зпр. Решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. 122)
Скачать 1.06 Mb.
|
Жанры изобразительного искусства Жанровая система в изобразительном искусстве как инструмент для сравнения и анализа произведений изобразительного искусства. Предмет изображения, сюжет и содержание произведения изобразительного искусства. Натюрморт Изображение предметного мира в изобразительном искусстве и появление жанра натюрморта в европейском и отечественном искусстве. Основы графической грамоты: правила объёмного изображения предметов на плоскости. Линейное построение предмета в пространстве: линия горизонта, точка зрения и точка схода, правила перспективных сокращений. Изображение окружности в перспективе. Рисование геометрических тел на основе правил линейной перспективы. Сложная пространственная форма и выявление её конструкции. Рисунок сложной формы предмета как соотношение простых геометрических фигур. Линейный рисунок конструкции из нескольких геометрических тел. Освещение как средство выявления объёма предмета. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Особенности освещения «по свету» и «против света». Рисунок натюрморта графическими материалами с натуры или по представлению. Творческий натюрморт в графике. Произведения художников-графиков. Особенности графических техник. Печатная графика. Живописное изображение натюрморта. Цвет в натюрмортах европейских и отечественных живописцев. Опыт создания живописного натюрморта. Портрет Портрет как образ определённого реального человека. Изображение портрета человека в искусстве разных эпох. Выражение в портретном изображении характера человека и мировоззренческих идеалов эпохи. Великие портретисты в европейском искусстве. Особенности развития портретного жанра в отечественном искусстве. Великие портретисты в русской живописи. Парадный и камерный портрет в живописи. Особенности развития жанра портрета в искусстве ХХ в.— отечественном и европейском. Построение головы человека, основные пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы. Графический портрет в работах известных художников. Разнообразие графических средств в изображении образа человека. Графический портретный рисунок с натуры или по памяти. Роль освещения головы при создании портретного образа. Свет и тень в изображении головы человека. Портрет в скульптуре. Выражение характера человека, его социального положения и образа эпохи в скульптурном портрете. Значение свойств художественных материалов в создании скульптурного портрета. Живописное изображение портрета. Роль цвета в живописном портретном образе в произведениях выдающихся живописцев. Опыт работы над созданием живописного портрета. Пейзаж Особенности изображения пространства в эпоху Древнего мира, в средневековом искусстве и в эпоху Возрождения. Правила построения линейной перспективы в изображении пространства. Правила воздушной перспективы, построения переднего, среднего и дальнего планов при изображении пейзажа. Особенности изображения разных состояний природы и её освещения. Романтический пейзаж. Морские пейзажи И. Айвазовского. Особенности изображения природы в творчестве импрессионистов и постимпрессионистов. Представления о пленэрной живописи и колористической изменчивости состояний природы. Живописное изображение различных состояний природы. Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре. История становления картины Родины в развитии отечественной пейзажной живописи XIX в. Становление образа родной природы в произведениях А. Венецианова и его учеников: А. Саврасова, И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана и её значение для русской культуры. Значение художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины. Творческий опыт в создании композиционного живописного пейзажа своей Родины. Графический образ пейзажа в работах выдающихся мастеров. Средства выразительности в графическом рисунке и многообразие графических техник. Графические зарисовки и графическая композиция на темы окружающей природы. Городской пейзаж в творчестве мастеров искусства. Многообразие в понимании образа города. Город как материальное воплощение отечественной истории и культурного наследия. Задачи охраны культурного наследия и исторического образа в жизни современного города. Опыт изображения городского пейзажа. Наблюдательная перспектива и ритмическая организация плоскости изображения. Бытовой жанр в изобразительном искусстве Изображение труда и бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох. Значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни. Жанровая картина как обобщение жизненных впечатлений художника. Тема, сюжет, содержание в жанровой картине. Образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине и роль картины в их утверждении. Работа над сюжетной композицией. Композиция как целостность в организации художественных выразительных средств и взаимосвязи всех компонентов произведения. Исторический жанр в изобразительном искусстве Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества. Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета: мифологическая картина, картина на библейские темы, батальная картина и др. Историческая картина в русском искусстве XIX в. и её особое место в развитии отечественной культуры. Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи», исторические картины в творчестве В. Сурикова и др. Исторический образ России в картинах ХХ в. Работа над сюжетной композицией. Этапы длительного периода работы художника над исторической картиной: идея и эскизы, сбор материала и работа над этюдами, уточнения композиции в эскизах, картон композиции, работа над холстом. Разработка эскизов композиции на историческую тему с опорой на собранный материал по задуманному сюжету. Библейские темы в изобразительном искусстве Исторические картины на библейские темы: место и значение сюжетов Священной истории в европейской культуре. Вечные темы и их нравственное и духовно-ценностное выражение как «духовная ось», соединяющая жизненные позиции разных поколений. Произведения на библейские темы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, в скульптуре «Пьета» Микеланджело и др. Библейские темы в отечественных картинах XIX в. (А. Иванов. «Явление Христа народу», И. Крамской. «Христос в пустыне», Н. Ге. «Тайная вечеря», В. Поленов. «Христос и грешница»). Иконопись как великое проявление русской культуры. Язык изображения в иконе — его религиозный и символический смысл. Великие русские иконописцы: духовный свет икон Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия. Работа над эскизом сюжетной композиции. Роль и значение изобразительного искусства в жизни людей: образ мира в изобразительном искусстве. Модуль № 3 «Архитектура и дизайн» Архитектура и дизайн – искусства художественной постройки – конструктивные искусства. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» – предметно-пространственной среды жизни людей. Функциональность предметно-пространственной среды и выражение в ней мировосприятия, духовно-ценностных позиций общества. Материальная культура человечества как уникальная информация о жизни людей в разные исторические эпохи. Роль архитектуры в понимании человеком своей идентичности. Задачи сохранения культурного наследия и природного ландшафта. Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Единство функционального и художественного — целесообразности и красоты. Графический дизайн Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Основы формальной композиции в конструктивных искусствах. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Формальная композиция как композиционное построение на основе сочетания геометрических фигур, без предметного содержания. Основные свойства композиции: целостность и соподчинённость элементов. Ритмическая организация элементов: выделение доминанты, симметрия и асимметрия, динамическая и статичная композиция, контраст, нюанс, акцент, замкнутость или открытость композиции. Практические упражнения по созданию композиции с вариативным ритмическим расположением геометрических фигур на плоскости. Роль цвета в организации композиционного пространства. Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Цвет и законы колористики. Применение локального цвета. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне. Форма буквы как изобразительно-смысловой символ. Шрифт и содержание текста. Стилизация шрифта. Типографика. Понимание типографской строки как элемента плоскостной композиции. Выполнение аналитических и практических работ по теме «Буква — изобразительный элемент композиции». Логотип как графический знак, эмблема или стилизованный графический символ. Функции логотипа. Шрифтовой логотип. Знаковый логотип. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении текста и изображения. Искусство плаката. Синтез слова и изображения. Изобразительный язык плаката. Композиционный монтаж изображения и текста в плакате, рекламе, поздравительной открытке. Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа или на основе компьютерных программ. Макетирование объёмно-пространственных композиций Композиция плоскостная и пространственная. Композиционная организация пространства. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Макетирование. Введение в макет понятия рельефа местности и способы его обозначения на макете. Выполнение практических работ по созданию объёмно-пространственных композиций. Объём и пространство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох: выявление простых объёмов, образующих целостную постройку. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки. Понятие тектоники как выражение в художественной форме конструктивной сущности сооружения и логики конструктивного соотношения его частей. Роль эволюции строительных материалов и строительных технологий в изменении архитектурных конструкций (перекрытия и опора – стоечно-балочная конструкция – архитектура сводов; каркасная каменная архитектура; металлический каркас, железобетон и язык современной архитектуры). Многообразие предметного мира, создаваемого человеком. Функция вещи и её форма. Образ времени в предметах, создаваемых человеком. Дизайн предмета как искусство и социальное проектирование. Анализ формы через выявление сочетающихся объёмов. Красота — наиболее полное выявление функции предмета. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы предмета. Выполнение аналитических зарисовок форм бытовых предметов. Творческое проектирование предметов быта с определением их функций и материала изготовления Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Конструирование объектов дизайна или архитектурное макетирование с использованием цвета. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека Образ и стиль материальной культуры прошлого. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, изменения мировоззрения людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища, храмовая архитектура, частный дом в предметно-пространственной среде жизни разных народов. Выполнение заданий по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» в виде аналитических зарисовок известных архитектурных памятников по фотографиям и другим видам изображения. Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра. Архитектурная и градостроительная революция XX в. Её технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и сохранение наследия с учётом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Пространство городской среды. Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Роль цвета в формировании пространства. Схема-планировка и реальность. Современные поиски новой эстетики в градостроительстве. Выполнение практических работ по теме «Образ современного города и архитектурного стиля будущего»: фотоколлажа или фантазийной зарисовки города будущего. Индивидуальный образ каждого города. Неповторимость исторических кварталов и значение культурного наследия для современной жизни людей. Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы. Роль малых архитектурных форм и архитектурного дизайна в организации городской среды и индивидуальном образе города. Проектирование дизайна объектов городской среды. Устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д. Выполнение практической работы по теме «Проектирование дизайна объектов городской среды» в виде создания коллажно-графической композиции или дизайн-проекта оформления витрины магазина. Интерьер и предметный мир в доме. Назначение помещения и построение его интерьера. Дизайн пространственно-предметной среды интерьера. Образно-стилевое единство материальной культуры каждой эпохи. Интерьер как отражение стиля жизни его хозяев. Зонирование интерьера – создание многофункционального пространства. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа). Выполнение практической и аналитической работы по теме «Роль вещи в образно-стилевом решении интерьера» в форме создания коллажной композиции. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Основные школы ландшафтного дизайна. Особенности ландшафта русской усадебной территории и задачи сохранения исторического наследия. Традиции графического языка ландшафтных проектов. Выполнение дизайн-проекта территории парка или приусадебного участка в виде схемы-чертежа. Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Образ человека и индивидуальное проектирование Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа и индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика частного дома, комнаты и сада. Дизайн предметной среды в интерьере частного дома. Мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Костюм как образ человека. Стиль в одежде. Соответствие материи и формы. Целесообразность и мода. Мода как ответ на изменения в укладе жизни, как бизнес и в качестве манипулирования массовым сознанием. Характерные особенности современной одежды. Молодёжная субкультура и подростковая мода. Унификация одежды и индивидуальный стиль. Ансамбль в костюме. Роль фантазии и вкуса в подборе одежды. Выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды». Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Имидж-дизайн и его связь с публичностью, технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью. Дизайн и архитектура – средства организации среды жизни людей и строительства нового мира. Примерные контрольно-измерительные материалы по изобразительному искусству Контрольные работы по предмету «Изобразительное искусство» программой не предусмотрены. Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. На уроках изобразительного искусства оценивается как уровень восприятия обучающимися с ЗПР произведений искусства и явлений культуры, так и уровень выполнения практических заданий. Причем решающую роль при выставлении отметки играет оценивание художественно-творческой деятельности в силу практического характера занятий по изобразительному искусству. Оценивание работы обучающихся с ЗПР носит индивидуальный характер, учитываются следующие показатели: правильность приемов работы; степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, правильное построение рисунка, аккуратность выполненной работы); соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностные результаты: осознание основ культурного наследия народов России и человечества; ценностное отношение к Российскому искусству, художественным традициям разных народов, проживающих в родной стране. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; ценность отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; осознание собственного эмоционального состояния и эмоционального состояния других на основе анализа продуктов художественной деятельности, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; интерес к практическому изучению профессий и труда, связанного с изобразительным искусством, на основе применения изучаемого предметного знания; уважение к труду и результатам трудовой деятельности, возникшим в процессе создания художественного изделия; продуктивная коммуникация со сверстниками, взрослыми в ходе творческой деятельности; развитие собственных творческих способностей, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности; способность передать свои впечатления так, чтобы быть понятым другим человеком. Метапредметные результаты Овладение универсальными учебными познавательными действиями: анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи при анализе картин художников; с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного анализа; самостоятельно выбирать способ решения учебно-творческой задачи (выбор материала, инструмента и пр.) для достижения наилучшего результата; пользоваться различными поисковыми системами при выполнении творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; искать и отбирать информацию из различных источников для решения учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками в процессе выполнения коллективной творческой работы; выполнять свою часть работы, достигать максимально возможного качественного результата, координировать свои действия с другими членами команды при работе над творческими проектами; оценивать качество своего вклада в общий продукт. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: самостоятельно планировать учебные действия в соответствии с поставленной художественной задачей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения различных художественно-творческих задач; рационально подходить к определению цели самостоятельной творческой деятельности; соотносить свои действия с планируемыми результатами творческой деятельности, осуществлять контроль своей деятельности; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении художественной задачи; понимать причины, по которым планируемый результат не был достигнут, находить позитивное в произошедшей ситуации (пейзаж не получился, потому что неверно расположил линию горизонта, но усовершенствовал технику работы с акварелью); выражать собственные эмоции доступными художественными средствами; различать и называть эмоции других, выраженные при помощи художественных средств; анализировать возможные причины эмоций персонажей, изображенных на картинах; ставить себя на место другого человека (персонажа картины), понимать его мотивы и намерения; осознанно относиться к другому человеку, его мнению по поводу художественного произведения; признавать свое право на ошибку и такое же право другого. Предметные результаты Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Изобразительное искусство», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений. Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»: иметь представление о многообразии видов декоративно-прикладного искусства; о связи декоративно-прикладного искусства с бытовыми потребностями людей; иметь представление (уметь приводить примеры с помощью педагога) о мифологическом и магическом значении орнаментального оформления жилой среды в древней истории человечества; иметь представление о коммуникативных, познавательных и культовых функциях декоративно-прикладного искусства; распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу (дерево, металл, керамика, текстиль, стекло, камень, кость, др.); иметь представление о неразрывной связи декора и материала; распознавать по образцу и называть техники исполнения произведений декоративно-прикладного искусства в разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка, др.; иметь представление о специфике образного языка декоративного искусства – его знаковой природе, орнаментальности, стилизации изображения; различать по образцу разные виды орнамента: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный; иметь практический опыт самостоятельного творческого создания орнаментов ленточных, сетчатых, центрических; иметь представление о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении орнамента и иметь практический опыт применения эти представлений в собственных творческих декоративных работах; иметь практический опыт стилизованного – орнаментального лаконичного изображения деталей природы, стилизованного обобщённого изображения представителей животного мира, сказочных и мифологических персонажей с опорой на образы мирового искусства; иметь представление об особенностях народного крестьянского искусства как целостного мира, в предметной среде которого выражено отношение человека к труду, к природе, к добру и злу, к жизни в целом; уметь объяснять с помощью учителя символическое значение традиционных знаков народного крестьянского искусства (солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля); знать на базовом уровне и иметь опыт самостоятельного изображения по образцу конструкции традиционного крестьянского дома, его декоративного убранства, иметь представление о функциональном, декоративном и символическом единстве его деталей; иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов крестьянского быта; иметь представление о конструкции народного праздничного костюма, его образном строе и символическом значении его декора; иметь представление о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма различных регионов страны; иметь практический опыт изображения или моделирования традиционного народного костюма; иметь представления и иметь практический опыт изображения или конструирования устройства традиционных жилищ разных народов, например юрты, сакли, хаты-мазанки; объяснять при помощи учителя семантическое значение деталей конструкции и декора, их связь с природой, трудом и бытом; иметь представление о примерах декоративного оформления жизнедеятельности – быта, костюма разных исторических эпох и народов (например, Древний Египет, Древний Китай, античные Греция и Рим, Европейское Средневековье); иметь представление о разнообразии образов декоративно-прикладного искусства, их единстве и целостности для каждой конкретной культуры, определяемых природными условиями и сложившийся историей; объяснять при помощи учителя значение народных промыслов и традиций художественного ремесла в современной жизни; рассказывать по опорной схеме, плану о происхождении народных художественных промыслов; называть с опорой на образец характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных народных художественных промыслов; уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных промыслах: дерево, глина, металл, стекло, др.; различать с опорой на образец изделия народных художественных промыслов по материалу изготовления и технике декора; иметь представления о связи между материалом, формой и техникой декора в произведениях народных промыслов; иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании изделий некоторых художественных промыслов; иметь практический опыт изображения фрагментов орнаментов, отдельных сюжетов, деталей изделий ряда отечественных художественных промыслов; иметь представление о роли символического знака в современной жизни (герб, эмблема, логотип, указующий или декоративный знак) и иметь опыт творческого создания эмблемы или логотипа; понимать и объяснять с помощью учителя значение государственной символики, иметь представление о значении и содержании геральдики; уметь определять по образцу и указывать продукты декоративно-прикладной художественной деятельности в окружающей предметно-пространственной среде, обычной жизненной обстановке и характеризовать при помощи учителя их образное назначение; иметь представления о широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства; уметь различать с опорой на образец художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и т. д.; иметь опыт коллективной практической творческой работы по оформлению пространства школы и школьных праздников. Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»: иметь представление о различиях между пространственными и временными видами искусства и их значении в жизни людей; меть представление о причинах деления пространственных искусств на виды; иметь представления об основных видах живописи, графики и скульптуры, объяснять при помощи учителя их назначение в жизни людей. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства: различать традиционные художественные материалы для графики, живописи, скульптуры; понимать значение материала в создании художественного образа; иметь практический опыт изображения карандашами разной жёсткости, фломастерами, углём, пастелью и мелками, акварелью, гуашью, лепкой из пластилина, а также другими доступными художественными материалами; иметь представление о различных художественных техниках в использовании художественных материалов; иметь представление о роли рисунка как основы изобразительной деятельности; иметь опыт учебного рисунка – светотеневого изображения объёмных форм; иметь представления об основах линейной перспективы и первоначальные навыки изображения объёмных геометрических тел на двухмерной плоскости (при необходимости при помощи учителя); иметь представления о понятиях графической грамоты изображения предмета «освещённая часть», «блик», «полутень», «собственная тень», «падающая тень» и уметь их применять в практике рисунка на базовом уровне; иметь представление о содержании понятий «тон», «тональные отношения» и иметь опыт их визуального анализа; иметь опыт определения конструкции сложных форм, соотношения между собой пропорции частей внутри целого; иметь опыт линейного рисунка; иметь опыт творческого композиционного рисунка в ответ на заданную учебную задачу; иметь представления об основах цветоведения: основные и составные цвета, дополнительные цвета; иметь представление о понятиях «колорит», «цветовые отношения», «цветовой контраст»; иметь навыки практической работы гуашью и акварелью; иметь опыт объёмного изображения (лепки) и начальные представления о пластической выразительности скульптуры, соотношении пропорций в изображении предметов или животных. Жанры изобразительного искусства: иметь представления о понятии «жанры в изобразительном искусстве», понимать разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием произведения искусства. Натюрморт: иметь представление о изображении предметного мира в различные эпохи истории человечества и уметь приводить примеры натюрморта в европейской живописи Нового времени при помощи учителя; рассказывать о натюрморте в истории русского искусства и роли натюрморта в отечественном искусстве ХХ в., опираясь на конкретные произведения отечественных художников по предложенному плану; иметь представление и иметь опыт применения в рисунке правил линейной перспективы и изображения объёмного предмета в двухмерном пространстве листа; иметь представление об освещении как средстве выявления объёма предмета; иметь опыт построения композиции натюрморта: опыт разнообразного расположения предметов на листе, выделения доминанты и целостного соотношения всех применяемых средств выразительности; иметь опыт создания графического натюрморта; иметь опыт создания натюрморта средствами живописи. Портрет: иметь представление об истории портретного изображения человека в разные эпохи как последовательности изменений представления о человеке; иметь представления о содержании портретного образа в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и Нового времени; узнавать произведения и называть имена нескольких великих портретистов европейского искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт и др.) по образцу или с помощью учителя; иметь представления о истории портрета в русском изобразительном искусстве, о великих художниках-портретистах (В. Боровиковский, А. Венецианов, О. Кипренский, В. Тропинин, К. Брюллов, И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, В. Серов и др.); иметь представления и опыт претворения в рисунке основных позиций конструкции головы человека, пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы; иметь представление о способах объёмного изображения головы человека, иметь опыт создания зарисовок объёмной конструкции головы (по образцу); иметь представление о термине «ракурс»; иметь представление о скульптурном портрете в истории искусства, о выражении характера человека и образа эпохи в скульптурном портрете; иметь начальный опыт лепки головы человека; иметь представление о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в изображении образа человека; иметь опыт создания живописного портрета, понимать роль цвета в создании портретного образа как средства выражения настроения, характера, индивидуальности героя портрета; иметь представление о жанре портрета в искусстве ХХ в. — западном и отечественном. Пейзаж: иметь представление об изображении пространства в эпоху Древнего мира, в Средневековом искусстве и в эпоху Возрождения; иметь представления о правилах построения линейной перспективы и иметь опыт применения их в рисунке; иметь представления о содержании понятий: линия горизонта, точка схода, низкий и высокий горизонт, перспективные сокращения, центральная и угловая перспектива; иметь представления о правилах воздушной перспективы и иметь опыт их применения на практике; иметь представление о морских пейзажах И. Айвазовского; иметь представление об особенностях пленэрной живописи и колористической изменчивости состояний природы; иметь представление о истории пейзажа в русской живописи, особенностях пейзажа в творчестве А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана и художников ХХ в. (по выбору); иметь опыт живописного изображения различных активно выраженных состояний природы; иметь опыт пейзажных зарисовок, графического изображения природы по памяти и представлению; иметь опыт изображения городского пейзажа – по памяти или представлению. Бытовой жанр: иметь представления о роли изобразительного искусства в формировании представлений о жизни людей разных эпох и народов; иметь представления о понятиях «тематическая картина», «станковая живопись», «монументальная живопись»; основных жанрах тематической картины; уметь различать при помощи учителя тему, сюжет и содержание в жанровой картине; иметь представление о значении художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни; иметь представление об изображении труда и повседневных занятий человека в искусстве разных эпох и народов; иметь представления о различиях произведений разных культур по их стилистическим признакам и изобразительным традициям (Древний Египет, Китай, античный мир и др.); иметь опыт изображения бытовой жизни разных народов в контексте традиций их искусства; иметь представление о понятии «бытовой жанр»; иметь опыт создания композиции на сюжеты из реальной повседневной жизни. Исторический жанр: иметь представление о историческом жанре в истории искусства и его значении для жизни общества; иметь представление об авторах и содержании таких картин, как «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Боярыня Морозова» и других картин В. Сурикова, «Бурлаки на Волге» И. Репина; иметь представление об основных этапах работы художника над тематической картиной: периода эскизов, периода сбора материала и работы над этюдами, уточнения эскизов, этапов работы над основным холстом; иметь опыт разработки композиции на выбранную историческую тему (художественный проект): сбор материала, работа над эскизами, работа над композицией. Библейские темы в изобразительном искусстве: иметь представление о значении библейских сюжетов в истории культуры; иметь представление о значении великих – вечных тем в искусстве на основе сюжетов Библии как «духовной оси», соединяющей жизненные позиции разных поколений; иметь представления о содержании и авторах произведений на библейские темы, таких как «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Возвращение блудного сына» и «Святое семейство» Рембрандта и др.; скульптура «Пьета» Микеланджело и др.; иметь представление о картинах на библейские темы в истории русского искусства; иметь представление о содержании знаменитых русских картин на библейские темы, таких как «Явление Христа народу» А. Иванова, «Христос в пустыне» И. Крамского, «Тайная вечеря» Н. Ге, «Христос и грешница» В. Поленова и др.; иметь представление о смысловом различии между иконой и картиной на библейские темы; иметь представления о русской иконописи, о великих русских иконописцах: Андрее Рублёве, Феофане Греке, Дионисии. Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»: иметь представление об архитектуре и дизайне как конструктивных видах искусства, т. е. искусства художественного построения предметно-пространственной среды жизни людей; иметь представление о роли архитектуры и дизайна в построении предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека; иметь представление о влиянии предметно-пространственной среды на чувства, установки и поведение человека; иметь представления о ценности сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре, предметах труда и быта разных эпох. Графический дизайн: иметь представления о понятии формальной композиции и её значении как основы языка конструктивных искусств; иметь представление об основных средствах – требованиях к композиции; иметь представления об основных типах формальной композиции; иметь опыт составления различных формальных композиции на плоскости; иметь опыт составления формальных композиции на выражение в них движения и статики; иметь опыт первоначальных навыков вариативности в ритмической организации листа; иметь представление о роли цвета в конструктивных искусствах; иметь представление о технологии использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах; иметь представление о выражении «цветовой образ»; иметь опыт применения цвета в графических композициях как акцента или доминанты, объединённых одним стилем; иметь представление о шрифте как графическом рисунке начертания букв, объединённых общим стилем, отвечающим законам художественной композиции; иметь представление о соотнесении особенностей стилизации рисунка шрифта и содержания текста; иметь представление об «архитектуре» шрифта и особенностях шрифтовых гарнитур; иметь опыт творческого воплощения шрифтовой композиции (буквицы); иметь опыт применения печатного слова, типографской строки в качестве элементов графической композиции; иметь представление о функции логотипа как представительского знака, эмблемы, торговой марки; иметь представление о шрифтовом и знаковом видах логотипа; иметь практический опыт разработки логотипа на выбранную тему; иметь практический опыт построения композиции плаката, поздравительной открытки или рекламы на основе соединения текста и изображения; иметь представление об искусстве конструирования книги, дизайне журнала; иметь практический творческий опыт образного построения книжного и журнального разворотов в качестве графических композиций. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека: иметь практический опыт построения под руководством учителя объёмно-пространственной композиции как макета архитектурного пространства в реальной жизни; иметь представления о структуре различных типов зданий и влиянии объёмов и их сочетаний на образный характер постройки и её влиянии на организацию жизнедеятельности людей; иметь представление о роли строительного материала в эволюции архитектурных конструкций и изменении облика архитектурных сооружений; иметь представления и практический опыт изображения особенностей архитектурно-художественных стилей разных эпох, выраженных в постройках общественных зданий, храмовой архитектуре и частном строительстве, в организации городской среды; иметь представления о архитектурных и градостроительных изменениях в культуре новейшего времени, современном уровне развития технологий и материалов; иметь представления о значении сохранения исторического облика города для современной жизни, сохранения архитектурного наследия как важнейшего фактора исторической памяти и понимания своей идентичности; иметь представление о понятии «городская среда»; уметь объяснять с помощью учителя планировку города как способ организации образа жизни людей; иметь представления о различных видах планировки города; иметь опыт разработки городского пространства в виде макетной или графической схемы под руководством учителя; иметь представления о эстетическом и экологическом взаимном сосуществовании природы и архитектуры; иметь представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры и школах ландшафтного дизайна; иметь представление о взаимосвязи формы и материала при построении предметного мира; о влиянии цвета на восприятие человеком формы объектов архитектуры и дизайна; иметь опыт проектирования под руководством учителя интерьерного пространства для конкретных задач жизнедеятельности человека; иметь представление о том, как в одежде проявляются характер человека, его ценностные позиции и конкретные намерения действий; понимать, что такое стиль в одежде; иметь представление об истории костюма в истории разных эпох; иметь представление о понятии моды в одежде; иметь представление о том, как в одежде проявляются социальный статус человека, его ценностные ориентации, мировоззренческие идеалы и характер деятельности; иметь представление о конструкции костюма и применении законов композиции в проектировании одежды, ансамбле в костюме; иметь представление о характерных особенностях современной моды, уметь сравнивать при помощи учителя функциональные особенности современной одежды с традиционными функциями одежды прошлых эпох; иметь опыт создания эскизов по теме «Дизайн современной одежды», эскизов молодёжной одежды для разных жизненных задач (спортивной, праздничной, повседневной и др.); иметь представление о задачах искусства, театрального грима и бытового макияжа; иметь опыт создания эскизов для макияжа театральных образов и опыт бытового макияжа; иметь представления о эстетических и этических границах применения макияжа и стилистики причёски в повседневном быту. |