Ответы на вопросы. Решение в своем произведении Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии
Скачать 433.85 Kb.
|
Решение: Группа людей, действующих совместно и упорядоченно по достижению общей цели, называется организацией. Главными отличиями организации от толпы и публики являются: согласованность, скоординированность действий членов организации; существование информационных связей, обеспечивающих единство и согласованность действий; наличие общей цели деятельности. Футбольный клуб, акционерное общество, политическая партия – все это примеры организаций. Вопрос № 83 Вопрос: Понятие «культурно-исторический тип» впервые сформулировал… Ответы: ● Н.Я. Данилевский ○ У. Ростоу ○ В.И. Ленин ○ П. Сорокин Решение: Понятие «культурно-исторический тип» впервые сформулировал Н.Я. Данилевский. Он отрицал общие закономерности развития общества, исходя из того, что это развитие осуществляется параллельно несколькими культурно-историческими типами (цивилизациями). Цивилизации носят локальный, замкнутый характер. Вопрос № 84 Вопрос: Ф. Ницше понимает культуру как … Ответы: ○ продукт «играющего человека» ● стиль жизни народа ○ результат «коллективного бессознательного» ○ результат творческой деятельности человека Решение: Ф. Ницше рассматривает историю культуры как «единство художественного стиля во всех проявлениях жизни народа». Современную культуру он отрицает, так как она не сознает своего назначения вырабатывать гениев. Вопрос № 85 Вопрос: Одним из проявлений противоречивого характера глобализации является… Ответы: ○ глобальное разделение труда ● угроза исчезновения национального разнообразия ○ формирование демократических институтов ○ использование информационных технологий Решение: Одним из проявлений противоречивого характера глобализации является угроза исчезновения национального разнообразия. Глобализация способствует стандартизации и унификации: транснациональные корпорации стремятся к тому, чтобы на разных континентах производились одинаковые товары, что ведет к утере национального колорита. Формируется унифицированное общество (Гобозов И.А. Социальная философия: учеб. для вузов. М., 2007. С. 285). Вопрос № 86 Вопрос: Раздел философии, изучающий отношение материального и духовного, называется… Ответы: ○ гносеология ○ аксиология ● онтология ○ антропология Решение: Раздел философии, изучающий отношение материального и духовного, называется онтологией. Онтология – раздел философии, рассматривающий исходную категорию философского осмысления мира – бытие. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Вопрос № 87 Вопрос: Раздел философского знания, анализирующий мораль и нравственность, называется… Ответы: ○ эстетикой ● этикой ○ эпистемология ○ антропологией Решение: Раздел философского знания, анализирующий мораль и нравственность, называется этикой. С античных времен этика рассматривалась как «практическая философия», как учение о человеке, путях его к мудрой, осмысленной жизни. Нередко мыслители прошлого подчеркивали, что этика – важнейшая часть философии, тогда как учение о бытии и познании служит для нее основанием. Для столь разных мыслителей, какими были Р. Декарт и Б. Спиноза, Л. Фейербах и Ф. Ницше, их труды по этике были итогом всей жизни. Вопрос № 88 Вопрос: Функция философии, способствующая формированию у человека представлений об основных ценностях, называется … Ответы: ● аксиологической ○ прогностической ○ методологической ○ эвристической Решение: Аксиологическая функция выражается в ориентации человека на определенные ценности, выработке всеобщих ценностей, таких как Добро, Справедливость, Красота, Правда. К этой же функции относится и формирование представлений о социальном идеале. Вопрос № 89 Вопрос: Учение о предопределении истории и судеб людей божественной волей называется … Ответы: ○ креационизмом ● провиденциализмом ○ ревеляционизмом ○ сотериологизмом Решение: Учение о предопределении истории и судеб людей божественной волей называется провиденциализмом (лат. providentia - провидение). История в религиозной философии понимается как осуществление заранее предусмотренного божественного плана спасения человека. Развитое Августином провиденциалистское понимание исторического процесса как пути к эсхатологическому «царству Божию» легло в основу всей христианской церковной историографии. Вопрос № 90 Вопрос: Джордж Беркли в своем учении опровергает существование … Ответы: ● материи ○ сознания ○ ощущений ○ Бога Решение: Джордж Беркли, английский философ и епископ, в своем учении опровергает существование материи. Дж.