Сборник игр и упражнений
Скачать 1.18 Mb.
|
Дифференциация звуков в произношении слов А. Инструкция: повтори пары слов.
Б. Инструкция: повтори за мной предложение.
Оценка: 5 баллов — все задания выполняются верно; 4 балла — встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно (в темпе несколько замедленном); 3 балла — задание выполняется в замедленном темпе, много ошибок; 2 балла — задания выполняются с ошибками, большинство заданий недоступно; 1 балл — неадекватные ответы, отказ от выполнения. Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов и предложений А. Инструкция: если я правильно назову картинку, хлопни в ладоши, если неправильно — не хлопай. Картинки: санки, шляпа, старушка, птенец.
Б. Инструкция: повтори за мной предложения. — Шла Саша по шоссе и сосала сушку. — Стерегла цыплят Варвара, а ворона воровала. — Не водили Фаню в баню, искупали в ванне Фаню. Оценка: 5 баллов — все задания выполняются верно; 4 балла — часть заданий выполняется с ошибкой, но она исправляется самостоятельно; 3 балла — ошибки исправляются после повторного воспроизведения; 2 балла — часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение; 1 балл — задания не выполняются. t Звуковой анализ слов Задания: 1) выделить первый и последний звуки в словах: аист — ослик — угол; 2) назвать все звуки в слове по порядку: рыба — мухи — котик — жабы; 3) определить количество слогов в слове: дом — рука — метро — кенгуру; 4) определить 2-, 3-, 4-й звук в словах: 2-й звук — врач, 3-й — мышка, 4-й — крот, лодка; 5) добавить звук в словах: вор — двор; вол — волк; елка — телка; 6) заменить звук в словах: сок — сук — лук; лиса — липа — лупа. Оценка: 5 баллов — правильно выполняются все задания; 4 балла — единичные ошибки, исправляются самостоятельно; 3 балла — правильно выполняются задания 1, 2, 3, в остальных допускаются ошибки; 2 балла — правильно выполняется только задание 1, требуется помощь логопеда, последнее задание не выполняется; 1 балл — задания не выполняются. Звуковой синтез Слова для обследования должны быть малоупотребляемыми во избежание смысловой догадки. Задания: 1) прослушать слово, произнесенное по отдельным звукам (пауза между звуками 3 с), и воспроизвести его слитно: р, о, г; р, о, с, а; г, р, о, т; к, а, с, к, а; 2) прослушать слово, произнесенное по отдельным звукам (пауза между звуками 5 с, во время паузы дается звуковой сигнал), и воспроизвести слово слитно: к, л, а, н; б, у, с, ы; к, у, с, т, ы; 3) прослушать слово с переставленными звуками или слогами, воспроизвести его правильно: н, с, ы — сын; р, г, у, к — круг; шад, ло, ка — лошадка. Оценка: 5 баллов — правильно выполняются все задания; 4 балла — единичные ошибки, исправляются самостоятельно; 3 балла — правильно выполнены задания 1 и 2, при выполнении задания 3 требуется повторение слов (помощь логопеда — название звука или слога); 2 балла — правильно выполнено задание 1, при выполнении задания 2 требуется помощь логопеда, задание 3 не выполняется; 1 балл — задания не выполняются. Слоговая структура слова Материалом исследования служат предметные картинки. Инструкция: посмотри внимательно на картинку и назови кто или что это? Предлагаются 13 серий заданий, в которые входят одно-, двух-, трех-, четырех- и пятисложные слова с открытыми и закрытыми слогами и со стечением согласных звуков: 1) двухсложные слова из двух открытых слогов: мама, уха; 2) трех-четырехсложные слова из открытых слогов: панама, пионы, пуговица; 3) односложные слова: мак, лес, дом; 4) двухсложные слова с одним закрытым слогом: каток, мешок; 5) двухсложные слова со стечением согласных звуков: тыква, утка, мышка; 6) двухсложные слова с закрытыми слогом со стечением согласных: компот, лыжник, ландыш; 7) трех-, четырех-, пятисложные слова с закрытым слогом: котенок, самолет, колобок, милиционер; 8) трехсложные слова со стечением согласных: конфета, калитка; 9) трех-, четырехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: памятник, маятник, одуванчик; 10) трех-, четырехсложные слова с двумя стечениями согласных: винтовка, морковка, сковородка; 11) односложные слова со стечением согласных: кнут, мост, клей; 12) двухсложные слова с двумя стечениями согласных: кнопка, клетка; 13) четырех-, пятисложные слова из открытых слогов: паутина, батарея, мороженое. Оцениваются: — особенности нарушений слогов структуры слов; — элизии слогов, опускание согласных в стечениях; — парафазии, перестановки при сохранении контура слова; — итерации, персеверации (добавление звуков, слога); — контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого). Пути коррекции недостатков фонематического восприятия При обучении 5—6 -летних детей с ОНР и подготовке их к школе выявляются несформированность лексико-грамматических средств языка, дефекты произношения и недоразвитие фонематического восприятия. Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умения слышать и различать звуки речи (фонемы), а это одна из причин возникновения дисграфий и дислексии у школьников. Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютеру. Пожалуй, не будет ошибкой сказать, что современные дети много знают, а восприятие, воображение их менее продуктивны. По своей природе дети очень любознательны, они хотят многое познать и многое понять, но, к сожалению, часто относятся к учебе несерьезно. Для «вхождения» детей в обучение необходима система коррекционно-развивающих игр и упражнений, направленных как на выявление имеющихся у детей слабых звеньев в развитии фонематического восприятия, так и на их выравнивание (коррекцию) (приложение 1). Стараясь организовать обучение и развитие детей с ОНР в виде самой привлекательной, а главное основной для них деятельности — игры, взрослым нужно отнестись к игровому обучению как к развлечению, проникнуться духом игры. Ведь учить и учиться можно увлекательно. Но чтобы этот замысел был реализован, нужно научить дошкольников с нарушениями речи хорошо и быстро запоминать, размышлять над звуковым, смысловым и грамматическим содержанием слова, научить различать фонемы (звуки речи) на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. А это и есть главное условие успешного обучения чтению и письму дошкольников с ОНР. В своей книге «Обучение чтению и письму шестилеток» Д.Б. Эльконин пишет о I периоде пропедевтики чтения и предлагает начать обучение с темы «Слогоударная структура слова» для подготовки детей к новой языковой ориентации на форму слова. Слогоударные схемы слов строятся гораздо легче, чем звуковые. Работая с ними, ребята овладевают первичными навыками моделирования. Чтобы занятия были динамичными и веселыми, следует использовать стихи, считалки, забавные игры с перестановкой ударения. Один из центральных принципов методики — достаточно долгий (20—25 занятий) этап звукового анализа, который предшествует этапу введения букв. Сравнительно долгий до-буквенный этап звукового анализа позволяет решить еще одну едва ли не самую сложную проблему — начальное обучение чтению. В этот период подготавливается будущее чтение закрытых слогов и слогов со стечением согласных. Каждый этап звукового анализа должен сопровождаться слитно-протяжным чтением звуковой схемы. В букварный период для обучения детей чтению по м,ето-дике Д.Б. Эльконина целесообразно гласные буквы вводить парами: а — я, о — ё, у — ю, ы — и, э — е. Этот метод имеет два преимущества: читая первые слоги, дети овладевают общим способом чтения любых слогов, учатся ориентироваться на гласную букву, следующую за согласной; моделируют отношения согласных и гласных. В этот период (период пропедевтики чтения) уместен прием: буква отдает команду: а, о, у, ы, э — читаются твердо; я, ё, ю, е, и — читаются мягко. Позднее при знакомстве с согласными это звучит как «две работы согласной буквы». Методика тем хороша и интересна, что помогает детям учиться. Для воспитания самостоятельности детского мышления чрезвычайно ценны такие учебные ситуации, где нет готовых способов действия, ребята не копируют логопеда, а ищут собственные способы работы. Весьма интересны задания-«ловушки», которые учат детей самостоятельному, а не имитационному ответу на вопрос. (Логопед спрашивает и сам же предлагает неверный ответ.) Игры, которые используются на занятиях по обучению грамоте, вносят в учебную работу дополнительную мотивацию, придают однообразному тренажу радостный, эмоциональный оттенок. На каждом занятии детям предлагается такая игра, в результате которой у них формируются новые понятия, перестраивается представление о слове, задается воображаемая игровая ситуация (страна живых слов, звуковой лес, звуковая стройка). В играх используются условные персонажи, которые персонифицируют собой вводимые понятия. Ведь Незнайка и Бура-тино не могут олицетворять содержание лингвистических понятий. Зато ТИМ и ТОМ прекрасно воплощают различение мягкости и твердости согласных (и ничего другого не делают), колокольчик КОЛЯ рассказывает детям о звонких и глухих согласных, единственное предназначение АМУ — охотиться за согласными. Смысл жизни ЗВУКОВИЧКОВ — заботиться о звуках, заниматься строительством звуковых домиков для слов. ПОВЕЛИТЕЛЬ СЛОГОВ отвечает за построение слогоударных схем слов. В качестве поощрения используются медали — знаток слогов; знаток слов; — знаток гласных... и т.д.; — знаток согласных. В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются образные формы познания: зрительное и слуховое восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение. Именно в этот период складывается вторая сигнальная система — речь. Логопеду очень важно добиться взаимодействия первой и второй сигнальных систем: образа и слова. Слово должно вызывать яркий, многоплановый образ, а образ, в свою очередь, должен находить выражение в слове. Ко многим предлагаемым на занятиях по обучению грамоте играм необходим наглядный и словесный материал (загадки, стихи, произведения фольклора, отрывки из сказок, басни) (приложение 2). Художественные тексты создают игровую ситуацию, вызывая у детей интерес, эмоциональный отклик, активизируют их прошлый опыт. Зрительная и слуховая наглядность выступает в единстве. Ведь чтобы наглядность, образность и красочность материала влияли прежде всего на их эмоциональную сферу, необходима яркая и доступная игра, доставляющая им удовольствие, а всякая положительная эмоция, как известно, повышает тонус коры головного мозга, улучшает когнитивную деятельность. |