Главная страница
Навигация по странице:

  • самостоятельной ж и в ни в течение некоторого времени; работы, связанные с большоЯ физической нагрузкой; голодание; лишение сна; мучительные праИ

  • др. Вот к а н описывает этот обряд один из этнографов, изучавший жизнь африв канских племен: «Обрезание было школой мужества: кричать в!

  • ночьюИ заниматься тяжелым трудом, тренировать память, ловкость и у м е н и в не мыться, принимать грубую пищу. Кроме того, следует научитьсЯ

  • постоянной убеждать себя в необходимости коллективной жизни и о б щ е с т в е » ной значимости мужества перед лицом опасности и в труде» 1 .

  • Нетрудно видеть, что обряд инициации непосредственно с о е д Н няет вместе технологическую и социальную функции: «нормалм

  • пров демонстрировать, с одной стороны, его физическую и духовную з р е в лость (технологическая задача), а с другой — с п о с о б н о с т и

  • ч а с И поражает чужеземцев, пытающихся в ней разобраться. Под д е й с т в » ем ментального поля в обществе вырабатывается характерная длЯ|

  • Культурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.. Солонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган


    Скачать 2.31 Mb.
    НазваниеСолонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган
    АнкорКультурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана..pdf
    Дата05.03.2017
    Размер2.31 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКультурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана..pdf
    ТипУчебник
    #3400
    КатегорияИскусство. Культура
    страница13 из 38
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   38
    не совершеннолетия прошли через ряд достаточно тяжелых и с ш Я
    таний, только после этого их признают взрослыми. Испытания моЯ
    гут быть разными: удаление от общины для самостоятельной ж и в
    ни в течение некоторого времени; работы, связанные с большоЯ
    физической нагрузкой; голодание; лишение сна; мучительные праИ
    цедуры — выдирание волос, бичевание, обрезание и др. Вот к а н
    описывает этот обряд один из этнографов, изучавший жизнь африв
    канских племен: «Обрезание было школой мужества: кричать в!
    время операции — бесчестье, которое будет преследовать виноватей
    го всю жизнь и незамедлительно навлечет на него новое наказаниЛ
    Важно справляться со своими нервами: вставать глубокой ночьюИ
    заниматься тяжелым трудом, тренировать память, ловкость и у м е н и в
    не мыться, принимать грубую пищу. Кроме того, следует научитьсЯ
    слепому подчинению приказам старших, не восставать против ия
    желаний или решений, даже несправедливых, не протестовать проИ
    тив оскорблений, обид и ударов. Посвящаемый должен постоянной
    убеждать себя в необходимости коллективной жизни и о б щ е с т в е »
    ной значимости мужества перед лицом опасности и в труде»
    1
    .
    Нетрудно видеть, что обряд инициации непосредственно с о е д Н
    няет вместе технологическую и социальную функции: «нормалм
    ное» поведение подвергаемого испытаниям подростка должно пров
    демонстрировать, с одной стороны, его физическую и духовную з р е в
    лость (технологическая задача), а с другой — с п о с о б н о с т и
    пользоваться правами и выполнять обязанности полноценного члеШ
    на общины (социальная задача).
    В современном обществе, как и в прошлом, социальная функциЯ
    культурных норм часто опирается на символизацию нормативное
    технологии. Это касается, например, многих торжественных ритуаИ
    лов — государственных (вставание при исполнении государственИ
    ного гимна), религиозных (причастие), воинских (парад) и пр. Ия
    символика служит средством идеологического воздействия на люИ
    дей, поддержания и укрепления патриотизма, общественного долгаЛ
    дисциплины.
    Вместе с тем в повседневной практике сочетание технологи^
    ческой и социальной функций культурных, норм достигается глав]
    ным образом на рациональной основе. Эти функции соединяются
    не косвенно, через символическую связь между ними, а объектив!
    ной логикой их реальной, действительной взаимосвязи. Так, норма­
    тивные требования к рациональной организации учебного процесс!
    предполагают органическое единство технологической функции (4Td
    Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М., 1982. С. 247.

    7.2. Регулятивы и нормы 151
    II как должен делать учащийся для усвоения знаний) с социальной
    (каким образом ему надлежит взаимодействовать с педагогом и другими учениками). Скажем, соблюдение правил поведения на за­
    нятиях должно быть направлено одновременно и на результат учеб­
    ной деятельности (получение знаний), и на социальное взаимодей­
    ствие (упорядочение жизни коллектива).
    Правила дорожного движения также рационально решают тех­
    нологическую задачу (безопасность и порядок на дорогах) и вмес­
    те с тем — задачу социальную (взаимоотношения между участни­
    ками движения). При этом обе задачи сливаются в одно органи­
    ческое целое и выступают как логически, а не символически связанные стороны нормативного поведения.
    Общекультурные, Множество культурных норм подразделяется на групповые и три основных слоя: одни распространяются на всех ролевые нормы членов общества (общекультурные нормы); дру­
    гие регулируют поведение представителей какой- либо группы людей, составляющей лишь часть общества (групповые
    нормы); третьи предписывают, как должен вести себя человек в со­
    ответствии с выполняемой им социальной ролью (ролевые нормы).
    К общекультурным нормам относятся правила поведения в публичных местах — на улице, в городском транспорте, в магази­
    не, театре; правила общепринятой вежливости; гражданские права и обязанности, устанавливаемые законом, и т.д. Многие общекуль- i урные нормы являются специфичными для определенной культу­
    ры и могут казаться представителям других культур странными.
    Это касается национальных особенностей питания, семейного оби- ода, праздничных застолий, свадебных ритуалов и пр. Европейцев долгое время шокировала манера американцев прилюдно сидеть, кладя ноги на стол. Японцы же смущаются, увидев; как в Европе люди целуются на улице. Иностранцев, приезжающих в Россию, часто поражает беспечность, с которой пешеходы нарушают прави­
    ла перехода улицы. А русские, возвращаясь из Германии, с удивле­
    нием рассказывают о том, как жители немецких городов выставля­
    ют прекрасную, но ненужную им бытовую технику и другие вещи, чтобы их мог бесплатно взять кто хочет, или о том, как они береж- • но раскладывают мусор по «сортам»: пищевые отходы отдельно, консервные банки отдельно, бутылки отдельно.
    Социолог Я. Робертсон замечает: «Американцы едят устриц, но не улиток. Французы едят улиток, но не кузнечиков. Зулусы едят кузнечиков, но не рыбу. Евреи едят рыбу, но не свинину. Индийцы едят свинину, но не говядину. Русские едят говядину, но не змей.

    152
    Глава 7. Культурные ценности и нормы
    Китайцы едят змей, но не людей. Жители Новой Гвинеи из племени жале считают людей деликатесом». Д. Майерс приводит эту цита ту в книге «Социальная психология» и продолжает: «Диапазо обычаев одеваться не менее широк. Если бы вы были ортодо сальной мусульманкой, вы бы прятали под одеждой все тело даже лицо, а иное поведение считали бы неприличным. Если бы в были жительницей Северной Америки, вы открывали бы лицо, рук и ноги, но прикрыли бы одеждой грудь и область таза, иначе ваш. поведение сочли бы неприличным. Наконец, если бы вы были жен! щиной из племени тасадай на Филиппинах, вы весь день ходили б обнаженной и считали бы неприличным поступать как-то иначе»
    Однако среди общекультурных норм есть немало таких, которые! одинаковы для всех или почти всех культур. Они настолько при вычны, что мы даже не замечаем, как соблюдаем их, и рассчитыва ем на то, что другие тоже им следуют. Это, например, нормы взаит
    ности, в соответствии с которыми мы ожидаем от людей, знако мых или незнакомых, скорее помощи, чем вреда; нормы социально
    ответственности, предполагающие, что люди будут оказывать по' мощь тем, кто от них зависит.
    Как правило, мужчины предпочитают жениться на женщина ниже их ростом, а женщины желают, чтобы их мужья были выш них. Можно по-разному объяснять происхождение этой нормы, н она почти одинаково действует в различных странах: лишь в 1 и
    700 браков рост мужа меньше, чем жены. Повсюду более или мЖ нее сходны стереотипы мужского и женского поведения. У все народов отцы подбрасывают своих сыновей вверх, покупают и игрушечные пистолеты и автомобили, хвалят за смелость и муж ство; а с девочками обращаются более мягко, дарят им куклы игрушечные сервизы, подчеркивают их красоту и женственность!
    Уважительное отношение к родителям, к старшим по возрасту i общественному положению, забота о детях, любовь к родине — уни версальные нормы, действующие во всякой культуре. В наше врем складываются и. международные, межкультурные нормы: правил' проведения всемирных спортивных олимпиад и чемпионатов, польз вания сетью Интернет, участия в международных мероприятиях конкурсах, конференциях, выставках, и т.д.
    Групповые нормы отличаются большим разнообразием. Он могут быть как стандартами поведения, характерными для некот рого класса, социального слоя или социальной группы, так и ос быми правилами, которые устанавливают для себя отдельные гру
    1
    Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997. С. 227—228.

    7.2. Регулятивы и нормы 153 пировки, компании, сообщества и организации. Примерами группо­
    вых норм первого вида могут служить «кодексы дворянской чес­
    ти», правила светского этикета, уставные формы обращения воен­
    нослужащих к друг к другу. Нормы второго вида — это, например, правы, сложившиеся в кругу болельщиков футбольной команды, посетителей дискотеки, поклонников эстрадной звезды; обычаи, установившиеся в организации (фирме, клубе, добровольном об­
    ществе); традиции учебного заведения; принятая в компании друзей манера подшучивать друг над другом. Бывает, что группо­
    вые нормы вступают в противоречие с нормами общекультурны­
    ми или нормами более широкой группы.
    Ролевые нормы определяют характер поведения, которого мы ожидаем от человека, находящегося в заданной социальной пози­
    ции. Роли руководителя, чиновника, покупателя, отца, мужа, дочери, друга **- это своего рода социальные «клеточки», сплетенные из некоторых наборов поведенческих норм. Заняв такую «клеточку», человек должен действовать в соответствии с этими нормами.
    Социальная роль есть совокупность функций, которые подлежат исполнению согласно неписаным традициям и обычаям или же письменным инструкциям. В этом отношении она сходна с теат­
    ральной ролью: личность, взяв на себя определенную социальную роль, выполняет то, что диктуется культурным «сценарием», — обы­
    чаями, правилами этикета, правовыми нормами, служебными инст­
    рукциями и т.д.
    Весь мир — театр.
    В нем женщины, мужчины — все актеры,
    У них свои есть выходы, уходы,
    И каждый не одну играет роль.
    (Шекспир)
    Примечательно, что само слово «личность» (лат. persona) перво­
    начально означало маску, надевавшуюся актерами в древнегрече­
    ском театре («личину»). И как в театре, так и в жизни исполнение роди предполагает, что есть с кем и для кого ее исполнять. Нельзя быть руководителем без подчиненных, покупателем без продавца, сыном без родителей, так же как и актером без зрителей. Участни­
    ки и наблюдатели «спектакля жизни», бдительно контролируют и оценивают, как личность справляется со своей социальной ролью, т.е. насколько хорошо она выполняет в своем поведении нормы,-'
    «данные для этой роли культурным «сценарием».
    Социальные роли в жизни, как и роли в театральной пьесе, вза­
    имосвязаны. Поэтому если изменяются нормы поведения, харак-

    154 Глава 7. Культурные ценности и нормы терные для какой-то одной социальной роли, то это вызывает соот ветствующие изменения и в других ролях. Американские социоло ги, исследуя, как изменялись нормы тендерной
    1
    роли женщин щ
    второй половине XX в., обнаружили, что в 1930-х гг. лишь один И) пяти американцев одобрял работу женщины вне дома, если му; способен содержать семью, а в 1990-х — почти 90%; число жен­
    щин, предпочитающих быть домохозяйками, только за 7 лет (1975-4 1982 гг.) уменьшилось на одну треть. Соответственно изменилос. тендерное поведение американских мужчин: с 1965 по 1985 г. д ля выполняемой ими домашней работы выросла более чем вдвое » с 15 до 33%. В Японии вовлечение женщин в производство встреч^ ет значительно меньшее одобрение, чем в Швеции, и японские муж*) чины домашними делами занимаются в среднем только 4 часа неделю, тогда как шведские — 18. Таким образом, с изменение тендерных норм поведения женщин изменяются и тендерные норм поведения мужчин: чем больше одобряется работа женщины вн дома, тем более нормальным становится выполнение мужчиной дй машних обязанностей, ранее традиционно считавшихся женскими. ]
    7. 3. Ментальное поле культуры
    Понятие Во всяком деле человеку надо осознавать, что, как ментальности для чего он делает. «Что» •— это знание; «как» -
    (менталитета) регулятивы, т.е. способы, приемы, правила деятель! ности; «для чего»,— цели, определяемые ценное] тями и идеалами. Вместе взятые, они образуют культурный по
    тенциал данной деятельности, ее смысловое содержание. Кажда форма человеческой деятельности — труд в какой-либо професси нальной области, игра, учеба, домашнее хозяйство и т.д. — имее' свой культурный потенциал. Он обычно имеется в виду, когда говсУ рят, например, о культуре труда или быта. Именно благодаря ет наличию любая форма, деятельности приобретает культурный xaj рактер, т.е. выступает так же и как форма культуры:
    Таких сфер человеческой деятельности (и соответственно фор культуры), которые были бы совершенно изолированы, никак » связаны с другими ее сферами, не существует. Всякая ее облает как-то сочетается с другими и оказывает большее или меньше; воздействие на них. Воздействие заключается не только в непоо
    1
    Тендер (от лат. gens — род) -ч- набор ожидаемых нормативных образцо| поведения для мужчин и женщин.

    7.3. Ментальное поле культуры 155 редственном использовании процессов или результатов одного вида деятельности в иных ее видах. Немаловажное значение имеет смыс­
    ловое взаимодействие разных сфер деятельности друг с другом. В чтом взаимодействии.знания, регулятивы и ценности из одних форм культуры переносятся в другие, осмысливаются там и участвуют в развитии их содержания. Иначе говоря, культурный потенциал всякой сферы деятельности распространяется за ее пределы. Чем он больше, тем шире и сильнее его влияние на другие области культуры.
    Культурный потенциал — это как бы «смысловой заряд», вокруг которого, как вокруг электрического заряда, образуется некоторое
    «силовое поле». Поле — будем называть его смысловым, или мен­
    тальным
    1
    , — распространяется на расположенные по соседству «ок­
    рестности* культурного пространства (как это происходит с элект­
    рическим полем, распространяющимся в физическом пространстве).
    Поясним это на примере игры в карты. Ее ментальное поле захва­
    тывает многие области культуры. Можно было бы заполнить нема­
    ло страниц одним лишь перечислением произведений искусства, в которых затрагиваются проблемы и коллизии, возникающие в кар­
    точных играх и в жизни игроков («Пиковая дама» Пушкина и опе­
    ра Чайковского на этот сюжет, пьеса Гоголя «Игроки», роман Досто­
    евского «Игрок» и др.). Карты были и остаются моделью, которая используется учеными в теории вероятностей, теории случайных процессов, математической статистике, теории принятия решений, математической теории игр.
    Ментальные поля, окружающие различные культурные формы, накладываются друг на друга и образуют общее ментальное поле,
    которое пронизывает пространство культуры в целом. Перенося смыслы от одних;ее форм к другим, общее ментальное поле культу­
    ры создает единую «смысловую среду», связывающую их. Оно «под­
    гоняет» различные культурные феномены друг к другу, укладывает их в общий контекст, подводит под них общий фундамент. Благода­
    ря образованию ментального поля разнородные, имеющие разное происхождение, заимствованные из различных культур и сначала плохо сочетающиеся друг с другом знания, ценности, регулятивы интегрируются в более или менее целостную систему.
    Ментальное поле культуры можно сопоставить с гравитацион­
    ным полем в астрономической Вселенной. Каждая национальная культура или наднациональный социокультурный мир выступает как своего рода «галактика» во Вселенной культуры. Все находя-
    1
    От лат. mens — ум, дух, образ мыслей.

    156 Глава 7. Культурные ценности и нормы щиеся в астрономической галактике тела, с одной стороны, образ} ют ее гравитационное поле, с другой — погружены в него и испь! тывают его воздействие. Так и в культурной «галактике»: все куль турные формы, входящие в нее, участвуют в создании ее ментал! ного поля и вместе с тем находятся под его воздействием.
    Ментальное поле — это тот «дух культуры», который так ч а с И
    поражает чужеземцев, пытающихся в ней разобраться. Под д е й с т в » ем ментального поля в обществе вырабатывается характерная длЯ|
    данной культуры совокупность представлений, переживаний, жизней ных установок людей, которая определяет их общее видение мира. Э1 совокупность называют менталитетом, или ментальностъю
    1
    . Ме^ талитет есть проекция ментального поля культуры на психику люде!
    Менталитет — трудноопределимое понятие. Оно звучит как ин<1 странный термин. Действительно, это слово" заимствовано из фра» цузского языка. Однако это тот случай, когда обращение к иное! ранному слову оправданно, так как в русской научной терминол^ гии нет эквивалента французскому «mentalite». Л. Леви-Брюл использовал это слово для характеристики особого «пралогическ^ го мышления» дикарей, а историки так называемой «школы Анн! лов» Л. Февр, М. Блок и др. применяли его для обозначения общеГ умонастроения, склада ума, коллективной психологии, «умственно!) инструментария» людей, принадлежащих к одной культуре. При это они имели в виду и осознаваемое, и неосознаваемое содержат представлений, мыслей, чувств людей. Историкам и культуролога приходится анализировать не только то, что люди осознают, но и т^| что остается у них (в их менталитете!) неосознанным и Пло> осознанным. А в русском научном языке есть термины «созн| ние» и «бессознательное», но нет термина, обозначающего содержи ние сознания и бессознательного вместе взятых (понятие психии имеет более широкий смысл, поскольку охватывает не только cfl
    держание, но и формы психической деятельности). Слово «мент!^ литет» восполняет'этот пробел, обозначая то, что в какой-то Mef выражается в таких оборотах речи, как «образ мыслей», «cnocd| мышления», «умонастроение», «духовная настроенность», «картин мира», «стиль культуры» и пр. «Ментальность выражает повседне^
    1
    Когда речь идет об обществе и социальной группе, то обычно предпочитав пользоваться словом «менталитет», а слово «ментальность» чаще используют тогД| когда имеются в виду отдельные люди, личности, т.е. говорят о «менталитете
    •щества» и о «ментальности индивида». Но это различие между менталитетом ментальностью не является достаточно четким и устоявшимся, так что стрс| провести его вряд ли возможно. Оба слова практически служат просто разны грамматическими формами выражения одного и того же смысла.
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   38


    написать администратору сайта