Главная страница

Культурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.. Солонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган


Скачать 2.31 Mb.
НазваниеСолонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган
АнкорКультурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана..pdf
Дата05.03.2017
Размер2.31 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаКультурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана..pdf
ТипУчебник
#3400
КатегорияИскусство. Культура
страница3 из 38
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38
Та­
кого взгляда на соотношение культуры и цивилизации придержи- нался целый ряд философов, историков и культурологов, например
О. Шпенглер, Н. Бердяев, П. Сорокин.
Эта модель соотношения культуры и цивилизации не выдержи­
вает серьезной теоретической критики и не подтверждается реаль­
ным ходом исторического развития общества, который показывает, что в действительности локальные культуры заканчивают свое историческое бытие по-разному, подчиняясь различным законам и обстоятельствам, а не согласно универсальной модели вытеснения духовного (культурного) этапа материальным (цивилизационным).
Поэтому нет оснований говорить, что культура — это высшее твор­
ческое и духовное состояние человечества, а цивилизация — низ­
шее и финальное, и наделять их различными функциями как аспек­
тами, или сторонами, целостного культурно-цивилизационного бы­
тия общества. Тем не менее в определенных случаях смысловое различие понятий «культура» и «цивилизация» имеет познаватель­
ную ценность. Некоторые теоретики, например А. Тойнби, понима­
ют под цивилизацией способ и форму реализации,идейно-духовно­
го, ценностного ядра, называемого культурой. Иногда понятие куль­
туры связывают с представлением о гуманистической составляющей жизни, относимой к цивилизации того или иного типа. Так, распро­
страненная критика западной цивилизации, к которой принадлежат практически все высокоразвитые страны, исходит из признания кри­
зиса в ней духовной культуры как проявления и усиления дегума- низационных тенденций.
В заключение следует обратить внимание на то, что для верного понимания культуры в ней помимо духовного и материального компонентов выделяют третью самостоятельную сферу — мир художественной культуры, где материальное и духовное, преобразу­
ясь в процессе художественного творчества, образуют особую ду­
ховно-материальную слитность — произведение искусства.
Итак, культура представляет собой процесс трех видов деятель­
ности человека — материальной, духовной и художественной, — порождающих соответствующие им продукты и образующих одно­
именные культурные сферы. Независимость культурных сфер от-

26
Глава 1. Культура как предмет изучения носительна, и границы между ними обозначаются тем четче, чем более развитыми и дифференцированными становятся указанные виды деятельности. Отдельные виды культурной деятельности также обладают лишь относительной самостоятельностью. В системе жи­
вого культурного творчества они выступают как взаимопротиво- стоящие и в то же время как взаимодополняющие, взаимопроника­
ющие процессы. Противостояние ведет ко все большей диверген­
ции, т.е. расхождению видов деятельности, к их специализации. И внутри трех указанных сфер происходит непрерывная филиация, ветвление, что обусловлено действием механизма специализации и профессионализации, требующего применения все более дифферен­
цированных операциональных техник, использования специальных и редких материалов, воплощения усложняющихся задач, целей и идей. Материальная, духовная и художественная культуры распа­
даются на множащиеся секторы и отделы. С другой стороны, разви­
ваются взаимовлияние, синтез, интеграция отдельных слоев культу­
ры. Возникающие между ними связи в рамках указанных основ­
ных видов деятельности создают ее новые виды, ведущие к новым способам опредмечивания и рождающие новые культурные ценно­
сти. Культурология призвана не только своевременно и тщательно описывать и систематизировать культурную реальность во всем многообразии ее процессов и явлений, но и раскрывать закономер­
ности и тенденции культурных изменений, ведущих к созданию куль­
туры будущего.

