Главная страница
Навигация по странице:

  • 13. Градостроительные эксперименты Советской власти

  • 14. Вклад советских архитекторов в создание функционального стиля

  • История градостроительства Европы/США. Первая половины XIX – первая половина XX вв 1.Характерные особенности городов первой половины XIX в.

  • 7.1. Основные особенности. 7.1.1.

  • Петербурге

  • 7.1.2.

  • 7.1.3. Синтез архитектуры и скульптуры.

  • 7.2. Стилевые направления

  • Русское градостроительство. Вторая половина XVIII первая половина XX вв


    Скачать 25.93 Mb.
    НазваниеРусское градостроительство. Вторая половина XVIII первая половина XX вв
    Анкорvoprosy-otvety.doc
    Дата02.03.2018
    Размер25.93 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаvoprosy-otvety.doc
    ТипДокументы
    #16106
    страница4 из 18
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

    12.Городские площади, улицы, набережные. Роль торговли и транспорта в городской структуре

    Большинство других новых административных центров, возникавших в Северном Причерноморье, не достигали столь высокого уровня градостроительных решений. В проектах Кременчуга, Константинограда, Павлограда, Мариуполя, Тамани и других городов можно выделить общие черты. Эти поселения были разбиты на правильные кварталы, в большинстве случаев прямоугольные. Регулярная сетка, образованная ими, служила основой планировки. Общая конфигурация городов обычно не делалась строго правильной. Городские границы шли уступами, зигзагами, иногда по прямой, наподобие регулярных греческих поселений. Таким образом, регулярность для создателей южнорусских городов заключалась в определенности формы каждого квартала и в рисунке уличной сети, а не в начертании поселения в целом. Центры развертывались к водным пространствам — рекам или берегу моря — в Павлограде, Мариуполе и др. В ряде случаев главными элементами пространственной структуры служили крепости, как в Кременчуге, Новомосковске, Константинограде и др. Создавались и центрические структуры, когда кварталы группировались вокруг системы площадей. Так было в Славянске, Александрии, которые отличались разнообразием форм площадей. В проекте перепланировки Славянска 1787 г., например, предлагалось создать по две круглые и две шестиугольные площади, расположенные на одной оси, и по прямоугольной и ромбовидной — на двух параллельных магистралях. Портовые города представляли собой новый тип поселений для России XVIII в. На Балтийском море были построены заново только Петербург и Крондштадт. И тот и другой были необычны: первый — в качестве столицы представляет собой уникальное архитектурное явление, а второй стоял на острове и прежде всего служил мощной морской крепостью. Другие прибалтийские города, через которые шла внешняя торговля, существовали уже несколько столетий. Таким образом, зодчие, работавшие на юге России во второй половине столетия, должны были решать новую задачу — создать тип города-порта среднего размера, рассчитанного на связь с морскими путями сообщения. Первоначально использовали наследие петровской эпохи — Таганрог и Азов. Оба поселения представляли собой крепости с бастионной оборонительной линией, отделенной незастроенной эспланадой, простыми по планировке регулярными предместья-ми-форштадтами, улицы которых сходились к цитадели. В 1778 г. на северном берегу Днепра, недалеко от моря основали Херсон. Здесь была развита планировочная схема Азова. Город состоял из открывавшейся к водному пространству центральной укрепленной части, включавшей и верфь. К ней примыкали справа и слева группы гражданских кварталов. Они не были так тесно планировочно увязаны с крепостью, как в Азове. В 1788 г. начал создаваться Николаев. Здесь уже вовсе отсутствовал укрепленный центр. Поселение распадалось на несколько регулярных частей, но главного акцента не было, общая форма поселения отличалась неопределенностью. Старые принципы построения укрепленных поселений уже не были пригодны, новые еще не родились. В середине 1780-х годов после присоединения Крыма русские градостроители приступили к проектированию поселений, располагавшихся непосредственно по берегам Черного моря. До этого все порты стояли на реках, недалеко от их устья. В 1784 г. у Ахтиарской бухты было решено устроить порт под названием Севастополь. В то время здесь уже стихийно сложилось небольшое поселение. В дальнейшем город развивался вдоль берегов бухты, следуя ее начертанию. Застройка, вытянутая в длинные линии террасами, поднималась от моря. Ядром композиции, таким образом, становился сам порт, а город был как бы его обрамлением. В 1793 г. была основана крепость Хаджибей, в 1794 г. рядом с ней — город, а в 1795 г. все поселение в целом получило название Одессы. В проекте города, созданном Ф. Деваланом, были найдены методы планировки приморского города и удачно решены инженерные, архитектурные и оборонные проблемы. Город защищала пятиугольная крепость, поставленная на довольно большом расстоянии от него и существенного влияния на разбивку улиц не оказывавшая. Прибрежная часть была отдана порту. Его набережная естественным образом разделялась на несколько бухт, была подчеркнута молами и волнорезами. Выделялись карантинная, купеческая, адмиралтейская и военная гавани. Гражданская часть города располагалась наверху на плато. Ее связывали с портом два спуска по балкам. Здесь, как и в Севастополе, город ориентировался на море и раскрывался к нему. Однако в Одессе сразу же было создано четкое функциональное разделение территории: жилая зона, порт, крепость. Гражданская часть города состояла из двух планировочных частей, поставленных под углом друг к другу. Каждая из них была разбита простой прямоугольной сетью улиц и обладала центральной квадратной площадью. Балки, разрезавшие всю территорию, придавали городу живописность.

    13. Градостроительные эксперименты Советской власти

    В Сибири в 1740-1760 гг. была возведена целая система городов-крепостей. Она включала (по данным Т. С. Проскуряковой) Ишимскую укрепленную линию с 13 крепостями, Иртышскую — с 39, Тобольскую — с 10, Колывано-Кузнецкую, насчитывавшую — 21, а также Новую Сибирскую, Бухтарминскую всего со 150 городами, острогами и форпостами. Среди возникших здесь поселений были такие впоследствии крупные центры, как Семипалатинск, Омск, Усть-Каменогорск, Кузнецк и др. Омск в середине XVIII в. был составлен из нескольких частей. Его пример показывает, как шло превращение укрепленных поселений в значительные города. В 1716 г. была построена у впадения Оми в Иртыш четырехугольная крепость с бастионами по углам и тремя прямыми улицами, шедшими во всю длину поселения. В 1745 г. вплотную к одной из ее стен была приставлена пятиугольная крепость с центральной площадью и лучевыми улицами. На противоположном берегу Оми на территории, отсеченной прямым валом, возникла большая слобода, дома которой тянулись несколькими линиями вдоль речного берега так же, как в старых сибирских городах. Вскоре к ней прилепилась еще одна слобода поменьше со своим валом. Таким образом возник город, составленный из частей, решенных различными планировочными методами. Здесь соединяются принципы «прямоугольной регулярности» Петровской эпохи, центрической многолучевой структуры с площадью, получившей распространение в 1730-1740 гг., и древнерусские градостроительные принципы. Соединение этих принципов было характерно для укрепленных поселений, развивавшихся в города. Интересный пример дает Усть-Каменогорск. Здесь крепость была построена на слиянии двух рек под прямым углом. Четырехугольная крепость с двух сторон окружалась по высокому берегу застройкой, с двух других — дополнительной линией укреплений. Возникали два концентрических прямоугольника, т. е. регулярная структура, но принцип постановки слобод вдоль реки сохранялся. В Сибирской оборонительной системе участвовали укрепленные промышленные предприятия, например комплекс Колывано-Воскресенских заводов. Они также стояли на реке, которая была запружена, и около образовавшегося водохранилища группировались производственные корпуса. С отступом от водоема располагалась крепость, похожая на Усть-Каменогорск, вокруг нее полукольцом — слободы. Весь комплекс был окружен еще одной оградой — деревянной, напоминавшей укрепления конца XVII в. В Сибири и на Урале возник целый ряд промышленных поселений с подобной планировкой. Еще одна важная черта: в Сибири во время строительства первых крепостей в 1740-1760 гг. использовались типовые проекты. Были созданы образцовые градостроительные композиции. Целые крепости с оборонительными сооружениями, всеми необходимыми зданиями, располагавшиеся в определенном порядке, становились предметом типизации, что представляет собой исключительное явление в градостроительной культуре XVIII ст. Существенную роль играли укрепленные линии Оренбургского края, они были связующим звеном между цепью сибирских городов-крепостей и такими же поселениями на Нижней Волге и далее — на Дону и Южной Украине. Здесь также использовались типовые проекты крепостей. Однако применялись они только для мелких поселений. В Западном Приуралье было основано несколько сравнительно крупных городов, среди них Бузулук и Троицк, для которых оборонительный фактор имел меньшее значение, чем для городов Сибири. Это были обнесенные стенами, достаточно большие, прямоугольные по плану города с прямоугольной же разбивкой территории на крупные кварталы, вытянутые вдоль реки, и с несколькими просторными площадями. Здесь в середине 1750-х годов уже создавались компактные, полностью регулярные поселения с выделением жилой зоны, общественных пространств, на которых располагались гостиные и меновые дворы, административные здания, церкви. Наиболее яркое композиционное решение встречается в проекте Оренбурга, выполненном в конце 1730-х годов. Город основан лишь в 1743 г., но он был осуществлен без особенных отступлений от первоначального замысла. Оренбург был задуман как административный и торговый центр края, а также как соединительное звено между двумя протяженными укрепленными линиями. Город, поставленный на берегу реки Яик, был заключен в огромный эллипс с 13 большими бастионами. К нему примыкал прямоугольник предместья, тянувшийся вдоль старицы Яика и ограниченный ее крутым скатом. Поселение было расчленено по длинной оси тремя широкими улицами, центральная проходила через систему площадей. Небольшая площадь располагалась у северо-западных ворот, далее — торговая, окруженная по периметру лавками гостиного двора, в самом центре — плац с гауптвахтой, наконец, на окраине города находилось обширное пространство, где стояли меновой двор и административные





    14. Вклад советских архитекторов в создание функционального стиля

    В 1922 г. на западе и востоке Европы произошли два отнюдь не маловажных историко-архитектурных события: первое из них было связано с опубликованием проекта города на 3 млн. жителей, исполненного Ле Корбюзье (план Вуазена), а второе - с конкурсом на проект Дворца труда, в итоге которого первая премия была присуждена братьям Весниным. Проекты Весниных и Корбюзье не получили осуществления, и тем не менее они продемонстрировали функциональные, конструктивные и эстетические возможности нарождавшейся новой архитектуры и завоевали ей международное признание. Дворец труда братьев Весниных свидетельствовал о том, что творческие интересы архитекторов не ограничивались областью жилых и промышленных сооружений, а проникали в сферу крупных общественных зданий, тогда как проект Корбюзье перенес концепции нового стиля па почву большого города. СССР на всемирных выставках После конкурса на проект дома акционерного общества АРКОС (1925 г.) в СССР возобладал конструктивизм. Успех этого направления на советской почве был настолько безусловным, что за пределами его влияния осталось только небольшое количество убежденных сторонников старых классических стилей (К числу архитекторов, противодействовавших новому стилю, относился в то время И. А. Фомин. В середине 20-х годов он выступил с сильно нашумевшей идеей обновления классики, точнее реконструкции и упрощения дорического ордера, простые и мужественные формы которого считал созвучными духу пролетарской культуры. Что касается творческих платформ Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА) и Объединения архитекторов-урбанистов (АРУ), то они отличались лишь очень немногим от основного направления советского зодчества. Практически же все архитектурные группировки, начиная от ОСА (т. е. Общества современных архитекторов, которое представляло конструктивистское направление), ставили перед собой задачу создания нового стиля, достойного социалистической эпохи). Вслед за братьями Весниными ведущими мастерами конструктивизма стали М. Я. Гинзбург, И. А. и П. А. Голосовы, А. С. Никольский, И. И. Леонидов и Г. Б. Бархин. Периодически, отвлекаясь от классических стилей, к ним примыкали А. В. Щусев, И. В. Жолтовский, В. А. Щуко и ряд других мастеров. В воспитании архитектурных кадров большую роль помимо упомянутых лиц играли Н. А. Ладовский, Н. В. Докучаев, А. М. Рухлядев, В. Ф. Кринский и В. Д. Кокорин и все вместе, несмотря на расхождения в творческих взглядах, составляли все же самую сплоченную и целеустремленную в Европе когорту экспериментаторов, творцов новой стилистической системы. Конкурсы, которые проводило Московское архитектурное общество во второй половине 20-х годов, находили многочисленные отклики за рубежом и превращались в события международного значения. Проекты и постройки советских зодчих публиковались во всех иностранных архитектурных журналах Быстрое развитие промышленной архитектуры в СССР, во главе которой стояли В. А. Веснин, Л. А. Серк, А. В. Кузнецов и молодые еще тогда архитекторы И. С. Николаев, А. С. Фисенко, В. А. Мыслин и Е. М. Попов, привлекало к себе не меньшее внимание зарубежной печати. В 1932-1934 гг. советские архитекторы построили Кайсерийский текстильный комбинат в Турции, оснащенный самым передовым оборудованием. Выход советской промышленной архитектуры во внешний мир не остался незамеченным на Западе, поскольку экономически отсталая послевоенная Турция служила тогда ареной, на которой соревновались архитекторы передовых европейских стран, стремившиеся превзойти друг друга в новизне и совершенстве своих архитектурных идей. Достижения СССР привели иностранных архитекторов к непосредственному сотрудничеству с советскими зодчими. После двукратного посещения Москвы Ле Корбюзье в 1930 г. начал строительство громадного дома Центросоюза (Проект этого здания относится к 1928 г., строительство же было проведено в 1930-1936 гг. В работах над осуществлением и перекомпоновкой некоторых частей здания Центросоюза принял участие Н. Я. Колли, выезжавший в Париж для согласования проекта с Ле Корбюзье), а вслед за ним для продолжительной проектной и строительной работы в СССР приехали Андрэ Люрса, Ганнес Майер и ряд других выдающихся архитекторов Запада. Само участие этих мастеров в советском строительстве было показателем общности стилистических взглядов на западе и востоке Европы и в то же время оно возвышало советскую архитектурную культуру, поскольку зарубежные архитекторы приезжали в СССР не в качестве проповедников новых концепций, а как практики, искавшие экспериментальной творческой деятельности в атмосфере наиболее передовой архитектурной среды в Европе. Под влиянием советского опыта расширилась и приблизилась к интересам парода тематика проектирования западных архитекторов. Если в раннем творчестве Ле Корбюзье преобладала индивидуальная вилла, адресованная заказчикам из интеллигенции и буржуазных кругов, то начиная с рубежа 20-х и 30-х годов он все более стал обращаться к многоэтажному жилищному строительству для широких слоев населения, а также к планировке городов и поселков. В проекте образцового населенного пункта для фермеров (1934 г.) Корбюзье попытался насадить па французской почве кооперативные формы сельского хозяйства, находясь под впечатлением строительства колхозов и совхозов в СССР. В Германии в условиях нараставшего жилищного строительства новый стиль довольно быстро распространился на рядовые жилые дома в три-четыре этажа. Быть может, лучшие художественные результаты в этой области были достигнуты Бруно Таутом в застройке берлинских предместий. Наряду с архитектурой жилищ малой и средней этажности несомненных успехов в решении функциональных и художественных задач достигли французы и немцы в архитектуре школ, больниц, гаражей, кинотеатров и многих других небольших по объему сооружений. Однако развитие нового стиля не было сплошным победным шествием от одной архитектурной проблемы к другой. Факты показали, что функционализм развивался далеко не равномерно во всех областях строительства и далеко не все архитектурные темы оказались подвластными ему.

    История градостроительства Европы/США. Первая половины XIX – первая половина XX вв

    1.Характерные особенности городов первой половины XIX в.

    Русская архитектура первой половины XIX в. является неотъемлемой составной частью общеевропейской архитектуры. В ее развитии проявились общие закономерности архитектурных процессов этого периода, переосмысленные в соответствии с традициями национального зодчества и особенностями переживаемого Россией исторического момента.

    7.1. Основные особенности.

    7.1.1.Первые три десятилетия XIX в. характеризовались небывалом размахомградостроительных работ в обеих столицах и губернских провинциальных городах.

    - В Петербургезавершилась планировка и формирование основных площадей - Дворцовой, Адмиралтейской, Сенатской.

    -Интенсивное строительство ведется в Москве, сильно пострадавшей от пожара 1812 г.: перестраивается Красная площадьи благоустраивается вся территория вокруг Кремля; возникают новые площади на пересечении радиальных и кольцевых улиц; целые районы застраиваются особняками, восстанавливаются старые дома.

    -Изменялся облик губернских городов, в которых создавались центральные городские площади; строились здания присутственных мест, торговые ряды.

    7.1.2.Большое значение в архитектуре приобрела общая композиция, популярным стало создание крупных архитектурных ансамблей: ансамблиДворцовой и Сенатской площадейархитектораК.И.Росси; Манежной площади, созданный архитекторамиД.И.Жилярди (здание Университета)и О.И.Бове (здание Манежа);ансамбль Биржи на стрелке Васильевского островаархитектора Ж.Тома де Томона; Александровский саду Кремлевской стены и ансамбль Театральной площади, созданные О.И Бовеи т.д.

    7.1.3. Синтез архитектуры и скульптуры. Создание крупных архитектурных ансамблей обусловило необычайно тесную связь архитектуры со скульптурой. Возникают своеобразные творческие содружества архитекторов и скульпторов: архитектор А.Д.Захаровработал со скульпторамиФ.Ф.Щедриным, С.С.Пименовым, И.В.Демут-МалиновскимПименов и Демут-Малиновский также постоянно сотрудничали с К.И.России А.Н.Воронихиным.

    7.2. Стилевые направлениярусской архитектуры в целом соответствовали особенностям развития западноевропейской архитектуры, что свидетельствует о формировании единства общеевропейских культурных процессов.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


    написать администратору сайта