Главная страница

Культурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.. Солонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган


Скачать 2.31 Mb.
НазваниеСолонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган
АнкорКультурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана..pdf
Дата05.03.2017
Размер2.31 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаКультурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана..pdf
ТипУчебник
#3400
КатегорияИскусство. Культура
страница8 из 38
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   38

86
Глава 5. Субъект культуры времена называлась по-разному: сверхреальное, трансцендентное! виртуальное, умозрительное, интеллектуальное, рациональное, a6cq рактное, духовное, сознательное и др. В самом общем виде ее мо но определить как присутствие в человеке и в человеческом <а обществе способности удваивать мир: «накладывать» на мир реалй ных вещей и процессов мир ирреальных сущностей (последни! хотя и связаны с реальностью природных феноменов, но обладаю; определенной автономностью).
Итак, собственно человеческое в человеке — это сверхприро ное, идеальное, надстроенное над реальностью. Человек облада
«второй природой», и именно тогда, когда в его поступках проявл ется это качество, он становится субъектом. Его поступки и дей ствия определяются не только материально-природными зависим стями, но и осознанным выбором. Такова же, как мы видели, и одн' из характерных черт культуры. «Вторая природа» культуры сопри! частна «второй природе» человека. Следовательно, человек являет ся человеком постольку, поскольку он погружен в культуру, выст" пает субъектом культурных преобразований, обладает возможно)? стью, навыком, необходимостью находиться в двух мирах, сопрягат их в каждом акте своей жизни.
Воспитанность. Разумеется, люди должны поддерживать своя физиологическое существование, поэтому в своих поступках они нередко руководствуются «зовом природы». Тем не менее в боль) шинстве случаев человеческие желания и действия подчиняются требованиям и указаниям, исходящим не из сферы природных ин стинктов, а из области сверхприродной, духовной. В зависимости Ж
тех или иных обстоятельств приоритетность природных и духов^ ных импульсов может варьироваться — вплоть до радикальног отказа подчиняться закону одной сферы и полного подчинения дру? гой. В одних ситуациях человек может полностью «озвереть», руко! водствоваться только инстинктами, в других, напротив, совершенна игнорировать веления природы и следовать исключительно «духов­
ному стремлению». Однако чаще всего учитываются оба момент
— природный и сверхприродный. Причем зависимость людей о"
1 произвола природных стихий от века к веку ослабляется, степен
: воздействия на человеческую жизнь надприродного компонента возрастает. В этом проявляется прогресс человечества, который как раз и исчисляется мерой возрастания в обществе неприродностиу или культурности. Сегодня определяющую роль в человеческой судьбе играют не физиологические, а культурные условия; ведущее положение при формировании жизненного проекта человека при всех оговорках занимают факторы сверхприродные.

5.1. Субъект культуры — человек культуры 87
Более того, сам человек — даже в своих внешних, физиологи­
ческих контурах— является существом «окультуренным», т.е. сфор­
мованным по канонам культурных императивов, которые отфиль­
тровывают природность как на индивидуальном, так и на обществен­
ном уровнях. Иначе говоря, из мира вообще, из окружающей действительности, из природных задатков, дающихся человеку при рождении, выбирается не все, а только то, что необходимо в данных конкретных условиях. При этом выборка в большей степени дик­
туется не природной предрасположенностью, а культурной целесо­
образностью.
Креативность. Как нами уже не раз отмечалось, не все действия человека правомерно именовать собственно человеческими. Чело­
век может прожить долгую жизнь, но так и не заявить о себе как о человеке — субъекте культуры, т.е. существе, наделенном сверхпри­
родными качествами и способном их проецировать вовне. При этом он даже может считать себя вполне счастливым — успешно обеспе­
чивая полное удовлетворение непосредственных физиологических потребностей и довольствуясь достигнутым. Прозябание, каждоднев­
ное «отправление нужд тела» и полное отсутствие иных желаний — то, что чаще всего называется «обывательством», — зачастую пред­
ставляется удобной позицией не только самим «агентам» (конкрет­
ным людям), но и «правителям»: населением, озабоченным лишь до­
быванием и поглощением «хлеба насущного», легко манипулировать.
Таким образом, «животное» существование — это не только кошмар антиутопий; реальность подчас превосходит любые, самые страшные пророчества. Существование, которое замыкается на дословной реп­
родукции одних и тех же бытииственных форм — рано или поздно окостеневающих, запечатлевающихся в структурах реальности и ста­
новящихся в некотором роде аналогом «первой природы» — ив своем настоящем прямо «цитирует» прошлое, по сути, не является человеческой жизнью: В нем отсутствует надприродное начало. Тем- то и отличается надприродность от природности, что, несмотря на нею свою нормативность, культурность, не является непреложной.
Любая абсолютизация сверхприродного принципа, возведение его в ранг неотвратимого, вводит его в царство природы, потому что при­
нудительной жестокостью обладают естественные явления.
Человеческая же деятельность не замыкается в границах при­
роды. Она имеет культурный, творческий характер и направлена на трансформацию природного и надприродного миров. Другими сло­
нами, человек выступает субъектом культуры лишь тогда, когда со­
здает новые формы жизнедеятельности, несводимые полностью ник прошлому природному, ни к прошлому надприродному. Он не

Глава 5. Субъект культуры просто активен, но творчески активен. Необходимость учитыват реально-идеальный контекст, сформованность по ценностно-культур, ным канонам не препятствует созидательной деятельности, хот иной раз может казаться ущемлением прав индивидуальное препятствием в проявлении ее уникальности. Обратим внимани что акты простой деструкции, уничтожения, ниспровержения не могу считаться признаками субъективно-культурной деятельности щ
людей или народы, совершавших подобные действия, по праву назад вают варварами.
Итак, среди наиболее важных характеристик субъекта культур выступают сознательность (способность и потребность проявлят надприродные качества), воспитанность (сформованность по реаль но-идеальной культурной матрице) и креативность (умение произ, водить «культурный продукт», не уничтожая великие ценности пр шлого, но, напротив, используя их в своих действиях).
Субъект культуры, как и субъект любого иного порядка, — это активно действующая инстанция. Поэтому следует рассмотрет характер и основные черты культурной деятельности.
Культурная К основным критериям • культурной деятельност деятельность человека можно отнести символичность, смысло! пологание, коммуникативность, регламентирова ность, созидательность. Рассмотрим эти критерии.
Символичность. Как мы уже убедились, не любую деятельност можно считать культурной. Однако всякий поступок, любой жест и каждое слово, произносимое человеком, могут стать при определен;; ных условиях культурным актом. Это становится возможным лиш

тогда, когда поступок совершается человеком как человеком, т.е существом, в котором реализуется культурный потенциал, «отра жаются» идеальные горизонты. Принципиальное значение имее не то, что фиксируется реально, что мы можем «снять» при помощи тех или иных датчиков, а то, что находится над реальностью движе­
ний, таится под реальными перемещениями тел и вещей или какой смысл имеет данное действие. Поэтому первым критерием куль­
турной деятельности следует считать способность посылать и вос­
принимать трансцендентные (т.е. сверхреальные) указания, или, точ; нее, символичность поступков. Слова, позы, звуки, мускульное на­
пряжение, пространственно-временные перемещения, манипуляции с окружающими предметами только тогда обретают культурно-че­
ловеческое значение, когда не замыкаются в пределах природной объективности, но предполагают и иные измерения, т.е. объединяют

5.1. Субъект культуры — человек культуры
89
В себе то, с чем мы сталкиваемся как существа природные, и то, что апеллирует к нам как существам надприродным, культурным.
Смыслополагание. Человеческие поступки не оцениваются по
•"ой же схеме, что и явления окружающей действительности. Как кже упоминалось, сам по себе феномен реального или идеального
[Мира «пуст», т.е. он не предопределяет своего места в человечес­
кой культуре, а, напротив, определяется им. Первостепенное значе­
ние имеет отношение к нему со стороны человека и человеческого сообщества: то, в каких случаях, как именно он оценивается, встра­
иваясь в иерархическую систему значимостей. Культура наделяет любой факт, как человеческий, так и входящий в орбиту человечес­
кой жизни, смыслом, сущностью, значением. Соответственно, куль­
турная деятельность с неизбежностью должна учитывать это об­
стоятельство и потому носить осмысленный характер. Действен­
ные акты производятся не автономно, сами по себе, но всегда полагаются в общей ценностной структуре.
Коммуникативность. Деятельность субъекта культуры не сво­
дится к простой активности индивида или сообщества, спонтанной разрядке энергетических импульсов. Она всегда предусматривает адресата, человека или группу людей, способных адекватно, т.е. на том же уровне восприятия, откликнуться на плоды творческих уси- ший. Благодаря этому возникает специфически человеческое обще­
ние между индивидами, формируется сообщество людей, некоторая
Их совокупность, а не просто собрание разрозненных существ, волей случая находящихся в одном месте и в одно время. Такая коммуни­
кативная целенаправленность отличает человеческое общество от животного стада. В стаде тоже происходит обмен информацией —
.шери «общаются», но их «общение» происходит по поводу реально­
сти, и этим необходимость контакта исчерпывается. В социуме на­
ряду с теми же проблемами, которые возникают в зверином стаде, существует масса других аспектов, не редуцируемых только к необ­
ходимости физиологического воспроизводства жизни. Ойи «завя­
зываются» в сверхприродной сфере, а потому предполагают и взаи­
модействие индивидов на этом уровне.
Регламентированность. «Культурный контакт» — это предва­
рительное условие всякой культурной деятельности. Он должен состояться, иначе сама деятельность лишается смысла. Следовательно,
[Культурная деятельность регламентирована. Если отсутствуют
Принятые в данном сообществе формы и каналы, по которым выс­
траиваются коммуникативные цепочки, или ими пренебрегают, об-
Шение ,не может произойти. Любое общество вырабатывает те

90
Глава 5. Субъект культуры конкретные формы, в которые облекается культурная деятельность! и вне которых она неприемлема. Такие формы варьируются в за] висимости от времени и места. Они не остаются неизменными. значительной степени история культуры как раз и является иста рией таких регламентированных и в то же время бесконечно мещ ющихся коммуникативных форм выражения. Случаются и срывъ когда регламенты культурной деятельности одного народа ника| не соотносятся с регламентами других. Это лишний раз свидетель
1 ствует о несовершенстве каждой отдельной цепочки. Тем не менет регламентированность является столь же необходимым, как и вЦ предыдущие, четвертым критерием культурной деятельности.
Созидательность. И наконец, последний критерий культурной деятельности состоит в том, что это всегда созидательный акт,;:
котором объективируется творческий потенциал человека. Созид! тельность может быть предельно традиционной, не противопоста| лять себя существующим нормам и правилам, вплетаться в ни$ вносить новые краски и ароматы в прихотливую канву общег|
«культурного рисунка». Или, напротив, выражать собой открыты! протест против традиции, быть средством активной борьбы с наси­
лием отживших старых форм и даже их ниспровержения. Однак! культурная деятельность принципиально отличается от деструкти| ных актов: ее первоочередной пафос направлен не на разрушение уничтожение существующего, а на утверждение нового — на сон дание инцх культурных форм, привлечение внимания к неизвеи ным ранее возможностям человека и человеческого общества, о| крытие неведомых прежде горизонтов.
Этими критериями культурная деятельность, разумеется, не иЦ черпывается. Она предполагает и другие аспекты. В перечне пред ставлен лишь тот необходимый минимум, без которого деяния субъек та нельзя квалифицировать как культурные, а сам агент действие не может считаться субъектом культуры.
В заключение еще раз обратим внимание: все перечисленные выше характеристики субъекта культуры и черты культурной дЦ тельности в равной степени относятся как к индивиду, так и сообществу. Индивидуальный или коллективный культурный субъе* проявляется лишь тогда, когда в нем ощутимо присутствуют Hai природная духовность, сформованность или воспитанность по onpd деленной культурной модели, а также творческая инициатива. Х| рактер же его культурной деятельности определяется совокупив стью признаков, важнейшими из которых выступают символичности смыслополагание, коммуникативность, регламентированность и с<( зидательность.

