Главная страница

Социальнокультурной деятельности методические материалы по дисциплине теория и история социальнокультурной деятельности


Скачать 212.64 Kb.
НазваниеСоциальнокультурной деятельности методические материалы по дисциплине теория и история социальнокультурной деятельности
АнкорSKD_Metodicheskoe_posobie_dlya_FZO.docx
Дата27.10.2017
Размер212.64 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаSKD_Metodicheskoe_posobie_dlya_FZO.docx
ТипДокументы
#9882
страница1 из 11
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В ПОМОЩЬ СТУДЕНТАМ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Составитель – профессор кафедры менеджмента социально-культурной деятельности, кандидат педагогических наук, доцент Макарова Е.A.

Минск 2016 г.

Социально-культурная деятельность изучается как многосторонняя деятельность субъектов, сущность которой составляют процессы освоения, сохранения, создания, трансляции, распространения и развития культурных ценностей в сфере досуга. Социально-культурная деятельность рассматривается в качестве базовой категории, которая охватывает разные социокультурные процессы, а также технологии профессиональной деятельности специалистов.

В научном сообществе достаточно прочно укрепилось представление о сущности социально – культурной деятельности как составляющей духовной культуры общества, которая способствует ее обогащению и демократизации, формированию системы производства и распространению художественно-эстетических ценностей.

Социально-культурная деятельность выполняя свою главную функцию инкультурации личности, включает ее в систему духовного производства, охватывающую создание, хранение, распространение и потребление духовных ценностей, взглядов, знаний и ориентации, т.е. все то, что составляет духовный мир общества и человека, то есть вовлекает личность в постижение культуры как совокупности созданных человеком духовных и материальных ценностей, предметов и способов непрерывного воспроизводства социального наследия в области экономики, политики, техники, науки, искусства.

Одновременно социально-культурная деятельность – неотъемлемая часть всей системы общественного воспитания, главными функциями которой являются: социализация, инкультурация и индивидуализация личности; пропаганда здорового образа жизни; обеспечение процесса самореализации творческих потенций личности в пространстве ее жизни; организация интеллектуально насыщенного досуга различных категорий населения.

Цель изучения дисциплины - подготовить студентов к профессиональной деятельности в социально-культурной сфере, вооружить их специальными знаниями, умениями и навыками в области организации педагогически направленной социально-культурной деятельности, помочь осознать ее роль как важного общественного явления, дать навыки анализа практического опыта и поиска инновационных решений проблем социально-культурной сферы, самостоятельной работы над опорными источниками, документами и публикациями. Перечисленные знания, умения, навыки, специальные профессиональные качества, сформированные на их базе, составляют основу деятельности будущих менеджеров, педагогов, технологов - организаторов работы с различными по демографическим характеристикам социальными и культурными общностями и группами.

Освоение содержания программы должно сформировать у студентов прочную базу активного профессионального сознания, которое образует фундамент для включения их в современную социально-культурную деятельность во всех видах и формах ее проявления. Социально-культурная деятельность рассматривается в качества как базовой категории, которая охватывает разные социокультурные процессы, а также технологии профессиональной деятельности специалистов.

Методическое пособие может послужить действенным подспорьем при подготовке студентов заочной формы обучения к экзамену, в процессе которого выявляется уровень теоретической, методической подготовки студентов, а также уровень их профессиональной адаптации к деятельности в социокультурной сфере.
При подготовке методического пособия использованы публикации белорусских и российских исследователей: А.И.Аксютика, М.А.Ариарского, Г.М.Бирженюка, Д.М.Генкина, Я.Д.Григорович, А.Д.Жаркова, Т.Г.Киселевой и Ю.Д. Красильникова, Л.И.Козловской, Е.А.Макаровой, С.Б.Мойсейчук, И.Л.Смаргович, Л.П.Сивуровой и др.


1.Социально-культурная деятельность как общественное явление
Содержанием социально-культурной деятельности выступает развитие самого человека в качестве общественного субъекта деятельности. Общественные отношения оказываются показателем, критерием развития человека, а значит и его культуры, именно как отношения между индивидами и группами индивидов в качестве субъектов деятельности В этом смысле данные отношения образуют "субстанцию" культуры, постольку, поскольку они реально раскрываются как "человеческие отношения.

Анализируя эту проблему, следует отметить, что общество в со всем воздействии на человека - это система отношений и институтов, т.е. способов и средств социального воздействия на человек.а Среди них следует указать, прежде всего, на законы и правовую систему, систему образования и воспитания и т.д.

Современная социально-культурная деятельность находится на переломном этапе своего развития. Происходящий на наших глазах цивилизационный сдвиг предполагает изменение способов деятельности, иной менталитет и поведение. Человек перестает быть, прежде всего, объектом воздействия со стороны безличных экономических и политических структур и становится субъектом, активно реализующим право выбора, посредством которого "самодостраивается", самореализуется личность.

В этих условиях предъявляются новые требования к институтам социально-культурной деятельности. Новый уровень развития, когда культурные факторы становятся паритетными, с прежде безусловно доминировавшими социально-экономическими структурами, продуцирует качественно иные требования к характеру, целям, методам и формам социально-культурной деятельности, ее статусу, системе социальных институтов.

Анализ социальной природы социально-культурной деятельности по своей сути связан с ответами на вопросы о том, какое место она занимает в структуре общества, через какие социальные институты реализуется в обществе, каково ее предназначение, целевые установки и принципиальные отличия от аналогичных видов деятельности. Рассматривая социально-культурную деятельность как неотъемлемую часть жизнедеятельности общества, необходимо подчеркнуть универсальность и уникальность ее характеристик.

