Главная страница
Навигация по странице:

  • Постмодерн, постмодернизм

  • Рационализм

  • Семиотика

  • Символ

  • Средство

  • Стандартизация

  • Субъективизм

  • Текст

  • Типология культур

  • Универсалии

  • Унификация

  • Хронотоп

  • Школа «Анналов» («новая историческая наука»)

  • Экзистенциализм

  • Энтропия социокультурная

  • Этническая группа

  • Этнолингвистика (антропологическая лингвистика, линг­ вистическая антропология и др.)

  • Этнос, этническая общность

  • Бенвенист

  • Культурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.. Солонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган


    Скачать 2.31 Mb.
    НазваниеСолонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган
    АнкорКультурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана..pdf
    Дата05.03.2017
    Размер2.31 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКультурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана..pdf
    ТипУчебник
    #3400
    КатегорияИскусство. Культура
    страница36 из 38
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   38
    Партикуляризм (от лат. particularis — частичный, частный) — движение к обособлению каких-то частей.
    Персонализм — направление в философско-культурологиче- ской мысли XX в., исходящее из представления, что первичной ре­
    альностью и главенствующей ценностью культуры является твор­
    ческая личность.
    Перформанс (от англ. performance -*- исполнение, представле­
    ние) — публичное создание артефакта по принципу синтеза искус­
    ства и неискусства, не требующее специальных профессиональных навыков и не претендующее на долговечность. Один из ключевых феноменов искусства постмодернизма. Возник в 1970-х гг. Отли­
    чается от театра отсутствием пространственно-временных границ и ролей. Нацелен на расширение сознания публики, более активное включение ее в непосредственный творческий акт.
    Плюрализм (от лат. plures — множественный) — особая ми­
    ровоззренческая позиция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал, форм и принципов познания, теорий, методов, равноправных и суверенных групп, ценно­
    стей и ценностных ориентации. -
    Поп-арт — одно из направлений англо-американского искусст­
    ва «новой реальности»^ возникшее в 1950-х гг. Художественный язык адекватен реалиям и мифологемам общества потребления с его культом индивидуального успеха и процветания, пронизан технологической и урбанистической символикой.
    Поп-культура 1. Совокупность неоавангардистских взгля­
    дов на искусство, сформировавшихся в 1960-е гг. и выразившихся в отрицании опыта предшествующих поколений; поиск новых форм в искусстве и стиле жизни. 2. Синоним популярности, народности, массовости.
    Постмодерн, постмодернизм — в рамках культурологии под постмодернизмом понимается широкое культурное течение 1970—
    1990-х гг. В орбиту постмодернизма попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки, повседневная практика. Постмодерн можно считать своеобразной реакций на новаторство модерна. Аван­
    гардистской установке художественного модерна на новизну в пост­
    модерне противостоит стремление включить в современное искусст­
    во весь опыт мировой художественной практики путем его цитирова­
    ния. Постмодернистская эстетическая позиция отказывается от жесткости и замкнутости концептуальных построений, сознательно иг­
    норирует практики бинарного противопоставления, делая ставку на маргинализацию, открытость, безоценоЧность и дестабилизацию Лю­
    бых, прежде всего классических, культурно-ценностных ориентации.

    Словарь терминов 545
    Постструктурализм — направление в философском и социо- гуманитарном знании, получившее развитие в 1960—1980-х гг. в форме критики, преодоления структурализма и его «второй волны».'
    Основные характеристики постструктурализма: деконструкция, де- центрация, дискурсивный анализ языка культуры, интерпретация пространства культуры как текста и контекста, стирание простран­
    ственно-временных границ феноменов.
    Рационализм (от лат. ratio — разум) — система взглядов, ко­
    торая признает основой познания, поведения и мотивации челове­
    ческий разум.
    Релятивизм культурный (от лат. relatio — относительный) — умонастроение в рамках европейской культуры, связанное с при­
    знанием относительности, т.е. ограниченной ценности и истиннос­
    ти, всех вероисповеданий, нравственных кодексов, научных теорий, философских воззрений и художественных форм. Ревятилизм ут­
    верждает множественность культур, разнообразие путей их разви­
    тия, ценностных систем и культурно-исторических типов.
    Рок-культура — явление молодежной субкультуры, возникшее в Великобритании и США в 1960-е гг. вокруг нового музыкально­
    го стиля и выражающее нонконформистский пафос. Ядром являет­
    с я контркультура. ,
    ; :
    Сакральное (от лат. sacer, sacri — священный, запретный, про­
    клятый) — святое, священное. Важнейшая мировоззренческая ка­
    тегория, выделяющая области бытия и состояния сущего, восприни­
    маемые сознанием как принципиально отличные от обыденной ре­
    альности и исключительно ценные.
    Семиотика, или Семиология (от греч. semeiotic — учение о знаках) — общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем как способов коммуникации между людьми посредством знаков или языка. Выступает наукой, изучающей семиозис культуры через жизнь знаков..
    Символ — знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл: выражает общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта.
    Симулякробраз отсутствующей действительности, правдо­
    подобное подобие, лишенное подлинности, поверхностный, гиперре­
    алистический объект, за которым не стоит никакой реальности. Одно из ключевых понятий постмодернистской эстетики.
    Синергетика — наука о процессах самоорганизации в природе и обществе. Предметом являются механизмы спонтанного образова­
    ния и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отноше­
    нии устойчивого неравновесия со средой. В сферу внимания синер-

    546 Словарь терминов гетики. попадают нелинейные эффекты эволюции систем любого типа, кризисы и бифуркации — неустойчивые фазы существования, пред-
    - полагающие множественность сценариев дальнейшего развития.
    Синкретизм (от греч. synkretismos — соединение, объедине­
    ние) — слитность, нераечлененность, характеризующая первоначаль­
    ную неразделенность, неразвитое состояние чего либо.
    Социализация — процесс усвоения и активного воспроизвод­
    ства индивидом социокультурного опыта: социальных норм, ценно­
    стей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурных тра­
    диций, коллективных представлений и верований и т.п.
    Средство массовой информации — средство распростране­
    ния информации, обращенное к массовой аудитории, доступное для этой массовой аудитории и профессионально выстраивающее на промышленный манер само производство и распространение ин­
    формации. .
    Стандартизация — процесс введения единой сетки общеобя­
    зательных стандартов.
    Структурализм (от лат. structura — строение и устройство, расположение и связь составных частей чего-либо) — направление в гуманитарных науках (в лингвистике, литературоведении, исто­
    рии, этнографии и др.), возникшее в 1920-е гг. Использует струк­
    турный метод (выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях), а также моделиро­
    вание, элементы семиотики, формализации и математизации. Струк-1 турализм трактует культуру как совокупность знаковых систем
    (языка, науки, искусства, моды, религии, рекламы и f .п.), анализирует закономерности их функционирования, которым бессознательно под­
    чиняется человек.
    Субкультураособая форма культуры, суверенное целостное образование внутри "господствующей культуры, отличающееся соб­
    ственным ценностным строем, обычаями, нормами, стандартами по­
    ведения.
    Сублимация (от лат, sublimare — возносить) — процесс пре­
    образования и переключения психической энергии аффективных влечений человека на цели социальной деятельности и художествен­
    ного творчества.
    Субъективизм — особое отношение к миру, человеку, к любо­
    му явлению, при котором преувеличивается и абсолютизируется роль и положения субъекта.
    Сциентизм (от лат. scientia •— знание, наука) —- мировоззрен­
    ческая позиция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры. Ориентируется преимущественно на методоло-

    Словарь терминов 547 сию и результаты естественно-научного знания и признает за нау­
    кой право и способность решения всех жизненных проблем. Сциен­
    тизм утвердился в культуре в конце XIX в.
    Текст (в широком семиотическом смысле) — любой предмет или процесс как культурный феномен, несущий в себе закодиро­
    ванную в какой-то знаковой системе социальную информацию.
    Техносфера — область действительности, для которой харак­
    терно применение техники. Термин появился в 1940—1950-е гг.
    Употребляется при характеристике современной цивилизации, для которой специфично проникновение сложной машинной техники во все сферы деятельности.
    Типология культур — научный метод, в основе которого ле­
    жит систематизация периодов (ступеней) в развитии культуры по наиболее общим признакам и свойствам.
    Тоталитарная культура — официальная культура тоталитар­
    ных режимов, исторически сложившихся в 1920—1950-х гг.
    Трансавангард (от лат. trans — сквозь, через и франц. avante- garde — по ту сторону авангарда) — течение постмодернистской живописи, чье эстетическое кредо заключается в противопоставле­
    нии неоавангарду, новой живописности, фигуративности, экспрес­
    сивности, яркой выраженности личностного начала; установке на эстетическое наслаждение, свободном сочетании художественных стилей прошлого.
    Универсалии (от лат. universalis — общий) — термин, обозна­
    чающий все то, что по природе своей способно сказываться в еди­
    ничных вещах. \
    Универсалии культурные — черты, общие всем культурам народов мира. Выделяют более чем 60 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшения тела, за­
    преты кровосмешения, сексуальные ограничения, танцы, спорт, обы­
    чай дарить подарки, гостеприимство, язык, образование и др.
    Унификация (от лат. unus (uni) — один и лат. facere — делать) — приведение чего-либо к единой системе, форме, к единообразию.
    Утилитаризм (от лат. utilitas — польза, выгода) — направле­
    ние в этике, признающее пользу или выгоду критерием нравствен­
    ности. Особенное развитие утилитаризм получил в Великобрита­
    нии в конце XVIII — нач. XIX в.
    Функциональные знаки — предметы, созданные людьми для каких-либо практических целей, рассматриваемые как носители со­
    циальной информации.
    Харизма (от греч. charisma — милость, божественный дар) — исключительная духовная одаренность человека, воспринимаемая ок-

    548 Словарь терминов ружающими как сверхъестественная сила, недоступная обычным людям. Харизматический лидер — человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности.
    Хронотоп — единство пространственных и временных пара­
    метров, направленное на выражение определенного культурного или художественного смысла.
    Хэппенинг (от англ. happening — букв, происходящее, случаю­
    щееся, происходящее здесь и сейчас, непреднамеренное) — театра­
    лизованное сиюминутное действо на импровизационной основе с активным участием в нем аудитории, направленное на стирание границ между искусством и жизнью, стремящееся к спонтанности, непосредственному физическому контакту с публикой, повышен­
    ной действенности искусства.
    Ценностная ориентация — комплекс духовных детерминант деятельности людей или отдельного человека, а также соответству­
    ющих им социально-психологических образований, которые интер­
    претируются в положительном ракурсе их значений. В качестве таких детерминант могут выступать представления, знания, интере­
    сы, мотивы, потребности, идеалы, а также установки, стереотипы, пе­
    реживания людей.
    Школа «Анналов» («новая историческая наука») — на­
    учное направление, возникшее во Франции и группирующееся вок­
    руг журнала «Анналы». Сторонники этого направления настаивали на замене классической «истории-повествования» «историей-про­
    блемой», т.е. историей, описывающей все существующие в обще­
    стве связи: экономические, социальные, культурные.
    Эволюционизмнаправление в культурной, антропологии, задающее теоретическую модель необратимых культурных измене­
    ний, называемую эволюцией, или развитием, применение которой позволяет оценить рассматриваемую культуру, культурную черту в соответствии с принятыми здесь критериями.
    Экзистенциализм — философское течение XX в., выдвигающее на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий.
    Эксплицирование (от лат. explicite — развернуто, ясно) — вы­
    ражение, определение, объяснение чего-либо в ясной, четкой форме.,
    Энтропия социокультурная — процесс понижения уровня системно-иерархической структурированности, сложности и поли­
    функциональности культурного комплекса какого-либо сообщества в целом или отдельных подсистем этого комплекса, т.е. полная или частичная деградация данной локальной культуры как системы.

    Словарь терминов 549
    Эпистема — общее пространство знания, способ фиксации «бы­
    тия порядка», скрытая от непосредственного наблюдения сеть отно­
    шений между «словами» и «вещами», на основе которой строятся свойственные той или иной эпохе коды восприятия, практики, по­
    знания и порождаются отдельные идеи и концепции.
    Эпистемология (от греч. episteme — знание) — раздел фило­
    софии, в котором изучаются проблемы природы познания, отноше­
    ния знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки по­
    знавательного процесса, выявляются условия его истинности.
    Эргалический подход — подход в понимании происхожде­
    ния и сущности культуры, в основе которого лежит представление о решающей роли труда и трудовой деятельности человека, что свой­
    ственно марксистскому взгляду на культуру.
    Эсхатология — религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, в основе которого лежит концепция о нарушении человеком своих обязательств перед Богом или богами и последу­
    ющей расплате за это.
    Этническая группа — часть общества, члены которой осозна­
    ют себя (или считают, по мнению других) носителями общей куль­
    туры.
    Этногенез — исторический процесс происхождения этносов от их зарождения до формирования целостных этносоциальных орга­
    низмов и их специфических этнокультурных систем.
    Этнолингвистика (антропологическая лингвистика, линг­
    вистическая антропология и др.) — наука, занимающаяся ис­
    следованием связей между языковыми и культурными явлениями.
    Этнология — наука о сравнительном изучении культур, в аме­
    риканской традиции — часть или синоним культурной антрополо­
    гии, в европейской — аналог социальной антропологии.
    Этнос, этническая общность (от греч. ethnos — племя, на­
    род) — исторически сложившаяся устойчивая группировка людей — племя, народность, нация. Обязательные условия возникновения эт­
    носа — общность территории и языка. Культурная общность чле­
    нов этноса обусловливает единство их психического склада.
    Этноцентризм — свойство этнического самосознания воспри­
    нимать и оценивать различные жизненные явления и процессы сквозь призму культурных традиций и ценностей собственной эт­
    нической группы. Этноцентризм выражается в признании превос­
    ходства своей этнической культуры по отношению к другим куль­
    турам. Этноцентризмом принято обозначать то нормальное миро­
    ощущение любого этноса, когда ценности, традиции, установления

    550 Словарь терминов того или иного этноса кажутся для его представителей единственно истинными и верными.
    Этос (от греч. ethos — обычай, нрав, характер) — обобщенная характеристика культуры данной социальной общности, выража­
    ющаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения.
    Языковые игры — понятие, которое служит для обозначения целостных и законченных систем коммуникации, подчиняющихся своим внутренним правилам и соглашениям, нарушение которых означает выход за пределы конкретной «игры».

    Персоналии
    Адлер Альфред (1870—1937) — австрийский психолог, ученик
    3. Фрейда, основатель школы «индивидуальной психологии». Основ­
    ное сочинение: «Практика и теория индивидуальной психологии».
    Адорно Теодор (1903—1969) — немецкий философ, представи­
    тель франкфуртской школы, культуролог, социолог искусства. Ос­
    новные сочинения: «Негативная диалектика», «Социология музы­
    ки», «Диалектика Просвещения» (совм. с Хоркхаймером).
    Апель Карл-Отто (р. 1922) — немецкий философ, один из осно­
    воположников современной версии постмодерна. Постапелевская версия постмодерна смягчает ранне-постмодернистский радикализм и обращается к обоснованию условий взаимопонимания в комму­
    никативном общении. Основные сочинения: «Идея языка в тради­
    ции гуманизма от Данте до Вико», «Новые попытки объяснения и понимания».
    Арто Антонен (1896—1948) — французский теоретик театра, режиссер, актер, эссеист, оказавший значительное влияние на тео­
    рию и практику театра модерна и постмодерна. Основное сочине­
    ние: «Театр и его двойник».
    Барт Ролан (1915—1980) —французский литературовед, фило­
    соф-структуралист. Применил структурно-семиотический метод для анализа массовой бытовой культуры. Основные сочинения: «Нуле­
    вая степень письма», «Мифология», «Система моды».
    Бахтин Михаил Михайлович (1895—1975) — русский фило­
    соф, филолог, литературовед, теоретик культуры. Основные сочине­
    ния: «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневеко­
    вья и Ренессанса», «Эстетика словесного творчества», «Проблемы творчества и поэтики Ф.М. Достоевского».
    Беккет Сэмюэл (1906—1989) — драматург, романист, один из основоположников театра абсурда. Его творчество, уникальное по своей форме и содержанию, оказало значительное влияние на раз­
    витие художественной культуры XX в. Основные сочинения: ро­
    маны «Мэрфи», «Моллой», «Мэлоун умирает», «Уотт», пьесы «В ожидании Годо», «Не-я», «Дыхание», «Акт без слов».

    552 Персоналии
    Белл Дэниел (р. 1919) — американский социолог, профессор
    Гарвардского университета. Автор концепции постиндустриальное го общества. Основное сочинение: «Конец идеологии».
    Бенвенист Эмиль О 902—1976) — французский исследователь языков, культуролог. Основные сочинения: «Проблемы всеобщей лингвистики», «Заметки о роли языка в изучении Фрейда».
    Бенедикт Рут Фултон (1887—1948) — американский культур- антрополог, виднейший представитель этнопсихологического направ­
    ления в американской антропологии. Основные сочинения: «Ми­
    фология зунья», «Модели культуры», «Хризантемы и меч».
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   38


    написать администратору сайта