Глава 18
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
ОТ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
ДО НАЧАЛА XX В.
»
Любая отрасль научного знания проходит довольно длительный, ложный, а иногда и драматичный путь развития. Общая концепция и руктура науки складываются постепенно, по мере расширения про- ранства исследовательского поиска и обобщения, накопления эм- ирического материала, понятийного аппарата и терминологии; при
Том иногда труд того или иного автора отвергается современника- и и лишь впоследствии оценивается по достоинству. Поэтому вряд
1И правомерно ограничивать историю науки и, в частности, культу- глогии формированием и развитием какой-то одной концепции, един- иснной точки зрения, напротив, необходимо максимально расши-
>| i ь поле исследования, осваивать и обсуждать различные подходы.
История культурологии насыщена великими именами деятелей
•льтуры. Их произведения приобрели всемирное значение и со-
.чнляют основну науки о культуре, они способствуют развитию
Ворческого мышления, расширяют диапазон познания, позволяют
Шутить пульс жизненной и интеллектуальной энергии ученых, пе-
>жить напряженность и трудность научной деятельности, радость
(in шания и боль забвения.
История культурологических теорий вводит в творческую лабо-
•торию научного поиска решений острых проблем развития миро-
Ьпн и отечественной культуры. Диалог с интересным и оригиналь
ным мыслителем обогащает духовный мир студента, открывает но-
!спекты познания культуры, расширяет горизонты общения.
Теперь' обратимся к наиболее значимым культурологическим
|()|)ИЯМ.
444
Глава 18. Развитие культурологической мысли...
18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения
Исследование культуры как целостного общественного явленЯ относится к периоду конца XVII — начала XVIII в., эпохе европеЯ ского Просвещения. Вера в безграничные возможности человечЯ кого разума, надежда на преодоление невежества, торжество гумаЯ ности, добра и милосердия — эти благородные идеи привлекав многих мыслителей. Во Франции их развивали Ш. Монтескье, В о Я тер, Ж.-Ж. Руссо, в Германии — Г. Лессинг, И. Кант, И. Г. ГердерЯ
Италии — Дж. Вико, в Северной Америке — Б. Франклин, Т. К у п Я
Т. Пейн. В России идеи просвещения и гуманизма были основ^ культурологического мировоззрения М. Ломоносова, Ф. Прокопович:
В. Татищева, Г. Сковороды, А. Радищева, Н. Новикова, М. Щербатов
Идеи гуманизма наполняли духовную атмосферу общества, пн никали в философию, литературу, искусство. Просветителей инг ресовала возможность духовного совершенствования человека, в имопонимания народов.
Дж. Вико— Значение Дж. Вико (1668—1744) для культур; основоположник логической науки настолько велико, что этого щ
культурологичес- аполитанского мыслителя вполне можно назвату кой мысли ее основоположником. Вико впервые осуществи; наиболее целостное и систематическое рассмо рение человеческой истории и культуры, попытался определить з! кономерности их развития. Его учение открыло новые возможное ти для понимания различных культур, ибо в нем содержалась арг ментация того положения, что каждое общество имеет сво; представление о реальности, мире, природе, самом себе, что истор' ческий опыт людей всегда отражается в языке, архитектуре, мифа, искусстве, праве, нравах и пр. Широкий спектр проблем, затронут в сочинениях Вико, не только дает основание считать его родон чальником культурологии, но и ставит ему в заслугу закладывани| основ сравнительной культурной антропологии, философии истЛ рии, сравнительной исторической лингвистики, эстетики, герменеи тики, социологии, юриспруденции.
Идеи мыслителя не получили широкого признания при его жив ни. Известный российский историк XIX в. Т.Н. Грановский назва!
Вико «одним из тех страдальцев науки от общественного неприя нания новых мыслей», которого только посмертно оценили по за^ лугам. Его главныйтруд «Основание Новой науки об общей прир: де наций», выходивший в 1725, 1730 и 1745 г. на родине автор
18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения 445 рлгое время оставался почти неизвестным за пределами Италии. lt-рвый перевод был опубликован в Германии в 1822 г. Издание 'редставляло сочинение Дж. Вико со значительными купюрами, до- адными упрощениями и сопроводилось критическими коммента- ш я ми переводчика. По мнению исследователей, оно не сделало Дж.
|ико более известным. В 1827 г. в Париже вышла книга историка
К. Мишлё «Рассуждения о системе и жизни Вико», и, хотя это был
1с перевод, а изложение концепции, именно она, как полагают, сыг-
•ла решающую роль в деле популяризации его идей.
Трудное шествие наследия Вико к освоению его европейской гу- кшитарной наукой завершилось весьма высокой оценкой: значение го идей сравнивают порой с коперниковским переворотом. Можно аметить близость взглядов неаполитанского мыслителя к мировоз- ронию широкого круга философов и историков прошлого: Гердера,
Монтескье, Тьерри, Гегеля, Фихте, Шлегеля, Коллингвуда, Маркса, Диль- ея, Хайдеггера и др. Установить степень влияния его произведений в их творчество не представляется возможным, но бесспорная бли- ость побуждает к проведению параллелей и аналогий.
Тексты Вико отличались особой сложностью. По мнению крупно-
> итальянского мыслителя XX в. Б. Кроче, трудности чтения текстов ико вызваны необычайной манерой философского дискурса, прояв- яющегося в запутанности ходов мысли, непривычной терминологии, о излишне сжатом, то
многословном изложении, переборе аллюзий и еявных предпосылок, в насилии над фактами, приводимыми автором ля подтверждения своих гипотез, однако все это, отмечает он, сбпро- ождается тонкой вибрацией мысли и множеством иных достоинств.
)чевиднб, наличие многочисленных архаизмов наряду с действитель-
1о новаторскими подходами к освещению истории и культуры дало снование другому итальянскому исследователю, Ф. де Санктису, на
нять главное сочинение Вико «Божественной комедией» науки, со- сржащей в себе обширный синтез прошлого и будущего, — синтез,
Ше полный обломков старого, но несущий в себе новаторский дух.
В то время как наука и философия того времени ориентирова- ись на познание окружающего мира, поиск заключавшейся в нем i i ины, Вико считал, что прежде всего нужно познать мир, создан
ий человеком, т.е. мир культуры. Для человека, утверждал Вико,
С гиной является только то, что сделано им самим, а то, что сделано м, и есть истина. Verum (истинное) и factum (сделанное), писал он, даимно конвертируемы. На основании этого гносеологического ринципа, отождествляющего истинное со сделанным, ученый ради-
|ально разделил действительность на два мира — мир природы, шпоренный Богом, и мир гражданский (мир культуры, мир наций),
446 Глава 18. Развитие культурологической мысли... созданный людьми. Тем самым Викр провел четкую границу межд; естественными науками, исследующими сравнительно неизменную] природу физического мира, и науками гуманитарными, которые изут] чают социальную эволюцию посредством эмпатического проникно* вения и для которых научно-критическое уточнение текстов — HeJ обходимое, но недостаточное условие сознания.
Для того чтобы познавать мир, созданный людьми, в его целост ности необходим союз философии и филологии, считал Вико. Хотя]
«философская мудрость» представлялась автору бесспорно истицу ной формой познания, он отдавал дань и поэтическому творчеству.i
Соответственно им были выделены две формы постижения мира:|
поэтическая и философская. Поэт интерпретировался как первый! мыслитель рода человеческого. По мнению Вико, именно чувства;? воображение позволили заложить основы человеческой культурыД
Фантазия, воображение были первыми способами освоения окру-i, жающей человека действительности. Продуктом этой первой чело-*] веческой умственной деятельности стали мифы, образы, символы,;; знаки. Мифы, как и вообще художественное творчество людей, яв-, лялись не пустой забавой, развлечением, а способом мышления для, целых народов. Вико обнаружил определенную последовательность в становлении культуры человечества: «первые народы, как бы дети Рода Человеческого, прежде всего основали Мир искусств; впоследствии Философы, появившиеся через много лет, следовательно, | как бы старики наций, основали мир Наук; тем самым Культура, была полностью завершена».
Вико ратует за целостный человеческий мир и пытается устра- ij нить пропасть, которая образовалась в рациональной философии между реальным человеком и его трактовкой как рационального существа. В подавляющем большинстве теорий того времени про
возглашался разум. Согласно Вико, сущность человека составляет |
мудрость как синтез воли и интеллекта, сознания и души. Его труд '
«Основания Новой науки об общей природе наций» имеет целью описать историю человечества, ее ход и векторы развития. Мысли- \
тель проводит логический анализ человеческой культуры, различ
ных ее форм и проявлений, с тем чтобы познать смысл истории вообще, а не той или иной конкретной эпохи. О прошлом человече
ства, справедливо замечает он, рассказывают не только дела людей, но и их мысли, идеи, объективированные в языке, преданиях, мифах.
Анализ человеческих идей в его книге есть способ, но не предмет исследования. Предметом исследования является мир наций, пост
роенный людьми. Этот мир представляет собой последовательную] смену эпох, составляющую некий цикл, после завершения которого
18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения 447 начинается следующий цикл, в котором обнаруживается повторе
ние того, что имело место в предыдущем цикле. Каждая эпоха са
моценна, ибо она имеет свою логику и собственное обаяние.
Идею циклизма нельзя считать собственным изобретением Вико.
Одним из его ближайших предшественников на этом пути в евро
пейской науке был Н. Макиавелли. Но для Вико, историка гораздо
|более значительного, нежели Макиавелли, характерно более обсто
ятельное и систематическое изложение этой концепции. Сам он также не приписывает себе в этом первенства, напротив, прямо называет некоторые авторитетные для него источники. Так, напри
мер, в Приложении он пишет, что «преклонялся больше, чем перед всеми другими, перед двумя учеными — Платоном и Тацитом»
1
, взгляды которых, лежали в русле циклических трактовок развития культуры. Вико ссылается также на М: Т. Варрона — автора уте
рянных сочинений о Римских Древностях, у которого была идея о трех Временах Мира
2
, на некоторые другие источники.
В
Книге первой, имеющей предваряющий характер, мыслитель упоминает древнюю.истину египтян, рассказанную, как он отмечает,
Геродотом: «Египтяне все время Мира, протекшее до них, сводили к
трем векам: первому — веку
богов, второму — веку
героев, тре
тьему — веку
людей»3, и это он принимает в качестве Основания
Всеобщей Истории, которую намерен создать. Таким образом, не
Вико является создателем концепции циклического развития исто
рии, его заслуга состоит в том, что он первым представил ее в систематизированном виде, а
также поставил ряд проблем, которые были творчески восприняты последующими мыслителями.
Вико придерживался в своих воззрениях на историю человечества
•мшкурейско-лукрециевых представлений, исходящих из. признания процесса постепенного развития человечества, начинающегося с пери
ода первобытности. По мере исторической эволюции формируются и сменяют друг друга различные эпохи. Сначала был «Век богов». О нем идет речь в
Книге второй «О Поэтической Мудрости». Люди ел ми выдумали себе богов, считает Вико, ибо верили, что все необходи
мые или полезные для рода человеческого вещи суть божества. По
пы-теологи основали языческие нации при посредстве мифов о бо-
Гах. Мифы, пишет Вико, были первыми историями языческих наций. И потому первая наука, которой нужно научиться, с тем чтобы познать прошлое человечества, — это мифология, т.е. истолкование мифов.
