Главная страница

Культурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.. Солонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган


Скачать 2.31 Mb.
НазваниеСолонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган
АнкорКультурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана..pdf
Дата05.03.2017
Размер2.31 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаКультурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана..pdf
ТипУчебник
#3400
КатегорияИскусство. Культура
страница20 из 38
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   38
i

11.2. Культура и общество 243 талистическое, социалистическое; поиски же определения его ны­
нешнего состояния ведутся социологами с точки зрения характери­
стик культуры: «индустриальная цивилизация», «научно-техничес­
кая цивилизация», «информационное общество», «информаЦиональ- ное общество». У ученых, разрабатывающих так называемый
«цивилизационный подход» к истории, само понятие «цивилизация» стало поглощать понятие «общество».
Эта объясняется тем, что во второй половине XX в. развитие на­
уки и ее основные технико-технологические достижения в атомной энергетике, химической промышленности и генной инженерии выве­
ли культуру из-под власти социальных отношений, поскольку уп­
равление этими практиками зависит уже не от характера того или иного общественного строя: если современными знаниями, техни­
ками и технологиями владеют сегодня еще не все государства на земном шаре, то завтра они станут всеобщим достоянием, и разли­
чия конкретных социальных режимов ртанут второстепенными.
Создание Организации Объединенных Наций с Советом Безопас­
ности, Шенгенское соглашение в Объединенной Европе, проблема глобализма, охватившая планету сеть массовых коммуникаций — таковы признаки неумолимо развивающихся интеграционных про­
цессов, осуществляемых не на политическом и не на экономичес­
ком, а на научном, технологическом, информационном уровнях, т.е. в общекультурной, или цивилизационной, сфере. Если прежде все научные открытия и технические изобретения имели геополитиче­
скую локализацию и могли использоваться в вооруженных столк­
новениях государств, сословий, классов, политических движений, конфессий, обеспечивая одному из противников победу над другим
(даже последствия газовых атак в Первой мировой войне были ло­
кальными), то использование термоядерного оружия и, мало того, мир­
ная атомная энергетика, широчайшее внедрение химикатов во все отрасли современного производства и начавшееся в наши дни ма­
нипулирование со структурой гена никакой географической лока­
лизации не имеют. При небывалой опасности для самой жизни на. планете, которую несет в себе отравление земли, воды и воздуха, и необратимости последствий геноинженерных экспериментов, в ча­
стности клонирования животных, а в недалекой перспективе и че­
ловека, техника может стать относительно безопасной лишь в том случае, если люди преодолеют извечный групповой эгоизм, кото­
рый социальные психологи определяют местоименной формулой
«мы — они» (так обозначают асимметрию во взаимоотношениях племен, наций, рас, государств, экономических систем, сословий, клас­
сов, политических партий, профессиональных групп, конфессий, по­
лов и поколений),и если осознают себя единым Человечеством.

244 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
Необходимость преодоления конфронтационной разобщенности зем­
лян осознавалась уже в XIX в., но предлагавшиеся тогда способы решения этой задачи были утопичны. Например, создание нового ре­
лигиозного учения «Бахай», основоположник которого перс Баха-Уллы провозгласил необходимость не только духовного, но и политическо­
го объединения человечества и обратился с посланием ко всем пра­
вителям и царям: «Объединяйтесь, о цари небесные, ибо тогда утих­
нет буря разногласий меж вами и народы ваши обретут покой...»
(идеи Баха-Уллы оказали большое влияние на мировоззрение М. Ган­
ди, а Л.Н. Толстой видел в них «высшую и чистейшую форму религи­
озного учения»; на Западе они имеют хождение по сей день), а также европейские, американские и российские учения «утопического социа­
лизма», возлагавшие надежды на нравственные и эстетические спосо­
бы преодоления исторически сложившегося раскола человечества; мар­
ксистский «научный коммунизм», который рассчитывал на достиже­
ние той же цели силой «мировой пролетарской революции». Однако в обществе, в котором сознание и поведение людей определяются эгоистическими материальными интересами, духовные факторы спо­
собны определять поведение отдельных личностей, но не действия круп­
ных социальных сил: сословий, классов, партий, управляющих государ­
ствами или борющихся с господствующими социальными порядками.
Неудивительно, что ни бахаизм, ни гандизм, ни толстовство, ни марк­
сизм и ленинизм, сколь бы популярными они ни становились в опре­
деленных обстоятельствах и национальных культурах, не могли реаль­
но, практически объединить человечество — оно продолжало расши­
рять сферу политического противоборства и идеологических конфликтов, результатом чего стали две мировые войны XX в.
История показала, что все расчеты на объединение человечества были иллюзорными до тех пор, пока научно-технический потенциал культуры не сделал его не только возможным, но и необходимым для сохранения жизни на Земле. Определяющим фактором в судьбе человечества выступает сегодня не структура общества, а степень
развития культуры: достигнув определенного уровня^ она повлекла за собой радикальную реорганизацию общества, всей системы соци­
ального управления. Это сказалось прежде всего в расширении от­
каза от применения традиционных, унаследованных от наших пред­
ков, способов физически-смертоносного насилия государства над го­
сударством и нации над нацией, одних промышленных корпораций над другими и одних политиков, банкиров, бизнесменов над другими и в применении порожденного культурой способа разрешения всех противоречий и конфликтов, неизвестного животному миру, альтер­
нативного насилию, имя которого — диалог.

11.2. Культура и общество 245
На философском языке диалог — это духовная форма межсубъ­
ектных отношений, т.е. такой способ общения людей, при котором они относятся друг к другу не как к пассивному объекту своих притязаний, желая подчинить его себе, управлять им или хотя бы изучить его «со стороны», исследовать, познать, а как к равному
себе субъекту, свободно избирающему свои ценности и не навязы­
вающему их Другому; целью диалога является, следовательно, не
«обмен информацией», а достижение единства с Другим, общего миропонимания и ценностных ориентации, что необходимо для ус­
пешных совместных действий. Если неравноправные, асимметрич­
ные отношения индивидов принято обозначать формулами «я — он» или «я — оно», а социальных групп — «мы — они», то формулой диалога как симметричной формы межличностного общения являет­
ся «я — ты», если же речь идет о диалоге совокупных субъектов — наций, классов, государств, партий, поколений, культур, — то его фор­
мула: «мы — вы».
В высшей степени показательна судьба самого понятия «диа­
лог»: из частного термина лингвистики и теории драматургии, еще в начале XX в. обозначавшего собеседование людей в жизни и на сцене, в отличие от монолога — речи, не рассчитанной на восприя­
тие и ответную реакцию Другого, — это понятие превратилось в одну из фундаментальных категорий философской антропологии и культурологии. Функционирование ООН является свидетельством осознания государственными деятелями всех стран мира необходи­
мости смены насилия диалогом в отношениях между государства­
ми как альтернативы новой мировой войне, угрожающей существо­
ванию человечества. ООН еще не способна предотвращать или ос­
танавливать локальные войны, но она выступает преградой для применения атомного, химического и бактериологического оружия, смертоносных не только для одной из сторон военного конфликта, но и для жизни на нашей планете в целом.
В более скромных масштабах двусторонних и религиозных меж­
государственных отношений «диалог» также стал методом обще­
ния дипломатов, политиков, юристов, понимающих, что торгово-эко­
номические, геополитические, военно-стратегические противоречия, вновь и вновь с неизбежностью возникающие в отношениях меж­
ду отдельными странами и между блоками государств, могут разре­
шаться либо силовыми средствами, чреватыми большой войной, либо путем достижения компромиссов в ходе диалогических контак­
тов лидеров этих стран и блоков. Главная Трудность при этом состоит в сохранении каждым участником диалога его субъект­
ной самостоятельности, специфичности, уникальности при достиже-

246
Глава И. Антропологические аспекты культуры нии общности всех участвующих в общении субъектов, которая превращает их в единого совокупного субъекта (при множестве участников диалог превращается в полилог, что безмерно услож­
няет решение задачи). Серьезным препятствием для осуществле­
ния диалога является то, что, как мы повседневно убеждаемся, да сих пор не изжит древний социально-психологический комплекс
«мы — они», который определяет националистически-шовинисти­
ческое поведение «толпы» и ее популистских лидеров. И все же на рубеже XX—XXI столетий совершенно очевидно, что путь диалога является единственно перспективным в развитии человечества.
11.3. Функционирование культуры
Системный подход к научному рассмотрению культуры предпо­
лагает взаимосвязь трех плоскостей ее анализа: элементно-струк­
турной, функциональной и исторической. Характеристику куль­
туры в элементно-структурной аналитической плоскости мы толь­
ко что рассмотрели. Следующая ступень — анализ культуры в функциональном аспекте. Он включает в себя решение двух воп­
росов: какие объективные цели сделали необходимым рождение и историческое развитие культуры как функциональной системы и каковы механизмы ее функционирования, обеспечивающие дости­
жение этих целей?
Поскольку культура живет и действует в реальном бытии чело­
вечества, функционируют пространственное и временное измере­
ния бытия.
В пространственной плоскости роль культуры состоит в том, чтобы удовлетворять те потребности людей, которые она сама по­
рождает, и одновременно формировать новые потребности, посред­
ством этого окультуривая, облагораживая, одухотворяя, «возвышая» биологические нужды — в пище, отдыхе, сексуальных ощущениях и т.д. — и привнося в жизнь новые, чисто культурные: в чтении, слушании музыки, изучении наук, философском умозрении, путеше­
ствиях, интеллектуальном общении с себе подобными. В целом эту роль культуры можно определить как последовательное и все­
стороннее очеловечивание жизни человека.
Значение указанных действий культуры неоднозначно. Диалек­
тика человеческого бытия приводит к выработке человечеством не только таких форм поведения и опосредующего их сознания, гума­
нистическая ценность которых, безусловно, превосходит агрессив­
ность, жестокость, кровожадность диких зверей и отсутствие у них

11.3. Функционирование культуры 247 разума, совести, идеалов, духовности, эстетических чувств, но и та­
ких, в которых людьми проявляются качества более звериные, чем у самих животных, — ограбление и убийство ближнего, военные способы разрешения социальных противоречий, пытки, обман, пре­
дательство, измена. Более того, одни и те же действия получают в человеческом обществе прямо противоположные оценки: одни люди рассматривают их как культурные, а другие — как антикультурные, дикие, варварские. Это относится к верованиям и безверию, к ис­
пользованию ненормативной лексики в речи, к явлениям моды в одежде и прическе, к украшениям, макияжу, татуировке, к различ­
ным художественным стилям: импрессионизму, экспрессионизму, кубизму, фовизму, абстракционизму... Культура оценивает самое
себя, и ее оценки зачастую оказываются различными, даже диамет­
рально противоположными, потому что они даются с позиций соци­
альных групп, являющихся разными, подчас антагонистическими в своем бытии, а значит, и в своем сознании. Таковы, в частности, оценки Великой французской революции и Октябрьской револю­
ции в России, фашизма, нынешние"религиозные конфликты, обора­
чивающиеся кровавым противоборством сторонников террора как
«высшего проявления мусульманской культуры», с теми, кто счита­
ет всякий террор явлением антикультуры... В силу этого одного только онтологического подхода к культуре недостаточно — к ней необходимо подходить также с аксиологических позиций.
Несмотря на эти противоречия, культура достигает своей высокой цели очеловечивания, одухотворения, облагораживания бытия. Дос­
таточно сопоставить три этапа в ее истории, которые в XVII—XIX вв. назывались «дикостью, варварством, цивилизацией», чтобы при всех издержках признать наличие прогресса. В меньшем истори­
ческом масштабе прогрессивным является движение России от
Средневековья через петровские реформы, Просвещение XVIII в., расцвет художественной культуры в XIX в., дикий разгул граждан­
ской войны, большевистскую реставрацию крепостного права, рабс­
кого труда в концлагерях и массового террора, уничтожавшего куль­
турных носителей, к современному состоянию культуры и надежде на ее дальнейшее развитие в самых высоких проявлениях.
В функционировании культуры есть еще один важный аспект, который касается возможности и способа ее саморегуляции, самоуп­
равления. Для достижения означенной цели каждая рефлексивная система должна обладать двумя «механизмами»: академик Д. Поспе­
лов метафорически назвал их «сознанием» й «самосознанием» си­
стемы, поскольку один из них поставляет системе информацию о том, что совершается в ее изменяющейся среде, а другой — о том,

248 Глава 11. Антропологические аспекты культуры что происходит внутри самой системы. В культуре эти роли при­
званы исполнять философия как сознание культуры и искусство как ее самосознание. Философию не случайно часто называют миро­
воззрением; она действительно предоставляет культуре целостную информацию о мире, который является «средой» культуры. Искус­
ство же, напротив, направлено вовнутрь культуры, выступает свое-, го рода «культуро-осознанием»; именно по искусству каждого на! рода и каждой эпохи мы с наибольшей полнотой и точностью мо-. жем судить о целостном состоянии культуры данной нации и данного времени. Все другие культурные компоненты — наука, идеология,' техника, формы труда и игры, да и сама философия, — дают частич-: ное представление о культуре. Искусство же,' взятое в многообра­
зии его видовых и жанровых форм, оказывается, образно говоря,
«автопортретом» культуры, или «зеркалом», в котором она отража- ется во всей целостности своего бытия: таким «зеркалом» для анг­
личан конца эпохи Ренессанса было творчество У. Шекспира, для
немцев эпохи кризиса культуры Просвещения и прихода роман­
тизма — творчество Ф. Шиллера и И.-В. Гете, для русского народа поры завершения феодального строя — произведения Ф.М. Досто­
евского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова...
С этой точки зрения становится объяснимым констатированный еще в Древней Греции факт, что искусство имеет образную струк­
туру, а философия — теоретическую.- Если, как показал создатель
«теории функциональной структуры» П.К. Анохин, в жизни систем действует закон «функция определяет структуру», то различие между структурами искусства и философии объясняется различием ия упомянутых функций: поскольку культура в ее целостной жизни объединяет духовное начало с материальным, рациональную актив­
ность и н т е л л е к т а — с его эмоциональной энергией, сознательную деятельность человека — с бессознательной активностью психики, субъектно-объектное отношение — с межсубъектным, представить такую «амальгаму» во всей полноте и живой пульсации, в единств социально-исторического содержания и индивидуальной конкрет­
ности его психологического преломления способна только художе ственно-образная структура. Точно так же адекватное представле­
ние о внешнем мире, природном и социальном, безличном и внеч эмоциональном, лишенном духовного содержания и субъективного смысла, может дать только философия на языке теоретических аб стракций. Философия, как и наука, опирается на работу левого п лушария головного мозга, но широко пользуется метафорами, кот рые ей предоставляет правополушарная образная структура, а ис кусство, напротив, силой интеллекта перерабатывает и обобщае плоды деятельности правого полушария, превращая образное отра

11.3. Функционирование культуры
249 жение реальности в ее преображение силой воображения и его наиболее активной формы — фантазии.
В особых исторических ситуациях, при определенных состояниях культуры оказываются возможными и необходимыми синтетичес­
кие художественно-философские структуры — это прежде всего мифы, в которых сознание и самосознание культуры были еще не­
разделимы, далее — после обретения самостоятельности сознания и самосознания — периодические поиски их взаимосвязи в творче­
стве древнегреческих драматургов, ренессансных поэтов и живопис­
цев (от Данте и Джотто до Петрарки и Рафаэля), художников-мыс­
лителей эпохи Просвещения Дидро и Вольтера, Лессинга и Свифта, представителей экзистенциалистской культуры XX в. Сартра и Камю,
Карне и Антониони. Вместе с тем уже в XIX в. в так называемой
«философии жизни» стала развиваться тенденция «самоотречения» философии от врожденной ей дискурсивности и стремления преоб­
разиться, как в сочинениях С. Кьеркегора и Ф. Ницше, в род художе­
ственной публицистики, противопоставленный «устаревшему» клас­
сическому дискурсу философов-просветителей и их великих наслед­
ников — Г. Гегеля, О. Конта, Л. Фейербаха, К. Маркса. В XX в. торжество индивидуалистической свободы мышления и творчества привело к хаотическому соседству в модернистской и постмодерни­
стской культуре всех возможных модификаций взаимоотношений искусства и философии — от их обоюдно-равнодушного, если не пре­
зрительного, противостояния до «охудожествления» философии, с одной стороны, и «философизации» искусства — с другой. В конце прошло­
го столетия эти процессы затронули нашу культуру, породив скеп­
тическое отношение к самой возможности определить сущность фи­
лософии и искусства, а-тем самым и существо их взаимоотношений.
Однако исторический анализ показывает, что изменение этих взаимоотношений в той же мере определяется исторической дина­
микой культуры, что и их самоопределение в ходе распада мифоло­
гического сознания. А это значит, что нынешняя ситуация не явля­
ется конечной и вечной, дальнейшее развитие культуры предъявит искусству и философии свои требования, и задача культурологии состоит в том, чтобы понять, каким будет этот призыв. Представ­
ляется, что будущее культуры связано с преодолением нынешнего хаоса и восстановлением на основе усвоения всех достижений куль­
туры XX столетия того тысячелетиями апробированного «разделе­
ния труда» между философией и искусством, которое необходимо для полноценного выполнения ими их исконных функций. Видимо, при всем многообразии возможных форм их взаимодействия и вза­
имопроникновения философия должна оставаться философией, а ис­
кусство — искусством.

250 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
Роль культуры во временной плоскости состоит в том, чтобы заменить утративший силу механизм генетического кодирования и передачи из поколения в поколение программ поведения и дея­
тельности своими созданиями — предметными носителями, храни­
телями и трансляторами накапливаемого человечеством культур­
ного опыта. Этот опыт охватывает все основные аспекты челове­
ческой деятельности: в него входят знания о мире, о человеке и о самом знании; ценности, приписываемые всему сущему, и вне' куль­
туры, и в ее собственном пространстве; проекты, предназначенные для претворения в жизнь как идеальные предвосхищения плодов деятельности, но остающиеся мечтами, фантазиями, невыполнимыми
«моделями потребного будущего»; формы общения, способные объе­
динить людей общими ценностями, проектами, знаниями; художе­
ственные о,бразы, в процессе создания которых сливаются воедино все четыре вида деятельности и которые становятся одновременно и нераздельно знаниями-ценностями-идеалами-способами общения.
Что касается механизма реализации культурой внегенетичес- кого наследования, то он может быть описан двумя структурами.
Первая представляет процесс передачи информации из поколения в поколение с помощью деятельности «опредмечивания» и «рас­
предмечивания», по терминологии Г. Гегеля — К. Маркса. Они связаны с существованием самих культурных предметов, которые играют роль «генов культуры», поскольку в их материальных «те-, лах» закодированы имматериальные данные — информация не только о том, зачем и как нужно оперировать предметом (ложкой, вилкой, ножом, топором, серпом, ружьем, автомобилем, компьюте­
ром...), но и о том, почему те или иные предметы необходимы людям, как они будут соотноситься с другими предметами в куль­
турной нише, в которой живут отдельный человек, группа людей, народ, человечество в целом. Следовательно, в жизни культуры каждый предмет двунаправлен: в пространстве культуры его на­
правление определяется удовлетворением потребностей современ­
ников, во времени культуры — порождением потребностей по-, томков и общим развитием их интеллекта, тезауруса, духовного мира (рис. 3.7).
Эта схема иллюстрирует не только наличие трех модусов су­
ществования культуры, но и взаимопревращения одного модуса в другой. В самом деле, человеческая модальность, в которой культура выступает как целостное единство не наследуемых и не врожденных духовных качеств, а таких, которые обретаются человечеством в ходе его исторического развития и каждым индивидом •— в ходе усвоения, освоения и присвоения более или

11.3. Функционирование культуры 251
Человек как творение культуры и соучастник ее творчества
Деятельность опредмечивания и общения
Человек как творец культуры
Предметное бытие культуры
Деятельность распредмечивания и общения
Рис. 3.7.
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   38


написать администратору сайта