Беркли выступил с критикой понятия материи как вещественной основы (субстанции) тел: в основе этого понятия лежит допущение, будто мы можем, отвлекаясь от частных свойств вещей, образовать отвлеченную идею общего для них вещественного субстрата, однако это невозможно. Для вещей «быть», по Дж.Беркли, означает «быть в восприятии», и идея материи ничего не прибавляет к свойствам вещей сверх того, что может дать чувственное восприятие. Такая позиция называется субъективным идеализмом. Вопрос № 91 Вопрос: Основные законы _________ были сформулированы Г. Гегелем. Ответы: ● диалектики ○ механики ○ теории естественного права ○ антропологии Решение: Г. Гегелем были сформулированы основные законы диалектики. Он создал учение о диалектическом развитии как качественном изменении, переходе старого в новое, взаимосвязи между всеми процессами в мире. Суть диалектического метода выражена в схеме, называемой триадой (включающей в себя три элемента): 1) закон перехода количества в качество, 2) закон взаимопроникновения, 3) закон «отрицания отрицания». Вопрос № 92 Вопрос: Автором книги «По ту сторону добра и зла» является… Ответы: ○ Огюст Конт ○ Фридрих Шеллинг ● Фридрих Ницше ○ Артур Шопэнгауэр Решение: Автором книги «По ту сторону добра и зла» является Фридрих Ницше. В своем произведении он изначально употребляет понятия добра и зла в обычных их значениях, а затем заявляет, что предпочитает зло добру. Так, он считает, что ошибочно считать своим долгом добиваться победы добра и исчезновения зла. Все человеческие отношения, по его мнению, построены на взаимных услугах друг другу (Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: в 3 кн. М., 2000. Кн. 1–3. С. 695). Вопрос № 93 Вопрос: Автором произведения «Философия общего дела» является … Ответы: ○ Вл.Соловьев ○ Н. Данилевский ○ Н. Бердяев ● Н. Фёдоров Решение: Н.Ф. Фёдоров – яркий представитель русского космизма. Его основной философский труд называется «Философия общего дела». Основной вопрос его философии – найти смысл жизни, понять цель человеческого существования и обустроить жизнь сообразно этой цели. Задача философии – объяснить мир и дать проект его обоснования. Он утверждал, что на основе использования достижений науки и техники человечество должно включиться в «общее дело» по преодолению смерти, достижению бессмертия и воскрешению предков. Вопрос № 94 Вопрос: То, что существует самостоятельно, само по себе и не зависит ни от чего другого, философы называют… Ответы: ○ субстрат ● субстанция ○ атрибут ○ причина Решение: То, что существует самостоятельно, само по себе и не зависит ни от чего другого, философы называют «субстанция». Категория «субстанция» связана с представлением о единстве мира, которое обусловлено не только тем, что все содержащееся в нем существует, обладает бытием, но и тем, что все существующее происходит из единого начала и характеризуется некоторыми всеобщими, универсальными, неотъемлемо присущими любой вещи свойствами. Вопрос № 95 Вопрос: Диалектика Николая Кузанского проявляется в … Ответы: ○ учении о монадах ● учении о боге как бесконечном и едином ○ «негативной диалектике» ○ диалектико-материалистических взглядах Решение: Диалектика Николая Кузанского проявляется в учении о боге как бесконечном и едином. Вопрос № 96 Вопрос: С точки зрения солипсизма, сознание всегда имеет дело с … Ответы: ○ феноменами ○ объективной действительностью ○ сомнением ● субъективным Я Решение: С точки зрения солипсизма (лат. solus – один и ipse – сам), сознание всегда имеет дело с субъективным Я. Данное философское направление представляет собой теоретический эгоизм, согласно которому единственной реальностью является содержание сознания. В чистом виде среди философских учений солипсизм не встречается, но близким к нему является субъективный идеализм (Дж. Беркли, Д. Юм, И.Г. Фихте). Вопрос № 97 Вопрос: Форма мышления, выделяющая и фиксирующая общие, существенные свойства и отношения предметов, называется… Ответы: ○ описанием ○ словом ● понятием ○ суждением Решение: Форма мышления, выделяющая и фиксирующая общие, существенные свойства и отношения предметов, называется понятием. В понятии суммируются важнейшие знания о способах действия с данными группами предметов и явлений, поэтому понятие является исходной и ведущей формой абстрактного мышления. В научном познании функционируют частнонаучные, общенаучные, всеобщие (философские) понятия. Вопрос № 98 Вопрос: Раздел философского знания, предметом которого являются общие закономерности и тенденции научного познания, называется… Ответы: ○ эстетика ● эпистемология ○ аксиология ○ эсхатология Решение: Раздел философского знания, предметом которого являются общие закономерности и тенденции научного познания, называется эпистемологией. Становление эпистемологии в качестве особой области исследований приходится на вторую половину XIX века. Основной причиной ее развития является выдающаяся роль науки в современном мире. Если в Новое время наука представляла собой главным образом познавательную деятельность, осуществляемую силами небольшой группы ученых, то к концу XIX века наука превращается в мощный социальный институт, охватывающий развлетвленную сеть научно-исследовательских организаций, в которых заняты сотни тысяч научных работников. Практическое применение науки сделало ее важнейшим фактором технического и социального прогресса, производительной силой общества. Вопрос № 99 Вопрос: В философии Нового времени человек как единство двух субстанций – тела и духа – предстает в учении … Ответы: ○ Ж.-Ж. Руссо ○ Д. Дидро ● Р. Декарта ○ П. Гольбаха Решение: Человек как единство двух субстанций – тела и духа – предстает в философии Р. Декарта. Он заложил основы психофизического параллелизма философии Нового Времени. Вопрос № 100 Вопрос: «Сверхчеловеческое» в сущности человека усматривал … Ответы: ○ Ж.-П. Сартр ○ Э. Кассирер ○ С.Кьеркегор ● Ф. Ницше Решение: «Сверхчеловеческое» в сущности человека усматривал Ф. Ницше. Вопрос № 101 Вопрос: Идея абсолютной ценности личности в западноевропейской культуре связана с… Ответы: ● христианством ○ буддизмом ○ идеалом соборности ○ научно-техническим прогрессом Решение: Идея абсолютной ценности личности в западноевропейской культуре связана с христианством. Христианство утвердило в общественном сознании идеи равенства всех людей перед Богом и безграничных духовных возможностей человека; впоследствии понимание индивидуальной свободы перешло из духовной сферы культуры в социально-политическую и воплотилось в идее абсолютной ценности личности. Вопрос № 102 Вопрос: Смысл жизни в христианской концепции состоит в … Ответы: ○ обретении самого себя ○ достижении физического бессмертия ○ подготовке к загробной жизни ● служении Богу Решение: Смысл жизни в христианской концепции состоит в служении Богу. Так как высшей ценностью для христианина является Бог, вот почему верующие ищут смысл своего бытия в служении ему. Вопрос № 103 Вопрос: Впервые термин «гражданское общество» в философии употребил… Ответы: ○ Ж.-Ж. Руссо ○ И. Кант ○ Фалес ● Аристотель Решение: Впервые термин «гражданское общество» в философии употребил Аристотель. Он считал, что если человек есть существо полисное (политическое, государственное), то под гражданским обществом понимается политическое общество, то есть государство. В данном случае полис и гражданство рассматриваются как синонимы (Гобозов И.А. Социальная философия: учеб. для вузов. М., 2007. С. 265). Вопрос № 104 Вопрос: Самоорганизация как фактор развития общественной системы, утверждается … Ответы: ○ провиденциализмом ○ географическим детерминизмом ● синергетикой ○ технократическим детерминизмом Решение: Синергетика рассматривает взаимодействие открытых систем с окружающей средой, общество рассматривается как система открытого типа. Особую роль в синергетике играет самоорганизация, которая при определенных условиях в открытых системах ведет к их эволюции. Социальная синергетика самоорганизацию рассматривает как результат синтеза социального порядка и социального хаоса. Вопрос № 105 Вопрос: По мнению К. Маркса качественно определенный этап в развитии общества называется … Ответы: ● общественно-экономической формацией ○ стадией роста ○ цивилизацией ○ культурно-историческим типом Решение: К. Маркс ввел в философию новую категорию – общественно-экономическая формация – для обозначения различных этапов в развитии человечества. В основу деления исторического процесса на определенные периоды он положил материальный фактор. Вопрос № 106 Вопрос: Философами, рассматривающими понятие «ноосферы», являются … Ответы: ● В.И. Вернадский, П. Тейяр де Шарден ○ Ш. Монтескьё ○ Т. Мальтус ○ Э. Реклю Решение: Русский ученый В.И. Вернадский и французский философ П. Тейяр де Шарден пришли к выводу о том, что в настоящее время взаимодействие природы и человека достигло нового качественного уровня. В настоящее время на нашей планете происходит процесс перехода биосферы в новое геологическое состояние – ноосферу. Ноосфера – сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разум становится главным определяющим фактором совместного развития техно- и биосфер (коэволюция). Вопрос № 107 Вопрос: Первым мыслителем, поставившим вопрос о различии между философией и другими областями знаний, был… Ответы: ○ Гераклит ● Аристотель ○ Платон ○ Пифагор Решение: Ученик Платона, один из величайших философов мира, Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) впервые начал различать философию и другие отрасли знания. Он указывал, что каждая отдельная наука изучает определенный, ограниченный круг вещей, составляющий лишь некоторую «часть сущего», тогда как философия (Аристотель называл ее «первой философией», чтобы отличить от всех иных областей познания) ставит задачу познать «общую природу сущего», т.е. общее, что есть во всех вещах. Она исследует «первоначала» и «первопричины» всего существующего, а потому является общим фундаментом всех наук. Вопрос № 108 Вопрос: Философское учение о том, что Бог и мир тождественны, называется … Ответы: ○ дуализмом ○ объективным идеализмом ● пантеизмом ○ материализмом Решение: Пантеизм ( от греч. «пан» (все) и «теос» (бог) – учение, в котором отождествляются Бог и мир. Бог представляется как безличный дух, растворённый в природе, слитый с нею. Отождествление Бога с миром имеет давнюю историю – такого рода представления бытовали уже в Древней Индии (в брахманизме, индуизме, веданте), в Древнем Китае (даосизм), в Древней Греции. Однако тогда еще не было понятия Бога как единого мирового духа. Расцвет пантеизма в Западной Европе относится к XVI– нач.XVII вв., когда данный принцип являлся основой большинства натурфилософских учений, противостоящих креационизму господствующей монотеистической религии. Сам термин «пантеизм» появился только в XVIII веке. Вопрос № 109 Вопрос: Учение Декарта о субстанции имеет характер… Ответы: ○ монизма ○ плюрализма ● дуализма ○ универсализма Решение: Учение Декарта о субстанции имеет характер дуализма – принципа, согласно которому материальная и духовная субстанции равноправны и независимы друг от друга. Вопрос № 110 Вопрос: К представителям современной нерелигиозной философии относится … Ответы: ○ А. Жильсон ○ Ж. Маритен ● А. Пуанкаре ○ П. Тейяр де Шарден Решение: Анри Пуанкаре и ряд других ученых попытались преодолеть кризис в физике с помощью так называемого принципа конвенционализма – утверждения, что в основе математических и естественнонаучных теорий лежат соглашения («конвенции») между учеными. Вопрос № 111 Вопрос: Представителем западничества в русской философской мысли является … Ответы: ○ К. Аксаков ○ И. Киреевский ○ А. Хомяков ● В. Белинский Решение: Западники, в отличие от славянофилов делали акцент на творческом усвоении опыта Западной Европы, особенно в общественно-политической области, но для этого была необходима коренная ломка традиций российского общества. В. Белинский верил в русский народ, хотя признавал, что у русских не одни достоинства, есть и пороки и недостатки. Пороки могут быть следствием несчастного исторического развития, то есть «привитыми». Киевская Русь была отрезана от Запада. Рим был разгромлен. Византия же в это время процветала. И Русь обратила свой взор к Византии, которая «одарила» Русь немногим. Князья враждовали между собой. Как это не парадоксально, татары «спаяли» Россию, правда, своей же кровью. В. Белинский видел спасение России в успехах цивилизации, просвещения, гуманизма. Вопрос № 112 Вопрос: Парменид полагал, что бытие … Ответы: ○ множественно ○ есть процесс непрерывного изменения и становления ○ есть чувственно-воспринимаемый мир ● неподвижно, неизменно и умопостигаемо Решение: Парменид полагал, что бытие неподвижно, неизменно и умопостигаемо. Парменид, основоположник элейской школы (IV–V вв. до н.э.), определил бытие как истинно сущее; оно ни из чего не возникло, неуничтожимо, единственно, нескончаемо во времени. Оно ни в чем не нуждается, лишено чувственных качеств, а потому его можно постигать только мыслью, умом. |