'
Вико Дж. Основания Новой науки об общей природе наций. М., 1994. С. 489.
2 См.: там же. С. 6.
1
Там же. С. 44. • ,
448 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
Следующая эпоха — «Век героев» обстоятельно рассматривав ся в Книге третьей «Об Открытии Истинного Гомера». Вико убе ден, что поэмы Гомера — неподражаемый шедевр, но породить могло только грубое, жесткое, «героическое» общество. В иные эп хи они не могли бы быть созданы, ибо своеобразие каждой проя ляется во всем возникающем и существующем в эту эпоху, и прежд всего в языке, правовых нормах, искусстве.
В Книге четвертой «О Поступательном Движении, соверша мом Нациями» говорится об «Эпохе Людей». Здесь же Вико ост навливается на анализе составляющих каждой из эпох и указывав на необходимую обусловленность языка, политики, права, нравов, и кусетва и пр. той эпохи, в которой они существуют. Приведем незначительными купюрами часть резюмирующего текста: «...«ХУК ветственно этому делению нации в постоянном и никогда не нар" шаемом порядке причин и следствий всегда проходят через три вид
1
Природы, и что из этих трех видов Природы вытекают три вид
Нравов, и что из этих трех видов Нравов вытекают три вида Ест ственного Права Народов, а соответственно этим трем видам Прав; устанавливаются три вида Гражданского состояния, т.е. Государств»
1
Далее Вико анализирует возникшие соответственно всем перечи ленным этапам развития общества три вида языков и столько ж' видов характеров, три вида юриспруденции, понимания Права и пр.
Последняя, Пятая, книга «О Возвращении Человеческих Веще при возрождении Наций» начинается с параграфа «Времена Второ
Варварства» — тем самым Вико сразу вводит нас в материал вт рого цикла, или второго круга развития истории. Эти времена лежал по его мнению, «в еще более глубокой тьме, чем времена Первог
Варварства»
2
. Здесь начинается анализ тех темных веков, в которы зародилась христианская религия, и по мере Естественного Поступа тельного Движения согласно логике истории вернулись «Времен поистине Божественные», т.е. начался новый виток развития наций
«За этими Божественными Временами последовали Времена Герои ческие, когда снова вернулось различение двух до некоторой степени отличных природ — Героической и Человеческой»
3
. Подтверждая установленную им логику развития истории, Вико обращается к при^ мерам, на этот раз уже не так детально иллюстрирующим этап
- прохождения этого нового цикла: наступил этап, когда «первые Хри стианские Короли основали Вооруженные Религии», «тогда поистине
1
Вико Дж. Основания Новой науки об общей природе наций.
2
Там же, С. 439.
3
Там же. С. 443.
18.1: Философия культуры эпохи европейского Просвещения 449 вернулось то, что называли pura et pia bella — "чистые и благочести
вые войны" героических народов»
1
. В каждом из времен Вико нахо
дит явления и процессы, подтверждающие повторяемость в истории.
Говоря о возвращении целого ряда вещей человеческих, он формули
рует свои суждения так, как будто «те же самые вещи снова верну
лись во времена последнего варварства»
2
. Вико приводит примеры такого рода возвращений в сфере права, собственности, форм прав
ления и пр. и предлагает «поразмыслить о тех параллелях, которые были проведены во всем настоящем Произведении на большом ко
личестве материала между первыми временами и позднейшими Древ
них и Современных ему наций»
3
. Эта связь древности и современно
сти подтверждает неустранимую преемственность человеческой куль
туры и ее целостность. И тогда, полагает он, окажется разъясненной история, но не отдельная и временная История Законов и Деяний
Греков и Римлян, а История, идентичная в уразумеваемой сущности и разнообразная в способах развития
4
. Такую историю ученый на
зывает идеальной историей вечных законов, «соответственно кото
рым движутся Деяния всех Наций в их возникновении, движении вперед, состоянии, упадке и конце...»
5
Некоторые объяснения Вико кажутся надуманными и неубеди
тельными; из приводимых им примеров ясно, что сходство вещей только кажущееся и что на самом деле речь идет о возвращении различного.
В связи с этим надо заметить, что Вико жил в эпоху, одной из отличительных черт которой было превознесение Порядка. При всей своей критической настроенности по отношению к рационалисти
ческой философии Декарта, мыслитель все же был человеком своего времени, и потому в его концепции закономерно присутствуют упо
рядоченность, последовательность и жесткие причинно-следственные связи. Вполне объяснима его оценка современного состояния евро
пейской культуры (напомним, начало XVIII в.!): «Ныне как будто зрелая культурность распространилась среди всех Наций»
6
, «повсюду
Христианская Европа блистает такой культурностью, что в ней изо
билуют все те блага, которые могут осчастливить человеческую жизнь мс менее телесным удобством, чем наслаждением ума и души»
7 1
Вико Дж. Основания Новой науки об общей природе наций. С. 440.
2
Там же. С. 444.
3
Там же. С. 459.
4
Там же. С. 460.
5
Там же.
6
Там же. С. 457.
7
Там же. С. 459.
I
s
Культурология
450
Глава 18. Развитие культурологической мысли...
Очень бегло Вико дал характеристику Индии, Китая, России, Пе сии, Турции, Японии, и здесь он тоже не удерживается от сравнени
«Император Японии проводит в жизнь такую Культуру, котора напоминает Римскую Культуру времен Пунических войн»
1
На протяжении всей «Новой науки» ученый упорно иллюстри рует совпадения явлений и причин, свидетельствующие о повтор» мости в культуре. Сменяя друг друга, эпохи подтверждают неут мимый ход времени. Естественное поступательное движение,
KOTOJ рое нации проделывают за свою жизнь, лишено у него какой-либ
J ценностной окраски, речь идет не о прогрессе или регрессе, а лиш о бесконечной эволюции истории. В рамках концепции цикличес
кого развития автор стремится доказать, что история не преследует* определенной цели, кроме цели сохранения рода человеческого, и не имеет конечного пункта, по достижении которого она должна буде прекратиться. Круговорот исторического процесса должен, соглас но Вико, выразить бесконечность движения человечества.
При всей закономерности движения наций, мыслитель все ж различает ряд регионов, которые «поступательного движения чел веческих гражданских вещей не проделали», — это Карфаген, Капу и Нуманция
2
. Тем самым его ход истории — не фатальная законо
мерность, а процесс, обусловленный рядом конкретных факторов,; определяющую роль в котором играет человеческая деятельность,:
1
Случаются падения целых народов из развитого состояния в дя*
кое. Это происходит, по мысли Вико, когда разум, опьяненный свои ми достижениями, впадает во власть абстракций. Утрата живых истоков жизни и мышления приводит культуру к гибели, к новому, варварству.
Каждая эпоха, описанная Вико, не просто конгломерат разнооб
разных явлений, сосуществующих, но никак не связанных между, собой, а некое единство, все части которого пронизаны одним oc-j ново'полагающим принципом и выражают одну главную ценность.'
Со сменой ценности соответственно приходит новая эпоха. Откры тие такой внутренней взаимосвязи и взаимообусловленности СО' ставляющих каждой эпохи нередко ставили в заслугу последующим культурологам (чаще всего Шпенглеру), между тем в истории ев
ропейской культурологической мысли основоположником этого подхода является Вико.
В «Новой науке» особое место отводится теории языка, посколь
ку именно в языке улавливается единство человечества. Язык преД-
1
Вико Дж. Основания Новой науки'об общей природе наций. С. 457.
2
Там же. С. 456.
18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения 451 тавляется вместилищем универсального, хранилищем бессознатель-
:ого и неформулируемого. Первым языком был жест, затем иерог- иифы и идеограммы. Следом за ними возник язык песен, перерос
ли позже в речитатив и прозаический язык. Согласно Вико, пес- я, обладая определенной композицией, ритмом и рифмой и выражая ркспрессивное состояние человека, лучше всего характеризует по
этический дух эпохи. Наряду с песней поэтическое творчество так
же является формой дологического и алогического познания. С
Ьоэзией прекрасно гармонируют мифы, которые правдиво и точно рассказывают о нравах далеких времен. Тем самым ученый отме
чает многообразие культурных форм постижения мира, не отдавая
Приоритета вербальному языку.
Последователи неаполитанского мыслителя'жили в другую эпоху, рыли очевидцами иных процессов и, продолжив начатый им ана
лиз истории, пришли к иным, на этот раз весьма неутешительным оценкам европейской культуры.
Концепция циклического развития Вико была творчески усвоена двумя нашими соотечественниками: историком, профессором Мос
ковского университета Р.Ю. Виппером (1859—1954) и социоло
гом ПА. Сорокиным (1889—1968).
В многочисленных трудах Р.Ю. Виппера присутствуют весьма обстоятельные разъяснения многих положений учения Вико, име
нуемого им «теорией исторического круговорота» и рассматривае
мого в качестве забытого исторического мировоззрения, которого придерживались гуманисты Возрождения, воззрения, противополож
ного теории прогресса. Но важно то, что мы находим подтвержде
ние влияния идей итальянского мыслителя на его собственную трак
товку истории, на объяснение динамики и закономерностей истори
ческого процесса. Взгляды Виппера в свое время расценивались как «несовпадающие с марксистскими», в пору всеобщего единоду
шия в них виделся «скрытый плюрализм». Однако сегодня ситуа
ция изменилась, и мы можем по достоинству оценить наследие это
го крупного ученого.
Другой последователь идей Вико, П.А. Сорокин, охарактеризо
вал его «Новую науку» как «первый систематический труд по соци
альной и культурной динамике»
1
. В предисловии к своему фунда
ментальному труду «Социальная и культурная динамика» ученый указал его имя среди тех «многих великих социальных мыслите
лей», чьему примеру он следовал. Сорокин выступал против иска
жений идей Вико, отстаивал ту их интерпретацию, которая казалась
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 178.
452
Глава 18. Развитие культурологической мысли... ему наиболее верной. Это касалось, в частности, вектора эволюции которую, по его мнению, не следовало понимать в виде спирал" прогресса или регресса, так как Вико не обозначал какой-либо на прерывной тенденции, по которой проходят вечные циклы.' Тем са мым Сорокин смело интерпретировал учение, неаполитанца в pycj ле своей теории, полагая, что «это скорее систематическая теори бесцельных циклов истории»
1
И. Г. Гердер: Рассмотрим более подробно культурологически' гуманность — взгляды немецкого ученого и философа И. Г. Гер основа культуры дера (1744— 1803).
Основная концепция культуры изложена им книге «Идеи к философии истории человечества», написанной период 1784—1791 гг.
2
. Она была переведена на многие языки мир и вскоре приобрела широкую известность. В России в числе чита: телей И. Г. Гердера были, в частности, историк Н. Карамзин и
Н. Гоголь, назвавший его величайшим зодчим мировой истории. ,]
Ученый полагал, что человек является высшим творением, чь предназначение состоит в развитии разума и духа гуманности. Этому! служат просвещение и воспитание, благодаря которым он стремит-] ся к нравственному совершенству. Роду человеческому суждено пройти несколько ступеней культуры, чтобы достичь гармонии чувств] разума, веры и справедливости; причем пока он находится лишь в начале своего пути, ибо еще слишком много невежества и преступ лений против гуманизма, писал И. Г. Гердер.
История свидетельствует о том, что развитие культуры — вовсе не прямая линия, в ней имеются повороты, обрывы и уступы. Чело веческие страсти превращают ее спокойное течение в водопад, уно-i сящий жизни людей.
Злостные преступления, кровавые войны, дес-i пот'изм и рабство, унижение достоинства человека, заблуждения и ошибки постоянно расшатывают культуру. Но она обладает необьь чайным запасом прочности и устойчивости. Под каким бы угло** ни поворачивал поток, культура не «уйдет в песок», не истощится и не исчезнет.
Человек должен стараться направлять движение жизни по пути гуманности, поскольку разум, гуманность, вера, справедливость —^ основа его существования. Всем людям надлежит поддерживать эти ценности, ибо на их гармонии покоится мироздание.
1
Сорокин ПА. Циклические теории социально-исторического процесса //
Россия и современный мир. Вып. 4 (21). 1996.
2 Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения 453
Особое значение имеет язык как средство общения между людь
ми. Гердер называл его «печатью нашего разума». Благодаря языку, рподи установили правила жизни и законы, передавали из поколе
ния в поколения знания, умения и навыки деятельности, создали
[Письменность. Язык и письменность — величайшие достижения культуры. Они дали импульс развитию наук и искусств, форм.прав
ления и законов, способствовали общению и взаимопониманию на
родов, скрепили человеческий род, усилили возможности передачи культурного наследия.
Высокое предназначение человека заключается в развитии со
чувствия и сопереживания, миролюбия и гуманности. Эти свойства проявляются в отношениях человека к природе, другим людям, к семье и обществу. i
Религия и вера — это «упражнение сердца» в нравственном совершенствовании, «наставница» человечества, подающая людям мудрый совет, утешение и надежду.
Однако приходится признать, замечал Гердер, что гуманность еще
Не овладела разумом и верой людей, не стала подлинным стремле
нием жизни. Вместе с семенами добродетели человек наследует и дурные нравы, жизненный пример миролюбия оказывается менее привлекательным, чем насилие и вражда. Подлинная гуманность — далекое будущее человечества-, к которому необходимо стремиться.
В истории культуры существуют народы-созидатели, которые ос
тавляют о себе прочную и добрую память. Их достижениями пользу
ется благодарное человечество. Ученый исследовал особенности куль
туры Вавилона и Ассирии, Индии и Китая, Египта и Греции. Его интересовали жизнь и национальные черты культуры многих, наро
дов Европы. С большой симпатией он писал о славянах, отмечая их миролюбие, гостеприимство, любовь к свободе. Славяне занимались земледелием, разводили скот, знали многие ремесла, торговали изде
лиями, умели плавить металл, изготовлять полотно, любили праздни
ки и веселье. История славянских народов не была безмятежной.
Они много страдали от иноземных нашествий, но всегда сохраняли национальные особенности своего характера и культуры.
Человечество обновляет культурный облик, сохраняя здоровье и благополучие душевных и телесных сил, радость жизни и доброже
лательность. Многообразие форм культурной жизни столь значи
тельно, что в будущем возникнет особая наука, посвященная иссле
дованию культурной «фйзиргномики человечества и составлению антропологической карты Земли».
Таковы общие контуры культурологических взглядов И. Г. Гер-
Дера. Достоинством его концепции является рассмотрение культу-
454 Глава 18. Развитие культурологической мысли... ры в ее целостности и многообразии. Весь человеческий род
Земле —г одна и та же порода людей. Все обладают разумом, исц тывают чувства, передают молодым поколениям язык и культур наследуют характер и образ жизни. Каждый народ имеет свою и торию, культуру и судьбу. Культурологические идеи ученого пр никнуты духом гуманности и оптимизма, верой в духовные сил человека. Многие мысли о равноценности культур всех народ современны, хотя они были высказаны почти 200 лет назад. Б идея о создании энциклопедии культуры всех времен и народ может увлечь специалистов разных наук.
18. 2. Эволюционизм как теория культуры
Общие идеи В середине XIX в. в европейской науке широк эволюционизма распространились идеи эволюционизма. Они о; о культуре ватывали исследования в биологии, этнографи антропологии, истории культуры. Центральным п нятием этого направления стало понятие
эволюции развития, пла ' ного накопления изменений, которые постепенно, от одной стадии другой, ведут к усложнению уровня организации в социальных ил иных системах.
Для понимания истории культуры идеи эволюционизма оказалисы весьма привлекательными, ибо дали возможность восстановить пр& емственную «связь времен», показать зависимость современности о;' прошлого. Опираясь на многочисленные факты из жизни народо эволюционизм обретал доказательность в своих выводах, столь ни обходимых в гуманитарных науках. Эволюционисты использовал дневники и наблюдения во время экспедиций, путешествий в различ ные страны мира, применяя при анализе истории культуры сравни тельно-исторический и историко-генетический методы. Это делал их сочинения увлекательным чтением не только для специалистов,*
Весьма плодотворными были и теоретические идеи эволюционистов
1. Единство человечества создает основу для всеобщности ег культуры как необходимого условия и способа жизнедеятельности;
2. При всем многообразии и самобытности жизни народов, куль туры состоят из общих элементов. Каждый народ имеет хозяй ственныи укл'ад жизни,
создает орудия труда, люди объединяются в семьи для продолжения рода, передают из поколения в поколени легенды, верования, обычаи и законы поведения, произведения ис кусства и нравственные нормы. Все это составляет культуру, кото-1 рая, имеется у всех народов как необходимый атрибут их бытия
18.2. Эволюционизм как теория культуры 455 сеобщность культурных форм человечества как субъекта культу-
Ы, деятельного и творческого ее создателя стала самой популярной
•деей эволюционистов. Куда бы ни направлялись экспедиции, всю-
|у они находили подтверждение этой идее: народы обнаруживали
Несходство культур в самобытных, но не главных чертах.
3. Все культуры не только равноправны, но и .равноценны, среди
1
их нет высоких или низких, достойных или презренных — каждая
Неповторима, уникальна. Этот вывод звучал гуманно и благородно.
4. Все культуры эволюционируют, развиваются, и народы нахо
дятся на разных ступенях или стадиях этого процесса. Вглядываясь и прошлое, можно воспроизвести путь культурных изменений, об
наруживая в настоящем многие связующие нити.
5. В Культуре ничто не умирает, ни одна ее ступень не отвергает
ся полностью. Она напоминает своеобразную «пористую» систему,
Вквозь фильтры которой то поднимаются, то исчезают различные
•лементы. Древние формы традиционной культуры используются и в последующие эпохи: народные методы врачевания подталкива
ет медиков к поиску местных лекарственных снадобий; способы ведения счета пригодны для обучения детей математике; знаком
ство с мифами и легендами обогащает духовную жизнь современ
ников, воплощается в произведениях искусства и литературы.
Эволюционизм придал новый импульс развитию культурологии: появилось огромное число исследователей культур разных народов,
[которые Посвящали свои работы эволюции религии, семьи, собствен
ности, морали и права. Важно подчеркнуть, что новое научное на
правление складывалось преимущественно на этнологической и ант
ропологической основах. В рамках этнологии начало свое стреми
тельное развитие изучение истории культуры народов и этносов.
Всемирную известность приобрели труды представителей шко
лы эволюционизма: англичан Г. Спенсера (1820—1903) и Э. Тайло-
1>1 (1832—1917), шотландца Д. Фрэзера (1854—1941), американца
Л. Моргана (1818—1881),-француза Ш. Летурно (1831 — 1902), нем
цев А. Бастиана (1826—1905) и Т. Вайца (1821 — 1864), и многих др.
В XIX в. популярность эволюционизма в России сопровождалась организацией научных обществ, изданием журналов и монографий.
В Русском географическом обществе было создано специальное от
деление по изучению культурной жизни народов России, проводи
лись этнографические экспедиции. Книги европейских ученых пере- иодились на русский язык через два-три года после их издания.
Идеи эволюционизма в России разделяли М.М. Ковалевский
[(1851 — 1916), Н.Н. Миклухо-Маклай (1846—1888), Л.Я. Штернберг
(1861 — 1927) и многие др.
456 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
Конечно, не следует идеализировать значение эволюционизма, концу XIX в. его популярность стала угасать. Появилось мног критических суждений по поводу прогресса в истории культуры, дв жения от простого к сложному. Но все это не могло заслонить умалить достоинств эволюционизма в обосновании культурологи
Его идеи приобрели особую актуальность в наше время, ког возникла настоятельная потребность в возрождении культуры, пр. одолении духовного кризиса, поиске истоков культурных явлени новом осознании ценности культур разных народов.
Э. Тайлор Рассмотрим более подробно культурологически об эволюции идеи английского ученого Э. Тайлора. Его фунд культуры ментальный труд «Первобытная культура» (1871 написан на основе анализа культур более 400 эт носов. Он переведен на многие языки и принес своему автору вс мирную известность.
В этой книге Э. Тайлор формулирует основные принципы куль,? турологии, исследующей культуру народов на различных стадия исторического развития. По его мнению, культура слагается из зн ния, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и нек, торых других способностей и привычек, усвоенных человеком ка членом общества. Явления культуры существуют у каждого наро да, что свидетельствует об общих законах их происхождения и раз вития. Как бы ни различались культуры народов, их объединяв общее сходство природы человека и обстоятельств его жизни. Эти
( объясняется единство человечества и обусловливается возможности взаимопонимания и диалога культур.
Все народы и все культуры соединены в один непрерывн развивающийся процесс. Эволюция происходит постепенно, когд один слой культуры накладывается на другой. Катастрофы, катак лизмы, скачки, революции губительны для нее. Это не означает что культура сопротивляется новаторству, открытиям, изобретена ям, гениальным произведениям. Но они постепенно включаются в ткань культурной жизни, приобретают известность и культурное значение.
Культуры подобны видам растений и животных, поэтому иссле дователь может систематизировать их, располагать эволюционны
ми рядами, выявлять повторяемость и устойчивость, ареалы распро
странения. Такой подход сближает методы естественных и гумани тарных наук.
1
Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1984. С. 21.
18.2. Эволюционизм как теория культуры
457
Постоянство и общее сходство культур позволяют заключить, что «весь мир — одна страна»
1
. При обращении к музейным кол
лекциям первобытной культуры обнаруживается поразительное сходство и повторяемость орудий труда, способов добывания огня, мифов о солнечном восходе, затмении, землетрясении, потопе, обы- иаев посвящения юношей, обрядов свадеб и погребений и т.д. Раз
личия
лишь подтверждают мысль о том, что народы находятся на разных ступенях или стадиях всеобщего пути.
Э. Тайлор подробно анализирует мифологию и тайноведение, обря
ды почитания и жертвоприношения, явления фетишизма и колдовства,
;Веру в магические силы и предсказания, запечатленные в традицион
ной культуре народов мира. Он называет их «рудниками историчес
кого знания», в которых отражаются древние обычаи и ритуалы. Мно
гие из них сохраняют свое значение и в современной культуре. К ним относятся обычай тостов за праздничным столом, употребление жребия в споре, астрологические календари и гороскопы, и пр.
Ученый уделяет особое внимание мифологии как памятнику ду
ховной культуры, историческому свидетельству о развитии твор
ческого воображения и человеческого познания. Миф содержит воспоминание о жизненных событиях, усиленное фантазией, вымыс
лом. Многие мифологические сюжеты являются источником вос
создания истории культуры народов.
Он исследует распространенный почти во всех древних культу
рах «анимизм» — наделение душой природы, общества и самого че
ловека. Рождение и смерть, расцвет и увядание, сон и бодорствова- иие, восход и закат связаны с существованием души. Первобытный анимизм, или «минимум религии», по мнению Э. Тайлора, оказывал влияние на поступки людей, удерживая их от зла, поощряя добро. На его основе возникали традиции и обряды, ритуалы и церемонии. По
читание и охрана водоемов, видов растений и животных, поклонение силам природы, запреты и заговоры, заклинания и тотемы свидетель
ствовали о многообразных формах духовного мира человека.
Историческая «Культура — общее усовершенствование челове- преемственность ческого рода, с целью одновременного содействия культуры развитию нравственности, силы и счастья челове
ка»
1
, — пишет Э. Тайлор. Он убедительно раскры
вает процесс перехода от одной стадии к другой на примере разви
тия материальной и духовной культуры. Общий прогресс развития цивилизации состоит в стремлении к благосостоянию человече-
'
Тайлор Э. Первобытная культура. С. 36.
458 Глава 18. Развитие культурологической мысли... ского рода. Однако изменения не всегда ведут к позитивным пер менам и прогрессу. История культуры характеризуется неравн мерностью развития, возможностью регресса, упадка, кризиса. И мерить прогрессивные или регрессивные изменения в культуре какой-то общей шкале — задача необычайно сложная.
Остановка и упадок в развитии культуры и цивилизации весьма частые явления в жизни народов. Разрушительные действй способны смести цивилизации отдельных стран, но не в силах и требить культуру всего мира. «Прогрессивное движение в культ ре, — приходит к выводу Э. Тайлор, — распространяется и стан вится независимым от судьбы своих начинателей»
1
. Благодаря пр цессу распространения культуры обычаи и изобретения дав" исчезнувших народов могут оставаться достоянием тех, кто их перй жил. «Цивилизация движется вперед, хотя возможны на ее пути о клонения и остановки. Но попятный путь противен ее природе»
2
, заключает Э. Тайлор.
Отстаивая идею прогресса, он уделяет особое внимание устой
чивости в культуре, исторической преемственности, передаче кул турного наследия от поколения к поколению. Ученый уподобля развитие культуры потоку, который, однажды, проложив свое ру ло, продолжает течение целые века.
Изучение истории человечества и древних форм его жизни я! ляется необходимой частью развития мировой цивилизации и должн занять соответствующее место в системе знаний о культуре. Эт>
знания имеют не только научный интерес, но и большое практичес! кое значение. Они показывают нам, в какой мере представления ; поступки современных людей являются продуктом тех явлени" которые возникли на ранних стадиях развития культуры.
Древнейшая история человека жива в настоящем и оказывает: влияние на многие стороны повседневной культуры. Именно по! этому исследования прошлого должны простираться до самых глуч боких слоев культуры, которые помогут более полно представит! современное развитие материальной и духовной жизни, ее достоин ства и утраты, взлеты и падения, регресс и прогресс.
Э. Тайлор возлагает большие надежды на науку о культуре;
«Одновременно способствуя прогрессу и уничтожая препятствие на пути к нему, наука о культуре является наукой преимущественна преобразующей»
3
' Тайлор Э. Первобытная культура. С. 44.
2
Там же. С. 64.
3
Там же. С. 508.
18.3. Проблемы культуры в «философии жизни» 459
Эволюционизм внес значительный вклад в теоретическое обо
снование культурологии как науки. История культуры человече
ства предстала в единстве и многообразии, что дало импульс к раз
битию сравнительной культурологии, к поиску общих и самобыт
ных явлений различных эпох.
18. 3. Проблемы культуры в «философии жизни»
«Философия жизни» — направление в западно-европейской философской мысли, сложившееся в последней трети XIX в. в
Германии. Для него характерен резкий протест против панлоги- ческого усечения мироздания, гипертрофировавшего рассудочность
И абстрактный рационализм, которые оказались во многом несос
тоятельными перед запросами времени. В рамках этого направле
ния была выдвинута идея о том, что философия не должна опирать
ся исключительно на естественные науки при построении карти
ны мироздания, что следует отдать приоритет художественному нидению, которое в большей степени, чем точные науки, способно запечатлеть изменчивость мира, движение самой жизни. Кроме того, было обращено внимание на человека, его реальные жизнен
ные проблемы. В целом «философия жизни» может рассматри
ваться как реакция на рассудочный век Просвещения, главным пафосом которой было противопоставление разуму сил самой жизни, иррациональных и недоступных для рационального осмыс
ления. • '•.;.;
Его представители ставили перед собой задачу построения цело
стного миропонимания, опираясь исключительно на понятие «жизнь»; с помощью этого понятия создавалось
представление о мире как о чем-то целом, о способах его постижения, о смысле человеческой жизни И тех ценностях, которые придают ей этот смысл. Исходя из юга, что жизнь человека — это ценность, ее рассматривали только с позиций полноты жизненного проявления. В силу того что поня
тие жизни довольно расплывчато, возникли различные его интер
претации: биологические, психологические, культурологические. По
скольку рассматриваемое направление — иррационалистическое мировоззрение, особую привлекательность в нем получили нера
ционалистические формы познания мира, во многом близкие вос
точному мироощущению.
«Философия жизни» оказала огромное воздействие на европей
скую культуру и самосознание в XX в. Это направление представ
лено именами Ницше, Дильтея, Шпенглера, Бергсона, Зиммеля.
460 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
Ф. Ницше и его Наиболее крупным представителем, который зал
«философия жил фундамент «философии жизни» и дал проло. жизни» к новой культурно-философской ориентации, яв, ляется Ф. Ницше (1844—1900). Мир жизни едим целостен, вечен, утверждал он, что не-означает его стабильности, а! напротив, предполагает вечное течение, становление, возвращение
В учении Ницше получила .негативную оценку концепция «дву миров», свойственная многим течениям философии не только про! шлого, но и настоящего времени. «Делить мир на "истинный"'J
"кажущийся", •— утверждал мыслитель, — все равно, в духе л христианства или в духе Канта (в конце концов коварного хрис; тианина), — это лишь внушение decadence — симптом нисходя,
щей жизни...»
1
. "Кажущийся" мир есть единственный: "истинны мир" только прилган к нему...»
2
В рамках этого исходного пред ставления о мире философ рассматривает познание, истину, науку искусство и в конечном счете культуру в целом.
В своей ранней работе «Рождение трагедии, или Эллинство пессимизм» (1872) Ницше обращается к анализу античной культу ры, при этом трактуя искусство как то, что является полнокровны воплощением и проявлением подлинной жизни, стихийным, ниче не детерминируемым, кроме воли и инстинктов художника, процес
сом жизнеизлияния. Искусство возникло раньше науки в историй человечества, и благодаря ему «...только как эстетический феномен- бытие и мир оправданы в вечности». Обращение к античной куль
туре необходимо философу для того, чтобы понять современную; ему культуру, особенность которой в ориентированности на наук и, по его убеждению, в глубокой враждебности жизни. Мыслитель объясняет это тем, что культура теперь опирается на схематизиру ющий разум, глубоко чуждый инстинктивной в своей основе жиз ни. Он предлагает отказаться от созданного философией Нового времени культа науки и научной истины, поскольку мир в резуль тате «упорного прогресса науки» явился нам как итог множества заблуждениц и фантазий, которые наследуются человечеством ка скопленное сокровище всего прошлого.
В этой же работе получают дальнейшее развитие идеи аполло- нического и дионисического начал, присутствовавшие ранее в тещ
стах Гёте, Шеллинга, романтиков. Они рассматриваются как прин
ципиально различные фундаментальные силы: действующие, актив
ные, и противодействующие, реактивные. Прорывающиеся из самой
1
Ницше Ф. «Разум» в философии // Ницше Ф. Соч. В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 57И
2
Там же. С. 569.
18,3. Проблемы культуры в «философии жизни» 461 природы
«без посредства художника-человека» дионисическое и аполлоническое начала проявляются как художественные силы, в которых «художественные позывы этой природы получают бли
жайшим образом и прямым путем свое удовлетворение»
1
. В европей
ской культуре философ видит продолжение традиций куль
туры античной. Дионисическое искусство становится для него сво
еобразным символом жизненности, Ницше, надеется на его воз
рождение. Эти воззрения пришлись по вкусу художникам, следу
ющим идеям Ницше, что выразилось в выявлении и усилении при
родного, стихийного, неорганизованного начала в творчестве рубежа
XIX—XX вв.
С христианизацией Европы Ницше связывает появление ниги
лизма и декаданса. Отвержение христианского Бога у Ницше — это, по сути, выступление против европеизма. Иначе оценивает он богов иных культур. Так, например, он считает, что арийский бог, который в Древней Индии помог первочеловеку создать «Законы
Ману», во много раз превосходит христианского Бога, ибо способ
ствует идее мощи, жизненной силы, идее существования. В автобио
графическом «Ессе Homo» об иудео-христианском Боге сказано так: «Понятие "Бог" выдумано как противоположность понятию жизни — в нем все вредное, отравляющее, клеветническое, вся смер
тельная вражда к жизни сведены в ужасающее единство!»^ В вос
точных религиях Ницше видит иные ориентации и потому противо
поставляет их христианству: «Совершенно с противоположным чувством я читаю книгу законов
Many, произведение, несравнен
ное в духовном отношении; даже
назвать его на одном дыхании с
Библией было бы грехом против
духа»3. Характерно, что его вни
мание с юности привлекал образ перса, это способствовало появле
нию сочинения «Так говорил Заратустра». Заметим, что мыслителя привлекал не реальный, а древний Восток, скорее литературный, ус
ловный.
В философии Ницше снят дуализм души и тела. «Является реша
ющим обстоятельством, чтобы культура начиналась с
надлежащего места —
не с души... надлежащее место есть тело, наружность, диета, физиология»
4
. Провозглашение единства души и тела ставит
ся им в заслугу античности: «Греки остались поэтому
первым кулъ-1
Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Соч. В 2 т.
1. М., 1990. С. 63.
2
Ницше Ф. Ессе Homo // Ницше Ф. Соч. В 2 т. Т. 2. С. 768.
3
Там же. С. 683.
4
Ницше Ф. Сумерки идолов, или Как философствуют молотом // Ницше Ф.
.ч. В 2 т. Т. 2. С. 622.