тренинг. (суицид)Психологический тренинг с подростками Анн Л.. Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности
Скачать 2.06 Mb.
|
Эти образы могут говорить об актуальном физическом и психическом состоянии, о восприятии человеком условий своей жизнедеятельности, о способах преодоления им возникающих трудностей и препятствий (согласитесь, есть разница между видением ЯХТЫ с пробоиной ниже ватерлинии в самый разгар свирепого шторма или в стремительно скользящей по волнам каравеллы в лучах восходящего солнца). Однако не стоит говорит!) детям о таком толковании визуализаций, тем более что его нельзя считать более чем вероятностной гипотезой. — Устройтесь поудобнее, займите такое положение, которое кажется вам наиболее комфортным. Закройте глаза и до копна упражнения не открывайте их и не шевелитесь. Ваше чело начинает постепенно расслабляться. Вы чувствуете, как исчезает напряжение в мышцах. С каждым произносимым словом каждый мускул тела все больше наполняется ощущением покоя и приятной вялости. Наше дыхание ровное, спокойное. Воздух спокойно наполняет легкие п легко покидает их. Сердце бьется четко, ритмично. Обратите свой внутренний взор к пальцам правой руки. Копчики пальцев правой руки как будто касаются поверхности теплой воды. Вы чувствуете пульсацию в кончиках пальцев. Возникает ощущение, что рука постепенно погружается в теплую воду. Это волшебная вода омывает вашу правую кисть, расслабляет ее п поднимается вверх по руке... До локтя... Еще выше... Вот уже вся ваша рука погружается в приятную теплоту, расслабляется... По венам и артериям правой руки бежит свежая, обновленная кровь, даруя ей отдых и питая новыми силами... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично... А теперь пат внутренний взор обращается к пальцам левой руки... Текст, приведенный выше, полностью повторяется для левой руки. В конце обязательно дать установку относительно дыхания и сердца. — Обратите луч своего внимания к ногам. Ступни расслабляются. Они чувствуют приятное тепло, напоминающее тепло от огня, горящего в камине. Ощущение такое, как будто ваши ноги стоят па каминной решетке. Доброе, ласковое тепло поднимается по ногам вверх, даруя живительное расслабление и отдых мышцам... Напряжение исчезает... И вот уже мышцы ног расслабляются — от кончиков пальцев до бедра... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично... Есть еще один источник тепла в вашем теле. Он — в районе солнечного сплетения. Словно маленькое солнышко пропитывает своими животворящими лучами ваши внутренние органы и дарит им здоровье, помогает лучше функционировать... Расправляются, расслабляются мышцы живота и груди... По всему телу распространяется приятное расслабляющее тепло, которое создает ощущение покоя и отдыха... Исчезает напряжение в плечах, в шейном отделе позвоночника, в нижней части затылка... Вы чувствуете, как скопившееся здесь напряжение растворяется и исчезает... Уходит... если вы лежите, то ваша спина ощущает добрую силу земли через поверхность, на которой вы лежите... Эта сила позволяет вам расслабиться и вливает в ваше расслабленное тело новую, свежую энергию... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично... Теперь ваш внутренний взор обращается к лицу. Расслабляются мышцы лица... Уходит напряжение из скул... Из челюстей... Губы становятся мягкими и податливыми... Разглаживаются морщинки на лбу... Веки перестают подрагивать... Они просто сомкнуты и неподвижны... Все мышцы лица расслаблены... Легкий, прохладный ветерок омывает ваше лицо... Он причтен и добр — этот воздушный поцелуй... Воздух несет вам свою целебную энергию... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично... Все ваше тело наслаждается полным покоем... Напряжение спадает, растворяется, уходит... Усталость улетучивается... Вас наполняет сладостное ощущение отдыха, расслабленности, покоя... Покоя, наполняющего вас новыми силами, свежей и чистой энергией... Вы расслаблены и свободны. Вы можете оказаться там, где вам хочется быть. Там, где вам хорошо. Для кого-то, может быть, это его собственный дом, для кого-то — это уголок двора, где он любил прятаться в детстве. Л для кого-то — просто полянка в летнем лесу, где можно валяться в траве и увидеть над собой ослепительную голубизну... побудьте немного в этом месте. Напитайтесь позитивной энергией