Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Крестовые походы и мир. Крестоносцы и Средневековая Русь.

  • 3.Повседневный мир человека Древней Руси.

  • Семинарное занятие 6. 1.Наполеоновские войны и Отечественная война в России в 1812 г.

  • 2.Реформаторские тенденции в политике Александра I.

  • 4.Конституция для Бессарабского государства и Польши. Власть приняла решение дать конституцию землям в 1815 году

  • История. Семинарское занятие 3


    Скачать 115.76 Kb.
    НазваниеСеминарское занятие 3
    Дата27.08.2022
    Размер115.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория.docx
    ТипСеминар
    #654585
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    История

    Семинарское занятие 3.

    1.Варианты периодизация эпохи Средневековья. Обсуждение концепции французского историка Жака ле Гофа – «Долгого Средневековья».

    Современная периодизация Средних веков разделяет историю Средневековья на три этапа, каждый из которых имеет свои особенности и отличается от других характеристиками. Именно в эту эпоху произошло зарождение европейских государств, возникших на обломках Римской империи.

    Раннее Средневековье (476-1100 гг.) - Появление первых варварских королевств в Европе. Великое переселение народов, в ходе которого целые нации завоёвывали новые территории. Образование Франкского государства (империи Карла Великого), самом крупном из всех средневековых государств. В этот период Средних веков происходит распространение христианства в Европе и рост исламского влияния. Другой важной особенностью Раннего Средневековья является зарождение феодализма, абсолютно нового общественно-экономического уклада.

    Высокое Средневековье (1100-1300 гг.) - Основной характеристикой этого этапа периодизации истории Средних веков является резкий рост численности населения Европы, который привёл к резким изменениям в политической, социальной и других сферах жизни. Также в XII-XIII веках произошёл резкий скачок в развитии технологий, благодаря чему экономический рост всего региона ускорился. За менее чем сто лет было сделано больше полезных изобретений, чем за тысячу лет до этого.

    Позднее Средневековье (1300-1500 гг.) - Другое название этого периода истории Средневековья – раннее Новое время. В российской истории его верхнюю границу обычно связывают с Английской революцией 1640 года, но есть и другие точки его верхней границы – открытие Америки Колумбом или начало Реформации в Европе. Особенностью Позднего Средневековья было преодоление феодальной раздробленности и образование централизованных государств Англии и Франции. Также в этот период Европы прошла через Чёрную смерть, эпидемию чумы, которая унесла жизни примерно 30% европейского населения. По всему региону также прокатились многочисленные крестьянские восстания (например, Жакерия во Франции). В Англии, Франции и Западной Германии в XIV веке практически повсеместно было упразднено крепостное право. Также Позднее Средневековье связывают с эпохой Возрождения, которая пришлась на вторую его половину.

    Обсуждение концепции французского историка Жака ле Гофа – «Долгого Средневековья».

    Придумывая термин «средние века», итальянские гуманисты второй половины XV в. (Джованни Андреа, бывший в 1496 г. папским библиотекарем) хотели отделить тех, кого они называли «древними», от самих себя, то есть от «своих современников», людей Ренессанса. Не отменяя христианской хронологии «шести возрастов», отсчитываемых от Сотворения мира, они предприняли попытку создать хронологию мирскую, светскую. Новая периодизация воскресила давнюю, возникшую еще на заре Средневековья оппозицию между древним и современным. Первоначально это противопоставление было исключительно временным (слово «современный», moderne, долгое время означало «настоящий», «сегодняшний»), но постепенно на первый план выступает его оценочный характер. Начавшееся в конце XIII в. формирование понятия прогресса служит сигналом для борьбы с прошлым. Сторонники нового искусства (ars nova) противопоставляют новую музыку музыке «прошлого», созданной до XIV в., современные логики и современные теологи отвергают аристотелизм, эту закваску университетской схоластики XIII в.; в трактате Defensor Pacis (1324) Марсилий Падуанский излагает основы политики, отделенной от религии, и основы государства, отделенного от Церкви; для него термин современный (moderne) означает «новаторский». Сравнивая свои произведения с творениями Чимабуэ и византийских художников, Джотто ощущает себя современным; почитатели его таланта также считают его творчество современным. Новое благочестие (devotio moderna) порывает с религией, пронизанной суевериями и схоластическим рационализмом, идейной основой религиозной практики XII-ХШ вв. Утверждая современность, рассматриваемую как возврат к подлинной Античности, эпохе Греции и Рима, а также — не будем об этом забывать — ко времени Библии, гуманисты творят свое Средневековье, своего рода темный туннель между двумя блестящими эпохами, расцвет которых отмечен взлетом науки, искусства и литературы. Иначе говоря, культурной революцией.

    2. Крестовые походы и мир. Крестоносцы и Средневековая Русь.

    Крестовые походы — вооружённое движение западноевропейских народов на Восток в XII — XIII веках с целью освобождения от присутствия мусульман территорий, на которых жил, действовал и погиб Иисус Христос и зародилось христианство

    1 крестовый поход (1096 – 1099 гг.)

    Организатор – папа Урбан II. Рыцари из Франции, Германии, Италии

    Желание римских пап распространить свою власть на новые страны, западных феодалов – приобрести новые владения и увеличить доходы. Освобождение Никеи (1097 г.), захват Эдессы (1098 г.), овладение Иерусалимом (1099 г.). Создание государства Триполи, княжества Антиохского, графства Эдесского, Иерусалимского королевства

    2 крестовый поход (1147 – 1149 гг.)

    Возглавляли Людовиг VII Французский и германский император Конрад III

    Потеря крестоносцами Эдессы (1144 г.). Полная неудача крестоносцев

    3 крестовый поход (1189 – 1192 гг.)

    Возглавляли германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард I Львиное Сердце

    Цель похода – вернуть Иерусалим, захваченный мусульманами, потерпели неудачу.

    4 крестовый поход (1202 – 1204 гг.)

    Организатор – папа Иннокентий III. Французские, итальянские, германские феодалы

    Жестокое разграбление христианского Константинополя. Распад Византийской империи: греческие государства – Эпирское царство, Никейская и Трапезундская империи. Крестоносцы создали Латинскую империю

    Детский (1212 г.)

    Дети

    Тысячи детей погибли или были проданы в рабство

    5 крестовый поход (1217 – 1221 гг.)

    Герцог Австрии Леопольд VI, король Венгрии Андраш II, и другие

    Был организован поход в Палестину и Египет. Потерпели провал наступления в Египте и в переговорах по Иерусалиму из-за того что отсутствовало единство в руководстве.

    6 крестовый поход (1228 – 1229 гг.)

    Германский король и император Римской империи Фридрих II Штауфен

    18 марта 1229 года Иерусалим в результате заключения договора с египетским султаном, но в 1244 году город снова перешел к мусульманам.

    7 крестовый поход (1248 – 1254 гг.)

    Французкий король Людовик IX Святой.

    Поход на Египет. Поражение крестоносцев, взятие в плен короля с последующим выкупом и возвращением домой.

    8 крестовый поход (1270-1291 гг.)

    Монгольские войска

    Последний и неудачный. Рыцари потеряли все владения на Востоке, кроме о. Кипр. Разорение стран Восточного Средиземноморья.

    Повседневный мир человека Древней Руси.

    Повседневная жизнь жителей Киевской Руси. В XI – XII веках древнерусское общество было неоднородным: Князья Рюриковичи – верхушка общества; Бояре – «думцы», они были воеводами, управляли городами, получали дань с различных областей; Духовенство - Епископы и игумены, Верхушка церкви (получали десятину), бедные монахи и городское духовенство; Горожане (купцы, ремесленники); Сельские общинники (смерды – данники князя); Челядь, холопы, рабы (полностью зависели от хозяина).

    3.Повседневный мир человека Древней Руси.

    В XI – XII веках древнерусское общество было неоднородным: Князья Рюриковичи – верхушка общества; Бояре – «думцы», они были воеводами, управляли городами, получали дань с различных областей; Духовенство - Епископы и игумены, Верхушка церкви (получали десятину), бедные монахи и городское духовенство; Горожане (купцы, ремесленники) ; Сельские общинники (смерды – данники князя) ; Челядь, холопы, рабы (полностью зависели от хозяина).

    В русском обществе сложился нравственный идеал – монашеское житьё (светского идеала – европейского идеала рыцарства с его культом личной чести, поклонениям женщине, уважениям достоинства другого человека не сложилось).

      Князья жили в дворцах – хоромах – каменных или деревянных с башнями, теремами, избами, лестницами и т.п. Особая постройка – гридница – большое парадное помещение, где князь держал совет с боярами, пировал со своей дружиной.

      

      

      Одевались князья в дорогие одежды из привозных тканей. Плащ – корзно был скреплен у плеча драгоценной застежкой. Основная одежда – длинная рубаха с расшитым оплечьем, с цветной каймой по краям. Нижняя одежда – сорочка и штаны. Высокая шапка с меховой опушкой, дра-гоценный пояс, длинные сапоги из цветного сафьяна. Важное дело для князя – военные походы (например, Владимир Мономах совершил 83 похода).

      

      

      Вставали с рассветом, молились богу, далее был совет с боярами или суд, а потом либо дань собирать, либо на охоту. В полдень обязательный сон.

      
      Любимые забавы – ловы – охота с псами и конные ристалища.

      

      

      Непременный атрибут это пиры в окружении бояр, дружинников, где их веселили скоморохи с гуслями и сопелями (дудками).

      Хозяйственной опорой князей были сёла, в которых распоряжались их управители (огнищане, тиуны).

      Князья знали грамоту и вступали в церковный брак.

      

      

      Бояре во всем подражали князьям, хотя и не обладали их богатством, ни их авторитетом. Знаком особой княжеской милости была золотая «Гривна» - обруч на шею.

      

      

      Особый строй жизни был у духовенства. Среди монахов многие вели праведную, подвижническую жизнь, являли собой образец учености. Жили одиноко, почти не общаясь с миром. Первым монахом, канонизированным на Руси, был Антоний Печерский из Киево-Печерского монастыря. На священниках была возложена обязанность направлять и судить личную и семейную жизнь прихожан.

      

      Огромная пропасть лежала между верхушкой общества и жизнью смердов. Жили в темных полуземлянках или избах с маленькими оконцами, закрываемыми от холода досками, топились по-черному. Одежда: короткая домотканая рубаха, узкие штаны, лапти, «кожух» (шуба) из грубой овчины или мед-вежины. Женщина одета в длинную рубаху, а замужние носили платок.

      

      В этой среде долго сохранялись языческие права и обычаи. Кровная месть, брак без венчания, языческие «игрища», «жертвы бесам и боло-там» и прочие волхования. Неумеренное пьянство (хотя распространено и в других странах). Обычай париться в бане. Главенство в семье мужчине принадлежало. Традиции трудолюбия, взаимопомощи, уважения к старшим, имели богатые праздничные обряды, песни, сказки, былины.

    Семинарное занятие 6.

    1.Наполеоновские войны и Отечественная война в России в 1812 г.

    Отечественная война 1812 года произошла вследствие стремления Наполеона к мировому господству. До этого ему удавалось с успехом одерживать победу над многими противниками.

    Главным и единственным его врагом на территории Европы оставалась Великобритания. Французский император хотел уничтожить Британию посредством континентальной блокады.

    Стоит заметить, что за 5 лет до начала Отечественной войны 1812 года между Францией и Россией был подписан Тильзитский мирный договор. Однако главный пункт этого договора не был тогда опубликован. Согласно ему, Александр 1 обязывался поддерживать Наполеона в блокаде, направленной против Великобритании.

    Тем не менее, как французы, так и русские прекрасно понимали, что рано или поздно между ними также начнется война, так как Наполеон Бонапарт не собирался останавливаться на подчинении одной Европы.

    Именно поэтому страны начали активно готовиться к будущей войне, наращивая военный потенциал и увеличивая численность своих армий.

    2.Реформаторские тенденции в политике Александра I.

    Высокий чин давал право соратникам императора принимать участие в реформировании. Основными преобразованиями во время правления Александра считаются:

    1.Ослабление крепостничества. Каждый крестьянин получал некоторые свободы. Выпущен запрет на раздачу казенных крепостных. Земля может быть приобретена крестьянами. Чтобы стать свободным, необходимо выкупить земельный надел. В период пятидесяти лет позволить себе свободу смогло не более двух процентов крепостных. Реформа оказалась не слишком эффективной.
    2.Проведение министерского реформирования. Характеризуется упразднением коллегий, созданных Петром Первым, появлением восьми министерств. Каждое министерство возглавлял соратник правителя. 
    3.Планирование Сперанского программы реформ. Он создал масштабную программу, которая касалась различных сфер жизни государства, но большую часть не удалось воплотить в жизнь. Имя деятеля прославило создание Государственного совета как законодательного органа. Он предложил провести корректировку министерской реформы путем создания единого образца министерства. Император самостоятельно назначает министров. Все представители должны лично отвечать перед правителем.


    4.Конституция для Бессарабского государства и Польши. Власть приняла решение дать конституцию землям в 1815 году


    5.Крепостное право и Конституция России. Установление конституционной монархии стало важным шагом для страны. Были сформированы Сенат и Посольская палата, которые были ключевыми органами парламента. Дворянство избирало членов палаты, после чего выбор утверждал государь. Участники Сената подбирались исключительно правителем. Он же полностью отвечал за предложение законов. В России появились наместничества в количестве десяти штук. Вместе с новой Конституцией должна была начаться новая эпоха. 


    6.Военные поселения. Эта реформа вызвала отрицательную реакцию у народа. Содержать армию становилось слишком неэкономно, потому был предложен переход к самостоятельному финансированию. Солдаты вынуждены были выполнять крестьянскую работу параллельно военному делу. Военные поселения стали заменой казарм, частей. Они находились в разных концах страны. Порядки здесь можно было назвать тюремными.

    3. «Евангельское» государство в идеологии и практике Александра I

    России потребовалось несколько столетий, чтобы сложились все те внешние и внутренние предпосылки, которые привели к подлинному евангельскому пробуждению. В XIX – XX вв. она прошла через три этапа такого пробуждения. Первый из них охватывал 1870 – 1880-е гг. и был связан с именами лорда Г. Редстока и В. А. Пашкова. Второй период – это время царствования Николая II  и первое десятилетие после октябрьского переворота, т. е. 1890 – 1920-е гг. Ключевой фигурой этого этапа был И. С. Проханов. Третьим этапом стал рубеж второго и третьего тысячелетий.
    Тема евангельского пробуждения в России второй половины XIX в. крайне слабо освещена в современной исторической и религиоведческой литературе. Направление религиозно-гражданской жизни, которое представляли российские евангельские христиане, носило альтернативный характер относительно нигилистически-революционных движений, организуемых политическими радикалами. Подавляемое государственной властью, вначале царской, а затем и коммунистической, оно фактически исчезло, а сведения о нем оказались погребены в архивах официальной светской историографии. Что касается историографии церковно-православной, то в ней всегда довлел оценочный негативизм,  не позволявший получить объективную информацию, касающуюся указанного движения.  
    Между тем, евангельское религиозно-гражданское пробуждение в Петербурге 1870-х гг. –  важное и поучительное явление в жизни России, требующее к себе самого пристального исследовательского внимания. Оно интересно тем, что происходило под влиянием двух важных социально-исторических факторов. Первый – это религиозный кризис, важнейшей составляющей которого был кризис государственного православия. Второй – процесс становления российского гражданского общества.
    С внешней стороны положение православной Церкви, пребывающей под патерналитетом государства, было в тот период вполне благополучным. В ее распоряжении находилось почти семьдесят тысяч храмов и часовен и триста тысяч священнослужителей. Официальная статистика утверждала, что в стране около девяноста миллионов верующих православного исповедания. В более, чем тысяча монастырей обитало около ста тысяч монахов и послушников. Правительство ежегодно выделяло на нужды Церкви миллионы рублей. Под прямым попечительством Церкви в стране существовало почти сорок тысяч школ, в которых обучалось около полутора миллионов учащихся.
    Однако, этому внешнему благополучию сопутствовало глубокое внутреннее неблагополучие, суть которого заключалась в крайнем ослаблении начал истинной христианской духовности. Православие не могло справиться с процессом неуклонного духовного оскудения, жертвой которого становились самые широкие слои населения, представители всех сословий. Многие из тех, кто жаждал духовной пищи и религиозного утешения, не находили их в лоне православной Церкви и вынуждены были пребывать в духовной пустоте.
    Канадский исследователь Эдмунд Хейер так писал об этой ситуации в России второй половины  XIX в.: «Основную причину религиозного кризиса следует искать в обскурантизме официальной церкви, в ее невежественном духовенстве, которой не смогло удовлетворить духовные потребности населения и его религиозные устремления. Не желая провести реформы, в результате которых люди бы начали жить настоящей религиозной жизнью, и будучи не в состоянии обеспечить духовные насущные потребности простых людей, не говоря уже об образованных, русская официальная церковь продолжала свою средневековую традицию, стараясь любой ценой уберечь народ от влияния западной Европы» (Хейер Э. Религиозный раскол в среде российских аристократов в 1860 – 1900 годы. Редстокизм и пашковщина. М., 2002. С. 26).
    Религиозный кризис, о котором говорилось выше, был следствием многих обстоятельств, связанных с особенностями русской политической, социальной и духовной истории. Среди них на первое место следует поставить факт длительного пребывания Церкви под бюрократическим гнетом авторитарно-самодержавного государства. Удерживавшее ее на протяжении почти двух столетий в подневольном положении, государство лишило ее нравственных сил и важных духовных качеств. Одним из свидетельств серьезных внутренних деформаций духовных структур православной Церкви являлось то упорство, с каким она преследовала любые проявления христианского инакомыслия и инаковерия.
    Кризис православия имел, однако, не только отрицательные, но и положительные следствия. Самым важным среди них явилось евангельское пробуждение в среде столичной аристократии и в крестьянских низах юга России. Если бы государственная Церковь не пребывала в кризисном положении и не оттолкнула бы от себя множество русских душ, ввергнув их в состояние духовного неблагополучия, то успех неправославного евангелизма, его быстрое и широкое распространение в России были бы  затруднительны.
    Евангелизм позволял уверовать в Иисуса Христа всем тем, кто этого желал, но по каким-то причинам не мог. Евангельскими христианами становились русские люди, которые не смогли придти к Христу через православие.
    Новую открывшуюся возможность сразу же оценили очень многие. Стремление воспользоваться ею порой принимало парадоксально-комические формы. Об одной из них оставил свидетельство французский дипломат и литератор Мельхиор де Вогюэ. Он писал на рубеже 1870-1880-х гг.: «Недавно в С.-Петербурге двое хорошо одетых мужчин, по всей видимости, респектабельных продавцов, пошли на одно из тех религиозных собраний, известных в России как собрания редстокистов… и в жалостливых тонах, подобно беднякам на улице, начали взывать, обращаясь к выступавшему: «Сделайте меня верующим» (Цит. по: Хейер Э. Религиозный раскол в среде российских аристократов в 1860 – 1900 годы. Редстокизм и пашковщина. М., 2002. С. 39).
    Наиболее характерной чертой религиозно-гражданской позиции евангельских христиан была вера в то, что абсолютное большинство острых социальных проблем, беспокоящих российское общество, могут быть успешно решены на основе евангельских принципов. Их проект преобразования России по своей конструктивности не шел ни в какое сравнение с тем, что предлагали радикалы-революционеры.
    Однако, несмотря на то, что евангельское движение стало мощным средством противодействия распространению материализма, социализма, нигилизма, терроризма, государство и официальная Церковь отнеслись к ним вначале со сдержанной, а затем с открытой враждебностью. Русские аристократы, ставшие возрожденными евангельскими христианами, оказались, сами того не желая, в духовной оппозиции относительно государственной Церкви. И хотя сами они старались не подчеркивать этой оппозиционности, православное духовенство сразу же причислило их к своим противникам. Но и здесь социальный «минус» стал превращаться в «плюс». Церковь решила бороться с религиозным нонконформизмом его же методами – христианским просвещением масс, изданием православных брошюр, проведением публичных выступлений священников перед большими аудиториями и т. д. Если бы она ограничилась только этими средствами, то совершенно очевидно, что в выигрыше оказались бы обе стороны и вся Россия в целом. Но, к сожалению, в дискуссию с евангельским движением оказались вовлечены карательные силы полицейского государства и борьба стала неравной.
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта