Главная страница
Навигация по странице:

  • 10.Городские общественные центры (На примере Лондона и Нью-Йорка)

  • Русское градостроительство. Вторая половина XVIII первая половина XX вв


    Скачать 25.93 Mb.
    НазваниеРусское градостроительство. Вторая половина XVIII первая половина XX вв
    Анкорvoprosy-otvety.doc
    Дата02.03.2018
    Размер25.93 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаvoprosy-otvety.doc
    ТипДокументы
    #16106
    страница9 из 18
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   18

    9.Первая мировая война и послевоенное восстановительное строительство

    В результате экономической экспансии и сопровождавших ее колониальных захватов территория земного шара оказалась разделенной между промышленно развитыми странами еще задолго до начала первой мировой войны. Однако раздел мира не соответствовал империалистическим устремлениям некоторых так называемых великих держав. В то время как колониальные владения Англии и Франции находились па пяти континентах и в совокупности занимали 1/3 всей суши, бурно развивавшаяся в промышленном отношении капиталистическая Германия, а вслед за ней и Австро-Венгрия считали себя обделенными как в рынках сырья, так и в рынках сбыта готовой продукции. Габсбурги старались установить свое господство на Балканах и строили планы захвата Правобережной Украины с выходом к Черному морю; Гогенцоллерны видели в Прибалтийских странах освященные давностью германские земли, поскольку ливонские рыцари насильственно насаждали немецкую культуру в Эстонии и Латвии еще в средние века. Не менее экспансионистскими были притязания к германским государствам со стороны Антанты. В этой напряженной, грозовой атмосфере Европа на глазах превращалась в гигантский вооруженный лагерь, и стоило раздаться роковому сараевскому выстрелу, как накопленный порох взорвался.

    Силы столкнувшихся коалиций не были равными. Германия еще со времени Бисмарка и Мольтке планомерно и втайне готовилась к войне, вследствие чего к началу военных действий располагала тщательно составленными стратегическими планами, наличием хорошо подготовленных войск и беспримерным запасом оружия. Англия, Франция и Россия при явном превосходстве в численности населения и в экономическом потенциале все же далеко отставали от Германии в подготовленности к войне. Поэтому шансы на выигрыш войны не только выравнивались, но и давали надежду на успех центральным державам при том, однако, условии, что война не будет затяжной. Такую имеипо молниеносную войну и планировал германский генеральный штаб.

    Однако операции 1914 г. на Западном и Восточном фронтах в корне изменили самый характер войны. Молниеносная война провалилась, а австро-германцы, как и их противники, оказались втянутыми в многолетнюю войну. Военный успех предопределялся положением в тылу - комплексным регулированием производства, напряженной работой промышленности и сельского хозяйства, контролем за потреблением и жесточайшей экономией материальных средств. Естественно, что руководящую роль в хозяйственной жизни воевавших держав приняли на себя государственные органы в виде специальных парламентских комитетов и комиссий по топливу, продовольствию и т. д. Именно в это время полностью установилась государственно-монополистическая форма капитализма, а самый период войны вошел в мировую историю как весьма специфический по организации капиталистического хозяйства.

    В исследовании, посвящепном городскому строительству, нет необходимости излагать историю первой мировой войны. Однако нельзя пройти мимо человеческих жертв и разрушений, причиненных этой войной. Также необходимо учитывать миграцию населения, вызванную военными действиями и перекройкой государственных границ.

    Когда выполнявшие стратегический план Шлиффена германские войска попирали цветущие поля Бельгии и северной Франции, весь культурный мир затаил дыхание. Казалось, что нет сил остановить наступающую железную лавину, что неотвратимая угроза нависла над ведущей страной романского мира - над Францией. Льеж и Намюр - эти первоклассные бельгийские крепости - не смогли оказать продолжительного сопротивления ударным армиям генералов Клука и Бюлова, и в начале сентября 1914 г. германские войска подступили к предместьям Парижа. В те страшные для Франции дни казалось, что Париж разделит участь сгоревших Лувена, Арраса и Реймса. Однако этого не произошло. Занявшая невыгодные позиции и ослабленная переброской войсковых частей на русский фронт, ударная группа немецких армий была разгромлена французскими войсками в генеральной битве на Марне. После этого германцы отступили на 100-120 км от Парижа, а самая война из маневренной, угрожавшей многим городам тяжелыми разрушениями, превратилась в почти неподвижную, позиционную. Примененные впоследствии немцами для обстрела Парижа дальнобойные крупповские пушки нанесли столице Франции лишь очень незначительный, скорее моральный, чем физический, ущерб. В еще меньшей степени оказались разрушительными налеты германских "цеппелинов" на Лондон.
    На итальянском театре войны сражения длились в течение 21/2 лет вдоль редкозаселенных высокогорных альпийских рубежей, и даже после поражения итальянцев у Капоретто наступление австро-венгерских войск удалось остановить в предгорьях Альп, не допустив их к Венеции, Падуе и Виченце. На более подвижном русском фронте, как и в Румынии, Сербии и Черногории, лишь в редких случаях города становились объектами долговременных артиллерийских обстрелов, вследствие чего и здесь разрушения были относительно небольшими. Более всего пострадали города северной Франции и Бельгии во время боев в верховьях Уазы, Соммы, Мааса и на реке Эн. При отходе разгромленных немецких войск в октябре 1918 г. (перед капитуляцией Германии) немцы опустошили обширные пространства между линиями Вотана и Германна. Что же касается отдаленных от фронтов территорий, а также почти всех городов Германии и Австро-Венгрии (к западу от Карпат), то они полностью сохранились. Слабость военной авиации, которая использовалась главным образом для разведывательных, а не для бомбардировочных целей, и, наконец, стабильность фронтов сохранили человечеству подавляющее большинство городов, а вместе с ними и одухотворенные гением зодчих исторические "камни Европы". По сравнению со второй мировой войной разрушения 1914-1918 гг. были менее значительными, вследствие чего крупная общегосударственная проблема восстановления городов возникла лишь в трех наиболее пострадавших европейских странах, а именно во Франции, Бельгии и Сербии. Гораздо более тяжелыми были человеческие жертвы: 9442 тыс. человек убитых и умерших от ран и болезней и около 18 млн. раненых и ставших нетрудоспособными калек - таким был итог человеческих жертв, причиненных войной. Беспримерно большими были и экономические потери. Военные расходы боровшихся коалиций в совокупности составили к концу войны 83,8 млрд. амер. долларов по довоенному валютному, что превзошло в десятки раз стоимость любой из наиболее крупных войн предыдущего столетия. Чтобы наглядно представить себе масштаб первой мировой войны, отметим, что общая сумма потерь превысила на 13 млрд. долларов все национальное богатство самой богатой страны Западной Европы - Великобритании. Но, помимо этого, война нанесла огромный ущерб целому ряду отраслей индустрии и сельскому хозяйству воевавших стран. В ходе войны непроизводительно расходовались залежи каменноугольных и рудных богатств; на огромных пространствах обесплодились почвы, лишенные регулярного удобрения и закономерной смены полевых культур; резко сократилось поголовье скота; в зонах военных действий и даже далеко за пределами театров войны были уничтожены в военных целях драгоценные лесные массивы.

    Однако ни военные события, ни тяжелые последствия всемирной войны не могли нанести мировой капиталистической системе столь разящего и рокового для нее удара, какой нанесла ей Великая Октябрьская социалистическая революция. 25 октября 1917 г. сбылся исторический прогноз В. И. Ленина. С провозглашением Советской власти на одной шестой части земного шара были уничтожены условия, вызывающие эксплуатацию человека человеком, и заложены основы новой, неизмеримо более совершенной социально-экономической формации. С этого момента началась эпоха существования па Земле двух систем - прогрессивной и развивающейся социалистической и все более деградирующей и отмирающей капиталистической.


    Главные военно-промышленные центры и районы Западной Европы: 1 - Эссен и Рурская область; 2 - Гамбург; 3 - Берлин; 4 - Мерзебург - Хемниц; 5 - Прага; 6 - Пльзень (заводы 'Шкода'); 7 - Вена; 8 - Милан; 9 - Турин (завод 'Фиат'); 10 - Тулуза; 11 - Сент-Этьенн; 12 - Ле-Крезо (завод Шнейдера); 13 - Нант; 14 - Лотарингский район; 15 - Нанси; 16 - Саарский район; 17 - Париж; 18 - Лилль-Губе; 19 - Лондон; 20 - Южный Уэльс; 21 - Бирмингем; 22 - Мидлендский район; 23 - Ньюкасл; 24 - Глазго; силуэтами кораблей обозначены стоянки военно-морского флота


    В результате войны произошли существенные изменения в соотношениях сил и в сферах влияния империалистических государств. Согласно договорам Версальской системы, политическая карта мира была перекроена в интересах держав-победительниц. Исчезла раздиравшаяся национальными противоречиями "лоскутная империя" Габсбургов; распалась Османская империя, еще сохранявшая до самой войны значительные азиатские владения; сильно изменилась в своих географических границах Германия, которую лишили всех ее приобретенных незадолго до войны колоний в Африке, в Океании и па Дальнем Востоке. В центре Европы на развалинах трех монархий возродились ранее поглощенные ими государства - Чехословакия и Польша. На севере получила самостоятельность Финляндия. В Прибалтике после подавления народных восстаний образовались буржуазные государства "лимитрофы": Эстония, Латвия и Литва, а распад Османской империи привел к возникновению полуколониальных и зависимых стран в Передней Азии и на юго-востоке Аравийского полуострова. Однако война принесла с собой не только передел мира между главными империалистическими державами. Глубочайшие потрясения, вызванные войной и Великой Октябрьской социалистической революцией, привели мировую капиталистическую систему к состоянию общего и глубокого кризиса, который продолжается и в наши дни.

    10.Городские общественные центры (На примере Лондона и Нью-Йорка)

    Вопреки давно назревшей потребности архитекторы-градостроители лишь в редких случаях обращались к проблеме городских общественных центров. Это объяснялось тем обстоятельством, что заказчиков на строительство крупных комплексов общественного назначения, за исключением государственных и муниципальных органов, практически не было. Кроме того, и сами архитекторы еще не были подготовлены к решению этой проблемы, поскольку XIX в. в корне подорвал искусство ансамбля, а функциональные схемы и образы центров на основе народившегося нового стиля еще не сложились. Поэтому работы над планировкой и застройкой городских общественных центров не давали положительных результатов и чаще всего ограничивались составлением заведомо нереальных проектных предложений.

    Особенно сложной проблемой была реконструкция деловых центров крупных капиталистических городов, которые все еще находились во власти беспорядка. В решении архитектурных объемов, как и в размещении бюро и контор на территории сити, не наблюдалось сознательного стремления к функциональному и художественному единству. Напротив, каждая крупная фирма в целях саморекламы старалась построить здание, превосходившее соседние хотя бы по абсолютной высоте. В нью-йоркском сити, как известно, эта тенденция вылилась в своеобразное состязание американских финансовых магнатов, стремившихся превзойти друг друга в строительстве небоскребов. Разумеется, такой подход к застройке деловых центров не мог способствовать созданию художественно полноценных ансамблей. А между тем от местоположения, размеров и архитектурно-планировочной организации сити зависела нормальная жизнедеятельность города. За эту сложнейшую и никем еще не осознанную задачу впервые взялся Ле Корбюзье


    Эволюция небоскребов Нью-Йорка. Слева направо: Банк Труст, муниципалитет, небоскреб Зингера, небоскреб Общества страхования жизни, небоскреб Вулворта, дом Крейслера, Эмпайр. Стэйтс-Билдинг, Радио-сити, здание Секретариата ООН


    В ноябре 1922 г. в залах парижского осеннего салона он продемонстрировал экспериментальный проект города нового типа на 3 млн. жителей, который для наглядности был совмещен с планировочной ситуацией Парижа. К этому проекту, получившему название "плана Вуазена" (Вуазен - фамилия главы автомобильной фирмы, согласившейся покровительствовать автору проекта), Корбюзье возвращался в 1925, 1929, 1930 и 1935 гг., настойчиво пропагандируя проект в газетных и журнальных статьях, на выставках и в собственных книгах.


    Эволюция небоскребов Нью-Йорка. Слева направо: Банк Труст, муниципалитет, небоскреб Зингера, небоскреб Общества страхования жизни, небоскреб Вулворта, дом Крейслера, Эмпайр. Стэйтс-Билдинг, Радио-сити, здание Секретариата ООН


    Оставляя в стороне всю ту шумиху, которую поднял автор вокруг своего проекта, и не касаясь пока его основных градостроительных концепций, рассмотрим самый центр города в черте отведенных ему территориальных границ.


    Предложение Ле Корбюзье по реконструкции парижского центра, получившее широкую известность под именем 'плана Вуазена' (1925 г.)


    Центр идеального города Корбюзье, бесспорно, являлся квинтэссенцией урбанистической централизации. Но эта централизация имела особый характер. Проповедуя высокую плотность населения, Корбюзье не мог обойтись без гигантских башенных зданий общественного назначения. Поэтому центр города превратился у него в район монопольного средоточия небоскребов. На четырехугольной площадке в 240 га, которая размещалась в самой середине города, Корбюзье поставил 24 небоскреба высотой 60 этажей.


    Ле Корбюзье. Внешний и пригородный транспортный узел в городе на 3 млн. жителей. Жирными линиями показаны главные железнодорожные магистрали; тонкими - пригородные железные дороги; пунктиром показан метрополитен. Заштрихованы центр города и левее его промышленный район


    Большие интервалы между небоскребами позволили ему трактовать центр города в виде обширного парка, внутри которого на перекрестке главных планировочных осей размещался огромный центральный вокзал. Однако административные здания, театры, гостиницы, рестораны, как и все прочие обслуживающие учреждения, в проекте Ле Корбюзье не получили должной концентрации, в силу чего его идеальный город стал одноцентренным.


    Ле Корбюзье. Центральный вокзал в городе на 3 млн. жителей: 1 - нижний подвальный этаж с четырьмя тупиковыми железнодорожными вокзалами; 2 - средний подвальный этаж, вмещающий в себя транзитные линии пригородных дкелезных дорог; 3 - верхний подвальный этаж;, предназначенный для метрополитена; над ними расположены: 4 - наземный перекресток автомобильных дорог; 5 - скрещение надземных автострад; 6 - посадочная площадка для самолетов-такси


    Наличие единого центра и однородных конторских зданий в виде небоскребов облегчило автору решение композиционной задачи. В силе и новизне художественного образа Корбюзье далеко превзошел Энара, Аберкромби, Ферриса и Сант-Элиа, пытавшихся нарисовать картину города будущего. Но функциональная сторона его проекта не отвечала художественно выразительной форме. Исходя из основной концепции урбанистов, полагавших, что главным условием для интенсивного развития материальной и духовной культуры человеческого общества является концентрация населения в больших городах, Корбюзье счел рациональным концентрировать в той же степени и городское движение. А в результате деловой центр Парижа слился в его фантастическом проекте с предельно сконцентрированным узлом городского и междугородного автомобильного и рельсового транспорта. Наиболее парадоксальным инженерно-транспортным сооружением городского центра Корбюзье является шестиэтажный центральный вокзал. Его три этажа, предназначенные для рельсового транспорта, предполагалось сделать подземными. Нижний этаж Корбюзье предоставил четырем тупиковым вокзалам железных дорог дальнего следования; промежуточный подвальный этаж он превратил в железнодорожный вокзал пригородного сообщения, тогда как верхний подвальный этаж отвел для главных линий метрополитена. Аналогичное размежевание транспортных средств по этажам было произведено и в надземной части вокзала. На уровне первого этажа проектировались входы в подземные лифты, и здесь же пересекались пути автомобильного движения, связанного с уличной сетью; второй (антресольный) этаж на столбах отводился перекрестку автострад скоростного надземного движения и, наконец, плоское перекрытие над этим перекрестком превращалось в центральный аэродром для самолетов-такси. Так представлял себе автор "плана Вуазена" центр идеального города будущего, якобы способный спасти от затянувшегося транспортного кризиса столицу Франции. Со времени опубликования "плана Вуазена" прошло почти полвека. Однако этот проект и теперь производит сильное эстетическое впечатление. Совершенно очевидно, что Корбюзье, как большому художнику, удалось опоэтизировать машинную технику, создав правдоподобный и увлекательный художественный образ города будущего. Но градостроительство не может опираться на одну эстетическую фантастику. Поэтому проект Корбюзье неоднократно подвергался серьезной критике с позиций реально мысливших инженеров и архитекторов, которые видели в нем целый ряд ничем не оправданных промахов.


    Фантастический проект столичного города Х. Ферриса (США). Художественный центр


    Действительно, опыт многолетней эксплуатации железных дорог показал, что городские станции сквозного движения удобнее тупиковых. Но Корбюзье, вопреки здравому смыслу, спроектировал только тупиковые вокзалы, тем самым заставляя транзитных пассажиров делать ненужные пересадки. Парижский железнодорожный узел испытывал трудности и при наличии восьми удобно разобщенных железнодорожных вокзалов, но Корбюзье сократил их число до четырех, разместив в одной общей точке, невзирая на убедительные примеры Берлина и Вашингтона. Практика показала, что пропускная способность площади с саморегулируемым кольцевым (или карусельным) движением лимитируется одной непрерывно действующей лентой движения, а между тем для главного перекрестка наземных магистралей столицы Корбюзье избрал именно этот, невыгодный тип площади. Вызывает недоумение включение двух автострад и в без того перегруженный узел, тем более что они не могли получить удобных непосредственных связей с вокзалом. И, наконец, уже совершенно нелепым было размещение на крыше вокзала посадочной площадки для самолетов. К удушающей атмосфере выхлопных газов, шуму лифтов и железнодорожных поездов присоединился бы оглушающий рев моторов. Вместе с невообразимой сутолокой людей центральный вокзал и, даже больше того, весь деловой центр обновленного Парижа превратился бы в кипящий муравейник. И, следовательно, вместо улучшения условий движения "сердце" города получило бы тот роковой для него избыток крови, от которого так мудро предостерегал в свое время Энар.


    Генеральный план столичного города, спроектированного X. Феррисом. Деловой, научный и художественный центры группируются вокруг парка, обнимающего звездообразную главную площадь. От центров расходятся радиальные проспекты, ведущие к аэродромам и местам загородного отдыха


    Урбанистические опусы подобного рода можно было простить художникам "чистой воды" на заре стихийного движения футуристов, но архитекторы обязаны мыслить реально. Не удивительно, что деловые круги в лице парижского муниципалитета остались равнодушными к этому утопическому проекту. Однако удивительно то, что Корбюзье настойчиво пропагандировал свою идею в течение многих лет. Застроенный небоскребами сити он пытался включить в проектные предложения по реконструкции Стокгольма, Нью-Йорка, Антверпена и Москвы; наконец, в 1935 г. под новым эффектным названием "Лучезарный город", как Феникс из пепла, возродился все тот же "план Вуазена". Но, так же как и во Франции, ни одна из стран (включая и родину небоскребов - Америку) не поддержала Корбюзье в его начинаниях. Причиной же безучастного отношения к его идее явились не только крупные недостатки "плана Вуазена", а в первую очередь то обстоятельство, что проблема превращения сити в организованный главный центр капиталистического города в то время еще не назрела. Остается она нерешенной и в наши дни.


    Попытка создания 'вертикального' общественного и делового центра в Нью-Йорке. Радио-сити ('Рокфеллер-центр'). Комплекс зданий строился на протяжении 30-х годов по проектам архитекторов Рейнхарда, Хофмейстера, Корбетта, Гаррисона и других: 1 - главное высотное здание 'Рокфеллер-центра'; 2 - театр; 3 - мюзик-холл; 4 - корпуса, предназначенные для посольств; 5 - так называемое Интернациональное здание. Справа вид на комплекс с восточной стороны


    Гораздо более реальной оказалась проблема строительства культурно-просветительных и зрелищных центров. Очень яркой, хотя и единичной попыткой создания центров подобного рода, было строительство Радио-сити в Нью-Йорке, более известного под названием "центра Рокфеллера". Особенность этого общественного центра заключалась в том, что вместо комплекса горизонтальных зданий, столь характерных для Европы, американцы построили на 5-м проспекте гигантскую вертикаль. Собственно до постройки Радио-сити достоинства и недостатки небоскребов были проверены лишь па конторских зданиях. Крупнейший из довоенных небоскребов, построенный компанией Вулворта, объединил в своих 55 этажах 14 тыс. служащих. Хотя такая концентрация и вызвала чрезмерное напряжение людских потоков в моменты прихода и ухода служащих с работы, но оправдала себя во внутренних деловых связях и, кроме того, создала весьма красноречивую рекламу компании Вулворта. Конечно, по сравнению с довоенным временем транспортное оборудование небоскребов значительно усовершенствовалось, было увеличено количество входов, лифтов, устроены подземные станции метрополитена под небоскребами. И все же концентрация людей в небоскребе Рокфеллера была рискованным делом: одни только залы мюзик-холла и Оперного театра вмещали около 10 тыс. человек. Кроме того, здесь размещались радиотеатр, зал постоянной художественной выставки, ночной клуб и множество других многолюдных помещений.


    Анкара. Фрагмент проекта реконструкции города, составленного архит. Германом Янсеном в 1928 г. Залиты цветом кварталы старой Анкары, увенчанные крепостью на вершине холма 1. Пунктиром обозначена железная дорога с главным вокзалом 2. К югу от железной дороги - начало магистрали, ведущей к новому правительственному центру 3


    Объективно оценивая эксперимент, сделанный под эгидой Рокфеллера, его нельзя отнести ни к безусловно удавшимся, ни тем более к неудачным. Опасаясь убытков по причине малочисленности арендаторов, способных нанимать дорогие помещения в Радио-сити, Джон Рокфеллер еще в период проектирования своего небоскреба навязал архитекторам трудно сочетаемые в одном здании учреждения. В нем мы находим и нефтяную компанию Шелл, и контору самого Рокфеллера, а также банки, магазины, апартаменты дипломатических представительств и даже теннисные площадки и колоссальные товарные склады. Само собой разумеется, что функциональная специфичность культурно-зрелищного центра от этого пострадала. И тем не менее опыт строительства Радио-сити заслуживает внимательного изучения, ибо в небоскребе Рокфеллера получил дальнейшее развитие вертикальный тип американских общественных центров.


    Перспектива парламентского здания в Анкаре по неосуществленному проекту Жозефа Ваго (1939 г.). Вид с южной стороны


    Уже совсем уникальной задачей в творчестве архитекторов межвоенного времени являлось проектирование и строительство центров новых столиц. В 1923 г. после окончания греко-турецкой войны, в результате которой турки возвратили себе Анатолию, политическим центром страны стала Анкара. В 1928 г. архитектором Янсеном был разработан генеральный план расширения города, а во второй половине 30-х годов проведен конкурс на проектирование комплекса правительственных зданий с парламентом во главе (L'architecture d'aujourh'hui, 1939, № 5).


    Правительственный центр в Анкаре. Конкурсный проект Жозефа Ваго 1 - здание парламента, возглавленное традиционным византийско-турецким куполом; 2 - башня библиотеки и архива; 3 - сенат; 4 - дворец президента


    Проект австрийского архитектора Клеменса Хольцмейстера, получивший первую премию, и проектные предложения других участников конкурса оказались настолько посредственными, что останавливаться на них не имеет особого смысла. Эти проекты представляли собой либо ухудшенные варианты площади Согласия в Париже (архитекторы Лапрад и Базен), либо почти точные копии американских гражданских центров. Зато проект французского архитектора Жозефа Ваго привлекает к себе внимание как остротой планировочного решения, так и свежестью архитектурных форм. Уже самый выбор территории для строительства нового центра ставил перед архитекторами определенные градостроительные задачи. Здание парламента предполагалось возвести в южной части города на невысоком плато, отделенном от старой Анкары широкой долиной. Поэтому нужно было создать такой ансамбль, который мог бы гармонически соответствовать средневековой турецкой крепости, также расположенной на холме в центре старого города. Лишь при таком положении генеральный план и силуэт двухцентренной столицы получили бы столь необходимое композиционное равновесие. Архитектор Ваго мастерски решил эту задачу. В его проекте склоны холма дополнительно укреплялись подпорными стенами, сложенными из местного красноватого камни. Это превращало территорию нового центра в своеобразный акрополь, на котором должны были вырасти монументальные беломраморные здания.


    Купола мечети Сулеймание в Стамбуле. Мечеть построена архит. Синаном в 1549-1557 гг. Архитектурные памятники старого Стамбула послужили национальным прообразом для парламентского здания в Анкаре, спроектированного Жозефом Ваго


    В отличие от других участников конкурса, которые, следуя традиционной симметрии, нанизывали все правительственные корпуса на одну композиционную ось, архитектор Ваго предложил более свободное размещение зданий. Согласно его проекту, парламент, резиденция президента, сенат и другие сооружения представляли собой функционально взаимосвязанную группу построек, образующую живописный архитектурный ансамбль. И в то же время купол парламента находился на одной композиционной оси со зданием министерства внутренних дел (построенным ранее), а башенное сооружение удачно замыкало собой перспективу парадной аллеи. Но, пожалуй, главным достижением Жозефа Ваго являлась попытка использовать национальные формы. Действительно, несмотря на то что здания, формирующие новый ансамбль, были вполне современны как по своим конструкциям, так и по внешнему облику, все же центральный кубовидный объем парламента, увенчанный пологим стеклянным куполом с двумя "минаретами", отдаленно напоминал стамбульские мечети Синана, прообразом которых являлся знаменитый Софийский собор. То же можно сказать и о башне, служившей вертикальной доминантой всего ансамбля. Внешний облик ее воскрешает в памяти образ древней Галатской башни, расположенной по другую сторону залива Золотой рог и прочно вошедшей в силуэт старой столицы Турции.

    Будучи широко образованным и талантливым зодчим, Ваго хорошо понимал, что архитектурный образ любого столичного города должен соответствовать национальному характеру данной страны. Этим и объяснялось его стремление перенести наиболее совершенные архитектурные формы национального турецкого зодчества в создававшуюся новую столицу. Не прибегая к стилизаторству и тем более к прямому копированию старых образцов, он постарался возродить лишь некоторые характерные черты турецкой архитектуры, сформировавшейся на основе византийского зодчества. Однако попытка Ваго по имела успеха. Это объяснялось, с одной стороны, тем, что в 30-х годах увлечение абстрактными формами, свойственными функциональной архитектуре, уже было всеобщим; с другой же стороны, имелись чисто конъюнктурные соображения политического и идеологического характера, исходя из которых новое республиканское правительство и отклонило этот проект

    Дело в том, что Ваго фактически восстанавливал образ старой султанской столицы, тогда как в 1923 г. Турция превратилась в республику. Поэтому возрождение архитектурных форм, напоминавших о только что свергнутом режиме, было абсолютно несвоевременным. Это обстоятельство и явилось негласной, но главной причиной крушения проекта Ваго. А в результате пострадала новая столица, ибо вместо хорошо расположенного на холме массивного объема с венчающим его куполом восточного типа уныло растянулся тривиальный административный корпус. Создать монументальное центральное ядро в столице Турции не удалось.

    Ваго (как и Огюст Перре) одним из первых восстал против космополитической сущности современной ему архитектуры. Его заслуга также заключается в том, что он в своих исканиях не отрывался от прогрессивных функциональных схем и конструкций, свойственных эпохе стекла и бетона. В этом направлении он опередил па целые 20 лет самого Корбюзье, убедившегося под конец своей жизни в экстерриториальности и скудости художественного языка ортодоксального функционализма.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   18


    написать администратору сайта