Глава 2
СТРУКТУРА КУЛЬТУРОЛОГИИ
В европейской философии XIX в. выделялись два типа знаний: знания о природе и знания о культуре. Знания о природе — есте­
ствознание, медицина, технические науки, статистика, экономика — относились собственно к науке (science). Они опирались на опыт и точные факты, устанавливали объективные законы. Знания о куль­
туре в широком смысле слова не всегда получали статус наук, их называли гуманистикой (humanities). Знания этого типа непосред­
ственно Связаны с человеком, с его субъективными предпочтения­
ми и мнениями. Они тоже описывают конкретные факты, но пред­
назначены для постижения смысла и значения событий, памятни­
ков, произведений искусства и литературы. Гуманистика оперирует не строгими понятиями и категориями, а ценностями? символами, знаками. Ее главные задачи: воздействие на духовный мир лично­
сти, раскрытие добрых идей, побуждение к творчеству, сотрудниче­
ству, взаимопониманию. В систему гуманитарного знания входит и культурология
1
Наука о культуре имеет разные названия: культуроведение, фи­
лософия культуры, культурная антропология, теория культуры. В различные периоды познание культуры как целостности включа­
лось в философию, социологию, историю, этнографию. Эти родствен­
ные связи культурологии сохраняются и в современном научном
1
Надо прежде всего уточнить, что культурология может рассматриваться в двух смыслах. В первом случае она обозначает всю совокупность частных культурологи­
ческих наук и теорий. Это, скорее, наименование знания по его предметной отнесенно­
сти, подобно тому как естествознанием мы называем всю совокупность знаний о при­
роде, обществознанием — всю совокупность знаний об обществе и т.д. Во втором случае под культурологией понимают конкретную науку — системно организован­
ные знания, предметно и методологически выделенные из других наук о культуре.

28 Глава 2. Структура культурологии сообществе. Поиск более точного названия отражает состояние науки, но является преходящим. Историки и писатели, философы и религиозные деятели в своих трудах всегда размышляли о судьбах развития 'культур и цивилизаций, способах и путях исторической преемственности и трансляции культурного наследия последующим поколениям, единстве и многообразии культур народов мира, куль­
турных контактах и межкультурной коммуникации. На основе этих теорий, а также эмпирических исследований и наблюдений посте­
пенно создавалась наука о культуре. Различные названия лишь подчеркивают процесс становления данной отрасли гуманитарного знания, выделяя философский, исторический, социологический, этни­
ческий, антропологический аспекты.
Кроме того, следует принимать во внимание национальные тра­
диции исследования культуры в России, Англии, Германии, Фран­
ции, Италии, США и других странах. В одних странах предпочтение отдается философии культуры, в других — культурной антрополо­
гии, в третьих — теории культуры.
Само название «культурология» появилось сравнительно недав­
но: в конце XIX —'начале XX вв. Его стали использовать многие исследователи. Теоретик английского эволюционизма, этнограф и антрополог Э. Тайлор в книге «Первобытная культура» (1871) на­
звал одну из глав «Sciens of culture», или «Наука о культуре». Выда­
ющийся немецкий химик, лауреат Нобелевской премии В. Оствальд в труде «Система наук» (1915) предложил именовать науку о циви­
лизациях «культурологией». В работе «Принципы теории образова­
ния» он писал: «Специфические человеческие особенности, отлича­
ющие род Homo sapiens от всех прочих животных видов, охватыва­
ются наименованием «культура»; следовательно, науку о специфически человеческих способах деятельности вполне можно было бы назвать культурологией (Kulturologie)»
1
. В 1929 г. американский социолог
Р. Бейн в главе сборника «Направления американской социологии» писал о взаимосвязи социологии, культурологии и экологии человека, о близком родстве между социальной психологией и культурологи­
ей. В эти годы вышло немало научных книг по культурологии.
Но самая значительная роль в обосновании данной науки и за­
креплении ее названия как культурологии принадлежит английско­
му антропологу Л. Уайту. В 1939 г. в статье «Проблема терминоло­
гии родства» он использовал понятие культурологии для обозначе­
ния класса явлений, имеющих наряду с функциональным еще и
1
Оствальд В. Принципы теории образования //Антология исследований куль­
туры. В 2 т. Т. 1. СПб., 1997. С. 141.,