1 Социально-культурная деятельность выступает средством социализации индивида, т е приобщением к общественному целому, становления как члена общества. Отечественная социология в понимании социализации опирается на положение об определяющей роли социальной сферы в формировании личности, считая развитие индивида обусловленным не только биологической природой, но и социальной программой.

В ряде работ по социальной психологии и социологии социализацию определяют как усвоение индивидом социального опыта в ходе которою создается конкретная личность. В кратком словаре по социологии социализация определяется как процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе.

Основным средством социализации является культура и связанная с нею социально-культурная деятельность, призванная реализовать адаптационную и человекотворческую функцию

Социальная адаптация - процесс активного усвоения человеческого опыта и приспособления к изменяющейся среде с помощью различных социальных средств. Реализация человеко-творческой функции основана на потребностях личности, обусловленных общественными процессами. Социально- культурная деятельность, выполняя человекотворческую функцию, способствует созданию социального типа личности, востребованной обществом.

При этом социализация определяется как "двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, с другой стороны процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности".

Это означает, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. В качестве примера можно привести включение человека в деятельность различных социально-культурных или социально-инициативных обществ и объединений экологической, историко-культурной, поисково-исследовательской и другой направленности.

Социально-культурная деятельность относится к направленным формам социализации, так как она представляет собой специально разработанную систему средств воздействия на человека с целью формирования определенного типа личности в соответствии с целями и интересами общества

Она обусловлена общественным сознанием, совокупностью отношений и интересов, всей окружающей средой Ее методы и технологии используются социальными институтами, в деятельности которых учитывается социальная структура общества, специфические жизненные условия людей, их социальный опыт, уровень образования и культуры, особенности психики, закономерности восприятия и др.

Различные институты социально-культурной сферы, задействованные в процессе социализации используют различные методы, технологии и формы направленного влияния (выставки, экспозиции, праздники, образовательные программы и др.), но общим для них должно быть наличие идеалов. Именно отсутствие в обществе социального идеала, утрата смыслов мировоззренческого характера отрицательно сказывается на результатах социализации

Таким образом, смысл социализации средствами социально-культурной деятельности - в превращении каждой личности в инициативного, творческого субъекта деятельности, соответствующего требованиям новой социальности.

2. Социально-культурная деятельность выступает средством инкультурации индивида.

Инкультурация - процесс освоения индивидом культурного опыта и включение его в личностную структуру. Освоение культурных ценностей, знаний и значений составляет содержание данного процесса.

Овладевая культурой, знакомясь с достижениями прошлых поколений и с настоящим культурным опытом, человек формирует собственное субъективное начало. Внедрение культурного опыта, его поддержание, приучение, включая многообразные формы воспитания и образования - все эти формы культурной детерминации нуждаются в социальном регулировании и управлении.

Решение данной проблемы возможно через деятельность социально-культурных институтов. Включение индивида в деятельность какого-либо творческого коллектива (художественное объединение, студия и т.д.) или информационно-просветительного объединения (школы, практикумы, семинары и т.д.) создает возможность и условия для освоения определенной культурной информации с целью последующего включения ее в поведение личности как социальное, так и творческое.

Исполнительское искусство, различного рода праздники, зрелища, культурное времяпровождение восполняют человеческое бытие и становятся формой проявления разнообразной деятельности, обогащают личность определенным культурным опытом.

Требуются значительные усилия каждого поколения, чтобы сохранить, воспроизвести, поддержать и отобрать ценности, знания и ориентации, обновить их или дать им новую интерпретацию и привести их в соответствие с меняющимися условиями бытия.

Для того, чтобы культурные творения стали достоянием многих, их необходимо сохранять и репродуцировать. Отбор - первая стадия процесса сохранения элементов и достижений культуры. Сохранение духовных ценностей - это не только предотвращение их от физической гибели или забвения. Это также способ обеспечения преемственности в развитии духовной культуры, что подразумевает отбор духовных ценностей, распространение и обеспечение их функционирования в культурной среде новой эпохи.

Распространение ценностей культуры осуществляется, прежде всего, через общественную систему образования (общего, специального, политического, художественного и т.д.). Важную роль играют средства массовой информации, театры, музеи, филармонии, культурно-досуговые учреждения (клубы, библиотеки, досуговые центры, выставки и т.д.), которые действуют в условиях свободного времени и представляют собой формы дополнительной образовательной и непрофессиональной творческой деятельности, доступные для самых широких масс.

Процесс инкультурации средствами социально-культурной деятельности в своем развитии проходит три уровня:

восприятие культурного опыта: знаний и значений художественной информации и художественно-образной системы представлений и т.п.;

освоение культурного опыта и включение его Б личностную, субъективную структуру (усвоение, отбор, репродуцирование, интерпретация):

воспроизводство освоенного культурного опыта в собственной художественно-творческой или культурно-познавательной деятельности через включение индивида в деятельность различных любительских художественных объединений, самодеятельных художественных коллективов и т.д.

В процессе инкультурации взаимодействуют репродуктивные, творческие и репродуктивно-творческие элементы.

Т Г. Киселева и Ю.Д. Красильников рассматривают эти элементы как типологические уровни социально-культурной деятельности.

Репродуктивность неизбежна и обязательна во всех видах досуговых занятий, непрофессиональном художественном творчестве, в процессе познания и обучения В то же время для участников художественной студии, любительского театра, художественного объединения и т.д. освоение основ искусства, овладение художественными умениями и навыками, сам процесс познания, реализации своих творческих возможностей и способностей - не только репродукция, но и творчество.

