Главная страница
Навигация по странице:

  • Игры различаются: по содержанию

  • 37.Креативно-творческие технологии в социально-культурной деятельности

  • 38.Любительское художественное творчество в структуре социально-культурной деятельности

  • 39.Фестивальные традиции в сфере любительского художественного творчества

  • 40.Технологии информационно-образовательной и коммунгикативной деятельности в сфере досуга

  • 41.Технологии празднично-зрелищной деятельности

  • Социальнокультурной деятельности методические материалы по дисциплине теория и история социальнокультурной деятельности


    Скачать 212.64 Kb.
    НазваниеСоциальнокультурной деятельности методические материалы по дисциплине теория и история социальнокультурной деятельности
    АнкорSKD_Metodicheskoe_posobie_dlya_FZO.docx
    Дата27.10.2017
    Размер212.64 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSKD_Metodicheskoe_posobie_dlya_FZO.docx
    ТипДокументы
    #9882
    страница6 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    ИГРА - осмысленная деятельность, обеспечивающая возможность перехода в воображаемую ситуацию, лишенную утилитарного эффекта, но порождающая подлинные чувства удовлетворения духовных потребностей.

    Игра - это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает. Именно в мире впервые формируется необходимость влияния на окружение, потребность изменить окружение. Когда у человека возникает желание, которое невозможно сразу реализовать, создаются предпосылки игровой деятельности.

     Игра - это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Человечество вновь и вновь создает свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы. Узы, которые связывают игру и красоту очень тесны и многообразны. Всякая игра, прежде всего, свободная, вольная деятельность.

    Игры различаются:

    по содержанию:

    игры с правилами - спортивные, подвижные, интеллектуальные, строительные и технические, музыкальные, коррекционные, шуточные, ритуально-обрядовые и т.п.;

    «вольные» игры – по сферам жизни: военные, свадебные, художественные, профессиональные и т.п.

    по форме:

    игры-танцы, песни, театрализации, игры-празднества и обряды, игровые тренинги и упражнения, игровые тесты и анкеты, соревнования, конкурсы, розыгрыши и т.п.

    по назначению – внеутилитарные и деловые.

    По времени проведения.

    Зимние, летние

    По месту проведения: застольные и настольные, игры на эстраде, на открытой площадке, в природе и т.п.

    по составу и количеству участников:

    для мальчиков, для девочек и для смешанного состава участников;

    для участников разного возраста;

    индивидуальные, парные, групповые, командные и массовые.

    по наличию инвентаря:

    с предметами и без предметов;

    компьютерные, игры-автоматы и т.п.

     

     

    А. Физические и психологические игры и тренинги:

    Б. Интеллектуально-творческие игры:

    - предметные забавы;

    - сюжетно-интеллектуальные игры;

    - дидактические;

    - строительные, трудовые, технические;

    - электронные, компьютерные, игры-автоматы;

    - игровые методы обучения.

    В. Социальные игры:

    - творческие сюжетно-ролевые (подражательные, игры-драматизации, игры-грезы);

    наиболее распространенные сюжеты – созидательные (строительство, создание), поисковые (открытия), профессиональные, военные, связанные с искусством (киностудия, цирк, театр), этнические, сказочные, фантастические (по мотивам фильмов и книг);

    - деловые игры.

    Г. Комплексные игры (коллективно-творческая деятельность, метод длительной игры). 

     

    Обучающие игры (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные);
    Досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, празднично-карновальные, театрально-постановочные.)

    3.Игры, возникшие по инициативе детей и взрослых – народные игры.
    37.Креативно-творческие технологии в социально-культурной деятельности

    ТВОРЧЕСТВО – преобразовательная деятельность, разрушающая старое во имя нового и создающая на основе старого общественно ценное новое. Новизна, оригинальность, общественная значимость творчества - и процесс, и результат. Творческая деятельность - это только процесс.

    Культурно-творческая деятельность в условиях социально-культурной практики может развиваться в разных направлениях. Основными из них являются: социальное и художественное творчество. Творчество нами понимается как процесс преобразовательной деятельности, направленный на создание социально ценного, нового, оригинального. В основе его лежит потребность в созидании Стремление людей заниматься созидательной деятельностью, но в разных сферах - социальной и художественной - позволяет разделить социальное и художественное творчество.

    Социальное творчество - это высшая форма деятельности, созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия. Его субъектами выступают социальные общности и группы, а также отдельные личности. Способности к созиданию - не привилегия избранных, а важнейший атрибут человеческой деятельности. Источником активности масс и отдельной личности являются существующие потребности и интересы, глубина и сложность решаемых задач. Появление новых социальных интересов, целей и задач, требующих неординарного подхода, активизирует людей

    Социальная активность является основой социального творчества. В основе социального творчества лежат интересы к различным сферам социальной жизни: политике, производству, экологии, семейной жизни, быту. Интерес к политическим и социальным проблемам, производственные интересы и стремление принять участие в региональных социальных инициативных движениях, область семейных отношений и сотрудничество в неправительственных организациях - все это определяет содержание и основные сферы проявления социального творчества.

    Социальная активность отождествляется с самодеятельностью как свободной, созидательной деятельностью в различных сферах жизни общества. Эта потребность человека в самовыражении и утверждении себя в системе многообразных общественных отношений - одна из сложных и социально значимых потребностей личности. Ведь человеку присуще желание расширить диапазон своей социальной роли и связей с обществом в проявлении себя как личности с различных сторон и в разных общественно-творческих качествах В качестве примера можно привести участие в деятельности поисково-исследовательских объединений как образованиях досугового типа. Элементы поиска и исследования встречаются практически во всех видах самодеятельности

    Однако в некоторых досуговых общностях выходят на первый план и становятся для любителей главной целью. Говоря о поисково-исследовательской деятельности, мы имеем в виду особо организованное, использующее специальные научные методы познание окружающей действительности. Главная цель такой деятельности - получение новой, неизвестной информации и разыскание определенных предметных ценностей. Поиски и исследования занимают важное место в работе объединений краеведов, экологов, фольклористов, этнографов, историков, коллекционеров. Это те виды занятий, которые, как правило, основываются на коллективной деятельности, а значит предполагают обмен мнениями, суждениями, знаниями и опытом.

    Значение этих объединений состоит не только в решении поисково-исследовательских задач, но и в созидании новых форм отношений; укреплении и развитии гуманистических установок и ценностей. Включаясь в социально-ценную, социально-одобряемую деятельность, индивид не только приносит реальную пользу в решении каких-либо социальных проблем, но и формирует новый для себя активный тип отношения к миру и людям Таким образом, социальная группа, общность, отдельный индивид в ситуации социально-культурной деятельности создают новую, динамичную, изменяющуюся реальность, которая представляет собой результат социокультурного творчества.

    Художественное творчество - это созидательный процесс, явление духовно-практической деятельности, основанное на способности человека образно отражать и моделировать мир.

    В социально-культурной практике различают профессиональное художественное творчество и самодеятельное художественное творчество, или непрофессиональное Самодеятельное художественное творчество - это форма реализации творческих потенций общества или отдельной личности в условиях досуга посредством инициативной и свободной любительской практики в сфере искусства, представляющей отражение эстетических потребностей и художественных способностей Процесс художественного творчества в досуговой сфере неравномерен, имеет свои этапы развития.

    К простейшим формам активного проявления себя в искусстве относится любительское исполнительство В отличие от художественной самодеятельности в условиях культурно-досуговых учреждений, где она представлена в специальных организационных формах, любительское исполнительство внешне не организовано и не связано со специальным сценическим показом достигнутых результатов Любительство общедоступно, популярно и обладает исключительной массовостью. Наиболее распространенными видами такого любительства является бытовая хореография, песенное исполнительство и музицирование
    Более высокая степень проявления себя в искусстве -участие в организованных формах художественного самодеятельного творчества. Самодеятельное художественное творчество привлекает многих людей различного возраста своей нерегламентированностью, свободой и добровольностью выбора его видов и форм. Именно художественное творчество наиболее эффективно способствует духовному восстановлению личности через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего.

    На основании исследования современных подходов к организации самодеятельного художественного творчества представляется возможным выделить следующие заметные тенденции в его развитии:

    1. Расширение жанрово-видового многообразия самодеятельного художественного творчества.

    2. Развитие самодеятельного художественного творчества на базе социальных институтов, непосредственно не связанных с социально-культурной сферой: в кругу семьи, в клубах по месту жительства, детских и юношеских организациях.

    3. Сокращение коллективов и числа участников самодеятельного художественного творчества исполнительской самодеятельности и возрастание роли авторских коллективов

    4. Ориентация самодеятельного художественного творчества на освоение локальных национально-культурных традиций.

    5. Восстановление механизмов преемственности художественных народных традиций посредством организации фестивалей, конкурсов, смотров, выставок различного уровня.

    6. Повышение интереса населения к художественно- творческой деятельности самодеятельных организаций, находящихся близко к местожительству

    Таким образом, самодеятельное художественное творчество является фактором гуманистического развития личности и наряду с социальным творчеством составляет содержание культурно-творческой деятельности.
    38.Любительское художественное творчество в структуре социально-культурной деятельности
    Любительское художественное творчество как специально организованная деятельность, осуществляемая в условиях свободного времени, развивается в соответствии с эстетическими потребностями различных розных категорий населения, в силу чего приобретает особую социально-культурную значимость. Социальная база любительского художественного творчества в Беларуси представлена самой широкой аудиторией (по возрастному, образовательному, профессиональному и др.признакам).

    Как социально-педагогическая система любительское художественное творчество обладает значительным воспитательным потенциалом, в его организации органично сочетаются культурно--образовательные и креативно развивающие технологии, индивидуальное и коллективное начало, организационные и воспитательные подходы. Это творчество активно способствует инкультурации и социализации личности средствами художественного искусства. Оно является активным средством самореализации творческих способностей личности, ее самоактуализации, содействует содержательной организации художественного досуга значительной части населения.

    Сегодня при государственных клубных учреждениях функционирует более чем 25 тысяч различных клубных формирований, которые объединяют около 300 тысяч участников. Две трети этих формирований и участников – потенциал художественного творчества. Ежегодно в республике с их участиям проводится более чем 80 тысяч концертов и спектаклей, 25 тысяч театрализованных праздников, 20 тысяч выставок произведений народного декоративно-прикладного искусство.

    Существенную роль в развитии художественного любительского творчества выполняют клубные учреждения Беларуси (системы Министерства культуры Республики Беларусь, системы Федерации профсоюзов Беларуси и др.) как общедоступные гуманистически сориентированные социальные институты регулируют социально–культурными процессами в сфере любительского творчества, обеспечивают его организованный характер и социально-воспитательную направленность деятельности любительских коллективов.

    Художественное любительство в Беларуси представлено значительным количеством вокально-хоровых коллективов (хоры, ансамбли с академической, народной и эстрадно--джазовой манерой исполнения и др.).

    Богатыми традициями отличается жанр инструментальной музыки (оркестры, ансамбли народных инструментов, духовой, эстрадной, джазовой музыки и др.).

    Достаточное развитие получило любительское творчество в сфере хореографического искусства (народный, классический, бальный, эстрадный, спортивный танец и др.).

    Активно развиваются коллективы малых форм любительского творчества (бардовская песня, студии эстрадного пения, рок-группы, эстрадные ансамбли, дискотеатр и др.).

    В городе Минске функционирует около 4400 коллективов художественного любительского творчества. Вокально--хоровых -- 341; хореографических -- 493; инструментальной музыки --244.

    Деятельность любительских коллективов в Беларуси регулируется законом “О культуре в Республике Беларусь" (2004 г.), “Положением о самодеятельном коллективе художественного творчества Республики Беларусь”, “Положением о народном (образцовом) самодеятельном коллективе художественного творчества Республики Беларусь” (оба 1999 года). “Положением о заслуженном любительском коллективе Республики Беларусь” (с 2001 года). Государственное законодательство обеспечивает достаточно высокую степень свободы культурно-творческой деятельности любительским коллективам, дает возможность нововведений и экспериментирования в сфере любительского творчества, проявления творческой инициативы, действительной самодеятельности населения.

    Об общественном признании уровня исполнительского мастерства коллективовлюбительского художественного творчества говорит количество “народных ” и “образцовых" коллективов. В целом по республике насчитывается более 1600 таких любительских формирований. В государственных клубных учреждениях работает 1500.

    Около 250 любительских коллективов системы Федерации профсоюзов Беларуси и 200 любительских формирований системы Министерства образования также имеют почетные звания ( на 01.01.2005 г.).

    Большое внимание в стране уделяется развитию национальных культур. В Беларуси проживают представители 123 национальностей. Многие из них имеют свои общественно-культурные объединения.. Традиционным стал республиканский фестиваль национальных культур, в котором принимают участие лучшие художественные коллективы и исполнители самых разных жанров народного творчества.

    Наиболее самобытным любительским коллективам, имеющим почетное звание “народный” и “образцовый”, присвоено звание “Заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь”(с 2001 года): народному ансамблю танца “Радость” Брестского городского Дома культуры; народному вокально-хореографическому ансамблю “Гомий” Гомельского городского центра культуры; народному фольклорному гурту “Журавинка” Слободского сельского Дома культуры Лельчицкого района Гомельской области; народному фольклорному ансамблю “Крупицкие музыки ” Крупицкого центра культуры Минского района; народному ансамблю белорусской песни “Терница” Минского Дворца культуры и спорта железнодорожников; народному фольклорному ансамблю “Поозерье” Поставской детской музыкальной Витебской области; народному ансамблю белорусской песни “Медуница” Дворца культуры и техники унитарного предприятия “Могилёвское производственное объединение “Химволокно”; народной хоровой капелле Республиканского Дворца культуры профсаюзов; народному ансамблю народной музыки и песни "Полешуки" Ивановского центра культуры и народных традиций Брестской области;, народному ансамблю песни и танца "Спадчына" Дворца культуры города Молодечно" Минской области; народному камерному оркестру "Ричеркар" Республиканского Дворца культуры профсоюзов, народному любительскому ансамблю народной музыки "Выцінанка" Столинского городского Дома культуры; любительскому симфоническому оркестру Молодечненского художественного училища им. М.К. Огинского; образцовому ансамблю танца "Ровесник" республиканского Дворца культуры профсоюзов ( на 2005 год).

    Система подготовки профессиональных руководителей для любительских коллективов включает Белорусский государственный университет культуры и искусств, Белорусскую академию музыки, училища культуры и искусств и др. В 3800 государственных клубных учреждениях руководство любительскими музыкальными коллективами осуществляют специалисты с образованием в области культуры и искусств ( с высшим образованием --2155 чел., со средним специальным -- 4920 чел.)

    Научно-исследовательскую деятельность в сфере любительского художественного творчества осуществляют Белорусский государственный университет культуры и искусств, Белорусский государственный институт проблем культуры, областные научно-методические центры народного творчества. Изучаются проблемы бытования разных видов и жанров любительского творчества, исследуется его жанровая проблематика, вопросы концертно-фестивальной деятельности, подготовки кадров руководителей самодеятельных коллективов, информационно-методические аспекты поддержки любительского художественного творчества, вопросы фестивальных технологий и репертуара.

    Позитивные сдвиги, что наблюдаются в развития народного творчества, непосредственно связаны с активизацией в регионах концертно-творческой деятельности. Почти в каждом районе силами любительских коллективов осуществляется концертно-филармоническая деятельность. Поддержка норм концертно-филармонической жизни в районах требует как жанрового разнообразия художественных объединений, да и достаточно высокого уровню их исполнительского мастерства.
    39.Фестивальные традиции в сфере любительского художественного творчества
    Подтверждением значительного вклада любительских музыкальных коллективов в культурную жизнь Беларуси являются многочисленные фестивали, смотры-конкурсы, праздники художественного искусства, демонстрирующие творческие достижения музыкальных любительских коллективов и отдельных исполнителей.

    С 90-х годов ХХ века проводятся фестивали самого разного уровня: международные народной музыки "Звенят цимбалы и гармонь" (Звиняць цымбалы и гармоник) (с1991 г.), песни и музыки Поднепровья "Днепровские голоса в Дубровно" (Дняпроўскія галасы ў Дуброўна), юных талантов "Земля под белыми крыльями" (Зямля пад белымі крыламі) (с 1998 г.), "Золотая пчелка" (Залатая пчолка) (с1996 г.), хореографического "Сожский хоровод" (Сожскі карагод) (с1993г.), республиканские народного танца "Белорусская полька" (Беларуская полька) (с 1993 г.), всебелорусский национальных культур (Гродно) (с1996 г.), всебелорусский народного искусства "Беларусь -- моя песня" (Беларусь -- мая песня) (1997--1998 гг, 2004--2005 гг.), театрального "Театральные перекрестки" (Тэатральныя скрыжаванні) (с 2000 г.), всебелорусский народного юмора “Автюки" (Аўцюкі), народного творчества ветеранских коллективов «Не стареют душой ветераны" (Не старэюць душой ветэраны), студенческого творчества "Студенческая весна" (Студэнцкая вясна ) (Витебск) (с 1991 г.), фестываль-конкурс исполнителей белорусской народной песни “Голоса Родины" (Галасы Радзімы), фольклорного искусства “Берагіня” (1999, 2000-2001) художественного творчества воспитанников детских домов, школинтернатов и домов-интернатов “Радужный хоровод" (Вясёлкавы карагод), духовой музыки “Белорусские фанфары" (Беларускія фанфары) ( с 1996 г.).

    Процесс формирования фестивальных традиций идет и на региональном уровне. Традиционными в Минской обл. стали фестивали духовой музыки "Майский вальс" (Майский вальс), народной музыки "Играй, гармонь", хорового искусства "Певческое поле" (Пеўчае поле) (с 1952 г.), фольклорного искусства “Траецкі фэст", (детского театрального творчества “Чудесный сундучок"; в Могилевской обл. -- фольклорный фестиваль “Венок дружбы”, конкурс военно-патриотической и молодёжной песни памяти героя Советского Союза Лени Лорченко; в Брестской обл. -- эстрадного искусства "Ритмы молодости", театрального творчества "Театральное Полесье", регионального танца "Полеский хоровод", (с 1991 г.); в Гродненской обл. -- семейного творчества, бардовской песни, областной праздник танца, фестиваль белорусско-польской дружбы "Артистические встречи" (Гродно --Белосток); в Витебской обл. -- бального танца "Фейеверк граций" (с 1993 г.), творчества инвалидов, народного творчества “Брасловские зарницы"; в Гомельской обл. -- семейного творчества "Родовод", духовых оркестров; в городе Минске -- народного творчества “Созвездие", “Минская гармонь", эстрадного искусства молодежи города и др.
    40.Технологии информационно-образовательной и коммунгикативной деятельности в сфере досуга

    Один из мотивов посещения учреждения культуры -- это желание приобрести новые знания, умения, навыки. На этой основе организуется познавательная деятельность. По сути своей познавательная деятельность подразделяется на деятельность по получению новой информации, новых знаний и овладению новыми видами деятельности. В этом своем качестве она выступает как учебно-познавательная или информационно-образовательная, обучающая.

    Обучение в данном случае понимается как процесс овладения новыми видами предметно-практической и интеллектуальной деятельности (например, хореографической, музыкальной и др. видами творческой деятельности)- Обучение з данном случае предваряет творчество, так как прежде чем что-то делать, надо научиться это делать. В ог-личие от учебных заведений, в учреждении досугового типа, не ставится цель систематического образования людей. Поэтому действуют свои, специфические критерии отбора познавательного материала: а) знания отбираются с позиции научной и социальной ценности; б) практической значимости; в) доступности для усвоения. Эффективность занятий достигается через методы обличения: метод практического показа, метод репетиционного упражнения, метод изложения, метод демонстрации и др.

    По отношению к методам обучения сложились следующие требования:

    · создать условия для самообразования;

    · развивать поисково-творческие способности и умения;

    · развивать навыки практического применения получаемых знаний.

    В системе культурно-досуговых учреждений сложились четыре типа познавательных занятий:

    · информационно-теоретические;

    · наглядно-демонстрационные, визуальные;

    · учебно-инструктивные;

    · поисково-творческие

    Особенности познавательной деятельности в системе культурно-досуговых и научно-просветительных учреждений заключается в том, что акцент делается на процесс самообразования. В этом случае познавательная деятельность приобретает характер просветительной самодеятельности, самостоятельного добывания знаний. Стремление к самостоятельному пополнению знаний, освоение различных видов социально-культурного и художественного творчества необходимы современному человеку в ситуации, когда требуется быстрое обновление знаний и расширение информационного поля личности.

    Общение играет огромную роль во всех видах социокультурной деятельности, поскольку общение является условием познания и выработки системы ценностей

    Общение - это практическая деятельность, так как контакты между людьми предполагают воплощение передаваемой информации в той или иной системе знаков. Какой бы характер не имела сама эта информация - физический, как в спортивной игре или интеллектуальный, как в дружеской беседе, - сам процесс ее кодирования и отправления получателю (равно как и процесс ее получения и декорирования) есть род практической деятельности /1, с. 84-85/.

    По своей сути общение есть непосредственно наблюдаемая и переживаемая реальность; конкретизация общественных отношений, их персонификация, личная форма. По содержанию досуговое общение может быть разделено на информативное, эмоционально-действенное и регулятивное. Это разделение условно В каждом акте общения заключены эти моменты, хотя каждый раз доминирует что-то одно.

    В процессе социально-культурной деятельности общение осуществляется как непосредственно, так и опосредованно. Непосредственное общение осуществляется с помощью устной речи и выразительных движений, опосредованное - с помощью средств смыслового и эмоционального воздействия. Ведущей характеристикой общения является предмет совместных действий. Предметы общения служат своеобразными "посредниками" между взаимодействующими субъектами

    В учреждениях культуры различают повседневное и праздничное общение; общение в стабильных и нестабильных досуговых коллективах. Сегодня все больший удельный приобретает повседневное свободное общение. Осуществляемые здесь контакты носят нерегламентированный характер и развертываются внутри нестабильных групп. Эти нестабильные общности, группы представляют собой стихийно возникающие объединения, базирующиеся на основе временного интереса и распадающиеся по достижении поставленной цели. В этом случае коммуникативная деятельность носит спонтанный, эмоциональный и неформальный характер.

    Содержание праздничного общения определяет отношение к событию, которое лежит в основе праздника. Общение людей в ситуации праздника является синтезом различных интересов, эмоциональных компонентов. Коллективные переживания обеспечивают наибольший эффект сопричастности к праздничному событию Содержание праздника и художественная форма его воплощения призваны возвысить состояние его участников до нового уровня осознания и переживания, в этом смысле участники праздника проходят путь от восприятия внешней стороны события к осознанию его внутренней сущности. Только тогда, когда значимость и его смысл будут раскрыты, произойдет переход на новый уровень осознания, где прошлое и настоящее выступают в своем синтезе Таким образом, коммуникативная деятельность в условиях праздника носит эмоционально-действенный, регулятивный характер.

    Еще одна разновидность коммуникативной деятельности - общение в стабильных досуговых коллективах, где участники объединены общим предметом деятельности и целью, где складывается определенная нравственно-психологическая атмосфера и формируется особый тип личностных отношений. По сравнению со свободным нерегламентированным общением, общение внутри постоянной группы - более продуктивный вид коммуникативной деятельности, обладающий большим формирующим влиянием.

    Результатами коммуникативной деятельности являются межличностные отношения, которые можно разделить на три основные группы:

    1. Формальные и функционально-деловые отношения. Во всех коллективах, даже досуговых, есть определенная формальная структура. Эта структура создается для того, чтобы сделать общность управляемой. Даже самая простая деятельность невозможна без продуманного распределения обязанностей, без деловой взаимозависимости, без определенных требований друг к другу Формальная структура всегда базируется на структуре неформальных отношений.

    2. Неформальные отношения. Это органично присущие досуговой сфере отношения. В условиях досуговой деятельности люди не строят контакты на чисто функциональных началах, что противоречило бы природе досуга.

    3. Избирательные отношения. Данные отношения представляют собой наиболее высокую разновидность положительного отношения людей друг к другу.

    В заключении необходимо отметить, что все виды социально-культурной деятельности - познавательная, ценностно-ориентационная, культурно-творческая, коммуникативная - раскрывают сложность и многозначность этого явления. В силовом поле субъектно-объектных отношений эти виды деятельности не только теоретически возможны, но и реально проявляют себя в социально-культурной практике. Эти виды социально-культурной деятельности раскрывают направления реализации социальной активности субъекта, т.е. его включенность в процессы познания, творчеств, общения, поиска мировоззренческих смыслов и значений.
    41.Технологии празднично-зрелищной деятельности

    42.Технологии празднично-обрядовой деятельности

    ТРАДИЦИИ – исторически сложившиеся, наиболее устойчивые, передающиеся из поколения в поколение обычаи, ритуалы, взгляды, чувства людей.

    Беларуская каляндарная звычаёвасць і абраднасць ― арганічная частка абраднасці еўрапейскіх народаў. Звычаі і абрады ў складанай комплекснай форме адлюстравалі светаўспрыманне старажытнага чалавека, уключалі цэлую сістэму дзеянняў, урачыстых рытуалаў, абрадаваў варажбы, скіраваных на забеспячэнне будучыні чалавека, працяг яго жыцця ў пакаленнях.

    Роля звычаяў і абрадаў у гісторыі чалавецтва, у захаванні асобных этнасаў назвычай вялікая. У працэсе гістарычнага развіцця беларускі этнас набыў свае асаблівасці, якія перадаюцца з пакалення ў пакаленне і існуюць у такіх адносна ўстойлівых формах, як мова, традыцыі, абрад, народная творчасць, этнічная самасвядомасць, тапаніміка, культура, лад паўсядзённага жыцця і г.д. .

    Абрады – сукупнасць традыцыйных умоўных дзеянняў, што сімвалічна выражаюць і замацоўваюць адносіны людзей да прыроды і паміж сабою, іх паводзіны ў жыццёва важных сітуацыях, якія сістэматычна паўтараюцца. Большасць беларускіх абрадаў старажытнага паходжання, і ўзніклі яны на агульнай усходнеславянскай глебе ў першабытным грамадстве, калі людзі імкнуліся ўздзейнічаць на незранумелыя ім з’явы прыроды заклінаннямі, танцамі, песнямі і г.д. Так, старажытная абраднасць ляжыць у аснове калядавання, Масленіцы, Купалля; многія абрады звязаны з культум продкаў – Дзяды, Радаўніца. Асаблівасцю беларускіх абрадаў з’яўляецца перапляценне ў іх аграрна-бытавых, язычніцкіх і хрысціянскіх элементаў. Каляндарныя абрады звязаны з рухам сонца па небасхіле. Яны носяць цыклічны характар.

    Традыцыйныя народныя абрады, іх структурныя кампаненты характарызуюцца разнастайнасцю, у розных рэгіёнах Беларусі маюць варыянтныя асаблівасці. Каляндарныя звычаі і абрады рэгламентуюць жыццё чалавека, спрыяюць перадачы сацыяльнага вопыту новым членам грамадства, надаюць цэласнасць яго сацыяльнай арганізацыі.
    Беларускія святы і абрады падзяляюцца на некалькі груп:

    1. каляндарна-вытворчыя (зімовыя – Каляды, Масленіца; вясновыя – Гуканне вясны, першы выхад у поле; летнія- Купалле, зажынкі, дажынкі; восеньскія – Багач, Пакровы і інш.);

    2. сямейна-бытавыя: радзінныя, вясельныя, пахавальныя;

    3. грамадскія: дзяржаўныя, мясцовыя, міжнародныя;

    4. рэлігійныя (напрыклад, хрысціяне адзначаюць Раство Хрыстова, Вялікдзень, Вадохрышча, Благавешчанне і інш.)

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта