Культурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.. Солонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган
Скачать 2.31 Mb.
|
код лективными. Имеется определенная разница между мужской и женской струк турами ценностных ориентации. Женщины, как правило, более скон' центрированы на ценностях домашнего очага, семейного мира, здо| ровья и благополучия детей, собственного имиджа (моде, макияже украшениях). Старая немецкая формула «трех К» — Kinder, Kirche.i Kiiche (дети, церковь, кухня) — хотя и критикуется сейчас как уста! ревшая и не соответствующая производственной, культурной и об щественной активности современных женщин, тем не менее оста ется в силе для повседневной жизни многих представительниц пре красного пола: «У женщины ценностная доминанта — стабильность покой, порядок, гармония, традиция, у мужчины — динамизм, нару шение сложившегося порядка вещей, обновление бытия, изобрете ние все новых и новых форм деятельности»'. У человека высокой культуры финальными являются духовные ценности (духовные блага). Они имеют приоритет,не только над материальными («не хлебом единым жив человек»), но и над все-' ми другими ценностями, которые выполняют по отношению к ни^ инструментальную функцию или являются производными от них/ 7.2. Регулятивы и нормы Регулятивы представляют собой особый вид смыслов, которы находится в тесной связи с другими их видами — знаниями ценностями. В отличие от знаний, регулятивы относятся не к объектам, кото рыми человек оперирует, а к операциям, которые он осуществляв над объектами. Конечно, эти операции сами могут стать объектам познания — тогда строятся знания также и о способах осуществле- 1 Каган М.С. Философская теория ценностей. С. 141. 7.2. Регулятивы и нормы 143 иия операций, т.е. о регулятивах. Эти знания обычно формулируются в виде правил. Правило есть, эксплицированный в вербальной фор ме регулятив. Но знание о регулятиве, выраженное в правиле, и сам регулятив — не одно и то же. Во-первых, человек способен дей ствовать в соответствии с определенными регулятивами и при этом совершенно не знать их, например ездить на велосипеде и не знать, какими способами удерживается равновесие при езде, и не уметь сформулировать правила, описывающие используемые им способы управления велосипедным рулем и своим телом. Во-вторых, знание о регулятивах бывает недостаточно точным и полным. Даже отлич ное знание текста инструкций и методических руководств еще не обеспечивает успешного выполнения описанных ими действий. Сту дент-медик может.знать назубок правила диагностики, но без соот ветствующей тренировки он вряд ли в достаточной мере освоит искусство диагноза. Наконец, в-третьих, можно знать регулятивы, и даже знать очень хорошо, но быть не в состоянии действовать в соответствии с ними. Например, спортивный тренер может до тонко стей знать, понимать и объяснять, как надо выполнить какую-то гим настическую комбинацию, но вместе с Тем не уметь делать ее из-за отсутствия необходимых для этого психофизических качеств. Регулятивы связаны со знаниями: чем больше человечество познает мир, тем более эффективными становятся применяемые им способы деятельности. Но знания и регулятивы — это разные виды смыслов. Соотношение регулятивов с ценностями и идеалами определя ется тем, что ценности и идеалы выступают как цели, на достиже ние которых направлена деятельность человека, а регулятивы — как средства организации этой деятельности. Следовательно, цен ности и идеалы тоже являются регуляторами человеческого пове дения, но они представляют собой то, что его стимулирует, а регуля тивы — то, как оно должно строиться. Однако человек может рассматривать в качестве ценностей и сами регулятивы — правила, принципы, способы поведения. Для медиков, приносящих клятву Гиппократа, принцип «не навреди» (не принеси вреда больному) становится не просто регулятивом, нормой их профессиональной деятельности, но и ценностью, символом вра чебной этики. Верующие относятся как к величайшей ценности к ритуалам, установленным их религией, — правилам проведения бо гослужений, поклонения церковным святыням, выполнения обрядов и т.д. Русские старообрядцы уходили с насиженных мест в ссылку, шли на смерть, на самосожжение, не желая отказаться от «двупер стия» (обычая креститься двумя пальцами) и некоторых других риту- 144 Глава 7. Культурные ценности и нормы альных действий, которые они считали нормами «истинного» право< славия. Известно, какую силу в кругах родовой аристократии имел" идеалы дворянской и офицерской чести; преклонение перед этим идеалами было сопряжено с превращением в идеалы принципов; поведения, достойного дворянина и офицера. Вместе с тем регуляти вы поведения, принятые в какой-либо культуре или субкультуре, H J осуждаемые другой культурой, могут стать в последней антиценно стями, вызывающими презрение, ненависть и отвращение. Так отно-j сится современный цивилизованный человек к первобытному канни-| бализму, приемам борьбы с еретиками, применявшимися средневеко-j выми инквизиторами, массовому уничтожению фашистами узников концлагерей в газовых камерах. Антиценностями для нормальным людей являются и нормы поведения, насаждаемые в уголовном мире,! в условиях армейской «дедовщины», в среде бюрократов-взяточнда ков, и т.д. Таким образом, ценности способны бросать «ценностный отблеск» на регулятивы действий, которые предпринимаются челове-? ком для их достижения. Чем выше в иерархии ценностных ориентации личности нахо дится Ценность, тем больше человек склонен накладывать печать] ценности и на регулятивы нацеленного на нее поведения. Поэтому неудивительно, что ценностное отношение в наибольшей мере рас пространяется на регулятивы поведения, направленного на высшие-1 финальные ценности. Такие регулятивы, как и сама финальная цен ность, становятся самоценными. Примером этого могут служит* принципы нравственности: личность придерживается их не ради достижения какой-либо цели, а в силу их самоценности. Социокультурные В связи с тем что в культурном пространств нормы могут одновременно существовать разнородные и! противоречащие друг другу регулятивы, выполне-1 ние регулятивов может порождать разные формы поведения. Во' всякой культуре одни формы поведения представляются «нормаль ными», общепринятыми, ожидаемыми, другие же рассматриваютс как «ненормальные», отклоняющиеся от общепринятых стандартов Поведение первого рода называют нормативным, а второго — от кланяющимся, или девиантным 1 . Регулятивы нормативного поведения именуются социокультур ными (культурными, социальными) нормами. В толковых словарях обычно указываются два значения слова «нор-i ма»: 1) узаконенное установление, признанный обязательным порядок] ' От лат. dcviatio — отклонение. 7.2. Регулятивы и нормы 145 строй чего-либо (например, «войти в норму» — значит прийти в по рядок, в обычное состояние); 2) установленная мера, средняя величина чего-нибудь (например, «норма выработки», «норма выпадения осадков») 1 Эти значения близки друг другу, и оба имеются в виду, когда речь идет о культурных нормах. Стоит заметить, что узаконенность и признан- ность норм в культуре не опирается непременно на какие-то «офици альные» указания, распоряжения или инструкции. Они узаконены и признаны прежде всего в том смысле, что поддерживаются силой традиций, обычаев, общественного мнения. Во многих случаях они яв ляются «неписаными». Но, разумеется, вполне возможно сделать эти нормы «писаными». Нередко их фиксируют документально и утверж дают соответствующими инстанциями. Устанавливаемые государством правовые нормы — конституции, кодексы законов, указы и постанов ления президента и правительственных органов — являются офици альным выражением культурных норм, которыми регулируются граж данские, имущественные общественные отношения и т.д. Правда, юри дические формулы далеко не всегда достаточно хорошо согласуются с исторически сложившимися культурными нормами. К тому же они не исчерпывают и не могут исчерпать всего разнообразия действующих в обществе культурных норм. Культурные нормы окружают нас со всех сторон, и мы очень часто следуем им, не осознавая этого. Выполнение социокультур ных норм опирается на интуитивно, найденные или сознательно выработанные представления человека о том, что можно и чего нельзя делать. В то же время общество осуществляет социальный конт роль над поведением людей, стимулируя нормативное и пресекая девиантное поведение. Главные механизмы социального контроля: общественное мнение (неформальный, неофициальный контроль) и административное управление (формальный, официальный контроль). В общественном мнении основными средствами контролиру ющего воздействия являются процедуры убеждения, морально-пси хологического вознаграждения за культурно одобряемое поведение (приветливая улыбка, хороший отзыв, похвала, признание, слава) и морально-психологического наказания за неодобряемое (недоволь ный взгляд, критика, брань, угрозы, бойкот). Административная система, опираясь в конечном счете на закон и властные структуры государства, предполагает использова ние материальных и «силовых» средств воздействия: принуждение с помощью насилия, вознаграждение в виде премии, повышения 1 См.: Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.. 1992. 146 Глава 7. Культурные ценности и нормы жалования, должностного продвижения, наказание в форме штрафа, ] понижения в чине, увольнения, лишения свободы и даже жизни. Контроль за соблюдением норм и защита их от нарушений яв-1 ляются непременным условием существования культуры. Общество ] заинтересовано в этом потому, что соблюдение социокультурных! норм обеспечивает безопасность взаимодействия людей, тогда как* отступления от норм чреваты непредсказуемыми последствиями. Опа-1 саясь девиантного поведения, люди вынуждены с подозрением охно- ] ситься друг к другу. Когда вам предлагают сесть на стул, то вы може- J те спокойно усесться, потому что уверены в безопасности этого 1 действия. Такая уверенность — следствие убеждения, что человек, ] предложивший вам сесть, соблюдает нормы культуры и не подста-j вил вам стул со сломанной ножкой или иголкой в сиденье. Если! такого убеждения у вас нет, то приходится принимать меры предос-J торожности. Обычно оттого что кто-то нарушает нормы, страдают] больше всего не сами нарушители, а другие люди, неповинные в де-1 виациях. Существование жуликов, пытающихся обманом получить] от государства какие-то льготы, ставит под подозрение всех, кто обра щается за этими льготами, и заставляет требовать от тех, кто действи тельно имеет на них право, множество различных справок. Девиан- тное поведение, как правило, вносит в жизнь общества неудобства. ] Социальная и Культурные нормы возникают на самых ранних] технологическая этапах истории человеческого общества. С помо- J функции культур- щью знаковых систем Культуры они передаются] ных норм от поколения к поколению и превращаются в «при- s БЫЧКИ общества» — обычаи, традиции, в оболоч-1 ке которых нормы могут в неизменности сохраняться веками. Но] в критические периоды истории народа возможны резкие измене-'] ния в сфере социокультурных регулятивов. Смена норм чаще все-1 го сопряжена с трудностями и беспорядками. Национальное своеобразие культур в значительной мере обус ловлено действующими в них нормами поведения. Одной из важ ных черт, характеризующих культуру, является степень ее норма тивности, т.е. строгость и обязательность культурных норм, регла ментирующих стороны жизни людей. Различные культуры обладают разной степенью нормативности (например, в наше время норма тивность русской культуры значительно слабее, чем английской, китайской и многих других). «Нормативная недостаточность» куль туры может вести к росту преступности, падению нравственности, дезорганизации общественных отношений (что мы и наблюдаем сейчас в нашей стране). «Нормативная избыточность», наоборот, 7.2. Регулятивы и нормы 147 способствует стабильности общества, твердости и устойчивости общественного порядка (это было характерно, в частности, для Анг лии «елизаветинской эпохи»). Вместе с тем она ограничивает сво боду, инициативность и творческую деятельность, что имеет своим следствием замедление темпов развития общества и застой. «Нор мативная избыточность», таким образом, становится препятствием для социального прогресса в не меньшей степени, чем «норматив ная недостаточность». С одной стороны, культурные нормы унифицируют поведение людей, обеспечивают единообразие и согласованность их коллек тивных действий. Следование культурным нормам выступает не обходимым условием для организации совместной деятельности и поддержания общественного порядка. В этом состоит социальная функция культурных норм. Совместная жизнь людей была бы не возможна, если бы не существовали нормы, регулирующие их взаи моотношения и действия. Даже жизнь стада животных упорядочи вается «правилами», которые определяют отношения между входя щими в него особями, «обязанности» и «права» вожака, действия в случае опасности и пр. Жизнь коллектива людей несравненно бо лее сложна. Поэтому и требуется культура как средство ее надбио- логического регулирования. С другой стороны, культурные нормы представляют собой про цедурные правила, способы и программы деятельности, нацеленные на получение желаемого результата. В этом заключается их тех нологическая функция. Они определяют технологию человеческой деятельности, т.е. то, что и как надо сделать, чтобы достичь успе ха в каком-либо деле, получить конкретный «технический резуль тат» (не только на производстве, в технике, но и в любых других областях — в быту, науке, спорте и т.д.). Функции культурных норм могут различным образом соотно ситься между собой. Существуют культурные нормы, выполняющие только социальную функцию (таково, например, «золотое правило нравственности»: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними). Они устанавливают общие правила соци ально одобряемого поведения, но нетехнологичны, потому что не указывают конкретных способов и процедур, с помощью которых в каждом отдельном случае эти правила должны быть выполне ны. Другие нормы, наоборот, выполняют лишь технологическую функ цию (в их числе методики решения математических или физиче ских задач, производственно-технические нормы, «секреты» профес сионального мастерства и вообще приемы всякой индивидуальной деятельности). Они несоциальны, поскольку определяют лишь кон- 148 Глава 7. Культурные ценности и нормы кретные алгоритмы и программы действий, ведущих к поставлен ной цели, но не определяют ни постановки этой цели, ни ее социал ной значимости, а потому с их помощью могут быть получены ка полезные, так и вредные для человека (индивида, социальной rpyni пы, общества в целом) результаты. Однако есть множество культурных норм, которые обусловлива ют как технологическую программу действий, ведущих к опреде ленным «техническим» результатам, так и социальную эффектов ность нормативного Поведения и его результатов. Соединение тех^ нологической и социальной функций при этом часто достигаете лишь с помощью весьма специфичных семиотических средств, глав ным образом благодаря символическому истолкованию процес-\ сов и продуктов деятельности, культурно обусловленному «при-J писыванию» им социальной значимости. Так, магические ритуалы! большей частью технологически нецелесообразны, поскольку сами] по себе не помогают, а то и мешают получению желаемого резуль тата. Зачастую продукт, получаемый в них по всем Правилам нор мативной технологии, не имеет никакого реального отношения К| социальным последствиям, которые эта технология порождает. Ta-i кие последствия возникают лишь потому, что технологический ре зультат воспринимается не сам по себе, а символически — как символ определенных социальных отношений и действий. Возьмем для примера любопытный обычай индейского племени баронго. У каждого клана этого племени есть священный предмет, называемый «мхамба». Это палочка, составленная из склеенных ка тышков. Технология изготовления такой палочки строго предус мотрена точными предписаниями. Каждый катышек делается после смерти вождя. У него отрезают ногти и волосы, смешивают их с пометом быков, убитых при погребении. Полученный таким обра зом катышек присоединяют к тому, который был сделан после смерти предыдущего вождя. За многие десятилетия или даже столетия мхамба достигает длины в 30 см и более. Обычай требует хранить эту священную реликвию в специально построенной для нее хщ жине. Хранителем ее избирается один из самых уважаемых сопле менников, спокойный, сдержанный и никогда не напивающийся до пьяна. Он становится своего рода верховным жрецом. Мхамба Щ самое драгоценное сокровище племени. Утрата ее — величайше бедствие. Если во время войны приходится отступать, то хранитель мхамбы бежит первым. Захватить ее можно, лишь перебив ecexi воинов племени. Социальная функция этого обычая, очевидно; со стоит в том, что он формирует коллективное сознание мистического единства племени, сопричастности всех его членов с долгой чередой 7.2. Регулятивы и нормы 149 иождей, которые как бы продолжают после смерти поддерживать его существование. Но ни процедура изготовления мхамбы, ни сам про дукт этой процедуры на самом деле не создают племенного един ства. Технологическая функция обычая здесь никак реально не свя зана с его социальной функцией. Последняя осуществляется не бла годаря эффективной технологии действий по изготовлению амулета, а совершенно независимо от этого — благодаря основанной на мифе символической трактовке технологической функции. Случается, что технология нормативных процедур 1 и их продукт хотя и прямо преследуют определенную социальную цель, но не обладают теми свойствами, или «техническими параметрами», кото рых от них ожидают. Однако, несмотря на это, символический смысл процедур делает их в социальном плане достаточно эффективными. Когда жрецы-авгуры в Древнем Риме, понаблюдав за полетом птиц или покопавшись во внутренностях жертвенной овцы, предве щали исход предстоящего военного сражения, то они на самом деле ничего предсказать не могли. Цицерон писал, что авгуры были про сто обманщиками и не могли удержаться от улыбки, когда смотрели друг на друга во время своих гаданий. Но римские полководцы обра щались к ним накануне битвы и начинали ее, только получив от них благоприятное предсказание. И это способствовало победе, посколь ку вселяло в воинов уверенность в своих силах. Возможна и противоположная ситуация, когда обусловленная культурными нормами технология дает желаемые «технические» результаты, но в социальном отношении приводит к совершенно нежелательным, вредным последствиям. С ситуациями такого рода мы постоянно сталкиваемся в процессе развития техники: произ водятся средства, которые имеют прекрасные технические парамет ры, но угрожают здоровью и благополучию людей (вплоть до ядер ного оружия, способного истребить человечество). Едва ли не каж дое техническое достижение при его практическом использовании порождает социальные следствия как позитивного, так и негативно го характера. Компьютер — замечательное изобретение, но когда его страстным почитателям контакты через модем заменяют все формы живого человеческого общения, это вряд ли можно считать нормой для совместной жизни людей. Социальная и технологическая функции культурных норм объ единяются в единую регулятивную систему, если результат техно логических процедур непосредственно служит решению социаль ной задачи — сплочению коллектива, упорядочению обществен ных отношений и т.п. Например, во многих примитивных сообществах существует обряд инициации, требующий, чтобы подростки накану- |