Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2. Структура, функции и задачи общественных объединений

  • znakka4estva.ru - Социология (3936). Социальная работа с молодежью Введение


    Скачать 125.13 Kb.
    НазваниеСоциальная работа с молодежью Введение
    Дата02.03.2022
    Размер125.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаznakka4estva.ru - Социология (3936).docx
    ТипАнализ
    #380641
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6
    Глава II. Общественные объединения как инструмент реализации молодежной социальной политики.

    2.1. Общественные объединения как социально-педагогический феномен

    Россия переживает процесс социальной трансформации, стремясь избавиться от пережитков тоталитаризма и стать демократическим правовым государством. Ученые, отслеживающие изменения в общественном устройстве, фиксируют появление некоторых черт гражданского общества.

    Меняется общество, меняется и роль человека в нем. Если раньше человека низводили до роли добросовестного исполнителя, сейчас человек - активный преобразователь социального пространства. Личностная активность - одна из базовых характеристик человека современного гражданского общества. Такое изменение повышает ответственность человека. Оно наполняет понятие «гражданин» новым этико-моральным смыслом. Так, известный социолог В.Т.Лисовский пишет: «Гражданин - член политического сообщества, имеющий права и обязанности, связанные с его членством в нем». Данная трактовка отражает двустороннюю связь между личностью и обществом. Однако реального осознания этой взаимосвязи (по нашему мнению) у большинства россиян нет, так как история Советского Союза предполагала формальную одностороннюю связь-подчинение от государства к человеку. Гражданин являлся вассалом государства и с благодарностью исполнял долг по отношению к государству, которое даровало ему определенные права. Так было до известных перестроечных событий, когда образ государства-патрона был дискредитирован. Неравное взаимодействие было прервано. Нарушилась целостность «личность-общество-государство». Люди оказались разобщенными и изолированными от государства. Согласно данным, полученным в мониторинге исследования процессов идентификации, в 1992 г. ни один респондент не сказал, что он - россиянин, гражданин России. Понятие гражданин надолго утратило социальный престиж и смысл.

    Современному россиянину предстоит восстановить утраченные связи в обществе и государстве и, более того, сделать их обратными: от человека - к обществу, а через него - к государству. Пройдет еще много времени до того, как каждый российский человек поймет, что объявленная демократия как связь между отдельным человеком, обществом и государством будет действенной тогда и только тогда, когда каждый осознает, что он может влиять на деятельность государства, общества, что он хозяин своей судьбы. Человек, достигший такого осознания, и есть «новый» гражданин. Совокупность таких граждан составляют гражданское общество.

    Б.И.Коваль пишет, что гражданское общество есть «высшая форма солидарности людей в современном мире». Солидарность - это деятельное сочувствие, такое состояние личности, когда гражданин не может выполнить свою жизненную программу без содействия, сопереживания, помощи других.

    Первые годы перестройки заставили человека замкнуться, уйти в себя, или в лучшем случае реализовать себя в рамках семьи, круга друзей. Активная позиция человека в гражданском обществе выводит человека на общественный уровень взаимодействия. Ведь демократия в самом примитивном определении - это власть народа, а народ - это сообщество, осознающее единство, общность, солидарность. И бесполезно надеяться на осуществление демократии раньше, чем проявится чувство солидарности.

    Солидарность заставляет людей объединяться. Мораль детской сказки «Теремок» - «Вместе лучше» - присутствует, наверное, в каждом. Руководствуясь этим принципом, люди объединяются в рамках общественных организаций, ассоциаций, движений, которые умножают значимость каждого человека, дают ощутить себя свободным, полноправным субъектом демократического управления, а значит, получить возможность быть услышанным государством. Демократия - это диалог государства с гражданским обществом, где слышен голос каждого.

    Американский политолог Д.Патрик отмечает: «Большинство теоретиков демократии считают, что сеть ассоциаций и организаций составляет основу гражданского общества». Другой американский ученый Р. Патнэм настаивает: «Люди, заинтересованные в демократии (ее консолидации и эффективности), должны в первую очередь способствовать формированию гражданского общества». Долгосрочные исследования, проведенные Патнэмом в Италии, подтвердили, что жизнеспособная сеть местных добровольных организаций создает социальный капитал - гражданские ценности, навыки и знания, капитал, необходимый для консолидации демократии. Вывод Р. Патнэма таков: граждане, приобретая социальный капитал за счет участия в организациях гражданского общества, в дальнейшем могут использовать его для укрепления демократических принципов в управлении государством.

    Вопросы функционирования детских и молодежных общественных орга­низаций являются в наше время очень актуальными. На фоне острых проблем бюджетного финансирования со­циальных программ, кризиса института семьи, неблагопри­ятных демографических процессов реформирования школь­ного образования молодежное движение представляется дей­ственным каналом решения или хотя бы разрядки особой напряжённости некоторых вопросов, связанных с успешной социализацией подрастающего поколения.

    В ряду многих задач, которые могут найти своё решение через активное функционирование молодежных общественных формирований, на первом месте стоят проблемы гражданс­кого и патриотического воспитания молодого поколения рос­сиян. Подлинное становление гражданского общества в на­шей стране возможно с укоренением его традиций в молодежной среде, поэтому молодежное организованное движение -первейшее условие укрепления и развития демократии в государстве.

    Надежды на то, что молодежные общественные объединения могут играть положительную роль в воспитательном процессе и восполнять недостаток внимания к детям со стороны старшего поколения, в какой-то мере не беспочвенны. Опыт советского прошлого под­тверждает обоснованность подобных надежд, имея в виду активную деятельность Всесоюзной пионерской организации и комсомола. Однако та же история пионерии и комсо­мола говорит и о существенных недостатках, имевшихся в деятельности этих организаций. В новых исторических ус­ловиях простое воспроизведение организационных структур и форм работы молодежных общественных объединений невозможно и нецелесообразно, но их переосмысление и переоценка необходимы. Например, воп­росам развития молодежного общественного движения в совре­менной России с учётом положительных аспектов деятель­ности Всесоюзной пионерской организации была посвящена Всероссийская научно-практическая конференция, проведённая в апреле 2003 года в Челябинске по инициативе Министерства образования РФ и Научно-практического цен­тра СПО-ФДО Федерации детских организаций Челябинс­кой области.

    Современное молодежное движение в России носит противо­речивый характер. В нем участвуют объединения, различа­ющиеся по направленности своей деятельности, по возрас­тному и численному составу. По данным Министерства об­разования РФ «сегодня в России действуют более 427 тыс. молодёжных и детских общественных объединений различной территориальной сферы деятельности».

    Сегодняшние молодежные общественные движения можно приблизительно классифици­ровать следующим образом:

    1.  «Подкрышные» движения. Начиная с 1994г. многие «взрослые» партии стали форми­ровать молодежные филиалы, подобные ВЛКСМ. Сейчас наиболее известны из так назы­ваемых «молодежек» всероссийское молодежное общественно-политическое движение «Наш Дом Россия» (лидер Олег Бочаров) и всероссийское молодежное движение «Новый Курс» (лидер Григорий Антонов), молодежное «Яблоко» (лидер Андрей Шаронов)   и  молодежный   союз  «Демократический   Выбор   России»   (лидеры Федор Борисов, Олег Ефросиний, Роман Крылов). В своем уставе они целиком повторяют главы из программы своих «взрослых» движений; степень их лояльности к существующей власти равна степени лояльности их «крыши». Так, проправительственный молодежный НДР участвует только в санкционированных партией мероприятиях; «Новый Курс» в лучшем случае проводит пикеты ГосДумы, выпрашивая вернуть в госбюджет строку о молодежной политике; «Яблоко» участвует в митингах, посвященных решению злободневных, таких как введение повременной оплаты за телефон, а молодежная ДВР замечена в организации антиком­мунистических митингов, например, «проводы Ленина назад в Финляндию», устроенном на Финляндском вокзале в Санкт-Петербурге.  Как  правило, лидеры движений  занимают оплачиваемую должность во «взрослой» партии. Выявлен и другой факт: наличие фиктивных региональных организаций.  Большинство таких движений  не  имеет реальной силы за пределами Москвы. К той же категории можно отнести и наследников советского комсомола. Российский Коммунистический Союз Молодежи (лидер Дарья Митина, депутат ГосДумы). Хотя РКСМ формально и не является молодежным отделением КПРФ.

    2.  «Досуговые» движения, состоящие из небольших групп молодых людей, объединившихся по интересам и активно лоббирующих в пользу этих интересов. Во многом они напоминают прежние культурные неформальные объединения. Из них можно отметить «Ассоциацию Свободных Художников» (А. Козлов, Л. Диденко, Воронеж), «Организацию Студентов Столичных» (М. Бятсц), «Ассоциацию Юных Лидеров» и другие. Такие движения не претендуют на массовый охват, объединяют узкий круг людей, кому интересно заниматься общим делом. Сюда же можно отнести различные творческие клубы.

    3. Лево-радикальные организации. В какой-то степени это наиболее близкая к нефор­мальным объединениям группа. Большинство панков причисляют себя к анархистам, потому из их рядов формировались в начале 90-х такие анархические организации, как Анархо-Радикальное Объединение Молодежи, которое отметилось рядом шумных акций (в частности,   пикетированием  военкоматов),   а   затем  распалось.   Немалую   известность радикалистскими  действиями  приобрел  профсоюз  «Студенческая   защита» и их лидер Дмитрий Петров (во время манифестаций они, например, били стекла в жилых домах и переворачивали автомашины), а также Национал-большевистская Партия Эдуарда Лимонова, который ораторским мастерством привлек к себе изрядное число панков и трэшеров. Сейчас довольно радикальную позицию занимает Социально-экологический Союз, который поддерживает известный анархист Влад Тупикин.

    4.  «Поколение Рубежа». В начале 1995 г. группа активно заявивших о себе на общественном поприще молодых людей (галерист Марат Гельман, имиджмейкер Ефим Островский, депутат ГосДумы Владимир Лепехин, председатель Комитета по делам молодежи города Гатчины Василий Кухарь, лидер «СтудЗащиты» Дмитрий Петров и другие) объединились для создания  нового мощного политического движения.  С легкой руки Е. Островского был реанимирован известный в 20-30-е годы термин «Поколение рубежа», ставший названием всего движения. К концу лета того же года было подготовлено огромное количество идеологических текстов, построена крепкая база для выборов в регионах. Основные идеи звучали примерно так: «Сегодня в России нет классов, а есть поколения. Их всего два - поколение уходящих, развалившее империю и экономику, проигравшее холодную войну, и поколение приходящих - поколение рубежа. Уходящее поколение уже показало, на что оно способно у власти, теперь дайте шанс проявить себя молодым... У нас нет лидера, мы против вождизма, у нас есть команда лидеров, команда профессионалов...». «Рубежисты» собирались участвовать в выборах в ГосДуму-95, рассчитывая получить, по их собственным прикидкам, от 30 до 50% голосов. Однако накануне выборов лидеры перессорились между собой, и движение перестало существовать. Многие «рубежисты» в одиночку потянулись к кормилу власти, солидаризируя вокруг себя новые молодежные поколения.

    5.  Другие прополчтические движения. К наследникам «Поколения Рубежа» примыкают другие независимые молодежные движения, созданные для удовлетворения политических амбиций своих лидеров. В Москве получили известность «Антифашистское Молодежное Действие» (АМД) и «Молодежная Солидарность» (МС). АМД привлекла внимание серией кон­цертов «Рок против фашизма». Идея стать объединительной для представителей различных неформальных движений организацией не осуществилась. Идеология АМД встретила резкое неприятие у скинов, а авторитарные методы председателя АМД Петра Казначеева отпугнули всех других. На данный момент из пяти учредителей АМД остался один П. Казначеев, который занят выкачиванием денег из международных антифашистских организаций на проведение съездов и конференций (желательно, конечно, за рубежом). Напротив, МС никогда не стремилась к массовости, предпочитая тактику информационной атаки. Пиком деятельности для нее стала кампания (совместно с Независимым Профсоюзом Студентов) против возведения памятника З. Церетели.  Из-за конфликта с ее председателем  Романом Тканом большинство   активных   членов   МС  ушли.   Оставшиеся три активиста Молодежной Солидарности продолжают организовывать шумные кампании.

    6. Движения-проекты. Это наиболее перспективная категория общественных организаций. Это движения, построенные вокруг идеи реализовать конкретные культурные инициативы. Из их числа можно отметить Конфедерацию Свободного Труда в Воронеже (лидер Андрей Юров) и «Первое Свободное Поколение» (ПСП) в Москве (лидеры Владимир Шмелев, Тимур Катеев, Александр Шмелев и Глеб Голуб). Зачинателям культурных инициатив ясно, что невозможно объединить значительную часть молодежи по одному-единственному признаку, например, вокруг занятий политикой или искусством. Целесообразнее вести работу по нескольким направлениям. Так, ПСП совмещает политические и культурные акции. Свободный Профсоюз Студентов, защищающий студенческие права в случае нарушения их администрацией и занимающийся трудоустройством студентов, создает творческие клубы, где начинающие поэты и художники могут собираться и устраивать свои выставки. Молодежное информационное агентство Интеллектуальная  Служба Информации (ИСИ), где молодые люди проходят журналистскую стажировку и спортивный проект, занимается организацией молодежных спортивных соревнований. Здесь нет авторитарных лидеров. Каждый человек, ведущий один из проектов, становится на время лидером (см. приложение 1).

    Из-за отсутствия официальной статистики невозможно достоверно оценить общую численность участников моло­дёжного движения. В общественных организа­циях зачастую не ведётся строгого учёта ее членов. Часто «списочный» состав не соответствует действительному. Со­циологи Санкт-Петербурга характерной чертой современно­го молодёжного движения считают наличие большого числа организаций, существующих формально или только «на бу­маге». По данным их социологических исследований, не более 10% опрошенных подтвердили своё членство в ка­кой-либо молодёжной организации, при этом под видом орга­низации понималась неформальная «тусовка».

    2.2. Структура, функции и задачи общественных объединений

    Итак, наиболее важной на сегодня проблемой является занятость молодежи и ее самореализация. Молодежные общественные объединения позволяют не только самореализовываться, но и приобрести большой опыт для будущей не только политической и профессиональной деятельности. Поскольку проблемами молодежных общественных объединений занимался довольно узкий круг ученых, о чем свидетельствует малое количество монографий, необходимо изучение в данной области для организации большей и лучшей самодеятельности и самоорганизации молодежи.

    На основе существующих определений таких понятий, как молодежь, общественное объединение, организация, можно сформулировать определение Молодежного общественного объединения. Молодежным общественным объединением является Объединение молодежи (людей в возрасте от 14 до 30 лет), совместно реализующей интересы, программы или цели на основе определенных норм и правил. Один из компонентов социальной структуры общества – инициативное, самодельное, самоуправляемое объединение молодежи, единая воля которых направлена на совместное решение общих проблем, защиту общих интересов других людей и групп. Взаимодействия в МОО определяются формальными правилами и регламентированными нормами поведения.

    Воспитательная функция молодежных и детских общественных объединений основывается на удовлетворении и реализации потребностей и интересов молодого человека, формирование молодого поколения как социально-творческой силы.

    Особенность реализации воспитательных функций молодежных организаций состоит в исключительной значимости самодеятельности и творчества детей, подростков, молодых людей. Они главным образом сами формируют нормативы общей деятельности, включая и ее стимулирование, ее организацию и принуждая к ней.

    Прекращение деятельности комсомола привело к образованию большого количества организаций, что само по себе можно приветствовать. К сожалению, к общей характеристике состояния современного детского и молодежного движения относится ослабление идейного воспитания влияния на молодежь. Их программные документы свидетельствуют о невнимании к идейным основам своей деятельности, к утверждению в молодежной среде исповедуемых принципов и идеалов. Как правило, отсутствует постановка политических целей, и молодые люди не могут соотнести себя с организацией в этой важнейшей сфере жизни современного нам российского общества.

    Чтобы сократить сроки адаптации в преобразующемся обществе, человеку нужно пройти гражданскую социализацию - усвоить систему норм и ценностей, которые позволили бы ему функционировать в качестве полноправного и ответственного члена общества. Итогом социализации должно стать массовое появление «новых» граждан. При этом важнейшей чертой социализации должна быть ориентация на формирование «социального капитала» в виде чувства общественной солидарности, заинтересованности в межличностном взаимодействии.

    Однако солидарность не врожденное, а приобретенное качество личности. Она важна как осознанное, пережитое чувство, а осознание приходит лишь во время практической деятельности. Солидарность можно охарактеризовать как навык. В этом контексте особую значимость в деле формирования активного представителя гражданского общества приобретают детские и молодежные организации. Именно они призваны вызвать социальный интерес - базу для появления солидарности. Эти организации можно считать институтами гражданской социализации. Несмотря на различие форм деятельности этих организаций, их конечная цель - сформировать гражданина, преобразовать человека-индивидуалиста в автономную, но общественную личность.

    К одной из проблем теории детского движения можно отнести проблему соотношения индивидуального и социального в мотивации и организации деятельности добровольных общественных объединений. Индивидуальное начало тесно связано с внутренними установками, потребностями, качествами личности, уровнем способностей, сформированностью Я-концепции. Общественное объединение детей и подростков с устойчивыми индивидуальными характеристиками становится полем удовлетворения их личностного роста, саморазвития и самоактуализации. Дети, подростки с индивидуальной направленностью признают полезность участия в общественном объединении только тогда, когда они удовлетворены собственными достижениями. Наиболее ярко такие установки проявляются у подростков - лидеров. Общественную работу они рассматривают как стартовую площадку дальнейшей карьеры и главное внимание уделяют развитию лидерского менеджмента. Целью лидерства для них является командное достижение, конкретный результат деятельности. Потребность командной, коллективной деятельности, ориентированной на достижение результата - это то, что потом человек должен пронести через всю жизнь. Наличие команды вызывает всплеск ответственности, а ответственность есть одна из основных черт «нового» гражданина.

    Несомненно, личный интерес является значимым мотивом общественной деятельности и должен поощряться и всесторонне поддерживаться. Индивидуальные и командные достижения также представляют общественную ценность и являются целью педагогического руководства детскими объединениями.

    Вместе с тем в деятельности общественных объединений важна и другая составляющая личности - социальная. Это социальная компетентность (сформированные навыки социального поведения), уровень социального интеллекта, социальное творчество, социальные установки. Лидерские цели направлены на успешность взаимодействия, результатом становятся отношения как внутри организуемого лидером коллектива, так и отношения с окружающими людьми и явлениями. Воспитательное значение развития такого рода лидерства имеет более широкий диапазон, так как ориентирует личность не только на успех и технологичность организаторских навыков, но и на общечеловеческие ценности, ценности взаимодействия с другими людьми.

    Остановимся более подробно на анализе возможностей развития в детских и подростковых общественных объединениях именно социальных свойств личности, в частности, такого значимого показателя, как социальный интерес.

    Социальный интерес - это способность интересоваться другими и принимать в них участие. Это движущая сила при установлении партнерских отношений, очень важных, когда речь идет о гражданском обществе. Для детского и подросткового возраста социальный интерес является одним из центральных социальных новообразований личности. Несомненно, развитие социального интереса может осуществляться в любой социальной группе, но в общественном объединении на этом концентрируется внимание, и зачастую он становится целеполагающей деятельностью группы добровольцев-общественников. Общественное признание социально полезной деятельности также поднимает в глазах подростка значение такого качества личности, как социальный интерес.

    В западной научной литературе теории социального интереса значительное место уделено в работах А.Адлера. Он рассматривает социальный интерес как процесс, формирующий способность «видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого». Социальный интерес, по мнению А.Адлера, может быть направлен на объекты троякого рода:

    1.            субсоциальные - неодушевленные предметы, ситуации или виды деятельности: природа, наука, искусство; человек проявляет к ним интерес, никак не связанный с его собственным «Я» - это интерес бескорыстный и самозабвенный, независимый от «Я». Это база для будущего ценного вклада человека в развитие всего человечества;

    2.            социальные - все живое; социальный интерес здесь проявляется как способность ценить жизнь и принимать точку зрения другого человека;

    3.            супрасоциальные - вселенная, весь мир в целом; интерес к ним предполагает выход за пределы самого себя и единство со всей полнотой мира.

    Как видно из определений, общественное объединение, в отличие от любой другой социальной единицы, создает наиболее благоприятные условия развития социального интереса на всех этих трех уровнях, так как естественно соединяет предметную деятельность, отношения и общечеловеческие ценности. Социальная направленность деятельности, членов общественных объединений развивает умение ладить с другими людьми, понимать их нужды и проблемы, сочувствовать им, что впоследствии делает солидарность сформированным образованием в ценностно-мотивационной структуре личности. Рефлексия общественно полезной деятельности участниками детских объединений подчеркивает ценность данных качеств личности в глазах общества и сверстников.

    Для того чтобы определить уровень развития социального интереса, А.Адлер предложил ряд критериев, проявляющихся в чувствах, мыслях и поведении (эмоциональной, интеллектуальной и деятельностной сферах личности). Среди таких чувств ученый называет:

    а)           принадлежность (ощущение, что ты член группы или групп);

    б)           ощущение легкости и комфортности при взаимодействии с другими людьми;

    в)           ощущение, что тебя многое объединяет с другими людьми и ты во многом похож на них;

    г)             веру в других - чувство, что в каждом человеке есть нечто хорошее.

    Принципиально важным для детского и подросткового возраста является такое чувство, как мужество быть несовершенным - ощущение того, что делать ошибки - это естественно, и что не надо быть всегда «первым» и «лучшим». Это впоследствии устраняет нездоровую, нечестную общественную конкуренцию и снижает уровень криминогенности в обществе. Кроме того, социальный интерес проявляется в ощущении себя человеком - обладании чувством, что ты являешься частью всего человечества. И, наконец, социальный интерес проявляется в оптимизме - ощущении, что мир можно сделать лучшим местом для жизни.

    Высокий уровень социального интереса, как утверждает А.Адлер, выражается в присвоении таких мыслей:

    1.            «Я - человек и мои общественные права и обязанности равны правам и обязанностям других людей»;

    2.            «Можно достичь моих личных целей так, чтобы это совпадало с общественным благом»;

    3.            «Процветание и выживание общества зависит от решимости и способности его членов научиться гармонично сосуществовать друг с другом»;

    4.            «Я убежден, что надо поступать по отношению к другим людям так, как мне хотелось бы, чтобы они поступали по отношению ко мне»;

    5.            «Общей оценкой моей личности будет та степень, в которой я способствовал благополучию общества».

    Наличие в сознании указанных мыслей демонстрирует сформированность гражданского самосознания, указывает на высокий уровень гражданственности, в которых так нуждается российское общество.

    В поведении личности с устойчивым социальным интересом можно наблюдать высокий уровень готовности использовать свои возможности, знания или способности для оказания поддержки другим людям, готовность поделиться тем, что тебе принадлежит. Социальный интерес стимулирует присоединение к групповой деятельности, готовность участвовать в ней; готовность признавать чужие права, идти на уступки для достижения взаимоприемлемых решений. Для личности с развитым социальным интересом характерны умения показать другим, что ты понимаешь и ценишь их мысли и чувства; она способна воодушевлять, мотивировать других людей, проявляет стремление работать вместе ради достижения общей цели или общей пользы. А ведь это тоже навык - увидеть в общем частное и сделать частное общим.

    На основе этих показателей был разработан ряд методик, выявляющих социальный интерес как свойство личности. Исследовательские данные позволили сделать вывод, что высокий уровень социального интереса свидетельствует о гармоничности социализации и индивидуализации личности, о естественной интеграции ребенка в общество.

    Дальнейшее развитие теория социального интереса получила в работах Т.Шебутани, Э.Эриксона, К.Роджерса, Дж.Роттера и др. Они пришли к выводу, что целенаправленный процесс становления просоциально ориентированной личности с положительной шкалой ценностей приводит к ранней социальной зрелости. Были предложены различные технологии формирования социального интереса, в том числе и в детских сообществах. Центральное место проблема социального интереса занимает в исследованиях волонтерского движения.

    В отечественной педагогической науке изучение социальных качеств личности тесно связано с исследованием общественной активности и коллективного воспитания (Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский). Не выделяя социальный интерес как единицу научного анализа, ученые раскрывают сущность этого явления через изучение социальных потребностей, социальных ценностей, социальных ролей. Личностный аспект проблемы рассматривается через ценности, поступки, чувства детей и подростков. В теории детского движения особенно актуальными были проблемы эмоциональных ориентиров активной позиции личности (К.Д.Радина), учета возрастных особенностей становления общественной активности (Л.И.Божович), развития общественной позиции личности (Т.Е.Конникова).

    Практика деятельности молодежных общественных объединений также доказывала значимость формирования личностных социальных качеств. Блестящим примером этому служат тимуровское и коммунарское движения (И.П.Иванов).

    В последнее время подобных исследований становится меньше, хотя острота проблемы не снижается. Социальные аспекты деятельности молодежных общественных объединений, социальные проявления их членов вытесняются изучением способов личностного роста и личностного успеха подростка (М.И.Рожков, А.В.Волохов). Педагогическая практика деятельности общественных объединений в переходный период также ориентируется на личностные достижения детей и подростков в процессе общественной работы.

    Таким образом, позитивному вхождению растущих граждан России в противо­речивое современное общество во многом способствует деятельность молодежных общественных объединений, предоставляющая право выбора среды общения, сферы действий, а также пра­во на уважительное и справедливое от­ношение со стороны взрослых.

    За последнее время облик молодежных об­щественных объединений в Российской Федерации претерпел ряд серьезных из­менений. В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995г.) и Положением о Федеральном реестре молодежных и дет­ских общественных объединений, пользу­ющимися государственной поддержкой (1996г.), Министерство образования Рос­сийской Федерации ведет реестр моло­дежных и детских общественных объеди­нений.

    Приказом министра образования Рос­сийской Федерации от 8 июня 2002 г. № 2334 создан Координационный совет по вопросам взаимодействия с молодеж­ными и детскими общественными объе­динениями при Минобразовании Рос­сии. Координационный совет является консультативно-совещательным орга­ном, созданным с целью выработки предложений по вопросам, касающимся участия общественных объединений в решении проблем детей и подростков.

    На федеральном и региональном уровнях органы исполнительной власти и детские общественные объединения принимают совместные планы деятельности, про­граммы мероприятий по различным на­правлениям воспитания и образования. Региональные, местные общественные объединения получают финансовую под­держку из средств областных и муници­пальных бюджетов. Эти поддержка выра­жается в предоставлении субсидий общественным объединениям, а также в час­тичном финансировании программ и проектов на конкурсной основе.

    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта