Главная страница
Навигация по странице:

  • Строение духовной культуры

  • «окультури«И вания» бытия человечества, неизвестного природе. Еще один компонент материальной культуры

  • которых выс-в тупают как равно свободные и равно активные субъекты общеиЯ деятельности (рис. 3,4). Рис. 3.4.

  • Строение художественной культуры аналогично структуре обеих! рассмотренных подсистем культуры: в одном измерении оно опре-!

  • Строение художественной культуры

  • Культурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.. Солонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган


    Скачать 2.31 Mb.
    НазваниеСолонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган
    АнкорКультурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана..pdf
    Дата05.03.2017
    Размер2.31 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКультурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана..pdf
    ТипУчебник
    #3400
    КатегорияИскусство. Культура
    страница18 из 38
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   38

    — ,д, i ; ,—— •
    рассматриваться исторически. В процессе научного познания опре- I делено, что изначально существовала неорганическая материя, за-Я тем зародилась более сложная форма бытия — жизнь, которая раз- I вивалась от растительного мира к животному, где в свою очередь I эволюционировала от самых простых видов ко все более и более 1 сложным, пока не достигла уровня человекообразных обезьян — I высшего уровня самоорганизации материи и функционального про- I явления энергии, возможного в пределах бытия природы.
    Надо признать, что в связи с общим оживлением религиозного 1 сознания как реакцией на противоречия, обострившиеся в мире в I
    XX в., и на нерешенность научным познанием ряда проблем биогене- I за и антропогенеза возрождаются наивные мифологические представ- I ления о том, что мир был создан «из ничего» некоей Божественной I силой: Так, в США, а затем и в России, известное распространение I получила концепция «креацианистов», которые утверждают, будто про- I блема происхождения жизни может быть разрешена лишь через при- 1 знание всемогущего Творца (см., например, сочинение одного из лиде- I ров этого движения Д. Гиша «Ученые-креационисты отвечают своим I критикам». СПб., 1995). Им даже удалось добиться того, что в одном I из университетов Калифорнии в преподавании биологии теория Дар- I вина заменена изложением библейской версии космогенеза.
    Полемика с проповедниками подобных взглядов бессмысленна, I как любая дискуссия с религиозными философами, признающими 1 истинность иудейских, христианских, индуистских или каких-либо 1 иных мифов, поскольку, как это точно сформулировал еще Тертул- 1 лиан, «Credo quia absurdum est», т.е. «Верую, потому что недоступ- 1 но разуму». Ограничимся ссылкой на Гераклита, осознавшего фан- I тастичность всех космогонических мифов: «Этот космос, один и тот I же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда 1 был, есть и будет вечноживой огонь, мерно возгорающийся, мерно ] угасающий». На нынешнем уровне развития научного знания веч- ность и несотворенность природы — не интуитивное убеждение I философов и не предмет веры, подобный мистическому акту Боже- ] ственного творения (как утверждают религиозно настроенные уче- I ные, пытаясь стереть грань между знанием и верой, а значит, между | наукой и религией), а логический вывод из закона сохранения мате- ] рии и энергии. . . . . ' " •
    Наука свидетельствует, что на определенной ступени истории природы в силу некоторых еще не вполне известных обстоятельств I на нашей планете зародилась новая — антропо-социо-кулыпур-
    ная — форма бытия, законы существования и развития которой вышли за пределы биологических законов природы. Поскольку, как J

    10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение 213 было отмечено нами в ходе анализа культурогенеза, все подсисте­
    мы этой триединой онтологической структуры имеют собственные субстраты и свойства, наша задача состоит в выявлении особенно­
    стей бытия культуры, что означает постижение ее отношений: на одном уровне к человеку и к обществу, а на другом — к природе.
    Эта гносеологическая ситуация основана на структуре бытия, кото­
    рая может быть наглядно представлена в виде трех частично со­
    вмещающихся фигур (рис. 3.1).
    Рис. 3.1. Структура бытия
    Эвристическое, а не только демонстративное значение данной схемы состоит в том, что логика ее построения выявляет место человека в бытии — в области соединения природы, общества и культуры. Такой его онтологический статус обусловлен главным атрибутивным, т.е. неотделимым от бытия, свойством человека — его деятельностью как осознаваемым, целенаправленным, сво­
    бодным и творчески вариативным проявлением активности
    (в отличие от атрибута животного — активности как внутренне детерминированного поведения). Поскольку же деятельность есть способ бытия человека, охватывающего и материально-практическое созидание, и духовное постижение мира и сливающее их воедино в практически-духовное, художественно-творческое освоение действи­
    тельности, культура не может быть сведена к одной только духов­
    ной или тем более художественной деятельности, она должна ос-

    214 Глава 10. Закономерности процесса культурогекеза мысляться философски как всесторонне-целостное пространство]
    действенных отношений человека и мира. Этот вывод также! можно представить наглядно (рис. 3.2).
    Рис. 3.2. Три подсистемы культуры
    Приведенная схема нуждается в некоторых комментариях. Они | касаются, прежде всего, правомерности различения духовной и ма-1 териальной культуры. По справедливому утверждению противни-] ков такой декомпозиции, в культуре нет и не может быть ничего чистоматериального, неодухотворенного интересом людей, замыс- ] лами, проектами создателей «второй-природы», и нет и не может! быть ничего чистодуховного, нематериализованного в речи и музы­
    ке, в мимике и жесте, в письме и рисунке... Суть, однако, состоит в| том, что соотношение рассматриваемых «потенциалов» культуры] может быть не только различным, но и диаметрально противопо-] ложным — вплоть до того, что одни созданные человеком предме: ты могут быть уничтожены (хлеб поедается, одежда изнашивается,] спутник сгорает в атмосфере и т.д.), а другие неподвластны физи-] ческим воздействиям. В этом смысле герой романа М. Булгакова сказал: «Рукописи не горят» — горит бумага, но остаются мысль, чувство, идея, образ, учение... Дух и материя живут по разным зако-j нам, это позволило мифологически-религиозному сознанию связать духовность с божественным миром и противопоставить бессмерт-1

    10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение
    215 ный «Святой Дух» бренной «грешной плоти». В реальном же бытии культуры ее духовные формы, религиозные и светские, эмоциональ­
    но-мистические и рационально-научные обретают независимость от выражающих их материальных средств, а созданные людьми вещи, подобно человеческому телу, живут по законам бытия, уходящего в небытие.
    I
    Другой'комментарий необходим для обоснования правомерное; ти выделения в пространстве культуры не только духовной и мате­
    риальной, но и художественной подсистемы. Согласно распростра-
    I ненному представлению в антитезе «материальное — духовное» третьего члена быть не может, потому что это исключается закона­
    ми формальной логики. Однако логика индуизма, изложенная в Ведах, признает, что возможно не только третье, но и четвертое, ибо все существующее может быть или тем, или этим, или и тем. и этим, или ни тем и ни этим. Данная точка зрения позволяет объяснить амби­
    валентное бытие искусства, которое является «и тем и этим», т.е. и
    I духовной деятельностью, и материальной; причем две стороны — поэтическая идея и звучание стиха, песни или симфонии, пережива­
    ние природы и красочное полотно картины, динамическое чувство и жесто-мимическая материя танца, и т.д. — во всех видах искусст­
    ва слиты воедино и не могут быть разъединены. Ни та, ни другая сторона не может быть заменена: слово в стихе — другим словом, рисунком или жестом, актерское движение — рисунком, словом или напевом, фортепьянная партия в концерте Чайковского — скрипич­
    ной, и наоборот; более того, роль, сыгранную И. Смоктуновским, нельзя заменить той же ролью в исполнении В. Высоцкого, и даже одно исполнение произведения искусства актером, музыкантом, балери­
    ной — другим. Поэтому распространенная практика инсценирова­
    ния и экранизации литературных сочинений приводит к эстетичес­
    ки полноценным результатам только тогда, когда является не «пе­
    реводом» с одного языка искусства на другой, а созданием новых и самостоятельных художественных произведений по мотивам ори­
    гинала; даже перевод стихотворения с одного языка на другой есть, в сущности, создание другого произведения «по мотивам» исходно­
    го, так как художественное содержание стиха неотделимо от звуча­
    ния воплощающей его национально своеобразной речи, особеннос­
    тей ее ассоциативных смыслов и идиоматики.
    Такое нерасторжимое, единство двух начал на философском языке называется тождеством. Именно взаимное отождествление ду­
    ховного и материального и отличает художественную деятель­
    ность от духовной и материальной, а тем самым служит основани­
    ем для различения трех подсистем культуры. >

    216 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
    Что же с точки зрения этой логической схемы является «ни та ни этим» — ни материальным, ни духовным? Очевидно, то, что нах

    дится за пределами культуры, — общество как система отношени между людьми, при описании которой мы обычно употребляем пон тия «материальное» и «духовное», но уже не в их буквальном знач нии, а в переносном, метафорическом — экономика «материальна не в том смысле, в каком материальны физический и технически предметы, и правовые отношения «духовны» не в том смысле, в к ком духовны человеческие переживания, мысли, идеалы.
    Но и в пределах самой культуры духовное, материальное, и ху дожественное содержание существенно неоднородно. Содержани
    духовной культуры определяется строением духовной деятельно сти человека. Как показал ее системный^анализ, она охватывает тр способа освоения субъектом объективной реальности, которые я ляются необходимыми и достаточными для обеспечения подлинно го и полноценного человеческого бытия,— это три вида субъектно объектного отношения: 1) познание мира; 2) его ценностное о мысление; 3) идеальное преобразование (проектировани желаемого); 4) необходимое для всего этого межсубъектное вза модействие людей — их духовное общение (рис. 3.3).
    Рис. 3.3. Строение духовной культуры
    Материальная культура, во-первых, включает в себя техни.
    ческую культуру, рождающуюся в процессе преобразования ч ловеком природной материи. Эта форма материальной культуры

    10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение 217 которую часто неправомерно отождествляют с материальной куль­
    турой как таковой, представляет собой творимый людьми мир тех­
    нических средств воздействия на природу и на самих себя: от создания собственных искусственных органов (ножа и пилы, ло­
    паты и серпа, рычага и колеса, копья и меча и т.д.), компенсирую­
    щих природную, физическую слабость человека, до изобретения хитроумнейших машин, приборов, средств передвижения и связи.
    Во-вторых, к материальной культуре относится физическая куль­
    тура, т.е. способы преобразования человеческого тела. Это поня­
    тие долгое время трактовалось в русле свойственного всем по- стязыческим религиям презрительного и ханжески-стыдливого от­
    ношения к телу как сопернику духовных устремлений человека к
    Богу и к бесплотному вечному бытию в потустороннем мире.
    Однако в наше время оно начинает приобретать адекватные ос­
    мысление и оценку, основанные на понимании того, что формиро­
    вание собственного тела — это не только так называемая «физ­
    культура» и спортивные игры, но и медицина, питание, сексуаль­
    ные отношения, создание благоприятных экологических условий для здоровой жизни. Есть все основания полагать, что чем дальше будет развиваться цивилизация, тем более значительное место станет занимать в ней физическая культура, так как в конечном счете идеальный образ человеческого бытия, который, говоря язы­
    ком синергетики, должен служить аттрактором — силой притя­
    жения из будущего — нашей деятельности, складывается из рав­
    новесия, гармонии и взаимного опосредования духовной и ма­
    териальной жизни человека.
    В силу того что материальный мир предстает в трех формах — природы, человека и общества, — существует также третья — со­
    циальная форма материальной культуры. «Социальная материя» отличается от природной, но это не лишает общественное бытие своеобразного материального субстрата. При всей метафорично­
    сти употребления понятий «материя», «материальное» примени­
    тельно к общественным явлениям, сам факт такого применения говорит о несомненной существенной общности между социаль­
    ной и природной, телесной материей человека. Общность состоит в том, что общественные отношения — и производственные, и социально-политические, — чтобы быть прочными и независимы­
    ми от функционирующих в них людей должны иметь определен­
    ные организационные формы: государственные органы, суд, уни­
    верситеты и все другие учреждения и организации, которые суще­
    ствуют предметно, объективно, независимо от того,кто их создал и кто в них работает. Таким образом, культура выступает в данном

    218 Глава 10, Закономерности процесса культурогенеза
    I
    1Ъ-Щ
    ой
    случае как форма опредмеченного бытия общественных отноще
    ний, что оправдывает использование понятия-бинома «социокуль­
    турное», обозначающего единство содержания и формы в это$|
    сфере бытия.
    Так, социально-организационная форма материальной культуры!
    (в отечественной литературе ее обычно называют «политической»)^ обеспечивает ей полное осуществление возможностей «окультури«И
    вания» бытия человечества, неизвестного природе.
    Еще один компонент материальной культуры материально^^
    общение. Оно подобно выделенному в духовной культуре меж-1
    субъектному взаимодействию, однако осуществляется практически,» а не духовно. Речь идет о тех формах коллективной практики — в! труде, военном деле, спортивных играх, — участники которых выс-в
    тупают как равно свободные и равно активные субъекты общеиЯ
    деятельности (рис. 3,4).
    Рис. 3.4. Строение материальной культуры
    Строение художественной культуры аналогично структуре обеих!
    рассмотренных подсистем культуры: в одном измерении оно опре-!
    деляется различиями художественной предметности, т.е. произве-1
    дений разных видов искусства, в другом — межсубъектными отно*!
    шениями в данной сфере культуры. Своеобразие ее строения обус-г
    ловлено тождеством духовного и материального в художественнол
    творчестве. В первом измерении это выражается в различиях меж^

    10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение 219 ду конкретными проявлениями духовного содержания и в различи­
    ях между, соответствующими данным содержаниям материальными средствами художественной формы. Так отличаются друг от друга три класса искусств, определяемых по материальной структуре как пространственные, временные и пространственно-временные, а по особенностям духовного содержания — как воссоздающие пережи­
    ваемый художником материальный мир — природу, человека, вещи
    (живопись, графика, скульптура, художественная фотография), выра­
    жающие внутренний, эмоциональный мир человека (музыка и хоре­
    ография)'и соединяющие интеллектуально-духовное изображение
    (осмысление) реальности с выражением эмоционально-оценивающего отношения к ней художника (литература, театр, кино и телевизион­
    ное искусство). Таким образом, искусство использует все возможно­
    сти, которыми располагают природа и культура, для художественно- образного освоения полноты бытия (рис. 3.5).
    Рис. 3.5. Строение художественной культуры
    Особенность художественного общения как формы межсубъект­
    ных отношений состоит в тотальном охвате отношениями обще­
    ния всех, кто вступает или уже вовлечен в своеобразное «заколдо­
    ванное царство» субъектности. Именно общением являются отно­
    шения художника и зрителей, читателей, слушателей, так как они не просто воспринимают передаваемую им информацию, но по-своему переживают и осмысливают произведение искусства, тем самым

    220 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза соучаствуя в выработке этой информации и оказываясь своего родаЯ соавторами художника. Общением же являются отношения междуЯ художниками в коллективных формах творчества и между зрите-Я лями-слушателями в массовых формах восприятия искусства; от-Я ношение художника к создаваемым им образам и отношение кЯ ним зрителей, читателей, слушателей, а также отношения междуЯ самими образами в «художественной реальности». Вследствие этогои искусство предоставляет людям — не только творцам «художе-Я ственной реальности», но и аудитории, «живущей в ней» силокзЯ воображения, — такую степень свободы, какую не раскрывает пе-1 ред ними ни одна другая сфера культуры.
    Следует отметить, что отличие художественной культуры и от 1 духовной, и от материальной сфер культуры не мешает искусству» в необходимых ситуациях органически соединяться и с духовными, Я и с материальными предметами: в первом случае соединение про-Я исходит в мифах, религиозном искусстве, государственных гимнах.Я революционных песнях, военных маршах, в научно-худо жественныхЯ жанрах литературы и художественно-философских притчах, стихахЛ диалогах; во втором — в архитектуре, дизайне, прикладных искус-И ствах, а также в художественной гимнастике и других формах син-i теза искусства и спорта.
    Объединение в одной схеме итогов анализа строения всех под­
    систем позволяет добиться главной цели системной деконструкции культуры — выявить, с одной стороны, полноту и всеохватность ее
    •содержания, с другой — целостность, обеспечиваемую спектраль­
    ным характером переходов от одной формы культурной деятель­
    ности к другой (рис. 3.6).
    Как видно из схемы, границы между тремя зонами культуры являются переходными — в них происходит спектральное соеди­
    нение соседних секторов, так сказать, взаимное наложение духов­
    ной культуры и материальной, художественной и духовной, а также художественной, духовной и материальной.
    Действительно, архитектура, прикладные искусства, дизайн син­
    тезируют техническое и художественное творчество, причем так, что на одном краю ряда двойственных в своей основе образований доминирует техника, на другом — искусство, в центреже оба вида деятельности уравновешиваются, образуя гармоничную технически- художественную «ткань». Аналогичная шкала переходных форм образуется на границе художественной культуры и духовной, в таких, например, двусторонних жанрах, как религиозное искусство (живо­
    пись, скульптура, храмовая музыка, ораторское искусство проповед­
    ника), политическое искусство (государственный гимн, революцион-

    10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение 221
    » Рис. 3.6.
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   38


    написать администратору сайта