Главная страница
Навигация по странице:

  • Описание анкеты

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЕЖИ К СОЗНАТЕЛЬНОМУ РОДИТЕЛЬСТВУ Сущность понятия «родительство», его составляющие

  • Критерии готовности к родительству

  • Глава 2.

  • Социальногуманитарный факультет


    Скачать 267.93 Kb.
    НазваниеСоциальногуманитарный факультет
    Анкорanalitichesky_otchet (2).docx
    Дата14.08.2018
    Размер267.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаanalitichesky_otchet (2).docx
    ТипРеферат
    #22924
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Метод научного исследования – анкетирование.

    После опроса будет произведена сквозная нумерация анкет. Полученные социологические данные будут внесены в компьютер. Информация будет обработана в специальной программе SPSS (версия  16.0) посредством частотного анализа и кросс-табуляция и представлена в виде таблиц, гистограмм, круговых диаграмм, графиков.

    Описание анкеты

    В начале анкеты располагается небольшой инструктаж, где сообщается об организации, которая проводит исследование и о том, что анкета анонимная и полученные данные будут использованы в обобщенном виде.

    Анкета состоит из 16 вопросов.

    Вопросы с 1 по 16 предполагают выбор одного (альтернативный вопрос) или нескольких (неальтернативный) вариантов ответа. 3, 5, 8 вопросы являются полузакрытыми, в них респондентам предоставляется возможность помимо существующих вариантов добавить свои. В 9 вопросе респондентам предоставляется возможность распределить семейные роли между супругами. 10 вопрос – открытый, призван выяснить, что подразумевают под термином "осознанное родительство" молодежь. Тринадцатый, четырнадцатый, пятнадцатый, шестнадцатый вопросы – паспортичка. Она предназначена для получения первоначальных сведений о респонденте.

    Анкета завершается благодарностью респонденту за участие в исследовании.

    Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЕЖИ К СОЗНАТЕЛЬНОМУ РОДИТЕЛЬСТВУ

      1. Сущность понятия «родительство», его составляющие

    Говоря о родительстве мы будем его рассматривать в соотношении с семейной системой. Как мы с вами знаем полная и функционирующая семья - это та семья, в которой кроме супружеской пары существуют и дети. Семья представляет собой исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, а также родителями и детьми. Учитывая данную точку зрения родительство можно включить как подсистему в систему семьи в качестве относительно самостоятельной ее части.[11, с.9]

    Мы понимаем родительство как социально- психологический феномен, который представляет собой эмоционально и оценочно окрашенный комплекс знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, который реализуется во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства. Оно включает обоих супругов, которые решили дать начало новой жизни.

    Важно остановиться на понятии "готовность к родительству", под которой мы понимаем, в первую очередь, готовность к воспитанию ребенка, после того. как он родится, к тому, чтобы быть ему родителями в течение всей его жизни. Но начинается эта совместная жизнь гораздо раньше самого акта рождения. Есть определенная последовательность событий, которая приводит к появлению ребенка и родителей. Причем на разных этапах этой последовательности соотношение ролей "природного обеспечения" и самостоятельных усилий самих родителей, как сознательных личностей, будет неодинакова. Но всегда будут обе составляющие. И одна, и другая сторона этого тандема могут обладать большей или меньшей "готовностью", могут быть "подкорректированы" и извне (помощь медицинская, психологическая, педагогическая) и изнутри (с одной стороны, физиологические механизмы беременности, родов, грудного вскармливания существенно помогают формированию родительских чувств и родительской компетентности, а с другой стороны, наши сознательные усилия помогают справиться с неполадками в физиологии). Одно всегда должно быть неизменно: обе составляющие ("природное обеспечение" и личность родителей) должны взаимодействовать, а не конфликтовать. [6, с 65 ]

    Так же здесь стоит рассмотреть такие две составляющие родительства, как отцовство и материнство.

    На фоне относительной изученности материнства в литературе отцу отводится второстепенная роль, идущая после матери. В частности, А.С. Спиваковская (2000), говорит о том, что если говорить о воспитательной позиции отца, то следует отметить, что в своем формировании она немного отстает от позиции матери, поскольку наибольшую привязанность к своему ребенку отцы начинают чувствовать тогда, когда он уже подрос. [8, с 314]

    К. Флэйк-Хобсон полагает, что непосредственное участие отца в таких процессах, как рождение и воспитание ребенка может оказать положительное воздействие и на супругов, и на их малыша, привнося что-то необычное в их взаимоотношения. В свою очередь К. Витакер отводит отцу роль лишь стороннего наблюдателя во время беременности жены и ухода за младенцем, подчеркивая, что такая "невключенность" вызывает у мужчины чувство одиночества.

    Отцовство как совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающих все уровни жизнедеятельности человека, связано и с объективными характеристиками личности, такими как: потребности, влечения, желания, установки, и с субъективными характеристиками личности - ценностными ориентациями, мировоззрением, а также с образом Я (реальным, идеальным, социальным), Я-концепцией личности и самооценкой. Для мужчины - это проблема личностного развития, проблема принятия своих чувств и их самоконтроля. Осознание себя отцом приводит к осознанию необходимости жить "правильно", то есть выполнять определенные социальные нормы, предписываемые взрослому человеку. Подрастающий ребенок становится продолжением мужчины, удовлетворяет потребность в ученике, в собственной значимости и нужности.

    Многое зависит от того, насколько данная роль принята мужчиной. В исследовании П. Поповой, были выделены некоторые аспекты принятия роли отца мужчиной: уважение и привязанность к отцу со стороны матери; особенности родительской семьи мужчины и его отношений с отцом; немаловажным фактором является возраст мужчины; участие отца в общении с ребенком до рождения и в период младенчества; участие отца в родах.

    Таким образом, принятие роли отца играет важнейшую роль в выполнении отцовских функций, несмотря на то, что осознание себя отцом происходит преимущественно после рождения ребенка, различные аспекты принятия ребенка и себя как отца начинают складываться еще задолго до непосредственного взаимодействия с ребенком.

    В отличие от отцовства, феномен материнства более изучен в русле различных наук: истории, медицины, культурологии, физиологии, биологии, социологии, психологии. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно. Но на сегодняшний день единого определения понятия "материнство" нет.

    В словаре русского языка С.И. Ожегова "материнство" трактуется как "состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери сознание родственной её связи с детьми".

    В сексологическом словаре материнство определяется как функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода и включающая биологические (вынашивание, рождение и вскармливание ребёнка) и социальные (воспитание ребёнка) аспекты.

    Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины.

    Представители феминистского подхода (Е.А. Каплан, Э. Оаклей) объявляют материнство существенной, хотя и необязательной, частью жизни женщины.

    Большая же часть теорий материнства (психоанализ, биосоциология, теории, опирающиеся на идеи Руссо) рассматривают материнство, прежде всего как долг, работу. [9, с 85]

    Брутман В.И. определяет материнство как одну из социальных женских ролей, на содержание которой детерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности.

    Таким образом, нет единого, однозначного понятия "материнство". Однако, важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.

    Если обобщать все основные направления исследований, то можно обнаружить, что материнство как психосоциальный феномен рассматривается с двух основных позиций:

    - материнство как обеспечение условий для развития ребенка;

    - материнство как часть личностной сферы женщины.

    Материнство - это одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения. Понятие "нормы материнского отношения" не является постоянным, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе. Той или иной социальной установке соответствует определенный образ ребенка.

      1. Критерии готовности к родительству

    Для того, что бы говорить о готовности к родительству, нужно выделить критерии, по которым можно определить степень этой готовности к родительству:

    1. Должны хотеть ребенка. Причем это должно быть на уровне потребности в заботе, в ухаживании, которая без труда будет удовлетворяться при появлении малыша в доме. Материнство (или отцовство) должно занять в системе ценностей достойное место, ведь родительство всегда требует чем-то поступиться, от чего-то отказаться ради крохи, особенно когда он полностью от вас зависит. Если вы не испытываете радость, оставаясь дома с малышом вместо того, чтобы пойти с друзьями в кино, то рискуете своим позитивным отношением к нему, ведь в ваших глазах он начинает восприниматься как обуза и помеха вашей жизни.

    2. Должны не только хотеть, но и уметь заботиться о ребенке. Готовиться к родительству (не путать с подготовкой к родам) нужно заранее, после рождения будет уже не до этого.

    3. Будущая мама должна достичь эмоциональной автономии от своих родителей, иметь собственные взгляды и ценности. Иначе происходит подмена: молодая мама при воспитании ребенка во всем ориентируется на своих родителей, и как результат - малыш получает "суррогатную" мать в виде бабушки.

    4. Значимым критерием готовности к родительству является способность самим обеспечить ребенка. В жизни может произойти всякое, поэтому полагаться лишь на своего партнера - неоправданная стратегия. Конечно, во Дворце бракосочетания все выходят замуж "навсегда", но ведь в жизни всякое бывает... Следовательно, без профессии - никуда.

    5. Последнее, что немаловажно для родительской готовности, - иметь позитивный опыт любви, полученный в своей семье. Если же его нет, то нужно осознать и переработать негативный опыт, чтобы в душе не было обид на своих родителей. Итак, когда стать мамой (папой), решать, конечно же, только самим будущим родителям. Необходимо понимать, что с появлением малыша на свет забот существенно прибавится, придется полностью поменять ритм жизни (во всяком случае, в первое время), а также отказаться от каких-то привычек, поступиться своими интересами во благо крохи. Однако, как бы там ни было, все трудности с лихвой окупятся счастьем родительства.

    Таким образом мы можем сказать, что подготовка к родительству означает формирование определенного нравственного комплекса чувств, свойств характера, готовность личности принять на себя новые обязанности по отношению к своему брачному партнеру и будущим детям.

    Глава 2. Эмпирическое исследование отношения молодежи к ОСОЗНАННОМУ РОДИТЕЛЬСТВУ

    2.1. Анализ представлений о родительстве и влияния их на готовность к ответственному родительству

    В соответствии с нашей первой практической задачей, оценим уровень готовности молодежи к исполнению обязанностей родителей.

    Первый вопрос, который мы задаем в анкете, призван сразу же натолкнуть респондентов на размышления о сознательном родительстве. То есть мы подразумеваем, что человек, который готов приступить к исполнению роли родителя начнет каким-либо образом самообразовываться в этой сфере или же прибегать к помощи профессионалов.

    Вот каким образом распределились ответы на вопрос «Считаете ли Вы, что современному человеку необходима подготовка к родительству?»

    Рис.1 «Распределение ответов на вопрос «Считаете ли Вы, что современному человеку необходима подготовка к родительству?»

    Положительная тенденция на лицо. 85% опрошенных видят необходимость в дополнительной подготовке к роли родителя.

    Следующий вопрос был логическим продолжением и звучал следующим образом: «Кто, по Вашему мнению, должен готовить человека к родительству?»

    Рис.2 «Распределение ответов на вопрос «Кто, по Вашему мнению, должен готовить человека к родительству?»

    Большинство опрошенных (75%) очень традиционно считают, что человек успешно подготовится к родительству, благодаря воспитанию в семье. А как же быть, если семья неблагополучная? Второе место (23,9 %) респонденты отдали определенным специалистам (психологам, специалистам социальных центров). Ну и совсем в стороне (всего лишь 1,1%) остались образовательные учреждения. То есть в школах, учреждениях дополнительного образования, ссузах и вузах подобная работа вестись не должна. Мы считаем, что это неправильная позиция.

    Далее мы попробовали выяснить, что для респондентов является ведущими мотивами вступления в брак.

    Рис.3 «Распределение ответов на вопрос «Какие ведущие мотивы вступления в брак Вы считаете приемлемыми?»

    Из диаграммы видно, что реализация человеческой потребности любить и быть любимым стоит на первом месте и выражается 42,3 %. Далее следует беременность – 20,3%. Мы не считаем это положительной тенденцией, так как заключение брака, говоря современным языком «по залету» часто оканчивается семейными ссорами, выяснениями отношений и разводом. Хотя, конечно, лучше в этом случает попробовать образовать семью. На третьем месте межличностная привлекательность – 15,9%.

    На вопрос о готовности в настоящее время иметь детей больше половины опрошенных, 67,7%, ответили отрицательно. И лишь 19,8% утвердительно. 12,5% уже являются родителями.

    Рис.4 «Распределение ответов на вопрос «Готовы ли вы иметь ребенка в настоящее время?»

    Для тех респондентов, которые ответили на предыдущий вопрос отрицательно, был задан следующий: какова же причина, по которой вы не готовы иметь детей? Большинство молодежи останавливает отсутствие материального достатка, решенного жилищного вопроса, высокодоходной работы. Так ответило 38,4% респондентов. Так как большинство опрошенных являются студентами, вторым основным фактором неготовности явилось получение в настоящее время образования. 35,1% опрошенных выбрали этот вариант ответа.12,6% еще не встретили человека, с которым готовы были бы создать семью и родить детей. И небольшой процент (9,3% и 4,6% соответственно) у вариантов «Не готов(а) психологически» и «Вообще не люблю и не планирую иметь детей». Очень радует то, что добровольно и осознанно лишающих себя родительства совсем немного.

    Рис.5 «Распределение ответов на вопрос «Причина, по которой вы не готовы иметь детей»

    Далее следует логичный вопрос, а в каком возрасте опрошенные молодые люди и девушки готовы стать родителем. Идеи получения образования и получения начального трудового опыта очень сильны в нашем обществе, поэтому большинство опрошенных считают, что возраст 23-25 лет будет самым подходящим. Для 40,4% этот вариант ответа стал приемлемым. И лишь 9 % опрошенных признались, что к детям готовы только после 30 лет.

    Рис.6 «Распределение ответов на вопрос «В каком возрасте вы готовы завести детей?»

    Конечно же, возникает вопрос, каково представление молодежи о внутреннем устройстве семьи и о том, какие отношения между супругами должны быть. Получившееся распределение видно на диаграмме ниже.
    Рис.7 «Распределение ответов на вопрос «Какие отношения с супругом вы бы хотели иметь?»

    На следующий вопрос, не смотря на несколько вариантов ответа, было дано лишь два. Один из них подавляющий. 94,8% опрошенных ответили, что семья – это самое ценное в жизни. А остальные 5,2 считают, что работа важнее. Что ж, выбор карьеры и благосостояния – это тоже выбор.

    Рис.8 «Распределение ответов на вопрос «Насколько семья является для вас ценностью?»

    Девятый вопрос о распределении ролей между супругами мы рассмотрим во втором параграфе в зависимости с полом, так как кросс-табуляция даст нам более полную картину.

    Десятый вопрос был открытым, чтобы молодые люди немного поразмышляли. Он звучал так: «Дайте определение термину осознанное родительство». Все полученные варианты ответов мы объединили в несколько групп по принципу схожести. Ниже представлена диаграмма, на которой видно, какое же определение дали респонденты.
    Рис.9 «Распределение ответов на вопрос «Дайте определение понятию «осознанное родительство»

    Когда молодая семья начинает воспитывать ребенка, иногда бывает большим открытием, что взгляды на процесс воспитания, оказывается, расходятся. И хорошо, если родители приходят к общему множителю. Иногда этот вопрос может просто стать камнем преткновения. Поэтому мы задали этот вопрос. Большинство молодежи разумно считают, что у супругов должен существовать единый взгляд на воспитание детей – 80,2%. Вторая часть (14, 6%) считает, что это необязательно.
    Рис.10 «Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете должен ли у супругов существовать единый взгляд на воспитание детей?»

    Довольно интересный результат показал вопрос о семейной жизни родителей как образце. Большая часть респондентов не берет за образец семейную жизнь родителей. И, вероятно, постарается не повторять ошибок в своей семейной жизни. Таких 60,4%. И лишь одна треть (32,3%) отвечает утвердительно. 7,3% затруднились дать ответ на этот вопрос.
    Рис.11 «Распределение ответов на вопрос «Является ли для вас образцом семейная жизнь родителей?»

    И заключительный вопрос, который был задан по теме нашего исследования «В какой семье вы выросли?»
    Рис.12 «Распределение ответов на вопрос «В какой семье вы выросли?»

    Таким образом, мы проанализировали все вопросы частотного альтернативного и неальтернативного типов. По нашей гипотезе можем сделать небольшой предварительный вывод. Она звучала таким образом: «Большинство молодежи имеют весьма размытое представление об ответственном родительстве». По общей тенденции ответов на вопросы можно сказать, что гипотеза не подтвердилась. Большинство молодежи все же понимает всю ответственность супружеских отношений, родительства и воспитания детей.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта