Главная страница

Культурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.. Солонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган


Скачать 2.31 Mb.
НазваниеСолонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган
АнкорКультурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана..pdf
Дата05.03.2017
Размер2.31 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаКультурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана..pdf
ТипУчебник
#3400
КатегорияИскусство. Культура
страница25 из 38
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   38
Запад и Восток Понятия «Восток» и «Запад» не имеют четко оп­
ределенного смысла. Чаще всего под «Востоком» понимают Азию, а под «Западом» — Европу и Северную Америку.
Различие между Востоком и Западом интересует культурологию

13.4. Региональная типологизация культуры 303 как различие между двумя типами культур. В том, что культура
Востока и культура Запада имеют специфические особенности, со­
мневаться не приходится. Многим людям на Западе восточная куль­
тура кажется непонятной и экзотичной, а представители восточной культуры нередко смотрят на западную с недоумением и неодоб­
рением. Но различия между этими культурами скорее интуитивно улавливаются, чем логически строго формулируются и обосновывав ются. О чертах, отличающих их друг от друга, можно говорить лишь с большей или меньшей долей условности. Во-первых, потому что культуры эти неоднородны по своему содержанию, и если характе­
ризовать их обобщенно, отвлекаясь от специфики включенных в них национальных культур, то такая характеристика будет весьма бедной. Во-вторых, потому что восточная культура неоднородна в гораздо большей степени, чем западная: есть Восток буддийский,
Восток мусульманский, Восток арабский; существует большая разни­
ца в образе жизни народов таких стран, как Индия, Китай, Япония,
Иран, тогда как культура Запада объединяется одной религией — христианством (хотя и распадающимся на целый ряд различных вероисповеданий),.и несходство в образе жизни между западными странами не столь разительно, как на Востоке. Поэтому В.М. Алек­
сеев называл культуру Востока «горизонтальной», а Запада — «вер­
тикальной».
В течение долгого времени проблема «Восток — Запад» рас­
сматривалась преимущественно с позиций европоцентризма. Раз­
личие между восточной и западной культурами усматривалось в том, что Восток просто отстал в своем культурном развитии от
Запада. В настоящее время этот взгляд уже не кажется столь оче­
видным, как прежде. Стало ясно, что развитие культуры в различ­
ных регионах идет разными путями. С этой точки зрения Восток и
Запад — это не расположенные одна над другой ступеньки куль­
турного прогресса, а две мощные ветви человеческой культуры, раз­
вивающиеся одновременно, но по-разному. В необъятной литерату­
ре, посвященной специфике национальных и региональных культур, высказываются разные, нередко несовместимые и противоречащие друг другу суждения о чертах и особенностях западной и восточ­
ной культуры.
Многие исследователи отмечают, что на Востоке и на Западе преобладают разные типы мировоззрения. Восточное мировоззре­
ние строится на самоизоляции человека от внешнего мира и уходе его во внутреннюю, духовную жизнь; западное, наоборот, нацелива­
ет человека на познание внешнего мира и активное воздействие на него. Для Востока характерно пассивное подчинение человека «всеоб-

304 Глава 13. Этническая, национальная и региональная типологизация культур щей жизненной силе», выступающей как божество, для Запада — самодеятельность человека. Восточная культура «утверждает только бесчеловечного Бога», а западная «стремится прежде всего к исклю­
чительному утверждению безбожного человека» (Вл. Соловьев).
В западной философии на первом плане — идея бытия, в вос­
точной — идея небытия. Истинное знание в восточной философии мыслится невыразимым в словах, тогда как западная философия в ее классических формах проникнута стремлением мыслителей по­
стичь и сформулировать истину. Восточная культура ценит глубо­
комысленное молчание, сосредоточенное погружение в себя (меди­
тацию). Восточные мудрецы завоевывают признание не столько блестящими проповедями или трактатами, сколько примером лич­
ной жизни. Западная же культура более словоохотлива, а для вос­
точного человека даже чрезмерно болтлива. В ней от мыслителя, мудреца, учителя требуются, прежде всего, владение даром слова, ораторское мастерство, остроумие, умение убеждать.
Восточная логика, в отличие от западной, не требует соблюде­
ния закона исключенного третьего (поэтому, между прочим, Восток не был особенно озабочен выбором между политеизмом и моноте­
измом). «Восточный склад ума резко отличается от западного. По­
следний требует логического развития мысли, при котором отдель­
ные положения или силлогизмы следуют один за другим в опреде­
ленной связи, делая понятной новую мысль или аргумент. Восточный ум пренебрегает этой манерой мыслить, считая ее медленной и не­
артистичной. Он предпочитает путь поэтических оборотов речи и смены фантастических образов. Избрав этот путь, ум не нуждает­
ся в промежуточных посылках. Тонкие неуловимые изгибы мысли, как бы по мановению волшебного жезла, приводят его сразу к но­
вому яркому представлению, до которого он никогда не мог бы дойти путем холодного логического рассуждения»
1
Наука на Востоке вплоть до последнего времени далеко отста­
вала от западной и только в XX столетии стала преодолевать это отставание. В течение долгого времени среди наук на Востоке цен­
тральное место занимали, Главным образом, практические отрасли, в особенности медицина.
Восточное искусство по сравнению с западным более возвышен­
но и изящно, менее реалистично и утилитарно; в нем больше симво­
лизма, недосказанности, таинственности. Возникающие с XIX в. в европейском искусстве модернистские веяния в определенной мере обязаны своим происхождением влиянию Востока.
1
Макгован Дж. Китайцы у себя дома. СПб., 1910. С. 51.

13.4. Региональная типологизация культуры 305
Восточному искусству свойственна высокая степень условности, что затрудняет его понимание для тех, кто не посвящен в культур­
но-исторические традиции, на фоне которых оно сложилось. Надо знать особенности распространенных среди народа религиозных представлений, чтобы оценить художественные достоинства индий­
ских гимнов, восходящих к древним ведическим текстам, символи­
ку рисунков на старинных китайских шелках, прелесть масок мон­
гольского монастырского праздника Цам. Очень велика роль услов­
ности в национальных театрах Востока. Она пронизывает и классический японский театр Но, в котором на сцене в условных пластических формах разыгрываются видения, рождающиеся в вооб­
ражении героя; и китайскую оперу, где почти нет декораций, а место и время действия обозначаются мелодиями; и индийский театр Кат- хакали, в котором строго определенный смысл имеют позы, жесты и грим актеров; и ночные спектакли индонезийского театра тецей с его фигурками, чьи облик и жесты заданы вековыми традициями.
Прославленные шедевры восточной скульптуры и архитектуры отличаются яркой декоративностью, утонченностью форм, тщатель­
ной проработкой деталей. Таковы, например, ювелирные украшения индийской работы из золота и драгоценных камней или китайские изделия из фарфора и слоновой кости. Скальные храмы Эллоры в
Индии, создававшиеся в течение нескольких столетий, — порази­
тельный пример того, сколько труда требуется для создания произ­
ведений, воплощающих восточные идеалы красоты: так, храм Кай­
ласа весь — от высокого цоколя с изображениями слонов и львов в натуральную величину до пирамидальных башен — вырублен из монолитной скалы и являет собой сооружение, которое выглядит как скульптура.
В традиционных жанрах восточной живописи нет ни прямой, ни обратной перспективы. Картины не имеют ясно выделенного центра, в них не фиксируется точка зрения, с которой они написаны. Худож­
ник как бы растворен в изображенном им мире — у него нет в нем определенного места. В классической поэзии Китая и Японии авторы тоже избегают выражать или даже как-то обозначать свою личность.-В стихах вообще почти полностью отсутствуют личные местоимения, а глаголы употребляются так, что трудно однозначно определить признаки субъекта. При точном переводе этих стихов на европейские языки пришлось бы обходиться без слов вроде «я»,
«ты», «мой», «тебе» и все глаголы ставить в инфинитиве, но подобное
«безличное» выражение чувств было бы малопонятно европейцам.
Различие между восточным и западным искусством можно про­
иллюстрировать таким примером. Почти одновременно (с разни-

