами образа жизни человека из-за его биосоциальной сущности являются природная и социальная среда. Вопрос № 190 Вопрос: Перед человеком возникает вопрос о смысле жизни, так как человек… Ответы: ● смертен ○ верит в Бога ○ имеет свободное время ○ счастлив Решение: Перед человеком возникает вопрос о смысле жизни, так как человек смертен. Осознание конечности существования заставляет человека критически относиться к собственной жизни и размышлять о ее безусловной ценности. Вопрос № 191 Вопрос: Основные принципы бытия, определяющие устройство мира, изучает… Ответы: ● онтология ○ гносеология ○ аксиология ○ логика Решение: Основные принципы бытия, определяющие устройство мира, изучает онтология. Онтологию уже в древности считали важнейшей частью философии. Бытие было одной из главных тем философских размышлений античных мыслителей, хотя слово «онтология» вошло в философский язык лишь в XVII в. Категория бытия возникла как предельно обобщенная характеристика того, что присуще всему в мире. Вопрос № 192 Вопрос: Смысл понятия «деизм» заключается в … Ответы: ○ признании двух равноправных начал: духа и материи ○ отождествлении Бога и природы ● представлении о том, что дух творит материю и предшествует ей ○ признании первичности материи и производности от нее духа Решение: Смысл понятия «деизм» заключается в представлении о том, что дух творит материю и предшествует ей. Деизм (от лат. Dues – бог) – признание Бога первопричиной развития природы, силой, давшей первотолчок мировому движению и больше не вмешивающейся в его ход. В философии Нового времени деизм стал формой дистанцирования от религии. Характерной особенностью деизма было сведение к минимуму функции Бога. Вопрос № 193 Вопрос: Понятие «парадигма» в философию науки ввел … Ответы: ○ И. Лакатос ● Т. Кун ○ К. Поппер ○ Р. Карнап Решение: Т. Кун разработал антикумулятивистскую концепцию развития науки. Он называет исходную теоретическую систему, принятую в научном сообществе, парадигмой. В развитии науки, по Т. Куну, чередуются периоды «нормальной» науки и периоды научных революций. Вопрос № 194 Вопрос: Центральным в философии Н. Бердяева является понятие … Ответы: ○ «философия слова» ○ «философия разумного эгоизма» ● «философия свободы» ○ «философия всеединства» Решение: Н. Бердяев сам себя называет «философом свободы». Свобода – это то, что, по его мнению, в конечном счёте, на онтологическом уровне определяет содержание «царства духа», смысл его противостояния «царству природы». Идея свободы пронизывает всё учение Н. Бердяева. Вопрос № 195 Вопрос: Античным философом, поставившим первым онтологический вопрос «Что есть все?» считают … Ответы: ○ Пифагора ○ Анаксимена ○ Ксенофана ● Фалеса Решение: Фалес (640 – 546 до н.э.), считается родоначальником философии. Вопрос № 196 Вопрос: Первое систематическое изложение учения о развитии принадлежит… Ответы: ○ Марксу ● Гегелю ○ Сократу ○ Гераклиту Решение: Первое систематическое изложение учения о развитии принадлежит Г. Гегелю – представителю немецкого классического идеализма (соч. «Феноменология духа»). Система Г. Гегеля была описанием развития Абсолютной идеи в ее самопознании. Особенностью гегелевского понимания развития была диалектика как принцип всякого движения. Вопрос № 197 Вопрос: К законам диалектики, сформулированным Г. Гегелем, не относится закон … Ответы: ○ закон отрицания отрицания ○ закон взаимопроникновения противоположностей ○ закон перехода количества в качество ● единства и борьбы противоположностей Решение: Закон единства и борьбы противоположностей был сформулирован К. Марксом на основе идей Г. Гегеля. Он объясняет источник всякого развития – противоречия. Вопрос № 198 Вопрос: Объектом познания, с точки зрения диалектического материализма, является(-ются)… Ответы: ● фрагмент объективной или субъективной реальности, на которую направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта ○ «вещь-в-себе» ○ феномены сознания ○ «комплекс ощущений» субъекта познания |