5.2. Культурная самоидентичность
91
5.2. Культурная самоидентичность
11чентичность Понятия «идентичность», «самоидентичность»,
(самоидентич- «идентификация» и «самоидентификация» пришли
Кость) в психоло- в
культурологию из психологии и социологии. гни и социологии «Идентификация» происходит от лат. identifico, что можно перевести как «отождествляю». В совре­
менном русском языке «идентификация» и «самоидентификация» юбычно используются как синонимы. ч
В психологической литературе под идентификацией подразуме­
вается сложный процесс эмоционально-психологического и иного самоотождествления индивида с другими людьми, группой, идеаль­
ным образом, художественным персонажем.
Понятие «идентификация» было введено 3. Фрейдом и прочно пошло в практику психоанализа. В психоаналитической традиции процесс идентификации трактуется как необходимый этап взросле­
ния, а также как важнейший механизм, обеспечивающий способ­
ность Я (Эго) к самореализации. Ребенок (или просто слабый, неса­
мостоятельный человек) имитирует слова и поступки родителя (ро­
дителей, избранного кумира), пытается воспроизвести в своей жизни
«то эмоционально-психологические стереотипы. Такие действия —
(непустое и непраздное занятие, они выполняют очень важную функ­
цию защиты от окружающего мира, позволяют преодолевать страх и подавленность. Благодаря многократному уподоблению своего Эго кумиру формируется инстанция Супер-Эго (Сверх-Я), которая в последующем будет выступать одновременно и цензором поступ­
ков человека, доставляющим ему подчас немалые хлопоты, и щи- froM от невзгод жизни. -
Французский ученый, считавший себя верным последовате­
лем идей 3. Фрейда, Ж. Лакан более подробно описал этапы и механизмы процесса самоидентификации как необходимого ус­
ловия вхождения в социально-культурное пространство. По мне­
нию ученого, человек проходит в своем развитии три стадии —
«воображаемого», «символического» и «реального». На первой, ранней, стадии становления субъекта Я жаждет слиться с тем, кто мспринимается как Другой. Ребенок, ранее воспринимав­
ший собственное отражение как другое живое существо, начина­
ет отождествлять себя с ним. Этот воображаемый образ самого кебя, которым обладает каждый человек, — его личная самотож-
•ественность. Стадию «вообража-емого», или, как ее еще называ­
ет Ж. Лакан, стадию «зеркала», все мы переживаем от 6 до 18

92
Глава 5. Субъект культуры лет. Определение Я через Другого приводит к пониманию соци| ального как такового. Обычно Другим выступает мать, с которо" у субъекта завязываются непосредственные отношения. На вт<& ром этапе — стадии «символического» — центром притяжени выступает отец, в фигуре которого персонифицируются соци
1 альные запреты и ограничения. Самоотождествление с Други
(отцом) знаменует встречу с культурой как институтом. Имени на этой стадии происходит интеграция в социально-культурны' контекст, эмоционально-психологическое единение с определе
- ной традицией. И, наконец, третья стадия — стадия «реального» может считаться «просто историей», т.е. конкретной индивидуал ной практикой объективации человеком собственного Эго в р альном социальном контексте, в процессе которой удовлетвор ются (или не удовлетворяются) его потребности. Заключител ный этап позволяет человеку осознать как его тождественность- единым социально-культурным организмом, так и отличие от нег^
(индивидуальность), тем самым определяется место человека окружающем мире. Насколько адекватно представление индив да о себе, о том, чем является его Я, зависит от множества обсто тельств. Ни одна стадия процесса идентификации не проходит бе болезненно.
В социологии при помощи термина «идентификация» описыв ются механизмы и практики вхождения человека в социально пространство, помогающие ему овладевать различными видами с л 1 циальной деятельности, усваивать и адекватно воспринимать с циальные нормы и ценности, воспроизводить определенные рол: вые установки. Усвоение тех или иных видов социальной прдктй; ки происходит в результате того, что идентификация протекает ;
! разнообразных формах. Различаются три основных формы идеи; тификации:
— непосредственно эмоциональное отождествление себя с ре альными или вымышленными людьми (с родителями, героями ромд| нов и кинофильмов и пр.), итогом чего становится в первую оч редь копирование внешних признаков деятельности;
— причисление себя к номинальной социальной группе, что при водит к усвоению важных социально-поведенческих стереотипов;:
— отождествление себя с реальной социальной группой, че" обусловливается стойкая убежденность в своей полной сопричаст? ности нормам и требованиям данной социальной общности. В про цессе идентификации человек обретает идентичность ^— ощущение принадлежности к какому-либо сообществу, чувство того, что он н

5.2. Культурная самоидентичность
93
один и что его неповторимая индивидуальность защищена от хаоса одиночества определенной традицией.
Психосоциальная Понятие «психосоциальная идентичность» было идентичность введено американским психологом и психотера-
. певтом, причисляемым к неофрейдистской тра­
диции, Э. Г. Эриксоном. Под идентификацией личности Эриксон понимал субъективное чувство и в то же время объективно на­
блюдаемое состояние самотождественности и целостности инди­
видуального Я, сопряженное с уверенностью человека в тожде­
ственности, истинности и целостности того или иного разделяемо­
го с другими людьми образа мира и своего места в этом мире.
Идентичность выступает фундаментом всякой личности и показа­
телем ее психосоциального благополучия. По Эриксону, она вклю­
чает в себя следующие моменты:
— внутреннее тождество субъекта при восприятии окружающе­
го мира, ощущении времени и пространства;
— тождество личных и социально принятых мировоззренческих установок;
— чувство включенности Я-человека в какую-либо общность.
Таким образом, идентичность включает несколько аспектов.
У всякого человека существует уверенность, что «Он есть», т.е. существует как автономная уникальная индивидуальность, в'опреки всем очевидным изменениям, которые происходят вокруг него и в нем самом. Не меньшее значение имеет нормативность индивиду­
ального психического развития и душевного благополучия (личност­
ная идентичность). Эта норма не обязательно выражается в имено­
вании, своде отчетливо осознаваемых правил, озвученных поведен­
ческих регламентов. Очень часто она ощущается интуитивно, на предсознательном уровне, действует как «непонятно кем спущен­
ный императив». Признак принадлежности индивидуального бытия к некоторой социальной общности, определяемой конкретной исто­
рической данностью (групповая или коллективная идентичность), выступает еще одной стороной идентичности. И наконец, послед­
ний ее аспект — свидетельства обретения экстенциальной, т.е. фун- дамфтально-жизненной, устойчивости перед лицом угрозы несу­
ществования-смерти.
Общим моментом перечисленных аспектов идентичности, а так­
же главным условием их формирования, согласно Эриксону, высту­
пает соотношение психологических и социокультурных параметров жизни человека. Они принимаются как соответствие (или,

94 Глава 5. Субъект культуры напротив, несоответствие) духовного содержания конкретно-истори­
ческой эпохи, реализованного в пределах определенной группы лкъ дей, и внутренних — осознаваемых и неосознаваемых — запросов личности. Очень часто мы слышим сетования вроде: «Мне надо было родиться в другом времени или в другом месте» либо, напротив, торжествующее: «Я нахожусь именно там, где должен был находить­
ся!». Они как раз и выражают крайние позиции различных вариаций идентификации. Первая фраза передает ощущение человеком своей* принадлежности иному социокультурному контексту, отличному от времени и места, в котором ему довелось родиться. Вторая указыва­
ет на адекватное восприятие им окружающей действительности, аб-| солютное отождествление себя с реалиями жизни.
Личностная психосоциальная идентичность, таким образом, — это знание того, «кто я есть,в мире», ощущение факта своего конкретного бытия, встреча со своим «подлинным Я». Частое отсутствие уверен-
3 ности в том, что его Я созвучно миру, побуждает человека к дей­
ствию либо служит причиной страдания. Индивид оценивает себя, во-первых, на основе мнения о себе окружающих, руководствуясь со­
циальными нормами, культурными установками, высказываниями д о т гих людей, во-вторых опираясь на собственные критерии оценки себя; и окружающего мира. Благодаря непрерывному сравнению этих оце­
нок возникает (или не возникает) тождество личностной и социо-f культурной идентичностей, что в свою очередь служит признаком
3 адаптированности человека к среде обитания.
Идентичности принадлежит ведущая роль в обретении индивид дуумом психосоциального равновесия. В процессе идентификации огромное значение имеют культурные и этнические характеристик ки группы, в которую включен человек, ее обычаи и нравы, религи| озная практика, нравственные установки, особенности материально- экономической деятельности, способы организации труда и быта и пр. Из этих форм социальной и культурной деятельности — «ре-I зервуара коллективной целостности», как называет их Эриксон, -Ж человек черпает собственные социальные роли, лексические и фра- зиеологические шаблоны, регламенты поведения, а также их оце^| ночно-смысловое наполнение.
Следует акцентировать внимание на том, что идентификация, равно как и социокультурная идентификация, это не «разовое-мероприятие» ; или некоторая стадия в развитии, заканчивающаяся при достижении • человеком определенного состояния, но непрерывный процесс приоб- ретения им новых психосоциальных и культурных характеристик, • также утраты старых. На каждом этапе жизни значимыми, доминант­
ными для человека могут быть самые разные социокультурные уста-,

5.2. Культурная самоидентичность
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   38


написать администратору сайта