306 Глава 13. Этническая, национальная и региональная типологизация культур цей около 20 лет) художники Эйтоку в Японии и Микеланджело в
Италии получили заказы на большие работы: первый — украсить стену дворца, второй — расписать плафон Сикстинской капеллы.
Микеланджело разделил широкую площадь потолка капеллы на несколько частей иллюзорными архитектурными переборками. На каждой из этих частей он создал замкнутую композицию, окружен­
ную рисованой каменной рамой. Герои его композиций — сильные, яркие личности* которые отчуждены одна от другой, даже когда они тянутся навстречу друг другу, как Адам к Саваофу. А японский художник на всей плоскости дворцовой стены, несмотря на то что она была,расчленена столбами и горизонтальными балками, изобра­
зил раскидистую искривленную сосну с пышной кроной. Огромное дерево включает дворец в природную среду и символизирует неотде­
лимость человеческих дел от жизни природы. Его могучий ствол — это как бы ствол единого национального родового тела, обобща­
ющий образ японского народа в целом. В противоположность западному индивидуализму здесь выступает на первый план идея общности, единства людей (контраст между индивидуализмом и кол­
лективизмом проявился в данном случае и в организации твор- ческой деятельности: Микеланджело расписывал Сикстинскую ка­
пеллу один.в течение четырех лет, — тогда как Эйтоку работал вместе с группой своих учеников)
1
В восточном искусстве нередко исчезают привычные для евро­
пейцев границы между видами искусства. Специфическим син­
тезом живописи, графики, поэзии и каллиграфии является тради­
ционное китайское «искусство кисти»: здесь и лаконичный, тон­
кий рисунок, и изысканно выписанные иероглифы, и цоэтическое воображение сливаются в творимый с помощью одного инстру­
мента— кисти — целостный художественный образ.
В этических установках Востока заметна тенденция к созерца­
тельности, консерватизму, аскетизму, тогда как западная этика боль­
ше нацелена на активностей либеральность, эвдемонизм и утилита­
ризм. Результаты психологического тестирования свидетельству­
ют, что в странах Востока — Индии, Китае, Японии — выше, чем на
Западе, показатели интроверсии (населению более свойственны замкнутость, скрытность, сдержанность в общении) и конформизма
(более распространены следование принятым нормам, желание быть
«как все»). Характерно, что жителям этих стран европейский обы­
чай здороваться с рукопожатием кажется диким: как можно пожи-
1
Штейнер ЕС. О личности, преимущественно в Японии и Китае... //Одис­
сей. Человек з истории. М., 1990. С. 46—47.

13.4. Региональная типологизация культуры 307 мать руку чужого человека! Уходящие в древность традиции и распространенная на Востоке религия ислама значительно ограни­
чивают участие женщин в публичных делах (даже в театре жен­
ские роли, как правило, исполняются актерами-мужчинами).
Восточная культура более склонна к «нормативной избыточнос­
ти», тогда как западная — к «нормативной недостаточности». Для
Востока характерны строгость поведенческих регулятивов, уваже­
ние к обычаям и традициям, церемониальносТь социальных контак­
тов. Для Запада же — большое разнообразие и лабильность норм социального поведения, стремление к социальному творчеству, пред­
приимчивость, ускоренный темп жизни, ведущий ко все большему сокращению и упрощению всякого рода ритуальности, к более быс­
трому расшатыванию традиций. Основа восточной культуры — традиция, и поэтому идея прогресса, столь значимая для Запада, не вызывает на Востоке особого энтузиазма. Новации принимаются там обычно лишь тогда, когда они как-то укладывается в приемле­
мые с точки зрения старых традиций формы. В Японии во вполне современных финансово-промышленных корпорациях царит атмо­
сфера большой патриархальной семьи. В арабских странах работа учреждений и предприятий строится так, чтобы мусульмане могли исполнять все предписанные исламом обычаи, обряды, молитвы. На
Западе же, наоборот, обычаи, традиции, нормы поведения быстро перестраиваются, если это необходимо для того, чтобы идти в ногу с техническим или социальным прогрессом. Динамизм западного образа жизни резко контрастирует с инерционностью восточного общества, замедленным темпом его развития.
Причины, вызвавшие возникновение различий между восточной и западной культурами, разнообразны.
Во-первых, это разница в природных условиях. Ницше пиеал, что Восток — регион континентального тропического климата, для него характерны крайние противоположности: резкая смена дня и ночи, жара и блеск цветов, быстрота наступления непогоды, расточи­
тельное переливание природы через край изобилия; на Западе же — ясное, но не сияющее небо, чистый (так было при Ницше!), почти не изменяющийся воздух, прохлада, иногда даже холод.
Во-вторых, разница в динамике социально-экономического раз­
вития общества: замедленные темпы его на Востоке обусловле­
ны не только обширностью территорий, затрудненностью торгово- экономических связей между ними, но и длительным существова­
нием больших имперских систем, в которых общая для нескольких народов власть препятствовала их самостоятельному развитию.

308 Глава 13. Этническая, национальная и региональная типологизация культур
В-третьих, разница в характере межкультурных контактов: в западном мире — постоянная перекличка этнических культур, внима­
ние к опыту, накопленному в других культурах, готовность усваивать его, вбирать в себя лучшие достижения других культур (именно такая интенсивность межкультурных контактов, в значительной мере опи­
рающаяся на религиозное единство западного мира, и обеспечила быс­
трое развитие культур западных народов); на Востоке, наоборот, — наличие нескольких сосуществующих религий, замкнутость этниче­
ских культур, слабость взаимообмена между ними.
Несмотря на различия, существует определенный параллелизм культурного развития Востока и Запада. Так, по мнению востокове­
дов (хотя и не совсем единодушному), Восток, как и Запад, имел свой Ренессанс, который выражался, разумеется, в специфически восточных формах. Установлено совпадение ряда художественных канонов в восточном и западном искусстве, например в античной, византийской, индийской, тибетской живописи и скульптуре идеа­
лы человеческой красоты строились на одних и тех же икономет- рических пропорциях (размах рук равен росту, лицо равно длине кисти, и т.д.). Есть любопытное сходство в развитии философских идей (у Гераклита и Хуэй Ши, Зенона и Гуньсун Линя и т.д.), в содержании художественных произведений (например, у Горация и
Лу Цзы, жившего тремя веками позже).
Существуют два противоположных взгляда на проблему взаимо­
действия культур Запада и Востока. Один из них выражен в из­
вестном стихотворении Киплинга: «Запад есть Запад, а Восток есть
Восток, и с места они не сойдут»; другой сформулирован Гете: «Мыс­
ли мудрой быстрым током свяжем Запад мы с Востоком». В на­
стоящее время стало почти общепризнанным, что взаимодействие западной и восточной культур необходимо и полезно для культур­
ного прогресса человечества. Однако это взаимодействие не озна­
чает исчезновения всех различий между ними. Примером может служить опыт Японии.
Особое место на стыке Востока и Запада занимает Россия. Она, в сущности, вынуждена решать проблему диалога двух различных со­
циокультурных миров как проблему своей внутренней политики.
Север и Юг Наряду с проблемой «Восток — Запад» в после­
днее время все большую важность приобретает проблема «Север — Юг». Под «Югом» понимается социокультур­
ный мир народов субтропического пояса — африканского конти­
нента, Океании, Меланезии. Народы, живущие севернее, образуют социокультурный мир «Севера», в котором ведущую роль играет

13.4. Региональная типологизация культуры 309 западная культура. Географические границы между Севером и Югом трудно четко определить. Мир Юга частично пересекается с миром
Востока и противопоставляется, главным образом, миру Запада.
Наиболее отчетливо его специфика выступает в образе жизни або­
ригенов тихоокеанских островов и «черной» Африки.
«Южный» регион — это прародина человечества: современные антропологи склоняются к признанию моноцентрической теории происхождения человека, согласно которой человеческий род ведет начало от живших на африканском континенте 3—4 млн лет назад предлюдей. Природные условия — богатство флоры и фауны, поз­
волявшее добывать необходимое количество пищи собирательством и охотой, теплый климат, избавлявший от необходимости тратить много труда на изготовление одежды и строительство жилищ, — не требовали от южных народов развития форм материального про­
изводства, характерных для более суровых зон земного шара. Их культура в течение тысячелетий транслировала от поколения к поколению один и тот же, мало изменявшийся объем знаний и традиций, обеспечивавших жизнь людей на основе примитивного, но хорошо приспособленного к естественной среде хозяйства. Ког­
да-то этот тип экономики и культуры вывел Юг на лидирующее место в развитии человечества. На территории Африки возникла одна из первых и самых могущественных держав древности —
Египет; южнее его существовали Нубийское царство, древняя Эфи­
опия и другие государства. Однако свойственная южному типу хо­
зяйственно-культурной жизни застойность способствовала превра­
щению Африки и островов Океании в колонии европейских госу­
дарств. Попавшие в колониальную зависимость от европейцев народы Юга лишь в XX в. стали освобождаться от нее и создавать самостоятельные государства. Движение за независимость вызва­
ло у них бурный подъем национального самосознания и стремле­
ние защитить, утвердить и возвысить достоинство своей самобыт­
ной культуры.
К настоящему времени население Юга составляет около 1 млрд человек. Этнический состав его чрезвычайно разнообразен: в нем насчитывается несколько тысяч различных этнических групп — племен, народностей, наций.
Повсюду сохраняются древние местные языческие религии. Боль­
шую роль в организации жизни играют традиционные формы ми­
фологии и магии, включающие в себя древние верования в духов, шаманство и колдовство, преклонение перед идолами и фетишами.
Распространены представления о происхождении родов от живот­
ных предков. Роды нередко носят названия тотемных животных

310 Глава 13. Этническая, национальная и региональная типологизация культур
(слона, змеи, льва, обезьяны и др.). Считается, что умершие сороди­
чи оказывают влияние на жизнь своих потомков. В честь умерших совершаются обряды, им приносятся жертвы. Важное место зани­
мают ритуалы инициации: юноши и девушки подвергаются испыта­
ниям, иногда весьма суровым, после которых они становятся полно­
правными членами общества. Вместе с тем у южных народов рас­
пространены буддизм, ислам и христианство.
Искусство народов Юга отличается экспрессией — бурным, страстным выражением эмоций. Это особенно чувствуется в му­
зыкально-танцевальном искусстве, которому исполнители обычно отдаются самозабвенно, вовлекаясь всем свои существом в ритми­
ку и пластику движений, часто имитирующих повадки различных животных. В изобразительном искусстве преобладают яркие крас­
ки, острые, угловатые формы, гротескное подчеркивание характер­
ных признаков животных, людей, мужских и женских фигур. Уди­
вительно разнообразно украшается человеческое тело — татуиров­
ками, прическами, изделиями из перьев, кости, дерева. Замечательны африканские маски. Нередко человеческие черты сочетаются в них с анималистическими деталями — пастью гиены, рогами анти­
лопы, клыками кабана и т.д. Прекрасными образцами старинного негритянского искусства являются терракотовые и деревянные скульптуры, относящееся к XIV—XV вв. («искусство Ифе» — по названию нигерийского города, в районе которого они найдены).
Они изображают царей в коронах из жемчуга, с типичными для африканской пластики удлиненными лицами и укороченными ту­
ловищами. Как музыка и танец, так и живопись и скульптура про­
никнуты магической символикой. Скрытый смысл ее понятен толь­
ко посвященным. Что именно означают те или иные произведения и их отдельные элементы, знают иногда лишь прошедшие инициа­
цию члены рода или шаманы. Следует заметить, что у южных наро­
дов изобразительное искусство является исключительно делом муж­
чин. Женщинам, как правило, запрещается даже прикасаться к мас­
кам и другим ритуальным предметам.
Обычаи южан и северян во многом различаются. Туристы в
Африке нередко возмущаются, когда видят, как женщина несет за спиной ребенка, на голове — корзину, в руках — огромные сумки, а рядом с нею вышагивает ее муж, не обремененный ничем. Им в голову не приходит, что африканские негритянки, особенно в сель­
ской местности, гордятся своей силой и выносливостью и всякую попытку помочь им сочли бы для себя унизительной и обидной.
Русский турист рассказывает, как шокировало его поведение афри­
канцев в кинотеатре: когда на экране показывалась атомная бом-

13.4. Региональная типологизация культуры 311 бардировка и люди корчились в муках, в зале раздались аплодис­
менты. Однако оказалось, что так зрители в соответствии с народ­
ными традициями выражали сочувствие страдающим, стараясь сво­
им энтузиазмом облегчить их муки.
Острые междоусобицы на этнической и религиозной почве со­
трясают государства, возникшие на месте прежних колоний. Но вместе с тем постепенно получает все большее распространение мысль о культурной общности, объединяющей народы Юга. В наи­
более развернутом виде эта мысль воплотилась в негритюде — распространенном на Юге направлении общественной мысли, ут­
верждающем исключительность исторических судеб Африки и
особую роль негритянской культуры в развитии человечества.
Негритюд — сложное и противоречивое явление. В религиозном движении растафари, которое зародилось на Ямайке и затем рас­
пространилось в Эфиопии и других странах Африки, среди цветного населения США, Канады и бывших британских колоний, он принял форму открытого «черного национализма». Сторонники растафари говорят о превосходстве черной расы над белой и предрекают, что она будет властвовать над всем миром. Они признают Библию сво­
ей священной книгой, утверждая, что она первоначально была напи­
сана на амхарском (т.е. эфиопском) языке и затем белыми был сде­
лан ее искаженный перевод. На самом деле, утверждают они, в Вет­
хом Завете речь идет не о древних евреях, а о неграх. Христианство же — это обман. Приверженцы растафари обожествляют Хайле
Селассие, императора Эфиопии, умершего в 1974 г., считая его месси­
ей, а столицу Эфиопии Аддис-Абебу — святым Сионом.
Одним из главных лозунгов растафари является призыв возро­
дить древнюю африканскую культуру, задавленную 400-летним пребыванием Юга в рабстве у народов Севера, но несущую в себе
«глубинную правду». Нам, утверждает негритянский проповедник
Гарви, человечество обязано цивилизацией, которую европейцы по­
хитили из Африки: «Мы на берегах Нила занимались искусством, наукой, а они в Европе еще спали в пещерах и пили человечью кровь». Путь к возрождению африканской культуры — раскрепо­
щение сознания, поиск корней, почвенничество, борьба за чистоту истинно негритянского образа жизни. Традиции древнего негри­
тянского искусства раз.виваются в художественном творчестве де­
ятелей растафари — в поэзии (Орландо Уонг), живописи (Осмонд
Уотсон), графике (Рас Дэниэл), скульптуре (Рас Кэньют), музыке
(большое число композиторов и исполнителей джаза, блюза, ска, диско и других стилей негритянской музыки, начавшей входить в моду в 1920-х гг. и ставшей особенно популярной с 1950-х).

312 Глава 13. Этническая, национальная и региональная типологизация культур
Наряду с растафари, негритянской разновидностью «масскульта», существует популярная среди образованных африканцев рлитар*'
нал концепция негритюда, развитая Леопольдом Сенгором — со­
временным африканским мыслителем, поэтом и политический деятелем, бывшим в 1960—1981 гг. президентом Сенегала. Проти­
вопоставляя негритянскую культуру европейской, Сенгор дает лю­
бопытную характеристику ее особенностей
1
. Суждения такого ее знатока, как Сенгор, заслуживают внимания, даже если не все в них можно принять на веру.
Сенгор утверждает, что негры иначе, чем европейцы, относятся к природе, к окружающей среде. Европейцы — люди действия, для них природа является миром объектов, от которых они отделены.
Они воспринимают эти объекты как вещи, 'которыми надо овла­
деть. Это завоеватели, «хищники», потребители, использующие и уничтожающие природу. Сенгор приводит слова одного старика- африканца: «Все белые — людоеды, у них нет никакого уважения к жизни». Негры, наоборот, живут в слиянии со средой, с космосом.
Негр — дитя природы, он находится в живой, непосредственной связи с нею. Он воспринимает «глубинные волны» природы и реа­
гирует на импульсы, исходящие от вещей, без всяких экранов, реле и трансформаторов, познает мир не на объективном, а на субъектив­
ном уровне, улавливая его ритмы физиологически — не только мозгом, а всем телом. Негр не «потребляет», не «использует» приро­
ду, а «соучаствует» в ее жизни. Дар чувствовать ритм лежит в основе негритянской духовности и проявляется в поведении афри­
канских негров. «Мое тело невольно напрягается, когда я смотрю футбольный матч. Когда я слушаю джазовую музыку, меня подмы­
вает пуститься в пляс. Ибо командная игра воспроизводит есте­
ственные жесты, а африканская музыка и танец (они едины) — движения человеческого тела, которые созвучны движениям мыс­
ли и окружающего мира».
Если для европейца главным орудием познания мира является рациональное мышление, то для негра — чувства, эмоции, «непо­
средственное сопереживание» происходящих в мире процессов.
Порывы эмоций у него — не «провалы сознания» (как у европей­
цев), а способы восхождения к высшей мудрости. Разум негра, по мнению Сенгора, руководствуется не «нацеливающей» рациональ­
ностью (рассудком, расчетом, мерой), а «объемлющим» логосом — интуитивным, живым схватыванием сути вещей. На первом месте в познании мира негром — форма, цвет, вкус, запах, прикосновение.
1
Сенгор Л. Негритюд: психология африканского негра //Ступени. 1992. № 3.

13.4. Региональная типологизация культуры 313
Он инстинктивно питает уважение к жизни, чутьем улавливает кра­
соту природы. «Мозг лишь играет роль ретрансляционной станции,
— пишет Сенгор. — Мой друг-негр, африканский поэт, как-то при­
знался мне, что прекрасное в любом своем проявлении ударяет ему в пах, производя сексуальное впечатление». Живость, непосредствен­
ность, интуитивность, чувствительность, сексуальность — это харак­
терные для африканского негра формы субъективного, но вместе с тем глубоко верного постижения сокровенных тайн природы.
«Эмоциональное отношение к миру определяет все культурные ценности африканского негра: религию, социальные структуры, ис­
кусство и литературу и, главное, гениальность его языка». Для негра видимое, плотское есть лишь проявление невидимого, духовного. Мир для него полон магии и одушевлен. «Поэтому африканский негр глубоко религиозен». В негритянском обществе техническая дея­
тельность была и остается подчиненной целям религиозным, маги­
ческим, художественным. В центре внимания негритянского обще­
ства не техника, а человек с его духовной жизнью. Стихия африкан­
ца — танец, музыка, спорт, теплота человеческих отношений. Ему не нужна бездушная техника, отгораживающая людей от мира. Чужда ему и абстрактная, сухая и обезличенная наука белых людей: он постигает все и без нее — с помощью своей «африканской науки» чувствования и сопереживания.
По Сенгору, негритянская культура — антипод культуры белых народов Севера. Он считает, что африканская культура не только стоит наравне с западной, но и во многих отношениях превосходит ее. Указывая на невротичность западного индустриализованного общества, Сенгор полагает, что будущее человечества должно ле­
жать на путях принятия ценностей негритянской культуры.
Если вдуматься в даваемое сторонниками негритюда описание культуры Юга, то в нем нетрудно узнать черты, характерные для первобытно-мифологической культуры. Негритюд, в сущности, ро­
мантизирует архаическое сознание, воспевает культуру, свойствен­
ную «детству человечества». Живая, органическая слитность субъекта с объектом, наивно-детский, эмоциональный, интуитивный образ видения мира — это когда-то (в доантичные и даже в послеантич- ные времена) было и в западной культуре, но в современном ее состоянии давно исчезло. Однако возврат к детству в жизни обще­
ства, как в жизни индивида, может воскресить утраченную с года­
ми свежесть чувств и радость бытия. Подобное в какой-то мере происходит в западном обществе.
Вливание «свежей африканской крови» заметно обновило и эмо­
ционально обогатило искусство Севера,' в особенности музыку и

314 Глава 13. Этническая, национальная и региональная типологизация культур танец. Так, всеобщее распространение получили в наше время им­
провизационный джаз (начиная с «горячей пятерки» Л. Армстрон­
га, которая ввела в культуру Севера рожденные в негритянской музыке традиции); рэгги — пришедшая с Карибских островов лег­
кая музыка в стиле «калипсо» и «диско», а также музыка «черного гетто», угрюмая, тягуче-ритмическая, наполненная религиозно-мис­
тическим духом «вибрация корней»; рэп, возникший на фольклор­
ной основе африканских-состязаний в ускорении ритма (пока кто- нибудь не собьется в скороговорке); брейк-данс («низкое верче-I ние» и «электрик» — дергающиеся движения, которые были восприняты как роботоподобные, а на самом деле происходят от древнего акробатического танца африканских негров).
Искусство Юга наложило свой отпечаток на творчество таких выдающихся европейских художников конца XIX — начала XX в., как Гоген, Вламинк, Матисс, Пикассо, Дали и др. Африканская культу­
ра явилась одним из источников экспрессионизма и кубизма в жи­
вописи. Многие европейские и американские поэты и писатели (Апол-i линер, Кокто и др.) отразили в своих произведениях ее мотивы. Эхо I африканской культуры присутствует в философии (например, в кон- ; цепции «уважения к жизни» европейского мыслителя XX в. А. Швей-1 цера, долгое время проведшего в дебрях Африки). Благодаря негри­
тянским спортсменам с их азартом, отточенной техникой и ритми­
кой движений стали живее, острее и динамичнее многие спортивные зрелища: футбол, баскетбол, бокс, легкая атлетика и др.
Таким образом, культура Юга уже сейчас оказывает заметное воздействие на Север. Вместе с тем происходит и интенсивное освоение южными народами достижений культуры северных стран.
Дальнейшее усиление контактов между Севером и Югом, несом­
ненно, будет способствовать взаимному обогащению этих социо­
культурных миров.

Глава 14
ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЗАЦИЯ
КУЛЬТУРЫ
Культуры, близкие в пространстве или времени, часто обладают сходными типологическими характеристиками. Это связано как с генетическим родством и взаимовлиянием культур, так и с род­
ственностью исторических и природных условий их существова­
ния. Типологизация культур по их пространственным и временным параметрам позволяет не только отразить естественные, объектив­
но обусловленные отношения между ними, но и наиболее полно очертить специфику каждой отдельной культуры и ее место в об­
щем ходе развития мировой культуры. Поэтому она имеет в куль­
турологической науке особое значение. Далее речь пойдет об исто­
рической и региональной типологизации культур, т.е. об их типах, выделенных по хронологическому и географическому принципам.
14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход
Различие культур по их принадлежности к историческим эпо­
хам — давняя традиция. В истории обычно выделяются четыре основные части.
1. Древний мир — от выделения человека из животного мира около 2 млн лет тому назад до падения Западной Римской империи.
Период включает в себя «доисторическое» и «историческое» время.
2. Средние века — от падения Западной Римской империи до жохи Возрождения.
3. Новое время -г- от эпохи Возрождения до Первой мировой войны.

316 Глава 14. Историческая типологизация культуры
4. Новейшее время — от конца Первой мировой войны до на­
ших дней.
Соответственно, в качестве основных исторических типов куль­
туры традиционно рассматриваются:
S первобытная культура;
*" античная культура;
S средневековая культура;
/ культура эпохи Возрождения;
У культура Нового времени;
S современная культура.
Следует, однако, иметь в виду, что эта типологизация родилась в русле европейской культуры и выражает ее представления о себе, о своем происхождении, развитии и значении для всего человече­
ства. Она описывает ход культурно-исторического процесса на тер­
ритории Европы, главным образом, Западной. Но европейские ис­
следователи вплоть до конца XIX в. были уверены в том, что разви­
тие европейской культуры является образцом, которому так или иначе должны следовать другие, неевропейские, народы. Последние движутся вслед за Европой по тем же историческим ступеням, что и она, но только отстают от нее в этом движении. Европейская культура — это наиболее высокоразвитая из всех культур, и в даль­
нейшем все другие культуры будут постепенно подтягиваться до ее уровня. Такой взгляд на мировую культуру и ее развитие лежит в основе концепции европоцентризма.
Европоцентризм — детище европейской (западной) цивилиза­
ции. Он представляет собой апологетику западной культуры, запад- ных ценностей, западного образа жизни. Объявляя Европу центром мировой цивилизации, он проповедует превосходство ее культуры над всеми остальными и необходимость распространения ее во все регионы земного шара. В этом, с его точки зрения, состоит «цивили­
заторская миссия» Запада, осуществление которой способствует прогрессивному развитию всего человечества в целом. Видный идеолог европоцентризма, немецкий философ и теолог Э. Трёльч
(1865—1923) писал, что у неевропейских народов отсутствует ис-' торическое самосознание и критическое отношение к прошлому.
Только европейский дух, унаследовавший великую античную куль­
туру и познавший «святые истины христианства», способен понять единство человеческого рода и его исторический путь. Поэтому всемирная история есть история развития европейского духа и про­
никновения его во все страны. «Для нас существует только история европеизма»
1 1
Трёльч Э. Историзм и его проблемы. М., 1995. С. 608.

14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 317
Сторонники европоцентризма распространяют периодизацию социокультурной истории Европы на все области земного шара.
Это ведет к заметным натяжкам и искажениям реального истори­
ко-культурного развития народов неевропейских стран. Но что касается европейских народов, то развитие их культур действитель­
но более или менее вписывается в последовательность перечис­
ленных исторических эпох.
Первобытная Временные границы первобытного общества оп- культура ределить нелегко. Существа семейства Homo по­
явились около 4 млн лет назад, Homo habilis (умев­
шие изготовлять каменные орудия труда) — около 2 млн лет назад, a Homo sapiens — около 100 тыс. лет назад. Самый древний из известных городов — Иерихон — возник около 10 тыс лет назад
1
, а древнейшие государства образовались на рубеже IV—III тысяче­
летий до н.э. Первобытный образ жизни сохраняется и в XX сто­
летии — у некоторых племен в Африке, на островах Тихого океана.
Но как бы то ни было, ^сно одно: эпоха первобытной культуры — самая длительная в человеческой истории. Хотя жизнь древних племен в разных географических регионах имела свои особеннос­
ти, существуют общие черты, характерные для культуры первобыт­
ного типа.
Важнейшей отличительной чертой первобытной культуры яв­
лялся синкретизм (от греч. syncretis — соединение) — нерасчле- пенность, недифференцированность ее форм, которая соответство­
вала их неразвитому состоянию. Другой важной особенностью этой культуры была ее бесписьменность, обусловливавшая медленность накопления информации в обществе и, следовательно, слабые тем­
пы культурного и социального развития.
Первобытная культура была традиционной и постфигуратив­
ной. На ранних ее стадиях, когда язык был еще очень примитивен и возможности речевой коммуникации были невелики, мир смыслов, в котором жил человек, задавался ритуалами. Они являлись не­
вербальными «текстами» его Культуры. Подражательность ритуаль­
ного поведения требовала от каждого индивида следования образ­
цам и исключала творческую самостоятельность. Индивидуальное самосознание в этих условиях развивалось слабо и почти полнос­
тью сливалось с коллективным. Индивид не то чтобы должен был вести себя «как все», он просто не мог отступать от ритуальных
1
В недавних археологических раскопках на его месте обнаружены постройки, датируемые 7800-м г! до н.э.

318 Глава 14. Историческая типологизация культуры требований, налагавшихся на его поведение. Особую роль здесь играли запреты — табу, охранявшие жизненно важные для суще­
ствования племени устои коллективной жизни (порядок распреде­
ления пищи, недопущение кровнородственных половых связей, не­
прикосновенность особы вождя и т.д.). Культура начиналась с вве­
дения запретов, которые пресекали асоциальные проявления животных инстинктов, но вместе с тем и сдерживали личную предприимчивость (охранительный характер так или иначе свой­
ствен всякой культуре вообще).
С развитием языка и речи формировался и приобретал все большее значение новый информационный канал — устное вер­
бальное общение. Это сопровождалось развитием мышления и ин­
дивидуального самосознания. Индивид переставал отождествлять себя с коллективом, у него появлялась возможность высказывать, предлагать и обсуждать различные мнения и предположения по поводу событий, действий и их последствий, планов и т.д., хотя са­
мостоятельность мышления долгое время оставалась еще очень ог­
раниченной.
На этом этапе духовным основанием первобытной культуры стало мифологическое сознание. Мифы окутывали все формы жизнедеятельности людей и выступали как основные «тексты» куль­
туры. Их устная трансляция обеспечивала установление единства взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир.
Вера в «свои» мифы скрепляла сообщество и вместе с тем отделя­
ла его членов от «чужаков», веривших в иные мифы.
Поэзия мифов была первой формой литературного творче­
ства. Но мифологическая символика воплощалась не только в сло­
весной форме, она выражалась также в знаковых структурах обря­
дов, пения, танца, рисунка, татуировки, украшения оружия, предме­
тов домашнего обихода и т.д. В результате мифология создавала атмосферу для появления разнообразных видов первобытного ис­
кусства. В мифах закреплялись и освящались практические сведе­
ний и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче от поколения к поколению накапливавшийся в течение многих веков опыт сохранялся в социальной памяти и образовывал пер­
вичный уровень знаний и способов мышления, от которого начи­
нался путь к развитию философии и науки. В мифологических рассказах о божествах, населяющих мир, зарождалось религиозное
мировоззрение.
Таким образом, в слитном, недифференцированном (синкретич­
ном) виде первобытная мифология заключала в себе зачатки ос­
новных областей духовной культуры, которые выделялись из нее на

14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 319 последующих ступенях развития человеческого общества: религии, искусства, философии, науки.
Античная Эпоха античной культуры начиналась с образова- культура ния греческих полисов — городов-государств — на присредиземноморских землях Эллады и Ма­
лой Азии в начале I тысячелетия до н.э. и завершилась с падением
Римской империи в V в. В Греции и Риме в эту эпоху интенсивно развивались скотоводство, земледелие, добыча металлов в рудни­
ках, ремесла, торговля. Распадалась патриархальная родоплеменная организация общества. Росло имущественное неравенство семей.
Родовая знать, наращивавшая богатство благодаря широкому исполь­
зованию труда рабов, вела борьбу за власть. Общественная жизнь протекала бурно — в социальных конфликтах, войнах, смутах, поли­
тических переворотах.
Античная культура на протяжении всего времени своего суще­
ствования оставалась в объятиях мифологии. Более того, она по­
глощала и перерабатывала разрозненные племенные мифы, сливая их в единую религиозно-мифологическую систему. В VIII—VII вв. до н.э. в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» и Гесиода «Теого­
ния» и «Труды и дни» эта система приобретала тот вид, в котором она стала основой всего античного мировоззрения.
Однако динамика общественной жизни, усложнение социальных отношений, рост знаний подрывали архаические формы мифологи­
ческого мышления. Научившись у финикийцев искусству алфа­
витного письма и усовершенствовав его введением букв, обозна­
чавших гласные звуки, греки получили возможность записывать и накапливать исторические, географические, астрономические сведе­
ния, собирать наблюдения, касавшиеся явлений природы, техничес­
ких изобретений, нравов и обычаев людей. Весь этот громадный материал было трудно уложить в каноны мифологических расска­
зов. Необходимость поддерживать общественный порядок в госу­
дарстве требовала замены неписаных племенных норм поведения, закрепленных в мифах, логически, четкими и упорядоченными ко­
дексами законов. Публичная политическая жизнь стимулировала развитие ораторского мастерства, умения убеждать людей, способ­
ствуя росту культуры мышления и речи. Совершенствование про­
изводственно-ремесленного труда, городского строительства, воен­
ного искусства все дальше выходило за рамки освященных мифом ритуально-обрядовых образцов.
Таким образом, расцвет мифологии в античную эпоху сопро­
вождался борьбой против архаических традиций мифологиче-

320 Глава 14. Историческая типологизация культуры
ского сознания, сковывавших свободу мысли, рост знаний, развитие трудовой деятельности.
История античной'эпохи разделяется на две частично наклады­
вающиеся друг на друга фазы — греческую и римскую антич­
ность.
Главными сферами греческой культуры были фцлософия и
искусство. Они выросли из мифологии и пользовались ее образа­
ми. Но вместе с тем они приобретали значение, выходившее за ее пределы.
Древнегреческая философия — дитя мифологии, которое, подоб­
но Зевсу, выступившему против своего отца Кроноса, вступило в борьбу со своей родительницей. Рождение ее есть рождение ново­
го — философского — типа мышления, орудиями которого служи­
ли не наглядные образы и эмоции, а абстрактные понятия. Фи­
лософское мышление, в отличие от мифологического, стремилось дать объяснение действительности путем рационального, логичес­
кого рассуждения, а не посредством повествования, достоверность которого с самого начала находилась вне всяких сомнений.
Искусство Древней Греции, как и философия, исходило из мифо­
логии и черпало из нее свои темы и сюжеты. Однако оно начало служить не только ритуально-мифологическим, культовым целям..
Произведения искусства приобрели свою собственную, эстетиче­
скую ценность, которая определялась не их культовым назначени­
ем, а художественными достоинствами. Искусство превратилось а самостоятельную область культуры. В нем возникли и дифферен­
цировались как особые его виды архитектура, скульптура, лириче­
ская поэзия, драма, театр. Древнегреческое искусство во многом предопределило развитие художественной культуры более позднихI исторических эпох.
Римская античность заимствовала многие идеи и традиции греческой культуры. Важнейшие культурные новации римской ан­
тичности связывались с развитием политики и права. Политизи рованность была характерной чертой римской культуры. Создание детально разработанной системы государственных органов и юри^I дических законов, регулировавших гражданские отношения, судо­
производство и т.д., объяснялось необходимостью обеспечивать управление огромной Римской империей. Римское право до сих пор остается основой, на которую опираются современные право­
вые системы.
В целом своеобразие античности обусловлено тем, что она, со­
храняя мифологическую оболочку, развивала формы культурной жизни, не вмещавшиеся в эту оболочку и разрывавшие ее. Это

