Культурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.. Солонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган
Скачать 2.31 Mb.
|
• толктб* t <н*9Э&и £ УДК 008 ББК 71.0я73 К90 Научные редакторы: Солонин Ю.Н., — доктор философских наук, профессор, декан философ ского ф-та СПбГУ, зав. кафедрой философии культуры и культурологии; Каган М.С., — доктор философских наук, профессор кафедры философии культуры и культурологии философского ф-та СПбГУ К 9 0 Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М.: Высшее образование, 2005. — 566 с. ISBN 5-9692-0009-3 Предлагаемый учебник представляет собой всестороннее и систематическое изложение основных проблем культурологического знания. В нем показана спе цифика культурологии как междисциплинарной науки и как учебной дисципли ны; рассматриваются онтологические аспекты культуры, ее место в структуре бытия, проблемы типологии культур. Большое место уделено анализу состояния культуры в современном мире. Учебник полностью соответствует Государственному образовательному стан дарту высшего профессионального образования по дисциплине «Культурология». Для студентов, аспиратов и преподавателей высших учебных заведений. УДК 0 0 8 ББК 71.0я73 По вопросам приобретения обращаться в книготорг «Юрайт» Тел.: (095) 744-00-12. E-mail: sales@urait.ru. www.urait.ru Покупайте наши книги: — в нашем офисе: 105037, Москва, городок им. Баумана, д. 3, корп. 4, стр. 10; — через службу «Книга-почтой»: 105037, Москва-37, а/я «Книга-почтой»; — через Интернет-магазин: www.books.urait.ru; e-mail: books@books.urait.ru. I ISBN 5-9692-0009-3 © Коллектив авторов, 2005 © ООО «Высшее образование», 2005 Оглавление Введение 7 Р а з д е л I. КУЛЬТУРОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ Глава 1. Культура как предмет изучения 13 1.1. Появление культуры как объекта гуманитарного знания 13 1.2. Аспекты постижения культуры.. ', 15 1.3. Проблема специфичности культуры .. 19 1.4. Сущностные характеристики культуры ., ...22 Глава 2. Структура культурологии 27 2.1. История культуры ...........: 30 2.2. История культурологических учений 30 2.3. Социология культуры : 32 2.4. Культурная антропология 34 2.5. Прикладная культурология 35 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи . 3 7 3.1. Культурология и философия культуры 39 3.2. Культурология и философия истории , , 47 3.3. Культурология и культурная антропология 54 3.4. Культурология и социология культуры 57 3.5. Подходы к изучению культуры '. 60 Контрольные вопросы ' 66 Литература 66 Р а з д е л II. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ Глава 4. Культура и цивилизация 69 4.1. Культура •'.; :... 69 4.2. Цивилизация 74 Глава 5. Субъект культуры. 82 5.1. Субъект культуры — человек культуры 82 5.2. Культурная самоидентичность : 91 5.3. Инкультурация и социализация 100 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды (семиотика культуры) ..110 6.1. Информационно-семиотический' подход к культуре НО 6.2. Основные типы знаковых систем культуры 117 6.3. Вторичные моделирующие системы < 127 4 Оглавление Глава 7. Культурные ценности и нормы 134 7.1. Ценности : 134 7.2. Регулятивы и нормы ... 142 7.3. Ментальное поле культуры 154 Глава 8. М е ж к у л ь т у р н а я к о м м у н и к а ц и я и диалог культур 163 8.1. Коммуникация : 163 8.2. Интеграция, ассимиляция, аккультурация 164 8.3. Социокультурная коммуникация 170 8.4. Культурные традиции и инновации : 173 Глава 9. Культура в с о ц и а л ь н о м пространстве 183 9.1. Социальные институты культуры :...'. 183 9.2. Дисциплинарно-символические пространства культуры 188 9.3. Культурная модернизация 193 Контрольные вопросы ...201 Литература 202 Р а з д е л III. ОНТОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза 2 0 5 10.1. От биологической формы бытия — к антропо-социо-культурной 205 10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение 211 10.3. Культура и натура (природа, космос) ., 222 Глава 11. Антропологические аспекты культуры 227 11.1. Культура и человек 227 11.2. Культура и общество 239 11.3. Функционирование культуры .: 246 11.4. Историческая динамика бытия культуры !_.., 252 Контрольные вопросы 257 Литература 258 Р а з д е л IV. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ Глава 12. Типологические характеристики культур.,. 261 12.1. Культура и культуры. Проблема типологии 261 12.2. Традиционная и инновационная культуры... 263 12.3. М. Мид: постфигуративная, кофигуративная и префигуративная культуры 267 12.4. Ю. Лотман: семиотические типы культур 270 12.5. Субкультура и контркультура ' 278 12.6. Массовая и немассовая культуры 286 Глава 13. Этническая, н а ц и о н а л ь н а я и р е г и о н а л ь н а я т и п о л о г и з а ц и я культур 2 9 6 13.1. Народ, этнос, нация 296 13.4. Региональная типологизация культуры 302 Глава 14. Историческая т и п о л о г и з а ц и я культуры 315 14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 315 14.2. Локальные социокультурные миры ...332 14.3. Законы истории и развитие культуры 333 Оглавление 5 Глава 15. Исторические особенности русской культуры 3 3 8 15.1. «Востоко-Запад» ...... 338 15.2. Христианско-православное начало культуры .340 15.3. Византийско-имперские амбиции и мессианское сознание :...,341 15.4. Из культурной изоляции — к интеграции с европейской культурой 343 15.5. Разрыв между этнической и национальной культурами..., 346 15.6. Традиции и современность , ,349 Контрольные вопросы 1 356 Литература 356 Р а з д е л V. КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ М И Р Е Глава 16. Современная мировая культура 3 5 9 16.1. Определяющая роль европейской культурной традиции в мировой культуре '. 360 16.2. Основные черты современной мировой культуры 368 16.3. Современная культурная ситуация как переходная эпоха 378 Глава 17. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма ....387 17.1. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе 387 17.2. Модели культурной универсализации , 404 17.3. Культура и глобальные проблемц современности 426 Контрольные вопросы ..439 Литература ' 440 Р а з д е л VI. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ Глава 18. Развитие культурологической мысли от эпохи просвещения до начала XX в. 4 4 3 18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения 444 18.2. Эволюционизм как теория культуры 454 18.3. Проблемы культуры в «философии жизни» 459 Глава 19. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций 4 7 6 19.1. Н.Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов 477 19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры 482 19.3. А. Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры ....492 19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры 503 Глава 20. Основные культурологические течения XX в 516 20.1. Франкфуртская школа 516 20.2. Постмодернизм , 524 Контрольные вопросы 536 Литература '. 536 Словарь терминов 537 Персоналии 551 Авторы: Дианова В.М., д-р филос. наук, проф. - 16.3, 17.1, 18.3 (совм. с Иконниковой С.Н.), гл. 20; Иконникова С.Н., д-р филос. наук., проф. - гл. 2, 18.1 (совм. с Диановой В.М.), 18.2, гл. 19; Каган М.С., д-р филос. наук, проф. — гл. 4, 10, 11; Кармин А.С, д-р филос. наук, проф. - гл. 6, 7, 12.1-12.4, 13, 14, 15; Соколов Б.Г., канд. филос. наук, доц. - 16.1, 16.2, гл. 17; Соколов Е.Г., д-р филос. наук., доц. — гл. 5, гл. 8, 9, 12.5, 12.6, словарь терминов, персоналии; Солонин Ю.Н., д-р филос. наук, проф., декан философского фа культета СПбГУ — введение, гл. 1, 3. Научные редакторы: Солонин Ю.Н., д-р филос. наук, проф., декан филос. ф-та СПбГУ, зав. кафедрой философии культуры и культу рологии; Каган М.С., д-р филос. наук, проф. кафедры философии культуры и культурологии философск. ф-та СПбГУ. Введение Культурология прочно вошла в состав современного гумани тарного знания. Она — необходимый элемент всякого серьезного образования, и прежде всего университетского. Хотя человек давно осознал особенность своего существования, выделившую его из природного мира в специфическую, им самим созданную среду, он долго не мог найти точные средства описания и познания этой специфичности. Необходим был целый ряд предпо сылок объективного и субъективного характера, чтобы постижение особой сферы человеческого бытия и деятельности по ее созданию и развитию привело к появлению культуроведческой науки. Выде лению культурологии в самостоятельную область знания предше ствовали длительное развитие наук о человеке и обществе и накоп ление фактов и наблюдений над его духовной жизнью. В отличие от других областей знания культурология возникла совсем недавно — около ста лет назад. В системе образования нашей страны она ут вердилась еще позже — в течение двух последних десятилетий. Включение культурологии в систему учебных дисциплин яви лось следствием широкого признания того, что, чем бы ни занимался человек, какому бы виду деятельности он себя ни посвятил, к какой бы профессии ни готовился, без знания основных понятий и про блем культурологии, без понимания закономерностей культурных процессов и особенно без ясных представлений о культурных пер спективах человечества он будет подобен слепцу'без поводыря внутри лабиринта. Жить в культуре и ничего о ней не знать — преступно, ибо в этом случае каждое действие человека может ока заться — и оказывается! — разрушительным для культуры. Поэто му в данном учебнике с настойчивостью проводится мысль о том, что культурология — фундаментальная наука, а как учеб ная дисциплина — базовый предмет в системе образова ния и подготовки кадров. Для удовлетворения растущего интереса к проблемам истории и теории культуры, обеспечения потребностей учебного процесса в России в последнее время создана обширная база учебной ли тературы. Она включает в себя уже несколько поколений книг. Их 8 Введение быстрая смена в решающей степени определяется успехами куль- туроведческой науки, в результате которых наше знание о культу ре и тенденциях ее развития, достигнутое к началу XXI в., принци пиально отличается от того, каким оно было в 1980-е гг., когда появились первые учебники по культурологии, и даже от того, что мы знали о культуре пять лёт назад. Интенсивный рост знаний о культуре получает отражение в постоянном совершенствовании учебных программ по культуроло гии, введении новых стандартов, содержащих все более серьезные требования к изучающим этот предмет. Авторы данного издания стремились представить учебный материал так, чтобы он, во-первых, отвечал современному уровню мировой культурологической науки по глубине знания и широте охвата проблем и тем и, во-вторых, соот ветствовал дидактическим требованиям, как существующим, так и прогнозируемым на ближайшее будущее. Таким образом, перед чи тателем — учебник самого современного типа. Система образования является сегодня чрезвычайно сложной и многоцелевой. Учащийся средней школы может получить лишь начала культурологического знания, самое общее представление о культуре. Высшие же образовательные учреждения вне зависимо сти от их профиля и отраслевой принадлежности обязаны обеспе чить основательную подготовку своих студентов по базовым дис циплинам, в том числе по культурологии. Это особенно касается университетов, а также институтов и академий социогуманитарно- го профиля. Именно студентам и учащимся такого рода заведений и предназначен данный учебник. Он свободен от односторонности в трактовке материала, сознательно не ориентирован на специфику вузов, с тем чтобы избежать упрощеного и поверхностного изложе ния материала. Культура рассматривается в нем во всей полноте своего проявления. Таким образом, учебник рассчитан на изучение культурологии по самым полным университетским программам и может быть использован в качестве базового для вузовских про грамм сокращенного объема. Культурология как система наук о культуре и наиболее общая ее теория включают неисчислимое множество проблем и тем. Из ложить их все — задача неразрешимая, да и ненужная. Знания концентрируются в понятиях, выводах, законах, принципах и дру гих научных формах, находящихся в системном соотношении, со держательной и логической соподчиненности. Учитывая это, авто ры попытались избежать распространенных ошибок в выборе учебного материала. Прежние учебники, написанные разными ав торами, часто оказывались не совместимыми друг с другом и не Введение 9 соответствовавшими требованиям учебных программ. .Разноголо сица нередко объяснялась неправильно понимавшимся принципом плюрализма. Но культура — это объективная данность, способ жизни людей, реализующих себя в многообразных культурных фор мах бытия, которые точно фиксируются наукой и не зависят от методологических и идейных принципов исследователей. Поэто му результаты научных изысканий имеют в целом объективный характер, и сами методологические принципы не столько противо стоят друг другу, сколько согласуются и соотносятся между собой, представляя многомерность, многоплановость, содержательное и функциональное богатство культуры и культурной жизни челове ка. Таким образом, плюрализм не может оправдать произвола и тенденциозности материала многих предшествующих учебников по культурологии. ' . В основе данного учебника лежит системный подход к понима нию предмета культурологии. Организация содержания базируется на системообразующих понятиях, овладение которыми обеспечива ет возможность самостоятельного усвоения более частного и про изводного материала, даже если он не входит в данную книгу. Этот же подход дает возможность избежать методологической односто ронности. Будучи не столько общенаучным методом, сколько фило софски проработанным пониманием действительности, системный взгляд в последнее время получил новое развитие на основе синер- гетического истолкования динамики сверхсложных самоорганизу ющихся систем, к числу которых относится и культура. Синергети ка позволяет не только видеть культуру в аспекте устойчиво со храняющейся функциональной системы, но и раскрывать механизмы распада культур и последующего формирования из хаотичного мно гообразия их элементов новых устойчивых культурных структур. По отношению к этому методологическому, точнее, философско-ме- тодологическому подходу все другие методологии исследования куль тур выступают в качестве более или менее частных и взаимодо полняющих. Данный учебник впервые излагает проблемы культу рологии именно с этих позиций. Материал учебника организован слудующим образом. В гл. 1 содержится самое общее введение в материал, имеющее целью по казать, как культура была «открыта» человеком, каким образом стала предметом его размышлений и — позднее — научных изысканий. В связи с тем что культура изучается многими науками, в этой главе дается также общее представление о специфике предмета культу рологии, об особенностях культурологии, отношению к другим на укам о культуре и другим подходам к ее изучению. Г 10 Введение Глава 2 имеет методико-методологический характер — она зна комит с основными понятиями культурологии, т.е. с языком этой науки, и главными аспектами видения культуры как целостной си стемы: таковы семиотический, деятельностный, коммуникативный, аксиологический (ценностный) и другие аспекты интерпретации культурного феномена. В гл. 3 дается представление о культуре как об объективной данности и осуществляется ее сопоставление с другими формами бытия природы, общества и человека. Это наиболее философская из всех глав учебника. Ее изучение требует особенного внимания. «Культура вообще» — это абстракция, она нигде не существует в своем чистом виде. В действительности мы имеем дело с конкрет ными культурами, принадлежавшими определенным историческим эпохам и сменявшими друг друга. В наше время мы также живем в многокультурном мире: отдельные культурные образования сосу ществуют, взаимодействуют, конкурируют, сливаются и распадают ся. В связи с этим возникают принципиальные вопросы типологии и классификации культур, их взаимодействия и внутреннего строе ния. Эти общетеоретические проблемы рассматриваются в гл. 4. Какими бы важными и интересными ни были вопросы общетео ретического характера, их значимость определяется прежде всего тем, что они составляют платформу и необходимую предпосылку пони мания того культурного мира, в котором мы живем. Он не только многообразен и противоречив -— в нем заметна тенденция к куль турной универсализации жизни, закрепленной понятием «глобализа ция». Развитие этого процесса происходит под одновременным воз-- действием многих факторов социогенного, техногенного, экогенного и иного характера. Очертания наступающей новой культуры, воз можности управления процессом ее становления — эти темы имеют не академический характер, а вполне практический смысл, затрагива ющий человека и человечество в целом. Они освещаются в гл. 5. Заключительный раздел посвящен изложению сущности различ ных подходов к изучению культуры, основанных на разных фило софских, методологических, а порой и политических принципах. Раз дел дает представление о широте диапазона научного и философ ского постижения культуры, без которого немыслимо полноценное человеческое существование. \ Раздел I КУЛЬТУРОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ Глава 1 КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ 1.1. Появление культуры как объекта гуманитарного знания Человек существует не только в природе или,обществе, но и в культуре. Понимание этого факта зародилось еще в мифологиче ские времена, однако его глубокое осознание произошло не так уж давно. Только во второй половине XVII столетия в европейской мысли утвердилась идея английского философа Т. Гоббса и немец кого правоведа С. Пуффендорфа о двух основных состояниях, в которых способен пребывать человек: естественном, или природ ном, состоянии (status naturalis) и культурном состоянии (status culturalis). Таким образом, закрепилось представление о культуре как об особом способе и форме человеческого существования. При родное бытие человека стало мыслиться низшей ступенью его раз вития, поскольку оно было пассивным, непродуктивным. Культур ное же состояние начало оцениваться как более высокая ступень человеческой эволюции, на которой он представал творчески про дуктивным существом. Так, уже в момент возникновения идеи о культуре как об особой сфере человеческой жизни она была оха рактеризована эргалически и креативно, т.е. связана с активистски ми представлениями. Собственно, с этого времени мы можем гово рить о начале постепенного изучения культуры, о культуре в каче стве предмета научного познания. Существенные успехи в учении о культуре были достигнуты к началу XIX столетия в трудах немецкого философа и просветителя И. Г. Тердера. Он разработал понимание культуры в историче- 14 Глава 1. Культура как предмет изучения ском аспекте. Развитие культуры, согласно Гердеру, составляет со держание, направление и смысл исторического процесса. Культура является, не невесть откуда возникшим состоянием, а раскрытием сущности человека в историческом движении, следовательно, ее высшим и полным выражением выступает гуманизм. В соответ ствии с этим учением составились представления о высших и низ ших стадиях культуры, о культурных эпохах и культурных народах. Именно в это время утвердилось мнение, что ядро, сердцевину куль туры составляет духовная жизнь человека, высшее развитие его духовных способностей. Таким образом, если первоначально пред ставление о культуре формировалось в ее противопоставлении природным началам, то затем оно дополнилось понятием о ней как о динамической, развивающейся сущности. Однако все эти воззрения явно или неявно основывались на убеж дении, что культура существует в одной-единственной форме — европейской. Весь мир, кроме Европы, мыслился живущим во вне- культурном или докультурном состоянии. Такая позиция получила название европоцентризма. Ее идеологические и политические по следствия сказались в самоуверенном убеждении, что перспектива войти в культуру, приобрести «историческое измерение» у наро дов других континентов появилась только с того момента, когда они были открыты европейцами и стали приобщаться к ценностям и достижениям европейского образа жизни. По сути дела, этот взгляд послужил оправданием колониальной экспансии европейских стран и способствовал поддержанию их колониального господства, возве дя его в ранг культурной миссии европейцев. Подобно тому, как древние греки и римляне выделяли себя из варварского окружения, чье бытие было лишено, по их мнению, какой-либо ценности и смыс ла, сторонники европоцентризма вводили и развивали представле ния о мире европейской культуры в окружении примитивных, ди ких, недоразвитых народов и обществ. Развитие науки и просвещения, упорная работа гуманистической мысли постепенно дискредитировали эту идею, делая ее научно и нравственно несостоятельной. К началу XX столетия уже неоспо римо утвердилось передовое научно обоснованное гуманистическое понимание, что человечество — не монокультурное образование, а совокупность народов и обществ, создавших оригинальные и само ценные культуры, которые невозможно ранжировать по принципам «высшие — низшие», «развитые — неразвитые», «совершенные — несовершенные» и т.д. Мир поликультурен. Каждая из культур раз вивает свой ценностный и духовный потенциал, имеет только ей присущие особенности, в которых воплотился исторический и жиз- 1.2. Аспекты постижения культуры . 15 пенный опыт создавшего ее народа; свойства климата, ландшафта и экологии тех мест, в которых он живет; своеобразие психического склада, образа мышления и коллективного воображения этнических носителей культуры. Таким образом, наряду с историческим под ходом, открывшим многообразие исторических этапов, форм и ти пов культуры, сложилось представление о единовременном сосу ществовании многих культур. Сравнение и сопоставление культур, изучение их внутреннего стро ения, особенностей, функций и гуманистического своеобразия стали тем мощным импульсом, который стимулировал развитие гумани тарного знания и, в частности, части культурологии. Существует се рьезное мнение, что культурология как наука могла возникнуть толь ко тогда, когда была открыта многокультурность мира и создались предпосылки сравнительно-культурного подхода. Ни одна культура не может быть понята только «изнутри», без сравнения и сопоставле ния с другими. Это дает возможность получить объективное обобще ние и постичь законы культурных процессов. Какими бы интересными ни были исследования конкретных куль тур, центральное место в культурологии занимают общие теорети ческие проблемы, без решения которых невозможно понимание са мых существенных сторон жизни человека и общества. При этом в равной степени актуально изучение традиционных проблем куль туры и проблематики, возникающей в условиях ее современного развития. - Прежде всего это вопросы о том, что являет собой культура независимо от конкретных форм, в которых она представлена, каковы истоки и причины ее возникновения, как она соотносит ся с другими формами человеческого бытия: природой, обществом, историей. 1.2. Аспекты постижения культуры Культурная реальность не появляется самопроизвольно, вслед ствие действия законов и стихийных сил природы — последняя порождает только самое себя. Для того чтобы возникла культура как специфическая средгц которая непосредственно окружает че ловека и в которой он живет, необходимы были особые условия и предпосылки, отсутствовавшие в природе. Вопрос, в чем именно состояли эти условия и предпосылки, чрезвычайно важен и сло жен. На него отвечает комплекс философских и других наук. Свой ответ на этот вопрос дают философия культуры и культурология. 16 Глава 1. Культура как предмет изучения При всем разнообразии научных теорий они непременно содер жат указание на человека и его деятельность как на важнейшие и необходимейшие факторы возникновения культуры. Подчеркивая сотворенность этой среды человеческого бытия, ее нередко имену ют «второй природой». «Вторая природа» отделяет человека от мира естественных сил и предметов и в то же время связывает его с этим миром, причем вследствие своего освоения культурой природ ные явления предстают перед человеком не в непосредственной первозданности, а в преобразованном виде, как составная часть предметов культуры. В основе их изменения лежит предпосылка целесообразного приспособления природы к потребностям челове ческого существования. С древнейших времен, когда впервые было осознано, что человек живет в преобразованном, «искусственном» мире, и до наших дней идет обсуждение вопроса о том, чем является исключенность чело века из естественного природного бытия: благом или злом. Так, представители кинического направления античной философии до казывали, что культура и общество с их законами и требованиями есть главные источники зла, поскольку они искажают естествен ную сущность человека. В Новое время Ж.-Ж. Руссо доказывал, что культура сделала человека несчастным, обременив его тяготами, неравенством, социальными бедами, т.е. всем тем, что отсутствует в мире природы и там, где человек еще сохранил с ней непосред ственную связь. Подобные мысли развиваются и в ряде современ ных экологических утопий. Тем не менее даже самым радикаль ным апологетам природы представляется очевидным, что человек и культура связаны между собой и что вне культуры невозможно не только бытие человека, но и он сам как особая сущность. Поэто му вопрос ставится не о необходимости культуры как таковой, а о ее сути и содержании, их соответствии или несоответствии назна чению человека, о месте человека в культуре, способах и формах его самореализации в ней. В разработанных современной наукой представлениях о культу ре воплощено различное понимание ее специфичности как особой формы бытия. Вариантов решения этой проблемы чрезвычайно много, и их количество продолжает расти. В первую очередь это объясняется большой сложностью феномена, именуемого культу рой, и трудностями его познания. К культуре нельзя подойти так же, как к предмету естественно-научного исследования. Познавая ее, человек постигает не некую независящую от него реальность, а, по сути, себя самого — свое собственное бытие, объективированное в фактах культуры; при этом он использует познавательные техники 1.2. Аспекты постижения культуры 17 и приемь! как общенаучного, так и весьма специфического характе ра. Так, исследуя сущность морали и нравственные нормы, человек уясняет себя как этическое существо. Обращаясь к эстетическим ценностям, он не только постигает природу прекрасного вообще, но и устанавливает один из главных мотивов своей жизнедеятельно сти и творчества — преобразование мира по законам совершен ства и красоты. Специфичность в познании культуры связана и с тем, что на него оказывают непосредственное влияние философские предпо сылки мыслителя — исходя из них формулируются самые общие представления о культуре. Можно сказать, что в каждой серьезной философской системе или школе имеются особые ее трактовки. Культурологи религиозной ориентации утверждают, что всякая ве ликая культура основывается на определенной религиозной или вероисповедной основе и служит способом ее реализации; следо вательно, культуры различаются между собой прежде всего по кон фессиональному принципу или типу религии, составляющей их ядро. Поэтому они выделяют культуры, основанные на политеизме и мо нотеизме, различая среди последних христианскую, исламскую, буд дийскую и т.д. культуры. Философы идеалистической ориентации либо ищут в основе всякой Целостной культуры духовный прин цип, выражающий ее смысл, либо рассматривают ее как проявление космического «жизненного порыва» или «волевого устремления» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, О. Шпенглер). Исследовате ли с натуралистическими и материалистическими, установками склонны сводить сущность культуры и причины ее возникновения к реальным природным и материальным основам жизни людей. Например, К. Маркс и его последователи в общем виде рассматри вали культуру (в том числе духовные элементы) как результат материально-преобразующей деятельности (производства). Суще ствую^ теории, объясняющие ее с позиций географического факто ра, особенностей климата, расовых и этнических свойств человека. Наконец, имеется широкий спектр утилитаристско-прагматиче-ских теорий культуры, согласно которым она есть не более чем особая форма приспособления человека к реальности, В последние десяти летия активно обсуждается понимание культуры как системы зна ков и языков — так называемый семиотический подход, дополняе мый теориями коммуникаций. Таков далеко не полный перечень толкований сущности культуры. Многоплановое восприятие не под рывает представления об объективности культуры и веры в воз можность ее познания, но свидетельствует о многогранности, не до пускающей упрощенности и г.рг™,^,,,,,,^",^^,^ гр пууг^жении; |