лагерь. Сборник сценариев мероприятий для летнего лагеря
Скачать 0.66 Mb.
|
В-1: Вам необходимо за 3 минуты: – Нарисовать солнце; – Исполнить припев гимна Союза Пионеров «Лучистое Солнце»; – Организовать группу поддержки; – Вырезать одну из букв слова «ЛИДЕР»; – И станцевать. В-2: У вас есть 10 секунд, для того чтобы подумать, как это выполнить за три минуты. (творческий конкурс) В-1: Пока жюри подводит итоги, мы проверим вокальные данные зала. (игра с залом) (жюри, остаётся 5 человек) В-2: Настоящий лидер должен суметь привлечь к работе в своей организа- ции как можно большее количество людей. В-1: Я понял, пускай они сделают рекламу детским организациям, в кото- рых они состоят. В-2: В помощь, так уж и быть, пригласите из зала 3-ёх своих самых твор- ческих людей. Более того, это задание они будут выполнять самостоятельно, вы же только объясните им вашу идею. (игра с залом) (реклама) 42 В-1: Как известно, наш звездолёт очень ограничен в размерах, а лететь придётся очень долго. В-2: Но мы позволим вам выбрать три самые нужные вещи, из тех, кото- рые мы смогли достать на вашей планете. В-1: А вы попробуйте объяснить, зачем они вам в звездолёте? (3 необходимые вещи) В-1: И пока наши гости из космоса делают свой окончательный выбор, я расскажу вам немного о фауне нашей планеты Океан. (игра с залом, подведение итогов) В-2: — Океан, программа выполнена успешно, лидеры найдены. Результа- ты программы скопированы в базу данных и будут использоваться в дальней- шем. В-1: — Поздравляю корабль. Ждём вас с нетерпением!!! Водное шоу "Штормовская каналья" ВДЦ "Орленок", детский лагерь "Штормовой", Реализация творческого и спортивного потенциала участников смены. Состав команды: 9 чел-к Инвентарь и оборудование: 5 тазиков с водой, 5 полотенец, 5 веревок. Ход шоу: Звучат фанфары. Выходит ведущая. Вед.: Добрый день! Мы рады вас видеть в полном составе, и приветствуем вас! Мы собрали вас на этой эстраде, чтобы огласить вам приказ Приказ № 1. О подготовке к новому купальному сезону Приказываю: 1. Провести проверку присутствия всех морских обитателей на своих мес- тах. 2. Провести квалификационные соревнования на соответствие занимаемой должности. 3. Торжественно вручить приз, занявшему 1-е место. Владыка морей. Вед.: С приказом мы вас ознакомили и в соответствие с ним, Мы начинаем наши соревнования. И первое испытание будут преодолевать наши сильные, ловкие, смелые водолазы. (Водолазы выходят на эстраду, помощники перед каждым ставят таз с водой в нем находятся по пять разных небольших предметов (у всех одинако- вый набор), вешают на шею полотенце.) Вед.: Вам такое задание. По моей команде вы ныряете в таз и без помощи рук достаете все предметы, плавающие там. Чтобы вам было удобнее выпол- нить это задание, нужно встать на четвереньки. Итак, приготовились… В воду! Под задорную музыку дети выполняют задание. Побеждает тот, кто пер- вым выловит все предметы.. Вед.: Молодцы! Вы замечательно справились со своим заданием. 43 Жюри награждает победителя. После этого жюри занимает места на ска- мейке. Вед. Настало время продемонстрировать свои способности нашим очаро- вательным русалочкам. (Русалочки выходят на эстраду.) Вам необходимо внимательно слушать музыку и танцевать. Побеждает та, которая покажет самые оригинальные танцевальные движения. Вы готовы? Музыку! (Попури) Вед.: Очень хорошо! Теперь мы не сомневаемся, что вы сможете очаровать любого. (Победитель награждается.) Вед.: Как вы знаете, в различных водоемах живут не только русалки. Но есть и водяные, которых мы приветствуем на нашей эстраде. Всем известно, что водяные любят петь. А вот давайте, сейчас посмотрим, кто же из них знает больше песен о море. (Водяные по очереди называют пес- ни. Кто затрудняется назвать песню, выбывает.) Вед.: Оказывается наш водяной очень любит петь и знает очень много пе- сен. Мы его поздравляем. (Победитель награждается.) Знаете, ребята, у меня вдруг возникло желание увидеть рядом с собой на- ших золотых рыбок. (Выходят рыбки.) Ну вот, мое первое желание исполнилось. Но по традиции нужно загадать второе желание. Было бы неплохо увидеть на эстраде всю команду морских обитателей. (Выходят все 9 человек.) Отлично! Но и самое заветное желание - это, чтобы все участники команд встали в круг и взялись за руки. Теперь просьба вас запутаться, не размыкая рук. (3 рыбки распутывают чужую команду. Победитель - кто быстее распу- тает чужую команду) Звучит веселая инструменталка. Вед.: Очень хорошо справились с заданием наши рыбки. У них всегда все получается. (Победитель награждается.) Вед.: Все вы знаете, что звезды бывают разные. Но самые яркие, являются морские. Выходят морские звезды. Представьте такую ситуацию: Большинство эстрадных звезд выступают на сцене под фонограмму. И может возникнуть масса причин, по которой фоно- грамма обрывается. Сейчас у вас есть возможность почувствовать себя настоя- щей эстрадной звездой. (включается фонограммама. "звезды" должны подпе- вать в микрофон. Затем музыка обрывается, а звездам нужно продолжать петь. И затем фонограмма включается вновь. Побеждает тот, кто не растерялся, и хо- рошо спел.) Звучит фонограмма попури: "Ветер с моря дул", "Черный кот", "Студент", "Маленькая страна", "Позови меня с собой". Вед.: Прекрасно! Вы очень хорошо справились с этим заданием. (Победи- тель награждается) У нас осталось самое сложное задание для морских коньков. (Выходят морские коньки, помощники выносят каждому таз с водой.) 44 Вед.: Вам нужно выполнить самое интересное задание. По этой эстраде необходимо пронести таз с водой на спине и не разлить. Побеждает тот, кто выходит самым "сухим из воды". (Победитель награждается). Вед.: Все замечательно справились и с этим заданием. Осталось пройти испытание самым озорным морским жителям. На сцену приглашаются осми- ножки. (Осминожкам связываются руки и дается задание расчесаться без помо- щи рук.) Звучит веселая инструменталка. Вед.: Очень хорошо. (Победитель награждается). Здесь вы показали свои способности. А вот посмотрим как вы сможете вы- полнить все задания на пляже. (Все уходят на пляж на веселые старты.) Веселые старты на воде. Инвентарь и оборудование: 5 ведер, 5 стаканов, 5 мячей, 5 клюшек, кег- ли, флажки, 5 пар ласт, ведро шишек. 1. По команде первый участник бежит к воде, набирает стакан воды, бежит обратно к команде и выливает воду в ведро. Отдает стакан следующему участ- нику, а сам становится в конец строя. Следующий участник выполняет то же самое. Выигрывает та команда, которая наберет больше воды в ведро. 2. Первый участник в ластах бежит к воде, оставляет там ласты и возвра- щается обратно. Второй участник бежит к морю, одевает ласты и в них возвра- щается к команде. Следующий участник одевает ласты и бежит к морю, остав- ляя их там, возвращается. И т.д. Побеждает та команда, которая раньше всех выполнит задание. 3. Большое количество шишек находится в море. Первый участник бежит, без помощи рук, набирает как можно больше шишек и приносит их команде. Все остальные выполняют тоже самое. Побеждает та команда, которая наберет больше шишек. 4. Синхронное плавание. Каждой команде нужно придумать несколько движений на воде. Побеждает та команда, которая придумает наиболее ориги- нальные и интересные движения и синхронно выполняет их. 5. Направляющий передает мяч назад последнему участнику команды. По- следний участник бежит и становится перед направляющим и передает мяч на- зад. И т.д. до тех пор, пока направляющий не будет стоять первым. Побеждает та команда, которая правильно и быстро выполнила задание. 6. Первый участник ведет клюшкой мяч до флажка, обводит флажок, и возвращается к команде. Следующий делает то же самое. Побеждает та коман- да, которая правильно и быстро выполнила задание. Подведение итогов, награждение и купание при хорошей погоде. Ералаш – шоу И взрослым, и детям хорошо знаком детский юмористический тележурнал "Ералаш". Мероприятие "Ералаш-шоу" можно назвать лагерным вариантом 45 этой знаменитой и всеми любимой телепередачи, содержание которой состав- ляют инсценированные анекдоты, смешные истории или случаи из жизни. Организация материалы и оборудование. Для проведения этого мероприятия организаторам, прежде всего, необ- ходимо продумать название и содержание номинаций — разделов, темы из ко- торых могут быть использованы участниками при постановке миниатюр. На- пример: а) "Школьные страсти" — истории про школу, учителей и учащихся; б) "Автомобиль не роскошь..." — здесь материалом для инсценировки мо- гут быть смешные случаи и анекдоты, рассказывающие о ситуациях, произо- шедших с людьми в различных видах транспорта; в) "Любви все возрасты покорны" — вечная тема; г) "Их знали в лицо" — как правило, это анекдоты с участием известных персонажей (Василий Иванович, Вовочка, Штирлиц и т.п.). Для каждой номи- нации отдельно подбирается музыкальное сопровождение. Задача каждого отряда — подготовить определенное количество миниатюр (например, две или три, в зависимости от числа отрядов в лагере с таким расче- том, чтобы мероприятие не нарушало временных пределов) в соответствии с объявленными номинациями. Дипломы, призы и подарки должны совпадать с количеством призовых по- зиций. Так, например, могут быть награждены: - лучшая инсценировка в каждой номинации; - актриса за лучшую женскую роль; - актер за лучшую мужскую роль; - актеры за лучшую роль второго плана; - лучший костюм; - лучший сценарий; - лучшее музыкальное оформление; - актеры или творческие коллективы, завоевавшие симпатии зрителей. Место проведения: помещение клуба, эстрада, а также любая площадка, на которой может быть создана импровизированная сцена. Ход мероприятия: Конферансье выходит на сцену и объявляет очередную номинацию. От- ряды показывают подготовленные ими миниатюры. Вечер будет более увлекательным, если конферанс представляет из себя собственное театральное действие, в соответствии с логикой которого объяв- ляются номинации. Академия веселых наук (АВН) Увлекательная театрализованная викторина с элементами ролевой игры, содержание которой основано на материале наук, изучаемых в рамках школь- ного курса. Цели и задачи. Основная цель данного мероприятия - развитие позна- 46 вательного интереса ребят. В этом направлении реализуется задача развития кругозора и фантазии. Это становиться возможным на основе раскрытия твор- ческих способностей, посредством демонстрации детьми эрудиции, интеллек- туальных возможностей и актерских способностей. Обращает на себя внимание факт организации мероприятия на материале предметов, изучаемых ребятами в школе, что способствует развитию у них мотивации учебной деятельности. Мероприятие используется с целью группового сплочения детей. Организация, материалы и оборудование. Игра-викторина проходит в форме заседания "научного совета" Академии веселых наук и требует предва- рительной организации. Каждый отряд - "факультет академии" получает задание - подготовить краткое инсценированное сообщение, отражающее содержание науки, которую представляет отряд. Тематику сообщения ребята выбирают самостоятельно. Перед отрядом ставится задача в логике изложения содержания той или иной, выбранной ими науки, допустить определенное число неточностей таким обра- зом, чтобы это было неявно для зрителей, увлеченных сюжетом сценки. Жюри - "научный совет академии" состоит из почетных магистров. За- благовременно каждый факультет предоставляет в жюри список намеренных ошибок, обеспечивая тем самым объективность оценок. Заранее позаботьтесь о музыке или играх, которые будут занимать паузы между выступлениями. Не забудьте о мантиях для магистров и о дипломах и подарках победите- лям. При планировании игры с вожатыми сделайте акцент на уровне ошибок. Игра рассчитана на любой возраст, следовательно, сложность неточностей не должна превышать 2х2=5. Ход мероприятия: На заседании научного совета, которое происходит в актовом зале или на эстраде, выходя на сцену каждый отряд (факультет академии), в порядке оче- редности представляет свою науку: математику, физику, химию, литературу, иностранный язык, медицину, биологию и т.п. Представление - это небольшая сценка на любую тему, отвечающую со- держанию науки, которую представляет отряд. На первый взгляд на сцене идет логичное обоснованное и занимательное повествование о том или ином явле- нии, изучаемом данной наукой. Однако, в этой логике можно не заметить те факты, которые умышленно не соответствуют истине. Именно эти ошибки должны обнаружить остальные отряды, наблюдающие за ходом действия. Чис- ло ошибок определено заранее по договоренности (например, 5). Зачастую выступающие так волнуются, что допускают большее количе- ство ошибок, чем планировали. В этом случае задача отрядов-наблюдателей в первую очередь обнаружить "задуманные" неточности, и, если наблюдатель- ность позволит участникам заметить дополнительно и "незапланированные" ошибки, - справедливое жюри оценит это по достоинству. 47 По окончании выступления каждого факультета отводится специальное время, за которые они коротко формулируют содержание обнаруженных оши- бок и результаты передают в жюри. Чтобы остальная детвора не скучала, ве- дущие заполняют паузы, играя с залом. Так, например, ведущими игры-викторины могут быть Знайка и Незнайка. Вся игра принимает форму театрализованного представления, в ходе которого проходят выступления ребят. Итоги игры. Награждаются победители - интеллектуалы, набравшие наи- большее количество очков, а также отряд - факультет, миниатюра которого бы- ла лучшей. Музей археологических раскопок (познавательно - развлекательная программа) Каждой команде предлагается открыть свой музей археологических раско- пок, выступить не только в роли археологов, но и экскурсоводов. В музее должны быть представлены соответствующие разделы: «Восток в древности», «Восток сегодня», «Флора и фауна Востока» и соответственно разделам распо- ложены экспозиции. Экскурсовод проводит по музею экскурсию (возможны юмористические отступления и дополнения). При открытии своего музея «археологи» не долж- ны забывать про наличие необходимых экспонатов: - скульптура; - архитектурные сооружения; - остатки посуды и ценных изделий, уникальные экспонаты. Музей может располагаться в домиках каждого отряда, где комнаты будут соответствовать выставочным залам. Жюри и представители караванов будут переходить из одного музея в другой, отмечая интересные идеи и экспонаты. Вечером при поведении итогов можно продемонстрировать интересные архео- логические находки. Вечер бардовской песни «Возьмемся за руки, друзья!» (вечер у костра) Авторы: вожатые детского лагеря "Комсомольский" ВДЦ "Орленок" Вед.1: Добрый вечер, дорогие друзья! Вед.2: Добрый вечер! Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! Сегодня наша встреча необычная. Вед.1: Необычна тем, что это встреча - с песней. Вед.2: С песней самодеятельной, гитарной, авторской, бардовской, турист- ской - так много граней в этом интересном и уникальном явлении - в песенной поэзии, общении автора-исполнителя со слушателями. Вед.1: Сегодня на нашем вечере прозвучат самые разные песни - о красоте вокруг нас, о созидающей силе любви, о чистоте человеческих отношений. 48 Прозвучат песни авторов, которых уже нет среди нас, и авторов, до сих пор ра- дующих нас своими произведениями. Вед.2: Всего семь нот в музыке, семь цветов в радуге. Но у каждого цвета есть свой образ, свое настроение. Вед.1: Сегодня нам предстоит окунуться в эту музыкально-цветовую па- литру. Красный цвет - цвет крови, знамени, памяти минувшей войны. Песни, окрашенные в этот цвет, пронизаны горячей любовью к родине, к защитнику мирного очага - настоящему человеку. (поют вожатые: «Ах, война...») Вед.2: Эти строки написал Булат Окуджава, сам участник войны, поэт, признанный бард, стоявший у истоков самодеятельной песни. Вед.1: Символично, что мы начали наш вечер именно с этой важной темы, где слились воедино скорбь и память, гордость и слава непобедимого русского народа. Но не будем грустить, окунем нашу музыкальную кисть в пылающий закат, добавим пару лучиков уходящего солнца, и получится другой цвет - оранжевый, желтый, объединяющиеся, в моем представлении, в золотой - цвет фантазии, мечты, романтической выдумки. А солнце засыпает в горах, и здесь открывается новая тема: «Горы далекие, горы...». Гитатра переходит . . . . (исполняется песня «Горы далекие») Вед.2: Горы, подъемы, перевалы, штурмы вершин, покорение и... возвра- щение домой, где всегда ждут, всегда верят в нашу победу. В этот уют родного крова мы попадем с помощью . . . . (исполняется песня «Дом») Вед.1: Романтика! Вед.2: Романтика движет миром, заставляет влюбляться, мечтать, творить, стремиться крылатой мыслью туда, где ты еще не был: (поют вожатые «Я не знаю, где встретиться...») Вед.1: Всем нам не сидится дома, и мы набиваем наши рюкзаки турист- ским хламом, берем первую попавшуюся карту и идем вслед за своей звездой. Дорога за дорогой, перевал за перевалом. (исполняется песня «Перевал») Вед.2: В походе в редкие минуты отдыха задумываешься о главном, стара- ешься не упустить тот счастливый и волнующий миг достижения цели, пре- одоления слабости. «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь». (исполняется песня «Миг») Вед.1: А знаешь, в дороге встречаются необыкновенные люди, обладаю- щие каким-то странным знанием, озаренные светом тайны. Вед.2: Кажется, наши хранители однажды встретили такого человека, по- разившего их своей необычной внешностью. Сколько всего было сокрыто в его душе... (вожатые поют песню «Горбун») Вед.1: Бесконечный полет! Под тобою проносятся города, моря, леса - кра- соты окружающей нас природы. На широко расправленных крыльях мы рас- крываем новую тему, новый цвет: зеленый. Для человека наблюдательного, с чуткой душой расслышать зеленый шум, понять язык зверей и птиц природного 49 царства - нетрудная задача. Все вокруг - деревья и цветы, вода и камни - жи- вые. Давайте замолчим на секунду и попробуем услышать биение лесного сердца. Вед.2: Тишина - священное слово для каждого барда. Сегодня нас научат понимать ее значимость и сокровенную тайну. (исполняется песня «Тишина») Вед.2: Ой, кто это? Вед.1: Неужели лев? Что-то необычное промелькнуло в бликах костра... Вед.2: Может, это то необычное существо, с которым столкнулись наши хранители, общаясь с духами Огня, Воды, Земли, Воздуха и Леса? Это было на- стоящее чудо. (вожатые поют песню «Чудо») Вед.1: Как много чудесного таит в себе природа! Как много мы, наивные ее покорители, не замечаем...Но все-таки, если рано утром выйти из зеленой палатки, вдохнуть бодрящий воздух, услышать токанье глухаря, то можно при- близиться к неизъяснимому, трудно выговариваемому... (вожатые поют «Здесь лапы у елей дрожат на весу...») Вед.2: Последний из великих романтиков, Владимир Высоцкий написал эту песню. Человек, который своим хриплым голосом умел говорить правду всему миру... Сердце этого Гамлета современности навсегда осталось в воспе- тых им вершинах, походах, ночевках. Вед.1: «Внизу не встретишь, как ни тянись, За всю свою счастливую жизнь Десятую долю таких красот и чудес.» Вед.2: Не будем завидовать великим, мы тоже можем мечтать о далеких звездах, бродить по лунным дорожкам, петь тихие лирические песни о счастье, дружбе, верности, надежде. Это что-то незамутненное, чистое, как свежая вода родника. Недаром наш вожатский отряд называется «Родник»! И у нас в «Род- нике» царит особая атмосфера, душевного, доброго отношения друг к другу. Царит любовь и крепкая дружба. Вед.1: И здесь открывается новая тема. Посмотрите друг другу в глаза! Вы поймете, что такое истинное чувство. Барды всего мира чаще всего видят опре- деленный цвет глаз. Как вы думаете, какой? Конечно, голубой! Голубой и си- ний - новые цвета нашей музыкальной палитры. Вед.2: А знаешь, воздух после дождя становится голубым. Он напоен лю- бовью, так и хочется петь. И только тебе, единственной, неповторимой. (исполняется песня «После летнего дождя») Вед.2: Вся гамма чувств, палитра переживаний была перед нами. Действи- тельно, мир это любовь. И мы хранители нашего счастья. (вожатые поют песню «Ты у меня одна») Вед.1: К нашему костру медленно спускается ночь, и вечер на цыпочках уходит к морю, сдавая свою вахту. Он отправляется бродить по волнам, пере- шагивает через вершины гор, ждет своего часа на лесных дорожках. Сегодня Дания и Дима отправятся бродить с ним. (Дания и Дима поют песню «Вечер бродит») Вед.2: Не самые легкие дороги выбирают барды, многих подстерегает 50 смертельная опасность. Так, погиб в борьбе со стихией Валерий Грушин, сту- дент, турист, большой любитель авторской песни. Вед.1: С 1968 года недалеко от Самары проводится Грушинский фести- валь авторской песни, где выступают те, кто носит гордое звание турист- по- ходник, бард. Запомните имена мэтров самодеятельной песни: Визбора, Окуд- жавы, Высоцкого, Галича, Матвеевой, Кима, Клячкина, Дольского, Берковско- го, Суханова, Митяева, Никитина, Кукина и многих других. Вед.2: Походы, путешествия, экспедиции всегда уводят их участников от родного дома. А значит, разлука с любимой, значит, кажущееся бесконечное ожидание... А это уже новая тема, другой цвет. Цвет темный, тревожный - фио- летовый. Вед.1: Поэтому, как только оттолкнешься от родного порога, неодолимо тянет к родимому дому. И тогда в песне разлито чувство величественной тоски по дому, особой аристократической грусти рыцарей печального образа. (исполняется песня «Мой город») Вед.2: У бардов существует такая традиция. Когда не все песни еще спеты, но есть желание их петь, то гитара идет по кругу, собирая оставшиеся цвета нашей музыкальной палитры. Вед.1: Итак, гитара отправляется в свое путешествие... (Поются 4-5 песен (желательно, те, которые знает весь лагерь), переда- вая гитару между вожатыми и ребятами, умеющими играть, можно встать в большой орлятский круг) Вед.2: За этим костром мы провели с вами незабываемые минуты. Но вре- мя неумолимо движется вперед, заставляя нас думать о расставании. Костры неумолимо гаснут, но лишь за тем, чтобы загореться снова уже в другом месте, на той вершине, которая еще не покорена. (вожатые поют «Всем нашим встречам...») Вед.1: Все краски уже положены на нашу палитру. Осталось только взять кисть и каждому из нас начать писать свое полотно, свою жизнь. Уверен, что что-то общее будет в этой картине, то, что нас объединило сегодня. Вед.2: В честь нашего единения мы хотим исполнить самую известную бардовскую песню - «Изгиб гитары желтой». (все поют и исполняют песню «Изгиб гитары») Что такое патриотизм? (Дискуссия) Авторы: вожатые детского лагеря "Комсомольский" ВДЦ "Орленок" Россия, Родина, Отчизна! Родного неба синева! О, как возвышенно и чисто Звенят во мне твои слова. Добрый день уважаемые друзья! Мы приветствуем вас.Сегодня нас объе- динила общая тема, по поводу которой, каждый из Вас хотел бы высказаться. Тема, на наш, взгляд извечная и актуальная – что токае патриотизм, что такое гражданственность. Можно ли между этими двумя понятиями поставить знак 51 равенства. Кого интересуют эти вопросы, мы приглашаем сегодня к разговору. Сегодня с нами люди нескольких поколений. Мы преклоняемся перед людьми, которые многое испытали в своей жизни, воспитали несколько поко- лений. Пережили социальные и политические потрясения, как в СССР, так в России. И их взгляд на нашу проблематику, наверно, будет исходить их жиз- ненного опыта (40-60) Следующим поколением на наш взгляд, являются люди, чье мировоззре- ние, формирование патриотических чувств происходило на изломе советской системы и становления российской государственности (30-35); Поколение, которые мы для себя обозначили как «студенчество». Это то поколение, которое выросла в ситуации «без запретов» и крайнего обнищания народа. Этот процесс сильно повлиял на ценностные ориентации. И поэтому вы выделили две крайности: первое - остро реагирует на все изменения в общест- ве, широко информированы и политизированы (молодежные организации, ту- совки, националистические организации). А с другой стороны – полная отре- шенность от социально-активной деятельности Это поколение называют поколением будущего – его потребности и ин- тересны, очень сильно отличаются от вышеизложенных – качественное образо- вание, перспективная профессия материальная заинтересованность, престижная работа за границей. Так же в нашем разговоре примут участие как эксперты – начальник дет- ского лагеря . . . , методист смены . . . , а также . . . , Каждый участник сегодняшней встречи имеет номер, под которым он бу- дет выступать. После того, как наш разговор подойдет к концу вы в своей ин- дивидуальной карточке обозначите два номера тех людей, чьи мысли и выступ- ления вам наиболее понравились или близки вам по духу. Действительно, заявленная тема актуальна. Об этом свидетельствуют ваши проекты, ваши плакаты, государственная программа «Патриотическое воспи- тание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» от 16 февраля 2001 г. Некоторые выдержки из программы: Формирование у граждан высокого чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанно- стей по защите ее интересов. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способ- ной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное время и военное время; решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Рос- сийской Федерации. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов. Почему, на ваш взгляд, стала такая острая необходимость заниматься воспитанием патриотизма, гражданственности у граждан России, и более 52 того возведение этого на уровень государства? (Личные выступление, в зале «Свободный микрофон») В нашем разговоре важно определится, что такое патриотизм и гражданст- венность. Для этого мы предлагаем вам поработать в группах в течение 5 минут, по- сле чего результат работы вы фиксируете это на листе ватмана и представляете варианты аудитории. А наши эксперты помогут нам разобраться в этих слож- ных категориях. (Идет представление понятий и работы экспертного совета, у каждой группы по 2 минуты) Ключевым понятиями в категории «Патриотизм» является Родина, а в гражданственности – государство и общество. Сейчас мы вам предлагаем послушать отрывок из песни Игоря Талькова «Родина моя». Именно из строк этой песни рождается наш вопрос. (Фрагмент песни) А Родина и государство – это одно и тоже? И почему? (Личные выступление, в зале «Свободный микрофон») Таким образом, Родина для каждого своя, этому свидетельствуют строки из песен, стихов, образов, высказываний. (Песня Николая Расторгуева «Россия») Шукшинская Россия это просторы, русские деревни, березы, поля (зачи- тываются выдержки из его произведений). Для Владимира Высоцкого это двор, дружба, друзья, человеческий подвиг. (звучат отрывки из его песен). А государство – важнейший социально-политический институт общества, основа его политические системы, осуществляющий правотворчество, распола- гающий специальным аппаратом принуждения, выражающей волю и интересы отдельного класса или всего народа. Мы уважаем власть, законы, государственные институты, символы, отно- симся к своим обязанностям ответственно. По отношению к родине и государству возникает разное восприятие Роди- ну - любим, а государство – уважаем. Объединение этих категорий происходит в деятельности, в конкретных поступках и делах Человека. Очень ярко это про- является в критических ситуациях – война, авария, когда Человек проявляет мужество, гражданскую позицию, рискует своей жизнью, погибает за свою Ро- дину. Тому много примеров – Чечня, Чернобыль, Армения, акции в поддержку солдат и т.д. А как это проявляется патриотизм в обычной жизни? Вопрос, вы 15- летние и 16-летние, каким образом проявляется ваш патриотизм? (Личные выступление, в зале «Свободный микрофон») Лермонтов, белый генерал Деникин, Набоков, Ахматова, Иван Горин – коммунист, подпольщик, Игорь Тальков, Иван Петров – российский солдат, по- гибший в первой Чеченской войне. Все они были патриотами своей Отчизны. Каждый в своей эпохе, своими поступками они доказывали это, не напоказ, а по убеждению, любви к своей России. Вот уже и XXI век. Время летит его не остановить. А что такое патрио- 53 тизм для нас, людей этого века. Что значить быть патриотом России в двадцать первом веке? (Личные выступление, в зале «Свободный микрофон») (Выступление членов экспертного совета, они подводят итог дискуссии, делают вывод) Преступника может наказать закон, тот человек, который совершил под- виг, получит награду, а мерилом гражданственности и патриотизма является ваша совесть. Каждый сам определяет для себя – патриот он, гражданин. (Подведение итогов по карточкам.) Вокруг земного шара Это творческое, страноведческое мероприятие с элементами экономиче- ской игры. Игра рассчитана на детей старшего и среднего школьного возраста. Цели и задачи. Основная цель игры - развитие у детей кругозора и позна- вательного интереса. Среди задач игры можно отметить возможность реализа- ции в процессе мероприятия интеллектуальных способностей детей и их эру- диции. Кроме того, игра способствует формированию активной познавательной позиции ребенка. Здесь активно задействованы процессы восприятия, внимания и памяти. Организация, материалы и оборудование: Игра лучше проходит при участии большого количества детей, которые кроме участия в ней, активно за- действованы в ее организации и подготовке. При подготовке ребята должны выполнить следующие задания. Каждый отряд выбирает страну: Япония, Испа- ния, Англия, США и т.д. Затем, члены отряда делятся на творческие группы. «Оформители» рисуют флаг, выпускают газету, посвященную данной стране и т.п.; "Рекламные агенты" - заботятся о рекламе своей страны; "Костю- меры" - изготавливают атрибуты национальной одежды, выбранной страны; "Банкиры" - выпускают валюту, количество денежных единиц должно быть оговорено заранее; "Страноведы" - составляют список вопросов познавательно- го характера, отражающих территориальные, национальные и культурные осо- бенности данной страны. Вопросы могут быть, например, такими: 1) Назовите город, который является столицей (название государства)? 2) С какими государствами (название государства) имеет общие террито- риальные границы? 3) Какими морями или океанами омывается (название государства)? 4) Перечислите крупные города (название государства). 5) Какие достопримечательности (название государства) вы знаете? 6) Назовите известных людей страны? 7) Национальный танец страны. 8) Национальное блюдо страны. 9) Знаменитые футбольные клубы страны. 10)Цвета флага страны т.п. "Выдумщики" - придумывают творческие задания, например: 1) исполнить известную песню страны; 54 2) исполнить национальный танец; 3) продемонстрировать национальный ритуал; 4) объяснение в любви в национальном стиле; 5) стихи (сочинить про страну или прочитать на национальном языке). "Хозяева" продумывают ритуал встречи гостей страны. Можно написать приветственную речь или разыграть миниатюру. К моменту начала этого этапа организаторами должна быть нарисована карта с указанием стран и маршрута следования до них. Во время путешествия по громкой связи проводится реклама туристических маршрутов с описанием достопримечательностей стран. Ход мероприятия Этап - "Путешествие по странам" Отряды оставляют на местах "Хозяев", а все остальные отправляются в пу- тешествие по другим странам. Задача путешественников - заработать как мож- но больше валюты других стран, ответив на вопросы или выполнив творческое задание. Ребята могут ходить небольшими группами или по одиночке. Этап - "Обмен денег" По окончании этапа "Путешествие по странам" дети собираются на отряд- ные места, где все заработанные деньги они отдают главному банкиру, который отправляется в "Игробанк". Валюты разных стран обмениваются на об- щелагерную валюту (название валюты может отражать название лагеря: полет- ки - «Полет», лучики - «Солнечный», огоньки - «Огонек», елочки - «Елочка» т.д.) в соответствии с установленным курсом. Существует одно обязательное ограничение: отряд не может обменять валюту своей страны. Этап - "Подведение итогов" Этот этап может быть проведен несколькими способами. 1) По окончанию обмена валюты подсчитывается количество баллов. Та страна, которая набрала наибольшее количество баллов, выигрывает, а резуль- таты вывешиваются на табло. 2) Можно открыть магазин, где на общелагерную валюту дети могут при- обрести реальные сладости или сувениры. 3) Наконец, можно устроить аукцион реликвий стран, лоты, который отря- ды готовят заранее. Это могут быть и какие-то лагерные реликвии, например: ручка начальника лагеря, песенник с пожеланиями всего педотряда, бейджик любимого вожатого и т.д.) Отряды приобретают на аукционе вещи на общела- герную валюту, заработанную ими во время игры, а деньги, вырученные во время аукциона, идут в общелагерный банк. Поиск сокровищ (игра на местности) В игре необходимо все тщательно продумать таким образом; чтобы зада- ния были непростые и одновременно доступные. Маршрут нужно проклады- вать на большую дистанцию и вдали от лагеря. Вожатые должны участвовать 55 вместе со своим отрядом. Старт лучше всего сделать тут же, на месте, где обычно встречается ваш отряд, а финиш - также недалеко от места старта, что- бы в то время, пока отряды находятся па дистанции, можно было бы пригото- вить чай с конфетами и тортом и т.п. Игру можно проводить и в лесу, и в горо- де. Не позволяйте отрядам “садиться на хвост” друг другу. Чтобы не получи- лось такого, что все отряды следуют за одним, первое задание сделать таким, что отрядам нужно расшифровать сообщение и записать его на бумаге. Второй способ избежать одновременного прохождения отрядами дистанции - сделать первое задание самым сложным, чтобы у каждого отряда ушло время на его разгадывание. Например, каждому отряду дать бумагу с зашифрованным сооб- щением: “прошептать слово “отряд” своему командиру (вожатому) в левое ухо”. После того, как отряд выполнил это задание, он получает новую записку с заданием где искать следующий ключ. Такое начало обычно дает необходимый разрыв по времени между отрядами. Убедитесь, что все задания- ключи находятся на месте и не разрушены. За- дания-ключи должны быть четко обозначены и надежно спрятаны. Следите за тем, чтобы ребята во время прохождения дистанции не сорвали и не разрушили ни одной метки. Может быть, имеет смысл около некоторых ключей поставить наблюдателей, готовых заменить ключи новыми, если будет необходимость. Первое и последнее задания должны быть самыми сложными, как уже го- ворилось выше. Главная причина - избежать преследования одного отряда дру- гим (только разгадав первое задание, отряд получает следующее), а вторая при- чина – вожатый может давать намеки – подсказки отряду, который в полном замешательстве и не может разгадать задания. В успешной игре ни один отряд не должен сойти с трассы из-за того, что не справился с заданием. А причина того, что последнее задание должно быть также самым труд- ным, кроется в том, чтобы сделать развязку игры более драматичной. Отряд, который прошел всю дистанцию первым, может испытать трудности в разгады- вании последнего задания. Несколько отрядов, шедших позади, также могут прийти к последнему ключу и начать разгадку последнего задания - еще одного зашифрованного сообщения. Это может быть телефонный номер того, у кого находятся сокровища. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ КЛЮЧЕЙ-ЗАДАНИЙ В ГОРОДЕ Встаньте спиной к зданию, где вы получили ваше первое задание. Перейдите улицу и идите на запад, пройдите три осветительных столба, находящиеся на другой стороне улицы, по которой вы идете. Поверните налево на первом перекрестке. Пройдите один квартал и поверните на перекрестке в сторону ж/д вокза- ла. Продолжайте идти в эту сторону, пока не пройдете три телефонных буд- ки. Рядом с одной из телефонных будок на столбе расположен дорожный знак, указывающий направление. Идите в обратном направлении. Идите прямо, пока не дойдете до улицы, название которой начинается с 12-й буквы алфавита. 56 Не пересекайте улицу, а поверните налево и идите в этом направлении, пока не увидите витрину магазина, в которой стоит манекен в синей одежде. Повернитесь спиной к манекену и перейдите улицу, на противополож- ной стороне улицы - автобусная остановка, на которой вы увидите мужчину в шляпе и с зонтиком, в кармане - сложенная газета. Он даст вам следующий ключ. Пример первого задания-ключа: Скил: Ефлал С. опсану. ме? Етиж АКС, мо. Т-ОП ешимин: дер”е путсоро Пь Сети ор!!! Тсопь С.Е. Дзястид: ох ан ек Ут слагмо тлеж В. К. Евол Еч. (Если прочитать снизу вверх и справа налево, то получится: человек в жел- том галстуке находится здесь. Постройтесь по росту перед ним и шепотом ска- жите: наспослал Феликс.) ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ-КЛЮЧЕЙ В ЛАГЕРЕ Идите по тропинке к озеру (азимут 160°) от лагеря до скалы (камня) у основания упавшего дерева. Идите вдоль линии электропередач, пока не пройдете столб с номером 76. Найдите азимут 240' и идите по азимуту, пока не выйдете на поляну, на которой найдете старое кострище. "Идите на восток, пока не увидите канаву, пересекающую ваш путь с се- вера на юг. Идите вдоль канавы, пока не выйдете на проселочную дорогу. Идите по дороге влево, пока не дойдете до шоссе. "Найдете дорожный знак с ограничением скорости. Пройдите данное количество шагов на юг. Под большим камнем рядом со столбом находится следующее задание. В качестве сокровищ могут служить разноцветные жетоны, которые ребята должны собрать и принести ведущему игры (последнее сообщение может быть следующим: « В дупле дерева вы найдете жетоны. Каждый жетон - шоколадная конфета. Соберите жетоны и принесите ведущему». В лабиринтах пещер (игра на местности) Пещеры - подземные полости, сообщающиеся с поверхностью, где под- земные воды размывают грунт или искусственно созданные под землей углуб- ления с целью добычи полезных ископаемых. В любом случае, попасть в пеще- ру, побродить по подземным лабиринтам - занятие для смелых и находчивых 57 людей, ведь пещеры зачастую полны загадок, тайн и непредсказуемых ситуа- ций. Провести игровую программу под названием "В лабиринтах пещеры" бу- дет интересно на природе в условиях похода или туристического слета, в заго- родном лагере, а при создании определенных условий - и в школе. Наиболее интересной игра получится, если проводить ее в вечернее время, когда уже стемнело. Предлагаемая игра не носит соревновательного характера, а значит, в ней не будет побежденных и огорченных. Усиливают необычную интригу данной игровой программы ее динамичность и таинственность. Требуется получить наибольшее количество жетонов со знаками тайнописи и с их помощью прочи- тать текст пароля, необходимого для входа в штрек, в котором спрятан "клад". Перед началом заманчивого, но опасного путешествия проводник (веду- щий) напоминает правила техники безопасности - правила игры: - внимательно слушать проводника; - идти по пещере дружно, точно соблюдая все команды проводника, что- бы потерять как можно меньше источников света; - громко не кричать (возможен обвал); - хорошо обдумывать каждый шаг, чтобы быстрее дойти до цели Подготовка к игре 1. Сообщить детям сведения о пещерах, предложить узнать о других пеще- рах из справочной литературы. 2. Приготовить место для игры на природе или в помещении, заранее оп- ределив, оформив и пронумеровав "штреки" и дав им названия. 3. Зарисовать план пещеры, который будет находиться у проводника. 4. Подготовить необходимые для экспедиции вещи: веревку, фонарь, про- дукты, питьевую воду, а также "Лишние" предметы: мяч, книгу, магнитофон. 5. Запастись сувенирными свечами - эквивалентами успешных действий. б. Сделать костюм приведения. 7. Варианты вопросов и заданий для получения допуска Допуск к походу К таким опасным и ответственным экспедициям, как путешествие по под- земным лабиринтам пещеры, необходимо готовиться заранее и серьезно. Для этого нужны не только отличная физическая форма, психологическая готов- ность, но и специальные знания, практические навыки. Проверить качество та- кой предварительной подготовки необходимо до начала похода. Получить допуск должен каждый участник индивидуально, отвечая на во- просы и выполняя задания, предлагаемые опытными проводниками. Матери- альное подтверждение допуска - полученная от проводника свеча. Если участ- ник уже получил подтверждение своей готовности, он временно выбывает из круга испытуемых, давая возможность проявить себя своим товарищам. При организации процедуры допуска действует еще одно важное правило. Каждые пять человек, получившие допуск, имеют право взять с собой еще одного чело- века, ручаясь за него. Но в этом случае путешественники не получают от про- водника еще одну свечу. 58 1. Из какого произведения эти строки: "Принц содрогнулся. Конечно, он знал о существовании огромного подземелья, расположенного далеко под их королевством. Случалось, что люди заглядывали туда, но, постояв несколько минут у входа, увидев на земле и в воздухе странные тени невиданных зверей, в испуге возвращались"? (А. Волков. "Семь подземных королей") 2. Объектом изучения каких наук являются пещеры? (Спелеологии и ар- хеологии.) 3. Что конкретно изучают ученые-спелеологи? (Микроклимат, расположе- ние, подземные воды, животный мир пещер.) 4. Что вы знаете не о сказочных, а о реально существующих пещерах? На- зовите некоторые из них. (Озерная пещера, расположенная в среднем течении Днестра; гипсовая Кунгурская пещера на Урале; Мамон тона пещера в США, штат Кентукки; ,пещера Пьер Сен Мартен во Франции; Снежная пещера на Кавказе и др.) 5. Как по-другому называют древних пещерных людей? (Неандертальцы.) б. Назовите орудия труда, которые изготовлялись пещерными людьми? (Ручной топор, молоток.) 7. Соберите в рюкзак необходимые для экспедиции вещи. 8. Как называются каменные "сосульки", минеральные образования, сви- сающие с потолка и верхней части стен пещер? (Сталактиты.) 9. Кто из пещерных обитателей может спать вниз головой? (Летучая мышь) 10. Откройте вход в пещеру с помощью волшебных слов, которые исполь- зовались в сказках. ("Сим-сим, откройся, "Лети, лети, лепесток..", "Гуфары- муфары", скорики-ерики. . . и др.) По подземному лабиринту Главная трудность передвижения по подземному лабиринту состоит в том, что идти приходится в полной темноте. Участники экспедиции перемещаются от штрека к штреку с закрытыми глазами. С этой целью каждый получает спе- циально изготовленные из темной бумаги, не пропускающей свет, очки или колпаки (фунтики) для головы. "Зрячими" остаются только проводник, возглав- ляющий колонну, и инструкторы, наблюдающие за соблюдением правил пере- движения. Варианты способов передвижения от штрека к штреку меняются, и проводник перед началом очередного продвижения объясняет, какова будет техника перемещения в данном случае. Варианты способов передвижения: - цепочкой-змейкой, правой рукой держась за веревку, а левой - за плечо идущего впереди; - цепочкой, взявшись за руки, но двигаясь спиной вперед, т.е. задом напе- ред; - передвигаясь по-гусиному, т.е. приставляя ступни ног пяткой к носку; в колонне парами, делая З шага вперед, 1 шаг назад, далее - хлопок по ладоням участников, образующих пару; - цепочкой, взявшись за руки, но хромая то на правую (1, 3, 5-й и т.д. уча- стник), то на левую (2, 4, 6-й и т.д. участник) ногу; и т.п. 59 За соблюдением правил техники безопасности (заданных правил передви- жения) наблюдают инструкторы. За каждое нарушение этих правил на участни- ков экспедиции налагается штраф: путешественники будут вынуждены вернуть одну из свечей, полученных при допуске к походу и так необходимых для по- иска клада. Во время пути по пещере для участников проводятся мини-экскурсии. Роль экскурсоводов поочередно выполняют инструкторы во время передвижения группы от штрека к штреку. Каждый фрагмент экскурсии заканчивается кон- трольными вопросами по ее содержанию. Если участники были невнимательны и не смогли правильно ответить на вопрос экскурсовода, группа путешествен- ников также штрафуется свечами. За правильные ответы путники получают же- тоны с тайными знаками. 1 штрек. "Прикосновение". Когда человек не имеет возможности видеть, это компенсируется повыше- нием чувствительности других органов чувств, в частности осязания. Чтобы почувствовать это на себе, а заодно и проверить, не присоединились ли в тем- ноте посторонние, участникам экспедиции предлагается задание: прикасаясь друг к другу с завязанными глазами определить, кто есть кто. Участники образуют круг. Каждому из них присваивается свой личный номер, о котором не знают другие (для этого проводник в произвольном поряд- ке обходит круг и называет порядковый номер каждого участника, прикасаясь к его плечу). Далее проводник называет два любых номера из имеющихся в спи- ске. Их носители делают три шага в центр круга и пытаются опознать друг дру- га. В случае успеха участник получает заветный тайный знак. 2-й штрек. "Ночное рандеву" В пещерах, конечно же, тоже есть своя жизнь, и есть свои обитатели. Кто они, как им удалось приспособиться к жизни без света? Что мы вообще знаем о животных, умеющих видеть в темноте? На подобные вопросы предстоит отве- тить участникам экспедиции в этом штреке. Варианты вопросов 1. Какие животные носят название "пещерные"? (Рыбы - мелкие, до 13 см, живородящие, с редуцированными глазами; ранее существовали пещерные медведи, но они уже вымерли.) 2. Что помогает летучим мышам ориентироваться в полной темноте? (Они испускают локационные сигналы в виде коротких ультразвуковых импульсов частотой 20-120 кГц и продолжительностью 0,2-100 мс.) З. Какие особенности органов зрения имеют пещерные рыбы? (У них глаза редуцированы или отсутствуют.) 4. Чем можно объяснить, что пещеры часто населены слепыми и безцвет- ными животными? (Особенностями среды обитания.) 5. Кто из вымерших хищных млекопитающих действительно обитал в пе- щерах: пещерный лев или пещерный медведь? (Пещерный медведь.) 3-й штрек. "Голос из темноты" В условиях ограничения зрительного восприятия мира более четко и остро начинает работать слуховой анализатор человека. Убедимся в этом, проведя тренировочный практикум по распознаванию обыденных звуков внешнего ми- 60 ра. Сделать это будут непросто, потому что, по свидетельству очевидцев, звуки в пещере искажаются и часто напоминают шаги странных существ. Итак, зада- ние: узнать, что это за звуки. Через фонограмму (или в реальном исполнении) участникам предлагается узнать на слух (глаза закрыты) различные звуки: шум дождя, завывание ветра, кипение чайника, тормоза автомобиля, скрип двери, голоса присутствующих и т.п. 4-й штрек. "Страх" С громким хохотом появляется приведение, рассказывает ребятам "стра- шилку" и предлагает свое задание: придумать историю пострашнее этой. 5-й штрек. "Тайнопись" Стены штрека разрисованы непонятными знаками. Очевидно, что эта на- скальная тайнопись имеет свой смысл, понять его можно только с помощью шифра. Часть тайных знаков путешественникам уже известна, дается шанс расширить их запас. Это можно сделать, выполнив задание "Собери картинку" (изображение ключа). Выполняется задание коллективно, дополнительные трудности создает отсутствие освещения в штреке. Одни участники экспедиции с помощью зажженных свеч освещают пространство, другие - собирают ключ. Если задание оказывается выполненным в течение 1 минуты, путешественники получают 5 жетонов с буквами, каждая дополнительная минута сокращает их количество на один знак шифра. С помощью данного шифра участники должны восстановить достаточно сложный и длинный текст философского содержания, набранный тайными зна- ками: "В отсутствие ключа дверь - это часть стены. В отсутствие двери ни к че- му ключ. Дверь и ключ к ней представляют собой проход для разума. В отсут- ствие разума ни ключа, ни двери. Ни прохода не существует". Если участники затрудняются с расшифровкой, то получить недостающие жетоны с буквами можно, ответив на вопросы тематической викторины, по- священной кладам, которые, кстати очень часто прятали в пещерах. Варианты вопросов 1. Между персонажами какого произведения состоялся такой разговор - Клад... - это деньги такие и сокровища, которые люди в землю спрятали. Раз- бойники всякие. - А Зачем - А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь? - Я про запас. - Вот и они про запас. (Э. Успенский. "Дядя Федор, пес и кот". Разговор между Матроскиным и Шариком.) 2. Капитан Флинт был не только пиратом, но и изобретателем. Назовите оригинальный компас системы капитана Флинта? (Скелет человека.) 3. Каким инструментом чаще всего пользуются кладоискатели? (Лопатой.) 4. Как называется сказочная страна, богатств, в которой под ногами лежит не обыкновенный песок, а золотой? (Эльдорадо.) 61 5. Что вы слышали о сокровищах инков? (Испанцами был пленен прави- тель инков. За него был назначен огромный выкуп - 70 тыс. нош золота. В сто- лицу империи инков потянулись вереницы индейцев с мешками золота на пле- чах. Но обещание было нарушено - правителя инков Атауальпу казнили, а зо- лото, которое было в пути, бесследно исчезло. Некоторые клады инков удалось найти, но главная часть спрятанных сокровищ до сих пор, спустя пять веков, остается ненайденной.) б. Герои какого произведения участвовали в следующем разговоре: - Слушай-ка.., если мы выроем клад, что ты сделаешь со своей половиной? - Я? Каждый день буду покупать пирожок и стакан содовой воды, буду хо- дить в каждый цирк, который приедет в наш город. Уж я знаю, что мне делать, чтобы прожить весело! (М. Твен. "Приключения Тома Сойера". Разговор между Томом Сойером и Геком Финном.) 7. Чаще всего кладоискатели стремятся найти золото или драгоценности, но в кладах могут быть и другие ценности. Что принято называть зачарованным кладом России? (Пропавшую библиотеку царя Ивана Грозного.) 8. Какое время года считается порой укрывания кладов? Почему? (Осень считается временем укрывания разбойничьих кладов. Разделив добычу, раз- бойники расходились зимовать по домам. Однако, чтобы избежать объяснений с стражами закона, преступники были вынуждены прятать часть награбленного в земле.) 9. Что такое культовые клады? (Это ценности, которые приносили верую- щие люди в жертву языческим богам и духам.) 10. Назовите известное произведение Л. Стивенсона о пиратах, стремя- щихся отыскать клад? ( "Остров сокровищ") б-й штрек. "Клад" В этом штреке участники экспедиции получают конверт с письмом. Зада- ние: прочитайте "слепой" текст и, следуя полученным установкам, найдите клад. Текст: "Вывошливпоследнийштрекпещерыздесьвасждетприят ныйсюрпризполучитеегоеслиотыщетесделаетепятьшаговотв ходапрямодосталактитовпотомшестьшаговвлеводосталактитов тришагавправопятьшаговвлевовстененащупайтемаленькуюрукояткудверцыиот кройтеее... Достав торт и украсив его оставшимися свечами, дети выходят из пещеры и... пьют чай. |