Главная страница
Навигация по странице:

  • (показывает)

  • (показывает).

  • Войдите. Что изменилось

  • Глаза

  • Распределите

  • Остальные — проверяйте

  • Фраза по кругу - Выберем какую-нибудь

  • Каждый

  • II. Упражнения, направленные преимущественно на содержательную сторону работы

  • «продавец—покупатель». Невербальное общениеИз группы выбираются

  • Представьте

  • тренинг. (суицид)Психологический тренинг с подростками Анн Л.. Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности


    Скачать 2.06 Mb.
    НазваниеРуководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности
    Анкортренинг
    Дата15.05.2023
    Размер2.06 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла(суицид)Психологический тренинг с подростками Анн Л..doc
    ТипРуководство
    #1131416
    страница17 из 28
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   28

    Выбор траекторий

    — У многих людей есть привычка, размышляя над решением ка­кой-либо сложной задачи, двигаться по замкнутой траектории. Кто-то движется по кругу... (показывает), кто-то предпочитает ходит!), со­вершая более резкие повороты, Т. е. описывая квадрат пли прямо­угольник... (показывает), кто-то будто шагает вдоль сторон треуголь­ника... (показывает). И наконец, встречаются люди, которые, раз­мышляя, движутся по траектории, которую мы называем зигзагом... (показывает).

    У нас есть несколько минут для того, чтобы подвигаться но ком­нате, опробуя все эти траектории. Можно уменьшать или увеличи­вать размеры описываемых фигур по нашему желанию. И обратите внимание на то, какая траектория вам подошла больше всего и доста­вила удовольствие. Поняв это, пройдите несколько раз по такой тра­ектории.

    Теперь посмотрите, кто оказался в одной группе с вами? Кто гак же, как и вы, предпочитает именно эту фигуру? Видимо. что-то объ­единяет вас, видимо, есть в вас нечто схожее, раз ваши вкусы в отно­шении этой геометрической фигуры совпадают.

    Обсудите и группах, в чем сходство между вами — людьми, вы­бравшими круг, квадрат, треугольник пли «восьмерку». Почему имен­но эта фигура оказалась для вас наиболее привлекательной?

    Орда

    — Какая команда более всех уверена в себе н согласна играть пер­вой? Вы Отрешенные, если хотите — Замороженные. Сейчас ваша задача погрузиться в себя, отрешиться от любых внешних воздей­ствий. Вам надо будет застыть, внутренне заморозиться. По моему сигналу вы развернетесь лицом к остальным командам, п в тот же мо­мент па вас налетят, как орда, две другие команды. Их задача вас разморозить, вызвать у вас любые душевные реакции.

    Существуют два ограничения орды: нельзя дотрагиваться до За­мороженных п нельзя им кричать в ухо. Все остальное, любые прово­кации — все можно. Если человек моргнет — это не считается, это ре­акция физиологическая, а не душевная. Но если вы ему скажете: «Ты моргнул, все, выходи!» — и он ответит вам: «А моргать можно!» — то тут-то он и выходит, потому что вы его поймали. Орда, советую вам работать творческими группками, так .четче выводить даже самых стойких. Что касается Замороженных, то им нельзя прятать глаза: они должны смотреть прямо, так чтобы каждый мог оказаться в поле их зрения.

    Итак, внешний круг — пока тишина, готовьтесь к штурму, а внут­ренний расслабьтесь... Пять — вы погружаетесь внутрь себя, четыре — найдите какой-нибудь образ или ситуацию, в которую вы можете по­грузиться душой полностью, три — вы полностью там, вы не воспри­нимаете ничего вокруг себя, два — вы глубоко внутри себя, один — повернулись. Орда вперед!

    Игра-бой идет 1-2 минуты.

    Обсуждение.

    • Сколько человек разморозились сразу?

    • Сколько в течение игры?

    • Сколько остались стойкими? Кто с трудом, но держался?

    • Л кому это было нетрудно? Автобус

    Плотно прижимаясь друг к другу, «народ» (человек 15-20) скучи­вается, аналогично пассажирам в плотно забитом автобусе.

    Задача игрока — прорваться сквозь эту плотную массу, причем не обманом или хитростью, а напором и физической силой. «Народ в ав­тобусе» не имеет права хватать игрока руками и цепляться руками друг за друга — нет, есть просто плотная масса напряженных и при­жатых друг к другу тел. Более того, не пуская игрока телами, душами «автобус» помогает игроку, подбадривая его громкими криками «Да­вай!», «Еще!», «Вперед!» и аналогичными, придающими игроку до­полнительные силы.

