Главная страница
Навигация по странице:

  • 18.Научный статус теории социально-культурной деятельности

  • 19.Культурология и педагогика как составляющие методологии социально-культурной деятельности

  • 20.Прикладная культурология как теоретическая база социально-культурной деятельности

  • 21.Инкультурация личности как миссия учреждений культуры

  • 22.Принципы социально-культурной деятельности

  • 23.Функции социально-культурной деятельности

  • 24.Формы и методы социально-культурной деятельности

  • 25.Общая характеристика средств организации социально-культурной деятельности

  • 26.Общая характеристика инфраструктуры социально-культурной сферы

  • 27.Типология учреждений культуры в Беларуси

  • Социальнокультурной деятельности методические материалы по дисциплине теория и история социальнокультурной деятельности


    Скачать 212.64 Kb.
    НазваниеСоциальнокультурной деятельности методические материалы по дисциплине теория и история социальнокультурной деятельности
    АнкорSKD_Metodicheskoe_posobie_dlya_FZO.docx
    Дата27.10.2017
    Размер212.64 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSKD_Metodicheskoe_posobie_dlya_FZO.docx
    ТипДокументы
    #9882
    страница4 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    2.5. Тесно связана с вышеуказанной, потребность в получении социокультурной помощи в какой-либо социальной ситуации.


    Именно социальная работа как организация личностной, общественной, государственной помощи людям является сегодня неотъемлемой частью социально-культурной деятельности. Она основана на альтруизме и направлена на оказание необходимой поддержки людям, когда они попадают в стрессовые ситуации, связанные с потерей близкого человека, стихийными бедствиями, полной или частичной утратой трудоспособности, душевным срывом, безработицей, принятием жизненно важных решений. Человеку, оказавшемуся в этих ситуациях необходима психологическая помощь с использованием культурно-досуговых средств, форм и методов, которые способны эффективно воздействовать на установки и представления личности. Основная цель социально-культурной работы - создание благоприятной досуговой атмосферы, которая выполняла бы определенные защитные функции по отношению к психике личности; создавала определенные условия, необходимые для саморазвития, самоутверждения и творчества.

    Рассмотренные социальные потребности личности проявляются в виде сложного и порой не очевидного переплетения конкретных интересов, мотивов, желаний, в которых имеет место доминирующая потребность. Все эти потребности личности являются объективно ценными и должны стать основой развивающего воздействия на личность.

    Осуществление рассмотренных потребностей общественного развития через удовлетворение потребностей развития личности путем включения ее в разнообразные виды и формы социально-культурной деятельности раскрывает социальную значимость этой деятельности. Понятие социальной значимости складывается из соединения определенных потребностей общества и личности со специфическими качествами социально-культурной деятельности, обеспечивающими эффективность реализации этих потребностей

    Подходы к определению функций социально-культурной деятельности в основе своей имеют источником вышеуказанные потребности и интересы общественного и личностного уровня. Так как в ответ на эти социальные потребности, с целью их удовлетворения и развития сложились основные виды, формы социально-культурной деятельности, основные направления ее функционирования.
    18.Научный статус теории социально-культурной деятельности
    Без развития теории социально – культурной деятельности с опорой на достижения культурологи, социологии культуры невозможно обеспечить обобщение опыта, его систематизацию, выявление закономерностей, прогноз и обучение кадров

    Педагогическая сущность социально-культурной деятельности. Педагогическая система социально-культурной деятельности как целостная совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимозависимых компонентов, предполагающая непрерывную педагогически целесообразную организацию досуга личности на всех возрастных этапах, в различных сферах микросреды и с участием всех субъектов воспитания.

    19.Культурология и педагогика как составляющие методологии социально-культурной деятельности
    ПЕДАГОГИКА – наука о воспитании, образовании и обучении человека в соответствии с требованиями конкретно-исторического этапа общественного развития.

    Предметом педагогики является целостный процесс педагогически направленного развития и формирования личности в условиях её воспитания, обучения и образования. А также исследование сущности развития и формирования человеческой личности и определение на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса

    Педагогическая система социально-культурной деятельности как совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых компонентов, что обеспечивают педагогически целесообразную организацию социально-воспитательных действий лица, социальных групп населения в разных социумах, с участием всех субъектов воспитания.

    ВОСПИТАНИЕ - процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях формирования определенных гражданских и нравственных качеств, эстетических идеалов и вкусов; подготовка ее к производственной, общественной, социально-культурной, семейно-бытовой и иным сферам жизнедеятельности; процесс передачи общественно-исторического опыта и культурных традиций новым поколениям.
    По мысли Гегеля, воспитание – это второе, духовное рождение человека, позволяющее ему самостоятельно функционировать в рамках общества.
    ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ - область культурологии, раскрывающая методологические основы, закономерности, принципы, средства, методы и формы вовлечения человека в мир культуры, определяющая механизм создания благоприятной культурной среды, обосновывающая технологию обеспечения условий для реализации духовно-эвристических и художественно-творческих потенций людей, проявления их социально-культурной активности.

    20.Прикладная культурология как теоретическая база социально-культурной деятельности
    Для развития сферы социально-культурной деятельности имеет большое значение становление такой области теоеретического знания как прикладная культурология - область культурологии, раскрывающая методологические основы, закономерности, принципы, средства, методы и формы вовлечения человека в мир культуры, определяющая механизм созда¬ния благоприятной культурной среды, обосновывающая технологию обеспе¬чения условий для реализации духовно-эвристических и художественно-твор¬ческих потенций людей, проявления их социально-культурной активности.

    Прикладная культурология как область культурологического знания находится на стыке между фундаментальной культурологией и историей, социологией, психологией, этикой, эстетикой, политологией, юриспруденцией, теорией управления и, в первую очередь, педагогикой, что позволяет использовать методики и технологии этих наук для реализации механизма вовлечения человека в процесс освоения, сохранения, воспроизводства и распространения ценностей культуры.

    Предметом культурологии выступает все, что создано руками и разумом человека; предметом прикладной культурологии становится процесс постижения индивидом результатов этой деятельности, процесс вовлечения его в воспроизводство ценностей культуры.

    При этом прикладная культурология призвана:

    - раскрыть сущность и природу ценностей, созданных и создаваемых человеком;

    - обучить людей технологии создания этих ценностей, дать им инструментарий культурного творчества;

    - познакомить с нормами и правилами социально-культурного творчества;

    - научить оценивать явления и процессы социально-культурной деятельности в соответствии с научно обоснованными критериями.

    21.Инкультурация личности как миссия учреждений культуры
    ИНКУЛЬТУРАЦИЯ - вовлечение человека в мир культуры; в систему знаний о мировой и отечественной культуре и сложившихся в обществе ценностных и нормативно-регулятивных установок; в культуроохранительную, культуросозидающую, культуротворческую деятельность, постижение искусства и культурно-информационных процессов, в духовно насыщенное общение и эстетическое освоение окружающей действительности; достижение автоматизма в использовании наиболее общих стандартов культуры.

    Процесс инкультурации носит непрерывный и всепроникающий характер, связан с сенситивными пиками развития и должен учитывать возрастные и иные способности индивида к восприятию информации и определенных культурных ценностей.

    Инкультурация - процесс освоения индивидом культурного опыта и включение его в личностную структуру. Освоение культурных ценностей, знаний и значений составляет содержание данного процесса.

         Овладевая культурой, знакомясь с достижениями прошлых поколений и с настоящим культурным опытом, человек формирует собственное субъективное начало. Внедрение культурного опыта, его поддержание, приучение, включая многообразные формы воспитания и образования - все эти формы культурной детерминации нуждаются в социальном регулировании и управлении. Решение данной проблемы возможно через деятельность социально-культурных институтов. Включение индивида в деятельность какого-либо творческого коллектива (художественное объединение, студия и т.д.) или информационно-просветительного объединения (школы, практикумы, семинары и т.д.) создает возможность и условия для освоения определенной культурной информации с целью последующего включения ее в поведение личности как социальное, так и творческое.

          Исполнительское искусство, различного рода праздники, зрелища, культурное времяпровождение восполняют человеческое бытие и становятся формой проявления разнообразной деятельности, обогащают личность определенным культурным опытом.

          Требуются значительные усилия каждого поколения, чтобы сохранить, воспроизвести, поддержать и отобрать ценности, знания и ориентации, обновить их или дать им новую интерпретацию и привести их в соответствие с меняющимися условиями бытия.

          Для того, чтобы культурные творения стали достоянием многих, их необходимо сохранять и репродуцировать. Отбор - первая стадия процесса сохранения элементов и достижений культуры. Сохранение духовных ценностей - это не только предотвращение их от физической гибели или забвения. Это также способ обеспечения преемственности в развитии духовной культуры, что подразумевает отбор духовных ценностей, распространение и обеспечение их функционирования в культурной среде новой эпохи.

          Сохранению отобранных культурных творений служат такие учреждения, как архивы, музеи, библиотеки, картинные галереи Для хранения духовных ценностей используются современные технические средства, благодаря которым уникальные произведения становятся менее подверженными разрушительной силе времени.

         Распространение ценностей культуры осуществляется, прежде всего, через общественную систему образования (общего, специального, политического, художественного и т.д.). Важную роль играют средства массовой информации, театры, музеи, филармонии, культурно-досуговые учреждения (клубы, библиотеки, досуговые центры, выставки и т.д.), которые действуют в условиях свободного времени и представляют собой формы дополнительной образовательной и непрофессиональной творческой деятельности, доступные для самых широких масс.

         Процесс инкультурации средствами социально-культурной деятельности в своем развитии проходит три уровня: восприятие культурного опыта: знаний и значений художественной информации и художественно-образной системы представлений и т.п.; освоение культурного опыта и включение его Б личностную, субъективную структуру (усвоение, отбор, репродуцирование, интерпретация): воспроизводство освоенного культурного опыта в собственной художественно-творческой или культурно-познавательной деятельности через включение индивида в деятельность различных любительских художественных объединений, самодеятельных художественных коллективов и т.д.

    Таким образом, процесс инкультурации средствами социально-культурной деятельности следует рассматривать как сложное, многоуровневое явление, как движение от простейших форм освоения культурного опыта и включения его в собственную личностную структуру до воспроизводства, сохранения и обновления уже в самостоятельной культурно-творческой деятельности

    22.Принципы социально-культурной деятельности
    ПРИНЦИП (от лат. principium – начало, основа) – основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки и т.д.; внутреннее убеждение человека, непреложный взгляд на вещи, на окружающую действительность.

    Принцип - руководящая идея, основное, исходное положение какой- либо теории или науки; в этическом плане - основное правило поведения, деятельности. Принцип есть центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-то положения на все явления какой – либо деятельности.

    Раскрытие и конкретизация принципов – это обоснование теоретических, социально-политических и организационных основ ее функционирования. Они составляют фундамент, на котором строится здание науки о социально-культурной деятельности. Знание и глубокое понимание принципов СКД – необходимое условие правильной научной организации деятельности учреждений культуры.
    Каждая наука и соответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуется определенными принципами - основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей. Для любой науки существуют свои принципы, реализация  которых происходит через определенные правила. Принципы и правила существуют объективно, отступать от них нельзя, иначе такая деятельность не будет достигать своего назначения, утеряет смысл и качество

    Принцип есть центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления какой-либо деятельности. Под принципами социально-культурной деятельности принято понимать основные требования, которым следуют профессионалы в ее организации Принципы социально-культурной деятельности - это наиболее общие положения, которые отражают «устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, и предопределяющие ее направленность, характер, содержание и формы»
    1. Неразрывная связь социально-культурной деятельности с жизнью, с практическими задачами реформирования общества. Осуществление этого принципа предполагает соблюдение ряда условий:

    а) целенаправленность социально-культурной деятельности (наличие цели педагогического и культуроразвивающего воздействия);

    б) конкретность социально-культурной деятельности, т.е. каждое учреждение культуры осуществляет свою деятельность в обществе, решая ежедневно присущие только ему задачи соответствующими формами, средствами, методами;

    в) оперативность деятельности социально-культурных учреждений (актуальность, динамичность реагирования на общественные процессы, стимулирование социальной активности лично-

    г) непрерывность процесса социально-культурной деятельности (последовательность и систематичность, прогнозирование и программирование направленного воздействия).

    2. Принцип добровольности и общедоступности социально-культурной деятельности. Добровольность отражает возможность свободного выбора занятий из всего многообразия видов деятельности, предлагаемого социально-культурным учреждением и выражает все возрастающую тенденцию к самопрограммированию личностного содержания своей культуро-развивающей деятельности. Эта деятельность, ее содержание отражают духовный уровень личности, она организуется по собственному усмотрению, для своего развития. В этом ее истинная ценность и значимость.

    3. Принцип развития инициативы и самодеятельности. В основе действия этого принципа лежит потребность в самовыражении и утверждении себя в системе многообразных общественных отношений Человеку присуще желание расширить диапазон своей социальной роли и связей с обществом в проявлении себя как личности с различных сторон и в разных общественно-творческих качествах.

    4. Принцип преемственности и последовательности в освоении культурного наследия. Воспроизводство достижений человеческой культуры, передача традиционных ценностей от поколения к поколению всегда осуществляется обществом через воспитание, обучение, просвещение. Культурные ценности, ценностные ориентиры личности формируются через культурную деятельность, организованную в учреждениях культуры В современных условиях серьезных трансформаций государственной идеологии и отсутствии се единой линии особое значение для духовного возрождения россиян (восстановление морально-нравственных норм общественной жизни, возрождения чувства патриотизма) имеет распространение и популяризация фактического материала из многовековой истории предшествующих поколений, гак как этот культурно-исторический пласт может стать основой национальной гордости и самосознания. Следовательно, этот принцип должен быть положен в основу деятельности учреждений, располагающих подобным материалом, формами его распространения и интерпретации (выставочные залы, музейно-культурные центры, центры национальных культур, библиотечные собрания и т.д). Необходимо подчеркнуть, что освоение, предшествуя аксиологическому процессу, тем самым является начальным этапом формирования позиций личности и включения ее в систему культурной деятельности по сохранению и развитию культурного наследия.

    Принцип ориентации на культурно-ценностные отношения

    5. Принцип дифференцированного подхода к различным социально-демографическим группам.   Изучение конкретных социально-демографических групп (возраст, пол, уровень образования, социальное положение, индивидуально- психологические особенности и др.), характеризующихся тем или иным уровнем интереса к определенному виду деятельности, позволяет не только определить содержание социально-культурных мероприятий, но и подойти к разработке наиболее эффективных форм и методов воздействия на эти группы, что, естественно, повысит качество социокультурной деятельности Дифференцированный подход может осуществляться на групповом и индивидуальном уровнях Групповой подход предполагает вычленение из состава аудитории совокупности лиц, характеризующих ся сходными признаками, и постоянный учет их особенностей Индивидуальный подход ориентирован на изучение особенностей, потребностей и интересов конкретной личности Дифференцированный подход к массовой аудитории целесообразно осуществлять на основе следующих признаков учитывать возраст, образование, профессию и характер проявления культурных потребностей, интерес к тем или иным социокультурным формам Также при организации социально-культурной работы необходимо зачитывать национально-этнические, региональные особенности культурной ситуации и проживания людей.

    6. Принцип системности и последовательности. Следование этому принципу означает, что социально-культурная деятельность должна рассматриваться с позиций системного под хода целенаправленности, взаимосвязи и взаимозависимости ее компонентов, включения ее в качестве подсистемы в более сложные системы. Целеполагание, разработка задач, наличие субъекта и объекта деятельности, инструментария осуществления форм социально-культурной деятельности - все эти элементы необходимо рассматривать как часть единой системы – взаимосвязанные и взаимообусловленные, необходимые и достаточные. Данным принципом необходимо руководствоваться при социокультурном проектировании - создании проектов развития различных социальных институтов и социальных объектов социально-культурной сферы Прогнозирование моделирование и конструктивная разработка видов, форм, методов и технологии СКД- базируется также на реализации данного принципа.

    Итак, принципы социально-культурной деятельности представляют собой основное методологическое звено теории, их развитие исторически обусловлено, содержание носит объективный характер. Принципы составляют единое целое с функциями, посредством которых получают реализацию и развитие в практической работе.
    7. Принцип деятельностного подхода. Принцип деятельностного подхода применительно к социализации, осуществляющейся социально-культурными средствами является ведущим. Именно принцип деятельности позволяет понять природу и сущность социализации в полной мере.
    Как отрасль педагогической и культурологической наук, социально-культурная деятельность отличается множественностью принципов. Это объясняется тем, что в теории и практике самой отрасли бытуют различные подходы (сколько научных школ в вузах культуры и искусств, столько и различных подходов), и каждый из них опирается на собственный понятийный аппарат, характерные методы и способы анализа и свои принципы. Расхождения в существе и направленности принципов обусловлены также разными позициями и точками зрения авторов на нынешнюю социокультурную ситуацию в обществе и состояние социально-культурной сферы и, что вполне естественно, различиями конкретных локальных (региональных) социально-экономических, этнических, культурных и других факторов, присущих определенному краю, области, городу, району и т.д.

    23.Функции социально-культурной деятельности
    Слово «функция» фигурирует во многих отраслях знаний. Однако все его оттенки и значения в конечном счете связаны с родовым смыслом – «отправление», «деятельность». Любая функциональная система характеризуется тремя принципиальными чертами. Во-первых, любая из функций включает в себя специально выбранные компоненты (способы, приемы, методы и т.п.). Во-вторых, эти компоненты взаимосодействуют друг другу в достижении конкретных и определенных целей. В-третьих, в качестве основополагающего признака функции фиксируется получение конечного полезного результата.

    Функции в своем содержании отражают определенные направления и стороны деятельности как отдельных людей, так и социально-культурных институтов, общностей, групп, движений. При этом необходимо иметь в виду определенное различие между функция профессиональной и непрофесиональной, индивидуальной и коллективной культурной деятельности.

    Функции социально-культурной деятельности - это категории, выражающие основные ее свойства, направленные на реализацию культуросозидающих возможностей общества и личности

    Функции социально-культурной деятельности отражают потребности, интересы личности и потребности требования общества к ее развитию.

    ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

    -адаптивно-нормативная функция - хоминизация личности: освоение формирующимся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и других элементарных человеческих качеств, адаптация к социуму и его культуре, приобретение способности к самоконтролю и саморегуляции поведения;

    - образовательно-развивающая функция - освоение ценностей культуры, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности (см. понятия: социализация, инкультурация, индивидуализация);

    - преобразовательно-созидательная функция- вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества;

    - эколого-охранительная функция - формирование экологической культуры, сохранение культурного наследия, природной и культурной среды;

    - информационно-просветительная функция – накопление, хранение и распространение информации, культурно-просветительная деятельность, формирование интеллектуальных и иных качеств, необходимых члену информационного общества XXI века;

    - интегративно-коммуникативная функция - диалог культур, взаимовлияние локальных цивилизаций, раскрытие достижений национальных и региональных культур, обеспечение адекватного и гуманного восприятия субкультур, формирование культуры деловых и неформальных отношений;

    - рекреативно-игровая функция - формирование празднично-обрядовой и игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки.
    Другие авторы к основным функциям социально-культурной деятельности также относят :

            развивающую;

            информационно-просветительную;

            нормативную;

            коммуникативную;

            культуротворческую, преобразовательную;

            рекреативно-игровую.

    1 Развивающая функция. Цели, содержание и назначение социально-культурной деятельности определяет ее развивающее начало. Эта функция направляет и объединяет все другие функции. Каждая из них, имея свою цель и направленность, так или иначе связана с развитием и самовоспитанием личности, ее социальным самоутверждением. Развивающее начало воплощено в каждой функции.

    2.       Информационно-просветительная функция. В основе этой функции лежит процесс накопления, хранения и распро странения информации, культурно-просветительная деятель ность Цель этой функции - формирование интеллектуальных качеств, стимулирование самообразования, приобретение опре деленной системы знаний, получение необходимой информа ции; обновление знаний. Особенности реализации этой функции в деятельности культурно-досуговых учреждений;

    информационно-просветительная функция не связана с определенным регламентом, установленном и обязательном в учебных заведениях, основана на добровольности, инициативе, самодеятельности;

     обеспечивает удовлетворение разнообразных досуговых интересов людей различного возраста и профессий;

    использует более разнообразный потенциал средств, форм и методов приобретения знаний, умений, навыков;

    продолжает, дополняет и углубляет те знания и ту информацию, которую люди получают в учебных заведениях и из других источников.

    3.Нормативная функция. Цель этой функции - формирование общегуманистических нравственных качеств, социализация личности. Социально-культурная деятельность помогает человеку усвоить условия окружающей среды, способы и образцы социального поведения и действия, ориентирует в знаниях, нормах и ценностях группы, коллектива, организации, территориальной общности, в которые входит индивид.

    Она дает возможность понять и принять особенности взаимодействия, общения людей друг с другом, а также формы предметно-практической деятельности на работе, в быту, в семье (санитарно-гигиеническая культура, культура речи, способность к самоконтролю, саморегуляции поведения и т.д.).

    4. Коммуникативная функция проявляется на двух уровнях:

    на одном уровне - диалог культур, взаимовлияние локальных культур, раскрытие достижений национальных и региональных культур, обеспечение адекватного и гуманного восприятия субкультур;

    на другом уровне - межличностное общение, формирование культуры деловых и неформальных отношений Общение в системе социально-культурных учреждений и объединений удовлетворяет и развивает следующие культурные потребности.

    а)человек получает ответы ни интересующие его вопросы (ин формационно-познавательный аспект);

    б утверждается или разуверяется в истинности какого-либо мнения, суждения, оценки (ценностный аспект),

    в) удовлетворяет эмоциональные потребности в сопереживании (эмоциональный аспект);

    г) получает возможность избежать коммуникативной дискомфортности. замкнутости в своем обычном кругу (коммуникативный аспект);

    д) удовлетворяет потребность в избирательном общении (гедонистический аспект);

    е) позволяет включиться в сферу отдыха и развлечений (рекреационный аспект).

    5. Культуротворческая функция - освоение ценностей культуры, вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества Способность к созиданию - не привилегия избранных, а важнейший атрибут человеческой жизнедеятельности В связи с этим представляется важным создание условий для реализации и развития творческих способностей широких слоев населения в деятельности социально-культурных учреждений. Самодеятельное художественное творчество, одно из направлений реализации культуротворческой функции наиболее эффективно способствует духовному восстановлению личности через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего, особенно на региональном уровне. В этом смысле актуальна сегодня ориентация самодеятельного художественного творчества на освоение локальных национально-культурных традиций. Социальное творчество - созидательный процесс, направленный на преобразование социальных отношений, общественного бытия. Социально-культурные учреждения через свои специфические формы способны оказать реальное влияние на общественные отношения (поддержка экологических движений, общественных инициатив семьи, организация социальной помощи), общественное мнение и общественное настроение. Субъектом этой деятельности выступает социально-активная, инициативная, а значит творчески утверждающая себя личность

    6. Рекреативно-игровая функция. Цель ее - формирование празднично-обрядовой и игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки. Социально-культурные учреждения выполняют задачи регулярного восстановления физических и интеллектуальных сил человека, гармонизации психики через организацию различных видов рекреационно-развлекательной деятельности, среди которых наиболее важное значение имеют, свободное межличностное общение, игра, восприятие развлекательных зрелищ и любительское художественное исполнительство.

    Все вышеуказанные функции представляют собой категории, которые выражают содержание, назначение социально-культурной деятельности и способы реализации ее в обществе. Через эти функции реализуются культуросозидающие возможности общества, а также происходит культурно-творческое развитие личности.

    24.Формы и методы социально-культурной деятельности
    Форма социально-культурной деятельности – это совокупность определенных средств и методов организации деятельности личности и социальных групп населения в условиях досуга, которая обеспечивает эффективность социально-воспитательного воздействия и стимулирует развитие личности. Формы социально-культурной деятельности - утвердившаяся на практике система применения совокупности определенных средств и методов вовлечения людей в процесс создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, в различные виды социального, научно-технического и художественного творчества.

    В практике сложились:

    - эпизодические формы (лекции, экскурсии, вечера, гуляния, концерты, праздники и т.д.);

    - стабильные формы (клубы, кружки, инициативные группы, коллективы самодеятельного творчества, лектории и т.д.) социально-культурной деятельности.

    Форма как способ организации социально-культурной деятельности людей с целью донесения до них соответствующего содержания информации.

    Форма социально-культурной деятельности – это запланированная информационно-просветительная, социально-педагогическая и культурно-воспитательная акция, направленная на какую-либо аудиторию и ставящая цель – донесение определенной информации до заранее предусмотренного объекта.

    Разнообразие форм социально-культурной деятельности.Характеристика форм с учетом охвата населения: массовые, групповые, индивидуальные;

    по способу воздействия: театрализованные, игровые, иллюстрированные; 

    в зависимости от содержания и видов деятельности: рекреационные, рекреационно-развлекательные, игровые информационно-коммуникативные, креативно-творческие, художественно-творческие, реабилитационные, спортивно-оздоровительные и др..

    Слово «метод» (methodos) греческого происхождения и в переводе означает «способ познания, исследования или практического осуществления чего-либо».

    Методы социально-культурной деятельности применяются в работе учреждений культуры и досуга с целью эффективного использования популярных у населения форм и средств организации свободного времени. Существует большое разнообразие в подходе к классификации педагогических методов.

    Метод как сумма приемов, используемых в деятельности социокультурного учреждения в целях развития и саморазвития личности через предметную деятельность.

    Методы социально-культурной деятельности как способы педагогического воздействия на участников социально-культурного процесса с целью удовлетворения и дальнейшего развития духовных потребностей и формирования общественно ценностных качеств личности.

    МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - система информационного и идейно-эмоционального воздействия; совокупность способов совместных действий организаторов и участников социально-культурной деятельности, направленных на решение конкретных просветительных, воспитательных и иных культуросозидающих задач.

    1. Методы формирования общественного сознания:

    - информирование;

    - разъяснение;

    - комментирование;

    - обобщение;

    - внушение;

    - заражение;

    - убеждение.

    2. Методы вовлечения в социально-культурную деятельность, способствующие преобразованию знаний в нормы и принципы поведения, в убеждения как качество личности:

    - включение в различные формы непрерывного просвещения;

    - привлечение к разным видам любительского творчества;

    - упражнение;

    - приучение к выполнению общественно культурных функций;

    - самоорганизация;

    - самоуправление;

    - самообразование;

    - самообслуживание;

    - игра и т.д.

    3. Методы стимулирования социально-культурной активности: - положительный пример:

    - соревнование;

    - требование;

    - общественное мнение;

    - поощрение;

    - перспектива;

    - критика и самокритика.
    25.Общая характеристика средств организации социально-культурной деятельности

    Средства социально-культурной деятельности – это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности.

    К числу основных средств социально-культурной деятельности относятся: живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и спорт, литература и художественная самодеятельность.

    Следует отметить, что все средства между собой тесно взаимосвязаны
    и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, т.е. дошкольники, подростки, молодежь, студенты, пенсионеры и т.д. К тому же, выбор средств зависит от тематической направленности мероприятия, проводимого организаторами досуга (вечер вопросов и ответов, «круглый стол», диспут, ток-шоу, конкурсы, аукционы, конференции, брифинги и т.д.).
    Для успешного применения средств социально-культурной деятельности в практике организатора досуга исследователи советуют соблюдать ряд требований и правил:

    • количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;

    • всякий избравший те или иные средства воспитатель должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;

    имеющиеся в распоряжении средства «должны быть всег-да под рукой и в полной исправности»

    26.Общая характеристика инфраструктуры социально-культурной сферы
    ИНФРАСТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ - совокупность материальных, организационных, финансово-экономических, кадровых, информационно-методических и иных условий осуществления социально-культурной деятельности на индивидуальном и общественном уровняй, обеспечивающих удовлетворение духовных потребностей людей; создание, освоение, сохранение, распространение и дальнейшее развитие ценностей культуры.

    ВЕДУЩИЕ ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

    1. Социальные институты духовного производства:

    - научно-исследовательские учреждения (академии, научно-исследовательские институты, лаборатории и т.д.);

    - учреждения искусств (театры, киностудии, филармонии, цирки, художественно-творческие мастерские, любительские студии, кружки и т.д.);

    творческие союзы и иные объединения художественно-творческой направленности.

    2. Образовательно-воспитательные учреждения:

    - учебные заведения (школы, лицеи, гимназии, училища, колледжи, институты, академии, университеты и др.);

    - дошкольные учреждения;

    - учреждения дополнительного образования (дома и дворцы творчества юных, школы изобразительных искусств, музыкальные школы, хореографические студии, детские испытательные станции, детские железные дороги и др.).

    3. Научно-просветительные учреждения:

    - музеи, историко-мемориальные комплексы, выставки;

    - библиотеки, читальные залы;

    - лектории, планетарии, зоопарки и т.д.

    4. Культуроохранительные институты:

    - заповедники, центры экологической культуры;

    - архивы;

    - реставрационные мастерские и т.д.

    5. Средства распространения культуры:

    - средства массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать и т.д.);

    - книгоиздательства, книжные магазины;

    - информационно-компьютерные центры и т.д.

    6. Культурно-досуговые учреждения:

    - клубы, дома и дворцы культуры, парки культуры, кинотеатры, центры молодежного досуга, игротеки, дома художественного и технического творчества; - концертные учреждения, дома торжеств и т.д.

    7. Ведомственные культурно-просветительные учреждения:

    - дома офицеров, солдатские клубы, дома культуры милиции и пр. - дома медицинского просвещения, дома педагогического просвещения и пр. - дома творческих работников (писателей, художников, - композиторов, актеров и т.д.)

    8. Санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения:

    - санатории, пансионаты, дома отдыха, профилактории;

    - лагеря отдыха, базы досуга;

    - стадионы, спортивные залы, спортивные базы, пляжи и т.д.

    9. Туристско-экскурсионные учреждения:

    - гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы;

    - туристские поезда, туристские пароходы и т.п.

    10. Учреждения развлекательно-коммерческого досуга:

    - мюзик-холлы, варьете, дансинги, казино;

    - рестораны, кафе;

    - сауны; - бильярдные и иные центры игрового досуга.

    11. Специфические каналы влияния на культуру семьи и детства:

    - массовое тиражирование произведений искусства средствами телевидения, кассетного кино, Интернета и т.д.- воздействие на детский досуг с помощью мультфильмов, детской литературы, компьютерных и иных игр;- пропаганда одежды, внешнего вида, бытового убранства и т.п. - реклама.

    27.Типология учреждений культуры в Беларуси

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта