Главная страница

Культурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.. Солонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган


Скачать 2.31 Mb.
НазваниеСолонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган
АнкорКультурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана..pdf
Дата05.03.2017
Размер2.31 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаКультурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана..pdf
ТипУчебник
#3400
КатегорияИскусство. Культура
страница10 из 38
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   38

f
1
Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998. С. 230

Глава 6
ЯЗЫКИ И СИМВОЛЫ КУЛЬТУРЫ,
КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ
(СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ)
6.1. Информационно-семиотический подход к культуре
Семиотика — это наука о знаках и знаковых системах. Основы! ее были заложены в XIX в. американским философом и логиком?
Ч. Пирсом и швейцарским филологом и антропологом Ф. де Сое* сюром (последний называл ее семиологией). Говорить о семиотики культуры — значит рассматривать знаковые средства культуры щ
трактовать культурные феномены как составленные с помощыш этих знаковых средств «тексты», которые несут в себе определен-: ную информацию.
Как бы ни были различны определения культуры, даваемые разными авторами, в них всегда предполагается, что содержание] культуры находит выражение в языке. Под языком в обиходе' обычно понимают естественный разговорный язык — русский,; английский, китайский и т.д. Всякий разговорный язык представ ляет собой систему знаков, или код, с помощью которого' люди] общаются, выражают и передают друг другу разнообразную ин­
формацию. Существуют и другие знаки и системы знаков, способ­
ные служить этой цели (например, язык жестов, знаки дорожного движения, нотная грамота, штриховые товарные коды, картографи­
ческие знаки и др.). Языком в широком смысле называют не только разговорный, вербальный язык, но любую систему знаков,
которая может использоваться людьми в информационно-комму­
никативных целях.

6.1. Иформационно-семиотический подход к культуре 111
Знаковые средства и накапливаемая с их помощью информация — важнейшие, всеобщие и необходимые компоненты любой культу­
ры. Учитывая это, можно рассматривать культуру как мир знаков, с помощью которых в человеческом обществе сохраняется и накап­
ливается социальная информация (или, иначе говоря, как мир соци­
альной информации, сохраняемой и накапливаемой с помощью со­
зданных людьми знаковых средств). Такой подход к пониманию культуры называется информационно-семиотическим
1
.
С информационно-семиотической точки зрения культура есть особая, свойственная человеческому обществу «надбиологическая» форма информационного процесса, которая принципиально отлича­
ется от информационных процессов, имеющих место у животных, и обладает несравненно более богатыми возможностями. Если у жи­
вотных информация кодируется хромосомными структурами и ней- родинамическими системами мозга, то в культуре хранилищами и каналами передачи информации становятся внешние по отноше­
нию к телу человека структуры.
Выражая свои мысли и представления в созданных людьми зна­
ковых системах, индивид объективирует их. Это значит, что они как бы отделяются от него, приобретают самостоятельное, внеличност- ное существование. Они становятся социальной информацией,
носителем которой оказывается уже не один данный индивид, а общественная культура. В отличие от биологической социальная информация, выраженная в знаковых системах, не исчезает со смер­
тью добывшего ее индивида. Культура образует специфически чело­
веческий, внегенетический «механизм» ее наследования — соци­
альную наследственность. Благодаря культуре в обществе стано­
вится возможным то, что невозможно в животном мире, — историческое накопление и умножение информации, находящейся в распоряжении человека как родового существа.
Культура — это коллективный интеллект и коллективная па­
мять, т.е. надиндивидуальный механизм хранения и передачи сооб­
щений (текстов) и выработки новых (Ю.М. Лотман). Знаки и зна­
ковые^ системы представляют собой «детали» этого механизма.
Чтобы разобраться в том, какова их природа и как они функциони­
руют, рассмотрим культуру в трех аспектах: во-первых, как мир артефактов, во-вторых, как мир смыслов, в-третьих, как мир знаков.
1
В основе этой концепции лежат культурологические идеи, выдвинутые в работах Э. Кассирера, Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского, Вяч Вс. Иванова, Г. Гадаме- ра.'А. Моля, B.C. Степина, Д:И. Дубровского и других исследователей.

112 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
Культура как мир Создавая культуру, люди отделяются от природы! артефактов и строят новую, «сверхприродную» среду обита-; ния. Нас с детства и до старости окружает с всех сторон эта «сверхприродная» культурная среда: пеленки и со ски, игрушки и книги, одежда и мебель, стекло и бетон, звуки музык

и электрический свет — все это продукты человеческого труда.-
Следы человеческого воздействия несет в себе даже то, что мьв
едим и пьем, даже воздух, которым мы дышим. Человечество живет как бы на грани двух миров — существующего независимо от него, мира природы и созданного им мира материальной культуры, при-] чем в ходе исторического развития человеческого общества пер­
вый все больше заслоняется вторым (хотя превратить материаль­
ную среду культуры в замкнутую сферу и полностью отгородить­
ся ею от природы невозможно).
Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно; созданные человеком предметы и явления называют артефактами
(от лат. arte — искусственный и factus — сделанный). Артефакты — феномены культуры — это сделанные людьми вещи, рожденные ими мысли, найденные и используемые ими средства и способы действий.
Культура включает в себя не только то, что находится вне человека, но и изменения, которые он производит в самом себе, в своем теле и-в. своей душе, в собственном физическом и духовном облике.
Итак, культура есть мир артефактов •— мир человеческой дея­
тельности и ее продуктов. Это ее первая важнейшая характеристи; ка. Она особенно важна тогда, когда речь идет о материальной
культуре — вещах, домах и сооружениях, технике и вообще обо всем том, что образует «вторую природу», которую человек создает собственными руками вокруг себя. Но одной этой характеристики еще недостаточно для понимания сущности культуры.
Культура как мир Человек — порождение природы, и все ее законы смыслов сохраняют свою силу в его деятельности так же, как и в любых природных процессах. Никто не может отменить или нарушить их. Все, что человек творит, возникает не вопреки объективным законам природы, а в соответствии^ ними.
В чем же тогда разница между предметами культуры и вещами при­
роды? Видимо, только в том, что человек вносит в свои творения некую «человечность», т.е. что-то специфически-человеческое, прин ципиально не могущее возникнуть без него. Эта-то «человечность» и превращает продукты его деятельности в предметы культуры.
Явления природы, рассматриваемые в их собственном, независи­
мом от человека бытии, обладают свойственными им характеристика-

6.1. Иформационно-семиотический подход к культуре 113 ми. Эти характеристики составляют их объективную определенность, и кроме нее никакой другой определенности они не имеют. Иначе об­
стоит дело с артефактами — предметами культуры. В отличие от явле­
ний природы они обладают двойственной определенностью. С одной стороны, у них, как и у природных явлений, тоже есть объективная оп­
ределенность, т.е. их можно рассматривать как реальность, которая существует сама по себе, отдельно от человека и характеризуется объек­
тивно присущими ей свойствами. Но, с другой стороны, артефакты имеют еще и иную, субъективную определенность: в них воплощено то, что называют «смыслом», «значением». Эта субъективная опреде­
ленность появляется у них потому, что человек «опредмечивает» в них свои представления, Цели, желания и т.д. Они-то (представления, цели, желания и т.д.) и есть та «человечность», которую вносит чело­
век в продукты своей деятельности.
Иначе говоря, люди не только практически, но и духовно «обра­
батывают» предметы своей деятельности, вкладывая в них то, чего объективно, вне отношения к человеку, к его сознанию, у них нет и не может быть. Попадая в сферу человеческой деятельности, эти предметы приобретают новое, «сверхприродное», качество: способ­
ность заключать в себе человеческий смысл, нести на себе отпеча­
ток человеческого духа, служить человеку его собственным отра­
жением. Таким образом, они выступают как предметы культуры благодаря духовной активности человека.
Наиболее очевидным образом способность человека наделять свои творения смыслом проявляется в речи: люди приписывают звукам своей речи смыслы, которыми они физически — как колеба­
ния воздуха — сами по себе не обладают. Но смысл имеют не только слова и высказывания — им так или иначе проникнуто все, что человек делает и что составляет культурную среду его обита­
ния: произведения искусства и правила этикета, религиозные обря­
ды и научные исследования, учеба и спорт и т.д. Смысл любого предмета, с которым имеют дело люди, выражается хотя бы в его предназначении, роли, функциях: смысл станка — в том, что он нужен для производства, автомобиля ^— в его использовании как средства передвижения, предметов домашнего обихода, мебели и посуды — в возможности удовлетворить с их помощью бытовые потребности и привычки. Кроме того, названные вещи могут иметь и иной смысл. Скажем, главным смыслом автомобиля для владель­
ца роскошного «Мерседеса» может быть престижность этой марки.
Обратите внимание: предметы, взятые сами по себе, вне их отноше­
ния к человеку, никакого смысла не имеют. Можно сколько угодно изучать, например, египетскую пирамиду, всматриваться в нее, исследо-

114 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды вать ее строение, измерять, проводить физико-химические анализы и , т.д., но обнаружить в ней какой-либо смысл не удастся, если при это» рассматривать ее просто как физическое тело. Ее смысл существуе1 не в ней самой, а в культуре, произведением которой она является. I чтобы понять его, надо изучать эту культуру, а не только пирамиду. I фантастической повести А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине< люди сталкиваются с зоной, в которой прилетавшие на Землю инопла нетяне оставили какие-то предметы. Эти предметы загадочны, их yet ройство и свойства непонятны людям, но более всего непонятен щ смысл (назначение, функции). И разобраться в этом никакое исследо вание устройства и свойств не поможет: ответ на такие вопроси можно получить только через постижение культуры инопланетян,
Смысл вещей существует не в них самих, а в культуре, их породившей! и в тех, кто эту культуру освоил. Он создается и придается вещал
людьми (или, как у Стругацких, представителями внеземного разума)
Поэтому нет ничего удивительного в том, что одна и та же вещ! приобретает в разных культурах (и даже в рамках одной культурь для разных людей) совершенно различные смыслы.
Из культуры люди черпают возможность наделять смыслом не только слова и вещи, но и свое поведение — как отдельные поступ­
ки, так и всю жизнь в целом. Поэтому, например, без знания культу­
ры прошлого трудно понять наших предков. *
Итак, культура есть не просто совокупность продуктов челове­
ческой деятельности, артефактов. Культура — это мир смыслов,)
которые человек вкладывает в свои творения и действия. Такова| вторая важнейшая характеристика культуры.
Человек живет не только в материальном мире вещей — его жизнь протекает и в духовном мире смыслов. В ходе историческо­
го развития человечество постоянно расширяет и обогащает это* мир. Мир смыслов — мир продуктов человеческой мысли — ве­
лик и необъятен, это своего рода «вторая Вселенная», существую^ щая наряду с расширяющейся космической Вселенной. Но в отли­
чие от последней она возникает и расширяется благодаря усилиям человечества. Человек — творец этой Вселенной. Она есть царство человеческого разума. Создавая и развивая ее, он вместе с теМ| создает и развивает самого себя.
Культура как мир Выступая в качестве носителей смысла, «обрабо- знаков тайные» (физически и духовно) человеком вещи,
• процессы, явления становятся з предмет, выступающий в качестве носителя инф предметах и используемый для ее приобретения, ботки и передачи. паками, онак ест ормации о други хранения,перера

6.1. Иформационно-семиотический подход к культуре 115
В культуре исторически складываются разнообразные системы
знаков (коды)- Знаковыми системами являются как естественные
(разговорные, вербальные) языки — русский, английский и др., так и различного рода искусственные языки — язык математики, хими­
ческая символика, «машинные» языки и т.д. К знаковым системам относятся также разнообразные системы сигнализации, языки изоб­
разительных искусств, театра, кино, музыки, правила этикета, религи­
озные символы и ритуалы, геральдические знаки и вообще любые множества предметов, которые могут служить средствами для выра­
жения какого-то содержания. Мы живем не только в мире вещей, но и в мире знаков.
Явления культуры — это знаки и совокупности знаков («тек­
сты»), в которых закодирована социальная информация, т.е. вло­
женное в них людьми содержание, значение, смысл. Понимать ка­
кое-либо явление культуры — значит видеть в нем не просто чувственно воспринимаемую вещь, но его «невидимый» субъектив­
ный смысл. Именно постольку, поскольку явление выступает в ка­
честве знака, символа, «текста», который нужно не только наблю­
дать, но и осмысливать, оно и становится фактом культуры.
Когда какие-либо предметы (например, орудия труда) использу­
ются в чисто утилитарных целях, их знаковая функция отходит на задний план, а на первый выдвигаются физико-химические свой­
ства. Но при этом мы обычно и не воспринимаем их как предметы культуры. Как только мы берем во внимание их знаковый харак­
тер, они начинают выступать как предметы культуры.
Таким образом, «памятники материальной культуры, орудия про­
изводства в создающем и использующем их обществе играют дво­
якую роль: с одной стороны, они служат практическим целям, с другой — концентрируя в себе опыт предшествующей трудовой деятельности, выступают как средство хранения и передачи инфор­
мации. Для современника, имеющего возможность получить эту информацию по многочисленным более прямым каналам, в каче­
стве основной выступает первая функция. Но для потомка, напри­
мер археолога или историка, она полностью вытесняется второй»
1
Следует заметить, что знаковую природу, а следовательно, и спо­
собность быть культурными феноменами, приобретают не только творения рук человека, но и природные явления, когда они становят­
ся предметами его духовной деятельности. Вовлекая их в свой ду­
ховный мир, люди наделяют их «человеческим» (эстетическим, нрав­
ственным, религиозным) содержанием. Таковы образы хитрой ли- t
1
Лотман ЮМ. Семиосфера. СПб., 2001. С. 399.

116 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды сы или трусливого зайца в народных сказках, поэтические описания радуги или заката, мистические интерпретации затмений, комет т.д. Извержение вулкана — природное явление, и как таковое он' лежит вне сферы культуры. Но когда оно понимается как проявле
1 ние гнева богов или как трагедия человеческого бессилия пере' грозной стихией («Последний день Помпеи» К. Брюллова), то стад новится знаком, символом, в котором люди усматривают особы
«сверхприродный» смысл. И это делает его явлением культуры.
Символами, носителями особого смысла, становятся и сами люди
Когда они выступают друг для друга не просто как живые существа а как кинозвезда, писатель, политический вождь, представитель то" или иной профессии и т.д., это есть не что иное, как культурны'" феномен.
Культура в качестве мира знаков предстает перед нами в едиН
стве материального и духовного. Действительно, знак есть чув| ственно воспринимаемый, материальный предмет, а его значенй
(смысл, информация) — продукт духовной деятельности людей,,'
Знаки выступают как своего рода «материальная оболочка» человек ческих мыслей, чувств, желаний. Чтобы продукты духовной дея* тельности человека сохранились в культуре, передавались и воЫ принимались другими людьми, они должны быть выражены, закоди­
рованы в этой знаковой оболочке. Связь значения и знака (или,! иначе говоря, информации и кода, в котором она фиксируется и] транслируется) определяет неразрывность духовного и материаль­
ного аспектов культуры.
Таким образом, феномены культуры — это любые артефакты
(искусственно созданные людьми предметы и явления), которые несут в себе смыслы, т.е. выступают как знаки, обладающие значе­
ниями. Совокупности знаков образуют тексты, в которых содер­
жится социальная информация (рис. 2.3.).
Артефакты
Тексты
\
/
Знаки
* Смыслы
У
ч
Информация
Рис. 2.3. Феномены культуры
>

6.2. Основные типы знаковых систем культуры 117 6.2. Основные типы знаковых систем культуры
Каждому человеку более или менее понятна семиотика его род­
ной культуры. Гораздо хуже обстоит дело с чужими культурами.
Чтобы научиться улавливать значение и смысл их знаков и тек­
стов, требуется приложить много усилий, и все же редко кому удает­
ся достичь здесь такого же уровня, на каком находится понимание родной, знакомой с пеленок культуры. Язык любой культуры свое­
образен и уникален. Но во всех культурах используются одни и те же типы знаков и знаковых систем.
Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет ее семиотическое поле. В составе этого поля можно выделить следующие основные типы знаков и знаковых систем:
— естественные;
— функциональные;
— конвенциональные (условные);
— иконические;
— вербальные (естественные языки);
— знаковые системы записи.
Ниже дается краткая характеристика этих типов и описываются способы, с помощью которых в них кодируется и декодируется ин­
формация.
Естественные Под естественными знаками понимаются вещи и знаки явления природы. Конечно, не'все из них выступа­
ют как знаки. Предмет не может быть знаком самого себя, он становится знаком, когда указывает на какие-то дру­
гие предметы и рассматривается в качестве носителя информации о них. Чаще всего естественный знак является принадлежностью, свойством, частью какого-то целого и потому дает информацию об. этом целом. Естественные знаки — это знаки-признаки. Простей­
ший пример: дым как знак огня.
Чтобы понимать естественные знаки, надо знать, признаками че­
го они являются, и уметь извлекать содержащуюся в них информа­
цию. Приметы погоды, следы зверей, расположение небесных све­
тил — все это знаки, которые многое могут сказать тому, кто спосо­
бен «расшифровывать» их (умение понимать знаки-признаки <
блестяще демонстрируют герои некоторых литературных произве­
дений — Дерсу Узала у Арсеньева, Чингачгук у Ф. Купера, Робин­
зон у Дефо, Задиг у Вольтера). Но если человек не способен это делать, то он, скорее всего, просто не воспримет их как знаки.
Умение понимать и использовать естественные знаки для ориенти­
ровки в природной среде являлось существенным компонентом пер-

118 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды вобытной культуры. К сожалению, это умение с развитием цивилиза­
ции постепенно утрачивается. Деревенская культура сейчас в какой- то степени ещё сохраняет его, а в городской оно становится все более редким явлением. Естественных знаков великое множество, но в обы­
денном опыте они обычно не подвергаются систематизации. Построен ние систем естественных знаков является, как правило, результатом длительного развития практики и науки. Примером может служить знаковая.система медицинской диагностики. Базируясь на сведениях,! накопленных в многовековом лечебном опыте, она фиксирует и сисЛ тематизирует разнообразные признаки и симптомы болезней.
Функциональные Какой-либо предмет становится функциональным! знаки знаком, если связь между ним и тем, на что он ука-^ зывает, возникает в процессе человеческой деятель-] ности и основывается на способе его употребления человеком. На-; пример, обнаруженное археологом в кургане оружие — функцио-] нальный знак, свидетельствующий о том, что в нем захоронен воин.[
Обстановка квартиры — комплекс функциональных знаков (текст),! несущий информацию о степени состоятельности хозяев, а подбор книг;] на книжной полке говорит об их вкусах и интересах. Очки — знак! слабости зрения; лопата на плече указывает, что человек занимался; или собирается заняться земляными работами.
Функциональные знаки — это тоже знаки-признаки. Но в отли­
чие от естественных знаков связь функциональных знаков с тем, на' что они указывают, обусловлена не их объективными свойствами и не законами природы, а теми функциями, которые они выполняют в де-j ятельности людей. Ведь эти знаки являются предметами, имеющими] какое-то прагматическое назначение. Они создаются человеком для практического использования, а не с целью наделить их знаковой функцией, и могут выступать в качестве знаков только потому, что включены в человеческую деятельность и вследствие этого несут в себе какую-то информацию о ней. Разумеется, для того чтобы из-' влечь из них эту информацию, требуется иметь какие-то предвари­
тельные знания об условиях их применения в человеческой деятель­
ности. Наглядные и эффектные примеры, показывающие, как много сведений могут дать функциональные знаки проницательному на блюдателю, можно отыскать в рассказах А. Конан Дойла о Шерлоке
Холмсе, Честертона о патере Брауне, А. Кристи о Пуаро. В обыден­
ной жизни функциональные знаки «расшифровываются», может быть, не столь хитроумно, но зато повседневно и постоянно.
В качестве функциональных знаков могут выступать не только предметы, но и действия людей. Всяк?*й школьник знает: когда учи-

6.2. Основные типы знаковых систем культуры 119 тель начинает водить пальцем по классному журналу — это знак того, что он сейчас вызовет кого-то отвечать. Совершая непроиз­
вольные и бессознательные телодвижения, человек, как правило, даже не подозревает, что он подает этим знаки, сигнализирующие о его чувствах, эмоциях, намерениях, мыслях.
Функциональные знаки наряду с первичными значениями, свя­
занными с их прагматическими функциями, могут принимать и вто­
ричные значения, которые приписываются им более или менее произвольно (чаще всего — на основе каких-то аналогий). Такие вторичные значения они приобретают, например, во многих суеве­
риях приметах (подкова, прибитая у двери; пустые ведра у идущей навстречу женщины; упавшая со стола ложка' или нож — придет женщина или мужчина и т.п.). В популярных в прошлом «Сонни­
ках» — сборниках толкований снов — можно найти массу вторич­
ных значений, которые придаются самым разнообразным вещам, уви­
денным во сне.
Поскольку предметы и поступки, выступающие в качестве функ­
циональных знаков, представляют собой средства, результаты, спосо­
бы человеческой деятельности, постольку они самой этой деятельно­
стью упорядочиваются и систематизируются. Большой и сложной системой функциональных знаков является, например, производствен­
ная техника.
Иконические Это принципиально иной класс знаков по сравне- знаки нию с естественными и функциональными. Ико­
нические (от греч. eicon — изображение) знаки — это знаки-образы. Их определяющей чертой является сходство с тем, что они обозначают. Это сходство может быть большим или мень­
шим — от подобия лишь в некотором отношении до изоморфизма
(взаимно-однозначного соответствия всех элементов и отношений).
Иконические знаки — знаки в полном смысле слова. Если для предметов, выступающих в качестве естественных и функциональ­
ных знаков, знаковая функция является побочной и выполняется ими как бы по совместительству с их основными функциями, то для иконических знаков эта функция является главной и основной.
Они,- как правило, искусственно создаются так, чтобы их внешний вид отражал облик обозначаемых ими вещей, хотя изредка возмож­
но в качестве иконического знака использовать и естественно об­
разовавшийся объект, если он очень похож (случайно или неслу­
чайно) на то, что нам хотелось бы им обозначить.
Иконический знак может быть сходен с обозначаемым предме­
том по «материалу», из которого они оба состоят. Так, в музыке

