Курганы. Скифы и сарматы
Скачать 0.58 Mb.
|
РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Об идеологии и религиозных верованиях племен Тувы в уюкское время мы знаем мало. О них мы можем судить, прежде всего, по погребальному обряду и культовым памятникам, связанным с древними традициями и религиозными представлениями. Возникли они в результате бессилия первобытного человека в борьбе со стихийными силами природы “в самые первобытные времена из самых невежественных, темных, первобытных представлений людей о своей собственной и об окружающей их внешней природе” [3, стр. 313]. Изменение социально-экономических отношений в рассматриваемое время повлекло за собой изменения в идеологических представлениях уюкских племен. Тотемизм, характерный для патриархально-родового строя, в этот период уже потерял свое первоначальное значение, хотя его пережитки были еще очень сильны. “Раз возникнув, религия всегда сохраняет известный запас представлений, унаследованный от прежних времен, так как во веек вообще областях идеологии традиция является великой консервативной силой” (3, стр. 315]. Поэтому старые тотемные животные (олени, горные козлы, маралы и др.) продолжали еще играть важную роль в изобразительном творчестве и культово-магических представлениях древних уюкских племен. В основе религиозных представлений племен Тувы в описываемый период лежал, очевидно, анимизм, т. е. вера в фантастические сверхъестественные существа (в души и в духов). Погребальные сооружения и совершаемые в них похоронные, обряды, несомненно, свидетельствуют о вере в загробную жизнь, о культе предков. (Вместе с умершими клали пищу, орудия, оружие и различные самого умершего одевали в специальные костюмы и обувь), украшения, без которых не представляли себе загробную жизнь. Иногда вместе с покойником клали убитую собаку, верного друга и помощника степных скотоводов и таежных охотников. Могилы, вырытые в виде землянок (при глубине от 2 до 6 м), а также бревенчатые срубы, напоминающие деревянные дома живых (иногда каменные ящики), по-видимому, понимались как жилища погребенных. В честь умершего на могиле сооружали искусственные каменные и земляные насыпи разной величины д размера в зависимости от того, какое положение он занимал в жизни своих соплеменников. Важное место среди инвентаря курганов скифского времени Тувы занимают бронзовые и костяные амулеты, “охраняющие” от злых духов. Служили амулетами также раковины каури, различные подвески из клыков кабана, кабарги, зубов марала, медведя и др. Все они посередине, имели сквозные отверстия для ношения (носили их на шее, на поясе и пришивали к одежде в качестве украшений). Вплоть до начала XX в. клыки марала и раковины каури сохранялись у тувинцев как средство, оберегающее от злых духов. Культовое значение имели и рассмотренные выше монументальные посмертные сооружения — оленные камни и многочисленные наскальные рисунки, среди которых были различные повествовательные композиции и сложные культовые сцены, раскрывающие некоторые особенности ритуала и верований древних уюкцев. Немаловажную роль в религиозных представлениях уюкских племен, очевидно, играли почитание и обожествлеиие одухотворенных сил природы и небесных тел: солнца, огня, воды и т. д., о чем говорит высеченное изображение солнечного диска на оленных камнях. Поклонялись уюкские племена, как уже говорилось, и своим предкам, что, по-видимому, отразилось в оленных камнях, символизирующих умерших уюкских героев. Таким образом, религиозные представления уюкских племен были первобытны. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО О том, что в уюкское время население Тувы имело яркую и самобытную культуру, достигшую сравнительно высокого уровня развития, свидетельствуют своеобразные и многочисленные предметы материальной культуры и прекрасные образцы изобразительно-орнаментального искусства, найденные в погребениях. Некоторые из них представляют собой настоящие произведения искусства, хотя, несомненно, отвечают нормам художественного вкуса и требованиям религиозных воззрений своих создателей. Своеобразное и самобытное искусство племен, населявших Туву в уюкское время, рассматривается не только на основе оригинального местного творчества, но также в тесном взаимодействии с искусством других соседних и дальних племен и народов и кроме типичных местных особенностей сочетает в себе элементы так называемого “скифо-сибирского звериного стиля”. Он, как известно, имел самое широкое распространение в изобразительном творчестве многочисленных и различных в этнокультурном отношении племен евразийских степей в VII—III вв. до н. э. Вопрос о происхождении “звериного стиля” пока еще остается нерешенным. Правда, мы знаем, что немалую роль в развитии и распространении этого стиля играл широкий межплеменной обмен, в сфере влияния которого находились и уюкские племена Тувы, чье изобразительно-орнаментальное искусство в это время воплощалось в бронзовом литье, художественной резьбе по кости, дереву и рогу, в керамике, в наскальных рисунках и монументальных каменных посмертных памятниках — оленных камнях и др. Основным объектом изобразительного искусства в этот период был мир животных, характерный для искусства племен евразийских степей в скифское время. Животный мир, представленный в искусстве уюкских племен, может быть разделен на две группы: первая — изображения реальных зверей, домашних животных и птиц, вторая — изображения фантастических животных (грифоны, “пантеры” и др.), не существующих в природе. Все эти животные изображены в самой разнообразной трактовке и позах (изображены одни лишь головы зверей, грифонов и животных, встречаются и сложные композиции, в состав которых входят два или несколько фантастических зверей). Большой художественный интерес представляют предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства, мастерски отлитые из бронзы или вырезанные из рога, кости и т. п. Великолепны барельефные изображения фигурок животных на различных деталях оружия, конской сбруе и украшениях. Например, бронзовая 'бляшка, отлитая в виде лежащей косули (рис. 19, 3). Она композиционно хотя и не очень пропорциональна, но сделана с большим художественным вкусом и реалистичностью всех черт, свойственных для этого животного. Очень выразительны бронзовые головки сибирского козерога с круто изогнутыми рогами, служившая крюком для подвешивания колчана (рис. 7, 8}, и бронзовая пластинка с фигуркой кошачьего хищника, грызущего головку косули (рис. 19, 4}. Бронзовая булавка, покрытая рифленой золотой трубкой, с навершием в виде стоящего козлика, склепанного из золотых листиков (рис. 22, 1); ажурные, вырезанные из кости и рога, стилизованные фигуры лежащей лошади (рис. 23), архаров, дзеренов; бронзовая подвеска в виде стоящего тигра (рис. 19, 2) и другие предметы— все они мастерски выполнены древними умельцами Тувы в духе “скифо-сибирского звериного стиля”. Фигурки и отдельные части (голова и т. п.) животных и птиц воспроизводились на некоторых деталях кинжалов, ножей, зеркал, на украшениях конской сбруи и т. п. Например, интересны в этом отношении бронзовый нож с навершием в виде кошачьего хищника (с характерно стилизованными лапами в виде колец), с орлиной головкой у начала лезвия и с четырьмя фигурами благородных оленей на рукоятке, стоящих друг над другом (рис. 3, /); зеркало с дужкой в виде стоящего козлика; украшения конской сбруи в виде головки сайги (рис. 20, 12}; подпружная пряжка с головами баранов ('рис. 20, 2) и др. Кроме упомянутых украшений в курганах нашли ювелирные художественные изделия, вырезанные из тонких золотых пластинок. Среди них штампованные золотые пластинки с изображением стилизованных головок двух оленей (рис. 22, 5), головок антилоп (рис. 22, 7—5); пластинки с барельефными изображениями птиц с распростертыми крыльями (рис. 22, 2, 4, 6); цветочные розетки, а также булавки с золотым навершием в виде фигурки стоящего козленка (рис. 22, 1, 10, 11} золотой головки грифона на конце (рис. 22, 9). Значительный интерес как памятники искусства представляют и наскальные рисунки. К ним относятся изображения оленей, лосей, маралов и других животных, нанесенные на скалы путем высечения углубленного контура или силуэта. Они отличаются большой выразительностью и реалистичностью исполнения. Кроме отдельных фигур животных среди наскальных рисунков встречаются бытовые сцены и жизненные композиции. Своеобразными памятниками, изготовленными местными мастерами (под влиянием знакомства с изделиями “скифо-сибирского звериного стиля”), являются четырехгранные или округлые в сечении, хорошо обтесанные монументальные каменные памятники — пленные камни, на описании которых мы уже довольно подробно останавливались. На них высечены силуэты чрезвычайно характерных для скифского стиля животных: оленей, маралов, лосей, кабанов и лошадей. Некоторые олени, высеченные на северо-тувинских оленных камнях в различных позах (особенно олени с ветвистыми рогами и подогнутыми ногами “в летучем галопе”), по общей трактовке фигур почти не отличаются от традиционных скифских изображений, за исключением рисунков, найденных на плитах, в районах к югу от Танну-Ола, где они имеют значительные местные черты, не свойственные для “скифо-сибирского звериного стиля” Эти олени с “клювом птицы” (передняя часть головы оленя имеет острую клювообразную форму) настолько стилизованы, что их определение в некоторых случаях становится затруднительным, так как иногда они сильно напоминают затейливые узоры или пышные орнаменты. Влияние скифо-сибирского искусства чувствуется также в изображении грифонов и мифологических существ. Это бляхи с четырьмя стилизованными головами грифонов, хищниками из семейства кошачьих, хищными птицами с распростертыми крыльями и повернутой влево головой и др. Значительно ярче местные черты выступают в реалистически вырезанном из кости копытце коровы, служившем амулетом, в костяной трубочке с изображением головы барана и гравированными изображениями хищника, в фигуре лежащей косули и т. п. Важное место в изобразительном искусстве Тувы в уюкское время занимает также орнаментика. Орнаментальные композиция украшали предметы из металла, дерева, кости, рога, кожи, войлока и др. Широкое развитие получил в этот период геометрический орнамент, состоящий из зигзагов, крестов, спиралей, меандров и т. п. Зигзагом были украшены деревянный гребешок из могильника Казылган, рукоятка бронзового ножа из Каа-Хема, костяные амулеты из Чаа-Холя. Спиралеобразные орнаменты встречены на рукоятке бронзового ножа из Сут-Холя, на керамических сосудах и т. д. К геометрическому орнаменту относится также волютообразный знак, изображенный на передней ноге фигуры тигра (подвеска). Этот знак особенно характерен для орнаментальной композиции так называемого скифского искусства. Среди композиций встречаются элементы как растительного, так и животного орнамента. Растительные мотивы в виде розеток, завитков и стилизованных листьев нашли свое отражение в украшениях блях, подвесок и аппликациях, животные — в орнаменте бронзовых пряжек (в виде двух головок козлов, соединенных в области основания и рогами в области крючка), блях с изображениями голов баранов и фигур других животных. |