Главная страница
Навигация по странице:

  • Список литературы

  • ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • люою. Внедрение функциональной грамотности_региональный опыт. Сборник научных трудов


    Скачать 5.73 Mb.
    НазваниеСборник научных трудов
    Анкор люою
    Дата22.01.2023
    Размер5.73 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаВнедрение функциональной грамотности_региональный опыт.pdf
    ТипСборник
    #899426
    страница25 из 28
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28
    РАЗДЕЛ 6. ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
    НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОГО
    ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
    Борлукова Наталья Владимировна, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарного и этнокультурного образования автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования
    Удмуртской Республики
    «Институт развития образования»,
    426009, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Ухтомского, д. 25, e-mail: borlukova.nv@iro18.ru
    Аннотация.
    В статье рассматриваются проблемы изучения этнокультурных процессов, межэтнических отношений и языковой политики.
    Неоднозначность толкования основных понятий:
    «этнос»,
    «межкультурное взаимодействие»,
    «межкультурная коммуникация»,
    «межкультурное общение», «межкультурная компетенция».
    Основополагающие принципы изучения межкультурного взаимодействия в рамках рассмотрения вопросов, связанных с традиционной культурой народов.
    Ключевые
    слова: межкультурное взаимодействие, глобальные компетенции, этнос, этническая история, традиционная культура.
    Будущее мира, как никогда ранее,
    непосредственно определяется уровнем
    взаимопонимания народов,
    взаимопонимание же невозможно
    без объективного знания о
    многих сторонах жизни других народов,
    и в частности, об их этнической истории,
    этническом настоящем и будущем.
    Р.Ф. Итс
    Введение
    Вопросы изучения этнокультурных процессов, межэтнических отношений и языковой политики сложны в понимании, управлении и

    «Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
    271 прогнозировании, но они являются ключевыми в изменениях современного общества.
    Общество в нашей стране, пережив попытки нивелировать этничность, к концу ХХ столетия получило рост этнического самосознания, которое привело к существенным изменениям межнациональных отношений, а порой, и к межэтническим конфликтам [1, с. 21].
    Вопросы изучения и понимания этнической истории, межкультурного взаимодействия народов крайне насущны, особенно в условиях многонационального, поликонфессионального и многокультурного общества
    России, в условиях стремительных процессов глобализации мира. «Любая ошибка, допущенная при управлении таким сложным поликультурным обществом вследствие непонимания «этнической картины» мира того или иного народа, его культурных норм и ценностей, традиций, может привести к тяжелым последствиям и долго незатухающим конфликтам [4, с. 5].
    С учётом того, что человек формируется под действием этнической среды, вопросы понимания того, что есть этнос, этническая общность, этничность, вопросы процесса взаимодействия социальных сообществ безусловно важны для поиска и выработки оптимальных способов улучшения межэтнических отношений.
    Каждому человеку свойственно интересоваться историей своей семьи, своего народа и страны. Это вполне естественно, т. к. каждый человек с древнейших времён непременно ощущает себя членом некоей совокупности людей, которые воспринимают друг друга как имеющих общее происхождение и одновременно отличают себя от тех, кто принадлежит к иным подобным сообществам. Такие сообщества именуются этносами, этническими общностями [3, с. 8]. Любая этническая общность характеризуется рядом как объективных, так и субъективных признаков.
    На сегодняшний день методологические вопросы в сфере исследований этноса, этнической общности не имеют однозначного понимания, они обсуждаются и изучаются. Несмотря на то, что термин «этнос» был введен в научный оборот сто лет назад известным этнографом, методологом этнологии
    С. М. Широкогоровым (1887–1939), до сих пор нет общепринятого толкования этого понятия. В своей работе «Этнографические исследования: Этнос.
    Исследование принципов изменения этнических и этнографических явлений», которая не потеряла актуальности до сегодняшнего дня, Сергей Михайлович дал термину следующее определение: «этнос – есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих своё единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп» [6, с. 42].
    В советский период получило распространение определение, данное известным историком и этнографом, академиком АН СССР Ю. В. Бромлеем: этнос – это «исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры

    Сборник научных трудов
    272
    (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (этнониме)».
    «Характерная особенность этнических общностей состоит в том, что их непременным свойством является взаимное различение. Этносы – категория сопоставительная» (Ю. В. Бромлей) [3, с. 8]. Само определение границ этносов осуществимо лишь при том условии, что он рассматривается на фоне иных подобных коллективов, т. е. в процессе сопоставления. Этносы выделяются не по какому-то одному признаку, а по целому ряду, а именно, учитывается биологическая, языковая, культурная, этнонимическая, территориальная и политическая преемственность.
    «…История любого народа всегда протекает в более или менее тесном взаимодействии с соседними народами, причём в разных сферах – биологической, языковой, культурной – это взаимодействие опять-таки проявляется с различной интенсивностью» [3, с. 15]. При этом следует учитывать, что процессы взаимодействия происходят не только между этносами, но и внутри них, где взаимодействует достаточно широкий спектр социальных сообществ.
    В сегодняшнем мире умение адекватно вести себя в ситуациях межэтнического и межкультурного общения – одно из ключевых компетенций образования. Чем интенсивнее процессы глобализации, тем актуальнее вопросы межэтнического и межкультурного взаимодействия социальных сообществ.
    В педагогической литературе зачастую вышеназванные понятия подменяют друг друга, что не совсем корректно. В научной литературе однозначного понимания термина «межкультурное взаимодействие» также нет, более того, зачастую используются в качестве его синонимов «межкультурная коммуникация» или «межкультурное общение», хотя между ними есть существенные различия.
    Несмотря на неоднозначность толкования основных понятий, активно разрабатываются методики формирования навыков и умений межкультурного общения, инструментарий их диагностики.
    Проблема межкультурного взаимодействия с давних пор была интересна для многих учёных разных направлений естественно-научных и гуманитарных наук. Особое значение вопросы межкультурного взаимодействия приобрели в
    XIX веке, когда утвердился сравнительно-исторический метод исследования, который позволил сделать изучение разных культур целенаправленным и системным. Метод охватил многие сферы наук, изучающих жизнь социальных сообществ: возникло сравнительно-историческое языкознание (В. Фон
    Гумбольдт, братья Гримм, А. Х. Востоков и др.), использовался сравнительный метод в религиоведении (М. Мюллер и др.), в этнографии (Л. Г. Морган,
    Э. Тайлор и др.), истории, антропологии и в других областях.
    Философские труды В. С. Библира, М. М. Бахтина и других ученых, развивая идею «о культуре как диалоге», стали методологической основой для поликультурного образования, и, в частности, для разработки отдельных

    «Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
    273 направлений, таких как, например, концепция языкового поликультурного образования (Д. М. Грицков; В. В. Сафонова, П. В. Сысоев) или концепция развития личности и влияния социокультурной среды на ее творческое становление (Л. С. Выготский), или вопросы кросс-культурной психологии
    (Л. Г. Почебут, А. Н. Татарко, Н. М. Лебедева).
    К сожалению, и с понятием «межкультурная компетенция» обстоит дело подобно вышеупомянутым терминам. Несмотря на то, что оно изучается российскими и зарубежными учёными на протяжении долгого времени, также среди них нет согласия в его понимании.
    Так или иначе, формирование межкультурной компетенции следует рассматривать в связи с развитием способности учащихся принимать участие в диалоге культур на основе принципов взаимного уважения иосознания межкультурных различий, т. е. осознание связи собственных взглядов с определенными ценностями и культурными традициями. Предполагается, что постичь культурные особенности другого народа можно посредством усвоения необходимых лингвистических, страноведческих и других знаний о культуре, формирования практических навыков и умений межкультурного взаимодействия, а также через выработку ценностного отношения к явлениям изучаемой культуры. Как организовать данный диалог культур? Один из многих вариантов – это насыщение образовательной среды практическими, познавательными заданиями межпредметного характера, связанными с изучением традиционной культуры народов России.
    При рассмотрении любых вопросов, касающихся традиционной народной культуры, необходимо учитывать тот факт, что традиционная культура не есть нечто данное и неизменное, а она всегда претерпевает изменения, поэтому принято её локализовать в пространстве, указывая конкретную этническую группу и ареал её распространения, а также локализовать во времени, отмечая конкретный временной период. Необходимо учитывать комплексный характер традиционной культуры, взаимосвязь всех её уровней (хозяйство, материальная культура, быт, социальная структура, семейные отношения, духовная культура, религия, язык) и рассматривать все явления следует в исторической динамике.
    Иметь в виду, что любой народ, любое сообщество живёт, развивается и обогащается в контакте с другими народами и культурами, всякое явление нужно сравнивать с явлениями соседних (а порой – и далёких культур), рассматривать на максимально широком культурно-географическом фоне.
    Для выявления степени овладения данной функциональной грамотностью, следует оценивать способности ученика:
    – «…критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях;
    – осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды;

    Сборник научных трудов
    274
    – вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству» [2: 117].
    Заключение
    На сегодняшний день изучение вопросов межкультурного взаимодействия является актуальным и необходимым, причем как на уровне образовательной организации (методическое обеспечение, междисциплинарная интеграция учителей), так и на уровне педагога (необходимые знания, методические умения, соответствующая подготовка).
    Список литературы
    1. Борлукова Н. В. К вопросу о межкультурном взаимодействии //
    Педагогический родник. №1 (105), 2021. С. 21–26.
    2. Коваль Т. В., Дюкова С. Е. Глобальные компетенции – новый компонент функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 112–123.
    3. Петрухин В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. 2-е. изд. перер. и доп. М.: Знак, 2004. 416 с.
    4. Татарко А. Н., Лебедева Н. М. Психология межэтнических отношений.
    Этническая идентичность и стратегии межкультурного взаимодействия.
    Saarbrucken: Laplambert Academic Publishing GmbH & Co., 2010. 177 с. URL: https://www.hse.ru/data/2010/12/02/1209570120/buchblock.pdf (дата обращения:
    6.06.2021).
    5. Широкогоров С. М. Этнографические исследования: Этнос.
    Исследование принципов изменения этнических и этнографических явлений /
    Отв. редактор: А. М. Кузнецов, А. М. Решетов. В 2-х кн. Книга вторая.
    Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2002. 148 с.
    References
    Borlukova
    N. V.
    K voprosu о mezhkulturnom vzamodejstvii //
    Pedagogicheskij rodnik №1 (105), 2021. S. 21–26.
    Koval T. V., Dukova S. E. Globalnye kompetentsii – novyy component funktsionalnoy gramotnosti // Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika. 2019. Т.1,
    № 4 (61). S. 112-123.
    Petrukhin V. Ya., Raevskiy D. S. Ocherki istorii narodov Rossii v drevnostti I rennem srednevekove. 2-е. izd. perer. i dop. М.: Znak, 2004. 416 s.
    Schirokogorov S. M. Etnograficheskie issledovanija: Etnos. Issledovanie principov izmenenija etnicheskich javlenij / Otv. Redactor: A. M. Kuznecov, A. M.
    Reschetov: V 2-h кn. Kniga vtoraja. Vladivostok: Izd-vo Dalnevostochnogo un-tа,
    2002. 148 s.
    Tatarko A. N., Lebedeva N. M. Psichologija mezhetnicheskich otnoschenij.
    Etnicheskaja identichnost i srategii mezhkultyrnogo vzaimodejstvija. Saarbrucken:
    Laplambert Academic Publishing GmbH & Co., 2010. 177 s. URL:

    «Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
    275 https://www.hse.ru/data/2010/12/02/1209570120/buchblock.pdf (data оbraschenija
    6.06.2021).

    Сборник научных трудов
    276
    ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
    НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    Ведехина Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов,
    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»,
    426000 г. Ижевск, ул. М. Горького, д. 160
    Климова Елена Аркадьевна, учитель начальных классов,
    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»,
    426000 г. Ижевск, ул. М. Горького, д. 160
    Мясоедова Лариса Леонидовна, учитель начальных классов,
    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»,
    426000 г. Ижевск, ул. М. Горького, д. 160, e-mail: 89512154555@mail.ru
    Аннотация. В статье представлен опыт работы учителей начальных классов МБОУ «СОШ № 11» г. Ижевска по формированию глобальных компетенций у школьников во внеурочной деятельности.
    Ключевые слова: функциональная грамотность, глобальные компетенции, внеурочная деятельность, проект, школьный лагерь.
    В центре внимания педагогического сообщества находится новое направление функциональной грамотности – глобальные компетенции.
    Глобальная компетентность
    – это способность обучающихся взаимодействовать с окружающим миромв различных жизненных ситуациях.
    Ещё в 4 г. до н.э. римский философ, поэт и государственный деятель
    Луций Сенека писал: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Смысл этого высказывания актуален и сегодня. Очень важно, чтобы дети за время обучения смогли получить необходимые знания, умения и навыки, благодаря которым успешно адаптируются и смогут действовать в постоянно меняющемся современном мире.
    Формирование глобальных компетенций обучающихся начинается на уровне начального общего образования. Начальная школа МБОУ «СОШ № 11» г. Ижевска реализует основную образовательную программу средствами учебно-методического комплекса «Перспектива». Предмет «Окружающий мир» состоит из разделов «Человек и природа», «Человек и общество». Курс внеурочной деятельности «Мы живем в России!» реализуется во взаимодействии с семьей и социумом на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности по предметной области «Окружающий мир».

    «Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
    277
    В рамках курса внеурочной деятельности «Мы живём в России!» осуществлен и представлен на городском конкурсе социально значимых проектов «Тебе, Удмуртия!» детско-взрослый эколого-этнографический проект
    «Путешествие по малой Родине».
    Задачи данного проекта:
    - пробудить желание познакомиться с жизнью, традициями, обычаями народов Удмуртии;
    - создать условия для развития интереса к изучению родного края;
    - разработать карту этнопутешествий по Удмуртии;
    - представить этнотуристический маршрут «Путешествия по малой
    Родине» в онлайн и офлайн формате.
    Проект «Путешествия по малой Родине» приобщает участников образовательного процесса к изучению и сохранению культурного наследия
    Удмуртии. Знакомит обучающихся с историей и культурой народов, проживающих в крае. Знание культуры своего народа, его прошлого и настоящего ведет к формированию связей между поколениями. Участники проекта: родители, педагоги, обучающиеся.
    Ежегодно школа принимает участие в городском конкурсе проектов занятости и оздоровления детей в каникулярный период «Ижевские каникулы».
    Результатом проекта «Детство – это свет и радость» стало образовательное событие «Солнечный круг», проведенное в содружестве с педагогическими коллективами и воспитанниками детских садов микрорайона.
    На песенном фестивале в исполнении сводного хора дошкольников, школьников и педагогов прозвучали любимые всеми поколениями детские песни о мире и дружбе.
    Перед крыльцом школы около каркасного глобуса, на котором усилиями вожатского отряда очертания материков приобрели цвета олимпийских колец, дети и взрослые встали в большой хоровод. Играми и танцами разных народов мира продолжился праздник. А на пришкольном участке «расцвела» фестивальная ромашка. В творческой мастерской ребята-дошкольники при помощи своих старших товарищей – воспитанников школьного лагеря, сделали из бумаги цветок: сердцевина – земной шар, а вокруг пять лепестков- континентов.
    Программа воспитательной работы детского лагеря направлена на формирование глобальной компетентности обучающихся. В календарный план программы включены образовательные события июня: День защиты детей,
    День русского языка – Пушкинский день России, Международный день сказок,
    Всемирный день океанов, День рождения Петра I, Международный день друзей, День киностудии «Союзмультфильм», День России, Всемирный день донора крови, День создания юннатского движения, День рождения «Артека»,
    Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой, День медицинского работника, Международный день цветка, День памяти и скорби – день начала
    Великой Отечественной войны, Международный олимпийский день, день праздника выпускников «Алые паруса» в Санкт-Петербурге, День молодежи

    Сборник научных трудов
    278
    России, День рождения Антуана де Сент-Экзюпери, Всемирный день социальных сетей.
    Созданные специалистами Института стратегии развития образования
    Российской академии образования задания, их характеристики и система оценивания
    (URL-адрес: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye- kompetentsii/ (дата обращения 19.05.2022)) – методическое сопровождение формирования глобальных компетенций воспитанников лагеря.
    Образовательные события лагеря «Школьный корабль» разработаны на основе материалов по направлению «Глобальные компетенции». Задание «В детском лагере» выполняется в День рождения международного детского центра «Артек», «Жить и учиться дружно» – в День защиты детей, «Как подружиться с новенькой» – в Международный день друзей, «Лечим скворца»
    – в День создания юннатского движения в России, «Один в поле воин» – во
    Всемирный день океанов, «Планета будет зеленой» – в Международный день цветка, «Покупаем новое» – во Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой, «Сетикет» – во Всемирный день социальных сетей.
    В оздоровительном лагере с дневным пребыванием отдыхают обучающиеся начальных классов, поэтому для развития глобальных компетенций преимущественно используются задания для пятиклассников. Но есть актуальные вопросы, для обсуждения которых из банка заданий берутся тексты, адресованные более старшим ребятам.
    Выпускники начальной школы выполняют задания в рекомендованном разработчиками варианте. Для детей помладше воспитателями проводятся отрядные дела в соответствии с возрастом обучающихся. Работа по развитию глобальных компетенций проводится в различных формах: беседа- размышление, агитпроект, занятие-игра, выпуск стенгазеты.
    «Экипаж» вожатского отряда «Космический корабль», проходя
    «предстартовую» подготовку, предложил разработать свое задание для оценки эффективности реализации программы лагеря «Школьный корабль».
    «Космическая» идея у ребят возникла после состоявшейся в нашей школе встречи с космонавтом, героем России Скрипочкой Олегом Ивановичем, экскурсии в экспоцентр «Аксион», посещения Аллеи космонавтов, инициатором создания которой стал «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг».
    (Предприятие внесло огромный вклад в развитие отечественной космонавтики.
    Оно первым из оборонных предприятий республики включилось в космическую программу страны – изготовило станцию «Электрон», которая обеспечила расчет траектории полета в космос Юрия Гагарина).
    В первом классе нынешние четвероклассники читали рассказ Артема
    Орлова «Планета, которая понравилась всем». Это произведение ребята предложили взять за основу задания.
    Обучающиеся, заканчивающие начальную школу, имеют достаточный опыт выполнения комплексных работ на основе текста (диагностическая работа
    «Чтение. Работа с текстом», ознакомление с заданиями Всероссийских проверочных работ по русскому языку, математике и окружающему миру),

    «Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
    279 составления заданий по аналогии под руководством учителя в составе творческой группы и самостоятельно.
    На школьной научно-практической конференции 4Б класс представил коллективный проект «Формирование компетенций будущего», созданный при поддержке педагогов «Дворца детского (юношеского) творчества» города
    Ижевска, где ребята получают дополнительное образование по программам
    «Музыкальная азбука», «Цветное слово», «Ниточка к успеху». Задание
    «Планета, которая понравилась всем» стало результатом проектной деятельности детско-взрослого творческого коллектива. Наставники и участники проекта сделали вывод: социально значимая деятельность – это условия воспитания глобально компетентной личности.
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28


    написать администратору сайта