Поэтому типологические уровни социально-культурной деятельности можно классифицировать следующим образом, репродуктивный - простое воспроизведение отработанных форм, предметов, способов культурно-творческой деятельности; репродуктивно-творческий - открытие человеком нового для себя, что объективно не является новым; творческий - преобладание творческих элементов в деятельности, стремление к творческой самореализации и достижению творческих результатов.

Процесс инкультурации средствами социально-культурной деятельности следует рассматривать как сложное, многоуровневое явление, как движение от простейших форм освоения культурного опыта и включения его в собственную личностную структуру до воспроизводства, сохранения и обновления уже в самостоятельной культурно-творческой деятельности.

3. Социально-культурная деятельность как система форм, средств и методов, регулирующих социальные процессы и социальное поведение человека. Именно посредством социально-культурной деятельности возможно осуществление регулятивной функции культуры. Социально-культурная деятельность охватывает постоянно действующие или долговременные, устойчивые и упорядоченные способы духовной регуляции.

Суть социальной регуляции заключается в том, что она ставит пределы, ограничивает естественные проявления человеческой натуры или социальной группы, не умещающиеся в нормативных рамках Формы социально-культурной деятельности (праздники, обряды, досуговые вечера, игровые программы м конкурсы и т.д.) не только снимают психологическое напряжение, предоставляют рекреацию и тем самым создают условия для гармонизации психики и снятия аффективных состояний, но и регулируют процессы общения и взаимодействия поведения и отношения к какому-либо явлению в соответствии с нормативными ожиданиями, принятыми в данном обществе.

Занятия художественным творчеством, например, способствуют преодолению негативных состояний и позволяют человеку актуализировать не только творческий потенциал, но и позитивные эмоции, настроения.

Обычай является одной из простейших форм социально-культурной регуляции Социально признанные образцы поведения складываются в обычаи, по которым накопленный опыт передается из поколения в поколение и от индивида к индивиду. К обычаям можно отнести и традиционные трудовые приемы, формы поведения, жизненного уклада, воспитания.

Обычай выполняет функцию обязательного для исполнения образца поведения. Обычай связан с понятием "обряд", который представляет собой выполнение публичных действий, имеющих высокий знаковый статус в данном обществе. В каждом обществе существуют образцы посвящения индивида в данное общество или возрастную группу (наречение имени, крещение, вручение паспорта, проводы в армию и т д ), дни рождения и юбилеи, свадьбы и похороны и т д. Существуют коллективные, общественные и государственные обряды, напоминающие о целостности общества, зафиксированной в юбилеях, исторических к памятных датах и т д. Обряд - одна из самых устойчивых и стабильных форм социально-культурной регуляции поведения человека и общности в целом.

Устойчивое и действенное регулирование социальных отношений осуществляется через нормы, которые обеспечивают устойчивое, добровольное и сознательное сотрудничество людей. Образцы нормативного поведения закладываются в различные формы социально-культурной деятельности (массовые мероприятия, посвященные борьбе с наркотиками, алкоголизмом, СПИДом) В этом случае норма носит предписывающий поведение характер, вызывая осуждение поведения, отклоняющегося от нормы.

Таким образом, социально-культурная деятельность выполняет регулятивную функцию культуры, выступает действенным средством социализации и инкультурации индивида. В этом проявляется ее уникальность и общественная значимость.

2.Сущность современной социально-культурной деятельности
Роль, значение и место социально-культурной деятельности в общественной жизни можно определить, представив ее структуру в виде трех блоков: когнитивный, поведенческий, праксеологический Разумеется, это деление условно, ибо эти "блоки" тесно связаны и, взаимопересекаясь, взаимодействуют. Но для анализа социально-культурной деятельности, более глубокого понимания системы ее понятий такое деление, очевидно, имеет определенный смысл.

1. Когнитивный блок характеризует социально- культурную деятельность как развивающуюся, движущуюся совокупность социально-культурного опыта, накопленного человечеством - мировоззренческих представлений, знаний, навыков, умений - во всех видах культурной деятельности

2. Поведенческий блок формирует поведенческие модели. Живая человеческая деятельность регулируется "поведенческим" блоком культуры. Цель такого регулирования - добиться соответствия деятельности социальным ожиданиям общества. Формы социально-культурной деятельности, используя художественно-образные и информационно-логические средства и методы, представляют собой действенный потенциал нормативного воздействия на личность Когнитивный к поведенческий "блоки" синтезируются праксеологическим блоком.

3. Праксеологический блок направлен на организацию и управление культурной деятельностью людей, поэтому его можно назвать "культуроорганизующим". Средством такого регулирования социально-культурной деятельности, точнее сказать и самоорганизации, выступают социальные институты социально-культурной сферы (лицеи, библиотеки, парки, досуговые центры, концертно-зрелищные учреждения и др.).

Структура социально-культурной деятельности, представленная тремя блоками - когнитивным, поведенческим, праксеологическим- наиболее полно раскрывает сущностный потенциал этой деятельности, выявляя ее содержание, специфику и целевые установки. Специфические черты социально-культурной деятельности можно определить и описать исходя из представлений о ее структуре.
Социально-культурная деятельность имеет свои, присущие ей характерные черты:

а) осуществляется в свободное досуговое время, отличается свободой выбора, добровольностью, инициативностью участников:

б) обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями;

в) характеризуется многообразием видов, на основе многообразия интересов (художественные, познавательные, политические, социальные, семейные, бытовые, профессиональные и др.);

г) реализуется в институциональных и неинституциональных формах;

д) отличается глубокой личностной направленностью, поскольку несет в себе черты индивидуальности.реализуется в ответ на потребности и интересы личности;

е) осуществляется через систему массовых, групповых и индивидуальных форм деятельности;

ж) ей присуща целенаправленность и целесообразность; именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит действовать, выбор способов и средств достижения цели определяют последовательность действий личности в социально- культурной сфере;

з) носит гуманистический, культурологический, развивающий характер, поскольку в основе имеет культурные цели;

и) ориентирована на социальную помощь, социальную защиту и социально-психологическую реабилитацию различных социально-демографических групп культурно-досуговыми средствами.
Некоторые из указанных черт социально-культурной деятельности определены Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильниковым. Авторы указывают, что они значительно могут быть дополнены, иначе классифицированы, но именно они определяют ее значение и выявляют ее сущность.

Рассматривая специфику социально-культурной деятельности как проявление ее сущностного начала и назначения в обществе, необходимо остановиться на проблеме включенности социально-культурной деятельности в общественные отношения. В этом случае социально-культурную деятельность можно охарактеризовать как неотъемлемую часть жизнедеятельности общества

1. Социально-культурная деятельность является одним из элементов духовной жизни общества. Она формирует духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в целом дифференцированной системой знаний и ориентации, необходимых для осуществления всех видов культуроформирующей деятельности. Она доносит и включает в личностное поведение идеи, нормы, значения и цели, которые необходимы обществу в регуляции всего разнообразия своей деятельности Социально- культурная деятельность способствует духовной интеграции общества и различных его групп.

СКД как составляющая образа жизни современного человека. Образ жизни – устоявшиеся, типичные для исторически конкретных социальных отношений формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, которые характеризуют особенности их общения, поведения, склада мышления в сферах труда, общественно-политической деятельности, быта и досуга.

2. Социально-культурная деятельность включена в политические процессы, происходящие в обществе. Именно в сфере свободного времени происходит борьба между партиями и движениями, имеют место политические формы работы пропагандистской направленности. Социально-культурная деятельность может выступать как сопутствующая деятельность по отношению к политической (политические движения, деятельность политических лидеров, политико-предвыборные кампании).

3. Социально-культурная деятельность является частью социально-экономической жизни общества. Она сформировалась в целую производственную отрасль Как и любая другая отрасль, социально-культурная деятельность имеет собственную сеть предприятии и трудовых коллективов, органов административного и методического руководства, научных центров и учебных заведений, систему экономического учета и отчетности.

4. Социально-культурная деятельность независимо от характера и сферы проявления призвана решать важнейшие социальные задачи:

· изучение удовлетворение и возвышение духовных потребностей и интересов личности;

· формирование общественно значимых качеств личности;

· развитие творческих способностей;

· создание благоприятной культурной макро-микро-среды;

· организация социальной помощи и социально-психологической реабилитации через социокультурные формы деятельности.

Таким образом, социальная значимость социально-культурной деятельности обусловлена проникновением ее во все сферы жизнедеятельности общества. Одним из условий оптимизации этого процесса является расширение возможностей социально-культурной деятельности в плане стимулирования процесса социализации, инкультурации и самореализации личности.

Социально-культурная деятельность представляет собой многогранную деятельность социальных объектов, сущность и содержание которых составляют процессы сохранения, трансляции, освоения, развития традиций, ценностей, норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической и политической культуры.

  1. Миссия социально-культурной деятельности в современном обществе

Общественная значимость социально–культурной деятельности обусловлена проникновением ее во все сферы жизнедеятельности общества. Содержанием социально-культурной деятельности выступает развитие самого человека в качестве субъекта общественной практики.

Социально-культурная деятельность - предполагает деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.

Учреждения культурно – досуговой сферы призваны более полно содействовать своей деятельностью снятию физического, психического, интеллектуального напряжения; восстановлению сил посредством активного отдыха; а также вовлечению личности в процесс непрерывного просвещения; развитию художественного, технического и других видов любительского творчества; обеспечению личностно значимого общения; реализации компенсаторных возможностей свободного времяпрепровождения, расширению сферы проявления личностных качеств, самоутверждению, самореализации творческих потенций.

Миссия социально-культурной деятельности:

  • ХОМИНИЗАЦИЯ ИНДИВИДА - процесс приобщения новорожденного к роду человеческому; формирование общегуманистических нравственных качеств, основ физической и санитарно-гигиенической культуры, культуры речи, элементарной культуры общения; адаптация органов восприятия к конкретным формам природной и культурной среды.

  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс и результат включения человека в социум, освоения и воспроизводства им социального опыта, принятия требований, норм и принципов общественных отношений, формирование и реализация детерминированных обществом гражданских, нравственных, профессиональных, общественных, семейных и иных социально значимых функций.

  • ИНКУЛЬТУРАЦИЯ - вовлечение человека в мир культуры; в систему знаний о мировой и отечественной культуре и сложившихся в обществе ценностных и нормативно-регулятивных установок; в культуро-охранительную, культуросозидающую, культуро-творческую деятельность, постижение искусства и культурно-информационных процессов, в духовно насыщенное общение и эстетическое освоение окружающей действительности; достижение автоматизма в использовании наиболее общих стандартов культуры.

  • ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ - создание благоприятных условий для развития творческих потенций личности, ее способностей и дарований; стимулирование процесса реализации единичных и особенных природных и социальных свойств человека, общественное признание его уникального вклада в социально-культурное творчество.

4.Социально-культурная деятельность как приоритетное направление государственной культурной политики
КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА - совокупность основанных на концептуальном представлении о роли и месте культуры в жизни общества организационно-управленческих принципов, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых ресурсов, правового обеспечения и практических мер по реализации созидающего потенциала культуры,

Культурная политика в социально-культурной сфере – это деятельность государственных структур, связанная с формированием и согласованием социальных механизмов и условий культурной активности как населения в целом, так и всех его групп, ориентированных на удовлетворение и формирование познавательных, коммуникативных, рекреационно – развлекательных и творческих потребностей.

Суть государственной политики в cфере социально–культурной деятельности, народного творчества и досуга в целом определена в законах "О культуре в Республике Беларусь", "Об общественных организациях в Беларуси", а также в отдельных статьях Конституции Республики Беларусь и других государственных документах, которые обеспечивают достаточно высокую степень свободы культурно-творческой деятельности граждан, доступ каждому к ценностям и мировой, и белорусской национальной культуры, дают возможность культурных нововведений и социально-организационного экспериментирования.

Непосредственно в социально–культурной сфере культурная политика Белорусского государства направлена на:

  • реализацию созидающего потенциала белорусской культуры,

  • концентрацию усилий на приоритетных направлениях ее развития,

  • сохранение национально-культурного наследия,

  • внедрение культуры в сферу производства, образования, общественных отношений, быта, досуга и других областей жизнедеятельности,

  • стимулирование социально-культурной активности населения,

  • осуществление национальных, региональных, и отраслевых культурных программ,

  • поддержание диалога культур, международных культурных связей,

  • совершенствование инфраструктуры социально-культурной сферы,

  • подготовку специалистов для учреждений и организаций социально – культурной сферы

Объект культурной политики - человек, социальные группы, общество. Предметом политики государства в социально – культурной сфере являются прежде всего процесы хоминизации, социализации, инкультурации и индивидуализации личности; внедрения культурных начал во всe сферы жизнедеятельности.

Цель политики в социально–культурной сфере – развитие личности средствами культуры.

Глава 2. Закона о культуре в Республике Беларусь»

ДЗЯРЖАЎНАЯ ПАЛІТЫКА, ДЗЯРЖАЎНАЕ РЭГУЛЯВАННЕ І КІРАВАННЕ Ў ГАЛІНЕ КУЛЬТУРЫ

Артыкул 10. Асноўныя мэты і прыярытэты дзяржаўнай палітыкі ў галіне культуры

1. Дзяржаўная палітыка ў галіне культуры грунтуецца на прызнанні культуры ў якасці аднаго з галоўных фактараў самабытнасці беларускага народа, іншых нацыянальных супольнасцей, якія пражываюць у Рэспубліцы Беларусь, пераемнасці пакаленняў, а таксама ў якасці асновы развіцця і самарэалізацыі асобы, адукацыі і выхавання дзяцей і моладзі.

2. Асноўнымі мэтамі дзяржаўнай палітыкі ў галіне культуры з’яўляюцца:

2.1. забеспячэнне і абарона канстытуцыйнага права кожнага на ўдзел у культурным жыцці;

2.2. устанаўленне гарантый свабоды мастацкай творчасці і іншай творчай дзейнасці;

2.3. садзейнічанне захаванню, развіццю і распаўсюджванню культуры на карысць інтарэсаў чалавека і грамадства;

2.4. сацыяльная абарона работнікаў культуры і творчых работнікаў;

2.5. абарона грамадскай маралі, сцвярджэнне гуманістычных ідэй і высокіх маральных пачаткаў у грамадскім жыцці, фарміраванне эстэтычнага жыццёвага асяроддзя;

2.6. развіццё міжнароднага супрацоўніцтва ў галіне культуры.

3. Прыярытэтамі дзяржаўнай палітыкі ў галіне культуры з’яўляюцца:

3.1. захаванне, развіццё і распаўсюджванне беларускай нацыянальнай культуры і мовы;

3.2. стварэнне, распаўсюджванне і папулярызацыя твораў мастацкай літаратуры і мастацтва для дзяцей і моладзі;

3.3. стварэнне ўмоў для эстэтычнага выхавання, мастацкай і культуралагічнай адукацыі дзяцей і моладзі;

3.4. папулярызацыя класічных твораў мастацкай літаратуры і мастацтва, іншых эстэтычных і маральных каштоўнасцей айчыннай і сусветнай культуры;

3.5. забеспячэнне функцыянавання і развіцця культуры ў сельскай мясцовасці.

За десятилетия социально–культурная сфера в нашей республике сформировалась в целую отрасль, имеет собственную сеть организаций и учреждений, творческих коллективов, органов государственного управления и научно – методического руководства, организационно – методических центров народного творчества и средних специальных и высших учебных заведений.

5.Общая характеристика субъектов социально-культурной деятельности
Понятие «субъекты социально-культурной деятельности» отличается многозначностью. Это обусловлено тем, что сама социально-культурная деятельность тоже многозначна: индивидуальная и социальная (коллективная) культурная деятельность; профессиональная и непрофессиональная (любительская) деятельность; деятельность неформальная (нормативная), исторически сложившаяся на использовании существующих в обществе социальных норм (обычаев, нравов) вокруг какой-либо цели, ценности или потребности, и деятельность формализованная (учрежденческая), обладающая самовоспроизводством и имеющая определенное общественное назначение.

Обобщенным субъектом социально-культурной деятельности является сообщество многочисленных социально-культурных институтов и отдельных лиц (рядовых граждан, в том числе специалистов, ученых, управленцев, воспитателей и т.д.), которые в индивидуальном и групповом порядке, на профессиональной и непрофессиональной основе участвуют в производстве, распространении и освоении культурных ценностей-культурных продуктов, благ и услуг. В современной парадигме социально-культурной деятельности в этом сообществе в качестве субъектов выступают практически все – и создатели, и потребители культурных ценностей.

Многозначность субъектов социально-культурной деятельности объясняется еще и тем, что они как общественная и педагогическая система функционируют в различных сферах общественной практики.

К субъектам социально-культурной деятельности относятся многочисленные социально-культурные институты, учреждения и организации, с помощью которых прямо или косвенно осуществляются накопление и трансляция (передача) культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение громадного объема культурологических знаний. Классификация субъектов производится по целому ряду типологических признаков – территориальному, отраслевому, по виду принадлежности (собственности). Вот, например, как выглядит в обобщенном виде классификация субъектов по типологическому виду - форме принадлежности (собственности):
Обнаруживаются шесть субъектов культурной деятельности:

I. Общество в целом как массовая совокупность. Этот субъект СКД выступает как потребитель культурных ценностей, пользующихся признанием. Общество в целом объединяет пользователей функционально-специализированных подсистем социально-культурной системы.

II. Личность, социализирующаяся в соответствии со школьными программами и под воздействием окружающей социальной среды, а также внешкольных учреждений. Эта личность еще не руководствуется осознанным стремлением к индивидуализации.

III. Социально-культурные работники, профессионально занятые распространением, хранением и освоением духовных культурных ценностей и в силу этого приобщенные к сложной культурной деятельности, состоящей главным образом в овладении культурным наследием. К ним относятся учителя, библиотекари, музейные и клубные работники, священники, тренеры и т. д.

IV. Анонимные творцы народных духовных ценностей (субъекты народного творчества), благодаря которым существуют фольклор, народные промыслы, народное искусство, а также общественное мнение и общественные настроения.

V. Творческие работники (артисты, писатели, ученые, художники и пр.), профессионально занятые духовным творчеством. Здесь профессионализм понимается как уровень мастерства и квалификации, недоступный непрофессионалам — любителям.

VI. Личности, целенаправленно осуществляющие индивидуальное самоформирование и самоопределение, стремящиеся к освоению элитарных культурных ценностей. Это люди, практикующие любительское духовное творчество, занимающиеся самообразованием, участвующие в различных кружках, объединениях, общественных движениях, а также религиозные и политические фанатики.

6.Культурная активность – качество личности как субъекта деятельности
Человек является существом деятельным. Но он не просто реагирует на внешнюю среду, а познает ее в процессе практики и в соответствии с этим сознательно организует свою культурную деятельность.

Человек как субъект социально-культурной деятельности. Личность, выступающая в роли субъекта социально-культурной деятельности, – это человек, который благодаря своей активности практически реализовал все элементы своего участия в этой деятельности, а именно: определил и тщательно осмыслил цель, осознал мотивы своего участия, подобрал необходимые средства, методы и приемы, осуществил соответствующие практические действия, оценил полученные результаты.

Постоянная духовная активность — отличительная особенность членов человеческого общества. Эта активность реализуется в виде следующих видов духовной деятельности, осуществляемых социализированной личностью:

— познавательная — познание окружающей действительности и самопознание;

— ценностно-ориентационная — личностный выбор духовных и материальных ценностей для мотивации жизнедеятельности (здесь формируются критические суждения и этические оценки);

— аффективная — стремление к получению положительных эмоций и избежание отрицательных (сюда относятся эстетические переживания);

— проективная — предвосхищение желаемого будущего посредством фантазии;

— коммуникационная — хранение, распространение и освоение (понимание) различных сообщений.

7.Основные этапы исторического развития социально-культурной деятельности

Истоки социально-культурной деятельности в Беларуси

Культура белорусских земель в IХ - ХІІІ вв. На пересечениях язычества и христианствf. Устное народное творчество, героический былинный эпос. Певческие школы.

Распространение христианства и книжной культуры. Библиотеки на территории тогдашней Беларуси, религиозно-просветительский характер их деятельности.

Первое упоминание о скоморохах как первых профессиональных музыкантах и актерах в ХП ст. на территории Беларуси.

Вертеп - древний театр кукол, особенности репертуару и организации деятельности батлеек. Осуществление театральных постановок.

Обрядовые традиции и формы праздничной деятельности.

Социально-культурная направленность деятельности известных белорусских просветителей Ефросиньи Полоцкой, Кириллы Туровского.

8.Развитие социально-культурных движений в Великом княжестве Литовском и в Речи Посполитой

Развитие культуры Беларуси в ХІІІ-ХVІ вв. Особенности формирования беларуской народности. Рост городов и развитие городской культуры.

Храмы и монастыри как центры развития беларуской культуры.

Развитие устного и песенного народного творчества, обрядового фольклора. Ярмарка как разновидность гулянья и народного праздника. Творчество скоморохов в театрально-игровых действиях. Смаргонская академия скоморохов и основные направления ее деятельности.

Народные драмы и театральные игрища.Сословные формы препровождения досуга (XIII - XVI вв.). Княжеские поместья как первые центры развития музыкальной и театральной культуры.

Зарождение книгопечатания в Беларуси. Просветительская и издательская деятельность Ф.Скорины.

Развитие культуры на территории Беларуси в ХVІ - ХVІІІ вв. Храмы и монастыри как центры культурного просветительства.

Социально-культурная жизнь белорусских городов и особенности форм организации празднично-художественной и развлекательно-зрелищной деятельности. Школьный театр в Беларуси.

Особенности социально-культурной жизни магнатско-шляхетского окружения в XVIII cт. Придворная музыкально-театральная культура в времена Речи Посполитой.


9. Основные тенденции развития социально - культурной деятельности в Российской империи (XVIII - пач. ХХ ст.)

Благотворительные и добровольные товарищества, сословные и сословно-профессиональные клубы.

Вечерки на Беларуси. Народные гулянья. Белорусская корчма как прообраз сельского клуба. Ярмарки, праздники и обряды в жизни белорусской деревни.

Любительские объединения второй половины ХІХ ст. (литературные, музыкальные, драматические товарищества).

Деятельность народных Домой, народных университетов, школ выходного дня, публичных библиотек и др.

Общественно-политическая и культурно-просветительская деятельность "белорусских домиков". Культура Беларуси второй половины ХІХ - начала ХХ ст.
10. Социально-культурная деятельность в контексте революционных событий в начала ХХ ст.

Программа национально-культурного возрождения. Первые декреты Советской власти о национализации музеев, театров, библиотек, клубов, народных домой и др. Организация культурно-просветительской работы.

Создание сети государственных культурно-просветительных заведений. Деятельность Наркомата просвещения. Политическое просветительство в деятельности общественных организаций (Пралеткульт, профсоюз, РАПМ, Галоўпалітасвет и др).

Политическая учеба, борьба с неграмотностью, организация деятельности в досуг (художественные кружки, музыкальные школы, самодеятельные театры). Роль домов-читален в развития культурных традиций беларуской деревни.Вклад беларуских ученых в разработку вопросов истории социально-культурной деятельности в начала ХХ ст.

11.Культурно-просветительская работа в советский период: общие черты и направления развития

Культурное строительство в Беларуси (30 - 40-я гг. ХХ ст.). Культурно-просветительская работа в период Большой Отечественной войны. Развитие культуры БССР в первое послевоенное десятилетие.

Развитие любительского творчества, деятельность народных университетов, учебно-образовательных объединений.

Основные направления развития культуры БССР в второй половине 1950 - первой половине 1980-х гг.

Социальная роль заведений культуры в развития культурной сферы досуга, праздничной деятельности, организации отдыха и любительского художественного творчества в 60 - 80-я гг. ХХ ст. Структура государственного управления культурно-просветительской работой в СССР. Подготовка кадров культасветработнікаў. Система информационно-методического управления деятельностью заведений культуры клубного типа.

Общее состояние развития социально-культурной сферы в концы 80 - начала 90-х гг.
12. Социально-культурная деятельность как современное общественное явление

Социально-культурная деятельность в Беларуси в условиях общественно-политических преобразований в концы ХХ - начала ХХІ ст. Педагогический статус социально-культурной деятельности в современном обществе.

Основные направления современной социально-культурной деятельности в Республике Беларусь, ее особенности, проблемы и перспективы. Сеть заведений культуры и досуга.

Понятие субъект социально-культурной деятельности. Общая характеристика субъектов организации социально-культурной деятельности в Беларуси.

Общественные организации и объединения как субъекты социально-культурной деятельности.

Учреждения культуры как субъекты организации социально-культурной деятельности. Новые модели заведений культуры в Беларуси второй половины ХХ ст.

Функции, оглавление и структура деятельности заведений культуры в разных регионах страны (аграгарадок, городской поселок, районный центр, большой город и др.)

Социально­культурные комплексы как средство комплексного решения проблем культуры беларуской деревни.

Реализация внешкольных форм социализации, инкультурации и индивидуализации лица в деятельности современной библиотеки.

Культуротворческая, воспитательная, информационно-просветительская функции современного музея. Роль музея в создания культурного окружения, культурно-образовательного пространства.

Государство как гарант культурной политики в социально-культурной сферы. Цели и задачи государственной культурной политики в социально-культурной сферы в Беларуси. Законодательство Республики Беларусь в сферы культуры.

13.Теория социально-культурной деятельности как область научного знания
Теория социально - культурной деятельности как фундаментальное научно - образовательное направление в системе знаний.

Теория социально-культурной деятельности имеет генетические связи по признакам единства истории, предметного поля науки, методологической общности ученых с целым рядом педагогических дисциплин (теория культурно-просветительной деятельности, теория культурно–досуговой деятельности, теория народного художественного творчества, теория досуга и др.).

Теорию социально-культурной деятельности следует рассматривать непосредственно в системе педагогических наук, и, определяя основные приоритеты научного исследования социально-культурных явлений и процессов с позиций теории социально – культурной деятельности как «особой, самостоятельной, целостной, сложноорганизованной отрасли педагогической науки»

Теория социально-культурной деятельности, отражающая в наиболее общих законах и закономерностях многогранную практику проявления социально – культурной активности личности, социальных групп и общества в целом, является одной из составных частей теории педагогики, общепедагогической системы научных знаний.

Теория социально-культурной деятельности сформировалась и сложилась на стыке многих социально-гуманитарных наук, среди которых особенно выделяются прикладная культурология и педагогика, то и функции этой деятельности, их содержание и проявления также определяются влиянием этих научных дисциплин.

В основе современных концепций социально-культурной деятельности лежит подлинно гуманный, человекоцентристский взгляд на суть и смысл решений и действий, предпринимаемых в этой сфере. Именно личность как высшая ценность рассматривается совокупностью гуманитарных дисциплин - философии, социологии, педагогики, психологии, культурологии, составляющих методологическую основу теории, методики и организации социально-культурной деятельности.

14.Понятие «социально-культурной деятельность», «культурно-просветительская работа»
В специальной литературе само понятие «социально-культурная деятельность» употребляется в трех основных значениях: как общественная практика, в которой задействовано сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной социокультурной сферы; как учебный предмет, обладающий определенной логикой и структурой; как исторически сложившаяся отрасль научных знаний, как теория... »

Социально-культурная деятельность состоит из двух понятий: «социальная», направленная на изучение и создание совместной жизни и деятельности людей, и "культурная", направленная на деятельность человека по созданию различных культурных ценностей, материальных и духовных или сохранение уже созданных ценностей и передачу их новым поколениям.

КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – целенаправленная и осознанная активность человека, обеспечивающая создание, освоение, сохранение, распространение и дальнейшее развитие духовных и материальных ценностей.
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.

Первое направление этой деятельности связано с созданием ценностей культуры как на профессиональной, так и любительской основе;

второе - практически объединило всех людей, которые в большей или меньшей мере усваивают богатства мировой и национальной культуры;

третье направление выразилось в деятельности музейных и библиотечных работников, реставраторов, специалистов архивного дела и иных форм сохранения ценностей материальной и духовной культуры;

четвертое - интегрирующее труд учителей, специалистов средств массовой информации и культурно-просветительской деятельности, - ориентировано на распространение ценностей культуры;

пятое направление приняло на себя социально-педагогические, организационно-посреднические и административно-управленческие функции, связанные с созданием благоприятной культурной среды, с вовлечением людей в мир культуры, удовлетворением и дальнейшим развитием духовных интересов и потребностей разных групп населения, со стимулированием познавательно-образовательной, художественно-творческой, развлекательно-игровой, спортивно-оздоровительной и иных видов активности в области культуры.

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА – система профессиональной и общественной деятельности, направленной на вовлечение разных групп населения в процесс непрерывного просвещения, любительского творчества, зрелища, развлечения и другие формы досуга.

ПРОСВЕЩЕНИЕ в широком смысле слова - приобщение личности к культуре. Оно выводит человека за пределы непосредственного культурного окружения, возвышает в нем социальную сущность, упражняет универсальные для всех людей духовные способности разума, памяти, нравственной оценки, эстетического вкуса
Виды социально-культурной деятельности складывались исторически, постепенно оформлялись в систему, выполняющую посреднические функции между личностью и миром культуры.

Цель этих видов деятельности - приобщение личности к миру культурных ценностей, включение ее в развивающий и культуроформирующий процесс. Именно в этом смысле трактует понятие «социально-культурная деятельность

В.В. Туев: «Определенная сфера социальной деятельности, ориентированная на приобщение (адаптацию) человека к культуре». /7, с. 117/.

Особенность этой деятельности состоит в том, что она мотивируется потребностями личности в свободной, нерегламентированной деятельности, которая диктуется не принуждением извне, а внутренней потребностью в духовном развитии. Вместе с тем, социально-культурная деятельность представляет собой сложный общественный феномен, охватывающий различные стороны жизнедеятельности общества, результаты которой имеют как личностный, так и общественный смысл.

Таким образом, социально-культурная деятельность - это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению ценностей культуры.

15.Функции теории социально-культурной деятельности

ФУНКЦИИ ТЕОРИИ СКД – обобщение, систематизация, выявление закономерностей, прогноз и обучение кадров!
Функции социально-культурной деятельности - это категории, выражающие основные ее свойства, направленные на реализацию культуросозидающих возможностей общества и личности

Функции социально-культурной деятельности отражают потребности, интересы личности и потребности требования общества к ее развитию.

В социокультурной деятельности накоплен огромный практический опыт работы с людьми. Все это указывает на то, что социокультурная деятельность не только целостный, многогранный объект и субъект деятельности и управления, но и представляет собой с научной точки зрения теоретическую и прикладную дисциплину, предметом которой являются социокультурные процессы по сохранению, распространению и потреблению социокультурных ценностей, услуг и управление ими.

Без развития теории социально – культурной деятельности с опорой на достижения культурологи, социологии культуры невозможно обеспечить обобщение опыта, его систематизацию, выявление закономерностей, прогноз и обучение кадров!

16.Типология общественных потребностей в социально-культурной деятельности
ПОТРЕБНОСТЬ - объективная нужда организма в определенных условиях, обеспечивающих его жизнь и развитие, это определенное состояние психики человека, отражающее недостаток веществ, энергии и других факторов, необходимых для непрерывного функционирования человека.

ИНТЕРЕС - это активная направленность человека на какой-либо предмет или явление действительности, представляющая собой относительно постоянную черту личности, способствующую расширению кругозора, обогащению знаний

Потребности общественного развития в функционировании социально-культурной деятельности могут быть выражены в ожиданиях и требованиях общества к этому виду деятельности, как способствующему культурному развитию и укреплению общественных отношений. Здесь используется социологический, при котором за основу берутся потребности общественного развития,

Потребность в осуществлении процесса социализации через социокультурные институты является одной из ведущих.

Социокультурные институты воспитания, образования и досуга представляют собой своеобразные хранилища неспецифического знания и механизмы его трансляции из поколения в поколение. На социальном уровне наиболее показательным институтом является клуб, досуговый центр и др. учреждения культурно-досугового типа Социально-культурные и культурно-досуговые формы деятельности этих учреждений дают общее представление о развитии культуры в стране и регионе, о культурных ценностях, нормах социальной жизни, способах и стилях существования и т.д. Поэтому в процессе деятельности. организуемой этими учреждениями приобретаются наборы разнородных и общих представлений, которые служат определенными ориентирами в культуре и социальной жизни.

В культурно-досуговых учреждениях приобретаются такие определенные навыки поведения и общения людей друг с другом б официальных и неформальных институциональных ситуациях, представления о культурных идентичностях. Эти навыки являются социально значимым дополнением к опыту приобретаемому в школе, семье и др. социальных учреждениях. Здесь усваиваются представления о социокультурных статусах, ролях, нормах и санкциях; приобретаются практические знания и навыки, необходимые для адекватного существования в непосредственной жизненной среде. Таким образом, социально-культурная деятельность по существу может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта