Главная страница
Навигация по странице:

  • новой

  • собой » общественное

  • наро-1 да

  • о н и «не зависят от личной природы индивидов»1, хотя и существуют в! их головах. Эти представления не сотворены

  • общей культурном среде. По выражению А.Я. Гуревича, не только человек обладает! определенной ментальностью, но и она

  • в бессознательных

  • обычно кажутсяИ человеку чем-то само собой разумеющимся, и он просто исходит изИ них в своем мышлении и поведении, не отдавая себе отчета, почему они

  • ментали-И тет" —- лишен смысла.

  • какИ не замечаем воздуха, которым дышим. Это существенно затрудняетИ ее анализ. Но даже если личность сможет отрефлексировать и экс-Ш

  • она

  • д а н е пой культуры обязательны для всех ее носителей, иначе они простое не

  • различные социальные группы и сообщества, у которых есть свои субкультуры. I В рамках

  • Культурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.. Солонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган


    Скачать 2.31 Mb.
    НазваниеСолонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган
    АнкорКультурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана..pdf
    Дата05.03.2017
    Размер2.31 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКультурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана..pdf
    ТипУчебник
    #3400
    КатегорияИскусство. Культура
    страница14 из 38
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   38
    ПО!
    I!

    7.3. Ментальное поле культуры 157 ный облик коллективного сознания, не отрефлектированного и не систематизированного посредством целенаправленных умственных усилий мыслителей и теоретиков»
    1
    Можно выделить следующие особенности менталитета.
    1. Менталитет отражает специфические особенности определен­
    ного типа культуры, своеобразный образ мыслей, который складыва­
    ется у тех, кто принадлежит к данной культуре. «Если вычесть из общественного сознания то, что составляет общечеловеческое начало, в остатке мы найдем менталитет общества»
    2
    . Например, гнев про­
    тив убийцы, принесшего смерть родственнику, — это общечеловечес­
    кое свойство, а кровная месть — черта менталитета, характерного для общества с примитивной культурой. Ментальность обусловлена не общечеловеческими механизмами и закономерностями психики, а осо­
    бенностями культуры. Общечеловеческие механизмы и закономерно­
    сти психики называются культурно-независимыми — в том смысле, что они одинаковы у представителей всех культур. Ментальность же всегда культурно-зависима, т.е. ее содержание определяется культу­
    рой и является у представителей разных культур различным.
    2. Менталитет представляет собой исторически обусловлен­
    ный феномен. Социальные преобразования и эволюция культуры ведут к тому, что менталитет изменяется. Но изменение его — сравнительно медленный процесс. В отличие от кратковременных, переменчивых настроений общества, колебаний общественного мне­
    ния и эмоциональных порывов, которые могут охватывать большие массы людей и весь народ в целом, менталитет устойчив и консер­
    вативен. Он сохраняется почти в одном и том же виде на протя­
    жении целых исторических эпох. Трансформация его происходит лишь вследствие значительных культурных перемен.
    3. Менталитет входит в структуру индивидуальной психики
    человека в процессе его приобщения к данной культуре. Каждый еще ребенком усваивает менталитет своего народа — овладевая на­
    циональным языком, слушая сказки и колыбельные песни, адаптиру­
    ясь к бытовым условиям жизни. Складывающаяся с раннего детства ментальность личности включает в себя как общие установки на­
    циональной культуры, так и их вариации, связанные с особенностями субкультурной среды, в которой личность живет. В течение жизни ментальность индивида может модифицироваться, но происходит это только при попадании его под воздействие ментального поля какой-
    1
    Гуревич А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии /УОдиссей: Сб. М., 1989. С. 115.
    2
    Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995. С. 380.

    !58
    Глава 7. Культурные ценности и нормы либо новой для него культурной формы и, как правило, бывает связа-1
    но с глубокими психологическими сдвигами.
    4. В менталитете общественное и индивидуальное сливаютсящ
    вместе и становятся неразличимыми. Он представляет собой »
    общественное явление, которое выступает как независимая от от-1
    дельных людей социокультурная реальность, и явление личностное,* характеризующее психику отдельного человека. Менталитет наро-1
    да есть одновременно и ментальность его отдельных представите-! лей. Социолог Э. Дюркгейм называл мысленные образования тако-1
    го рода «коллективными представлениями», подчеркивая, что о н и
    «не зависят от личной природы индивидов»
    1
    , хотя и существуют в!
    их головах. Эти представления не сотворены индивидами, а навязы-1
    ваются им извне, из «коллективной жизни» в общей культурном
    среде. По выражению А.Я. Гуревича, не только человек обладает! определенной ментальностью, но и она им «обладает».
    5. Менталитет укореняется в бессознательных глубинах человеЩ
    ческой психики, и его носители могут осознать его содержание л и ш Я
    ценой специальных усилий. Ментальные установки обычно кажутсяИ
    человеку чем-то само собой разумеющимся, и он просто исходит изИ
    них в своем мышлении и поведении, не отдавая себе отчета, почему они
    мыслит и действует так, а не иначе. «Вопрос "Каков ваш ментали-И
    тет?" —-' лишен смысла. Менталитет может быть только "тестирован"! извне, отслежен нами там, где мы видим что-то непохожее на наси
    самих»
    2
    . Мы сами не замечаем особенностей своей ментальности, какИ
    не замечаем воздуха, которым дышим. Это существенно затрудняетИ
    ее анализ. Но даже если личность сможет отрефлексировать и экс-Ш
    шшцировать (т.е. четко сформулировать) свои ментальные установки,» то она, скорее всего, будет считать их собственными, внутренними убеж-Я
    дениями, сложившимися в ее жизненном опыте, а не заимствованны*
    ми извне. Поэтому ментальность личности плохо поддается перестройке. 1
    Уровни Если речь идет о каком-либо народе в целом, т о н
    ментальности его менталитет определяется особенностями общев
    национальной культуры. Основные категории д а н е
    пой культуры обязательны для всех ее носителей, иначе они простое
    не могли бы понимать друг друга и жить в одном обществе, взаимо-и
    действуя между собой. Но в составе народа существуют различные
    социальные группы и сообщества, у которых есть свои субкультуры. I
    В рамках каждой субкультуры общее содержание отдельных катего-1
    1
    Дюркгейм Э. Социология. М., 1905. С. 235.
    2
    Граус Ф. Менталитет в Средневековье //История ментальностей и истори чсская антропология. М., 1996. С. 79.

    7.3. Ментальное поле культуры
    159 рий может модифицироваться. Расхождения в толковании катего­
    рий культуры и в отношении к предписываемым ими нормам и ценностям накладывают отпечаток на ментальность представителей разных социальных групп и сообществ. В каждой субкультуре скла­
    дывается групповой менталитет, который представляет собой некото­
    рую разновидность общекультурного менталитета.
    Таким образом, в рамках общекультурной ментальности воз­
    никают различные варианты группового менталитета. Эти вариан­
    ты определяются «суперпозицией» ментальных полей в некоторой зоне культурного пространства. Групповой менталитет, со своей стороны, может оказывать большее или меньшее влияние на об­
    щенациональный менталитет и всю национальную культуру. Ска­
    жем, менталитет русского дворянства существенным образом сказы- валсяна национальной культуре России: дворянские обычаи воздей­
    ствовали на жизнь всех сословий, вкусы и нравы дворянства во многом определяли развитие литературы, архитектуры и т.д. В настоящее время в нашей стране ощущается сильнейшее давление криминаль­
    ного менталитета на общественные нравы, язык, политику и пр.
    Ментальность личности определяется, во-первых, типом обще­
    ства, в котором она живет, т.е особенностями социокультурного мира, к которому принадлежит данное общество; во-вторых, особен­
    ностями национальной культуры; в-третьих, особенностями субкуль­
    тур или культурных форм, которые обусловливают менталитет от­
    дельных социальных групп в обществе.
    Таким образом, ментальность людей можно рассматривать на разных уровнях:
    — на уровне социокультурных миров или типов культуры — пак ментальность первобытной эпохи, античная, западноевропейская, восточная;
    — на уровне национальных культур — как ментальность рус­
    ская, китайская, американская и т.д.;
    — на уровне субкультур, носителями которых являются различ­
    ные социальные группы (классы, сословия, профессиональные, воз­
    растные, территориальные, этнические, религиозные и др. общно­
    сти) — как ментальность дворянская, криминальная, актерская, хри­
    стианская, православная.
    Но в любом случае ментальность есть понятие, которое, с одной стороны, характеризует то общее, что объединяет отдельных носи­
    телей какой-либо культуры, а с другой — то особенное, что отлича­
    ет данную культуру от других.
    Поэтому не имеет смысла говорить о ментальности индивида.
    Ментальность личности есть «внеиндивидуальная» или «сверхинди-

    160 Глава 7. Культурные ценности и нормы видуальная» сторона ее духовного мира. Невозможно говорить и менталитете всего человечества, поскольку неясно, в чем состо специфика, отличающая нашу, человеческую., культуру от другой, «н челове'ческой». Если бы мы вошли в контакт с какой-то неземно цивилизацией, это стало бы возможным, ибо тогда выяснились б особенности человеческой ментальности, отличающие ее от ментал' ности представителей неземной цивилизации. А пока нам не изве тна никакая другая, «нечеловеческая», культура, о существовании ос бого менталитета человечества мы можем только догадываться.
    Категории Ментальное поле структурируется некоторы культуры общими идеями, которые выражаются в категор ях культуры.
    Категории культуры — это самые общие представления и у тановки, из которых исходят люди в восприятии и понимании всег с чем они сталкиваются в своей жизни. Они делятся на две гру пы. В первую входят онтологические категории, относящиеся i всем объектам, с которыми люди имеют дело. В этих категори выражаются представления о самых общих, универсальных атриб* тах окружающего объективного мира. К ним относятся простран ство, время, движение, изменение, свойство, качество, количество, при чина, следствие, случайность, закономерность и т.д. Эти категори! применимы к любому объекту ^в природе и в обществе. Поэтом; ими можно пользоваться даже для описания какого-либо объекта, котором известно очень мало или вообще ничего не известно: веМ все равно можно думать, что этот таинственный объект все-так" существует в пространстве и во времени, что он обладает каким то качественными и количественными характеристиками, что еей какие-то причины его появления и пр. Вторая группа категори; культуры включает в себя социальные категории, характеризующие человека и общество, основные, важнейшие обстоятельства общ ственной жизни людей, их деятельности и духовного мира: тру собственность, власть, государство, свобода, справедливость, добр совесть, долг и т.д. Обе группы категорий тесно взаимосвязан поскольку грань между онтологическими и социальными категор ями относительна и в различных культурах проводится по-разн му. Было бы напрасным трудом пытаться составить полный пе^ чень всех категорий культуры: они переплетены между собой, «и: ретекают» друг в друга, так что выделять их можно различи образом, да и сам состав их исторически изменяется.
    Категории — это базисный семантический «инвентарь» к у л ь в ры. Они вплетены в структуру языка, на котором люди разговари

    7.3. Ментальное поле культуры 161 вают, и охватывают все культурное пространство, пронизывая мен­
    тальное поле культуры подобно силовым линиям. В разных культу­
    рах содержание категорий представляется по-разному. Своеобразие всякой культуры выражается в том, каковы ее основные категории, как они соотносятся и какой смысл в них вкладывается.
    Все, о чем люди мыслят, воспринимается сквозь призму этих категорий и упорядочивается с их помощью. Из них складывается
    «категориальный каркас» свойственной данной культуре менталь­
    ное™. Этот «каркас» люди осознают обычно смутно и неотчетливо, но тем не менее он обусловливает их мышление: они заполняют его «смысловой начинкой», укладывая в него свои знания, ценности, нормы поведения. Ментальность выступает как умонастроение людей, обусловленное неосознанно «впитанными» ими с детства пред­
    ставлениями о времени,труде и пр.
    Осмыслением категорий культуры занимается философия. Она подвергает их анализу, проясняет их содержание и представляет его в отрефлектированном виде, исследует их взаимосвязь. Фило­
    софское знание на каждом историческом этапе развития культуры строится на основе того или иного истолкования ее категорий. Вклю­
    ченные в сферу философского мышления и ставшие его предме­
    том категории культуры становятся категориями философии.
    Картина мира Ментальное поле культуры с его «категориаль­
    ной сеткой» и совокупностью уложенных в эту сетку ментальных комплексов обусловливает существующую в культуре картину мира — более или менее целостную систему образов, характеризующих устройство мироздания. Картина мира, как и другие ментальные образования, не имеет четко обрисован­
    ных очертаний и обычно включает в себя логически плохо сочета­
    ющиеся компоненты, двусмысленные и неопределенные образы,' воп­
    росы, остающиеся без ответов. Картина мира присутствует в каж­
    дой культуре.
    Ее выражают, например, древние мифы о том, что Земля покоится на слонах, стоящих на черепахе, которая лежит на китах, и т.д. В христианско-мусульманских культурах мир представляется как тво­
    рение Бога, создавшего Землю и «небесную твердь», ад под землей и рай на небесах. Европейской культуре Нового времени свойственна механистическая картина мира как огромной машины, детали кото­
    рой — атомы, планеты, звезды и пр. — движутся по заданным зако­
    нами механики траекториям. В первобытной культуре с характер­
    ным для нее господством мифологического сознания мир воспри­
    нимался совсем не таким, каким его видели люди средневековой
    [i Культурология

    162 Глава 7. Культурные ценности и нормы культуры, воспитанные в духе христианского мировоззрения, а с временная научная картина мира радикально отличается от среди вековых представлений. Существует большое различие между о разом мира в западной культуре и в культуре Востока. Но иног мира, кроме того, каким он выглядит при взгляде на него «изнутри культуры», люди данной культуры не знают и вообразить себе на могут без знакомства с другими культурами.
    Содержание картины мира выявляется и анализируется, приво­
    дится в форму логически упорядоченного мировоззрения философ фией. Обычный человек, никогда не утруждавший себя философ­
    скими размышлениями, едва ли сможет ответить на вопрос: «каков» твоя картина мира?». Это означат, что он не осознает свою картину) мира, не отличает ее от самого мира, в котором живет. Тем н менее, хоть и не в неотрефлектированном виде, картина мира него существует. Он заимствует ее из культуры.
    Картина мира включает в себя не только представления об окру­
    жающей человека реальности и о мироздании в целом, но и опреде­
    ленное отношение к явлениям и событиям действительности, опреде­
    ляемое существующими в культуре ценностными ориентациями. Она! служит средством, с помощью которого.человек адаптируется к усло-f виям жизни и выбирает наиболее предпочтительные в них способы поведения. Как бы ни различались картины мира в разных культурах- каждая из них должна в какой-то степени соответствовать реальное ти. Иначе общество, опирающееся на нее, не смогло бы сохранить себя: если бы люди действовали на основе абсолютно неверных пред­
    ставлений и неадекватных оценок, они бы просто не выжили.
    Картина мира в развитых культурах, особенно в современную эпоху, многослойна и поливариантна. Она включает в себя и обще* доступные компоненты научного знания (некоторые астрономиче­
    ские сведения о космосе, физические представления о макро- и мик­
    ромире, основы биологии и пр.), и данные житейского опыта, и раз­
    личного рода верования, и социально-этические оценки явлений, причем логика соединения всех этих разнородных элементов весь­
    ма неопределенна, что допускает различные варианты отбора, сис­
    тематизации и истолкования содержания этой картины. Однако при всей своей причудливости сочетания рациональных и иррациональ­
    ных мотивов картина мира все же выполняет в культуре интегри­
    рующую функцию и объединяет различные культурные феномены и формы в некую общую «раму», придавая им тем самым опреде­
    ленную целостность.

    Глава 8
    МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
    И ДИАЛОГ КУЛЬТУР
    8.1. Коммуникация
    Термин «коммуникация» появился в научной литературе в на­
    чале 1920-х гг. Наряду с общенаучным значением — как средство связи любых объектов в какой-либо системе — он приобрел широ­
    кий социокультурный смысл и активно применяется во всех облас­
    тях человеческой деятельности. «Коммуникация» происходит от лат. communication — сообщение, передача; communicare — делать об­
    щим, связывать, беседовать. Данный термин используют и для опи­
    сания многообразных процессов, связанных с передачей информа­
    ции, и для констатации присутствия либо отсутствия некой связи между двумя субъектами (системами).
    Первоначально коммуникация в социальных науках, в том чис­
    ле и в дисциплинах, изучающих культуру, рассматривалась в кон­
    тексте общетеоретических построений бихевиоризма, где считалось, что основой коммуникативных процессов является не язык как система, но непосредственные речевые сигналы, манипулируя кото­
    рыми можно воспитать человека любого склада. Не в меньшей степени на трактовку этого понятия оказали влияние и сторонники символического интеракционизма, полагавшие, что социокультурная структура как микро-, так и макроуровней является результатом стабилизации процессов межличностного или межкультурного об­
    щения, а процессы развития следует рассматривать как эволюцию коммуникативных форм.
    После Второй мировой войны оформились два основных подхо­
    да к изучению процессов коммуникации. Первый представлен кон-

    164 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур цепциями технологического детерминизма, наиболее влиятельной из которых можно считать теорию информационного общества, пред­
    ставители которой, в частности Д. Белл и 3. Бжезинский, считают,
    что средства информации являются единственным стимулом и ис| точником социокультурного развития. Информация здесь тракту­
    ется очень широко: она — основа культуры и всех культурных ценностей. Второй подход представлен «понимающей социологи­
    ей», где утверждается, что основным результатом коммуникации следует считать понимание человеком другого человека, т.е. взаим­
    ное понимание двух субъектов общения. Сегодня наибольшее вни­
    мание процессам коммуникации уделяется в рамках исследований современного информационного и постинформационного обществ.
    В культурологии коммуникация рассматривается с нескольких позиций и является важнейшим аспектом изучения многих про­
    цессов, происходящих в культуре. Коммуникации в культуре, социо­
    культурные коммуникации, внутрикультурные коммуникации, меж­
    культурные коммуникации — все это может быть как темой от-; дельного разговора, так и предметом обобщающего анализа, целью которого является комплексное и систематическое исследование взаимодействия и взаимовлияния различных субъектов культуры.
    8.2. Интеграция, ассимиляция, аккультурация
    Интергация, ассимиляция, аккультурация образуют некоторое об­
    щее смысловое поле, объемлющее собой широкий спектр разнооб­
    разных процедур, которые возникают при взаимодействии как от­
    дельных индивидов, так и целых групп с инокультурным окружени­
    ем. Отчасти эти процессы могут быть описаны в русле общих проблем инкультурации. Однако, просмотренные в культурно-коммуникатив­
    ном ракурсе, они имеют ряд существенных моментов, на которые мы и обратим внимание.
    Интеграция (от лат. integration — восполнение, восстановле­
    ние) обозначает состояние внутренней целостности того или иного культурного образования, а также согласованность между различ­
    ными ее элементами. Кроме того, под интеграцией часто понимают процессы, результатом которых должна стать такая взаимосогласо­
    ванность различных субъектов культуры. Различными исследова­
    телями интеграция культуры (или интеграция культур) интерпре­
    тируется по-разному, в качестве ведущего момента выделяются раз­
    личные стороны культурной деятельности. Культурная интеграция понимается, например, как логическая, эмоциональная или эстети-
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   38


    написать администратору сайта