14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 321 славное противоречие проявлялось в антиномиях, которые прони­
зывали всю античную культуру — как греческую, так и римскую.
Чувства и разум, вера в «ананке» (судьбу, рок) и дух «агона» (стрем­
ление к активной борьбе, состязанию, испытанию своих сил), обще­
ственные и личные интересы, зависимость от социума и развитие индивидуальности — таковы противоположности, в попытках гар­
монично сочетать которые развивалась античная культура.
Средневековая Средневековье — это тысячелетие, условными культура историческими рамками которого являются V и
XV вв. Культура европейского Средневековья воз­
никла на руинах Римской империи. Ослабление и распад централь­
ной имперской власти сопровождались смутами, войнами, упадком нравов и хозяйственной разрухой. В этой грозовой атмосфере все­
общей неразберихи решалась судьба европейской культуры. Три силы столкнулись в борьбе, от исхода которой зависело ее буду­
щее: дряхлевшая греко-римская культура, варварство и христиан­
ство. Самой могущественной из них было последнее.
Возникнув из иудаизма, христианство опиралось на традиции, сложившиеся вне античного мира. От, иудаизма оно унаследовало не только идею единобожия (монотеизма) и ветхозаветное Свя­
щенное Предание, но и отраженные в нем элементы древних вос­
точных культов. Вместе с тем учение Иисуса Христа ввело в со­
знание людей принципиально новые гуманистические установки.
Таким образом, христианство являло собой свежую струю, способ­
ную вдохнуть новую жизнь в культуру Европы. К тому же христи­
анское движение, когда рухнула Римская империя, уже имело иерар­
хическую централизованную церковную организацию, сумевшую сосредоточить в своих руках немалые имущественные ресурсы.
Все это позволило христианству занять главенствующее положе­
ние в европейской культуре, одержав верх над греко-римским мно­
гобожием и варварским язычеством.
Однако эта победа не была легкой. Процесс христианизации варва­
ров, ведших беспрерывные войны на территории Европы, затянулся надолго. Около пяти веков («темные столетия», как иногда называ­
ют VI—X вв.) длился период становления новой культуры. 1000-й год может быть условно принят за веху, с которой она вступила в пору зрелости. v Долгая и упорная борьба с греко-римским и варварским языче­
ством придала специфический облик средневековому христианству и всей основанной на нем средневековой культуре. Христианство выве­
ло народы Европы из варварского состояния, но при этом само по-
I 1 Культурология

322
Глава 14. Историческая типологизация культуры варварски расправлялось со своими противниками. Оно низвергло античные идеалы мудрости и красоты, но вражда к ним вылилась щ
проповедь ничтожности разума человека и греховности его плоти.
Жестокое преследование еретиков и язычников и христиан­
ское милосердие; изощренные богословско-схоластические споры;; о таинствах Троицы и прочих тонкостях христианского учения щ
дремучее невежество народа, для которого эти премудрости не име­
ли абсолютно никакого значения; варварское пренебрежение к че­
ловеческой личности и христианская забота о спасении души — все это образовало причудливую смесь, составлявшую содержание религиозного сознания в эпоху Средневековья.
Вытесняя язычество, церковь постепенно распространила свое влияние на все стороны жизни общества. Необходимость во всем) руководствоваться установленными церковью религиозными догма­
тами стала в средневековом мире «привычкой сознания». Церков­
ные правила регламентировали распорядок дня, церковный кален­
дарь устанавливал дни праздников, церковными церемониями сопро-/
1 вождались все важнейшие события человеческой жизни — рождение, свадьба, смерть. На христианских понятиях добродетели и греха стро­
илась нравственность. Правовые кодексы предусматривали наказа­
ние за «преступления против веры». Религиозные мотивы во мно­
гом определяли внутреннюю и внешнюю политику государств.
Христианское учение задавало исходные позиции, на которых строилось средневековое мировоззрение. Философия и наука нахо­
дились под строгим контролем: соответствие их содержания хрис-,| тианскому вероучению являлось неукоснительным требованием, которое поддерживалось авторитетом церкви и силой государствен­
ной власти. Нарушители этого требования объявлялись еретиками, | и если они не «исправлялись», то их сжигали живьем на костре.
Средневековое искусство почти целиком было направлено на ре-
; лигиозно-церковные нужды. Развивалось мастерство иконописи. В живописи и скульптуре господствовали библейские сюжеты. Сло­
жились каноны торжественного и величественного церковного пес­
нопения, появились такие музыкальные формы, как хорал, месса, рек­
вием. Особенно значителен был подъем архитектуры, которую мож­
но, наверное, считать главным видом средневекового искусства.
Грамотность была редким явлением в средневековом обществе.
Даже короли не всегда умели читать и тем более писать. Образован­
ными были, как правило, лишь люди священного звания. Образование в обществе поддерживалось почти исключительно усилиями церкви.
Вся образовательная система носила религиозный характер.
В средневековом обществе было принято делить всех людей на три разряда: два первых — «молящиеся» (священники) и «воюю-

14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 323 щие» (рыцари, благородное дворянство) — составляли дворянско- церковную элиту, а простой народ, в основной массе занимавшийся крестьянским трудом, относился к третьему разряду — «трудящим­
ся». Существенной особенностью средневековой культуры был
разрыв между элитой и простолюдинами. Быт, нравы, язык и даже характер веры были.у них различны. Простому люду идеалы эли­
ты были глубоко чужды. Неискушенный в христианской догмати­
ке и лишенный «книжного знания», он был оттеснен от «высокой» культуры. Крестьяне и бюргеры жили размеренной трудовой жиз­
нью, в которой сохраняли свою силу архаические обычаи, подчас никак не согласовывавшиеся с канонами христианской веры.
Было бы неверно видеть своеобразие средневековой культуры только в ее религиозно-христианской окрашенности. На протяже­
нии Средних веков в Западной Европе' произошли сдвиги, которые имели лишь косвенное отношение к духу религиозности или даже совершились вопреки ему. В период.Средневековья начали зарож­
даться современные европейские нации, языки и государства,
возник иной по сравнению с античным полисом тип европейского
города, появились многие приметы «европейского» образа жизни.
Именно в эту эпоху вошли в обиход стекло, очки, пуговицы, основ­
ные элементы современного костюма (брюки, юбка), мебель с выд­
вижными ящиками, бумага, письмо птичьим пером, нумерация листов в книгах; были изобретены механические часы, рубанок, огнестрель­
ное оружие, ветряная мельница, хомут и дышло; люди научились при­
менять удобрения, делать железные подковы на гвоздях, изготовлять спирт из зерна, играть в футбол, ориентироваться по компасу.
Западная Европа раннего Средневековья была культурным захо­
лустьем по сравнению с Китаем, Индией или передовыми исламски­
ми халифатами того времени. «По тогдашнему положению Западной
Нвропы никто не мог бы сказать, что позднее она займет главенству­
ющее положение в мире по могуществу и культуре. Превосходством, достигнутым после Возрождения, мы обязаны отчасти культуре, и научной технике, отчасти тем политическим учреждениям, которые были постепенно созданы в период средневековья»
1
. . -
Культура Ветер перемен, принесший новые настроения в
Возрождения религиозную атмосферу средневекового мировоз­
зрения, возник в Италии. Первым дуновением повеяло уже в XIV в., но в мощное культурное движение, которое называют Ренессансом, или Возрождением, он превратился в XV—
XVI вв.
1
Рассел Б. История западной философии. М., 1959. С. 115—116.

