Главная страница
Навигация по странице:

  • Особенности строения стопы у хореографов.

  • Кости предплюсны ( ossa tarsi )

  • физиология дыхания. Физиология дыхания - Возрастные особенности дыхания.. Содержание курса Анатомия, физиология, биомеханика и основы балетной медицины


    Скачать 0.53 Mb.
    НазваниеСодержание курса Анатомия, физиология, биомеханика и основы балетной медицины
    Анкорфизиология дыхания
    Дата03.12.2021
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФизиология дыхания - Возрастные особенности дыхания..doc
    ТипДокументы
    #290074
    страница6 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    Тема 9. Учение о костях (остеология)

    Одним из важнейших свойств живого организма является пере­движение в пространстве. Эту функцию у млекопитающих (и че­ловека) выполняет опорно-двигательный аппарат, состоящий из двух частей: пассивной и активной. К первой относятся кости, соединяющиеся между собой различным образом, ко второй — мышцы.

    В процессе индивидуального развития организма костно-мышечная система, осуществляя движение, является важ­нейшим фактором развития организма ребенка. В эмбрио­нальном периоде развития двигательная активность в значительной степени определяет темпы общего развития орга­низма. Еще большее значение она приобретает в постнатальном развитии. Ограничивать двигательную активность ребенка – значит тормозить его развитие. Под влиянием постоян­ных мышечных нагрузок улучшается состояние сердечно-со­судистой, дыхательной систем. С одной стороны, движение стимулирует созревание центральной нервной системы, уве­личивая массу головного мозга, улучшая его функциональ­ное состояние, а с другой стороны, центральная нервная, система направляет рост и развитие мышц. Особенно важ­ную роль играют движения в психическом развитии ребенка. Согласно данным М.М.Кольцовой, ведущее значение имеют движения рук, особенно тонкие движения пальцев. Оказалось, что дети в результате тренировки гонких движений пальцев очень быстро овладевают речью, значительно опередив груп­пу детей, с которой такие упражнения не проводились.

    Таким образом, ограничение подвижности или мышечные перегрузки нарушают гармоничность развития и являются важным фактором в развитии многих заболеваний. Поэтому обучение и воспитание включает не только развитие умственных способностей школьников, но и их физическое совер­шенствование, что является первостепенной задачей каждого учителя и воспитателя.

    Скелет (от греч. skeleton — высохший, высушенный) представ­ляет собой комплекс костей, выполняющих опорную, защитную, локомоторную функции. В состав скелета входит более 200 костей, из них 33—34 непарные. Скелет условно подразделяют на две части: осевой и добавочный. К осевому скелету относится позво­ночный столб (26 костей), череп (29 костей), грудная клетка (25 костей); к добавочному кости верхних (64) и нижних (62) конечностей. Кости скелета являются рычагами, приво­димыми в движение мышцами. В результате этого части тела из­меняют положение по отношению друг к другу и передвигают тело в пространстве. К костям прикрепляются связки, мышцы, сухо­жилия, фасции. Скелет образует вместилища для жизненно важ­ных органов, защищая их от внешних воздействий: в полости че­репа расположен головной мозг, в позвоночном канале — спинной, в грудной клетке — сердце и крупные сосуды, легкие, пищевод и др., в полости таза — мочеполовые органы. Кости участвуют в минеральном обмене, они являются депо кальция, фосфора и т. д. Живая кость содержит витамины A, D, С и др.

    Масса костей взрослого человека составляет: у муж­чин 18% от общей массы тела, у женщин – 16%. Основа кос­тей образована костной тканью, которая является разновид­ностью соединительной ткани. Она состоит из клеток (остеоциты, остеобласты и остеокласты) и межклеточного вещест­ва. В наибольшем количестве в костной ткани находятся остеоциты – это основные клетки костной ткани. Остеоблас­ты – это клетки, формирующие костную ткань, и в период роста организма, и во время восстановления кости после ее повреждения. Для них характерна высокая активность синтеза органических веществ. Остеокласгы – клетки, разрушающие хрящ и кость. Они содержат высокоактив­ные ферменты, осуществляющие рассасывание межклеточ­ного вещества.

    Особенности строения костной ткани обусловливают важнейшую особенность кости – ее механическую прочность. Важное значение для прочности костей имеет их химический состав. Они содержат минеральные и органические вещества в соотношении 2:1. Минеральные вещества придают проч­ность, твердость, органические – упругость, эластичность. У детей в костной ткани преобладают органические вещест­ва: их скелет гибкий, эластичный. Следовательно, скелет детского организма легко деформируется, искривляется при длительной и тяжелой нагрузке и неправильных положениях тела. С возрастом содержание минеральных веществ в кос­тях увеличивается, вследствие чего кости становятся хруп­кими, более ломкими.

    Различают компактное и губчатое вещество кости. С внешней стороны располагается более плотная часть – компактное вещество кости, состоящее из остеон – встав­ленных друг в друга цилиндров. Внутренняя часть кости внешне похожа на губку и состоит из ячеек и перекладин плотного вещества и называется губчатым веществом. В ячейках этой ткани находится красный костный мозг, участ­вующий в кроветворении. Соотношение компактного и губ­чатого вещества в различных костях зависит от их функ­ционального значения. В костях, выполняющих функции опо­ры и движения, содержится больше компактного вещества. Расположение перекладин Плотного вещества в губчатой части кости также зависит от функциональной нагрузки. Перекладины располагаются в направлении воздействия на кость силовых нагрузок.

    Снаружи кости покрыты специальной соединительно-тканной оболочкой – надкостницей. В ней находятся мно­жества нервов и кровеносных сосудов и костеобразующие клетки - остеобласты. Именно они определяют рост кости в толщину и сращение костных обломков при переломах. Различают в скелете человека 4 типа костей.

    I. Длинные – трубчатые (бедренная, плечевая, кости предплечья голени: и др,). Эти кости имеют два расширенных суставных конца (эпифиз) и среднюю часть (диафиз). 2. Короткие, длина и ширина которых одинаковы (кости запястья, предплюсны, позвонки). 3. Плоские кости, вы­полняющие защитную функцию (кости черепа, тазовые кос­ти, лопатка). 4. Смешанные, кости, отличающиеся разнооб­разием строения (скуловая, носовая, нижнечелюстная, ос­новная и др.).

    Всего более двухсот костей, соединяясь друг с другом различными способами, образуют единый скелет. Существу­ет два типа соединения. Непрерывный тип соединения характеризуемся почти полной неподвижностью, который образуется с помощью соединительной ткани – шва, или хряща (соединения ребер и грудины, межпозвоночные диски). Прерывный тип соединения костей называют суставами (ди­артроз). Сустав образуется сочленением двух или большой количества костей. В суставе поверхности сочленяющихся костей имеют форму, обеспечивающую их наилучшее совпа­дение. Так, головке одной кости соответствует впадина другой. Движение происходит за счет вращения суставных по­верхностей относительно друг друга. К краям суставных по­верхностей прикреплена суставная сумка, образованная свя­зочным аппаратом. Пространство между нею и суставными поверхностями костей называют суставной полостью. Нахо­дящаяся в ней жидкость облегчает движение суставных по­верхностей.

    Особенности строения стопы у хореографов.

    Стопа состоит из 7 костей предплюсны - таранной, пяточной, трех клиновидных, ладьевидной и кубовидной; 5 плюсневых костей и 14 фаланг пальцев.
    Рис. 3. Кости стопы. Вид сверху:

    1— пяточная кость, 2 — блок таранной кости, 3 — таранная кость, 4 — ладьевидная кость, 5 — медиальная клиновидная кость, 6 — промежуточная клиновидная кость, 7 — 1-я плюсневая кость, 8 — проксимальная фаланга, 9 — дистальная (ногтевая) фаланга, 10 — средняя фаланга, 11 — бугристость V плюсневой кости, 12 — кубовидная кость, 13 — латеральная клиновидная кость, 14 — бугор пяточной кости
    Кости предплюсны (ossa tarsi) включают семь коротких кос­тей, расположенных в два ряда. В проксимальном (заднем) — таранная и пяточная кости, в дистальном (переднем) латерально располагается кубовидная кость, медиально — узкая ладьевидная и впереди нее три клиновидные кости: медиальная, промежуточная и латеральная.

    Кости плюсны (оssa metatarsi) — это пять коротких трубча­тых костей, в каждой из которых различают основание, тело и го­ловку. I плюсневая кость наиболее короткая и толстая. II — наи­более длинная. Тела плюсневых костей выпуклые в сторону тыла стопы, форма их призматическая. Своими основаниями плюсне­вые кости сочленяются с клиновидными и кубовидной костями, а головками — с основаниями соответствующих проксимальных фаланг.

    Скелет пальцев образован фалангами — короткими трубчатыми костями. Количество их соответствует фалангам пальцев кисти, однако они отличаются небольшими размерами. Фаланги. I пальца, особенно дистальная, больших размеров, чем II—V пальцев. Каждая фаланга состоит из основания, тела и головки. Отличительной особенностью дистальных фаланг является наличие бугристости. Каждая проксимальная фаланга своим основанием сочленяется с соответствующей плюсневой костью, а головкой — со средней фа­лангой. Средние фаланги сочленяются с основаниями дистальных фаланг.

    Кости медиального края предплюсны лежат выше, чем кости латерального края, благодаря этому формируются своды стопы.

    У хореографов отмечается распластанность переднего отдела стопы – поперечное плоскостопие: расхождение крайних плюсневых костей и расширение переднего отдела стопы. Наружная деформация большого пальца.

    Для предупреждения поперечного плоскостопия и дальнейшего отклонения большого пальца необходимо каждодневно носить прокладку из поролона между первым и вторым пальцами, размером 3 см, после чего рекомендуется одевать стяжку-манжетку из корсетной резины шириной 8 см, размером от 19 до 23 см., что соответствует окружности стопы. Заказать манжетку любых размеров можно на протезном предприятии, стяжки необходимы для постоянной носки в обуви (кроме ночи и времени танцев).

    Поперечное плоскостопие отмечается у 82,1 % исполнителей классического танца.

    Нередко отмечается «рабочая гипертрофия» компактного вещества 2 и 3 плюсневых костей как результат реакции костей на не физиологичную, профессиональную нагрузку. Основная нагрузка при исполнении танцев ложится на 1, 2 и 3 плюсневые кости, компактное вещество при этом достигает 14-15 мм, уменьшается костномозговая полость. 2 и 3 плюсневые кости приобретают веретеновидную форму. Это явление обратимо при снижении нагрузки.

    Стопа – наиболее вариабельный отдел скелета, здесь могут встречаться и сверхкомплектные кости. Такие как межплюсневая, наружная большеберцовая, малоберцовая добавочная, надладьевидная, надтаранная, треугольная и вторая пяточная.

    Под головкой первой плюсневой кости имеются две добавочные сесамовидные кости, у артистов балета – 3-4 (многодольчатость), которые иногда принимают за переломы. От постоянных чрезмерных нагрузок могут возникнуть перестроечные процессы костей, которые ошибочно принимают за травматические переломы. Это патологические переломы на почве перестроечных процессов – результат нарушения функционального состояния стопы и усиленного бессистемного напряжения во время исполнения хореографических элементов.

    У артистов балета очень рано появляются признаки старения опорно-двигательного аппарата, такие как остеопороз – ослабление костной структуры внутренних отделов голени и костей плюсны и склероз – уплотнение субхондриальных подхрящевых отделов костей; интенсивное развитие коллагеновых волокон в следствие ранней кальцефикации суставных хрящей и мест прикрепления сухожилий с образованием остеофитов, костных шипов и шпор.

    Голеностопный сустав. Это блоковидный тип сустава, который выполняет функцию сгибания и разгибания. Состоит из таранной, малоберцовой, большеберцовой костей, соединенных связками.

    При полном подошвенном сгибании стопы. Что наблюдается у артистов балета при исполнении танца на пуантах, почти половина выпуклости таранной кости (передняя часть) не соприкасается с большеберцовой костью. Эта часть уходит кпереди и выдается на тыльной поверхности стопы благодаря тому, что таранная кость описывает вокруг горизонтальной оси сустава дугу в 78 град. При этом положении суставные поверхности большеберцовой и пяточной кости образуют почти прямой угол, выполненный таранной костью.

    Ось нагрузки во время танца на пуантах проходит через большеберцовую, таранную, ладьевидную и три клиновидные кости. Пяточная кость при этом положении выключается из нагрузки. Вследствие нефизиологического положения стопы при танцах с раннего возраста форма костей, составляющих голеностопный сустав, изменяется. Вертикальный размер лодыжек уменьшен. А поперечник увеличен; суставная площадка увеличена по ширине и радиусу скольжения.

    Выполнение элемента глубокое плие приводит к оссифакациа переднего края большеберцовой кости в результате хронических перегрузок и микротравм мест прикрепления связок к лодыжкам и надрывов связок и капсулы.

    Профессиональные изменения в голеностопном суставе нередко ведут к ошибкам при диагнозе. Оссификаты у верхних лодыжек принимают за переломы и назначают длительную фиксацию голеностопного сустава. В результате этого необоснованно затягивается процесс лечения.

    Длительные занятия танцами нередко вызывают усталость и боли в суставах стопы. Для улучшения кровообращения и снятия болей и усталости необходимо делать ножные ванны при температуре до 36 градусов с использованием настоя ромашки, добавлением хвойного экстракта 15-25 мм. Очень эффективен самомассаж и применение питательных кремов с содержанием лекарственных растений.

    Голень. Мышцы голени у артистов балета развиты сравнительно сильнее, что также связано с повышенной физической нагрузкой. Соответственно и компактное вещество большой берцовой кости достигает толщины 2 см и резко сужена костно-мозговая полость как результат рабочей гипертрофии.

    Усиленная физическая перегрузка вызывает периостаз – возникновение зоны патологической перестройки кости и появление болей по поверхности большеберцовой кости. Особенно при выполнении многочисленных прыжковых партий.

    Коленный сустав. Изменения в коленном суставе связаны с увеличением межмыщелковых бугорков большеберцовой кости и уплощением мыщелков бедренной кости, что является благоприятным приспособлением организма к повышенной физической нагрузке. В результате большого количества движений за небольшой промежуток времени у артистов балета может возникнуть гипертрофия жировых тел, ущемление и хроническая травматизация большеберцовой кости.

    Не следует забывать слов известного отечественного хореографа А.Я. Вагановой: «Во время таща мышцы бедра должны находиться в состоянии напряжения, быть собраны. При «распускании» мышц происходят различные травмы вследствие неустойчивости коленного сустава»

    Основными связками коленного сустава являются коллатеральные и крестообразные, они удерживают суставные концы во взаимном расположении. У балерин при сгибании голени связки расслабляются, и голень получает возможность совершать вращательные движения, а мениски способствуют этим движениям, увеличивая выгнутость и создавая лучшее скольжение.

    Бедро. Уартистов балета бедро принимает активное участие в движении. Благодаря большому количеству сильных мышц, бедренная кость у хореографов отличается большой массивностью и увеличением компактного вещества на 1,5 - 2 см. При этом отмечается гипертрофия бугорков в связи с большой тягой мышц во время профессиональной нагрузки, увеличение большого и малого вертела, к которым прикрепляются мышцы бедра и таза.

    Мышцы бедра при их направленном обеспечении вертикальной устойчивости тела и создают у артистов балета апломб(например, при стоянии на одной ноге во время исполнения элемента - арабеск). Мышцы должны быть эластичны, легко растяжимы. Быстро реагировать на изменение позы, поэтому необходим ежедневный экзерсис – тренировка на репетиции, разогревание. Известно, что после 30 лет возникает крипатурауплотнение мышц в результате чрезмерного напряжения, появление крипатуры можно избежать или предотвратить, а также вылечить благодаря принятию финской бани.

    Таз и тазобедренный сустав. От положения таза у артистов балета зависят изгибы позвоночного столба. Сильный наклон таза ведет к появлению поясничного лордоза, в результате возникает быстрое утомление мышц и патологические изменения. Наклон таза кзади делает спину плоской. Тазобедренный сустав имеет гораздо более высокую амплитуду движений, чем у других людей и значительную выворотность ног. Например, во время исполнения элемента арабеск бедро поднимается на угол 90 градусов и выше. Большая выворотность ног достигается благодаря наличию врожденной неглубокой вертлужной впадины, хорошей супинации бедра и голени в коленном суставе, расслаблению пронаторов бедра. Выворотность — основное условие исполнения танца, вырабатывается упорным трудом с юных лет.

    Верхние конечности.У танцоров окружность плеча и предплечья значительно больше, чем у других людей, гипертрофия мышц верхних конечностей. Важно предупредить патологические процессы, вовремя выявить перегрузки. Травмы верхних конечностей бывают крайне редко.

    Позвоночный столб. Большая подвижность позвоночного столба способствует созданию апломба - устойчивости в большом разнообразии поз и движений танца. У большинства наблюдается сглаживание грудного кифоза и поясничного лордоза. Спина ровная, с красивыми прямыми линиями.

    Нередко возникает боковой сколиозкак приспособительный компенсаторный механизм, деформация позвоночного столба в ответ на большие асимметричные нагрузки. Значительно сильнее развиты мышцы спины и усилена кривизна поясничного лордоза. Рано появляется остеохондрози снижение роста вследствие повышенных профессиональных нагрузок на опорно-двигательный аппарат.

    Грудная клетка.С целью обеспечения выполнения всех профессиональных нагрузок и эффективного процесса дыхания необходимо развивать грудные мышцы, укреплять межреберные наружные и внутренние мышцы, выполняющие функцию вдоха и выдоха, рекомендуются дыхательные и гимнастические упражнения.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта