Главная страница

Культурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.. Солонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган


Скачать 2.31 Mb.
НазваниеСолонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган
АнкорКультурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана..pdf
Дата05.03.2017
Размер2.31 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаКультурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана..pdf
ТипУчебник
#3400
КатегорияИскусство. Культура
страница23 из 38
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   38
Виды субкультур Субкультуры бывают различных видов. Одни оп­
ределяются особенностями исторического разви­
тия, другие — способами и формами культурной идентификации конкретных людей.
Остановимся на основном спектре современных субкультурных вариаций.
Этнические субкультуры. Для иллюстрации обратимся к двум современным российским мегаполисам — Москве и Санкт-Петер­
бургу. Здесь живут и трудятся огромное множество людей, причем наряду с русскими «по крови и паспорту», составляющими боль­
шинство, по Тверскому бульвару и Невскому проспекту ходят и представители других национальностей, не в меньшей степени счи­
тающие себя коренными москвичами и питерцами. Сегодня едва ли возможно перечислить все этнические группы, которые избрали местом своего постоянного жительства Москву или Санкт-Петер­
бург. Очевидно, что жизнь русской части населения этих городов отличается от жизни москвичей и питерцев-ассирийцев, цыган и пр.
Одни этнические сообщества активно объединяются, создают зем­
лячества, имеют отчетливо выражаемые отличительные признаки, другие же, напротив, предпочитают не акцентировать внимание на своей инородности. Многие живут крайне обособленно. Ассирий­
цы, составляющие одну из древнейших этнических групп, извест­
ных в истории с библейских времен, несмотря на малочисленность, очень ревностно относятся к своим традициям: не утрачивают язы-

12.5. Субкультура и контркультура
283 ка, постоянно встречаются друг с другом, вместе отмечают свои празд­
ники, практически не ассимилируются. Между тем отличить асси­
рийца от неассирийца на улице практически невозможно. Чего не скажешь о другом народе —цыганах: они всегда заметны в толпе.
Степень «закрытости» у цыган гораздо меньшая, чем у современ­
ных ассирийцев. Этнически субкультуры больших городов и со­
прикасаются, и не соприкасаются между собой. В нынешних усло­
виях они, как правило, не мешают друг другу развиваться по -соб­
ственным законам, хотя в каждом отдельном субкультурном комплексе практикуются различные кодексы морально-нравственных импера­
тивов.
Корпоративные субкультуры^. Различные социальные группы различаются не только характером работы в общей системе разде­
ления труда, но и «стилями жизни». Жизнь ученого отлична от жизни журналиста, бизнесмена — от шоумена, продавца — от официанта, дворника — от шофера и т.д. Манера одеваться, привычка прово­
дить свободное время, набор поведенческих регламентов, мысли и чувства, материальные и экзистенциальные ценности, даже выбор места жительства подчас в большой мере зависят от того, к какой социальной прослойке принадлежит человек. Корпоративный прин­
цип лежит в основании многих субкультурных образований, кото­
рые редко вступают в конфронтацию друг с другом, предпочитая мирно сосуществовать, не нарушая пркоя.
Религиозные субкультуры. Ярко выраженным примером суб­
культуры в современном мире могут считаться религиозные сек­
ты. Эти культовые объединения нередко называют авторитарными.
Во главе их стоят, как правило, харизматические личности. Стро­
жайшая дисциплина, единомыслие, нетерпимость к другим культур­
ным традициям, асоциальная направленность требований — все это доставляет массу хлопот власти. Очень часто секты вступают в открытую конфронтацию с доминирующей культурой. К таким суб­
культурам применяются строгие законодательные меры, которые тем не менее не дают желаемого результата. Не все субкультур­
ные образования, выстраивающиеся по религиозному принципу, аг­
рессивны. Многие мирно соседствуют с другими. В российских го­
родах, где большинство исповедует православное христианство, та­
кие субкультуры часто представлены приверженцами других религиозных доктрин. Мусульмане, например, отмечают свои празд­
ники, читают Коран на арабском, совершают паломничество к Каабе и пр., считаясь при этом россиянами и идентифицируясь с россий­
ской культурной традицией.
Возрастные субкультуры. Различные возрастные категории так­
же имеют отчетливую тенденцию образовывать субкультурные ком-

286 , Глава 12. Типологические характеристики культур оказывает существенное влияние на дальнейшую культурную эво­
люцию. Мир никогда не остается прежним после того, как возника­
ет и открыто заявляет о себе контркультура. Облик официальной культуры также изменяется.
Цель любого контркультурного образования можно обозначить как стремление показать несостоятельность доминирующих уста­
новок. Всякая контркультура, даже если она не занимает в итоге доминантные позиции, стремится создать новый универсальный сло­
варь, использовать новые термины в культурном взаимодействии, прочертить новые каналы культурной коммуникации и в конеч­
ном счете создать нового человека и новую социальную реаль­
ность. Подобное удается редко: официальная культура, как правило, обладает большим потенциалом устойчивости, чем контркультура, опирается на разветвленную систему общественного принуждения.
Противостояние раннего христианства и эллинистической культу­
ры, гуманизма и христианства длилось веками. Даже тогда, когда контркультуры восторжествовали, вытеснив конкурентов, последние все равно остались — в виде незримо присутствовавших субкуль­
турных комплексов, продолжавших оказывать огромное влияние на культурное развитие. Такими они сохраняются до сих пор.
12.6. Массовая и немассовая культуры
Без всяких преувеличений можно утверждать: мы живем в эпоху массовой культуры. Достаточно оглянуться вокруг, присмотреться к окружающему нас миру, чтобы признать непреложность данного факта: на телевизионных экранах, на подмостках сцен, в радиоэфи­
ре, на рекламных уличных щитах, во время работы и отдыха, в сло­
вах случайных попутчиков, в нашей собственной речи... везде пра­
вит бал и задает тон вездесущий масскульт. От него негде скрыть­
ся. Радикальные социально-политические изменения, произошедшие в нашей стране в течение неполных последних двух десятилетий, столкнули российское общество с теми культурными формами, ко­
торые ранее были известны ему понаслышке. В советском обще­
стве они оценивались как очевидные свидетельства деградации «заг­
нивающего капитализма». Теперь массовая культура — беда и на­
шего дня: вчерашнего, сегодняшнего и, несомненно, завтрашнего.
Отношение к массовой культуре и у нас, и за рубежом чаще всего негативное, что не совсем справедливо. Как мы увидим далее, мас­
скульт — это, скорее, вынужденная мера, неизбежная в нынешних социально-исторических условиях, нежели вредоносный побочный продукт «неправильного» развития.

12.6. Массовая и немассовая культуры 287
О массовой культуре говорят и пишут бесконечно много. Кто только ни старается «заклеймить позором» или, напротив, «пропеть дифирамб» этому явлению: ученые, публицисты, артисты, политики, художники. Между тем до сегодняшнего дня как в обществе, так и в гуманитарном знании, в том числе в культурологии, остаются непроясненными существенные моменты теоретического и практи­
ческого плана. Нет единого мнения относительно того, что считать массовой культурой и как определять ее временные границы: при­
сутствовала ли она во всех исторических типах культуры или в их большинстве, выступая субкультурным или контркультурным об­
разованием, либо это признак только нашей эпохи?
В самом деле, что можно считать маисовой культурой? Комиксы, триллеры, «дамские» романы, музыкальную «попсу», низкопробный
«ширпотреб» и прочие образцы «низкого жанра», которые колют гла­
за ревнителей «высоких стилей»? При таком подходе массовая куль­
тура является набором определенных видов, жанров, направлений, стилей, иначе говоря, форм, простых и примитивных. Но как в этом случае относиться к тому обстоятельству, что многое из того, что еще совсем недавно входило $ разряд масскульта, сегодня числится сре­
ди великих откровений человеческого духа? Творчество А. Вяльце- вой, Э. Фицджеральд, Э. Пресли, мюзикл «Вест-сайдская история» или, например, романы А. Кристи сегодня считаются «классикой». В то же время растиражированные и смотрящие на нас рекламные щиты с изображением леонардовской Джоконды едва ли поднимаются выше
«дешевого ширпотреба». Миграция культурных форм из одного раз­
ряда в другой (из массового в немассовый и наоборот) происходит непрерывно. Одни предметы, имена, жанры, формы оказываются «вдруг» великими, на все времена созданными откровениями, другие же, име­
ющие вроде бы «безупречную репутацию», напротив, низвергаются и начинают успешно циркулировать по каналам масскульта.
Поэтому, чтобы определить хотя бы в общих чертах, чем же отличается массовая культура от других форм культуры, обратимся не к фактам (примерам, направлениям, видам и жанрам), а к услови­
ям, попадая в которые тот или иной феномен становится масскульто- вым, и прежде всего к агенту (презентанту.) массовой культуры — массе.
Масса и массовое Категория массы как объединения некоторого
сознание количества людей не самая распространенная в гуманитарном знании. Если другим понятиям, ис­
пользуемым для обозначения различных человеческих множеств, та­
ким как «народ», «нация», «этнос», «класс» и пр., посвящено необозри­
мое количество работ, то «массе» в данном отношении не повезло.

2.88 Глава 12. Типологические характеристики культур
Это тем более удивительно, что на всем протяжении XX в. «массо­
вость» была расхожим эпитетом, одной из самых распространенных метафор разнообразных социальных практик Причем невозможно однозначно сказать, негативно или позитивно окрашивалось это сло­
во. В одних случаях, например, когда кандидат на пост главы государ­
ства заявлял, что, заняв вожделенный пост, он будет всемерно печься о процветании народных масс, предполагалось, что масса обладает «каче­
ством» высшей социальной пробы. В то же время немало гневных тирад обрушивалось на головы «поделыциков от искусства», растра­
чивавших свой божественный дар в угоду запросам «массы»!
Впервые о массе как о самодостаточной, автономной и.заслу­
живающей пристального внимания социальной форме заговорили в конце XIX в. Слово, разумеется, использовали и ранее, но в качестве синонимического эквивалента в ряду других: «народ, толпа, масса, класс» обозначали примерно одно и то же. Понятие массы ввели психологи. Они придали ему неукоснительный социологи­
ческий статус: «масса» обозначала феномен со строго определен­
ным набором характеристик. В середине 90-х гг. XIX в. вышла вызвавшая много шума работа французского психолога, антропо­
лога и археолога', автора трудов по теоретическому и эксперимен­
тальному естествознанию Г. Лебона «Психология народов и масс».
В ней он писал: «В психологической массе самое странное следу­
ющее: какого бы рода ни были составляющие ее индивиды, каки­
ми схожими или несхожими ни были бы их образ жизни, занятие, их характер и степень интеллигентности, но одним только фак­
том своего превращения в массу они приобретают коллективную душу, в силу крторой они совсем иначе чувствуют, думают и по­
ступают, чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал и , поступал»
1
. По мнению-Лебона, масса изменяет человека следую­
щим образом: 1) объединяясь в некое множество, люди чувству­
ют прилив необыкновенной мощи; силы, обычно обуздываемые, раскрепощаются, человек не в силах устоять от соблазна их вып-1 леснуть; 2) человек в массе мгновенно заражается общей эмоци­
ей, причем нередко в жертву общему приносится личный инте­
рес; 3) человек в массе становится удивительно внушаемым, ли­
шается своей «суверенной воли». Вердикт, выносимый Лебоном массе,-отрицателен, и прежде всего потому, что масса оппозицион­
на индивиду, а именно индивидуальность выступает безусловным позитивным началом в новоевропейской культуре. Индивид «по­
глощается» массой, масса ввергает человека в такое состояние, в
1
Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995. С. 64.

12.6. Массовая и немассовая культуры 289 котором он добровольно отказывается от своей индивидуальнос­
ти. Спустя десять лет после выхода книги Лебона австрийский психолог, родоначальник психоанализа 3. Фрейд в свой статье
«Психология масс и анализ человеческого Я» пришел к неутеши­
тельному выводу о том, что утрата индивидуальности, возвраще­
ние в доиндивидуальное состояние является актуализацией арха­
ических пластов психики, свойственной всем людям.
Позднее ученые различных профессиональных ориентации обра­
щались к анализу феномена массы, и в целом их выводы находились в русле лебоновско-фрейдовской традиции: масса — это специфи­
ческая форма общности людей, которой свойственны агрессивность,
стадная архаичность, деструктивность, примитивность стрем­
лений, пониженная интеллектуальность и повышенная эмоцио­
нальность, спонтанность, готовность подчиниться волевому ок­
рику, переменчивость, неукорененность и пр. Повторим, челове­
ком массы может стать всякий вне зависимости от собственной индивидуальной истории: ни ум, ни опыт, ни заветы предков, ни даже личный интерес не гарантируют того, что однажды, оказав­
шись в соответствующей ситуации, человек не превратится в озве­
ревшего проводника деструктивных импульсов массы.
Однако для того чтобы создалась возможность объединения лю­
дей в массовые множества, необходимо, чтобы в обществе отчет­
ливо проявился «человек массы» как носитель особого типа со­
знания массового сознания. Анализу характерных черт такого человека посвящена вышедшая в 1930 г. работа испанского мысли­
теля X. Ортеги-иТассета «Восстание масс». Эта книга, почти сразу после выхода из печати переведенная на все европейские языки, породила широкий научный и культурный резонанс, не утихающий до сего дня. Термин «масса» философ не привязывает ни к какому социальному классу. Человек массы — это характеристика надсо-
циальная, существующая «поверх» традиционных классов. Главным определителем человека массы служит усредненность: «Масса — это посредственность». Самое же неприятное состоит в том, что в наше время, по мнению X. Ортеги-и-Гассета, именно такие «зауряд­
ные души» доминируют. Вознесение «усредненного человека» — результат тех социально-культурных сдвигов, которые произошли на рубеже XIX и XX столетий. Наряду с положительными сторона­
ми исторического прогресса — подъемом техники, созданием но­
вых потребительских благ, обеспечением более комфортных форм жизни и пр. — проявились и негативные. «Славу и ответствен­
ность за выход широких масс на историческое поприще несет XIX
10 Культурология

290 Глава 12. Типологические характеристики культур век»
1
. По мнению испанского мыслителя, три великих достижения
XIX в. одновременно с положительными последствиями породили и отрицательные — либеральную демократию, экспериментальную науку и промышленность. Именно они определили психологичес­
кие штрихи сегодняшнего массового человека: «безудержная экс­
пансия собственной натуры... врожденная неблагодарность ко все­
му, что сумело облегчить ему жизнь»
2
, нежелание трудиться, эгоис­
тичность. Масса — это «состояние духа»: ее «больше всего заботит собственное благополучие и меньше всего — истоки этого благо­
получия... средний человек и для себя не видит иной обязанности, как убежденно,домогаться, единственно по праву рождения»
3
. Ор- тега-и-Гассет уверен, что единственно привычная (и желанная!) для подобного антропологического типа поза •— это поза развалившего­
ся в кресле пресыщенного хама, перед которым заискивающе лебе­
зит услужливый халдей со словами: «Чего изволите?». Когда же наступают на «суверенные права» массового человека, не предо­
ставляют благ, на которые он притязает «единственно по праву рож­
дения», то он становится агрессивен, прибегает к на'силию.
Таким образом, человек массы это особый социально-пси­
хологический тип. Воплощающий его «всегда довольный сам со­
бой, своим обедом и женой» обыватель — продукт предыдущего социально-исторического развития". Появление человека массы было запрограммировано. Он столь же присущ современной цивилиза­
ции, как и прогрессивные завоевания. Примитивность, убогость мысли, посредственность, узость интеллектуального горизонта, духовная ог­
раниченность, воинственная нетерпимость к иному, самовлюблен­
ность и прочие неблаговидные черты совмещаются в нем с уве­
ренностью в том, что «он имеет право» на обладание всеми блага­
ми, добытыми человечеством в прошлом и в настоящем, что ему должны их предоставлять по первому требованию. Именно такой
«антропологический тип» культивируется последние полтора века.
Поразительнее же всего, акцентирует внимание Ортега-и-Гассет, что подобный психологический тип желателен. Позиция «избалованно­
го ребенка» делает его хорошо управляемым: он внушаем, его лег­
ко шантажировать и, используя попеременно то «пряник», то «кнут», подталкивать в нужном направлении. При всех очевидных издерж­
ках и немалых хлопотах, которые доставили европейским странам людские массы, не раз ниспровергавшие правительства, когда после­
дние были не в состоянии предоставить им «хлеба и зрелищ», огра-
1
Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 316.
2
Там же. С. 319.
3
Там же. С. 320.

12.6. Массовая и Иемассовая культуры
291 ничейный и посредственный человек массы для всякой власти бо­
лее удобен, чем выдающийся человек, которым намного труднее управлять.
Массовая Вернемся к массовой культуре и попытаемся ее культура определить исходя из вышеизложенного анализа категорий «масса» и «массовое сознание». Прежде всего, массовая культура — это не количественный показатель. За­
числять тот или иной феномен прошлого или настоящего в разряд массовой культуры, исходя из массовости его распространения, не­
верно. Сам по себе культурный факт (событие, форма, ситуация), рас­
сматриваемый изолированно от окружающего социального контек­
ста, ничего нам о себе не скажет. Столь же неправомерно подходить к анализу массовой культуры с позиции «предустановленной иерар­
хии», т.е. рассматривать масскультовые феномены как нечто «низо­
вое», подчиненное, второстепенное, «недоразвитое», предкультурное, тем более — простое и незамысловатое. Масскульт — это не культура социальных «низов», и не культура тех ситуаций, что в данный мо­
мент трактуются в качестве «низа» жизни. Не меньшим заблужде­
нием является и чрезвычайно распространенная привычка связы­
вать массовую культуру с определенными формами.
Таким образом, массовая культура —- это состояние, а еще точнее, культурная ситуация, соответствующая определенной
форме социального устроения, иначе говоря, культура «в присут­
ствии Масс». Она является эволюционным этапом, к которому ново­
европейская культура подошла на рубеже XIX—XX вв. и который стал преобладающим во второй половине XX в., так или иначе уст­
ранив всех конкурентов. Для того чтобы можно было говорить о наличии массовой культуры, необходимо, чтобы на историческую арену явился ее презентант •— историческая общность, именуемая массой, а также чтобы доминирующее значение обрел соответству­
ющий тип сознания — массовое сознание. Масса и массовое созна­
ние связаны и не существуют изолированно друг от друга. Они выступают одновременно и «объектом», и «субъектом» масскуль- та. Именно вокруг массы и массового сознания закручивается его
«интрига». •
Соответственно, лишь там, где мы обнаружим зачатки данных социальных и ментальных установок, мы вправе говорить о присут­
ствии массовой культуры. Поэтому как история, так и предыстория масскульта не выходят за рамки новоевропейского прошлого. На­
род, толпа, крестьяне, этнос, пролетарии, широкие городские «низы», любая другая доновоевропейская историческая общность и соответ-
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   38


написать администратору сайта