Главная страница

Культурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.. Солонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган


Скачать 2.31 Mb.
НазваниеСолонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган
АнкорКультурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана..pdf
Дата05.03.2017
Размер2.31 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаКультурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана..pdf
ТипУчебник
#3400
КатегорияИскусство. Культура
страница2 из 38
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38
Северодвинский
Филиал ПГУ

18 Глава 1. Культура как предмет изучения
Говоря о специфичности познания культуры, необходимо учиты­
вать то, что она представляет собой сверхсложное системно-целост­
ное единство — по сути, систему систем. Поэтому и постичь куль­
туру в реальной целостности и'полноте конкретных форм ее суще­
ствования, в ее строении, функционировании и развитии можно только с позиций системного мышления. Все другие подходы по­
зволяют зафиксировать, схватить, вычленить какие-то хотя и важ­
ные, но все же частные и частичные ее особенности. На основе системного подхода возможно не только установление того дей­
ствительно специфичного, что в качестве элементов входит в ха­
рактеристику культуры, но и осознание ее сущности как особой сферы бытия. Весьма перспективным является применение к изу­
чению культуры методов и понятий синергетики.
Одно из распространенных пониманий культуры состоит в рас­
смотрении ее как мира воплощенных ценностей. Предметы культу­
ры отличаются от природных объектов тем, что они наделены осо­
бым свойством.— быть ценностями. Создавая особый предметный мир,,человек не стремится воспроизводить природу, повторяя ее в миниатюре, а созидает нечто отличное от нее, имеющее значение и смысл как выражение человеческой сущности. Уместно сразу же провести различие между понятиями полезности и ценности.
Человек находит в природе много такого, что обеспечивает его ес­
тественное существование; кроме того, он и сам создает огромное количество вещей, полезных в том отношении, что они необходи­
мы для удовлетворения его естественных потребностей. Как прави­
ло, это происходит в сфере материального производства. Однако главное назначение культурной деятельности человека заключает­
ся в создании того.предметного мира (материального, духовного, художественного), через который он реализует свою особую сущ­
ность. Этот мир значим для него в совершенно особом смысле.
Его конкретные элементы принято называть артефактами, а дея­
тельность по. их созданию — артеактами. Культура возникает в стремлении человека утверждать ценности, воплощая их все более полно, совершенно и значимо. В своей культурной деятельности человек создает ценности, опредмечивая, закрепляет их и тем са­
мым обеспечивает возможность их накопления и передачи после­
дующим поколениям. Ценности — регулятор человеческого пове­
дения и высшая цель его деятельности. Именно ценностным свой­
ством мир культуры отличается от мира природы. Такое понимание культуры получило название ценностного (аксиологического).
Оно указывает на границу различения культурного и природно­
го миров: ценности как ядро культуры не даны человеку изначаль-

1.3! Проблема специфичности культууры 19 но, подобно воде, воздуху и другим необходимым для его биологи­
ческого существования условиям, а возникли в результате его куль­
турной деятельности и стали ее регулятором. Тем не менее вопрос о соотношении культуры и природы является важнейшим в куль­
турологии.
1. 3. Проблема специфичности культуры
Специфичность культуры состоит в том, что она характеризует только существование человека. Человек является единственным существом, культурным в родовом и индивидуальном смыслах. Дру­
гие творения природы, какими бы высокоразвитыми они ни были, не могут быть охарактеризованы как культурные. К примеру, поведе­
ние животных, которые живут сообществами или стадным образом, подчас основывается на строгом разделении функций между от­
дельными особями, обеспечивающем выживание вида. Они также способны создавать сложные обиталища и т.д., но ни в одном слу­
чае не может быть и речи о культуре как целенаправленной и осмысленной деятельности. Действия всех существ в животном мире являются результатом их биологического приспособления и передаются от поколения к поколению в неизменном виде посред­
ством генетического кода, т.е. естественным путем. Этим живот­
ные не выделяют себя из природы, а напротив, демонстрируют свое включение в нее. Правда, говоря о культурных растениях или жи­
вотных, мы при этом имеем в виду, что в отличие от диких'Пред­
ков и сородичей эти представители природы обладают свойствами, которые были приобретены ими в результате длительной и кро­
потливой селективной работы, осуществленной человеком, пресле­
довавшим свои цели: они культурны только как часть культурного мира человека.
Сфера природы, которая приобретает культурные свойства под воздействием человека, расширяется. В этом состоит одно из про­
явлений культурно-исторического прогресса человечества. Перво­
начально для закрепления и передачи приобретенной культурной информации и, прежде всего, выработанных программ культурной жизнедеятельности человек использовал только предметы внешне­
го мира. В наши дни он все глубже проникает в природный мир, реализуя свои все более сложные, многообразные и изощренные потребности. Культурный мир расширяется за счет овладения но­
выми и новыми областями природы и сферами естественного бы­
тия. Однако это не единственный путь расширения культурного

20 Глава 1. Культура как предмет изучения мира человечества, а с некоторого времени — даже не главный. По мере развития культуры и человека сфера предметов, которые начи­
нают выполнять функцию культурных кодов, неуклонно возрастет.
Наряду с естественным языком — главным средством общения и передачи культурных смыслов — возникают так называемые «вто­
ричные» языки, или знаковые системы, в роли которых выступают практически все подсистемы культуры: объекты искусства, быта, нормы этикета, техносфера и т.д. Расширение подобных подсистем становится главным направлением расширения мира культуры. Куль­
турный статус и культурный смысл им также придаются посред­
ством человеческой деятельности.
Итак, отличительная особенность культуры состоит' в том, что она создана деятельностью человека. Иначе говоря, культуры, взяв­
шейся ниоткуда, «из ничего», не существует
1
. Даже примитивная культура первобытного человека — качественно иное, неизмеримо более сложное явление, чем поведение животного. Определив связь культуры с деятельностью, человека в том смысле, что последняя порождает культуру, мы остановились на деятельностном принци­
пе понимания происхождения и сущности культуры. Возникает воп­
рос: что такое деятельность человека и в чем заключается ее отли­
чие от поведения других существ?
При ответе на него следует обратить внимание на то, что деятель­
ность человека многопланова и распадается на виды, в каждом из которых реализуются различные функциональные способности чело­
века и достигаются разные цели. Поэтому логично уточнить, всякая ли деятельность человека является культуротворческой. Утвердитель­
ный ответ дать сложно, поскольку можно указать на такие виды или формы деятельности, которые не создают культуру, а разрушают, ее, не сохраняют, а ставят под угрозу ее существование, не развивают, а заводят в тупики катастрофических состояний, порождая духовный кризис. Важно также понять, чем вызывается деятельностная актив­
ность человека, когда и как она возникла. Очевидно, что деятельность человека на сменяющих друг друга фазах исторического бытия не равна самой себе: в разных типах культуры и общества она различа­
ется по своим видам и формам. Из этого следует, что деятельность сама культурно и социально обусловлена.
Существуют два подхода к проблеме деятельности: специально-на­
учный и философский. Первый, специально-научный, ориентирует на ' Мы отвлекаемся от теологической проблемы творения мира «из ничего», имеющей характер догмы в христианстве, поскольку принцип божественного тво­
рения мира — креационизм — находится за пределами науки.

1.3. Проблема специфичности культууры 21 поиски конкретных ответов на вопрос о том, какой вид деятельности был исторически первичным и к каким последствиям в отношении человека и культуры он привел. Известна, например, трудовая концеп­
ция, утверждающая, что труд, прежде всего орудийный труд, т.е. дея­
тельность с помощью специально созданных приспособлений и дея­
тельность по созданию таких приспособлений, был той причиной, кото­
рая преобразовала человека (создала его) и затем привела к возникновению общества и культуры. Труд, особенно в сфере матери­
ального производства, до сих пор является основой культуры.
Второй, философский, подход, объясняя основные предпосылки, условия, структуру, формы культуротворческой деятельности, исхо­
дит из того, что она не вызывается исключительно естественной необходимостью и не заканчивается тогда, когда эта необходимость исчезает. Культурная деятельность осуществляется не какой-либо единственной особью или их разрозненным множеством — она представляет собой особый,вид сопряженной коллективной дея­
тельности. Если сообщества природных существ, например терми­
тов или пчел, действуют на основе исключительно биологических механизмов, их поведение задано генетически, транслируется на­
следственным кодом, то человек включается в коллективность, со­
здавая социальную общность. Деятельность человека в социаль­
ной системе определяется не биологической Необходимостью, а по­
стоянно меняющимися программами культурной жизнедеятельности, которые передаются посредством культурных кодов, языками. ,
Животное, обеспечивая своей активностью собственное суще­
ствование, не преобразует себя и среду обитания, тогда как человек в процессе деятельности не столько-приспосабливается к среде, сколько преобразует природу согласно своим потребностям и в конце концов создает особую среду — искусственно созданный мир культуры. При этом он одновременно преобразует и себя, как своювнеш-нюю, телесную природу, так и внутренний мир. В про­
цессе деятельности человек выделяется из среды, на которую он воздействует, заменяя природные связи с нею иными — социокуль­
турными, которые он делает предметом своего особого воздействия.
Объектом культурной деятельности становится уже не только при­
рода", но и все то, что вовлекается в процесс преобразования и воз­
действия субъекта. Субъектом также выступает не единичная особь, а человек как носитель культурно-исторической активности, акку­
мулирующий в себе конкретные социокультурные характеристики и культурно-исторический опыт того общества, которое он пред­
ставляет. •

22 Глава 1. Культура как предмет изучения
Понимание культурной деятельности как особого вида субъект- но-объектного отношения выводит культурологию за пределы кон­
кретно-эмпирического исследования, на котором строятся частные культурологические науки, и поднимает ее на необходимый уровень теоретического обобщения.
1.4. Сущностные характеристики культуры
Поскольку культурная деятельность детерминирована не биоло­
гическими механизмами, а «сущностными силами человека», то и вос­
производство этих сил достигается не природными средствами, а теми, которые возникают в результате этой деятельности, даже если в их основе имеется природное субстратное начало. Таким образом, куль­
турная деятельность •— это деятельность по созданию нового, того, чего не имелось в природе и что не могло бы возникнуть по ее собственным законам. Поэтому есть все основания толковать куль­
туру как творчество, освободив это понятие от иррационалисти- ческих и мистических привнесений. Творческое начало в челове­
ческой деятельности представляет собой социокультурный механизм переработки и создания новых смыслов. Их овеществление ведет к созданию все более' высоких в духовно-ценностном отношении пред­
метов культуры. В каждой культуре сочетаются две тенденции: ру­
тинная деятельность, т.е. воспроизводящая (репродуцирующая) уже достигнутый уровень культуры, и развивающаяся культура, отмечен­
ная креативной, творческой, продуктивной способностью. Усиление второй тенденции определяет прогресс культуры.
Культурная деятельность как способ реализации активности субъекта отличается еще одной важнейшей особенностью: свобо­
дой. Это не слепой, подчиняющийся жесткой необходимости, а целе­
направленный, сознательный и свободно ориентированный процесс, предполагающий столь же свободный выбор средств своего осу­
ществления. Вне свободы нет культурного творчества, в этом смы­
сле она является сущностной характеристикой культуры. Конечно, каждый раз свобода реализуется в определенных условиях, при на­
личии конкретных предпосылок, прежде всего материальных возмож­
ностей, предоставляемых уже достигнутым уровнем развития куль­
туры. Чем менее культура обусловлена природными и материальны­
ми факторами своего существования и развития, тем полнее выражается в ней дух свободы. Таким образом, речь не может идти об абстрактном понимании свободы или о ее абсолютном воплоще- нии! Она всегда имеет конкретные формы свой культурной реализа-