этого дорогого для нас. места... А теперь пойдем дальше... Мы не торопясь идете по дороге и нот уже слышите шум моря - волны накатываются па берег и снова отбегают. И этот звук нельзя спутать ни с чем. Еще поворот, и перед вами во всю ширь, в полмира — вечно подвижная поверхность моря. Звук прибоя здесь слышен гораздо отчетливей, мы чувствуете на губах соленый привкус брызг и видите порт, полный кораблей. Каких только судов здесь нет! Смешались времена и страны в этом волшебном порту. Тут и огромные современные океанские лайнеры, и индейские челноки, выдолбленные из ствола дерева, и древнегреческие пироги, и галеоны испанских конкистадоров, и пиратские шхуны, и катера, и яхты, и рыбацкие баркасы, и изящные бригантины, и плоскодонки, и катамараны. Вплоть до атомоходов, авианосцев и «Наутилуса» капитана Немо... Вы идете вдоль пирсов и любуетесь всем этим разнообразием форм, красок, оснасток. Знайте, что любое из этих судов может стать вашим. Выберите себе то, что наиболее подходит вам, что нравится вам, что отвечает вашим потребностям и представлениям о нужном именно вам судне... Осмотрите внимательно то, что вы выбрали. Это громадный фрегат или обычная парусная лодка? А может быть, легкий моторный катр? Какова форма этого судна? Обтекаемая, устремленная вперед, рассчитанная на скорость? Иди это тяжеловесная, но прочная конструкция, способная выдержать любой шторм? В какой цвет окрашены борта вашего судна? Есть ли у него якорь? Л может быть, он вам совсем не нужен? Прочитайте надпись на борту корабля. Каково его название? Какими буквами написано это название? Взойдите на ваше судно. Кто встречает вас там? Или на борту никого нет? Как выглядит встречающий? Прислушайтесь: он что-то говорит вам... Осмотрите судно изнутри. Если это достаточно большой корабль, не торопясь обойдите его. Загляните в каюты и в рубку... Поднимитесь на капитанский мостик... Прогуляйтесь по палубам, спуститесь в трюм... Что вы увидели во всех этих частях своего судна? Зайдите в каюту, которую будете занимать вы. Или просто определите какое-то место для себя на своем судне. Посмотрите — здесь лежит сложенный в несколько раз лист бумаги. Разверните его. Это карта. На ней обозначена цель вашего первого плавания. Что это за цель? Есть ли название пункта назначения? Отправляйтесь в свое плавание. Ваше судно покидает порт... Все дальше и дальше берег... Вот уже и скрылись за горизонтом верхушки самых высоких мачт кораблей, оставшихся в порту. Вы в море на своем судне, вы сами выбрали свой путь в этом безбрежном морском пространстве... вы двигаетесь к сноси цели... Далеко ли она? Что нас ждет на пути? Не знаю... Сейчас вы увидите продолжение своего фильма о собственном плавании. Смотрите... ПСИХОЛОГ Замолкает. Пусть воображение детей поработает без всяких подсказок в течение одной-двух минут. — Но пора сделать остановку в нашем плавании. Направьте свое судно к ближайшую гавань... Вот и завершается на сегодня ваше путешествие. Вы спускаетесь но трапу. Прежде чем уйти, оглянитесь, посмотрите еще раз на свое судно, запомните, каким вы оставляете его сегодня. Наверное, вы еще не раз будете возвращаться на него, чтобы продолжать и дальше свое плавание. Помните, что оно будет всегда ждать вас у пирса... Вы уходите дальше и дальше от своего судна... И вновь переноситесь сюда, в эту комнату, начинаете ощущать свое тело... Сейчас я начну считать от семи до одного. С каждой следующей цифрой вы будете все больше выходить из состояния расслабленности — вплоть до того момента, когда я назову цифру «один» и вы встанете отдохнувшими, бодрыми, полными новых сил н энергии. С этого момента голос психолога должен также становиться более бодрым, звучным, эмоциональным. Однако спешить здесь не нужно. — Итак, семь... Вы чувствуете, как к вам возвращается ощущение собственного тела... Вялость и апатия отступают. Вы начинаете возвращаться в свое нормальное состояние. Шесть... Ваши мышцы наполняются силой и энергией... Вы пока неподвижны, но пройдет несколько мгновений и вы сможете легко встать и начать двигаться... Пять... Сохраняется состояние спокойствия, но оно начинает наполняться ощущением силы и возможности действовать... Расслабленность заменяется собранностью... Четыре. Вы чувствуете, что окончательно пришли в себя и уже готовы к проявлению активности. Бодрость и энергия все больше наполняют вас. Три. Пошевелите ступнями. Вы полностью чувствуете свои ноги и способны легко напрячь мышцы. Пошевелите пальцами рук. Медленно сожмите пальцы в кулак. Два. Не открывая глаз, подвигайте головой. Вы бодры, наполнены силой и энергией. Вы хорошо отдохнули. Вы спокойны и уверены в себе. Один. Открыли глаза. Встали. Не делайте это слишком быстро. При обсуждении эффектов упражнения помимо рефлексии состояния хорошо получить ответы на такие вопросы: • Какое судно вы выбрали для своего плавания? Опишите его. • В какой цвет оно оказалось окрашенным? • Как оно называется? • Встретил ли вас кто-либо на борту судна? • Что сказал вам встречающий? • Что любопытного обнаружили вы при осмотре судна? • Какова цель вашего плавания, зафиксированная на карте? • Увидели ли вы название конечного пункта? • Какая стояла погода при вашем выходе из порта? • Что произошло с вами во время плавания? Рассказы детей могут оказаться очень интересными, насыщенными неожиданными деталями и яркими подробностями. Почти наверняка на психолога обрушатся вопросы типа: • А что означают слова капитана судна? • А почему мой корабль назывался именно так? • В чем смысл событий, произошедших со мной в плавании? Нам представляется, что психологу лучше воздержаться от оценок и интерпретаций, посоветовав детям самим поразмышлять о символике образов, подаренных им подсознанием. Биография прохожего Одно из упражнений, тренирующих зрительное восприятие и зрительную память для развития наблюдательности и фантазии, - наблюдение за случайным попутчиком в автобусе' или за прохожим на улице. Надо решить, что это за человек, где он может учиться, работать, кто близок ему, с кем он враждует, что любит и чего избегает, чем он занят сейчас, о чем думает, куда идет. — Вы идете по улице. Сколько биографий вокруг вас, сколько судеб, характеров! Присмотритесь к людям повнимательнее; но деталям одежды, по мелочам поведения, по тому, как идет прохожий, на что и как смотрит, на что не обращает внимания, — разгадайте человека! Это похоже па занятия Шерлока Холмса? Что ж, не следует пренебрегать и его опытом, раз он может нам помочь понять пружины человеческого поведения. Поначалу это может показаться ребячеством, но такие упражнения обостряют наблюдательность и учат, как смотреть п на что смотреть. По ногтям человека, по его рукавам, обуви и стрелке на брюках, по утолщениям на большом и указательном пальцах, по выражению лица и манжетам — по таким мелочам можно угадать его профессию... Глядя на человека, постарайтесь представить себе его на работе, в домашней обстановке, на прогулке за городом. Представьте себе, как он обедает в столовой, как разговаривает, как сердится и как радуется, как занимается любимым делом. Рассказ должен быть таким, чтобы все ясно увидели человека. Доказать правильность придуманной биографии — обязанность рассказчика. Скажите, а как бы поступил этот человек, если бы в автобусе случилось что-нибудь неожиданное; например, если бы его сосед лишился сознания? А если бы в автобус вошел его давнишний друг, которого он считал погибшим? Как бы повел себя этот человек, что бы он делал, что говорил? Угадайте, каким он был десять лет назад и каким станет через десять лет. Л если бы он выиграл большую сумму, на что бы он потратил деньги? А если бы с ним случилась беда и круто изменила его жизнь, как бы он вел себя в новых обстоятельствах? Наблюдательность — это отличительная особенность всякого художественно одаренного человека, это его потребность. Многим людям свойственны такие фантазии. Операция «Штирлиц» — Воспользуемся именем знаменитого киноразведчика, которое стало уже нарицательным, для упражнения на зоркость — качества, абсолютно необходимого не только разведчику, но и актеру. Каждый из вас — Штирлиц. Наметьте себе объект наблюдения, товарища, ;:а которым вам придется следить на протяжении всего занятия. Он пе должен ни о чем догадываться. Как п положено хорошему разведчику, следите за ним незаметно. Вот что вам нужно выяснить: 1. Каково сегодня настроение у вашего подопечного — угадайте, почему он сегодня именно такой? 2. Какие действия и в какой последовательности он совершил за то время, что вы следите за ним? Для чего он их совершил? Постарайтесь воспроизвести некоторые наиболее характерные его действия в той же последовательности. 3. Угадайте, за кем он следит. Проследите, как он это делает и как маскирует наблюдение, попробуйте но его действиям угадать ход его мыслей. Наметили объект? Даю пять минут па всю операцию. Разойдитесь по комнате, делайте что хотите, прогуливайтесь, разговаривайте п --следите! Стоп! Сядьте полукругом. Кто заметил, что за ним следят? Кто сам себя выдал? Расскажите о результатах наблюдений. Воспроизведите действия подопечного. Объясните их. Упражнение можно продлить: в начале занятия задать условия, потом заниматься любыми другими упражнениями, а в конце занятия провести опрос о результатах наблюдений за все время. Белый медведь Хороший материал для мысленного действия, внутреннего видения и воображения! — Я говорю «белый медведь». Что вы видите на своем внутреннем экране? Да, его — белого медведя! В нашей памяти многие слова п словесные сочетания накрепко соединены со зрительными образами. «Думайте о белом медведе», — прошу я, и вам легко исполнить мою Просьбу, потому что слова о «белом медведе» (кот и сейчас снова!) сразу отозвались в вашем воображении зрительной картиной. А если я попрошу: «Не думайте о белом медведе! не смейте видеть белого медведя!» — сумеете ли вы исполнить мою просьбу? Вряд ли белый медведь возникает в вашем видении, как только я произношу эти слова. Как же избавиться от белого медведя? Единственный способ думать О чем-нибудь другом. О черной собачонке, например. «Не думайте о белом медведе!» — говорю я, а вы в этот самый момент заставляете себя думать о черной собачонке — и она сразу же возникает на вашем внутреннем экране. И вытеснит медведя, если он успел туда пробиться. Запомните это правило: чтобы не думать о белом медведе. надо думать о черной собачонке. Значит, внутреннее видение может появиться не только от услышанного вами слова, но и от мысли, которую мы сознательно вызываем в себе. Ведь мысли - это тоже слова, только невысказанные. Мы говорим сейчас о такой разновидности мыслей, которая называется мысленной речью. Слово — манок видения. Всякое ли слово? «Стол»! Что вы увидели? Все увидели разное, а то и ничего не увидели. Скажу определеннее — «учительский стол»! Все увидели учительский стол, по ясности в картинках может и пе быть. Скажу совсем конкретнее — учительский стол в кабинете математики... Нот эту картину оказалось проще увидеть, чем две предыдущие. Чем конкретнее речь и слово, тем ярче видение (пример можно подобрать любой). Видеоскоп Дети — и круге. По рукам идут, одна за другой, пять разных открыток или репродукций картин. Примерно через каждые десять секунд психолог стучит по столу. Это сигнал к тому, чтобы подросток передал соседу справа открытку, которую рассматривал в течение этих десяти секунд, и получил другую открытку от соседа слева. Когда открытки прошли таким образом три-четыре круга, их откладывают в сторону. — Теперь закрепим в памяти все пять картин. Вспомните первую. Кто расскажет, что он запомнил? Вспомните вторую. Рассказы детей помогли закреплению в памяти всех картин. — Потренируем переключение видении. По моей команде вы должны вспомнить картину и постараться держать ее па своем внутреннем экране до следующей команды. Что нужно делать, чтобы не упустить ее с экрана? Надо все время думать о ней и восстанавливать в памяти все подробности, все детали, то одну, то другую... Первая! Вторая! Идет чередование картин — сначала с большими паузами, чтобы дать возможность ученику удержать уплывающее изображение, возвратить его на экран. Затем паузы все больше сокращаются, а чередование картин все дальше уходит от последовательного перечисления: - Третья! Пятая! Первая! Четвертая! Третья! Вторая! Глаза детей должны быть открыты. -- Только не напрягайте глаза от этого вы не увидите видение отчетливее, а, наоборот, спугнете его. И помните, что мы не добиваемся галлюцинаций! Нам не нужно цветное, звуковое и стереоскопическое видение, которое будет торчать перед вашими глазами, заслоняя реальный мир. Нет — все, что мы видим реально, остается: и наша комната, и эти окна, и это пианино. Но кроме реально видимого в воображении возникает новый зрительный образ. Он бледнее настоящего, зыбок и неустойчив, но если мы думаем о нем — тело наше живет в его атмосфере, живет в условиях вымысла. Наше тело, мы сами, таким образом, готовы действовать и действуем в вымышленных предлагаемых обстоятельствах. |