324
Глава 14. Историческая типологизация культуры
Величие культуры Возрождения ярче всего проявилось в сфере искусства. Искусство, в особенности живопись, скульптура, архи­
тектура, заняло в ней ведущее место и стало главной ареной ее j творческих достижений. Термин «Возрождение» был впервые упот­
реблен итальянским художником и искусствоведом XVI в. Ваза- ри: он писал о возрождении античных традиций в творчестве жи­
вописцев, ваятелей и зодчих после упадка изобразительного искус­
ства в эпоху Средневековья. Обращение к античному, наследию,,, однако, не сводилось лишь к его изучению и подражанию ему. Оно! было формой, в которой совершился переход к новому идейному j содержанию культуры. Основой этого содержания стал гуманизм.
Понятие «гуманизм» ввели в XV в. сами творцы новой куль-] туры. Богословскому знанию, учению о Боге, церковно-схоласти-!] ческой учености — studia divina -— они противопоставили studia' humana — «познание тех вещей, которые относятся к жизни и| нравам и которые совершенствуют и украшают человека»
1
. Назы­
вая себя гуманистами, они выражали этим направленность своих! интересов не на божественные, а на человеческие дела. В центре | их внимания Находилась живая человеческая личность. Гуманис-1 ты восхищались духовной и телесной красотой человека, его разу-] мом и волей, масштабами его творческих достижений. Они пола­
гали, что достоинство человека определяется не его'происхожде­
нием, богатством или властью, не аскетическим умерщвлением? плоти, а, прежде всего, гуманистической «ученостью». Благород­
ным делает человека не принадлежность к знатному роду, а овла­
дение культурой, широкая, многогранная светская образованность, опирающаяся на изучение и христианских, и греко-латинских ис-'| точников. Писатели и художники, по мнению гуманистов, выше; воспеваемых ими героев, потому что слава героя — на кончике пера или кисти творца, дарующего ему бессмертие в своем произ-. ведении. Иначе говоря, благородный человек — это гуманист, «ари­
стократ Духа». Новый, духовный, аристократизм стал знаменем гуманистической культуры Возрождения.
Гуманизм не был народным движением. Его приверженцы пред­
ставляли собой сравнительно немногочисленную группу ученых и художников. Можно лишь удивляться тому, как удалось весьма не­
большому числу талантливых творцов за короткий исторический срок создать культурное богатство, объем и великолепие которого поражает нас и сегодня. Но творчество гуманистов обращалось к тем, кто был способен прочесть их латинские или хотя бы итальян-
2
Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М.,
1978. С б .

14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 325 ские трактаты и кого не отталкивала новизна их взглядов и их искусства. Таких было немного. Гуманистическая культура Возрож­
дения имела элитарный характер. Она была доступна только людям образованным и оставалась чуждой широким массам, сознание ко­
торых в эту эпоху продолжало пребывать в плену средневековой культуры.
Сами гуманисты также далеко не полностью освободились от средневекового образа мышления. Хотя среди них были открытые вольнодумцы, в большинстве своем они сохраняли искреннюю при­
верженность христианской вере и католической церкви. Как и сред­
невековые схоласты, они преклонялись перед авторитетами — с той лишь разницей, что ставили авторитет античности наряду с авторитетом церкви, а то и выше него. Суеверия, колдовство, магия, астрология редко вызывали у них сомнения.
Вне сферы искусства влияние гуманистов на духовную жизнь европейского общества было не столь значительно. Как философия, так и естествознание не вышли из-под власти церкви. Схоластика продолжала торжествовать в университетах. Открытие Коперника, опубликованное в 1543 г., долгое время не привлекало внимания, а когда Джордано Бруно попытался придать ему мировоззренческое значение, еретика сожгли на костре (в 1600 г., т.е. уже к концу эпохи Возрождения). Астрономические исследования Тихо Браге и
Кеплера, научные идеи Леонардо да Винчи, работы математика Тар- талья, посвященные решению прикладных задач механики, земле­
мерия, баллистики, и другие достижения науки Возрождения нашли признание и использование лишь в культуре более позднего вре­
мени. Ожидали своего часа и неоцененные современниками поли­
тические, правовые, психологические изыскания гуманистов. Семе­
на, посеянные гуманистической культурой, дали всходы позже, в последовавшее за Возрождением Новое время.
Созданная гуманистами культура разрушила господство в об­
ществе ;строгой аскетической морали Средневековья, которая и до того пользовалась скорее формальным признанием как среди кре­
стьянства, так и у аристократии. Результатом было всеобщее паде­
ние нравов в эпоху Возрождения, затронувшее не только мирян, но и духовенство. В остальном же деятельность гуманистов мало ска­
залась на повседневной жизни большинства населения стран тог­
дашней Европы.
Гораздо более сильное воздействие на общество в эпоху Возрож­
дения оказала Реформация — народное движение, направленное про­
тив католической церкви и приведшее к возникновению протестан­
тизма. Это движение развернулось в XVI столетии. Лидерами его были Кальвин в Швейцарии и Лютер в Германии — люди, весьма

326 Глава 14. Историческая типологизация культуры далекие от идеологии гуманизма и по своему мировоззрению мало чем отличавшиеся от средневековых еретиков более раннего време­
ни. Гуманизм сыграл в возникновении протестантизма двоякую роль.
С одной стороны, Реформация шла по его стопам: гуманизм расчис­
тил путь для нее тем, что подорвал престиж церкви, ослабив ее кон­
троль над искусством и возвысив светскую ученость. С другой же стороны, Реформация была восстанием не только против католичес­
кой церкви, но и против гуманизма: ее фанатической религиозности и крестьянско-бюргерскому умонастроению был враждебен дух ин­
теллектуальной и нравственной свободы, который несла в себе гума­
нистическая культура итальянского Возрождения. Борьба между ка­
толичеством и протестантством имела для судеб ренессансной куль­
туры трагические последствия. Церковь ответила на Реформацию контрнаступлением: усилением действий инквизиции по преследова­
нию инакомыслящих, введением жесточайшей цензуры и индекса запрещенных книг, основанием ордена иезуитов. Атакуемая со всех сторон, культура Возрождения задохнулась в атмосфере религиоз­
ной нетерпимости.
Но эпоха Ренессанса оставила после себя наследие, во многом обусловившее характер дальнейшего культурного развития Евро­
пы. Попытка гуманистов синтезировать античную и средневеко­
вую культуру привела к созданию необычного, оригинального явле­
ния: культура Возрождения была переходной культурой, возможно,
«самой великой культурой перехода, которая когда-либо была
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   38


написать администратору сайта