Главная страница
Навигация по странице:

  • К.Маннгейм

  • В.М.Хвостова

  • Контрольные вопросы

  • Список рекомендованной литературы

  • Мнение – это суждение об определенном объекте: факте, явлении

  • Общественное мнение – это состояние массового сознания, связанное с

  • Кажанов_Курс лекций СПИОМ. Социологические проблемы изучения общественного мнения


    Скачать 1.04 Mb.
    НазваниеСоциологические проблемы изучения общественного мнения
    АнкорКажанов_Курс лекций СПИОМ.pdf
    Дата18.10.2017
    Размер1.04 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКажанов_Курс лекций СПИОМ.pdf
    ТипЛекция
    #9540
    страница4 из 23
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
    Х.Ортеги - И - Гассета (1883 – 1955), общественное мнение – продукт целенаправленной деятельности элиты по воздействию на массовое сознание, содержащее исключительно эмоциональные и иррациональные компоненты. И хотя испанский философ критически оценивает сущность массового сознания, общественное мнение он рассматривает как важную часть социальной жизни, спасающую общество от хаоса. Анализируя деятельность элиты по формированию общественного мнения,
    Х.Ортега-И-Гассет указывает, что мнение стоит втиснуть в людей под давлением как смазочное масло в машину.
    Карл Ясперс (1883 – 1969) различает такие социальные явления как сознание народа и массовое сознание, указывая, что последнее в большей степени подвержено манипулятивным воздействиям. В отличие от народа, который расчленен и упорядочен, сам себя осознает в образе жизни, в способе мышления, в традиции, согласно рассуждениям мыслителя, масса не имеет самосознания, одноформенна и количественна, лишена собственного облика и традиций. Она – объект пропаганды и внушения, ей недоступно чувство ответственности. Исходя из этого К.Ясперс определяет общественное мнение как различные формы бытия нерасчлененного иррационального массового сознания.
    Т.Адорно (1903 – 1969) видит в ней продукт и субъект массовой культуры, оценочные суждения и поведенческие акты которой формируются за счет исключительно индивидуальных психологических механизмов – психологических влечений, вытеснения, проекции (перенесения), компенсации и т.п. Также психологизирует феномен как индивидуального, так и общественного мнения Э.Фромм (1900 – 1980).
    Вопросы соотношения идеологии, массового сознания и (неявно) общественного мнения как реакции обющественного сознания на внешние объекты рассматривают
    К.Маннгейм (1893 - 1947) и Ю.Хабермас ( р.1929 г.).
    Несмотря на многообразие теорий общественного мнения, длительную традицию его исследования, это понятие и конституирующие его концепции все еще остаются предметом постоянных научных споров. В этом смысле показательна точка зрения, высказанная М.Оуглом: « Везде, где есть дюжина исследователей, занятых дискуссией о проблеме общественного мнения, будет двенадцать человек, спорящих шумно о двенадцати разных вопросах» ( Ogle M. Public Opinion and Political Dinamics. – Boston,
    1950. P.40.).
    2. Начало изучения общественного мнения в России связано, в первую очередь, с развитием этого феномена в условиях становления и развития капитализма во второй половине ХIХ века. Уже реформы Александра II дали толчок «…внутренней истории, движению умов среди самой нации и отражению этого движения – общественному мнению, пусть еще слабому, но все больше приобретающему значение и все меньше позволяющему себя игнорировать» ( Энгельс, Ф. Внешняя политика русского царизма //
    Ф. Энгельс. – Собр. соч. - Т.22. - С.40). Царский манифест 1861 года вызвал рождение общественного мнения в отношении условий отмены крепостного права в стране, выразителем которого стала газета «Колокол». Со временем появились и иные издания,
    игравшие все более активную роль в формировании общественного мнения. Объективные условия, стимулировавшие научный интерес к изучаемой проблеме, тесно переплетались с идеологическими интересами правящих структур, которые во многих случаях стояли на пути не только развития самого общественного мнения, но и возможностей его изучения.
    Эта тенденция не раз проявлялась в отечественной истории исследований общественного мнения.
    Первые попытки теоретической интерпретации общественного мнения в российской научной мысли приходятся на рубеж ХIX – ХХ веков. В этом плане нельзя не отметить работу профессора Московского университета В.М.Хвостова (1868-1920гг.) под названием «Общественное мнение и политические партии» (1906). В нем дано широкое определение общественного мнения и его роли в жизни общества. « Мы называем, - писал
    В.М.Хвостов, - общественным мнением то отношение, которое общество принимает к какому-либо вопросу или событию, причем члены общества сознают свою солидарность в воззрениях по данному вопросу. Таким образом, в состав нашего определения входят два признака: 1) солидарность отношения группы лиц к известному вопросу, 2) сознание с их стороны этой солидарности… На этом и основано значение общественного мнения как социальной силы. Всякая идея неизбежно стремится к реализации; тем с большей силою стремится к осуществлению идея, за которою стоит масса людей, ею воодушевляемая и сплачиваемая» ( Хвостов, В.М. Общественное мнение и политические партии /
    В.М.Хвостов. - М.,1906. - С.5, 6). В аспекте взаимоотношений общества с властными структурами В.М.Хвостов поставил вопрос о взаимодействии общественного мнения и представительных учреждений. «Представительные учреждения, правильно построенные и свободно функционирующие, дают возможность общественному мнению оказывать прямое влияние на политику страны… Общественное мнение …лежит в основе представительных учреждений… оно же является оплотом политической свободы, основных прав граждан» ( Хвостов, В.М. Общественное мнение и политические партии /
    В.М.Хвостов. - М.,1906. - С.22).
    Не будучи марксистом, отечественный социолог, в отличие от многих западных ученых, зарождение общественных суждений непосредственно связывал с интересами классов и социальных групп. Не менее важную роль в этом процессе В.М.Хвостов отводил и политическим партиям, формирование и деятельность которых стали особенно заметны в России в годы первой русской революции ( 1905-1907 гг.). При этом возможности тех или иных социально-классовых общностей, политических объединений людей воздействовать на формирование общественного мнения он выводил из их
    «социального веса». Особый интерес В.М.Хвостов проявлял и к участию широких слоев народа в формировании общественного мнения, выступая против попыток ограничить, а то и свести к нулю творческую, созидательную силу мнения масс.
    В послеоктябрьской России изучение общественного мнения на фундаментальном уровне продолжилось, особенно в двадцатые годы ХХ века. Так, в работе В.Кузьмичева
    «Организация общественного мнения» (1929) были поставлены проблемы диалектической связи и взаимовлияния общественного, группового и индивидуальных мнений, перехода количественных изменений в становлении общественного мнения в качественные, скачкообразности в его развитии, сознательного воздействия на его формирование, борьбы с незрелыми, ложными мнениями. Однако, в большинстве своем, работы того периода не были комплексными и рассматривали, в первую очередь, метод исследования, а не его предмет.
    В 1930-е годы эти исследования прекратились и лишь с начала шестидесятых годов в условиях хрущевской «оттепели» ученые продолжили разработку теоретико- методологических подходов к изучению проблем общественного мнения. Среди основополагающих работ советских исследователей можно выделить: « Общественное мнение советского общества» ( 1963) А.К. Уледова, « Мнение о мире и мир мнений»
    (1967) Б.А.Грушина, «Мнение в системе человеческого познания» (1973) Л.А.Ерунова,

    «Пирамида мнений. Общественное мнение: природа и функции» (1980), «Общественное мнение: история и современность» ( 1988) М.К.Горшкова и ряд других. Особенно много было сделано в плане разработки общественного мнения как элемента структуры общественного сознания. Так, А.К.Уледов считал, что общественное мнение является одним из состояний общественного сознания и занимает особое место в его структуре наряду с социальными нормами, традициями, обычаями и т.п. Б.А.Грушин соотносил общественное мнение с массовым сознанием, в котором отражаются взгляды людей на различные события и факты социальной действительности. При этом он рассматривал общественное мнение как «органический сплав» всех известных форм общественного сознания.
    В постперестроечной России возможности объективного анализа феномена общественного мнения в теоретическом плане резко расширяются. Это происходит в связи с отходом науки от марксистско-ленинской догматики и активным взаимодействием с западной общественной ( в первую очередь социологической) мыслью. Наиболее интересными и комплексными работами 90-х годов ХХ века являются «Четыре жизни
    России в опросах общественного мнения» (2000) Б.А.Грушина, «Формирование общественного мнения: ценностный аспект» (1995) и «Общественное мнение как социологическая категория и как социальный институт» (1995) Д.П.Гавры, «Изучение общественного мнения населения крупного города» (1990) О.И.Иванова и ряд других.
    Контрольные вопросы
    1. Когда, где и почему зародились первые представления об общественном мнении?
    2. В чем состояла специфика основных подходов к пониманию сущности этого социального явления в античной философии?
    3. Кто и когда впервые употребил термин «общественное мнение»?
    4. Каковы были представления об общественном мнении итальянских мыслителей эпохи Возрождения?
    5. Как рассматривали роль общественного мнения английские философы - материалисты ХVI – ХVII вв.?
    6. Каковы были взгляды деятелей французского Просвещения на природу и функции общественного мнения?
    7. Определите вклад немецких философов конца ХVIII – начала ХIХ века в создание теории общественного мнения.
    8. Хронологически выделите основные периоды научного изучения общественного мнения.
    9. Раскройте основные подходы к пониманию исследуемого феномена, доминировавшие в каждом из названных периодов.
    10. В какую историческую эпоху началось изучение общественного мнения в нашей стране?
    11. Каковы подходы к пониманию общественного мнения В.Хвостова?
    12. Как развивалось научное изучение общественного мнения в советскую эпоху?
    13. В чем особенность развития российской социологии общественного мнения в настоящее время?
    Список рекомендованной литературы
    1. Гавра, Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и как социальный институт / Д.П. Гавра. – Спб., 1995.
    2. Горшков, М.К. Общественное мнение: история и современность / М.С. Горшков. –
    М., 1988.
    3. Грушин, Б.А. Мнения о мире и мир мнений / Б.А.Грушин. – М., 1967.

    4. Короткова, Л.Н. Социология общественного мнения: Конспект лекций /
    Л.Н.Короткова. – СПб., 2000.
    5. Липпман, У. Общественное мнение / У.Липпман. – М., 2000.
    ЛЕКЦИЯ III. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ: СУЩНОСТЬ, ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ.
    ПЛАН
    1. Природа общественного мнения.
    2. Объект и субъект общественного мнения.
    1. Проблема понятийной определенности общественного мнения во многом связана со спецификой природы этого феномена. Социологи, принадлежащие к разным научным школам, и выделяющие разные грани социальной жизни, охватываемые общественным мнением, предлагают дефиниции, которые не могут полностью выразить сущность изучаемого социального явления. Дело здесь не в количестве сторон, а в различии их природы: общественное мнение представляет собой органический сплав социальных, психологических, идеологических и других элементов ( Грушин, Б.А. Мир мнений и мнение о мире / Б.А.Грушин. – М., 1967. – С.18).
    Чтобы разобраться в природе такого сложного, многомерного и комплексного явления как общественное мнение необходимо исходить из его тесной связи с общественным сознанием.
    Общественное сознание можно определить как систему духовных ( рационально- логических, эмоциональных, связанных с воображением, иррациональных и т.п.) способов отношения людей к миру и самим себе, возникающую в процессе жизнедеятельности различных типов и видов социальных общностей и « обслуживающую» эту жизнедеятельность ( Социология: Краткий тематический словарь. – Ростов-на – Дону,
    2001. - С.194 ).
    Структура содержания общественного сознания как целостного духовного образования чрезвычайно сложна. Она включает в себя ряд уровней:
    ● теоретическое (логическая система знаний и представлений об окружающей действительности) и обыденное (результат социального опыта людей, практического освоения действительности, связанное с условиями жизни людей) сознание;
    ● общественная психология (эмоциональное отношение людей к какому-либо событию, явлению, факту);
    ● идеология (совокупность идей, теорий, ценностей и мировоззренческих установок).
    Выделяют ряд форм общественного сознания:
    - политические идеи;
    - правосознание;
    - мораль, религия;
    - философия, наука;
    - искусство и т.д.
    Эти формы отличаются друг от друга способом отражения действительности, особенностями своего развития и, прежде всего, своим предметом. Каждая форма сознания отражает определенную сторону действительности: мораль имеет дело с нормами поведения человека в обществе, наука рассматривает законы природы и общества, политическая идеология имеет дело с политическими отношениями
    (государственными, классовыми, национальными и т.д.).

    Предмет общественного мнения не возможно отождествить с какой-либо конкретной формой общественного сознания. Оно может быть сформировано по вопросам политики или права, морали или искусства, религии и науки и т.д. Тем самым общественное мнение по своему предмету пронизывает все формы и уровни общественного сознания, т.е. выступает как вид общественного сознания, однако уступая ему в широте диапазона.
    Наиболее тесно общественное мнение связано с феноменом массового сознания.
    Массовое сознание – один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения; особый специфический вид сознания общества, свойственный значительным множествам людей ( «массам»), определяемый как совпадение в какой-то момент ( совмещение или пересечение) основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа разнообразных «классических» групп общества ( больших и малых), однако несводимый к ним ( Политология:
    Энциклопедический словарь / Общ. Ред. и сост.: Ю.И.Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. -1993. - С.166). Выступая как практическое знание, массовое сознание существует в нескольких состояниях: оценочном и безоценочном.
    Последнее представляет собой совокупность сведений ( знание, традиций, обычаев, обрядов), передающихся из поколения в поколение и принимаемых как некая социальная норма, призванная регулировать поведение людей. Эта норма не вводит массовое сознание в состояние критического отношения к себе самой. «Так надо»– одно из обязательных условий функционирования массового сознания, находящегося в безоценочном состоянии.
    Оценочное состояние массового сознания предполагает реакцию, определенное отношение к получаемой информации ( приятие, неприятие, желание следовать или желание избежать действий). Такое состояние массового сознания, характеризующееся оценочностью, является общественным мнением.
    Содержание общественного мнения нужно раскрывать через уяснение родового понятия «мнение». Мнение – это суждение об определенном объекте: факте, явлении,
    событии, принимаемом решении и т.д. Существуют оценочные суждения, выражающие похвалу или порицание, одобрение или неодобрение действий и поступков людей и т.д., а также дескриптивные (описательные), нормативные. Их специфика может формироваться под воздействием ряда факторов:
    1) личных, т.е. физических и эмоциональных особенностей индивида, включающих возраст, состояние здоровья и т.д.;
    2) культурных - жизненного стиля населения конкретной страны или географического района ( например, городского или сельского);
    3) образовательных, включающих уровень и качество образования человека;
    4) семейных, учитывающих происхождение людей, ибо мировоззренческие особенности родителей нередко «впитываются» детьми в раннем возрасте и сохраняются в дальнейшем;
    5) социально-классовых, т.е. определенной позиции в обществе, смена которой чревата изменением отношения к общественному явлению;
    6) этнических, в том случае, когда они определяют стиль жизни носителей общественного мнения.
    Мнение классифицируется как:
    - индивидуальное;
    - групповое;
    - общественное.
    Последнее возникает лишь в том случае, если ценностные свойства явлений, процессов рассматриваются как социально значимые, т.е. затрагивают интересы социальных общностей ( классов, групп и т.д.). Общественные интересы и потребности могут носить как долговременный характер, так и развиваться. Соответственно и общественному
    мнению присуща как определенная стабильность, так и неустойчивость, быстрая изменчивость.
    Все три вида мнения тесно связаны между собой. Общественное мнение может существовать только через индивидуальные мнения, однако не является простой суммой частных мнений, которыми люди обмениваются в узком кругу семьи или друзей. Оно носит интегративный характер, выражая точку зрения широких социальных групп.
    Общественное мнение – это состояние массового сознания, связанное с
    высказыванием (как в вербальной, так и невербальной форме) оценочных суждений по
    социально значимым проблемам. Такая трактовка (
    с теми или иными вариациями) в настоящее время широко используется в отечественной социологической литературе
    . Она существенно отличается от принятого в советской социологии понимания общественного мнения как отношения населения к каким-либо явлениям
    , в формировании которого ведущую роль играет классовая позиция носителей общественного мнения.
    Главные отличия состоят в том, что в рамках современного подхода общественное мнение, во- первых, связывается с высказыванием суждений (что предполагает свободу публичных высказываний), и, во-вторых, речь идет о высказываниях по актуальным проблемам общественной жизни.
    Анализ природы общественного мнения позволяет выделить ряд существенных признаков исследуемого социального феномена.
    Во-первых, общественное мнение всегда выражает определенное отношение людей (в форме одобрения или осуждения, пожелания или требования) к решению тех или иных вопросов общественной жизни (политических, правовых, нравственных и т.д.).
    Во-вторых, оно формируется по вопросам, затрагивающим общие интересы людей, и возникает в связи с расхождением их взглядов по интересующим их вопросам.
    В-третьих, общественное мнение включает не все точки зрения, имеющиеся у отдельных индивидов, а лишь связанные с вопросом или ситуацией, в отношении которых данная совокупность индивидов выступает как общность.
    В-четвертых, общественное мнение по конкретному вопросу и в конкретной ситуации может коренным образом отличаться от общественного мнения по другому вопросу и в другой ситуации или даже по тому же конкретному вопросу, но в другой ситуации.
    Иными словами, не существует и не может существовать абстрактного и внеисторического общественного мнения.
    В-пятых, общественное мнение должно быть публично выражено, доведено до сведения общества или какой-либо общности людей, ибо в противном случае оно остается индивидуальной точкой зрения отдельных лиц (хотя этих лиц может быть и достаточно много).
    В- шестых, важным признаком является не только то, что общественное мнение публично высказывается и защищается, но и то, как широко оно распространено.
    В-седьмых, общественное мнение складывается только при условии доступа людей к информации, касающейся конкретного вопроса или группы вопросов. Причем основой возникновения общественного мнения может стать как информация, отражающая реальное положение вещей, так и информация, искажающая действительность.
    В-восьмых, общественное мнение, не являясь чем-то неизменным, должно обладать, тем не менее, достаточной интенсивностью, определенностью и сохраняться на протяжении определенного отрезка времени, что дает возможность фиксировать его в качестве общественного феномена.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


    написать администратору сайта