120 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды иногда имитируется рокот волн, гром, автомобильный гудок и т.д.
Здесь музыкальные инструменты воспроизводят звуки, которые мы слышим в жизни, в том же «звуковом материале» (в колебаниях воздуха). Однако образы, сходные с обозначаемым предметом, мож­
но создавать и в совершенно ином материале, нежели тот, из кото­
рого состоит предмет. Скульптура или портрет на холсте дают нам! образ человека, хотя они выполнены в камне или краске. Поэты й писатели с помощью слов вызывают у читателя яркие образы опи­
сываемых людей,явлений, событий.
Образы различаются по степени своей похожести на оригинал.
Одни из них имеют схематичный, упрощенный характер — таковы^ знаки-рисунки, обозначающие пешеходные переходы, эскалаторы, тт] алетные комнаты и т.д. Другие настолько похожи на изобража­
емую натуру, что создают полную иллюзию ее действительного' присутствия перед нами. Например, рассматривая нарисованный ху­
дожником пейзаж или натюрморт, мы забываем, что видим «плос­
кое», двумерное его изображение и воспринимаем картину так, кзМ'
будто бы ее плоскость является настоящим трехмерным простран­
ством.
В искусстве образы действительности часто создаются на осно­
ве иконического отражения некоторой части изображаемого, дей-' ствия с ним, его использования и т.д. При этом автор обычно стре­
мится не просто точнее скопировать действительность, но выразить свое субъективное видение вещей, собственную точку зрения на них. Художественные образы в произведениях искусства отлича­
ются тем, что они отражают не только внешний, наружный облик людей, явлений, событий, но и их скрытое от непосредственного вос­
приятия внутреннее содержание.
Конвенциональ- Конвенциональные (условные) знаки — это ис- ные знаки кусственно созданные знаки. Обычно они имеют мало общего с тем, на что указывают, и придание им определенного значения является результатом соглашения, до-| говора (слово «конвенциональный» происходит от лат. conventio — соглашение, договор, условие). Конвенциональный знак обозначает определенный предмет не потому, что каким-то образом связан с! ним, подобно естественным или функциональным знакам, и не по-! тому, что похож на него, как это свойственно иконическим знакам.
Он служит обозначением предмета «ло условию» — потому, что люди условились считать его знаком этого предмета. Конвенцио­
нальные знаки создаются специально для того, чтобы выполнять знаковую функцию, и ни для какой другойлели не нужны.

6.2. Основные типы знаковых систем культуры 121
Простейшие примеры конвенциональных знаков: школьный зво­
нок; красный крест на машине скорой помощи; «зебра» на пешеход­
ном переходе; звезды и полосы на погонах.
Существует два основных вида конвенциональных знаков —• сигналы и индексы.
Сигналы — знаки извещения или предупреждения. Значение, которое придается наиболее распространенным и общепринятым в данной культуре сигналам, усваивается людьми с детства (напри­
мер, значение цветов светофора). Значение многих специальных сигналов становится известным только в результате обучения (та­
ковы, например, флажковая сигнализация на флоте и навигационные сигналы). •
Индексы — условные обозначения предметов или ситуаций, имеющие компактный, легко обозримый вид'и применяемые для того, чтобы выделить эти предметы и ситуации из ряда других. Иногда
(но не обязательно) их стараются подбирать так, чтобы их внешний вид подсказывал, что они обозначают. Примеры знаков-индексов: показания приборов, картографические знаки, различного рода услов­
ные значки в схемах, графиках, профессионально-деловых текстах.
Вербальные Вербальные знаковые системы — важнейшие шаковые системы из созданных людьми знаковых систем
1
: они об­
разуют семиотический базис культуры.
В мире существует от 2500 до 5000 естественных языков (их точное число установить невозможно, поскольку нет однозначных критериев для отличия разных языков от разных диалектов одно­
го и того же языка). Любой естественный язык — это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры говорящего на нем народа. Никакая другая знаковая система не может сравниться с ним по своему культурному значению
2
Несомненно, человеческий язык сложился на основе психофизи­
ологических возможностей, заложенных в биологической природе человека. Устройство мозга, органов слуха, гортани обусловливает количество различаемых звуков речи (фонем), способы их сочета­
ния, длину слов и фраз. Но реализация и развитие языковой спо-
1
Их называют «естественными», чтобы отличить от искусственных — напри­
мер, формализованных— языков.
2
Следует отметить, что слово «язык» используется в двух смыслах: узком — для обозначения только естественных языков, и широком — для обозначения и других знаковых систем (например, выше говорилось о «художественном языке»).
< )бычно из контекста нетрудно понять, в каком из этих смыслов оно употреблено.

122
Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды собности происходит у людей только в условиях общения. Наблю-' дения над детьми, по каким-либо причинам оказавшимися вне чело­
веческого общества, показали, что они не умеют говорить и научиться речи, по-видимому, не могут. Язык формируется и развивается людь­
ми только благодаря совместной общественной жизни. Поэтому он хотя и имеет биологические предпосылки, но является по своей сущности социальным феноменом.
Можно указать на целый ряд преимуществ языка перед други-
: ми знаковыми системами.
Язык экономичен и удобен для пользования. Произнесение зву­
ков членораздельной речи не требует от человека сколько-нибудь заметных затрат энергии, не нуждается в предварительной подго­
товке каких-либо материальных средств, оставляет свободными руки и при всем этом позволяет передавать за сравнительно малое вре­
мя достаточно большой объем информации.
Важным достоинством языка является надежность его как сред­
ства сохранения и передачи информации. Это достигается благодаря тому, что он, несмотря на свою экономичность, «избыточен», т.е. коди­
рует информацию в большем количестве знаков, чем это необходи­
мо для ее восприятия. Избыточность дает возможность правильно установить содержание языковых сообщений и избежать ошибок даже тогда, когда в сообщении содержатся пропуски и искажения.
Самая главная особенность языка, отличающая его от всех дру- ; гих знаковых систем, заключается в его специфической структур­
ной организации. Хотя нам так легко и просто объясняться на род­
ном языке, что мы обычно говорим, не задумываясь над тем, как мы это делаем, язык на самом деле далеко не так уж прост. Он пред­
ставляет собой полиструктурную, разветвленную, иерархическую,
многоуровневую систему знаков. Базисной структурной единицей является слово. Подобно атомам, слова имеют внутреннюю структу­
ру (корень, суффиксы, приставки и пр.) и строятся из «элементарных частиц»: ими служат звуки — фонемы (которые, строго говоря, не i являются знаками, потому что у них самих по себе нет значения).
«Атомы»-слова объединяются в «молекулы» — фразы, предложе­
ния, высказывания. А из последних складываются тексты — круп­
ные и более или менее цельные «куски» речи. Таким образом, мож­
но выделить четыре основных структурных уровня языка.
1. Фонетика — звуковая, акустическая сторона языка. Каждый язык имеет свои фонетические особенности — характерные для(,1 него фонемы, формы и способы их комбинации, варианты интона­
ций и др. Число фонем сравнительно невелико: в разных языках оно колеблется от 10 до 80. Если бы язык строился на уровне фонем (т.е. знаками его были бы только фонемы), то он был бы,

6.2. Основные типы знаковых систем культуры 123 очевидно, очень беден. Но из небольшого количества фонем можно составить необозримое множество комбинаций. Вот почему основ­
ными структурными составляющими языка становятся не фонемы, а их комбинации — слова. Только на уровне слов начинают прояв­
ляться те достоинства языка, которые делают его главной знаковой системой культуры.
2. Лексика — словарный фонд языка. Она насчитывает в раз­
витых языках до 400—500 тыс. слов. Однако в повседневном оби­
ходе практически используется лишь малая часть из них. Полное собрание сочинений Пушкина состоит из 600 тыс. слов. При этом в нем содержится 21 тыс. различных слов. Лексическая структура языка очень сложна. Немалую сложность вносит в нее полисемия — многозначность слов.
В современных языках около 80% слов многозначны. Даже такое простое слово, как «стол», имеет в русском языке несколько значе­
ний: это и предмет мебели (в этой комнате стоит стол), и питание, пища (в этом санатории прекрасный стол), и отделение в учреж­
дении (справочный стол), и стол переговоров (сесть за стол перего­
воров можно и без стола!). Разумеется, полисемия затрудняет изуче­
ние языка. Но вместе с тем она обогащает нашу речь, насыщает ее добавочным, явно не формулируемым содержанием («подтекстом»).
3. Грамматика — строй языка, т.е. система форм и способов образования, изменения и употребления слов. Один словарйый состав без грамматики еще не составляет языка. Отдельные слова сами по себе дают мало возможностей для выражения мыслей. Сколько-ни­
будь сложные мысли требуют упорядоченного объединения многих слов в целостные высказывания. Смысл предложений зависит не только от слов, из которых они состоят, он в значительной мере опре­
деляется грамматикой. Более того, грамматические структуры уже сами по себе выражают существенные черты содержания предложения, так что, понимая их, можно даже при незнании слов понять, о чем идет речь. Русский лингвист Л.В. Щерба демонстрировал эту способность грамматических структур нести в себе информацию знаменитой фра­
зой: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка».
Слова здесь как будто совершенно бессодержательны, но все же грам­
матика нам подсказывает общий смысл фразы: некое существо женс­
кого Пола совершило что-то над каким-то существом мужского рода, а потом начало что-то вытворять с его детенышем.
4. Стилистика — манера оформления речи, характеризуемая прин­
ципами отбора и комбинации используемых языковых средств. Совре­
менной литературе свойственно многообразие стилей. Разнообразные стилистические формы приобретает язык и в практике общения лю­
дей. Стиль может рассматриваться также как индивидуальная манера

124 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды речи, которая в большей или меньшей мере отражает уровень образо-t вания, род занятий, круг интересов, мироощущение личности. Как спра-' ведливо отметил Ж. Бюффон, «стиль — это сам человек».
На всех уровнях языка существуют нормы, определяющие по-,] строение речи. Люди, говорящие на одном языке, способны пони-1 мать друг друга потому, что придерживаются одних и тех же норм. I
Несоблюдение этих норм — фонетические отклонения (недостат-Л ки произношения), неточное употребление лексики, грамматичес­
кие ошибки, стилистические погрешности (например, чрезмерная^ громоздкость фраз) — порождает путаницу и недоразумения. На­
глядным примером тому служит известное выражение «Казнить| нельзя помиловать», которое может обрести два противоположных^ смысла в зависимости от того, где поставить запятую (или, в уст-1 ной речи — где сделать интонационную паузу). Но вместе с тем Г границы языковых норм не являются жесткими. Они достаточно гибки и изменчивы, чтобы дать простор воображению и обеспечить | приспособление языка к возникающим в культуре новшествам.
Естественный язык — открытая система. Он (в отличие от стро­
гих формализованных систем, о которых будет сказано ниже) спосо-';
бен к неограниченному развитию. В своих изменениях язык фик­
сирует происходящие в обществе сдвиги. Физики раскрыли секре-1 ты атома — в обыденный язык вошли слова «электрон», «атомный] реактор». В домах появилась радиотехника — привычными словами i для нас стали «антенна», «транзистор». Возникли новые веяния в музыке — язык обогатился словами «джаз», «тяжелый рок». Вместе.) с тем исчезают из употребления или изменяют значение и стилевую окраску слова, связанные с уходящими в прошлое условиями жиз­
ни: такова в наши дни судьба слов «криница» (некопаный родник), \
«выя» (шея), «вран» (ворон), «трактир» и «половой» (слуга в тракти-, ре), «человек» в значении «лакей», «четверть» как мера объема.
Но, несмотря на изменения, происходящие в языке, он остается одним и тем же в течение столетий, и дети понимают своих пред- \
ков, а деды — внуков и правнуков, потому что наряду с быстро j изменяющимся слоем лексики в языке имеется основной словар- \
ный фонд — лексическое «ядро» языка, которое сохраняется веками. \
Знаковые систе- Важнейшая из них — письмо, система записи зна- мы записи ков естественного языка, устной речи. К этому типу знаковых систем относятся также нотная грамота, способы записи танца и т.п. Их особенностью является то,| что они возникают на базе других знаковых систем — разговорного^ языка, музыки, танца, — и вторичны по отношению к ним. Изобретем
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   38


написать администратору сайта