    Чтобы это сильное упражнение не превратилось в простую физи­ческую зарядку, каждый проходящий через «автобус» с помощью пси­холога должен понять, что он хочет найти для себя в этом упражне­нии, что для него значит это преодоление, какие ситуации в его жиз­ни — этот «автобус», как он собирается использовать в своей жизни полученный опыт.

    Учитывая, что после такого упражнения человек находится в из­мененном состоянии сознания, те слова, которые в эти минуты ска­жет психолог, могут лечь очень глубоко. Заканчивается упражнение обратной связью: сообщением о том, что почувствовала и увидела группа, что она может сказать о человеке и упражнении.

    Фотографы

    В комнате расставлены стулья. Один иди несколько детей «фотографируют» (с короткой выдержкой — на счет 3, или 2, или 1) общий вид комнаты и выходят. Пока они за дверью, расположение стульев меняют, — причем лучше не делать полную перестановку, а то/и,ко слегка изменить положение двух-трех стульев.

    Войдите. Что изменилось?

    Или:

    Два ученика стоят перед полукругом, а все сидящие «фотографи­руют» их с некоторой выдержкой (о которой была предварительная договоренность). Затем эти двое выходят за дверь и что-то изменяют в своем внешнем облике иди меняются какими-нибудь деталями сво­ей одежды.

    Когда они снова входят в комнату, остальные должны вспом­нить как было?

    Глаза товарищей

    Дети сидят двумя рядами, лицом друг к другу.

    Всем отвернуться! Хороню ли вы помните товарищей, сидящих

    напротив вас? Вспомните, какие у них глаза — величина, форма, цвет. На счет десять проверьте свою память - рассмотрите глаза всех сидя­щих в ряду напротив. Распределите время надо успеть, пока я со­считаю до десяти, увидеть всех.

    Поверните голову! Девять! Десять!

    Не закрывайте глаза, только отвернитесь. Первый слева, расска­зывайте. Остальные — проверяйте описание, сопоставляйте его со своим внутренним видением.

    Мысленно пересадите всех, сидящих против вас, в гаком порядке: слева должен сидеть самый светлоглазый, а справа — самый темно­глазый. Не смотрите на них — отвернитесь.

    Готово? Сделайте короткую проверку на счет пять. Посмотрите... 4! 5! Отвернитесь. Рассказывайте, как пересадили товарищей!

    Семафор

    — Вот три листка бумаги: зеленый, желтый и красный. Следите за мной, я буду иногда поднимать один из листков. А ваша обязанность: на зеленый — хрюкать, но идти, на желтый — замереть, на красный — топать на месте. Пожалуйста, продолжайте пересаживаться и будьте внимательны к возникающим цветам семафора! В том случае, если семафор выключен, иди те нормально.

    Арифмометр

    Дети образуют полукруг. Десять человек рассчитываются от еди­ницы до десяти (это и ноль). Кроме того, в зависимости от количества детей могут быть знаки: плюс, минус, знаки умножения, деления, ра­венства. Могут быть и числа, продолжающие счет, — 1!, 12, 13 и т. д.

    Задается:

    — Пять, умноженное на четыре, минус один. Встает пятерка, хлопает в ладоши и садится. Встает знак умножения, хлопает и садится. Встает четверка, хлопает и садится.

    Встают одновременно двойка и ноль (число 20), хлопают и садятся. Встает знак минуса, хлопает и садится. Встает единица, хлопает и садится. Встает знак равенства, хлопает и садится. Встают единица и девятка (итог 19), хлопают и садятся. Подают все, принимавшие участие в этом действии, одновременно хлопают и садятся.

    Символика

    — Внимание! Каждый из вас на время сегодняшней встречи дол­жен обзавестись своей собственной символикой. Каждому из вас предстоит сейчас придумать, изобрести себе три символических ат­рибута: во-первых, псевдоним, во-вторых, именной отличительный знак и, в-третьих, девиз. Именной отличительный знак должен быть нарисован на листке. Он должен быть достаточно прост и символичен. Девиз должен быть кратким и образным.

    Итак, псевдоним, отличительный знак и девиз. Например, псевдо­ним — «Дядя Вася», отличительный знак — лопата, девиз — «Рою глубоко». Если задание понятно, можете приступать к работе. Повто­ряю, сейчас каждый изобретает себе псевдоним, личный отличитель­ный знак и девиз... Теперь можно обменяться своими рисунками, об­судить их и попытаться дать каждому из собравшихся его личную ха­рактеристику. Кроме того, вам предстоит оценить, насколько удачно были выбраны символические атрибуты каждым из участников груп­пы. По пятибалльной системе проставьте оценку каждому участнику по совокупности выбранного им псевдонима, именного знака и девиза. Итак, пускаем свои листочки по кругу, все по очереди выставляем на них оценки. Нам осталось подсчитать суммарный балл и установить, кто из нас смог лучше выразить себя в такой символической форме.

    Фраза по кругу

    - Выберем какую-нибудь простую фразу, например: «В саду па­дали яблоки». Теперь, начиная с первого игрока справа от экрана, на­чинаем произносить эту фразу по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, вос­клицательной, удивленной, безразличной п т. д.).

    Если подросток не может придумать ничего нового, то он выбыва­ет из игры, п так продолжается до тех пор, пока не останется несколь­ко (3-4) победителей.

    Итак, по сигналу все дети, начиная с того, кто сидит справа от эк­рана, произносят одну и ту же простую фразу. I Jo с разной интонаци­ей. Повторять интонации нельзя. Тог, кто не может придумать новую интонацию, выбывает из игры. Игра может продолжаться до тех пор, пока не останется 13-4 победителя. Может быть, она закончится и раньше, если никто из детей не сможет придумать ничего нового.

    Цвета эмоций

    — Выбираем водящего. Водящий но сигналу закрывает глаза, а ос­тальные задумывают какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, главным образом эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, а водя­щий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой ВОДЯЩИЙ, если нет, то остается тот же самый.

    Итак, по команде одни игрок закрывает глаза, а все остальные ти­хо загадывают цвет. Затем игрок открывает глаза, а нее остальные изображают задуманный цвет. Водящий должен его отгадать.

    Зеркало

    — Сейчас мы предлагаем выполнить несколько несложных зада­ний, точнее — сымитировать их выполнение.

    Внимательно прослушайте задания. Их всего четыре. Задания следующие:

    1) пришиваем пуговицу;

    2) собираемся в дорогу,

    3) печем пирог;

    4) выступаем в цирке.

    Особенность этих занятий в том, что каждое из них вы будете вы­полнять попарно, причем напарники встают друг прочив друга. и один из них станет на время зеркалом, т.е. будет копировать все

    движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями. Но сначала давайте разобьемся па пары,.. Пары готовы, приступаем к за­даниям.

    Итак, все пары по очереди выполняют задания по своему выбору. Один из них — исполнитель, а другой — его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя. Остальные участники группы — зрители, они наблюдают за игрой пары и выставляют парт­неру, играющему роль зеркала, оценку за артистизм. Затем партнеры в паре меняются ролями. Пары по очереди меняются, таким образом перед группой выступают все ее участники. Каждый выступает в двух ролях: в роли исполнителя и в роли зеркала. Группа оценивает акте­ров, играющих роль зеркала, по пятибалльной системе.

    Затем оценки всех участников будут суммированы и каждый смо­жет узнать об успешности своей работы в роли зеркала. Итак, начи­наем представление.

    Подводятся итоги. Каждый подросток вычисляет для себя сум­марную групповую оценку, полученную им в роли зеркала.

    Ловля моли

    Психолог указывает на одну из участниц игры, представляя ее как «хозяйку, которая пригласила нас в гости. У нее дома развелось мно­го моли. Она пригласила нас для того, чтобы все мы вместе помогли ей избавиться от моли».

    Далее психолог предлагает всем детям «убить по 10 штук моли», и первый демонстрирует «убивание моли» хлопками в воздухе, хлопа­ньем по плечам и головам участников, по вещам в помещении и т. п. Он побуждает всех детей принять участие в этом действии.

    Прекращает упражнение психолог с учетом степени вовлеченно­сти всех участников в игру.

    Рекорд группы

    Это упражнение сходно по смыслу с «Путаницей». Оно проводит­ся с группой не менее чем из 15 человек. Необходимы три крепких стула или табуретки. Стулья ставятся максимально близко друг к другу по кругу, спинками наружу.

    Выбирается водящий. Ему дается задание: он должен разместить на этих стульях (так, чтобы никто не касался ногами пола) макси­мальное количество участников. Решение состоит в том, что необхо­димо в середину стульев, ногами на них поставить наименее полных мальчиков и девочек и постепенно наращивать эту группу со всех сторон участниками, которые бы держались за тех, кто в центре. Самые последние могли бы встать па стулья даже одной ногой, прочно держась за своих товарищей. Весь секрет этого упражнения состоит в выборе подходящих по телосложению и ловкое гп подростков в цеп гр и па периферию формируемой на стульях группы.

    Отгадай вещь

    Дети садятся в круг.

    Психолог (или знающий эту игру подросток) мимикой, жестами, телодвижениями изображает действия с неким всем известным пред­метом. Отгадывает вся группа, но, главное, должен отгадать сидящий рядом с ним по часовой стрелке. Если он отгадал, то кивает тому, кто изображает предмет.

    Первый подросток как бы передает изображавшийся предмет вто­рому, второй должен изобразить релевантную деятельность с этим предметом и отложить предмет в сторону. После этого второй под­росток изображает деятельность со своим новым предметом. Отгады­вает вся группа, по кивнуть, что, мол, я отгадал, должен третий под­росток.

    Второй подросток передает ему свой предмет, третий действует с предметом, откладывает его в сторону и загадывает свой предмет. Так упражнение идет по кругу. Последним отгадывает первый подросток.

    Что делать, если рядом сидящий подросток не отгадал предмет? Он не кивает, а наоборот, мимикой показывает, что еще не знает пред­мет п просит поработать еще с предметом, возможно, добавить ка­кие-то новые действия с ним, чтобы дать шанс отгадай.. руина не должна подсказывать, что это за предмет.

    Отгадывают все, по отвечает за отгадку только один — сидящий рядом с загадывающим подросток.

    Изобрази животное

    Начинается это упражнение обычно с: фанта: его владелец должен изобразить животное, которое ему назовут: петуха, котенка пли со­баку. Следующих подростков можно попросить уже самостоятельно показывать какое-то животное. Так появляются медведь, змея, воро­бей, суслик, баран. Некоторых животных придется показывать в па­рах, русскую тропку — даже втроем.

    Передай действие

    Выполняется это упражнение следующим образом: группа обра­зует круг. Лучше всего, чтобы девочки п мальчики чередовались. Психолог просит их всех закрыть глаза и повернуться налево (или направо, но всем в одну сторону). Он предлагаем с закрытыми глазами найти правое плечо того, кто стоит впереди и положить правую ла­донь ему на правое плечо.

    Затем дается инструкция:

    — Сейчас я поглажу по голове, постучу по спине, нарисую крест па лопатках или сделаю еще что-либо со стоящим впереди меня. Тот, кто впереди меня, должен как можно точнее и как можно быстрее пе­редать мои действия дальше, вперед, тот — еще дальше, и так по кру­гу. Эти действия должны как можно быстрее вернуться ко мне. Но пока они идут, я успею запустить еще дюжину всяких действий. Понятно? Начали!

    Через минуту-полторы упражнение стоит оборвать, предложить всем открыть глаза и развернуться лицом друг к другу. Психолог за­дает серию вопросов:

    • Кто работал честно, а кто подглядывал?

    • Все ли действия вы передавали?

    • Кому было больно, неприятно, неловко?

    Упражнение повторяется, но группа поворачивается в другую сто­рону. Теперь психолог «запускает на орбиту» несколько больше дей­ствий. Опять проводится небольшое обсуждение.

    Для третьего прогона психолог может назначить кого-то вместо себя начинать 10 новых движений, группа должна их «прогнать по ц угу» и вернуть начавшему. Наконец, для четвертого прогона мож­но в качестве начинающих выбрать двух: мальчика и девочку. Одно­временно они должны передавать и то, что ощущают спиной. Причем лучше всего этих мальчика и девочку найти на противоположных концах круга.

    После 2-3 минут работы, когда все действия прошли по кругу, группа открывает глаза п психолог побуждает детей отгадать, какие действия начинал мальчик, а какие — девочка.

    II. Упражнения, направленные преимущественно на содержательную сторону работы

    Упражнения дают возможность потренироваться в использовании тех или иных приемов, способов общения, элементов поведения, которые в дальнейшем могут быть включены в целостное действие. Упражнения, включенные в этот раздел, направлены на:

    • развитие способности к пониманию и прогнозированию состоя­ний, отношений и свойств человека;

    • осознание своей уникальности, обогащение сознания позитивны ми, эмоционально окрашенными образами, связанными со всеми сторонами личности:

    • восприятие себя через соотнесение себя с другими, через результа­ты собственной деятельности, через наблюдение собственных внут­ренних состояний, научение разрешению собственных проблем;

    • установление контакта в общении, понимание своего состояния п его презентация, а также понимание состояния других людей, осознание различных видов мотивов межличностных отношений.

    Комиссионный магазин

    Детям предлагается заглянуть внутрь себя п определить, каких ка­честв каждому не достает для полного совершенства, а каких качеств у них в избытке и они могут поделиться ими с кем-нибудь.

    На размышление дается 3-5 минут. После подготовительного эта­па начинается игра в комиссионный магазин, но не простой, а особен­ный. Товары, которые принимает продавец, — это различные челове­ческие качества, например лень, великодушие, чувствительность. За товары продавец дает не деньги, а тоже человеческие качества, те. ко­торые у него есть и которых ему не жалко о сдать за предложенный то­вар. 15 результате «сделки» каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества пли от его части и приобрести что-то необходимое.

    Дети разбиваются на пары «продавец—покупатель».

    Невербальное общение

    Из группы выбираются двое детей. Им предлагается побеседовать на «тарабарском» языке. В разговоре можно использовать все кроме родного (или любого из известных обоим участникам ) языка, это мо­гут быть жесты, звуки, мимика...

    Задача двух выбранных детей - завязать друг с другом полноценный разговор, а лучше даже спор о чем-нибудь, стараясь при этом максимально сосредоточиться па всех проявлениях своего партера, чтобы верно понять смысл его своеобразной активности.

    Задача зрителей — попытаться угадать, о чем, собственно, идет речь этих собеседников.

    После завершения диалога выслушиваются сначала версии на­блюдателей, а затем каждый из участников диалога делится тем, о чем он говорил. На втором этапе игры все участники делятся па трой­ки. В каждой тройке один — наблюдатель, а двое других — беседую­щие между собой па «тарабарском» языке участники.

    Психолог внимательно следит за всеми нюансами общения и за­тем пытается угадать тему разговора. Мой враг — мой друг

    Каждому подростку предлагается представить своего обидчика, человека, неприятного в каком-либо отношении, врага. Дети стара­ются составить словесный портрет данного человека (в письменной форме). При этом необходимо фиксировать прежде всего симпатич­ные детали его внешности. Если это не удается и участник соскальзы­вает на описание отрицательных внешних данных обидчика, необхо­димо при повторном прочтении вычеркнуть их.

    На третьем листке дети описывают ситуацию своего взаимодейст­вия с этим человеком, опять же опираясь на позитивные моменты в его поведении. В связи с этим участникам предлагается попробовать проанализировать свое собственное поведение и выстроить страте­гию и тактику позитивного поведения с этим человеком.

    При обсуждении упражнения обращается внимание на измене­ния, происшедшие в отношении к человеку, с которым был конфликт.

    Моя пара

    Дети становятся в круг (для проведения упражнения необходимо четное число участников).

    — На счет «раз» каждый из нас должен, оставаясь па своем месте и молча (эти два условия будем соблюдать на протяжении всего упраж­нения), найти себе пару. Нас четное число, поэтому каждый найдет себе напарника. Когда я скажу «два», вы вместе начнете одинаковое движение. Потом я снова скажу «раз», и вы должны найти себе новую пару, а на счет «два» начать делать одинаковое движение с новым партнером.

    Эмоциональное состояние

    Дети в группе делятся на две подгруппы.

    Каждой подгруппе дается 7 минут на подготовку, за которые она должна будет выбрать какое-либо чувство или эмоцию (эмоциональ­ное состояние) и продумать, как его можно изобразить. Это может быть или скульптурное изображение, или невербальное действие. В изображении должны принимать участие все члены подгруппы. В ) время как первая подгруппа показывает то, что она подготовила, вторая подгруппа отгадывает, какое чувство или эмоция изображены. Затем подгруппы меняются местами.

    Рюкзак

    Дети садятся в круг.

    — Давайте представим, что мы решили все имеете отправиться в поход. Вот здесь лежит рюкзак, который нам нужно собрать для похо­да. Каждый по очереди положит в него что-то нужное. Сделать это надо без слов, невербально. Все мы должны внимательно следить за тем, что кладет в рюкзак каждый из пае, и не повторяться.

    Автобус

    Группа делится пополам.

    Представьте себе, что нее мы едем в автобусах: одна подгруппа едет в одном автобусе, а вторая - в другом. Автобусы остановились рядом в транспортном заторе.

    Вы сидите у окна и видите, что в другом автобусе прямо напротив вас и тоже у окна сидит знакомый. Это большая удача, потому что вам надо срочно передать ему важную информацию, и вы, воспользовав­шись ситуацией, делаете это. Но сделать это вы можете только молча, без слов, невербально. Времени у вас немного. Тот, кому передают информацию, должен постараться понять, что ему сообщает его зна­комый.
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   28


    написать администратору сайта