Главная страница
Навигация по странице:

  • Портреты вели- В

  • Культурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.. Солонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган


    Скачать 2.31 Mb.
    НазваниеСолонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган
    АнкорКультурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана..pdf
    Дата05.03.2017
    Размер2.31 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКультурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана..pdf
    ТипУчебник
    #3400
    КатегорияИскусство. Культура
    страница31 из 38
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   38
    16*

    484 Глава 19. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций
    8) народов майя.
    В истории формируется «русско-сибирская культура».
    Культуры обладают общей структурой, но имеют индивидуаль­
    ный стиль и облик. В истории нельзя обнаружить такие абстрак­
    ции, как формы мышления вообще, государство вообще.
    Цивилизация как Если судьба культуры непосредственно связана с закат культуры ростом и развитием, то она неминуемо движется к финалу. Такова неизбежная судьба культурно-ис­
    торического типа. Длительность цикла развития культуры О. Шпенг­
    лер определяет примерно в 1000—1500 лет.
    Финальную стадию культуры ученый называет цивилизацией.
    Цивилизация знаменует собой завершение развития, когда за жиз­
    нью наступает смерть. Она означает конец культуры, переход ее в иное состояние. «Греческая душа и римский интеллект — так раз­
    личаются культура и цивилизация»
    1
    Для цивилизации типичны люди практичные и безразличные к обсуждению смысла жизни и подобных метафизических проблем.
    В их руках духовная и материальная участь каждой последующей эпохи. Великие цивилизации ограничены пределами нескольких крупных городов, где властвуют новые бесплодные, исполненные глубокой антипатии к людям, холодные прагматики, озабоченные лишь «вопросом денег». В мировом городе, утверждает О. Шпенг­
    лер, действует не народ, а масса, презрительно относящаяся ко вся­
    ким традициям. У культурного человека энергия обращена к разви­
    тию духовности, цивилизованный человек во всем ищет выгоды и пользы. Для него недоступны тайны поэзии и других искусств, он предпочитает зрелища, технические игры, спортивные состязания.
    Его психология подвержена стандартам массового вкуса, поэтому столь распространенными становятся повальные увлечения, не тре­
    бующие эмоциональной и душевной отзывчивости, но лишь запол­
    няющие образующийся духовный вакуум. «Современная эпоха — эпоха цивилизации, а не культуры»
    2
    , — заключает О. Шпенглер.
    У каждой культуры есть свои детство, юность, возмужалость и старость. Культура рождается в тот миг, когда пробуждается великая душа. Она расцветает на основе определенного ландшафта, к которо­
    му остается привязанной в течение всей жизни, и умирает, когда эта душа полностью реализует свои возможности, создав народы, языки, вероучения, искусства, государства, науки. Бесчисленные поколения, народы и племена — арийцы, монголы, германцы, кельты, парфяне,
    1
    Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. С. 164.
    2
    Там же.

    19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры 485 франки, карфагеняне, берберы, банту и многие др. — прошли этот путь. Когда в них угасает «формообразующая сила», вместе с ней постепенно стираются культурные черты, языковые и умственные признаки, и явления вновь растворяются в хаосе постоянного движе­
    ния. «Так на поверхности Земли величественными кругами расхо­
    дятся волны великих культур. Они внезапно всплывают, расширяют­
    ся в роскошных линиях, успокаиваются, исчезают.
    Каждая культура обнаруживает символическую и почти мисти­
    ческую связь с пространством, в котором она существует. Как только вся полнота внутренних возможностей исчерпана, культура внезапно коченеет, отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются — она становится цивилизацией. В таком виде она, как тысячелетнее дерево, еще много столетий топорщит свои гнилые сучья.
    _v Таков смысл заката в истории — внутреннего и внешнего завершения, ожидающего каждую живую культуру»
    1
    . Так происхо­
    дило в античности, таковы признаки и заката Европы.
    Портреты вели- В отличие от мира природы, где царят непрелож-
    ких культур ные законы, а всякое действие имеет причину и следствие, культурный мир находится во власти судьбы; для его познания неприемлемы строгие научные понятия и доказательства. Он может быть лишь понят, почувствован, пережит.
    Метод освоения культуры путем проникновения в ее смыслы, зна­
    чения, символы на основе внешних черт, признаков О. Шпенглер назы­
    вает физиогномическим. Это подобно тому, как внешний облик челове­
    ка — рост, выражение лица, осанка, походка, речь, почерк — дает возмож­
    ность узнавать его внутреннее состояние: доброту или злобу, ум или глупость, храбрость или трусость. Описательная, формообразующая фи­
    зиогномика есть перенесенное в духовную сферу искусство портрета.
    Для историка культуры важны проницательность, интуиция, по­
    стижение, созерцание, концентрация чувств. Система, понятие пре­
    вращают, культуру в застывший предмет, создавая иллюзию науч­
    ности. И наоборот, созерцание, переживание мгновений истории, ис­
    поведание, свойственные религии и художественному творчеству, наиболее близко передают душу культуры. «Лишь тогда оказывает­
    ся возможным постичь каждый факт исторической картины, каж­
    дую эпоху сообразно их символическому содержанию»
    2
    Культуры — это организмы, продолжает О. Шпенглер, а всемир­
    ная история — их общая биография. В судьбе отдельных сменя-
    1
    Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1 С . 265.
    2
    Таж же. С. 262 17 Культурология

    486 Глава 19. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций ющих друг друга, вырастающих друг возле друга, соприкасающихся, оттесняющих и подавляющих друг друга культур исчерпывается содержание всей человеческой истории. «Я отличаю идею культу­
    ры, совокупность ее внутренних возможностей от ее чувственного
    проявления в картине истории как достигнутого уже осуществле­
    ния»
    1
    . Задача историка — вскрыть внутреннее строение, или мор­
    фологию, культуры, осмыслить экспрессию событий и отыскать ле­
    жащий в ее основе язык.
    О. Шпенглер выделяет понятие стиля культуры как совокупно­
    сти жизненных выражений, которые являются формами духовной коммуникации, специфическими для данной культуры. Например, каждый античный город, будучи воплощением и символом одного и того же стиля и жизнеощущения, глубоко отличается по своему плану, виду улиц, языку, частной и официальной архитектуре, по типу площадей, переулков, дворов, фасадов, по красочности, шуму, толкот­
    не, по-духу своих ночей от индийских, арабских городов.
    В каждом инобытии этого рода лежит высокая символика: за­
    падная склонность к прямолинейным перспективам, наподобие мощ­
    ного пролета Елисейских полей в Париже, или узость Акрополя и городских кварталов в Риме. Не менее важно представить продол­
    жительность жизни каждой культуры, темп, такт и ритмы ее разви­
    тия. Наиболее значительные события, явления религиозной, науч­
    ной, политической жизни дают импульс в формировании индивиду­
    альности каждой локальной культуры. Для античной культуры знаковый смысл имели такие явления, как античный театр, полис, ионическая колонна, геометрия Евклида, римский легион, бой глади­
    аторов. Одно упоминание этих явлений воссоздает образ античной культуры.
    О. Шпенглер придает исключительное значение физиогномиче­
    скому методу в постижении культуры, который позволяет по дета­
    лям орнаментики, архитектурного стиля, письма, по отдельным дан­
    ным политического, хозяйственного, религиозного характера вос­
    становить основные черты исторической картины целых столетий, прочитать по элементам языка художественных форм современ­
    ную им государственность или по математическим формам — ха­
    рактер хозяйства.
    Но возможности данного метода не безграничны. Невозможно, утверждает О. Шпенглер, до конца вникнуть силами собственной души в мир чужих культур. Здесь всегда остается какой-то недо­
    ступный остаток, тем более значительный, чем ничтожнее собствен-
    1
    Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. С. 265.

    19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры 487 ный исторический инстинкт исследователя, его физиогномический такт и знание людей. «Историческая окружающая среда других людей составляет часть их существа, и нельзя понять кого-либо, не зная его чувства времени, его идеи судьбы, стиля и степени сознательно­
    сти его внутренней жизни»
    1
    Мир символов Пониманию истории мировой культуры способ- в культуре ствует проникновение в мир символов, которые
    • приобретают особую ценность.
    О. Шпенглер предлагает осмыслить символическое значение ча­
    сов как способа измерения времени. В античной культуре время обычно определяли днем по длине тени от собственного тела, хотя солнечные и водяные часы уже были в употреблении. Существо­
    вание человека было сосредоточено на настоящем, полностью за­
    мыкалось в текущем моменте, его мало волновало прошедшее и
    •будущее. Видимо, поэтому античности не были известны ни архео­
    логия, ни ее «душевная изнанка» — астрология. Не было распрост­
    ранено в обыденном сознании историческое летоисчисление, а счет годам велся по олимпиадам. В античных городах ничто не напоми­
    нало о глубокой древности, не было благоговейно опекаемых руин.
    Так понималось время при обожествлении тела и сиюминутности жизнеощущения.
    Совсем иное отношение ко времени складывается в последу­
    ющие века в западноевропейской культуре. Механические часы, гротескный символ башенных часов, отмеряющих время горожан, и карманные часы, сопровождающие каждого человека, — таково из­
    мерение символики времени.
    Столь же древнюю семантику отношения к смерти ученый обна­
    руживает в различных формах погребения. Возвышенный стиль в
    Индии начинается с надмогильных храмов, античный — с могиль­
    ных ваз, египетский — с пирамид, древнехристианский — с ката­
    комб и саркофагов. В первобытные времена многие формы смеша­
    ны, но затем каждая культура возводит одну из них на символиче­
    скую ступень.
    Содержательна историко-культурная символика отношения к эротике. В античности особое значение придавалось актам.зачатия и рождения. Поэтому эротическое было средоточием культа Де- метры. Домашний культ римлян был связан с детородной силой главы семейства. Западная душа противопоставила этому знак ма­
    теринской любви. Свое высочайшее выражение он нашел в «Сик-
    Щпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. С. 289.

    488 Глава 19. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций стинской Мадонне» Рафаэля. Символ Богоматери в христианстве вознес эту идею на огромную нравственную высоту.
    Интересные идеи высказывает О. Шпенглер о роли отца как сим­
    вола охраны дома и очага, мудрого правителя. Символами проникну­
    та организация хозяйства, от беспечности до скаредности, от порядка до разгильдяйства, от заботы о будущем до жизни «одним днем».
    Науки, искусства, города, языки каждой эпохи составляют физио­
    гномические штрихи высочайшей символической значимости. По­
    этические творения и битвы, празднества и католические мессы, за­
    воды и гладиаторские игры, дервиши и дарвинисты, железные доро­
    ги и римские улицы, прогресс и нирвана, газеты, скопища рабов, деньги и машины — «все это разным образом суть знаки и символы в картине мира прошлого, многозначительно воскрешаемого душой»
    1
    Мысль о всемирной истории расширяется до идеи всеобъемлю­
    щей символики. Дорический, раннеарабский, романский орнамент, образ крестьянского дома, семьи, человеческих отношений, одеяний и культовых действий, а также облик, осанка, походка определенного человека, целые сословия и народы, диалекты и формы оседлости всех людей и животных и, кроме того, немой язык природы с ее лесами, выгонами, стадами, облаками, звездами, лунными ночами и грозами, цветением и увяданием, близостью и далью суть символи­
    ческое воздействие космического на нас, когда мы внемлем этому языку в моменты раздумий. Действительность культуры предста­
    ет как «макрокосм» в совокупности всяческих символов, соотноси­
    мых с конкретной душой, которая погружается в этот мир и рас­
    шифровывает для себя и другие ее значения.
    Люди одной культуры и одного душевного склада переживают эти многочисленные знаки, усваивают их при помощи выразитель­
    ных средств языка, искусства, религии, слов, формул. Что же касает­
    ся возможности проникновения в мир других культур, то мы мо­
    жем весьма неполно понимать индийскую или египетскую душу, проявленную в людях, нравах, божествах, словах, идеях, постройках, деяниях. Это происходит потому, что мы вкладываем в выражение чужой души собственное понимание. Равным образом, добавляет
    О. Шпенглер, толкуются древнеегипетские и китайские портреты при отталкивании от западного опыта в искусстве-. Здесь понима­
    ние нередко переходит в самообман. Основные черты мышления, жизни, сознания столь же различны, как черты лиц отдельных лю­
    дей. «Сколь далеким, диковинным и мимолетным по самой своей идее был индийский или вавилонский мир для людей пяти или шести
    1
    Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. С. 322.

    19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры 489 следующих за ними культур, столь же непонятным станет однажды и западный мир для людей не рожденных еще культур»
    1
    . Культура жива, пока глаз ее видит, ухо слышит, мозг осознает, человек в це­
    лом воспринимает и объясняет.
    Исходя из принципа символики культур, О. Шпенглер предлага­
    ет описание аполлоновской, фаустовской и магической души
    2
    . Апол-
    лоновской ученый называет душу античной культуры, избравшей чувственное тело идеальным типом пространства. К этому типу культуры им отнесены скульптура обнаженного человека, механи­
    ческая статика, чувственные культы олимпийских богов, политиче­
    ски изолированные греческие города. Античный храм, античный ре­
    льеф, замкнутая колоннада лишь подчеркивают контуры объема, священное установление границ. Множественность отдельных тел требует аналогичного мира богов — таков смысл античного поли­
    теизма.
    Фаустовская душа воплощена в западноевропейской культуре, на северных равнинах и связана с рождением романского стиля в
    X столетии. Ее символами стали искусство фуги в музыке, динами­
    ка Галилея, католическая и протестантская догматика, великие ди­
    настии эпохи барокко с их политикой, судьба короля "Лира и идеал
    Мадонны, живопись, соединяющая пространства посредством света и тени. Зодчество находит выражение в исполинских готических храмах, в которых ощущается безграничное одиночество. Это но­
    вое переживание мира повторяется в поэзии и в религии, связу­
    ющей участников в мистическую общину. Здесь Божество явля­
    ется лишь в буре органной фуги ,или в торжественной поступи кантаты и мессы.
    Магическая душа арабской культуры между Тигром и Нилом,
    Черным морем и Южной Аравией выражается в алгебре, астроло­
    гии и алхимии, мозаиках и арабесках, халифатах и мечетях, таин­
    ствах и священных книгах персидской, индийской, христианской религии.
    Египетская душа видися идущей по узкой и четко определенной жизненной тропе. Культура Египта — бытие странника, всегда бре­
    дущего в каком-то одном направлении. Ее язык и формы служат воплощению одного этого мотива. Надгробные храмы Древнего цар­
    ства, в особенности мощный пирамидный храм I династии, являют собой ритмически расчлененную последовательность пространств.
    Сакральный путь, постоянно сужаясь, ведет от ворот у Нила через
    1
    Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. С. 345.
    2
    Там же. С. 345—388.

    490 Глава 19. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций проходы, дворы и колонные залы к усыпальнице. Равным образом храмы Солнца V династии являются не «постройкой», а дорогой, отделанной мощными каменными породами. Рядами тянутся нескон­
    чаемые рельефы и стенопись, вынуждающие двигаться в опреде­
    ленном направлении. Сфинксовые аллеи с львиными и бараньими головами, относящиеся к Новому Царству, построены с той же це­
    лью. Продвигаясь вперед и превращаясь тем самым в символ жиз­
    ни, человек становится частью каменной символики.
    «Путь» означает одновременно судьбу и третье измерение. Пи­
    рамида над царским гробом -— треугольник. Египетское искусство не допускает никаких отклонений, ослабляющих напряженность души, и египтянин проходит предначертанный путь до конца.
    Китайская культура основывается на символе «Дао», что бук­
    вально переводится как «путь», «дорога». «Дао» как всеобщий закон мироздания призывает человека согласовывать свое поведение с природой, стремиться к гармонии с ней. Китайская культура орга­
    нично вписывается в ландшафт. В композицию ее храмов включа­
    ются холмы и водоемы, деревья и цветы, камни. Архитектура Китая
    «ластится» к окружающему природному миру, устремленные ввысь пагоды, цветовые сочетания подчеркивают гармонию человека и природы. Это единственная культура, пишет О. Шпенглер, где садо­
    водство оказывается религиозным искусством.
    В русской культуре прасимволом является «бесконечная равни­
    на». Это подчеркивается отсутствием какой-либо вертикальной тен­
    денции в русской картине мира, проявляется в былинном образе
    Ильи Муромца. Русский этнос выражает себя в братской любви, всесторонне проявляющейся в человеческих отношениях. Верти­
    кальная тенденция отсутствует и в русских представлениях о госу­
    дарстве и собственности. В архитектуре холмообразный купол по­
    чти не выделяется на фоне ландшафта, а коньки с кокошником мас­
    кируют и нейтрализуют движение вверх.
    В общей исторической картине какой-либо культуры может гос­
    подствовать только один образ — стиль этой культуры. Стили следуют друг за другом подобно волнам. У всякой культуры есть собственный стиль познания людей и жизненного опыта. Поэтому каждая эпоха проектирует свой образ природы, картину мира, кото­
    рые отображаются в собственной картине души. При этом наблю­
    датель не может выйти за рамки условий своего времени и своего круга. Все культуры имеют однородное развитие — от рождения к смерти. Эпоха расцвета сменяется периодом угасания, что означает неизбежность перехода в цивилизацию. Такова неотвратимость судь­
    бы, хотя каждая культура и ее современники верят в вечное бытие.

    19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры 491
    О. Шпенглер завершает исследование морфологии культур мыс­
    лью о неизбежности духовного кризиса, который «охватывает весь европейско-американский мир»
    1
    . Каждой культуре присущ особый способ духовного угасания, но у этого этапа есть и общие симпто­
    мы. Цивилизация начинается в духовном смысле с переоценки всех ценностей: «перечеканивает все формы предшествовавшей культу­
    ры, иначе толкует их, иначе ими пользуется. Она ничего уже не порождает, она только дает новые интерпретации. В этом заключа­
    ется негативный аспект всех эпох подобного рода»
    2
    Причем речь идет не столько о внешних чертах, сколько о внут­
    ренней исчерпанности души, без остатка реализовавшей свои воз­
    можности. Для античности это состояние наступило в римскую эпоху. Для Европы, пишет О. Шпенглер, время заката придет через
    2000 лет. Культура и цивилизация различаются между собой как живое тело и мумия. Человек культуры живет внутренней жиз­
    нью, ощущая мир как судьбу. Человек цивилизации живет, в про­
    странстве, среди вещей и фактов. Первые симптомы исчерпаннос­
    ти души — отчужденность, практицизм, бездушность, рационализм, отсутствие живой религиозности. Человек цивилизации — это при­
    верженец культа духовной посредственности, любитель злободне­
    вных газетных новостей, заменяющий идеи — целями, символы — программами. Люди больше всего озабочены проблемами питания и гигиены, вопросы алкоголизма и вегетарианства трактуются с ре­
    лигиозной серьезностью.
    Когда жизнь культуры подходит к концу, а с нею угасают твор­
    ческий элемент, изобразительная сила и символика, то остаются «пу­
    стые» формулы, скелеты мертвых систем, которые воспринимаются как нечто бессмысленное, механически сохраняются или презира­
    ются и забываются людьми чуждых культур. Формулы, законы уже ничего не означают, ибо они не имеют плоти, которую им могло бы придать только живое человечество.
    Отказ от культуры совершается нагло и агрессивно. Человек не испытывает желания подняться до высот культуры, сделать уси­
    лие, чтобы ее понять. Он требует, чтобы все было выровнено до его унылого уровня, а всякая утонченность, изысканность и воспитан­
    ность объявляются ненужными излишествами. Таково грозное про­
    рочество О. Шпенглера о надвигающейся опасности заката Европы и Америки.
    '
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   38


    написать администратору сайта