Главная страница

Решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию протокол от 17 сентября 2020 г. 320


Скачать 1.39 Mb.
НазваниеРешением федерального учебнометодического объединения по общему образованию протокол от 17 сентября 2020 г. 320
Дата20.04.2022
Размер1.39 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файла6 (1).docx
ТипРешение
#487193
страница18 из 52
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   52

МУЗЫКА


Пояснительная записка

Музыкальное образование способствует дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию.

Особое значение в школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представлений о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, восприятие потребности в музыкальном самообразовании.

Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.

Цели образовательно-коррекционной работы

Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.

Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки:

Задачи образовательные:

 становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

 формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;

 формировать музыкально-эстетический словарь, формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;

 совершенствовать певческие навыки;

 освоение музыки и знаний о музыке, особенности музыкального языка, музыкального фольклора, взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.

Задачи воспитывающие:

 помочь самовыражению школьников с проблемами в развитии через занятия музыкальной деятельностью;

 содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

 активизировать творческие способности;

 воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыкальному искусству своего народа и других народов мира.

Задачи развивающие:

 овладеть практическими умениями и навыками в различных видах музыкально- творческой деятельности: в слушании музыки, пении, слушательской и исполнительской культуры учащихся;

 развивать чувство ритма, музыкальности, речевую активность, музыкального слуха, певческого голоса, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.

 создавать условия для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством.

Музыка в начальной школе является базовым предметом. Музыкальное воспитание занимает важное место в системе гуманистического образования школьника с ограниченными возможностями, обеспечивает условия для развития личности, коррекцию имеющихся у ребенка отклонений посредством культуры и искусства.

Коррекционная деятельность, осуществляемая на уроках музыки, решает следующие задачи:

 развитие основных психических функций;

 коррекция нарушений звукопроизношения в речи;

 предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера;

 коррекция эмоционально-волевой сферы;  коррекция моторной сферы.

Общая характеристика учебного предмета

Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.

Основные содержательные линии:

 обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;

 усвоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

 овладение способами музыкальной деятельности;

 обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.

Весь учебно-воспитательный процесс на уроке пронизывает опыт музыкальнотворческой учебной деятельности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом исполнении.

Специальное внимание в программе обращено на постижение музыки в ее взаимосвязях с другими видами искусства и жизнью.

Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия — убеждение и внушение.

После достижения состояния готовности класса происходит плавный переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен.

Главными требованиями, предъявляемыми к музыкальным произведениям, являются:

 художественность, доступность;

 коррекционно-развивающая направленность.

Музыкальный репертуар для пения и слушания дан на выбор в зависимости от степени подготовленности, личностных особенностей учащихся, может быть изменен в зависимости от местных условий.

Особенности организации учебного процесса на уроках музыки:

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят:

 хоровое и ансамблевое пение;

 пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения;

 игра на музыкальных инструментах;

 инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;

 освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственноэстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественнопедагогическая идея позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире. Данная программа не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

Описание места учебного предмета в учебном плане На изучение курса «Музыка» выделяется:

- 34 часа (1 час из обязательной части учебного плана, 34 учебных недели).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести:

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

 целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

 умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;

 умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города;

 уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 сформированное этическое чувство доброжелательности эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

 развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

 овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

 продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

 овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

 приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

 формирование умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной и письменной форме;

 овладение логическими действиями сравнения, анализа. Синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой

деятельности;

 умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.)

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкальнотворческой деятельности:

 формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии;

 формирование общего представления о музыкальной картине мира;

 знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

 формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству и музыкальнотворческой деятельности;

 умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;

 умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

 умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

К концу 3 класса обучающиеся научатся:

 выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке;

 передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи;

 выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, пластическое интонирование);

 распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии;

 понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения;

 передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке (по возможности);

 выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей (соло, в ансамбле) (по возможности);

 эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы;

 определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»;

 иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения;

 выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества;

 разыгрывать народные песни по ролям, с помощью учителя участвовать в коллективных играх-драматизациях;

 общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора;

 рассуждать о значении дирижёра, режиссёра, художника-постановщика в создании музыкального спектакля;

 узнавать знакомые тембры музыкальных инструментов;

 различать на слух старинную и современную музыку;

 определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

 импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша;

 называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства;

 участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта. Составлять афишу и программу урока-концерта совместно с одноклассниками.

К концу 3 класса обучающиеся получат возможность научиться:

 петь простейшие мелодии с ориентацией на нотную запись;

 знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках;

 принимать участие в традиционных праздниках народов России;

 участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижёр, режиссёр, действующие лица).  находить общность интонаций в музыке, живописи, поэзии;  понимать жанры церковной музыки (молитва, величание).

Планируемые результаты к концу 3 класса:

Минимальные

Понимать различия жанров романса и кантов;

Уметь рассказать о героях прошлого – Александре Невском и Иване Сусанине;

Понимать образ Богоматери и Святых Древней Руси;

Достаточные

Уметь кратко пересказать былину;

Усвоить образы Садко;

Освоить масленичные традиции;

Запомнить героев опер «Руслан и Людмила» «Орфей и Эвредика» и «Снегурочка»;

Разбираться в тембрах симфонического оркестра;

Разбираться в музыке композиторов эпохи классицизма и джаза.

Требования к уровню усвоения материала

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты. Учащиеся должны знать:

  • музыкальную форму (одночастная, двухчастная, трехчастная, четырехчастная); - музыкальные инструменты и их звучание (виолончель, саксофон, балалайка).

Учащиеся должны уметь:

  • выделять мелодию в песне и инструментальном произведении;

  • сохранять при пении округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в нижнем регистре (по возможности);

  • распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (по возможности);

  • сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог ( по возможности);

  • воспроизводить хорошо знакомую песню путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента (по возможности).

Ввиду особенностей детей с ОВЗ по учебному предмету «Искусство (Музыка)» оценивание в ходе промежуточной аттестации осуществляется по системе усвоил/не усвоил на основании индивидуальных достижений учащегося.

Список методической литературы:

  1. Левченко И.Ю. Проблемы реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в работе с тяжелыми множественными нарушениями развития // Проблемы реализации ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник статей по материалам круглого стола (17 февраля 2016 года/ Сост.: И.Ю. Левченко, А.И. Павлова, М.В. Шешукова. – м.: ПАРАДИГМА, 2016. – с. 16)

  2. Алексеева Е.А. Пение в системе музыкального воспитания детей с ДЦП / Е.А. Алексеева // Коррекционная педагогика. – 2005. – № 1 (7). – С. 55-58.

  3. Алексеева Е.А. Рекомендации к использованию вокалотерапии в комплексе коррекционнопедагогической работе с детьми с детским церебральным параличом / Е.А. Алексеева // Коррекционная педагогика. – 2004. – № 1. – С. 47-52.

  4. Кудинова З.А. Организация и проведение уроков труда в начальных классах специального (коррекционного) образовательного учреждения VI вида / З.А. Кудинова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 4. – С. 10-12.

  5. Сатари В.В. Инновационные возможности развития процесса воображения у детей младшего школьного возраста с двигательными нарушениями / В.В. Сатари // Коррекционная педагогика. – 2008. – № 3. – С. 77-79.

  6. Сатари В.В. Развитие творческого воображения младших школьников с двигательными нарушениями, как средство коррекции недостатков познавательной сферы / В.В. Сатари // Коррекционная педагогика. – 2008. – № 2. – С. 71-74.

  7. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. ФГОС обучающихся с ОВЗ: обучение детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – Москва, НКЦ – 2018.

Основное содержание учебного предмета

Тема раздела 1: «Россия – Родина моя» (5 ч)

    1. Мелодия - душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.

    2. Природа и музыка (романс). Звучащие картины. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.

    3. Виват, Россия! (кант). Наша слава – русская держава. Знакомство учащихся с жанром канта. Отечественные народные музыкальные традиции. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

    4. Кантата «Александр Невский». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.



    1. Опера «Иван Сусанин». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин».

Тема раздела 2: «День, полный событий» (4 ч)

    1. Утро. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П. Чайковского «Утренняя молитва» и Э. Грига «Утро».

    2. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.

    3. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П. Мусоргского.

    4. Обобщающий урок 1 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С. Прокофьева, П. Чайковского, Э. Грига, М. Мусоргского).

Тема раздела 3: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч)

    1. Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся! Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

    2. Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

    3. Вербное воскресенье. Вербочки. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.

    4. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.

Тема раздела 4: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч)

    1. Настрою гусли на старинный лад (былины). Былина о Садко и Морском царе. Музыкальный и поэтический фольклор России. Отечественные народные музыкальные традиции. Жанр былины.

    2. Певцы русской старины (Баян. Садко). Лель, мой Лель… Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры.

Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М. Глинки, Н. Римского-Корсакова).

    1. Обобщающий урок 2 четверти. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений третьеклассников за 2 четверть.

    2. Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н. Римского-Корсакова.

Тема раздела 5: «В музыкальном театре» (5 ч)

    1. Опера «Руслан и Людмила». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения.

Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационнообразное развитие в опере М. Глинки «Руслан и Людмила».

    1. Опера «Орфей и Эвридика». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К. Глюка «Орфей и

Эвридика».



    1. Опера «Снегурочка». «Океан – море синее». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темыхарактеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н. РимскогоКорсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».

    2. Балет «Спящая красавица». Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И. Чайковского «Спящая красавица». Контраст.

    3. В современных ритмах (мюзиклы). Обобщенное представление об основных образноэмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.

Тема раздела 6: «В концертном зале» (6 ч)

    1. Музыкальное состязание (концерт). Различные виды музыки: инструментальная.

Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.

    1. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности флейты.

    2. Музыкальные инструменты (скрипка). Музыкальные инструменты. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.

    3. Обобщающий урок 3 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 3 четверть.

    4. Сюита «Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки.

Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э. Грига «Пер Гюнт».

    1. «Героическая» (симфония). Мир Бетховена. Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л. Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Тема раздела 7: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч)

    1. Чудо-музыка. Острый ритм – джаза звуки. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.

    2. Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г. Свиридова, С. Прокофьева, Э. Грига, М. Мусоргского

    3. Певцы родной природы (Э. Григ, П. Чайковский). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной речи Э. Грига и П.

Чайковского.

    1. Прославим радость на земле. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор – исполнитель – слушатель.

    2. Радость к солнцу нас зовет. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости. 7.6. Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.

Основная форма организации учебного процесса – урок.



п/п

Тема

Кол-во часов



«Россия – Родина моя»

5



«День, полный событий»

4



«России петь – что стремиться в храм»

4



«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

4



«В музыкальном театре»

5



« В концертном зале»

6



«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

6



ИТОГО

34



МУЗЫКА. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





п/п

Тема урока

Вид урока

Содержание учебного предмета

Виды деятельности учащихся

1

Мелодия- музыка души.



Вводный

П.И. Чайковский «Симфония №

4» (2 часть)

Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выражать свое эмоциональное отношение к искусству.



2

Природа и музыка.

Звучащие картины.



Комбинированный

Н. Римский-Корсаков «Звонче жаворонка пенье», П.И.

Чайковский «Благословляю вас, леса»

3

Виват, Россия! Наша слава – Русская держава.



Комбинированный

«Радуйся, Росско земле», «Орле

Российский» (кантаты),

«Солдатушки, бравы ребятушки»

(р.н.п.)

Знать песни о героических событиях истории

Выражать свое эмоциональное отношение к искусству.

4

Кантата «Александр

Невский».



Комбинированный

С. Прокофьев «Александр

Невский»



5

Опера «Иван

Комбинированный

М. Глинка. Опера «Иван







Сусанин».






Сусанин»




6

Утро

Комбинированный

П.И. Чайковский «Утренняя молитва», «Спи, дитя мое, усни»,

Э. Григ «Утро»



Находить общие интонации в музыке, живописи, поэзии. Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.



7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.



Комбинированный

С. Прокофьев «Петя и волк»,

«Болтунья», М.П. Мусоргский

«Детская»

8

В детской. Игры в игрушки. На прогулке.



Комбинированный

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»



9

Вечер

Обобщающий урок I четверти



Обобщающий

10

«Радуйся, Мария!». «Богородице Дево, радуйся».

Комбинированный

С. Рахманинов «Богородице,

Дево, радуйся!», Ф. Шуберт «Ave

Maria»

Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты. Иметь представления о религиозных праздниках

11

Древнейшая песнь

Комбинированный

Тропарь Иконе Владимирской







материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!






Божьей Матери, В. Гаврилин

«Мама»

России.

12

Вербное воскресенье.

«Вербочки».



Комбинированный

Баллада о князе Владимире, величание князю Владимиру и княгине Ольге. А. Гречанинов , Р.

Глиэр «Вербочки», «Осанна»

13

Святые земли

Русской.



Комбинированный

14

«Настрою гусли на старинный лад…»

(былины)...



Комбинированный

«Былина о Добрыне Никитиче», былина о Садко и морском царе..

Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества.



15

Певцы русской старины (Баян.

Садко). «Лель, мой

Лель…»

Комбинированный

М. Глинка «Руслан и Людмила», Н. Римский-Корсаков «Садко». Н.

Римский-Корсаков опера

«Снегурочка»



16

Звучащие картины.

Прощание с

Масленицей.



Обобщающий







Обобщающий урок 2 четверти.












17

18

Опера «Руслан и

Людмила». Увертюра.

Фарлаф.



Вводный

М. Глинка «Руслан и Людмила»

Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения.



19

20

Опера «Орфей и

Эвридика».



Комбинированный

К. Глюк «Орфей и Эвридика»

21

Опера «Снегурочка».

Комбинированный

Н. Римский-Корсаков

«Снегурочка»

22

«Океан – море синее».

Комбинированный

Н. Римский-Корсаков «Садко»

23

Балет «Спящая красавица». Две феи.

Сцена на балу.

Комбинированный

П.И. Чайковский «Спящая

красавица»


















24

В современных ритмах (мюзиклы).



Комбинированный

Мюзикл

Различать на слух старинную и современную музыку. Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей.

25

Музыкальное состязание (концерт). Обобщающий урок III четверти.

Обобщающий

П.И. Чайковский «Концерт №1»,

3 часть, песня-закличка

«Веснянка»

26

«Музыкальные инструменты

(флейта). Звучащие картины.



Комбинированный

И.С. Бах «Шутка», С. Прокофьев

«Тема Птички»

Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов.

27

Музыкальные инструменты

(скрипка).

Комбинированный

П.И. Чайковский «Мелодия для скрипки с оркестром», Н. Паганини «Каприс» для скрипки соло.




28

29

Сюита «Пер Гюнт».



Комбинированный

Э. Григ «Пер Гюнт»



Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи композиторов. Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.

30

Мир Бетховена.

«Героическая»

Призыв к мужеству.



Комбинированный

Л. Бетховен симфония «3

«Героическая», «Лунная соната»,

«К Элизе»

31

Чудо-музыка. Острый ритм – джаза звуки.



Комбинированный

Дж. Гершвин «Порги и Бесс», Д.

Кабалевский «Чудо-музыка»

Различать характерные черты языка современной музыки.

32

Люблю я грусть твоих просторов. Мир

Прокофьева.



Комбинированный

С. Прокофьев «Шествие солнца»,

Г. Свиридов «Снег идет»

Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами.

33

Певцы родной природы. (Э.Григ, П. Чайковский)

Прославим радость на земле!

«Радость к солнцу нас зовет».

Обобщающий

П.И. Чайковский «Мелодия для скрипки», Э. Григ «Утро»

Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи композиторов.


















34

Обобщающий урок

Обобщающий


1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   52


написать администратору сайта