Глава 2. Структура культурологии 29 ценностное, символическое значение. Различные материальные пред­
меты, будь то орудия труда, домашняя утварь, книги или картины, су­
ществуют как символы и ценности, которые необходимы человеку.
Особая способность человека — символизация — позволяет созда­
вать класс явлений, именуемых культурой и изучаемых наукой куль-' турологией.
Обоснованию культурологии Л. Уайт посвятил свой труд «На­
ука о культуре», опубликованный в 1949 г.
1
«Объяснение культуры может быть только культурологическим, — утверждал он. — Наука о культуре молода, но многообещающа. Ей еще предстоит многое совершить, если только предмет ее изучения сохранится и продол­
жит свое движение — вперед и вверх»
2
. Л. Уайт отмечал, что куль­
тура представляет поток взаимодействующих элементов: каждая культурная черта воздействует на другие и испытывает с их сторо­
ны влияние. Некоторые элементы устаревают и исключаются из этого потока, на смену им появляются новые, происходит их комби­
нация, синтез. Что бы мы ни рассматривали — эволюцию матема­
тики или генеалогию парового двигателя — принцип интерпрета­
ции остается одним и тем же: культура вырастает из культуры.
«"Открытие" культуры когда-нибудь встанет в истории науки в один ряд с гелиоцентрической теорией Коперника или открытием клеточной основы всех форм жизни», — писал Л. Уайт
3
Культурология прошла разные этапы, в нашей стране она стала наиболее активно развиваться с 1960-х гг. Наука находится в про­
цессе становления, ее контуры пока еще недостаточно четки. Но это обстоятельство лишь подчеркивает ее перспективы, ибо откры­
вает возможность творческого поиска.
Культурология представляет комплекс отраслей, или разделов научного знания, и процесс их дифференциации свидетельствует о развитии науки. В настоящее время он происходит особенно интенсивно, хотя и несколько хаотично. Очевидно, немалую роль в этом играют потребности современной эпохи, интересы исследова­
телей, накопленный материал, запросы практики. В состав культу­
рологии входят пять взаимосвязанных разделов: 1) история миро­
вой и отечественной культуры; 2) история культурологических учений; 3) социология«культуры; 4) культурная антропология;
5) прикладная культурология.
1
White L. The Science of Culture//The Science of Culture: A Study of Man and
Civilization. N.Y., 1949. P. 379—415.
2
Уайт Л. Энергия в эволюции культуры //Антология исследований культу­
ры. СПб., 1997. С. 464.
3
Там же. С. 147.

30 Глава 2. Структура культурологии
Каждый из них имеет свой объект исследования, взаимодейству­
ет с определенным кругом наук, отличается языком описания, спе­
цификой анализа, методами и практическими рекомендациями, ис­
пользуемыми при разрешении конкретных проблем.
2.1. История культуры
В центре внимания истории культуры находится реальный про­
цесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов. Она дает богатый материал, касающийся многообразия куль­
турных достижений и ценностей, вклада народов в мировую культу­
ру, трудностей и противоречий культурно-исторического процесса, судеб великих цивилизаций Европы, Азии, Индии, России, Китая, Аме­
рики, Африки, Австралии и других регионов мира. История культуры формирует знания о культурном наследии, поисках и открытиях, па­
мятниках материальной и духовной культуры, о ценностях и нормах жизни, идеалах и символах разных народов; исследует истоки куль­
турных явлений, процессы их распространения. Это передаваемая от поколения к поколению память человечества. Для культурологии этот раздел составляет фундамент теоретических концепций.
История культуры тесно связана со всеобщей историей, этноло­
гией и этнографией, а также с историей отдельных сфер: техники, науки, нравов, искусства, права, религии, политики, семьи.
Построение истории мировой и отечественной культуры требует от исследователей решения ряда проблем: определения границы между историей общества и историей культуры; описания фактов истории культуры и осознания их смысла; изучения взаимовлияния культур и их национально-этнического своеобразия; установления соотноше­
ния между отраслевыми историями культуры и общим культурным контекстом, культурой и цивилизацией. Особенного внимания заслу­
живает проблема классификации, периодизации и типологии куль­
тур. Это лишь часть вопросов теоретического и методологического исследования мировой и отечественной истории культуры.
2.2. История культурологических учений
Раздел изучает процесс развития теоретических представлений о культуре и ее закономерностях. Наука о культуре имеет давнюю историю. Ученые и писатели в течение многих веков стремились

2.2. История культурологических учений 31 не только исследовать культуру тех или иных народов, но и понять тенденции ее развития, найти главные причины и закономерности, которым подчиняется это богатое и многообразное явление. Уже в трактатах Древней Греции и Востока можно обнаружить необы­
чайно точные и глубокие суждения о культуре.
Как наука культурология начала формироваться в философии европейского Просвещения XVIII в. Начало осмысления истории культуры человечества связывают с именами итальянского истори­
ка Дж. Вико (1668—1744) и немецкого философа И. Г. Тердера
(1744—1803). Эти ученые заложили научные основы теоретическо­
го исследования культуры как целостного общественного явления;-
Впоследствии культурология стала объектом пристального вни­
мания многих ученых. К изучению культуры обращались филосо­
фы, этнографы, историки, антропологи, политики, психологи, социоло­
ги Англии, Германии, Франции, России, Испании, США и других стран.
Они стремились познать, понять, объяснить особенности культурно­
го развития человечества. Изучение их подходов, поисков, учений и теоретических концепций не менее увлекательно, чем постижение самой истории культуры.
Не всегда те или иные теории были достоверными. Порой в них отражались субъективные взгляды и предпочтения авторов, стрем­
ление выдать желаемое за действительное, представить процесс развития культуры в иллюзорном виде. Нередко культурологиче­
ские концепции наполнялись мрачными, тревожными предчувстви­
ями духовного кризиса, распада человеческих отношений. Часто вы­
сказывались и восторженные мнения о будущем культуры, создава­
лись мифы, утопии и иллюзии. Такова реальность бытия культуры.
Она всегда тесно переплетена с субъективным восприятием и от^ ношением к жизни.
Периоды «бури и натиска», глубоких перемен в сознании и жизнедеятельности людей сменялись временем относительного спо­
койствия, тревожные предчувствия иногда становились пророчества­
ми, а'надежды превращались в утопии.
История культурологии насыщена великими именами творцов за­
мечательных произведений, составляющих интеллектуальное богатство человечества и дающих мощный импульс познанию и творчеству.
В современных условиях стали доступны многие неизвестные ранее произведения зарубежных и отечественных культурологов, открыты архивы и фонды, опубликованы мемуары, переписка, фото­
графии. Процесс движения человеческой мысли в ее попытках на­
учно осм-ыслить культуру еще ждет своих исследователей.

32 Глава 2. Структура культурологии
Интерес к истории идей органично связан с интересом к исто­
рии жизни во всем многообразии связей и отношений. Он предпо­
лагает проникновение в творческую лабораторию ученого, выясне­
ние круга чтения и общения, воссоздание стиля его мышления и понимания им явлений культуры. .
2.3. Социология культуры
Эта отрасль культурологии исследует процесс функционирова­
ния культуры в обществе; тенденции культурного развития, прояв­
ляющиеся в сознании, поведении и образе жизни социальных групп.
В социальной структуре общества выделяются группы разного уровня: макрогруппы, слои, сословия, нации, этносы, каждая из кото­
рых отличается своими культурными особенностями, ценностными предпочтениями, вкусами, стилем и образом жизни, и множество мик­
рогрупп, которые образуют различные субкультуры. Это могут быть возрастные субкультуры детей, молодежи, престарелых; конфессио­
нальные — в зависимости от вероисповеданий; профессиональные, в которых подчеркиваются принадлежность к определенному виду трудовой деятельности и общность связанных с нею интересов и потребностей. Специфичны субкультуры мужчин и женщин. Воз­
никновение групповых форм культуры возможно в политических партиях, движениях. Группы с отклоняющимся от нормы поведени­
ем также имеют свои субкультуры.
Множественность групповых культур создает «мозаичную» кар­
тину культурной жизни. Социология культуры воссоздает их мно­
гообразие, выявляет динамику развития, основу консолидации или распада, определяет причины растворения или кристаллизации в них новых ценностей.
Важным направлением в социологии культуры является изуче­
ние культурного содержания таких процессов, как демократизация общества; влияние на состояние умов свободы слова, экономиче­
ских и политических реформ; изменение культурных потребностей и интересов человека в условиях урбанизации, миграции, экологи­
ческого и духовного кризиса. Социология культуры представляет типологию личности в зависимости от отношения к сложившейся общественной ситуации.
Не менее интересным является социологический анализ деятель­
ности различных социальных институтов, призванных обеспечивать удовлетворение и развитие потребностей и запросов в обществе: учреждений системы образования, культуры, средств массовой ин-

2.3. Социология культуры 33 формации. Он позволяет судить об эффективности их функциониро­
вания, определять, насколько они способствуют повышению качества жизни, оценивать условия, создающиеся ими для развития личности.
В социологии культуры выделяются три уровня знания.
Первый уровень характеризует наиболее общие тенденции в развитии современной культуры, распространенные ценности, сти­
ли жизни, модели поведения.
Второй сосредоточивает внимание на уровнях культуры раз­
личных групп, видах культурной деятельности, соотношении тради­
ций и новаторства, восприятии ценностей культуры, их освоении человеком.
Третий уровень основан на социологической информации, полу­
ченной в результате эмпирических исследований с использовани­
ем методов опроса, интервью, включенного наблюдения, анализа документации и социальной статистики.
Социология культуры непосредственно связана с решением прак­
тических проблем, призвана не только «выдавать» информацию, но и указывать пути преодоления противоречий, привлекать к их решению широкий круг организаторов, работников учреждений культуры.
Сложной проблемой социологии культуры является разработка и стандартизация индикаторов и показателей определения куль­
турного уровня, изменения духовных потребностей. Здесь все уни­
кально, своеобразно и потому внутренне сопротивляется единой мерке, тем более какому-либо стандарту. И тем не менее, чтобы знать о тенденциях, надо исходить из набора данных, позволяющих производить количественное и качественное измерение. Произвольно же выбранный показатель ведет к искажению представления о ре­
альности, созданию неверной, улучшенной или ухудшенной карти­
ны действительного состояния.
Любой сбор фактов неизбежно предполагает теоретическое ос­
мысление и обобщение, без которых они теряют смысл. Но между теорией и практикой существует и обратная связь: здание теории
«достраивается» за счет эмпирических данных, позволяющих вы­
явить новые тенденции в развитии культуры. В силу этого социо­
логия культуры требует от специалистов освоения методики и тех­
ники социологических исследований,свободного и профессиональ­
ного владения методами, умения работать с компьютером.
Социология культуры опирается на многие специальные социо­
логические теории, близкие по объекту исследования и существен­
но дополняющие представления о культурных процессах. Междис­
циплинарные связи устанавливаются с социологией искусства, социологией морали, социологией религии, социологией науки, соци-
2 Культурология

34 Глава 2. Структура культурологии ологией права, эТносоциологией, социологией возрастных и соци­
альных групп, социологией преступности и отклоняющегося поведе­
ния, социологией досуга, социологией города и другими отраслями социологического знания: Каждая из них не в состоянии создать целостного представления о культурной реальности. В самом деле, социология искусства дает богатую информацию о художествен­
ной жизни общества, а социология досуга, например, показывает, как различные группы населения используют свое свободное время.
Это очень важные, но частичные сведения. Очевидно, что требуется более высокий уровень обобщения культуроведческих знаний. И эту задачу выполняет социология культуры.
2.4. Культурная антропология
В зарубежной науке эта область исследований близка к психо­
логической антропологии и исторической психологии. Особенно интенсивно она начала развиваться в 1960-е гг., хотя ее основы были заложены в предшествующие десятилетия XX в. В рамках культурной антропологии исследуется исторический процесс взаи­
моотношений человека и культуры, адаптации человека к окружа­
ющей культурной среде, становления духовного мира личности, во­
площения творческих потенциалов в деятельности и ее результа­
тах. Социально-культурная эволюция личности происходит в течение всей жизни, но особую роль играют детство и молодость, когда за­
кладываются основы ценностных позиций и интересов. Культурная антропология выявляет «узловые» моменты социализации, аккуль­
турации и инкультурации человека, специфику каждого этапа жиз­
ненного пути, изучает влияние культурной среды, систем образо­
вания и воспитания и адаптацию к ним; роль семьи, сверстников, поколения. Особенное внимание уделяется психологическому обо­
снованию таких универсальных явлений, как жизнь, душа, смерть, любовь, дружба, вера, смысл, духовный мир мужчины и женщины.
Главные направления научного поиска заключаются в изучении процесса социализации личности в условиях разных культур, влияния природной и культурной среды на духовный мир человека, особенно­
стей национального характера, взаимодействия экологии и этноса.
Основатель психоаналитической школы 3. Фрейд и его после­
дователи Э. Фромм, А. Кардинер, К. Хорни, А. Адлер, А. Маслоу,
К. Юнг проявляли особенный интерес к исследованию взаимодей­
ствия естественно-биологических, энергетических и культурных фак­
торов в определении мотивов поведения человека, эмоциональных

2.5. Прикладная культурология 35 состояний тревожности, беспокойства, агрессивности, а также люб­
ви, надежды; к выяснению социальных и психологических механиз­
мов творчества, одаренности.
Представители этнологической школы М. Мид, Р. Бенедикт,
Г. Рокхайм, Дж. Уайтинг и Б. Уайтинг, сосредоточивали внимание на мире детства как ответственном периоде в освоении культуры.
Работы «Культура и мир детства» (М. Мид), «Дети шести культур» и «Психокультурный анализ» (Дж. Уайтинг и Б. Уайтинг) заложи­
ли основу научного направления культурологии детства.
Культурная антропология анализирует индивидуальность лично­
сти, ее уникальность и неповторимость, соотношение сознательных действий и бессознательных импульсов, истоки жизненной энергии и притягательной силы влияния на других людей, душевное здоро­
вье и обаяние, фальшь и лицемерие, агрессивность и зло.
2. 5. Прикладная культурология
В области исследований прикладной культурологии входят орга­
низация и технология культурной жизни общества; деятельность учреждений культуры, культурных центров досуга, любительских и, инициативных объединений по интересам; методика проведения мас­
совых праздников, фестивалей, форумов.
Ее главное направление состоит в разработке культурной поли­
тики; экономическом, политическом и духовном обеспечении реали­
зации культурных программ. Развиваются также диагностика и про­
гнозирование культурных процессов, социальное проектирование, менеджмент в сферех культуры, организация связи с общественнос­
тью. Прикладная культурология изучает интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга. Объектом науч­
ного анализа и практического воздействия являются деятельность театров, кинотеатров, музеев, концертных и выставочных залов, клу­
бов и дворцов культуры, библиотек; просветительная работа твор г ческих союзов и фондов, Всероссийского общества охраны памятни­
ков истории и культуры и других общественных организаций и ас­
социаций. Проведение культурологической экспертизы объектов социального назначения, развитие межкультурных коммуникаций и организация туризма, анализ воздействия рекламы и культурных про­
грамм средств массовой информации на духовный мир человека зна­
чительно расширяют сферу этой отрасли знания.
Методы и формы прикладной культурологии способствуют пре­
одолению негативных тенденций в современном обществе,, сниже-
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38


написать администратору сайта