люою. Внедрение функциональной грамотности_региональный опыт. Сборник научных трудов
Скачать 5.73 Mb.
|
РАЗДЕЛ 7. КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ Абдулаева Оксана Абдукаримовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры начального, основного и среднего общего образования, государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования», 191002, г. Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д. 11-13, лит. А, e-mail: abduloks@yandex.ru Аннотация. В статье рассматриваются ключевые вопросы, связанные с особенностями формирования креативного мышления как составной части функциональной грамотности, анализируются сильные стороны и ограничения использования банка заданий, направленных на формирование и оценку креативного мышления. Также обозначены перспективные формы взаимодействия при решении такого рода комплексных заданий в урочной и внеурочной деятельности учащихся. Ключевые слова: креативное мышление, функциональная грамотность, компетенции креативного мышления, концептуальная модель формирования и оценки креативного мышления, формы взаимодействия, ожидания по отношению к учителю. Вступление Актуальность введения направления «Креативное мышление» в международном сравнительном исследовании PISA и отечественных мониторингах по оценке уровня функциональной грамотности во многом обусловлено тем, что креативность занимает лидирующие позиции во всех прогнозах самых востребованных надпрофессиональных и универсальных навыков XXI века, позволяя человеку быть максимально эффективным в различных сферах жизни: профессиональной, социальной, личной. Все чаще простого хранения и воспроизведения информации оказывается недостаточно для выполнения поставленных личностных и профессиональных задач. В современном обществе возрастает спрос на нестандартные инновационные решения проблем, которые возможно принимать только на основе системного, критического, творческого мышления [2, с.27]. В то же время еще Поль Сборник научных трудов 304 Вайнцвайгер отмечал, что «право на самовыражение и на свободное развитие личности не должно быть привилегией избранных, оно принадлежит всем» и «каждая личность способна внести свой вклад в благосостояние общества» [5]. В настоящее время перед педагогическим сообществом встает задача оценить имеющиеся образовательные ресурсы для развития креативного мышления, используемые преимущественно в работе с одаренными детьми, переосмыслить имеющийся опыт с позиций формирования функциональной грамотности и адаптировать его под реальность современного школьного образования. В 2021-2022 гг. в рамках работы Всероссийского семинара «Формирование и оценка функциональной грамотности школьников», организованного Институтом стратегии развития образования РАО и в соответствии с Планом мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся 5-9-х классов государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, была проведена экспертиза и апробация открытого банка заданий на цифровой платформе Российской электронной школы (РЭШ) по направлению «Креативное мышление» [4; 8], которая выявила потенциал использования на разных этапах образовательного процесса комплексных заданий, направленных на формирование и оценку креативного мышления. Постановка проблемы и цели Осмысление креативного мышления в контексте формирования и оценки функциональной грамотности требует от педагогического сообщества понимания особенностей концептуальной модели оценки креативного мышления и овладение методическими подходами к формированию креативного мышления у обучающихся 5–9 классов. Это подразумевает знакомство педагогов с научно-методическими разработками в этой области, включая систему заданий и диагностических материалов для формирования и оценки креативного мышления, их использование в образовательном процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной грамотности. Целью статьи является анализ возможностей использования в образовательном процессе банка заданий, направленных на формирование и оценку креативного мышления, представленного в электронном формате на платформе РЭШ, в том числе определения эффективных форм взаимодействия при выполнении этих заданий. Результат Понимание характерных особенностей заданий на формирование и оценку креативного мышления как составной части функциональной грамотности [6] подразумевает осмысление понятия «креативное мышление» с позиций компетентностного, концептного и задачного подходов [3]. На рисунке 1 обозначены ключевые области данных заданий: содержательная, компетентностная, контекст. «Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт» 305 Рис. 1. Концептуальная модель оценки креативного мышления В данной модели креативное мышление рассматривается как способность производить идеи, решения, продукты, которые были бы одновременно оригинальными, отличались новизной и при этом релевантными контекстам проблемных ситуаций, в которых они производятся. С этих позиций разрабатываемые задания для формирования и оценки креативного мышления характеризуются следующими важными особенностями: комплексность, проблемность, неопределённость в способах действий и возможность их выбора; допустимость и необходимость альтернативных решений; использование специальной системы критериев оценки выполнения заданий, отражающих важнейшие характеристики дивергентного мышления, лежащего в основе способности к креативному мышлению [7]. Разработанный банк заданий по направлению «Креативное мышление» [4; 8] отражает представленные особенности и является базовым комплектом материалов для формирования и оценки креативного мышления школьников основной ступени образования. Комплексный анализ образовательного потенциала банка заданий осуществлялся учителями разных предметных дисциплин гуманитарного, математического и естественно-научного циклов образовательных организаций Санкт-Петербурга. В состав творческой группы входили кандидаты педагогических наук; представители районной методической службы; преподаватели вузов и системы дополнительного педагогического образования. Сборник научных трудов 306 Анализ каждого комплексного задания осуществлялся в трех направлениях предполагал ответы на следующие вопросы: - На каком этапе урока можно использовать данное задание? - В каких направлениях внеурочной деятельности и воспитательной работе можно применять данное задание? - Какие сильные стороны можно использовать для реализации возможности и минимизации рисков и ограничений задания? Мнения экспертов для каждой параллели класса представлены в приложении к методическим рекомендациям по формированию креативного мышления [7, с. 97–119]. Обобщение результатов экспертизы банка заданий для формирования и оценки креативного мышления учащихся 5–9 классов показало широкий спектр возможностей использования банка заданий не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, а также в системе дополнительного образования. Тематика и контекст большинства заданий актуален для учащихся 5–9 классов и затрагивает социально значимые аспекты жизни современного общества, они носят не только контролирующий, но обучающий и развивающий характер. Информация в заданиях представлена понятным и доступным для понимания учащихся 5-9 классом языком. Наличие в банке нестандартных для российских школьников заданий, расширяющих их кругозор, способы действий в различных ситуациях реальной жизни, способствует развитию умения видеть и выдвигать альтернативные идеи, смотреть на проблему шире и с разных сторон. Помимо диагностики уровня сформированности креативного мышления, часть заданий предоставляет возможность диагностировать метапредметные и личностные образовательные результаты, вовлекая обучающихся проектную и исследовательскую деятельность и в активные формы воспитательной работы. Представленные в банке задания дают возможность учителю использовать их как для совместного, так и индивидуального творчества учеников, вовлекая их в различные формы взаимодействия, предоставляя учащимся различные пути и способы для самовыражения, а также применять их на курсах повышения квалификации учителей и для организации занятий с родителями. Необходимо отметить ряд ограничений и возможных рисков при реализации заданий в образовательном процессе. Не очевидна возможность оценивания компетенций креативного мышления в динамике. Это общая проблема диагностики креативного мышления, связанная с множеством субъективных факторов проявления креативности каждым учеником в конкретной ситуации. В частности, успешность выполнения задания связана с пониманием контекста задания, зависит от его настроя в конкретной ситуации тестирования и проявления разных аспектов жизненного опыта обучающихся. С другой стороны, невозможно повторно проверить компетенции креативного мышления в одном и том же контексте проблемной ситуации, то есть имеются объективные «Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт» 307 сложности, связанные с подбором «якорных» заданий для отслеживания динамики формирования каждой компетенции креативного мышления. Еще один важный момент связан с тем, что приведенные в заданиях примерные варианты ответов могут провоцировать учащихся к стереотипным моделям поведения или рассуждений и отвлекать отдельных учеников от проявления собственных оригинальных вариантов решения. Важно отметить, что любое комплексное задание на креативное мышление требуют творческого осмысления и подхода не только от учеников, но и от учителей, особенно, когда учитель должен увидеть в ответе ученика не явно выраженное соответствие критериям оценивания и живую игру воображения и оригинальности мысли. Этот факт актуализирует проблему, связанную с обучением учителей оценке открытых заданий по креативному мышлению и корректной трактовки критериев при оценивании реальных ответов учеников. Неподготовленность части учителей к применению и оценке этого типа заданий, особенно в урочной деятельности, усугубляется отсутствием методических рекомендаций по интерпретации полученных результатов выполнения работы, описанию закономерностей и характеристик выявленного уровня с представлением последовательности дальнейших действий учителя и администрации школы по развитию креативности учеников в соответствии с уже выявленным уровнем. Необходимо отметить, что некоторые задания, связанные с оценочными суждениями и моральным выбором не всегда корректно оценивать с позиции жёсткой балльной системы. Для этих заданий будет полезно продумать систему самооценки и взаимооценки. К наиболее вероятным ограничениям использования банка заданий можно отнести риск отторжения заданий учителями, нацеленными на «жесткое» следование содержанию учебников и подготовку учеников к процедурам итоговой аттестации. При неправильных установках учителей и администрации школы есть риск сведения выполнения заданий к формальным тренировочным и оценочным процедурам (натаскиванию). Опыт апробации банка заданий на формирование и оценку креативного мышления в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга показал, что эффективность использования заданий возрастает при планомерном и систематическом их использовании, а также при применении приемов диалогового взаимодействия, групповых и индивидуальных формах работы. Результаты школьников после интенсивного знакомства с банком задач и выполнения входной и итоговой диагностических работ в феврале и марте 2022 года представлены на рисунке 2. Сборник научных трудов 308 Рис. 2. Динамика результатов диагностических работ по оценке креативного мышления 15-летних учащихся (Санкт-Петербург, 2022) Содержание, план, характеристика заданий и система оценки обеих диагностических работ представлены в приложении к методическим рекомендациям по формированию креативного мышления [7, с. 70–96]. Результаты входного тестированияобучающихся 8 ОУ Санкт-Петербурга из выборки PISA-2022 свидетельствует о том, что этот формат заданий для ребят оказался новым, у большинства из них объективно не было опыта решения подобных задач и 43% учащихся оказались не готовыпроявлять компетенции креативного мышления выше первых двух уровней. Наиболее частые проблемы при выполнении заданий были связаны с непониманием контекста вопроса или текста; невнимательным прочтением задания и подменой ответа на другой вопрос; предъявление стандартных шаблонных ответов – использование имеющихся клише, узкий кругозор и бедный лексикон, неумение генерировать разнообразные идеи, емко и ярко выражать свои идеи и отбирать оригинальные идеи. Ребятам оказалось сложнее дорабатывать идеи, чем выдвигать идеи. Сопоставляя результатывходного и итогового тестирования по креативному мышлению, мы видим, что почти в два раза сократилась группа учащихся, выполнивших работу на недостаточном уровне (с 8,07% до 4,53%), примерно в 1,4 раза увеличилась группа, выполнивших работу на повышенном уровне. В то же время, понимая некорректность напрямую сравнивать результаты обоих диагностик, все же стоит констатировать уверенную позитивную динамику по всем уровням не приходится и вряд ли за такой короткий срок это возможно. Результаты апробации банка заданий РЭШ показали необходимость уделять внимание не только содержанию заданий, но формам и технологиям формирования креативного мышления. Этому аспекту необходимо уделять «Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт» 309 пристальное внимание, чтобы при решении креативных задач создавать условия для творческого поиски и помогать им обретать уверенность в себе и своих силах, создать атмосферу свободного уважительного обмена мнениями, идеями и решениями. Учеников не должно тревожить, будут ли они услышаны, будут ли приняты или осмеяны их соображения. Они не должны бояться делать ошибку. На это нацелены технологии диалогового взаимодействия, приемы технологии развития критического мышления, триз-технологии, кейс- технологии, технологии проектной и исследовательской деятельности и др. Опыт интенсивного использования банка заданий в подготовке учащихся к PISA-2022 по направлению «Креативное мышление» демонстрирует, что путь освоения методов обучения креативному мышлению требует, по своей сути, не только дидактической проработки, но и личностной пристройки личности педагога к новым методам, адаптации и переработки их под себя. Остановимся только на наиболее значимых профессиональных и личностных качествах учителя, которые помогают создавать атмосферу творчества, поддерживают живость воображения и поощряют желание делиться своими идеями [2]: - умение учителябыстро ориентироваться в меняющейся обстановке учебного процесса и побуждать участников к обмену мнениями; - терпеливо выслушивать ученика, проявлять искренний интерес к ребенку и внимание; - стремление узнать точку зрения учеников; проявлять действительный интерес к его суждениям и впечатлениям; - спокойно воспринимать возможные ошибки в фактах, логике рассуждений; побуждать к прояснению и уточнению без стремления одернуть, оборвать «очевидную чепуху»; - умение увидеть за нескладным выражением идей живую работу мысли учеников, поддержать ее, деликатно направляя на поиск результатов, которые могут быть неизвестны самому учителю; - доброжелательность, положительное принятие личности ребенка; - безоценочное восприятие его мыслей, пристрастий, склонностей, чувств; воздержание от оценок позволит учащимся расширить русло для потока идей, больше времени и внимания уделить свободному размышлению над проблемой. Необходимо отметить, что в большинстве школ Санкт-Петербурга осмысление работы по формированию именно креативного мышления с позиций функциональной грамотности только начинается и нам предстоит еще ответить на многие вопросы и сделать ряд конкретных шагов, в частности, оказать методическую помощь учителям для созданий благоприятных условий для проявления креативных идей и создания творческих продуктов, настроить их на планомерную и целенаправленную работу в этом направлении за счет тщательного выстраивания образовательных траекторий, улучшения качества управления проектами, составления комплексных программ внеурочной деятельности, использование онлайн ресурсов, внедрения образовательных технологий и практик, обеспечивающих получение метапредметных Сборник научных трудов 310 результатов, необходимых для формирования, развития и оценки разных видов компетенций функциональной грамотности обучающихся, в том числе универсальных компетенций 21 века. Заключение Процесс формирования креативного мышления не может быть набором отдельных заданий, уроков или занятий внеурочной деятельности. Этот процесс логично и системно должен быть интегрирован в основную образовательную программу как обязательная ее составляющая, а также являться важным аспектом воспитания социально значимых качеств личности современных школьников. Опыт Санкт-Петербурга наглядно демонстрирует, что процесс формирования и оценки креативного мышления как составной части функциональной грамотности является результативным, если он носит целенаправленный и системный характер, логично интегрирован в основную образовательную программу образовательной организации, а характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса строится на технологиях диалогового взаимодействия и сотрудничества с акцентом на практико-ориентированную, исследовательскую и проектную деятельность, основанную на проявлении самостоятельности, активности и креативности учащихся. Список литературы 1. Абдулаева О. А. Одаренный ребенок: проблемы и методы работы: методическое пособие. СПб.: СПб АППО, 2018. 80 с. 2. Абдулаева О. А. Особенности оценки уровня функциональной грамотности учащихся основной школы // Профессиональное развитие педагогов в области формирования и оценки функциональной грамотности учащихся: монография / Абдулаева О. А. и др.; под науч. ред. И. Ю. Алексашиной. СПб.: СПб АППО, 2021. 154 с. (Научные школы Академии). С. 27–43. 3. Алексашина И. Ю., Абдулаева О. А., Киселев Ю.П. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: учебно-методическое пособие / науч. ред. И. Ю. Алексашина. СПб.: КАРО, 2019. 160 с. (Петербургский вектор введения ФГОС ООО). 4. Банк заданий «Креативное мышление» // Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся». URL: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/ (дата обращения 15.06.2022). 5. Вайнцвайгер П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990. 192 с. 6. Логинова О. Б., Авдеенко Н. А., Яковлева С. Г., Садовщикова О. И. Проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности». «Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт» 311 Креативное мышление: первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 2 (70). С. 132–154. 7. Логинова О. Б., Ковалева Г. С., Яковлева С. Г., Садовщикова О. И. Креативное мышление: методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М., 2021. URL: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe- myshlenie/КМ_Методические%20рекомендации%20_2021.pdf (дата обращения 15.06.2022). 8. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. URL: https://fg.resh.edu.ru/?redirectAfterLogin=%2Ffunctionalliteracy%2Fevents (дата обращения 15.06.2022). |