Главная страница
Навигация по странице:

  • 7. Контрреформы Александра III.

  • История. Семинарское занятие 3


    Скачать 115.76 Kb.
    НазваниеСеминарское занятие 3
    Дата27.08.2022
    Размер115.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория.docx
    ТипСеминар
    #654585
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6

    4. Общественно-политические движения в России в первой половине XIX в.

    Особенности развития общественного движения в первой половине XIX в.:

    • во-первых, поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения. Напротив, оно еще больше оживилось;

    • во-вторых, в отличие от предыдущего периода активизировалась дея­тельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй.

    В общественном движении первой половины XIX в. началось размежева­ние трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного.

     

    Консерватизм в России опирался на теории, доказывающие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия по­лучает обоснование впервые в период укрепления русского государства; развивается и совершенствуется в течение XVIII—XIX вв. В период, когда в Западной Европе было покончено с абсолютизмом, в России, напротив, продолжается теоретическое обоснование идеологии самодержавия.

    В начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения муд­рого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Рос­сию». Большое влияние на активизацию консервативной мысли оказало дви­жение декабристов.

    В теории официальной народности (основана на трех принципах: самодер­жавие, православие, народность) министра народного просвещения графа С. С. Уварова отражались просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе.Своеобразие заключалось в признании самодержавия как един­ственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассмат­ривалось как благо для народа и государства. Православие — основа духовной жизни народа, опора самодержавия. Народность — отсутствие социальной розни в России, «единство» народа и «единение» его с царем. Делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

    Эти идеи развивались журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем (из­датели полуофициозной газеты «Северная пчела»); профессорами Москов­ского университета М. П. Погодиным (профессор истории, в своих трудах раз­вивал теорию образования государства: на Западе — завоевание, а на Руси добровольное единение царя с народом), С. П. Шевыревым (профессор фило­логии, резко противопоставлял «разлагающийся и гниющий» Запад «святой Руси»; О. И. Сеньковским (профессор восточных языков, издатель журнала «Библиотека для чтения»). Теория официальной народности не только про­пагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвеще­ния и образования.

     

    На рубеже 30—40-х гг. XIX в. среди оппозиционных правительству либера­лов сложилось два идейных течения — славянофильство и западничество.

    Сам термин «славянофильство»придуман идейными их оппонентами — западниками, причем сами славянофилы первоначально не приняли это название, так как считали себя «русолюбами» или «русофилами», т. е. под­черкивали, что их интересуют преимущественно исторические судьбы России, русского народа, а не славян вообще. В истории развития славяно­фильства как идейного течения обычно выделяют два периода: раннее славя­нофильство — до реформы 1861 г. и позднее (пореформенное) славянофиль­ство — примерно до середины 70-х гг. XIX в.

     

    Славянофилы оставили богатое наследство в области философии, литера­туры, истории, богословия, экономики (И. Киреевский — в области филосо­фии и истории, А. Хомяков — в богословии и истории, К. Аксаков и Д. Валуев — в истории, Ю. Самарин — в социально-экономической и политической нау­ке, Ф. Чижов — в истории литературы и искусства).

     

    Основные идеи славянофилов:

    • убеждены в особой самобытности пути развития России, которую они преувеличивали;

    • большое значение придавали крестьянской общине;

    • Земские соборы оценивали как органы сотрудничества между народом и царской властью;

    • резко отрицательно относились к реформам Петра I, заставившим свернуть Россию с «истинного» пути. Крепостное право и деспотическая власть расценивалась как главный результат реформ Петра;

    • единственно верной и глубоко нравственной религией считали право­славие;

    • верили в то, что основная задача, стоящая перед Россией, — вернуться на исконный путь, для чего необходимо отменить крепостное право и возро­дить Земские соборы.

    Борьба славянофилов с преклонением перед Западом, изучение ими исто­рии народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры.

     

    Западники, в широком смысле, — термин, принятый в научной литературе для обозначения носителей особого мировоззрения, основанного на призна­нии общности России и Западной Европы как нераздельных частей и одного культурно-исторического целого. Наиболее широкие хронологические рам­ки терминов «западники» и «западничество» предложил Jl. Н. Гумилев: их появление он относит к IX в. А. Н. Сахаров первым западником называет ле­тописца Нестора, который отнес в «Повести временных лет» Русь вместе с Европой к «Афетовой» части света. В трудах С. М. Соловьева и Г. В. Плеха­нова появление западников датируется XVII в. Вл. С. Соловьев, автор статьи «Западники» в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, относил возникновение западничества к XVIII в. и выделял в его развитии три глав­ных «фазиса»: 1) теократический, представленный преимущественно рим­ским католичеством; 2) гуманитарный, определившийся теоретически как рационализм и практически как либерализм; 3) натуралистический, выра­зившийся в позитивном естественно-научном направлении мысли и в преоб­ладании социально-экономических интересов. Ярким представителем пер­вого «фазиса» Соловьев считал П. Я. Чаадаева, второго — В. Г. Белинского и «людей сороковых годов», третьего — Н. Г. Чернышевского и «людей шести­десятых годов». Наиболее узкие рамки западничества предложил А. А. Григо­рьев: 40—60-е гг. XIX в. (в современной отечественной историографии эту точку зрения разделяют С.С. Дмитриев, Н. И. Цимбаев и другие историки).

    В ходе идейной борьбы со славянофилами термин «западники» получил широкое распространение в обществе и литературе и стал употребляться прежде всего для обозначения одного из направлений русской общественной мысли конца 30—60-х гг. XIX в.

    Большое влияние на формирование взглядов западников оказали труды западноевропейских ученых и мыслителей К. Вердера, Г. Гегеля, И. Гердера, И. Канта, Ж. Кондора и др. Видными представителями московских западни­ков были В.П. Боткин, Г. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев и др.

    В Петербурге начала 40-х гг. западники группировались вокруг В. Г. Бе­линского. В его кружок входили П. В. Анненков, И. И. Панаев, Н. А. Некра­сов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и др.

     

    Основные идеи западников:

    • благодаря реформам Петра I Россия движется по европейскому пути, но с заметным отставанием, главные проявления которого — самодержавие и крепостное право;

    • необходимо догнать Европу путем реформ, проводимых сверху (пози­ция либеральных западников), преобразуя самодержавие в конституционную монархию и изживая крепостничество;

    • особая позиция была у радикальных западников (в отечественной исто­риографии после 1917 г. именовалась революционно-демократической): во- первых, необходимо не только догнать буржуазную Европу, но и совершить вместе с ней рывок к социалистическому строю; во-вторых, наиболее дей­ственным средством для этого являются не реформы, а революция.

    Восстание декабристов подтолкнуло оппозиционную правительству часть студенчества к организации различного рода кружков и тайных обществ. В 20—30-е гг. XIX в. ядро этих организаций составляли главным образом сту­денты Московского университета:

    • кружок братьев Критских в Московском университете (1827) разделял программу декабристов;

    • кружок Н. П. Сунгурова (1830—1831) выступал за революционный переворот;

    • кружки В. Г. Белинского (1829), А. И. Герцена, Н. П. Огарева (1831 — 1834), Н. В. Станкевича (1833—1937) изучали теорию утопического социализ­ма, западноевропейскую философию.

    5. Образование мирового хозяйства. Ведущие страны мира.


    Хозяйство мирового масштаба – это сложившаяся по некоторым причинам взаимосвязанная и взаимодействующая экономика всех стран мира, связанная между собой связями экономического характера, основанными на международном географическом разделении труда.

    Это объединение охватывает все экономики мира и не зависит от их уровня, роста или падения, политического строя и режима. Основа для всемирного хозяйства - мировой рынок капитализма, который обеспечивает обмен товарами, услугами и полезными ресурсами между государствами. Само существование и развитие этого рынка определено, как было сказано выше, международным географическим разделением труда.

    На страны мира, которые составляют первые десять первых строк по размеру ВВП (Соединенные Штаты Америки и Япония, Германия, Франция, Англия, Италия). К ним также относятся Россия, Бразилия, Индия и Китай. На них приходится больше половины ВВП мира (около 2/3 части). Развивающимися центрами с мировым именем становятся страны Азии и Персидского залива, являющиеся новыми индустриальными странами «первой волны».

    В результате международного экономического разделения труда в некоторых государствах возникают отрасли, большей своей частью ориентированные на международный экспорт. Эти отрасли представляют страну на мировом рынке.

    Основные этапы развития мировой экономики

    1 этап — XV — XVII вв.н.э. Зарождение мирового капиталистического рынка:

    • великие географические открытия,

    • появление колоний,

    • революция цен,

    • мануфактурный период.

    2 этап — XVIII — XIX вв.н.э. Формирование мирового капиталистического рынка, зарождение и развитие международного разделения:

    • промышленный переворот,

    • буржуазные революции,

    • переход от мануфактурной к фабричной системе.

    3 этап  — конец XIX — первая половина XX в.н.э. Формирование системы международного разделения труда и на этой основе всемирного хозяйства:

    • электротехническая революция,

    • двигатели внутреннего сгорания,

    • экономический раздел мира,

    • переход к монополистическому капитализму.

    4 этап  — с 50-х гг. XX в. до настоящего времени. Функционирование системы международного разделения труда, усиление взаимозависимости экономик всех стран:

    • научно-техническая революция,

    • процессы интернационализации и интеграции.

    6. Отмена крепостного права в России.

    19 февраля (3 марта1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права[21] и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости[22], состоявшее из 17 законодательных актов, касавшихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России. В их числе: «Правила о порядке приведения в действие Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», «Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, из усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий», местные положения.

    Основные положения реформы[править | править код]

    Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы:

    • Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными»; крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всём, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям — членству в сельском обществе и владению надельной землёй.

    • Крестьянские дома, постройки, всё движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью.

    • Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления было сельское общество, высшей (административной) единицей — волость.

    • Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом.

    • За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.

    • Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками.

    • Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками». Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось.

    • Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству.

    7. Контрреформы Александра III.

    По мнению Александра III реформы его отца, Александра II, лишь наносили вред действующему государственному укладу. Принятые новым императором реформы носили противоположный характер, отсюда и происходит их обобщенное название — контрреформы.

    Убийство Александра II террористами сильно повлияло на взгляды Александра III и предопределило характер его политики, направленной на возврат к консервативным методам. Новый император сразу же обозначил, что является противником либерализма. Главной целью его контрреформ стало укрепление самодержавия, усиление армии, борьба с инакомыслием, сплочение русского народа и русской идеи. Попытки своего отца расширить права народа Александр III находил опасными и, напротив, принял меры по их ограничению.

    Что включал в себя комплекс контрреформ Александра III

    Изменения для крестьян

    Направление новой политики способствовало усилению авторитета дворянского сословия. В 1885 г. создается Дворянский банк, субсидирующий помещиков. В отношении крестьян отменяется подушная подать и общинное земледелие, при этом выкупные платежи для них снизились. В 1882 г. учреждается Крестьянский банк, выдававший ссуды крестьянам для приобретения земель.

    Судебная реформа

    Реформа, принятая в 1864 г., также претерпевает изменения при Александре III. Система судоустройства становится более бюрократизированной и усложненной. Сокращается компетенция судов присяжных, а в селах мировые суды фактически заменил произвол чиновников. Поместные дворяне возглавили административную и судебную власть с правом отменять решения сельских судей сходов. Ими мог руководить лишь представитель дворянства.

    Изменения в системе образования

    В 1884 году утверждается новый университетский устав. С момента его принятия университеты переставали быть автономными: отныне их руководители назначались из министерства, а не из сотрудников учебного заведения, как было ранее. Теперь студенты теряли покровительство со стороны ректоров. Так, ранее, если студент был задержан полицейскими, ректор мог за него заступиться, однако при новой политике такие меры запрещались.

    Также были приняты следующие изменения:

    • закрытие всех женских курсов, кроме Бестужевских;

    • отказ принимать в школы детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников, поваров;

    • запрет для евреев на получение образования.

    В завершении образовательной реформы произошли существенные изменения для учащихся школ и гимназий. Принятый в 1885 г. закон, который окрестили в народе законом «о кухаркиных детях», сильно затруднял поступление в гимназии для крестьян. Во-первых, плата за обучение стала выше, во-вторых, за крестьянского ребенка должен был поручиться кто-то из представителей высшего сословия, что было проблематично. Победоносцев придерживался точки зрения, что таким ребятам достаточно обучение в церковно-приходской школе.

    Таким образом, политика Александра III в сфере образования ставила крест на просвещении всех слоев населения, и количество грамотных становилось еще меньше.

    Земская реформа

    Новые меры по Земской реформе были направлены на усиление контроля над земствами. Для горожан повысился имущественный ценз, в то время как для помещиков он снизился. В итоге представители мелкой торговли и ремесленники были лишены избирательного права.

    В 1889 г. император подписывает указ, которым утверждает должность земского начальника. Им мог стать только представитель дворянства. Круг его полномочий был достаточно широк: они были вправе проводить судебные процессы и принимать указы об арестах в районах.

    Пресса и издательство

    В созданный при Александре III совет для контроля над издательствами входили 4 министра, главным из которых был Победоносцев. За двухлетний период закрыли 9 изданий, публиковавшие произведение Салтыкова-Щедрина «Отечественные записки». Также проведена «чистка» библиотек: 133 книги запретили к хранению. На новые опубликованные произведения установили цензуру.

    Принятие закона для рабочих

    Впервые в истории страны принимается отдельный закон для рабочего класса, имевший важное значение. Нововведения носили следующий характер:

    • запрещен труд детей, которым не исполнилось 12 лет;

    • введено 8-часовое ограничение труда для детей 12-15 лет;

    • запрет ночного труда для женщин и несовершеннолетних детей;

    • установление ответственности за участие в стачках;

    • обязательность ведения расчетной книжки для внесения условий найма нового рабочего.

    Полиция

    После принятия «Положения об усиленной и чрезвычайной охране» областные и губернские власти наделяются правом вводить режим чрезвычайного управления. На время его действия высылались нежелательные лица, закрывались учебные заведения, издательства. Создается Особое совещание, в полномочия которого входило ссылать подозрительных лиц или арестовывать их сроком до 5 лет, позднее — до 6 месяцев.

    Издаются «Правила о местностях, состоящих на военном положении», регламентирующие режим военного положения. Данный режим предусматривал передачу власти военным органам от гражданских. Принятые в 1881 г. «Майские правила» и ряд других документов были направлены на ущемление прав национальных меньшинств.

    Религия

    Александр III за основу религиозной и национальной политики взял принципы, провозглашенные еще в период правления Николая I: православие, самодержавие, народность. Правитель уделял особое внимание укреплению национального духа русского народа. Александр III, как и его отец, проводил мероприятия по русификации по всем окраинам империи через культуру и образование.

    Православие стало основным оплотом самодержавия. Гимназии увеличили часы на преподавание религиозных предметов; была объявлена борьба с сектантством, а буддистам (калмыкам и бурятам) запретили строить храмы.

    Итоги контрреформ и последствия в отдалённой перспективе

    Политика правления Александра III носила неоднозначный характер. Самым значительным плюсом данного периода было неучастие Российской Империи в войнах, за что императора в народе окрестили «миротворцем». Однако проведенные им контрреформы в результате имели ряд существенных недостатков.

    С одной стороны, проведение контрреформ, проводимых Александром III, сдерживало развитие революционных движений и оппозиционных настроений. С другой стороны, предпринятые меры подействовали лишь на время: программа Александра III не смогла реализоваться полностью, т.к. во второй половине 90-х гг. XIX столетия начинается подъем революционных движений, среди которых одно из главенствующих положений займет пролетариат.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта