сборник. !Сборник экз мат и конк эссе 9-11 кл. Сборник материалов итоговой аттестации 9, 11 классов (20212022 учебный год)
Скачать 237.79 Kb.
|
Наука: взгляд в будущееПубличное выступление на конференции по вопросам науки Горбунова Екатерина, ученица 10 класс Руководитель: Горохводацкая Анна Васильевна КГУ «Новоишимская СШ№2» Район имени Габита Мусрепова «Тот, кто совершает открытие, видит то, что видят все, и думает то, что никому не приходит в голову» Альберт Сент Дьерди. Что ждет нас в будущем? Мы живём в эпоху самых неожиданных открытий. Стремление жить комфортно - главная движущая сила таких изобретений. Девиз нашего будущего – «автопилотирование». Я считаю, что в самые ближайшие годы науку привлекут две области. Это освоение двух стихий: космического пространства и подводных глубин. Космос – источник новых знаний и возможностей, источник энергий и сырьевых ресурсов. Именно этим должна заняться наука будущего. Не многие знают, но в космосе огромное количество богатых полезных ископаемых, иногда они даже пролетают мимо нас. Это астероиды. В 2017 году агентство NASA выделило грант на разработку и строительство аппарата «Ловец комет и астероидов». Специальным мощным гарпуном он будет цеплять объект, и оттягивать от опасной траектории сближения с Землей, при этом притягивая полезные ресурсы. Хризолит, молдавит, ливийское стекло и другие драгоценные камни. Увеличится запас редких камней на планете. Что касается исследований глубин океана, то здесь мы немного отстали от успехов в освоении космоса. Вода ближе, чем космос, но нет мощных станций по изучению царства Нептуна. Именно этим и займется наука завтрашнего дня. Что мы можем получить из вод океана? Возможно, реализуют переработку химических элементов водорослей как автомобильное топливо – почему бы и нет? Не сомневаюсь, что впереди нас ждут интересные открытия и достижения, нужно только вовремя их разглядеть. Роль ораторского искусства в жизни казахского народа Статья Досжанов Темирхан, ученик 10 класса Руководитель: Ертаева Асем Ергалиевна КГУ «Акан-Баракская средняя школа» Район Шал акына У казахов традиция ораторского искусства насчитывает не одно тысячелетие. Самобытная культура казахского народа является частью мировой культуры. Она была сформирована кочевым образом жизни, дошла до наших дней, претерпев множество испытаний. Именно в народном творчестве находится источник ораторского мастерства казахских биев, шешенов и жырау. У казахов существовали различные формы устного народного творчества для распространения знаний и опыта, среди которых можно назвать и ораторство. Способности свободно говорить на публике в казахском обществе всегда придавалось довольно существенное значение. В традиционном казахском обществе ораторство выполняло определенные функции социальной значимости: регулирование межкультурных, политических бытовых вопросов. Казахский народ издавна имел непоколебимую веру в благодатную силу слова. История казахского народа сохранилась благодаря устной литературе, сказкам, легендам, поговоркам и пословицам, а также различным историям. Передавались они шешенами – ораторами, которые в кочевом обществе играли существенную роль. Судебная речь биев также является одним из жанров ораторского искусства. В качестве еще одной особенности ораторства у казахов можно назвать использование ироничных и остроумных замечаний, применение в речи шуток. «Казахская сатира, юмор всегда шагали с историей нашего народа. Он изначально хорошая основа для самоиронии, юмора, чтобы видеть даже в сложных вещах веселые моменты» [1]. Например, акыны – жырау, для которых отсутствовали какие – либо авторитеты, высмеивали богачей, власть и пороки общества в своих музыкальных произведениях. Одним из древнейших видов искусства, который зародился в глубине столетий и развивался вместе с обществом, стал айтыс акынов. Этот вид искусства представляет собой источник духовной ценности. Ораторы являются уникальными людьми, потому что их мысли и слова способствовали осуществлению диалога, их речи содействовали обмену культурными и духовными ценностями. М. Алимбаев отмечал: «Ораторские речения – это ценное наследие в виде философских размышлений, рожденных по поводу определенных событий, высказанных в устной форме особой, образно – метафорической манере, отличающихся глубокой наблюдательностью, назидательным содержанием и получивших распространение в народе» [2]. Таким образом, роль ораторства очень значима, так как дошедшая до наших дней тематика ораторских изречений, является актуальной и сегодня. Она, связанная с этикой и моралью, затрагивает различные моменты: уважение человека и личности, понятие добра и зла, знания, единство, национальную целостность, сострадание, человечность, справедливость, честность и др. Ораторство и сегодня оказывает значительное влияние на формирование личности. Литература Коэмец Е. Как шутили и развлекались в казахской степи https://www.caravan.kz/gazeta/kak-shutili-i-razvlekalis-v-kazakhskojj-stepi-430307/ Алимбаев М. Жизнь. Искусство. Мастер. - Алматы, 1990 – 461 с. Лингвокультуремы как часть родной культуры в творчестве Владимира Шестерикова Акпанбаева Диана, ученица 10 класс Руководитель: Сухачёва Алла Васильевна КГУ «Первая гимназия» г. Петропавловск Творчество североказахстанских поэтов: В. Шестерикова, В. Щукина, В. Любушина, Ю. Гусинского, А. Курлени ‒ свидетельствует о взаимодействии русского и казахского языков не только на бытовом уровне, но и на уровне духовности. Лингвокультурема (языковой знак) ‒представляет языковую картину мира двух этносов: казахов и русских. Взаимодействие двух национально лингвокультур рождает новый образ. Самый богатый материал для исследования представляет творчество Владимира Шестерикова. Поэтическая картина автора ‒ это система образов, когда культура становится синтезом многовековой мудрости и опыта двух таких разных и близких друг другу народов. Таблица 1. Лингвокультуремы
Степь награждена не только человеческими качествами, но и имеет редкую форму словоупотребления во множественном числе. Этим приемом В. Шестериков словно увеличивает и так беспредельно огромное пространство казахской степи. Рисует особый космизм природы, где бескрайняя степь сливается с рекой и с небесной ширью. Степь выступает как вместилище бесконечно широких пространств и двух культур. Как едины степь, река, так же едины русские и казахи. И это я рассматриваю, как соединение двух культур. Считаю, что в будущем необходимо включить лингвопоэтический анализ творчества североказахстанских поэтов в школьную программу по русской литературе. |