1.4. Сущностные характеристики культуры 23 ции, основанные на ее объективных возможностях. Но в любом слу­
чае свобода является тем универсальным принципом, вне которого культурная деятельность бессмысленна и невозможна. С развитием культуры, особенно материальной, общество в целом повышает уро­
вень гарантий свободного развития, а вместе с тем растет значи­
мость индивидуальной свободы как одной из высших ценностей. Куль­
турная деятельность характеризуется творческим, свободным и сози­
дательным началами.
Еще одна важная особенность культурной деятельности заключа­
ется в том, что она предметна по своей сути, т.е. направлена на создание предметов. В противном случае она имела бы эфемерный характер или попросту была бы невозможной. Предметы культуры могут быть лишены природных оснований, т.е. обладать только ду­
ховной сущностью, либо иметь вид материального образования — вещей. В последнем случае главной составляющей выступает то духовное содержание (идея, замысел, ценности), которое в них за­
ложено и овеществлению которого они служат. Конечно, матери­
альная основа не есть что-то случайное в процессе овеществления.
Она органически связывается с идеальной сущностью, выражая ее.
Таким образом, мир культуры подразделяется на две составля­
ющие —
:
материальную и духовную и определяется как совокуп­
ность материальных и духовных ценностей, явившихся результатом человеческой деятельности. Такое разделение нередко основывает­
ся на представлении, что в культуротворчестве действуют два неза­
висимых начала — духовное и материально-практическое. Первое начало обычно считалось высшим, олицетворяющим творчество как таковое (в религиозных и идеалистических учениях о культуре считается так до сих пор), второе — низшим,- менее творческим.
Дух, или духовное начало,.как полагают в данном случае, проявляет­
ся в особой самостоятельной деятельности, которой свойственны созидание и свобода. В итоге этой деятельности создаются высшие ценности, овладение которыми составляет смысл человеческого су­
ществования. Материальное же начало, подчиненное духовному, ме­
нее активно или вовсе лишено активности. Если оно и способно проявлять себя самостоятельно, то может вести только к порожде­
нию предметов низкого ценностного значения, которые разрушают духовность, так как удовлетворяют лишь физическую, чувственную природу человека.
Но подобно тому, как человек предстает целостностью, в кото­
рой духовная жизнь составляет лишь одну сторону его бытия, куль­
тура и культурная деятельность являют собой нерасторжимые един­
ства духовной и материальной сторон. Противоположность мате-

24 Глава 1. Культура как предмет изучения рии и духа в структуре культуры имеет лишь относительное зна­
чение. Следует иметь в виду, что чисто духовное начало не может стать духовным достоянием культурного использования (потреб­
ления), не будучи воплощенным в материальную оболочку. Раз­
личные способы материализации духа — физически-телесный, вещественно-технический, социально-организационный, знаково-ин- формационный и. др. — необходимы для его сохранения за предела­
ми породившей его душевно-духовной жизни индивида. Только та­
ким путем духовное творчество отдельного человека, общества и культуры, распространяясь по многочисленным каналам социаль­
ной и культурной коммуникации, может стать достоянием других людей, приобрести общечеловеческую значимость.
Материальная оболочка, в которую вошло духовное содержание, становится знаком. Каждый культурный предмет обладает знако­
вой функцией. Следовательно, материальность в нем теряет свой самодовлеющий статус, поскольку она подчиняется задаче сохра­
нить и передать духовное значение. Духовная культура в опреде­
ленном смысле предстает знаковой системой, воспринимая кото­
рую человек обнаруживает содержательную сторону и формирует свое отношение к ней. Осваивая смыслы культурных знаков и символов, он входит внутрь культуры, овладевает ею. Духовное в знаковой системе выступает содержанием, а материальное — фор­
мой культуры. Но сводить духовную деятельность и духовную куль­
туру только лишь к семиотическим процессам и знаковым систе­
мам — значит существенно сужать их сферу.
Выделение, а нередко и противопоставление материальной и ду­
ховной сфер культуры, как это имеет место в ряде культурологи­
ческих концепций, создало еще одну теоретическую проблему. Су­
ществует традиция разделения единого культурно-исторического бытия человека на две составляющие: культуру и цивилизацию.
Хотя в обыденной практике мы нередко пользуемся этими слова­
ми как синонимами, говоря, например, «древние цивилизации» и «древ­
ние культуры», «цивилизованный человек» и «культурный человек», однако на теоретическом уровне мы встречаемся с концепциями, которые не только разделяют данные понятия на том основании, что они обозначают разные сущности, но даже противопоставляют их. Нередко под культурой понимают состояние нации или обще­
ства в стадии высокой творческой активности, когда господствуют духовные идеальные начала, ценности и устремления, а также про­
дукты соответствующей деятельности. Человек при этом охвачен свободным устремлением к созиданию нового. Цивилизацией же именуют общество в фазе упадка творческой активности, переме-

1.4. Сущностные характеристики культуры 25
ЩОНИЯ
деятельности с духовных предметов в сферу материально- h). Ее материализация якобы неизбежно гасит свободные порывы
К высшим ценностям, ведет к репродуктивным формам производ­
ства: значение приобретает не целостная органичная жизнь, а фор­
мализованное, строго упорядоченное и принудительно регулируе­
мое бытие; в результате материальные ценности и стремление к ним (цивилизация) подавляют духовные проявления культуры.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38


написать администратору сайта