Главная страница
Навигация по странице:

  • Материально-техническое обеспечение

  • Личностные результаты обучения в связи с овладением содержанием учебной программы по музыке

  • Предметные результаты обучения

  • Требования к умениям и навыкам к концу обучения в 4 классе Обучающиеся должны знать

  • Обучающиеся должны уметь

  • Оценка достижения планируемых результатов

  • Контрольно-оценочные материалы и критерии оценки

  • Нормы оценок Слушание музыки

  • 3. Проявление интереса, эмоциональный отклик

  • 2. Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий

  • Виды музыкальной деятельности.

  • Примерный музыкальный материал для пения

  • Музыкальные произведения для слушания

  • Формы организации учебной деятельности Основной формой музыкального образования являются уроки

  • 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, а также с определением основных видов деятельности обучающихся на уроке

  • Основные виды деятельности обучающихся на уроке

  • ИТОГО: 34 часа (1 час в неделю)

  • комплект программ. Комплект-УО-ИН-4-кл. Решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию протокол от 17 сентября 2020 г. 320


    Скачать 448.12 Kb.
    НазваниеРешением федерального учебнометодического объединения по общему образованию протокол от 17 сентября 2020 г. 320
    Анкоркомплект программ
    Дата15.03.2023
    Размер448.12 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКомплект-УО-ИН-4-кл.docx
    ТипРешение
    #992602
    страница12 из 19
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   19

    4. Учебно-методический материал.

    1. Бгажнокова, И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.

    2. Кульневич, С.В. Нетрадиционные уроки в начальной школе / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Волгоград: Учитель, 2002.

    2. Матвеева, Н.Б. Живой мир. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова. – М.: Просвещение, 2014.

    3. Шербашина, Л.Д. Наш организм. Учебно-методическое пособие для учителей и учащихся начальных классов / Л.Д. Шербашина, Н.Н. Хасанова. – Майкоп, 2003.

    Материально-техническое обеспечение:

    - АРМ учителя: ноутбук, телевизор, колонки, документ-камера;

    - компьютерные презентации PowerPoint по темам программы;

    - дидактический материал и демонстрационные таблицы;

    - учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: глобус, теллурий, гербарий, компас ученический, бокс 3Dдля наблюдения насекомых, коллекция «Торф», гранит и его составные части, коллекция «Минеральные и горные породы», коллекция образцов бумаги и картона.

    II.6. ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    «МУЗЫКА» (ВАРИАНТ 1)
    1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

    Личностные и предметные результаты освоения предмета

    Освоение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программой, созданной на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных1.

    Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными компетенциями, необходимыми им для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

    Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предмета и характеризуют достижения обучающегося в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

    В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

    Личностные результаты обучения

    в связи с овладением содержанием учебной программы по музыке:

    - положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности;

    - готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия;

    - готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми;

    - осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной;

    - адекватная самооценка собственных музыкальных способностей;

    - начальные навыки реагирования на изменения социального мира;

    - сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений;

    - наличие доброжелательности, отзывчивости, открытости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    - сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям;

    Предметные результаты обучения

    Занятия музыкой способствуют достижению обучающимися следующих результатов:

    Минимальный уровень:

    - определение содержания знакомых музыкальных произведений;

    - представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;

    - пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);

    - выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;

    - правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;

    - правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;

    - различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;

    - различение песни, танца, марша;

    - передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом);

    - определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);

    - владение элементарными представлениями о нотной грамоте;

    Достаточный уровень:

    - самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным сопровождением, так и без него;

    - представления обо всех включенных в Программу музыкальных инструментах и их звучании;

    - сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с учетом средств музыкальной выразительности;

    - ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;

    - различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;

    - знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.

    - владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического изображения музыки;

    Требования к умениям и навыкам к концу обучения в 4 классе

    Обучающиеся должны знать:

    - современные детские песни для самостоятельного исполнения;

    - значение динамических оттенков (форте – громко, пиано – тихо);

    - музыкальные инструменты и их звучание (аккордеон, валторна, литавры);

    - особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);

    - особенности музыкального языка современной детской песни, произведений со сказочными сюжетами, их идейное и художественное содержание.

    Обучающиеся должны уметь:

    - петь хором, выполняя требования художественного исполнения;

    - ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера;

    - исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно;

    - различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы.

    Оценка достижения планируемых результатов

    Подходы к оцениванию предметных знаний определены Примерной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (раздел «2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы»).

    Достижение планируемых результатов освоения АООП определяется по завершению I этапа образования (к концу 4 класса).

    В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.

    В 4 классе в течение учебного года осуществляется динамическое наблюдение за достижением планируемых результатов. В 4 классе целесообразно поощрять и стимулировать работу обучающихся, используя качественную и количественную оценку.

    Оценка предметных результатов в балльной системе базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. При использовании балльной системы оценивания необходимо, чтобы оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим критериями оценки планируемых результатов являются:

    – соответствие или несоответствие научным знаниям и практике;

    – полнота и надежность усвоения;

    – самостоятельность практического применения усвоенных знаний.

    В процедуре и выборе системы оценивания текущих и итоговых (на момент окончания 4 класса) достижений обучающихся определяющим фактором является возможность стимулирования учебной и практической деятельности обучающихся, оказания положительного влияния на формирование их жизненных компетенций.

    Освоение обучающимися АООП (вариант 1) осуществляется по специальным учебникам, а также с использованием наглядно-дидактических материалов и технических средств обучения, предназначенных для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), отвечающим их особым образовательным потребностям и позволяющим реализовывать выбранный вариант программы.

    Контрольно-оценочные материалы и критерии оценки

    Результаты обучения на уроке музыки оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. На уроках проверяется и оценивается: 1) умение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) слушать музыкальные произведения (установка слушателя), давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности; 2) умение обучающихся сравнивать музыкальные произведения, обобщать полученные знания; 3) знание музыкальной литературы; 4) владение вокально-хоровыми навыками.

    Процедура контроля освоения программы осуществляется по следующим параметрам:

    - исполнительский уровень оценивается как во время разучивания песни методом наблюдения учителя, так и во время итогового пения – «концертное исполнение»;

    - уровень усвоения знаний оценивается на уроке во время беседы о музыке;

    - уровень эмоциональной отзывчивости у младших школьников определяется диагностическими материалами.

    Результаты освоения программы оцениваются в виде текущего и тематического контроля.

    Текущий контроль:

    - устный опрос (индивидуальный, фронтальный, групповой);

    - исполнение песни;

    - игра на музыкальных инструментах;

    - выполнение творческих заданий (музыкальные импровизации; передача в движении музыкального образа; составление рассказа по музыкальному произведению и др.);

    - музыкальные загадки.

    Тематический контроль:

    - урок-концерт;

    - участие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в различных классно-групповых, общешкольных и внешкольных массовых мероприятиях художественной самодеятельности (концерт, смотр, конкурс, фестиваль).

    Нормы оценок

    1. Слушание музыки

    Оценка «пять»:

    - установка слушателя выполнена полностью; ответ правильный и полный, включает в себя характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, возможна помощь учителя.

    Оценка «четыре»:

    - установка слушателя выполнена не полностью; ответ правильный, но неполный, включает в себя характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, много наводящих вопросов учителя.

    Оценка «три»:

    - установка слушателя почти не выполнена; ответ правильный, но неполный или односложный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, много наводящих вопросов учителя.

    2. Хоровое пение

    Оценка «пять»:

    - знание мелодической линии и текста песни; чистое интонирование и ритмически точное исполнение; выразительное исполнение.

    Оценка «четыре»:

    - знание мелодической линии и текста песни; в основном, чистое интонирование и ритмически правильное исполнение; пение недостаточно выразительное.

    Оценка «три»:

    - допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; неуверенное, не вполне точное, иногда фальшивое интонирование, есть ритмические неточности; пение невыразительное.

    3. Проявление интереса, эмоциональный отклик

    - высказывание своей жизненной позиции;

    - умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;

    - стремление проявить музыкальные способности.
    2. Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий
    При определении содержания учебного предмета «Музыка» необходимо учитывать следующие требования:

    - социокультурные требования современного образования;

    - приоритет отечественной музыкальной культуры и музыкальных традиций в контексте мировой культуры;

    - художественная ценность музыкальных произведений;

    - доступность содержания учебного предмета «Музыка» обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

    - психотерапевтические и психокоррекционные возможности музыкальной деятельности.

    Содержание программы по музыке базируется на изучении обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основ музыкального искусства:

    - жанры музыки (песня, танец, марш и их разновидности);

    - основные средства музыкальной выразительности;

    - формы музыки (одночастная, двухчастная, трехчастная, четырехчастная, куплетная);

    - зависимость формы музыкального произведения от содержания;

    - основные виды музыкальной деятельности: сочинение, исполнение, музыкальное восприятие.

    Основу содержания Программы составляют: произведения отечественной (русской) классической и современной музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; музыкальный фольклор как отражение жизни народа, его истории, отношения к родному краю, природе, труду, человеку; устная и письменная традиции существования музыки; основные жанры русских народных песен; песенность как основная черта русской народной и профессиональной музыки; народные истоки в творчестве русских композиторов. Повторяемость музыкальных произведений отвечает принципу концентризма построения учебного материала. Повторение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ранее изученных музыкальных произведений способствует лучшему пониманию, осознанию средств музыкальной выразительности, возникновению новых переживаний, закреплению уже полученных представлений, знаний, исполнительских умений и навыков, совершенствованию собственного музыкального опыта.

    Выбор музыкальных произведений для слушания зависит от соответствия содержания музыкальных произведений возможностям восприятия их обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Необходимо учитывать наличие образного содержания, что соответствует соблюдению принципа художественности. Обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом: ситуации взаимодействия со сверстниками и родными, игры и игрушки, образы животных, сказочно-героические персонажи, школьная жизнь, общественные и природные явления, трудовая, профессиональная деятельность. Музыка для слушания отличается: четкой, ясной структурностью, формой; простотой музыкального языка; классической гармонией; выразительными мелодическими оборотами; использованием изобразительных, танцевальных, звукоподражательных элементов.

    В разделе «Музыкальное восприятие» обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают: умением слушать музыку, адекватно реагируя на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; элементарными представлениями о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; эмоциональной отзывчивостью и эмоциональным реагированием на произведения различных музыкальных жанров, разных по своему характеру; умением передавать словами примерное содержание музыкального произведения; умением определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; веселая, грустная, спокойная мелодия); умением самостоятельно узнавать и называть музыкальные произведения по вступлению; умением выделять мелодию и аккомпанемент в песне и в инструментальном произведении; умением различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание); представлениями о сольном и хоровом пении; о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр); представлениями о музыкальных инструментах и их звучании.

    Песенный репертуар раздела «Хоровое пение» составляют произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал характеризуется смысловой доступностью, отражает знакомые образы, события и явления, имеет простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствующие требованиям организации щадящего голосового режима. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Среди жанров: песни-прибаутки, шуточные песни, игровые песни, трудовые песни, колыбельные песни и пр.

    Для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыка пения осуществляется: обучение певческой установке (непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки); работа над певческим дыханием (развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания); пение коротких попевок на одном дыхании; формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания (развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения); развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой – способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии); активизация внимания к единой правильной интонации (развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально); развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне; развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента; дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух; развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения); развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников (развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля); развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен; пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко); укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1, ре1 – си1, до1 – до2; стимулирование эстетического наслаждения от собственного пения.

    Изучение элементов музыкальной грамоты делится на три периода, соответствующих познавательным возможностям обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Первый, пропедевтический период – от 6 до 8 лет (дополнительный 1 – 1 класс). Дети накапливают опыт восприятия музыки, первоначальные музыкальные впечатления, опыт музыкально-слуховых и ритмических представлений, интонирования мелодии голосом. Происходит ознакомление с характером музыки (спокойная, веселая, грустная); с динамическими особенностями (громкая, тихая); развиваются элементарные представления о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка, баян, гитара, труба); формируются элементарные представления о форме песни (вступление, запев, припев, проигрыш, окончание), некоторых жанрах (песня, танец, марш), видах музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, танец и т.д.) и правилах поведения на уроках. Во втором периоде – от 9 до 11 лет (2 – 4 классы) – происходит более осознанное овладение знаниями, исполнительскими умениями. Обучающиеся знакомятся с музыкальными понятиями: высота и длительность звука, музыкальный коллектив (ансамбль, оркестр, хор); продолжают изучать многообразие музыкальных инструментов (орган, арфа, флейта, виолончель, саксофон, балалайка, другие народные инструменты) и музыкальной формы (части произведения). У обучающихся формируются элементарные представления о полифункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка для отдыха, трудовой деятельности); разновидностях маршей (военный, спортивный, праздничный, траурный) и танца (вальс, полька, танго, полонез, хоровод). В третьем периоде – в возрасте от 12 до 14 лет (5 класс) – знания, полученные практическим путем, систематизируются и обобщаются. У обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) формируются представления о способах графического фиксирования музыки с помощью нотного письма (нотный стан, нота, звук, пауза, размер, длительность, мелодия, аккомпанемент и др.). Обучающиеся приобретают знания о музыкальных профессиях, специальностях (композитор, дирижер, музыкант, певец); особенностях творчества композиторов; о составе и звучании симфонического оркестра, современных творческих объединений; о жанрах музыкальных произведений (опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада).

    Обучение игре на музыкальных инструментах детского оркестра предполагает использование таких музыкальных инструментов, как металлофон, ксилофон, триола, детские саксофон и кларнет, треугольник, бубен, маракасы, румба, кастаньеты, трещотки, ложки, детский баян и аккордеон и др. Обучая игре на металлофоне, необходимо научить правильным приемам звукоизвлечения. Ударный молоточек, лежащий на указательном пальце, слегка прижимается сверху большим пальцем. Кисть в момент удара нужно расслабить. При этом очень важно соблюдать меру, поскольку, если молоточек держится слишком слабо, он выпадет из руки, а если она будет зажатой и скованной, звук становится глухим, жестким. Удар наносится ровно посередине металлической пластинки, не задевая соседних пластинок. В таком случае звук получается чистый, звонкий. При обучении игре на маракасах, румбе, треугольнике, трещотках, кастаньетах необходимо сформировать осознанное восприятие музыки ребенком. Для этого надо научить слушать музыкальное сопровождение на фортепиано, после чего позволить ребенку самому исполнить простейшее сопровождение к какой-либо пьесе: держа инструмент в руке, передать ритмический рисунок произведения. На маракасах, румбе играют кистевым движением, а по треугольнику наносят спокойные удары палочкой посередине горизонтальной перекладины. Для приглушения звука к инструменту прикасаются пальцем. При игре на трещотке, состоящей из деревянных пластин, обучающиеся учатся правильно, ритмично встряхивать ими, чтобы пластинки, касаясь друг друга, извлекали четкий звук. При игре на кастаньетах обращается внимание на излишнюю громкость звучания. Для предотвращения этого обучающиеся учатся брать инструмент в одну руку и правильно ударять «лепестками» кастаньет о ладонь другой. Звук от такого игрового приема становится более приглушенным, но и более четким, ритмичным. При игре на бубне обучающиеся учатся различному звукоизвлечению: кончиками пальцев или основанием кисти по центру натянутой мембраны или по краям обруча. При игре на триоле, детском саксофоне или кларнете, происходит обучение правильному расходованию дыхания, координируя взаимосвязь между силой звучания и интенсивностью выдоха. Кроме этого, синхронизируется умеренный, равномерный выдох с одновременным нажатием на нужную кнопку или клавишу. Перед игрой у каждого духового инструмента мундштук обязательно протирается влажной салфеткой. После успешного овладения правильными приемами звукоизвлечения, осуществляется переход к разучиванию инструментальных партий в музыкальных произведениях для ансамбля или шумового оркестра. Как правило, это элементарное ритмическое сопровождение без изменения звуковысотности. После отработки ритмической фигуры содержание партии обогащается несложным голосоведением. При обучении игру на музыкальных инструментах детского оркестра ребенок должен хорошо помнить мелодию, иметь музыкально-слуховые представления, уметь пропеть звуки мелодии голосом.

    Виды музыкальной деятельности.

    Пение

    • Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.

    • Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни.

    • Работа над кантиленой.

    • Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие, средние: восходящее, нисходящее движение мелодии и на одной высоте.

    • Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх).

    • Развитие умения определять сильную долю на слух.

    • Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе исполняемого произведения.

    • Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков (форте – громко, пиано – тихо).

    Слушание музыки

    • Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и художественное содержание. Музыкальные средства, с помощью которых создаются образы.

    • Развитие умения различать марши (военный, спортивный, праздничный, шуточный, сказочный), танцы (вальс, полька, полонез, танго, хоровод).

    • Формирование элементарных представлений о многофункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка для отдыха, релаксации).

    • Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: аккордеон, валторна, литавры.

    • Игра на музыкальных инструментах.

    • Закрепление навыков игры на знакомых музыкальных инструментах.

    • Обучение детей игре на фортепиано.

    Примерный музыкальный материал для пения

    Первая четверть

    Без труда не проживешь. Музыка В. Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондрашенко.

    Золотистая пшеница. Музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой.

    Осень. Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

    Во кузнице. Русская народная песня.

    Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

    Вторая четверть

    Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.

    Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина.

    Розовый слон. Музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского.

    Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского.

    Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.

    Третья четверть

    Пусть всегда будет солнце! Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина.

    Солнечная капель. Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой.

    Моя Россия. Музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

    Мальчишки и девчонки. Музыка А. Островского, слова И. Дика.

    Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.

    Четвертая четверть

    Три танкиста. Из кинофильма «Трактористы». Музыка Дм. Покрасса, слова Б. Ласкина.

    Песня о волшебниках. Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового.

    Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

    Родная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского.

    Музыкальные произведения для слушания

    А. Пьяццолла. Либертанго

    В Подмосковье водятся лещи. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.

    Наша школьная страна. Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева.

    Дважды два – четыре. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

    П. Чайковский. Симфония №5. Часть II. Andante cantabile.

    Ужасно интересно все то, что неизвестно. Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев». Музыка В. Шаинского, слова Г. Остера.

    Три белых коня. Из телефильма «Чародеи». Музыка Е. Крылатова, слова Л. Дербенева.

    Песенка странного зверя. Из мультфильма «Странный зверь». Музыка В. Казенина, слова Р. Лаубе.

    Э. Григ. В пещере горного короля. Шествие гномов. Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

    П. Чайковский. Баба-Яга. Из «Детского альбома».

    М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».

    Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане».

    Спортивный марш. Из кинофильма «Вратарь». Музыка И. Дунаевского. Слова В. Лебедева-Кумача.

    В. Агапкин. Прощание славянки.

    П. Чайковский. Полька. Из «Детского альбома».

    П. Чайковский. Полонез. Из оперы «Евгений Онегин».

    Катюша. Музыка М. Блантера, слова М. Исаковского.

    День Победы. Музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова.

    С. Прокофьев. Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам».

    В. Монти. Чардаш.

    В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля минор, к. 331.

    Формы организации учебной деятельности

    Основной формой музыкального образования являются уроки пения и музыки. На них дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, знакомятся с различными музыкальными жанрами, овладевают вокально-хоровыми навыками и игрой на простейших музыкальных инструментах, учатся слушать музыку.

    В обучении умственно отсталых обучающихся применяются несколько типов уроков музыки, наиболее эффективных для коррекционного обучения умственно отсталых детей. Используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков, в зависимости от различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы.

    На уроках доминантного типа преобладает (доминирует) один определенный вид музыкальной деятельности, другие виды выполняют второстепенные, вспомогательные роли. У детей происходит целенаправленное развитие музыкальных способностей, корригируются определенные нарушения. Для развития эмоциональной отзывчивости используется пение, дополнительными видами деятельности являются слушание музыки, выполнение танцевальных и образных движений, соответствующих характеру и содержанию музыки, беседа, способствующая формированию певческих навыков. Преобладание во время урока такого вида деятельности, как слушание музыкальных произведений, предполагает развитие не только навыка музыкального восприятия, но и умение выразить настроение с помощью действий творческого характера. Дети учатся самостоятельно анализировать качество исполнения музыкального произведения, определяют характер и содержание; составляют рассказы, придумывают движения, рисуют. При определении основным видом деятельности игры на музыкальных инструментах детского оркестра, расширяются представления о разнообразии, богатстве музыкальных звуков. С помощью рассказа учителя учащиеся овладевают знаниями о детских, народных, духовых, современных инструментах, инструментах симфонического оркестра. Дополнительным видом музыкальной деятельности являются дидактические игры по определению названия инструмента по его звучанию, ансамблевая игра вместе с пением, танцевально-ритмическими движениями.

    Особенностью уроков комбинированного типа является объединение нескольких видов музыкальной деятельности. При невозможности использования на одном уроке сразу всех видов музыкальной деятельности следует стремиться к тому, чтобы отсутствие какого-либо вида не было постоянным. Ниже приводится примерный ход урока комбинированного типа:

    I. Организационный, подготовительный этап:

    1. проводятся специальные мероприятия по уравновешиванию негативных нервно-психических проявлений, преобладающих в классе. Для этого подбираются такие виды музыкальной и образовательной деятельности, которые обладают активизирующим, либо седативным, успокаивающим эффектом. Так, тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Напротив, успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру колыбельной. Дополнительно применяются методы коррекционного воздействия – убеждение и внушение. В ходе проведения подготовительного этапа повышается работоспособность детей, активизируются познавательные процессы, сглаживаются отклонения в поведении.

    2. ознакомление учащихся с планом урока.

    II. При достижении состояния готовности у детей, происходит переход к основному этапу урока, в ходе которого последовательно используются все виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, музыкально-образовательная деятельность).

    Вариативность структуры комбинированных уроков может проявляться в совмещении двух и более видов музыкальной деятельности. Так, одновременно со слушанием музыки могут исполняться танцевально-ритмические движения, передающие характер прослушанного произведения и игра на простейших музыкальных инструментах. В процессе пения используются не только танцевально-ритмические движения, но и музыкальная драматизация, инсценировка, которые также имеют разновидности. В одних, содержание песни изображают сами исполнители, а в других, роли распределяются между воспитанниками, не участвующими в пении. Использование разнообразных вариантов способствует повышению интереса детей к данной деятельности.

    На заключительном этапе урока осуществляется подведение итогов, выставление оценок, распределение творческих заданий на дом. Может совместно исполниться любимая песня детей, в ходе исполнения которой у учащихся возникают положительные эмоции, которые сохраняются после окончания.

    При планировании уроков внимательно продумывается логичность и последовательность предлагаемых заданий. Трудности с пением могут возникнуть сразу после выполнения танцевально-ритмических упражнений, когда повышаются давление, пульс, учащается дыхание. Необходимо постепенное снижение двигательной активности спокойными движениями и играми.

    Тематические уроки объединены общей музыкальной темой или темой, взятой из окружающей жизни и органично связанной с музыкой. Например, темы: «Что нам осень принесет?», «Образ природы в творчестве русских композиторов». Помимо природы тема урока может быть связана с самой музыкой: «Народные музыкальные инструменты», «Орган – чудо инструмент», «Танцевальная музыка в прошлом и в настоящем». На уроках наиболее полно даются представления о музыкальном искусстве, музыкальных инструментах, различных музыкальных жанрах. Структура тематических уроков позволяет проводить единую сюжетную линию. Сюжет с опорой на сказку или игру придает заданиям увлекательную форму и занимательность, способствует решению психокоррекционных задач. В зависимости от периода обучения содержание тематических уроков постепенно усложняется.

    На уроках комплексного типаосуществляется связь различных видов искусства. Помимо музыки используются живопись, хореография, кинематография, литература, театр и др. Каждый вид искусства использует свой оригинальный язык, выразительные особенности для воплощения и передачи сведений об окружающем мире, различных настроениях, переживаниях человека. На таких уроках с помощью разнообразных видов искусства на ребенка оказывается комплексное влияние. Происходит воздействие на различные анализаторы, функциональные системы организма. Темы занятий носят искусствоведческий характер, взяты из окружающей жизни или могут быть связаны со сказками, театром, например: «Герои любимых сказок», «Двенадцать месяцев», «Звери – музыканты», «Балеты П.И. Чайковского». Дети учатся находить сходство и различие характеристик действующих лиц, богатство оттенков настроения, выраженных специфическими средствами выразительности. Анализируются художественные образы, воплощенные в мультипликационных и детских художественных фильмах, мюзиклах, полиграфических иллюстрациях. Воспитатели, педагоги дополнительного образования, работающие с детьми, в подготовке комплексных уроков принимают непосредственное участие. Широко используются знания, умения, творческие навыки, полученные воспитанниками на других занятиях эстетического цикла. В ходе уроков находят применение детские поделки, рисунки, изделия прикладного характера.

    Уроки проводятся по содержанию примерной рабочей программы планомерно по всем видам музыкальной деятельности. Учитель распределяет учебный материал на несколько уроков, организуя каждый из них таким образом, чтобы при относительной самостоятельности и автономности он являлся составной частью целостного педагогического процесса.

    Важна заинтересованность детей в продолжение музыкального воспитания, в овладении новым материалом в ходе последующих уроков. Необходима взаимосвязь каждого урока любого типа с предыдущими и последующими. Для этого при планировании составляется следующая схема: усвоение нового материала, повторение ранее разученного, закрепление полученных знаний, умений и навыков.

    В ходе урока постоянно меняются виды деятельности учащихся: они поют, играют на музыкальных инструментах, слушают и обсуждают музыкальные произведения и др. Это требует от педагога дополнительных усилий, так как при переключении с одного на другой вид деятельности необходимо активизировать внимание учащихся и изменять установки эмоционального восприятия. Но, вместе с тем, чередование заданий, разнообразие и поурочное усложнение учебного материала благоприятствует развитию различных способностей.
    3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, а также с определением основных видов деятельности обучающихся на уроке



    темы


    Тема урока


    Кол-во

    часов, отводимых на освоение каждой темы


    Основные виды деятельности обучающихся на уроке



    Вводный урок

    1

    Повторение правил поведения на уроках музыки и краткое описание последующей музыкальной деятельности. Выявление предыдущего музыкального опыта, интересов и предпочтений обучающихся.

    Хоровое пение: исполнение известных и любимых детьми песен, выученных на предыдущих годах обучения.

    Знакомство со звучанием музыкального инструмента: аккордеон.

    Слушание музыки:

    детские песни из популярных отечественных мультфильмов;

    А. Пьяццолла. Либертанго (аккордеон).

    Музыкально-дидактические игры.



    Без труда не проживешь

    6

    Хоровое пение:

    Без труда не проживешь. Музыка В. Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондрашенко.

    Золотистая пшеница. Музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой.

    Осень. Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

    Во кузнице. Русская народная песня.

    Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

    Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе исполняемого произведения. Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие, средние: восходящее, нисходящее движение мелодии и на одной высоте. Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх).

    Слушание музыки:

    В Подмосковье водятся лещи. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.

    Наша школьная страна. Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева.

    Дважды два – четыре. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

    Знакомство с музыкальным инструментом и его звучанием: валторна.

    Слушание музыки:

    П. Чайковский. Симфония №5. Часть II. Andante cantabile.

    Инсценирование

    Музыкально-дидактические игры



    Обобщение по теме «Без труда не проживешь»

    1

    Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме

    Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме

    Музыкально-дидактические игры



    Будьте добры

    1

    Хоровое пение:

    Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.

    Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина.

    Розовый слон. Музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского.

    Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского.

    Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.

    Развитие умения определять сильную долю на слух.

    Развитие умения определять и передавать идейное и художественное содержание сказочных сюжетов в музыкальных произведениях; выделять и формулировать характеристики музыкальных средств (средств музыкальной выразительности), с помощью которых создаются образы.

    Слушание музыки:

    Ужасно интересно все то, что неизвестно. Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев». Музыка В. Шаинского, слова Г. Остера.

    Три белых коня. Из телефильма «Чародеи». Музыка Е. Крылатова, слова Л. Дербенева.

    Песенка странного зверя. Из мультфильма «Странный зверь». Музыка В. Казенина, слова Р. Лаубе.

    Э. Григ. В пещере горного короля. Шествие гномов. Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

    П. Чайковский. Баба-Яга. Из «Детского альбома».

    М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».

    Музыкально-дидактические игры

    Игра на музыкальных инструментах



    Обобщение по теме «Будьте добры»

    1

    Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме

    Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме

    Музыкально-дидактические игры

    Игра на музыкальных инструментах



    Контрольно-обобщающий урок

    1

    Хоровое пение: повторение изученного песенного репертуара за 1-2 четверть

    Слушание музыки: повторение и обобщение изученного музыкального материала для слушания за 1-2 четверть

    Инсценирование

    Музыкально-дидактические игры

    Игра на музыкальных инструментах



    Моя Россия

    9

    Хоровое пение:

    Пусть всегда будет солнце! Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина.

    Солнечная капель. Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой.

    Моя Россия. Музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

    Мальчишки и девчонки. Музыка А. Островского, слова И. Дика.

    Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.

    Работа над кантиленой. Развитие умения различать марши, танцы (вальс, полька, полонез, танго, хоровод).

    Слушание музыки:

    Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане».

    Спортивный марш. Из кинофильма «Вратарь». Музыка И. Дунаевского. Слова В. Лебедева-Кумача.

    В. Агапкин. Прощание славянки.

    П. Чайковский. Полька. Из «Детского альбома».

    Знакомство с музыкальным инструментом и его звучанием: литавры.

    Слушание музыки:

    П. Чайковский. Полонез. Из оперы «Евгений Онегин».

    Музыкально-дидактические игры

    Игра на музыкальных инструментах



    Обобщение по теме «Моя Россия»

    1

    Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по темам

    Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по темам

    Музыкально-дидактические игры

    Игра на музыкальных инструментах детского оркестра



    Великая Победа

    2

    Хоровое пение:

    Три танкиста. Из кинофильма «Трактористы». Музыка Дм. Покрасса, слова Б. Ласкина.

    Слушание музыки:

    Катюша. Музыка М. Блантера, слова М. Исаковского.

    День Победы. Музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова.

    Музыкально-дидактические игры

    Игра на музыкальных инструментах



    Мир похож на цветной луг

    4

    Хоровое пение:

    Песня о волшебниках. Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового.

    Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

    Родная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского.

    Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков (форте – громко, пиано – тихо).

    Слушание музыки:

    С. Прокофьев. Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам».

    В. Монти. Чардаш.

    В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля минор, к. 331.

    Инсценирование

    Музыкально-дидактические игры

    Игра на музыкальных инструментах



    Обобщение по темам: «Великая Победа», «Мир похож на цветной луг»

    1

    Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме

    Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме

    Развитие умения различать марши (военный, спортивный, праздничный, шуточный, сказочный)

    Инсценирование

    Музыкально-дидактические игры

    Игра на музыкальных инструментах детского оркестра



    Контрольно-обобщающий урок

    1

    Хоровое пение: повторение изученного песенного репертуара за учебный год

    Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания за учебный год

    Формирование элементарных представлений о многофункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка для отдыха, релаксации).

    Инсценирование

    Музыкально-дидактические игры

    Игра на музыкальных инструментах

    ИТОГО:

    34 часа

    (1 час в неделю)
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   19


    написать администратору сайта