Главная страница
Навигация по странице:

  • Система культуры в структурно-синхроническом рассмотрении

  • Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации

  • Культурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.. Солонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган


    Скачать 2.31 Mb.
    НазваниеСолонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган
    АнкорКультурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана..pdf
    Дата05.03.2017
    Размер2.31 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКультурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана..pdf
    ТипУчебник
    #3400
    КатегорияИскусство. Культура
    страница7 из 38
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   38
    78
    Глава 4. Культура и цивилизация на, стимулировало радикальные изменения в образе жизни людей и в структуре их мышления. Все более активным становилось левое | полушарие, вырабатывавшее необходимые ремеслу понятийные, аб-1 страктно-логические, а не конкретно-образные формы отражения и осмысления мира, из которых вырастали уже не мифологически-1 религиозные фантазии, а научное знание преобразовавшегося ре­
    меслом материального мира, и прежде всего самая абстрактная из >,
    наук — математика. Это было началом грандиозной «культурной революций», которая потребовала изобретения нового способа пере-1 дачи накапливавшихся знаний другим поколениям — письменно- ' сти — и, соответственно, школы для обучения письму и чтению, социального института образования. Началось отделение от рели-; гии науки, образования, а также искусства, которое, сохраняя свою i служебную роль в культе, уже обособлялось от него, обретая и 1 светски-политические, и нравственно-воспитательные, и гедонисти­
    ческие функции. Город стал поселением людей, которое концентри- ровало в себе правителей нарождавшейся государственности и ее идеологического освящения — жречества; ремесленников и тор^ говцев, учителей и ученых, представителей разных областей искус-1 ства, профессионализированную армию, необходимую для защиты городского населения, и обслуживавших его земледельцев. В ре­
    зультате город стал носителем нового исторического типа культу- ; ры, который впоследствии был назван цивилизацией.
    Из приведенного анализа следует, что взаимоотношения цивили- ? зации и культуры двуплановы. В диахронической плоскости их со- ;i отнесения цивилизация является уровнем развития культуры, кото-
    !
    '| рый пока остается высшим, хотя в будущем может быть превзой- I ден более развитым ее состоянием (некоей постцивилизацией, или суперцивилизацией). В структурно-синхроническом рассмотрении j цивилизация является тем слоем культуры, в котором сосредото­
    чены все способы организации общественной жизни: структура производственной деятельности и ее технико-технологическое ос- ;] нащение, социально-управленческая деятельность и обслуживающие j ее формы социологических исследований, репрессивная деятельность юридических учреждений, защищающая каждый тип организации • общественной жизни, деятельность церкви и других религиозных учреждений, научно-познавательная, образовательно-коммуникатив­
    ная, военная, медицинская деятельности, спортивная, организация досуга. Это означает, что цивилизация находится не вне культуры, ] а внутри нее, представляя собой систему обслуживающих культу- I ру механизмов. Данное понимание взаимоотношений культуры и цивилизации можно изобразить схематически (рис. 2.2).

    4.2. Цивилизация 79
    Социальная среда (общество)
    Телеологически-аксиологический • Цивилизационные механизмы потенциал культуры 4- культуры
    Космическая среда(природа) ,
    Рис. 2.2. Система культуры
    в структурно-синхроническом рассмотрении
    Схема показывает, что; а) рассмотренная в структурно-синхронической плоскости, куль­
    тура образуется взаимосвязью двух ее составляющих, необходи­
    мых в том или ином конкретном виде во всякой саморегулиру­
    ющейся и саморазвивающейся системе; б) среда, в которой существует рассматриваемая система, тоже имеет две сферы — космическую и социальную, непосредственно представленные в их взаимодействии с природой и обществом; их симметричное расположение слева и справа от центра подчер­
    кивает непосредственную связь одного потенциала культуры с обществом, а другого — с природой; в) взаимоотношения данных потенциалов культуры подвижны — их общая плоскость может быть большей и меньшей, что открывает путь к диахроническому анализу культуры.
    Приведенная схема, как всякое графическое отражение простран­
    ственно-временных отношений материально-духовного бытия, не позволяет передать архитектонику и хроноструктуру системы од­
    новременно. Поэтому ее следует дополнить таблицей, наглядно демонстрирующей направленность исторических изменений «ве­
    сового» и «энергетического» соотношения обоих полюсов культу­
    ры (табл. 2.1).
    Таблица 2.1
    Историческая динамика соотношения культуры
    и цивилизации
    Первобытное состояние
    Доцивилизацион- ный тип культуры
    Традиционная культура
    Цивилизация в Культуре
    Индустриальная цивилизация
    Культура в Цивилизации
    Постиндустриальное
    • общество
    (в тенденции)
    Отождествление
    Культуры и
    Цивилизации

    80 ' Глава 4. Культура и цивилизация
    Современное состояние взаимоотношений между культурой и цивилизацией имеет существенную особенность. Речь идет о хоро­
    шо известном явлении — раздвоении культуры на пике научно- технического прогресса на «элитарную» и «массовую». Подобное расслоение проходило через всю историю культуры в социально- дифференцированном обществе. Знаменитый лозунг древнеримской элиты «хлеба и зрелищ!» выразительно говорит о различии, более того, противостоянии утонченного искусства Горация и Вергилия,
    Апулея и Плавта, с одной стороны, и кровопролитных боев гладиа­
    торов друг с другом и с животными — с другой. Веками сохраня­
    лось противостояние фольклора — сначала крестьянского, а затем и городского — и аристократической культуры. Однако драмати­
    ческое значение социально детерминированное раздвоение культу­
    ры приобрело только тогда, когда технический прогресс предоста­
    вил средства, оттеснившие литературу на обочину массовой культу­
    ры и выдвинувшие в центр поп-арта эстрадные, кинематографические, телевизионные и рекламные произведения, которые не оказывают интеллектуального воздействия. Они обращены к объединенным на стадионах или в колоссальных концертных залах молодым лю­
    дям, жаждущим эмоционального возбуждения, которое бывает осо­
    бенно действенным при соединении зримых образов и как можно более громких звуков, и актуализируют сексуальные и агрессивные чувства.
    Цивилизация, имевшая в основе своей развитие интеллекта наI всех уровнях культуры и одухотворение инстинктивно-физиологи­
    ческой мотивации социального и сексуального поведения людей, парадоксальным образом привела к вытеснению интеллекта из куль­
    туры и к активизации унаследованных человеком от предков фи­
    зиологических реакций. Отражая эту ситуацию, психоаналитиче­
    ская мысль определила функцию культуры по отношению к натуре человека не как духовно-возвышающую, а как репрессивную, и ста­
    ла искать способы минимизации становящегося едва ли не всеоб­
    щим конфликта между либидозными, агрессивными «зовами приро­
    ды» и сдерживающими их нравственными «табу».
    Оказалось, таким образом, что цивилизация' не является абсо­
    лютным благом, и острота сложившейся исторической ситуации состоит в том, что впервые в своей истории цивилизация раскрыла таящиеся в ней силы, разрушительные для культуры и для само­
    го физического существования человечества, а может быть, и жизни на нашей планете как таковой. Процессы, происходящие на наших глазах и, хотим мы этого или нет, при нашем участии, свидетель­
    ствуют о том, что человечество ищет выход из тупика, в который привел его научно-технический прогресс, освободивший вместе с

    4.2. Цивилизация 81 религиозными преградами и от всех имманентных культуре нрав­
    ственных «регуляторов». Экологический и назревающий генетиче- ский-кризисы требуют формирования нового типа отношений куль­
    туры и цивилизации, который вывел бы современную культуру из подчинения цивилизации, но не возродил бы при этом ее подчинен­
    ность религиозно-мифологической культуре традиционного типа, враждебно относящейся к цивилизации. Это сможет осуществить­
    ся, если культура будет оказывать воздействие на все цивилизаци- онные механизмы, причем не государственно-политическими дек­
    ретами
    1
    и репрессивно правовыми средствами, а нравственными
    принципами, регулирующими поведение и деятельность членов об­
    щества сознанием ответственности каждого за судьбу всех.
    Патриархальный крестьянский быт и монашеская духовная са­
    моизоляция считаются архаическими формами культуры именно потому, что они отрешены от современной цивилизации. Характер­
    ная для идеологии наших неославянофилов и почвенников идеа­
    лизация прошлого, доцивилизационного состояния человечества — патриархально-общинного строя крестьянской жизни и порожден­
    ного им домостроя, дохристианской языческой древности Руси или уваровско-николаевской триады «православие, самодержавие, народ­
    ность», — должна быть-расценена в лучшем случае как наивно- романтический ретроспективизм: она наносит реальный вред вос­
    питанию сознания вступающих в жизнь поколений, а значит — формированию нового исторического типа культуры, использующе­
    го все механизмы цивилизации и опирающегося на них, но не под­
    чиняющего им выработанных в процессе многотысячелетнего раз­
    вития культуры высших ценностей человеческого бытия.
    Только на этой основе станут и возможными, и необходимыми преодоление пропасти, разделяющей массовую и элитарную суб­
    культуры, и реализация заложенного в бытии культуры импульса к духовному объединению людей: жизнь духа «снимает» все био­
    антропологические и социальные различия (между полами и поко­
    лениями, расами и нациями, сословиями и классами и др.), порож­
    денная культурой человеческая духовность имеет нравственную, т.е. общечеловеческую, природу в отличие от духовности религиозной.
    Вот почему речь идет о совершенно реальной возможности гармо­
    низации интересов науки и нравственности — именно это долж­
    но стать фундаментом связи культуры и цивилизации, способной обеспечить человечеству будущее.

    Глава 5
    СУБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ
    5.1. Субъект культуры — человек культуры
    Слово «субъект» и производные от него формы происходят от лат. subject, которое можно перевести как «лежащий внизу, находя-] щийся в основании, выступающий фундаментом» (от sub —r под,| jacio — бросаю, кладу основание, устанавливаю).
    В истории общественной мысли понятие «субъект» понималось! по-разному. Современная его трактовка берет начало в работах] французского ученого и философа Нового времени Р. Декарта. Для|
    Декарта резкое противопоставление субъекта и объекта выступало! исходным пунктом при анализе познавательного процесса, а также) необходимым моментом обоснования возможностей человеческого! знания с точки зрения его достоверности. Французский мыслитель, не раз акцентировал внимание на том, что субъект имеет именно ] активное начало в познавательных операциях, он неизменный ини­
    циатор процесса познания. Немецкий философ И. Кант раскрыл 1 некоторые существенные законы внутренней организации субъек-1 та познания, благодаря которым становится возможным достиже-j ние всеобщего и необходимого знания. Принципиальным этапом; в эволюции понятия «субъект» в новоевропейской мысли могут считаться тезисы Г. Гегеля о социально-исторической природе субъекта познания, его неразрывной связи с культурой, в которую погружен индивид, взаимозависимости и взаимообусловленности про­
    цессов познания и культурного созидания. Субъект — это не «иде­
    альная вещь», но прежде всего практика.
    Сознательное воспроизводство объекта познания предполагает самосознание субъекта, ибо как объект, так и субъект не даны не-

    5.1. Субъект культуры — человек культуры
    83
    посредственно, а воссоздаются активностью самого 'субъекта. При
    )том субъект не находится вне своей деятельности по объектива­
    ции, опредмечиванию, трансформации и захвату окружающей ре­
    альности — без непрерывного воссоздания и перевоссоздания на­
    личных форм культуры его попросту не существует.
    Введенный в оборот в рамках философии, если точнее — гносе­
    ологии, термин «субъект» в последующем стал употребляться в более широком смысле. Сегодня и в повседневной практике, и в гуманитарном знании, в том числе в культурологии, под ним под­
    разумевается носитель предметно-практической деятельности или познания, источник и агент активности, направленной на объект, которым является окружающий субъекта мир во всем его многооб­
    разии. Субъектом может выступать как индивид, отдельный чело­
    век,'так и социальная группа, некоторая совокупность людей. Одна­
    ко для этого недостаточно просто быть человеком или образовать некоторое сообщество. Субъективность — не онтологическая, не бытийственная характеристика, но показатель отношений, возника­
    ющих между двумя сторонами: делателем и предметом возделыва­
    ния. Поэтому ее необходимым уровнем является активная деятель­
    ность. Именно в актах овладения, трансформации, вторжения в окружающий мир, воссоздания его проявляются субъективные чер­
    ты. Субъект культуры — это активный деятель, творец, преобразо­
    ватель культурной реальности. Он находится на пересечении мно­
    жества факторов — как внешних, или объективных, в той или иной степени его предопределяющих, так и внутренних, или субъектив­
    ных, благодаря которым он сам, в свою очередь, посредством актив­
    ной деятельности вторгается в культуру и изменяет ее.
    Человек приходит в мир уже наделенным определенными биоло­
    гическими, физиологическими и психологическими параметрами. Как любая биологическая целостность, положенная в контекст природ­
    ной реальности, он подчиняется тем или иным законам природы.
    Однако человек определяется как человек не этими чертами, а теми характеристиками, которые позволяют ему стать активным реформа­
    тором окружающей реальности. Или, говоря другими словами, чело­
    век становится человеком в тот момент, когда в нем проявляется субъект культуры, ибо именно культура отличает человека от всех феноменов реальной действительности. Благодаря ей мы можем очертить границы человеческой уникальности — только в культур­
    ной плоскости человек проявляется как существо суверенное и авто­
    номное, принципиально несводимое к другим формам природного мира. Субъект культуры присутствует лишь тогда, когда заявляет о

    84
    Глава 5. Субъект культуры , себе Человек культурный, и наоборот. То же самое справедливо и относительно человеческих сообществ: некое образование индиви­
    дов лишь тогда становится социальной автономностью, когда начи­
    нает выступать в качестве коллективного субъекта культуры. '
    Поэтому необходимо более подробно остановиться на тех чер-, тах человека и человеческих сообществ, в которых проявляется человеческое,т.е. культурное.
    Ответ на вопрос о человеческой природе пытались дать многие мыслители в разные исторические эпохи. Сегодня существует целая' область познания, специально занимающаяся данной проблемой.
    Как существо природное, биологическое, человек не обособлен полностью от явлений окружающего мира — живой или неживой природы. Так же, как животные, он входит в состав биосферы зем-: ли. Следовательно, веете законы, которые определяют существова­
    ние живой материи, проявляются и в нем. Биофизиологические пласты — существенный момент природы человека.
    За многие века дискуссии о том, что роднит человека с окружа­
    ющим миром и что их различает, не раз выдвигались теории, со­
    гласно которым человек трактовался только как «сложный меха­
    низм», подобный многим другим «биологическим машинам», а пото­
    му существенно не отличающийся от животных. Радикальный пример- подобного подхода можно встретить в сочинении французского философа Ж. О. де Ламетри (1709—1751) «Человек-машина» (1747).
    Наивность многих высказанных доводов в нем сегодня может вызвать разве что улыбку. Тем не менее попытки редуцировать, т.е. свести, человека только к природно-биологическим компонентам не прекращаются до сих пор.
    Различие мира Безусловно, человек не исчерпывается биологи- человека и . ческими или физиологическими характеристика- природы ми. Он принципиально отличается от животных.
    Тем не менее не так-то просто указать, в чем же именно состоит радикальное различие человеческого и природно­
    го миров. В самом деле, выражение «человек общественный», т.е. живущий в окружении себе подобных, не может считаться реша­
    ющим аргументом. Нам прекрасно известно, что очень многие животные живут стаями, в которых имеется довольно разветвлен­
    ная система специализации (волки, крысы, муравьи, обезьяны, пче­
    лы и пр.). Однако оттого, что природе человека присуща некая черта, мы называем объединения людей — социумом, а объедине­
    ние, допустим, волков — стаей.

    5.1. Субъект культуры — человек культуры 85
    Сама по себе способность с помощью тех или иных «знаковых» форм (телодвижений, звуковых сигналов, артикуляционных после­
    довательностей, мимических комбинаций и т.д.) передавать собрать­
    ям информацию не позволяет называть обращение человека к чело- цоку речью. Наоборот: именно потому, что отправитель — человек, отправляемое им послание становится речью.
    Как и животные, люди едят, спят, заботятся о потомстве, защища­
    ют себя от внешней агрессии, отдыхают, страдают от болезней, обла­
    дают памятью и т.д. Животные же, подобно людям, преобразуют природу, вторгаются в окружающий мир, активно действуют (вьют гнезда, роют норы, устраивают запруды и т.д.). Оговорка, что во всех своих действиях животные подчиняются императиву инстинк­
    та, иногда может показаться весьма убедительной. Однако когда дело касается принципиальных вопросов и речь заходит о точно­
    сти и ясности определений, подобное объяснение не представляет­
    ся убедительным. Во-первых, в человеке также проявляются ин­
    стинкты — очень многие его поступки вполне ими объясняются.
    Ьолее того, как показал К. Леви-Стросс, в традиционных культурах неевропейской ориентации жизнь человека полностью исчерпыва­
    ется воспроизведением уже имеющихся, неоднократно опробован­
    ных форм, которые по внешнему виду близки к «культурным ин­
    стинктам». Во-вторых, инстинкты хоть и медленно, но трансформи­
    руются под влиянием внешних обстоятельств. Животный мир не остается неизменным. Инстинктивная программа, разумеется, в боль­
    шинстве случаев предопределяет жизнь зверей, однако допускает и отклонения,вариации,свободную комбинацию.
    Каждому аспекту жизни людей, едва ли не всякому их поступку можно отыскать аналог в животно-природном мире. Следователь­
    но, не какие
    :
    то отдельные характеристики человека как биофизио­
    логической автономности являются основанием для его отделения от природного мира, но, напротив, самим этим характеристикам при­
    дается статус человеческих, потому что они принадлежат человеку.
    Остановимся на трех моментах, имеющих существенное значение для определения человека вообще, человека культурного, и субъекта культуры: 1) сознательности; 2) воспитанности; 3) креактивности.
    Сознательность. Любой человеческий факт всегда с опреде­
    ленностью позволяет идентифицировать его именно как факт чело­
    веческий — или оппозиционный природному, или предполагающий некоторое «приращение» природного.)Он человеческий именно по­
    тому, что" не сводим к природности: сверхприроден, надприроден, ииоприроден. Специфическая человеческая «надстройка» в разные

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   38


    написать администратору сайта