Главная страница
Навигация по странице:

  • Список рекомендуемой литературы

  • Сократ

  • Т.Кампанеллы

  • Н.Макиавелли

  • К.А.Гельвеция

  • Кажанов_Курс лекций СПИОМ. Социологические проблемы изучения общественного мнения


    Скачать 1.04 Mb.
    НазваниеСоциологические проблемы изучения общественного мнения
    АнкорКажанов_Курс лекций СПИОМ.pdf
    Дата18.10.2017
    Размер1.04 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКажанов_Курс лекций СПИОМ.pdf
    ТипЛекция
    #9540
    страница2 из 23
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
    Контрольные вопросы
    1. Что изучает социология общественного мнения?
    2. Чем отличается общественное мнение как предмет исследования в различных науках
    ( социологии, философии, психологии и др.)?
    3. Какова роль и место теории общественного мнения в системе социологического знания?
    4. Перечислите основные гносеологические принципы анализа общественного мнения.
    5. Назовите основные методы рассмотрения общественного мнения.
    6. Выделите теоертическую и практическую значимость социологического изучения общественного мнения.
    Список рекомендуемой литературы
    1. Гавра, Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт / Д.П.Гавра. – Спб., 1995.
    2. Грушин, Б.А. Мнение о мире и мир мнений / Б.А.Грушин. – М.,1967.

    3. Герасимов, В.М. Общественное мнение в зеркале политической психологии / В.М.
    Герасимов. – М.,1994.
    4. Демидов, А.М. Общественное мнение на пути институализации / А.М.Демидов //
    СОЦИС: Социологические исследования. – 1992. - №2.
    5. Кузьмин, О.В. Социология общественного мнения / О.В.Кузьмин. – М., 1996.
    6. Михайлов, В.А. Социология общественного мнения / В.А.Михайлов. – Тверь, 2005.
    ЛЕКЦИЯ II. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ.
    ПЛАН
    1. Феномен общественного мнения в ракурсе изучения зарубежной общественной мысли.
    2. Особенности и история развития социологии общественного мнения в
    России.
    1. Хотя зарождение и формирование общественного мнения началось еще в первобытном обществе, когда шел процесс установления в человеке и общественных отношениях приоритета социального над биологическим, теоретический интерес к этому явлению впервые ярко проявил себя в условиях древнегреческой полисной жизни.
    Как известно, общественное мнение представляет собой не просто сумму тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком, частном кругу семьи или друзей. Оно есть такое состояние общественного сознания, которое выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его системы управления. Именно возможность гласного, публичного выражения отношения населения к злободневным проблемам общественной жизни и влияние высказанной в слух позиции на развитие общественных отношений делает общественное мнение феноменальным социальным явлением.
    В Древней Греции, где сложилось такое общественно-политическое образование как полис, фактор общественного мнения стал играть важную роль в социально-политической жизни городов-государств. Ведь полис был одновременно не только городом- государством, но и городом- обществом, который опирался на экономический и политический суверенитет граждан – свободных собственников и производителей. Этот суверенитет предполагал для каждого гражданина возможность и обязанность, прежде всего в форме голосования в народном собрании, участвовать в решении государственных вопросов. Особое значение феномен общественного мнения получил в условиях античной рабовладельческой демократии, которая впервые зародилась в Афинах в VI веке до н.э.
    Суждения свободных афинян выражались в ходе обсуждения важных проблем внутренней и внешней политики и голосования на агоре (базарной площади), в содержании речитативов хора – обязательного элемента античных трагедий.*
    Не менее важным фактором изучения общественного мнения в античной Греции явился достаточно быстрый переход общественной мысли от мифологического осмысления социума и человека к философским способам объяснения действительности.
    В состав античной философии входили все формы теоретического знания – натурфилософия, теология, этика, политическая теория и др. В рамках философского мировоззрения формировались первые теоретико-концептуальные подходы к пониманию тех или иных явлений общественной жизни, в том числе и феномена общественного
    _______________________________
    * Такого рода практики существовали и в Древнем Риме, где были популярны общественные дискуссии на форуме, а новости и суждения граждан о них публиковались в настенной газете «Акта диурна». Именно римляне первыми заговорили о «гласе народном». – Прим. авт.
    мнения.
    Еще не используя современного понятия «общественное мнение», древнегреческие философы размышляли над проблемами определения, интерпретации данного явления, осмысливали его взаимодействие с такими социальными институтами как власть и политика. Они стали определять наблюдаемый социальный феномен как «публичное мнение», вкладывая в его содержание разный смысл.
    Софист Протагор (ок. 480 - ок.410 г. до н.э.) рассматривал публичное мнение как мнение большинства населения. Исходя из мысли об изменчивом характере представлений человека, мыслитель отмечал, что об одном предмете может быть высказано два противоположных мнения, и ни одно из них не будет более истинным, чем другое. Общепризнанной истины просто не бывает. Носителем знаний и справедливости является не только мудрец, но и каждый отдельный человек. Протагор считал возможным предоставлять демосу право определять, что истинно и что ложно, что справедливо и что несправедливо. В гражданской общине он видел источник и меру нравственно-правовых норм. Общественное мнение неотделимо от государственного управления, поэтому его роль огромна в делах демократического государства, сторонником которого являлся
    Протагор. В рамках этой школы зародилось направление, которое впоследствии получило развитие в истории социальной философской мысли. Его представители рассматривали общественное мнение как силу, с которой общество должно считаться, как инструмент участия народа в государственном управлении.
    Но в рамках античной философии формировалось и другое направление в изучении феномена общественного мнения, исходившее из мысли о том, что мнение господствующей элиты есть сила, воздействующая на население и способствующая легализации ее политического господства. Впервые об этом заявили Сократ (ок. 470 –
    399 гг. до н.э.) и представители его школы. По Платону ( 428 или 427 г. до н.э. – 348 или
    347 г. до н. э.), «публичное мнение» - это мнение аристократии. Оно истиннее, чем мнение большинства, а, значит, демократия как система управления уступает в своей эффективности аристократическому правлению людей мудрых и знающих. Правитель должен знать, каково мнение народа, но отнюдь не всегда должен следовать высказанному общественному мнению.
    Нельзя не отметить и воззрения на общественное мнение древнегреческого философа
    Аристотеля (384 -322 гг. до н.э.). Они занимают, как бы, промежуточное положение между выше названными альтернативными точками зрения. Аристотель отмечал, что мнение имеет дело с чувственно воспринимаемыми фактами, что оно познает случайное, единичное и может быстро меняться, превращаясь из истинного в ложное. Признавая тот факт, что отдельный человек далек от совершенства при обсуждении различных дел, мыслитель, в тоже время, отмечал способность большинства, в частности, лучше судить
    «о музыкальных и поэтических произведениях: одни судят об одной стороне, другие – о другой, а все вместе судят о целом» ( Аристотель. Сочинения.: В 4 томах / Аристотель. –
    Т.4. -М.,1983.– С.464.). Особый интерес вызывал у Аристотеля и вопрос о месте в системе полисного управления простых граждан, не обладающих богатством и не отличающихся выдающимися чертами. Согласно его точке зрения, этих людей нельзя допускать к занятию высших должностей, так как они могут поступать то несправедливо, то ошибочно. Но опасно и полностью устранять их от участия во власти: политически бесправные бедняки – масса, враждебно настроенная к государству. Лучший вариант – предоставить им право участвовать в совещательной и судебной власти.
    С приходом средневековья значение общественного мнения в жизни западноевропейского социума резко снижается. Вместе с тем, именно в условиях классического феодализма родился сам термин, которым до сих пор обозначают это социальное явление, как в обыденной речи, так и в научной терминологии. Выражение
    «общественное мнение» ( public opinion) – англо-саксонского происхождения. Его
    появление связывают с именем английского государственного деятеля и философа Дж.
    Солсбери (ок.1120 – 1180). В 1159 году в одной из своих речей он впервые использовал новое понятие. Термин не сразу получил широкое распространение, но постепенно стал применяться не только в Англии, но и в других странах Западной Европы (например, во
    Франции и Германии) и в ХVII–XVIII веках получил общее признание, во многом изменив свое содержание.
    Интерес к проблеме участия народа в управлении государством, актуализировавшийся в период разложения феодализма и зарождения капиталистических общественных отношений, вызывал потребность в изучении феномена общественного мнения.
    Уже в ХV в. представители гуманистической мысли Италии ( Л.Бруни, П.Альмиери,
    А.Ринуччини и др.), выступавшие за последовательное осуществление демократических начал в политической жизни Флорентийской республики, затрагивали вопрос о функционировании общественного мнения. Так, Л.Бруни (1370 или 1374 – 1444), опираясь на идеи Аристотеля и на примеры из римской истории, связывал демократические порядки с выборами в государственные учреждения по жребию из числа лиц, признанных пригодными для участия в управлении, а не основе какого-либо имущественного ценза. В частой сменяемости должностных лиц он видел важное проявление равенства граждан, а в сохранении свободы от тирании – большое завоевание демократии ( Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения ( ХV век). –
    М.,1985. - С.67-71).
    В произведениях выдающихся представителей раннего утопического социализма условия проявления общественного мнения тесно связывались с уничтожением частнособственнических отношений. При этом роль данного социального явления по- разному рассматривалась в системе управления идеальным социумом. В «Утопии»
    Т.Мора (1478-1535), например, целесообразность вынесения особо значимых вопросов на обсуждение народного собрания сочетается с сохранением рабства, определенной социальной иерархией, властью верховного правителя, т.е. таких социальных институтов, которые ограничивают свободу народного волеизъявления. В «Городе Солнца»
    Т.Кампанеллы демократические начала управления государством выражены более последовательно. Всем взрослым соляриям (от 20 лет и старше) предоставляется право
    «поодиночке высказываться о том, какие есть в государстве недочеты, какие должностные лица исполняют свои обязанности хорошо, какие – дурно» ( Кампанелла, Т. Город Солнца
    / Т.Кампанелла. - М., 1954. - С.95 ). Сама смена должностных лиц подчиняется общественному мнению народа. Вместе с тем прогрессивные идеи итальянского утописта уживаются со страстным увлечением магией, почитанием принципов церковной организации.
    Однако, наиболее важный вклад в теоретическое осмысление сути общественного мнения в этот период внес итальянский мыслитель – гуманист Н.Макиавелли (1469-1527).
    В трактате «Государь» он акцентирует внимание на силе общественного мнения, его активном воздействии на деятельность субъектов политического процесса, тем самым предложив властную интерпретацию этого социального явления. Обосновывая миссию носителя политической власти – нового государя, состоящую в создании мощного единого национального государства ( что было особенно актуально для раздробленной
    Италии ), Н.Макиавелли одним из первых в истории общественной мысли попытался обосновать смысл политического сознания и действия. Сила власти правителя тем выше, чем понятнее и привлекательнее для населения его управленческая деятельность. «… тем государям, которые больше боятся народа, нежели внешних врагов, крепости полезны; а тем из них, кто больше боится внешних врагов, чем народа, крепости не нужны… Лучшая из всех крепостей – не быть ненавистным народу…» ( Макиавелли, Н. Избранные сочинения / Н.Макиавелли. – М.,1982. – С.364-365.).
    Мыслитель отметил ряд социально-психологических особенностей отражения в общественном мнении фигуры государя: «… люди большей частью судят по виду, так как
    увидеть дано всем, а потрогать руками – немногим. Каждый знает, каков ты с виду, немногим известно, каков ты на самом деле, и эти последние не посмеют оспорить мнение большинства, за спиной которого стоит государство» ( Макиавелли, Н. Избранные сочинения / Н.Макиавелли. – М.,1982. – С.352). Он обосновывает ряд рекомендаций государю по изучению мнений и настроений, для чего тот « должен широко обо всем спрашивать, о спрошенном терпеливо выслушать правдивые ответы и, более того, проявлять беспокойство, замечая, что кто-либо почему-либо опасается говорить ему правду» ( Макиавелли, Н. Избранные сочинения / Н.Макиавелли. – М..1982. – С.370-371.).
    В эпоху ранних буржуазных революций значение общественного мнения в общественно-политической жизни трансформировавшегося западноевропейского социума резко возросло. Понятие «общественное мнение» стало использоваться для обозначения коллективных суждений вне сферы, подконтрольной правительству, оказывающих влияние на политический процесс принятия решений. В борьбе с феодальным абсолютизмом, буржуазия, стремящаяся к власти, получила в свои руки мощное оружие в лице общественного мнения. Чтобы им умело пользоваться, необходимо было разобраться в особенностях социального феномена. Научно-теоретическое изучение общественного мнения в рассматриваемый период получило свое развитие в работах ряда европейских философов-просветителей.
    В работах родоначальника английского материализма Ф.Бэкона (1561-1626) была отмечена роль предрассудков в общественном мнении, которые объяснялись прирожденным стремлением людей некритически воспринимать общепринятые идеи, с господством чувств и мыслей, неизбежно искажающих познание. Гносеологический подход к анализу мнений автор дополнил социологическим, обратив внимание на тот факт, что влияние ложных суждений на общественные умонастроения могут быть с пользой использованы власть имущими.
    Другую причину существования разницы во мнениях указывал соотечественник
    Ф.Бэкона – философ-материалист Т.Гоббс (1588-1679). Мнение, с его точки зрения, есть отражение определенных социальных потребностей человека. Оно обуславливает его поступки и действия, приобретая социально-практическое значение. В хорошем управлении мнениями состоит хорошее управление действиями людей, способствующее сохранению мира и согласия в обществе. Сторонник абсолютистской теории государства,
    Т.Гоббс обязывал общественное мнение всегда поддерживать власть короля, дабы люди не жили разобщено, находясь в состоянии «войны всех против всех». Он искал полезные средства контроля за умонастроениями масс, предлагая использовать в том числе и религиозную веру, ложность которой не раз подчеркивал в своих работах.
    Другую роль во взаимоотношениях общества и государства придавал общественному мнению англичанин Дж. Локк (1632-1704), стоявший на позициях либерализма.
    Обязывая правительство подчиняться закону, он возводил народ в ранг безусловного суверена, наделяя общественное мнение правом не поддерживать безответственное правительство.
    Задумывался Локк и о воспитательном значении общего мнения. В работе «Опыт о человеческом разуме» мыслитель выделил три группы законов, котором должно подчиняться поведение человека: божеские, человеческие и общественного мнения.
    Последние, как проявление нравственности, являются мерилом «добродетели» и
    «порока». Посредством одобрения или нерасположения, восхваления или порицания они активно влияют на поведение людей. Никто, считал английский философ, «не может жить в обществе под гнетом постоянного нерасположения и дурного мнения своих близких и тех, с кем он общается» ( Локк, Дж. Избранные философские произведения. В 2т. / Дж.
    Локк. – Т.1. -М., 1960. - С. 358. ). Положение Локка об общественном мнении как мере
    «нравственного» и «безнравственного» позволило в дальнейшем социологам исследовать роль общественного мнения в нравственной жизни, а также обосновать такую специфическую особенность мнения как оценочность.

    Большой интерес к изучению феномена общественного мнения проявили такие представители французского Просвещения ХVIII века как Ш.Монтескье, К.Гельвеций,
    П.Гольбах, Ж.Кондорсе, Ж.Ж.Руссо.
    В работах К.А.Гельвеция (1715 – 1771) и П.Гольбаха (1723- 1789) анализировались условия и факторы формирования и функционирования общественного мнения.
    Принципиально важна постановка ими вопроса об интересах – личных, групповых и общественных – как факторах формирования соответствующих мнений и регуляторах поведения людей. Разнородность мнений людей об одних и тех же вещах – следствие их различного положения в обществе, наличия у них противоположных интересов и обусловленных ими страстей. К.А.Гельвеций и П.Гольбах фиксировали наличие в обществе различных сословий и определяли связь людей и их мнений с теми или иными сообществами. Отсюда естественно вытекала мысль об особом, отличающемся от индивидуального и общественного, групповом ( сословном) мнении. «… Огромное разнообразие взглядов, - писал К.А.Гельвеций, - есть результат личного интереса, видоизменяющегося в зависимости от наших нужд, наших страстей, наклонностей нашего ума и условий нашей жизни, сочетающихся на тысячи ладов в различных кругах общества. Соответственно этому многообразию интересов каждое отдельное сообщество имеет свой особый тон, свою особую манеру судить…» ( Гельвеций К.А. Сочинения. В 2 т. / К.А.Гельвеций. – Т.1. - М., 1973. - С.214.).
    Ж.Кондорсе (1743 – 1794) рассматривал общественное мнение как общую доктрину, как особый род верования и видел в нем истину в последней инстанции. Признавая, что есть вещи, относительно которых само большинство (т.е. общественное мнение) «могло бы, быть может, высказаться очень часто ошибочно и против общего интереса всех», он подчеркивал, что все-таки «ему же принадлежит право решить, каковы те вещи, относительно которых оно не должно полагаться непосредственно на свои собственные решения; оно должно определить, кто будут те лица, разум которых оно считает долгом предпочесть своему, и урегулировать метод, которым они должны пользоваться, чтобы вернее достигнуть истины; и оно не может отречься от права высказаться, не нарушили ли решения, принятые этими лицами, общие всем права» ( Кондорсе, Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума / Ж.Кондорсе. - М.,1936.- С.165).
    Ярый противник деспотии
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


    написать администратору сайта