Русское градостроительство. Вторая половина XVIII первая половина XX вв
Скачать 25.93 Mb.
|
2.Градостроительство при Петре (города – крепости, Лефортово, основание Петербурга) Заячий остров, расположенный у разветвления Невы на два рукава, недалеко от моря. Со всех сторон остров омывался водой, что стало бы естественной преградой в случае его штурма. 16 (27) мая 1703 года, в день Св. Троицы, на острове заложили крепость. Новый город начал расти рядом с крепостью на соседнем Березовом острове, этот остров даже стали называть Городским (теперь это Петроградская сторона). Уже в ноябре 1703 года здесь открылся первый храм города - в память о том, что крепость была заложена в день Святой Троицы, его тоже назвали Троицким. Перестроенный через несколько лет в камне, Троицкий собор некоторое время был главным храмом столицы. Именно здесь в 1721 году Петр I принял титул императора. Площадь, на которой стоял собор, тоже получила название Троицкой. Она открывалась к Неве, и здесь устроили первую городскую пристань, к которой причаливали, грузились и выгружались корабли. На площади были построены первый Гостиный двор, первый петербургский трактир "Аустерия четырех фрегатов". Подъемный мост соединял Городской остров с соседним Заячьим, где находилась крепость. Городские постройки появились и на противоположном берегу Невы, под прикрытием Адмиралтейской крепости - верфи. Началось строительство и на Васильевском острове, который Петр планировал сделать центром города. Лефо́ртовский парк — московский исторический и природный памятник, прилегающий к Екатерининскому дворцу в Лефортово. Построенный в 1703 году, он считается[кем?] первым регулярным парком в России и прообразом многих парков Санкт-Петербурга[источник не указан 739 дней]. Бывший Головинский сад при императрице Анне Иоанновне назвали «Версалем на Яузе»[1]. От первоначальной голландской планировки в парке по сей день осталась липовая аллея, беседка-ротонда, пять прудов, скамейки и грот Ф. Б. Растрелли. Под парком проходит Лефортовский тоннель ТТК. В советские времена назывался Парк Московского окружного дома офицеров или коротко Парк МВО (Московского Военного Округа). Результатом Азовских походов стал захват крепости Азов, начало строительства порта Таганрогна острове Котлин разместилась база русского флота — крепость Кроншлот (впоследствии Кронштадт)В 1716 году экспедиция Бухгольца на месте слияния Иртыша и Оми основала Омск, выше по течению Иртыша:Усть-Каменогорск, Семипалатинск и другие крепости. В парке четыре входа: главный вход — с Красноказарменной улицы, и три второстепенных — с Головинской набережной, с Госпитальной улицы и с Госпитальной площади. 3. Градостроительство при Екатерине I, Елизавете и Екатерине II. (Деятельность Комиссии строений. Дворцово-парковые комплексы) Петербургу прокатились опустошительные пожары, причиной которых были поджоги. Сгорело большинство деревянных строений. Новым градоначальником В. Ф. Салтыковым учреждена «Комиссия о Санкт-Петербургском строении» (1737—1746), которая разработала новый план города и 12 «перспектив» к нему. Главным архитектором комиссии стал П. М. Еропкин.[11] В соответствии с административным делением комиссия выделила пять частей города и проводила единую градостроительную политику, составив проекты планировки районов. Были закреплены три главных луча-проспекта, сходящихся на шпиле Адмиралтейства. В 1738 году по указу Анны Иоанновны была углублена Мойка, набережные укреплены сваями[12]. В 1737 году в состав города вошла Литейная часть и Охтинские слободы. Комиссия разработала планы застройки Охтинской слободы и Выборгской стороны. На Московской стороне выделялись участки для расположения полков (Фурштатская, Моховая и др.). В создании проектов и карт города принимала участие Петербургская академия наук. Одновременно с созданием архитектурных ансамблей, дворцов и храмов строились скромные деревянные здания, расширялись пригородные дачные зоны. Численность населения столицы достигла 70 тысяч — по европейским меркам ещё очень скромно. В 1749 году под руководством адьюнкта императорской Академии наук И. Ф. Трускота выполнен второй единый проектный генеральный план Санкт-Петербурга; иногда назывался «План М. И. Махаева», так как подмастерье Михаил Махаев выполнял гравюры к изданию 1753 года. Это было парадное проектное изображение столицы при Елизавете Петровне[13]. вторая половина XVIII века — начало XIX века 1762—1780. Компактное градостроительство В 1762 году указом Екатерины II создана «Комиссия для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы», получившая затем название «Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы». Комиссией к 1769 году выполнены градостроительные проекты всех частей города, установлены стабильные границы городской застройки, предместий, выгонных земель (последние застраивать запрещалось). Тем самым было временно ограничено «расползание» столицы вширь, ускорена застройка центральных районов. Напротив, в 1766—1767 годах территория города даже несколько сократилась. Ряд городских территорий был объявлен предместьями: Петербургская сторона за Кронверком, Васильевский остров за Малым проспектом, левобережье реки Фонтанной (Александро-Невское, Лифляндское, Московское предместья). «Новый» план Санкт-Петербурга 1776 года В 1763 году был объявлен конкурс на разработку генерального плана Санктпетербурга, итоги которого остались неизвестны. В 1765 году введены ограничения на высоту зданий (10 сажен), на размещение промышленных предприятий, утверждены образцовые проекты зданий. Между Большой Невой и Фонтанкой запрещалось строить деревянные здания. К 1769 году комиссией закончены градостроительные планы частей и предместий города, на основе которых в 1769-1776 годах выполнен новый сводный генеральный план. Большая роль в создании градостроительного облика той эпохи принадлежит А. В. Квасову, под руководством которого создан генеральный план Санкт-Петербурга 1769 года; он разработал круговую застройку Дворцовой площади, планы Адмиралтейской части, набережных Фонтанки и др. Практически была создана система непрерывного обновления генерального плана. Большое наводнение 1777 года привело к необходимости подсыпки некоторых затопляемых территорий, в частности, был насыпан остров в устье Фонтанки. Генеральный план был уточнён в 1777-1779 годах под руководством инженера и архитектора Фридриха Баура в связи с необходимостью защиты города от наводнений[8]. Правление дочери Петра - императрицы Елизаветы (1741-1761) - было отмечено творчеством Растрелли-сына. Приехавший в Россию юношей вместе со своим отцом-скульптором и воспитанный главным образом на русских образцах, Растрелли совмещал в своих произведениях блеск дворцовой архитектуры с глубоким пониманием русской природы и с чисто русским пристрастием к контрастной гамме цветов и контрастному сочетанию материалов. Вот почему творчество Растрелли, как и его современников Ухтомского, Чевакинского и Андрея Квасова, так органически вошло в историю русского зодчества. Однако искусство Растрелли, Чевакинского, Ухтомского и Квасова при всем его блеске и всеобщем признании все же продержалось недолго. Смена стилистических направлений первой половины XVIII в. искусством классицизма хронологически совпала с новым и чрезвычайно сильным подъемом в планировочной деятельности 4. Градостроительство России при Александре I. (Восстановление Москвы после пожара 1812 г.) в экономическом отношении она переживала относительно благоприятный период. Вот почему пятилетие с 1802 по 1807 г. было периодом интенсивного строительства. В это время появляется целая плеяда новых планировочных проектов провинциальных городов, а в самой столице империи предпринимается строительство таких грандиозных сооружений, как Адмиралтейство, Биржа, Казанский собор и Смольный институт вместе с примыкавшими к ним набережными, парками и площадями. Однако в 1807 г новый и очень тяжелый экономический кризис, а прямым последствием кризиса было резкое и повсеместное сокращение строительства. Строительные работы в Москве совершенно заглохли, а в Петербурге осуществлялись только ранее заложенные здания весьма медленным темпом и по сокращенным проектам (К числу неосуществленных проектов этого времени относится проект пристройки к Казанскому собору Воронихина второй полуциркульной колоннады. Этот проект, датированный 1810 г., предусматривал устройство вокруг собора трех взаимно связанных площадей). Комиссия по восстановлению сгоревшей Москвы, в которой приняли участие Бове, Григорьев, Михайлов, Старов (сын), Жилярди и ряд других архитекторов, добилась блестящих результатов в осуществлении своей планировочной и строительной программы. Организовав заготовку камня, кирпича и строительного леса, широко применяя стандартные конструкции. а также типовые столярные и лепные детали, комиссия к началу 1818 г. уже закончила более 8,5 тыс. жилых домов, что превзошло число сгоревших построек на целую тысячу зданий. За первые четыре года через руки каждого из архитекторов, ведавших определенными районами города, прошло по меньшей мере 400-500 построек. Наличие единого руководства и короткие строительные сроки дали возможность осуществить всю застройку Москвы в одном стиле. И если бы Бове, Григорьев, Жилярди и другие архитекторы московского классицизма не обладали подлинным искусством ансамбля, то город неизбежно превратился бы в однообразное скопление домов. Эти мастера умели разнообразить улицы, площади и кварталы посредством вновь возводимых общественных зданий, а также за счет включения зелени и уцелевших дворцов и церквей. Мощным архитектурным аккордом прозвучал ансамбль Театральной площади, осуществленный в 20-х годах XIX в. На Красной площади, отвечая Сенатскому зданию своим мягко круглящимся куполом, выросли Торговые ряды; на месте заключенной в трубу р. Неглинки появился Александровский сад; за ним поднялись Университетская церковь, многоколонный Манеж, возрожденное после пожара университетское здание, и даже заставы столицы украсились обелисками, кордегардиями и прекрасными чугунными решетками. Деятельность Росси в северной столице началась тотчас же после возвращения Александра I с Венского конгресса (1815 г.) и непрерывно продолжалась в течение 20 лет. Глубокое понимание проблемы ансамбля было характерным для русского зодчества всех стилистических направлений. Искусство ансамбля стояло на большой высоте и в XVIII столетии, но Росси сообщил ему настоящий градостроительный размах. Если сравнивать сооружения Росси с постройками Камерона, то в чистоте и совершенстве пропорций следует отдать предпочтение последнему. Старов, Воронихин и Захаров также превосходят Росси своими монументальными и мощными композициями. Но сила Росси заключалась в том, что он создавал большие ансамбли. Здание в творческом понимании Росси не принадлежало самому себе, а являлось средством обрамления площади или улицы. Таков Главный штаб, обрамляющий Дворцовую площадь и одновременно дающий торжественный выход Большой Морской улице в точке ее перелома; таков Александринский театр, замыкающий перспективу Театральной улицы и одновременно оформляющий площадь; таковы корпуса Сената и Синода, Михайловского дворца и многие другие общественные здания, построенные этим выдающимся мастером городского ансамбля. 5. Градостроительство России при Николае I. (Реконструкция городских центров) Получив в молодости хорошее инженерное образование, Николай проявил изрядные знания в области строительной техники. Так, он сделал дельные предложения в отношении купола Троицкого собора в Петербурге. В дальнейшем, уже занимая высшую в государстве должность, он внимательно следил за порядком в градостроительстве и ни один значительный проект не утверждался без его подписи[63]. Им был установлен регламент высоты зданий в столице, запрещающий строить гражданские сооружения выше, чем карниз Зимнего дворца[64]. Тем самым была создана известная, и существовавшая до последнего времени Петербургская городская панорама, благодаря которой город считался одним из красивейших городов мира и входил в список городов, считающихся культурным наследием человечества. Зная требования к выбору подходящего места для строительства астрономической обсерватории, Николай лично указал место для неё на вершине Пулковской горы[65]. В России появились первые железные дороги общероссийского маштаба, в том числе Николаевская железная дорога. При маркизе де Траверсе русский флот из-за нехватки средств зачастую действовал в восточной части Финского залива, которая получила прозвище Маркизова лужа. Тогда морская оборона Петербурга опиралась на систему дерево-земляных укреплений возлеКронштадта, вооружённых устаревшими пушками с малой дальнобойностью, позволявшей противнику с дальних дистанций беспрепятственно их уничтожить. Уже в декабре 1827 года по указанию Императора были начаты работы по замене деревянных укреплений на каменные. Николай лично рассматривал проекты предлагаемых инженерами укреплений и утверждал их. А в некоторых случаях (например, при строительстве форта «Император Павел Первый»), делал конкретные предложения, позволяющие удешевить и ускорить строительство. 6. Типы русских городов, их население, размеры, социальная и территориальная структура Ведущее значение среди новых населенных мест петровского времени имела крепость. Крепости петровского времени можно разделить на две группы: сильно укрепленные стратегические пункты, предназначенные для пребывания военного гарнизона, а ко второй - города-крепости, совмещавшие в себе и стратегические, и торгово-промышленные функции. Сравнивая собственно крепости с городами-крепостями, нельзя не отметить существенной разницы между ними. Первые, как не имевшие гражданского населения и городских общественных зданий, всегда занимали очень небольшую территорию - 4-10 га, тогда как вторые, имевшие в своем составе форштадты с торгово-ремесленным населением, достигали 200-300 га и более. Города-крепости в планировочном отношении также разделялись на две группы. Одни из них, как, например, Петербург или Новопавловск, имели городскую цитадель и форштадт, расположенный под ее защитой; другие не имели цитадели, но возмещали ее отсутствие мощными укреплениями, обнимавшими весь город по периметру. Последний планировочный прием, хорошо иллюстрируемый Ростовом-на-Дону, Оренбургом и неосуществленным проектом Леблона, восходит к идеальным городам итальянского Возрождения. Особняком от крепостей и городов-крепостей стояли укрепленные промышленные города и промышленные поселки, представленные Екатеринбургом, Петрозаводском и Невьянским заводом. Отличительной чертой укрепленных промышленных городов и поселков было наличие заводского пруда, лежащего выше предприятия. Контора и дом управляющего обычно размещались поблизости от заводских корпусов и амбаров. Вместе с ними они составляли своеобразный центр промышленного поселка. Одновременно со строительством новых городов быстро росли и изменялись старые города, служившие центрами средоточия торговли и ремесленного производства. Допетровский город торгово-ремесленного значения обычно делился на кремль и посад. В кремле сосредоточивались органы политической и духовной власти, тогда как посад с древнейших времен был основным жилым и торговым районом. Примыкавшие к посадам слободы по сути дела были продолжением и развитием самого посада, так как расселение по социальному и профессиональному признакам было присуще и слободам, и посадским "концам". Две главные функции кремля - оборонительная и общественно-политическая - стали отмирать вместе с ростом городов и укреплением централизованного Русского государства. В XVII в. этот процесс ярко проявил себя в Ярославле (и в других городах центральных русских областей), где приказные и таможенные избы переместились из кремля на главную торговую площадь посада. В XVIII в., за самым редким исключением, кремль перестал быть местом политической и общественной жизни города. Одновременно он потерял значение внутренней городской крепости. Оборонительные функции кремля приняла па себя цитадель. Сравнивая цитадели и кремли, можно отметить в них ряд общих черт. Так же, как и кремль, цитадель размещалась на побережье - у слияния рек, на островах или перешейках, так же, как и кремль, цитадель занимала наиболее высокое место и поддерживала внешний пояс городских укреплений. И тем не менее в своем назначении, а также в планировке, застройке и силуэте кремли и цитадели сильно различались. В отличие от кремля цитадель XVIII в. никогда не являлась городским общественным центром. Общественные сооружения, начавшие выходить из "скорлупы" кремлей еще в XVI столетии, уже не вернулись в новую "скорлупу" цитаделей. Наоборот, они образовали центры нового типа - свободные от каких бы то ни было оборонительных стен, просторные, всегда снабженные крупными площадями и неразрывно связанные со всей уличной системой. В XVIII в. сильно изменился и самый состав зданий, формирующих городской общественный центр. Уже при Петре I возобладало гражданское строительство над церковным, а во второй половине XVIII в. вместе с секуляризацией церковных земель церковь как застройщик отошла на второе место. И вместе с тем губернская и городская реформы наполнили центры множеством новых гражданских зданий, к числу которых относились: дом губернатора, губернское правление, казенная палата, судебная палата, городская дума, воспитательный дом и ряд других. Если к этому добавить парадный дом дворянского собрания, а также гостиные дворы и торговые площади с городскими весами, харчевнями и пожарной каланчой, то станет понятным, насколько расширилось число административных, общественных и хозяйственных зданий. Одновременно с развитием центров шло развитие городских районов. Екатерининская "Грамота на права и выгоды городам Российской империи" отразила собой новое соотношение классовых сил. Согласно грамоте, к участию в самоуправлении допускались не только дворянство и купечество всех трех гильдий, но и городская интеллигенция, цеховые ремесленники и посадские. Последние социальные группы свидетельствовали о значительном торгово- ремесленном развитии городов. Несмотря на то что в петровское время не было дано указов о районировании городской территории по социальному или профессиональному признаку, такое районирование все же проводилось на практике. Дворяне как господствующая социальная верхушка захватывали лучшие территории, тогда как "подлых" людей оттесняли на второстепенные улицы и к окраинам городов. Купечество селилось поблизости от гостиных дворов, торговых пристаней и рыночных площадей, тогда как ремесленники в зависимости от характера ремесла занимали те или иные районы либо даже распылялись по городу. На примере любого города можно проследить это неорганизованно проходившее районирование. Так, например, в Москве после возникновения петровской резиденции и городского центра в районе Лефортово аристократический район стал формироваться у Немецкого рынка и на Басманных улицах. Здесь селились придворная знать и поместное дворянство вплоть до того периода, когда для временного пребывания в Москве императоров снова стал избираться древний Кремль. Это произошло при Екатерине II, и начиная с 70-х годов XVIII в. путем постепенного вытеснения рядовых "обывателей" дворянство захватывает широкий сектор Москвы - к западу от Кремля между Остоженкой и Никитской. Помимо этого, почти вся прибрежная полоса вдоль Москвы- реки, Яузы и Неглинной попадает в руки екатерининских вельмож, для которых Казаков и Баженов сооружают громадные городские дворцы с парадными дворами и парками, сбегавшими к воде. Большое торговое значение Китайгородского посада и близость к нему Болотного рынка и пристаней сделали восточный сектор Москвы, особенно Замоскворечье, чрезвычайно удобными для купечества. Петербург в не менее резкой форме был разделен на такие районы, причем в самом центре города вплоть до середины 30-х годов XVIII в. существовала Адмиралтейская слобода, населенная подневольным работным людом, обслуживавшим адмиралтейскую верфь. Самое наименование средней лучевой магистрали столицы - Гороховой улицы - произошло от фамилии купца Горохова, владение которого пришлось урезать при прокладке проспекта. Итак, жилой район русского города XVIII и первой половины XIX в. не был однородным целым; он разделялся сообразно классовой и сословной принадлежности населения на ряд частных районов, которые различались между собой в характере, этажности и плотности застройки, обнаруживая резкие контрасты. В дальнейшем эти контрасты будут все более возрастать по мере развития капиталистического уклада. |