Главная страница

ксп 2кл. Руководство для учителей 2 класса уровня начального образования Рекомендовано Министерством


Скачать 347.62 Kb.
НазваниеРуководство для учителей 2 класса уровня начального образования Рекомендовано Министерством
Дата22.02.2023
Размер347.62 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаксп 2кл.docx
ТипРуководство
#950230
страница1 из 23
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Кадиркулов Р.А., Беристемова Н.К.

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Методическое руководство для учителей 2 класса

уровня начального образования

Рекомендовано Министерствомпросвещения Республики Казахстан

АЛМАТЫКІТАП БАСПАСЫ 2022


Кадиркулов Р.А. и др.
Цифровая грамотность: Методическое руководство. Для учителей 2 класса уровня начального образования / Кадиркулов Р.А., Беристемова Н.К. Алматы: АЛМАТЫКІТАП БАСПАСЫ, 2022. – 147 с.

Предисловие



Информационно-коммуникационные технологии стали одним из ключевых факторов информатизации современного общества. Информатизация общества характеризуется внедрением новых методов приема, сбора, обработки, хранения и транспортировки информации на основе новых вычислительных средств. Накопление знаний и новые методы решения различных задач – важный процесс, который требует вычислительных подходов, способствующих развитию мышления во всех аспектах человеческой деятельности. Хорошо известно, что использование ИКТ позволяет быстро и легко работатьс видами информации, представленной в цифровой форме. Поэтому развитие информационной компетентности учащихся впервые было введено в качестве эксперимента в системе начального образования нашей страны.

Методическое руководство к учебнику 2 класса «Цифровая грамотность» разработанов рамках обновления и модернизации содержания среднего образования, основано на стандарте начального образования и учебной программы. Этот учебный курс был подготовлен как пропедевтический курс и интегрированный предмет, который первоначально основан на использовании информационных и коммуникационных технологий.

В методическом руководстве описываются цели и задачи предметного обучения, ожидаемые результаты учеников, методы преподавания предмета, разъяснение процесса оценки на основе критериев и представлены образцы краткосрочных планов для каждого урока.

Методическое руководство к учебнику «Цифровая грамотность» для 2 класса включает в себя развитие широкого спектра навыков XXI века из стандарта начального образования, таких как критическое мышление, решение проблем, самообучение и выполнение командных действий. Каждая тема в методических указаниях содержит информацию, полезную для раскрытия целей обучения, а также задачи и вопросы, которые понятны ученикам и повышали бы их интерес к предмету.

Учитывая, что учебный материал методически систематизирован, мы надеемся, что педагог будет эффективно планировать урок и обучать предмету.

Содержание и структура изложения темы направлены на освоение новых знаний и навыков учеником в решении проблемных вопросов, представляющих интерес для самостоятельного решения различных задач и совместного изучения, творческие задания для развития практических навыков, получения дополнительной информации, закрепления новых знаний и развития критического мышления, проведение исследований. Домашние задания составлены от простого к сложному.

Одним из современных компонентов нынешнего учебно-методического комплекса является систематический обмен информацией, опытом между всеми участниками образовательного процесса: педагогами, учениками, родителями, и используемые ими интернет-ресурсы (www.ustaz.kz, sk.nis.edu.kz, www.smk.edu.kz, sabak.kz), являющиеся платформой для этого.

Предлагаемый учебно-методический комплекс основан на опыте авторов.


Цель учебной программы предмета «Цифровая грамотность»



Предмет «Цифровая грамотность» нацелен на преобразование, создание и использование учениками информационных моделей конкретных объектов и процессов.

Он также предоставляет ученикам умения, навыки и базовые знания по информационным и коммуникационным устройствам для дальнейшего использования их при обучении другим предметам.

Учебная программа дисциплины направлена на изучение роли информационных

процессов в обществе, технических возможностей и перспектив использования инструментов цифровой грамотности в различных видах деятельности.

Компетентность в использовании цифровых технологий предполагает надежный и критический подход к их использованию дома, в школе, на работе, на досуге и в общении. Учащиеся развивают свои навыки в области цифровой грамотности путем сбора, созданияи управления информацией на протяжении всего курса, работы с ресурсами и оценки своих умений использования устройств и приложений.

Уроки цифровой грамотности обучают школьников соблюдению правил техники безопасности при работе на компьютере, правовых и этических стандартов информационной деятельности и сосредоточению внимания на коллективной работе при работе над проектом.

Ожидаемые результаты обучения:
ü Знают работу с цифровыми устройствами, гигиенические правила и меры безопасности при работе с ними.

ü Знают компьютерные устройства и умеют работать с ними.

ü Самостоятельно умеют находить, редактировать и обмениваться информацией в сети Интернет.

ü Знают о файле и папке. Умеют создавать, копировать, перемещать и удалять файлы и папки. Использовать команды контекстного меню.

ü Умеют набирать предложения в клавиатурном тренажере и текстовом редакторе.

ü Умеют использовать цифровые устройства, такие как фотоаппарат, видеокамера, телефон для фотографирования, снятия видео и получения знаний.

ü Умеют создавать собственного персонажа во встроенном графическом редакторе игровой

среды программирования.

ü Умеют организовать управления спрайтом с клавиатуры, составлять текстовый диалог между персонажами.

ü Записывают текст в текстовом редакторе.

ü Знают запись и воспроизведение звука, редактирование звуковых файлов, выполняют простой монтаж.

ü Собирают базовую модель робота и составляют программу для движения.

ü Умеют организовать движения робота по заданному в словесной форме алгоритму, использовать датчик касания, загружать аудиофайлы для робота, использовать звуки при разработке программы для робота, представлять созданного робота аудитории.

ü Проводят исследования по интересующей теме.

ü Знают, как подготовить проект на компьютере и представить, как его защитить.
Типовая учебная программа по предмету «Цифровая грамотность» для 2 класса начального образования по обновленному содержанию
Глава 1. Общие положения
Учебная программа по предмету «Цифровая грамотность» для 2 класса начального образования по обновленному содержанию (далее Программа) разработана в соответствии с подпунктом 6) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года

«Об образовании».

Целью изучения предмета «Цифровая грамотность» является обеспечение обучающихся базовыми знаниями, умениями и навыками по вопросам устройства компьютера, представления и обработки информации, работы в сети Интернет, вычислительного мышления, робототехники для эффективного использования на практике современных информационных технологий.

Задачи программы:

  1. предоставить обучающимся первоначальные сведения о компьютере, современных цифровых устройствах и их роли в жизни общества;

  2. формировать у обучающихся навыки вычислительного мышления, сборки и программирования роботов, поиска, сбора, обработки, хранения и передачи информации в различных формах с использованием информационно-коммуникационных технологий;

  3. способствовать формированию навыков обучающихся представлять свои идеи, используя различные прикладные программы;

  4. способствовать использованию информационно-коммуникационных технологий для общения, обмена информацией и сотрудничества;

  5. прививать обучающимся правила безопасной работы с компьютером и уважение авторских прав.

В учебной программе предусмотрена реализация трехъязычного образования, которое предполагает не только обучение на трех языках, но и организацию внеурочной деятельности обучающихся на трех языках (казахском, русском и английском).

Отличительной особенностью учебной программы является ее направленность на формирование не только предметных знаний и умений, но и навыков широкого спектра: функциональное и творческое применение знаний, критическое мышление, проведение исследовательских работ, использование информационно-коммуникационных технологий, применение различных способов коммуникаций, умение работать в группе и индивидуально, решение проблем и принятие решений.

Развитие личностных качеств в органическом единстве с навыками широкого спектра является основой для привития обучающимся базовых ценностей образования:

«казахстанский патриотизм и гражданская ответственность», «уважение», «сотрудничество»,

«труд и творчество», «открытость», «образование в течение всей жизни». Эти ценности призваны стать устойчивыми личностными ориентирами ученика, мотивирующими его поведение и повседневную деятельность.

Глава 2. Организация содержания учебного предмета «Цифровая грамотность»

Объем учебной нагрузки по предмету «Цифровая грамотность» составляет во 2 классе 1 час в неделю, 34 часа в учебном году


    1. Требованием для преподавания предмета «Цифровая грамотность» являетсядоступ к компьютерным системам. Список оборудования, необходимого для эффективного проведения занятий по предмету «Цифровая грамотность», включает:

персональные компьютеры, укомплектованные гарнитурой (наушниками с микрофоном);

высококачественную сеть открытого доступа для обеспечения обмена данными между устройствами и коммуникации учителей и обучающихся с широкополосным доступом к сети Интернет;

периферийные устройства: принтер, сканер, копировальная техника, интерактивный проектор/интерактивная доска;

наборы для робототехники.

    1. Базовое содержание учебного предмета включает следующие разделы:

  1. «Компьютер»;

  2. «Представление и обработка информации»;

  3. «Работа в сети Интернет»;

  4. «Вычислительное мышление»;

  5. «Робототехника».

    1. Раздел «Компьютер» включает следующие подразделы:

  1. устройства компьютера;

  2. программное обеспечение;

  3. безопасность.

    1. Раздел «Представление и обработка информации» включает следующие подразделы:

  1. тексты;

  2. графика;

  3. мультимедиа.

    1. Раздел «Работа в сети Интернет» включает следующие подразделы:

  1. поиск информации;

  2. обмен информацией.

    1. Раздел «Вычислительное мышление» включает следующие подразделы:

  1. алгоритмы;

  2. программирование.

    1. Раздел «Робототехника» включает следующие подразделы:

  1. общая робототехника;

  2. движение робота;

  3. датчики и моторы.


Базовое содержание учебного предмета «Цифровая грамотность» для 2 класса:


  1. «Компьютер»: устройства компьютера, устройства ввода (мышь, клавиатура, микрофон) и вывода (монитор, принтер, колонки/наушники).

Программное обеспечение: понятие файла и папки, создание, копирование, перемещение и удаление файлов и папок, использование команд контекстного меню.

Безопасность: правила техники безопасности при работе с цифровыми устройствами.

  1. «Представление и обработка информации».

Тексты: набор предложений в клавиатурном тренажере и текстовом редакторе. Графика: редактирование рисунка, обрезка, поворот и изменение размера рисунка,

копирование и отражение фрагмента рисунка.

Мультимедиа: запись и воспроизведение звука, редактирование звуковых файлов.

  1. «Работа в сети Интернет»: использование браузера для поиска информации на заданную тему, обмен данными между приложениями.

  2. «Вычислительное мышление»: алгоритмы, алгоритм ветвления, словесная форма записи алгоритма.

  3. «Робототехника»: организация движения робота по заданному в словесной форме алгоритму, использование датчика касания, загрузка аудиофайла для робота, использование звука при разработке программы для робота, представление созданногоробота аудитории.



Глава 3. Система целей обучения

  1. Цели обучения в программе представлены с кодировкой. В коде первое число обозначает класс, второе и третье числа раздел и подраздел, четвертое число показывает нумерацию учебной цели.

  2. Система целей обучения дана по разделу на 2 класс.




Обучающиеся должны:

Подраздел

2 класс

Компьютер

1. Устройства компьютера

2.1.1.1 отличать устройства ввода и вывода

2. Программное обеспечение

2.1.2.1 объяснять понятия файла и папки

2.1.2.2 создавать, копировать, перемещать и удалять файлы и папки

2.1.2.3 использовать контекстное меню в своей работе

3. Безопасность

2.1.3.1 следовать основным правилам техники безопасности при работе с цифровыми устройствами

Представление и обработка информации

1. Тексты

2.2.1.1 набирать текст на клавиатурном тренажере

2.2.1.2 записывать свои идеи в текстовом редакторе

2. Графика

2.2.2.1 копировать и отражать фрагмент рисунка

2.2.2.2 редактировать рисунок (обрезка, поворот, изменение размера)

3. Мультимедиа

2.2.4.1 использовать программы для записи и воспроизведения звука

2.2.4.2 редактировать звуковые файлы

Работа в сети Интернет

1. Поиск информации

2.3.1.1 использовать браузер для поиска информации на заданную тему

2. Обмен информацией

2.3.2.1 осуществлять обмен данными между приложениями

Вычислительное мышление

1. Алгоритмы

2.4.1.1 реализовывать алгоритм ветвления

2.4.1.2 реализовывать заданный в словесной форме алгоритм

2.4.1.3 составлять алгоритм решения задачи

2. Программирование

2.4.2.1 создавать персонаж во встроенном графическом редакторе игровой среды программирования

2.4.2.2 организовывать управление спрайтом с клавиатуры

2.4.2.3 организовывать текстовый диалог между персонажами

Робототехника

1. Общая робототехника

2.5.1.1 загружать аудиофайл для робота

2.5.1.2 использовать звук при разработке программы для робота

2.5.1.3 представлять созданного робота аудитории

2. Движение робота

2.5.2.1 организовать движение робота по заданному в словесной форме алгоритму

3. Датчики и моторы

2.5.3.1 использовать датчик касания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


написать администратору сайта